Анализ рынка электромеханических преобразователей
Введение
Электрическим приводом называется конструктивное единство
электромеханического преобразователя энергии, механических преобразователей
энергии, преобразователя электрической энергии и микропроцессорной системы
управления.
Составляющие элементы данной системы являются весьма дорогостоящими,
следовательно, инженеру, разрабатывающему систему электрического привода,
необходимо иметь навык производить технико-экономический расчёт элементов
системы и уметь грамотно производить оценку рынка данных элементов. Данное
умение необходимо для того, чтобы при меньшей стоимости данной системы можно
было получить лучшие её качественные показатели.
В данном реферате будет рассмотрен анализ рынка электромеханических
преобразователей. Однако необходимо понимать, что сам по себе двигатель в
производстве не используется в принципе, он используется только в системе
электропривода. Поэтому тенденции развития рынка двигателей будут совпадать с
тенденциями развития рынка приводов.
Целью исследования является исследование российского рынка
электродвигателей с целью оценки целесообразности выхода на данный рынок.
1.
Анализ рынка
Под анализом рынка подразумевается - изучение рынка товаров и услуг,
спроса и предложения, поведения потребителей, рыночной конъюнктуры, динамики
цен с целью лучшего продвижения своих товаров на рынке.
Иначе говоря, это анализ ситуации на фирмах или предприятиях в русле
событий, происходящих на рынке. Анализ рынка является основой для коммерческой
политики компании. При этом анализируются необходимые затраты на закупку,
производство и реализацию продукции в соответствии с возможностями получения
дохода. В Анализе рынка применяются данные статистики и исследования
общественного мнения, эмпирические данные хозяйственной деятельности компании,
нормативно-правовые акты государства.
Целью современных методик анализа товарных рынков территорий является
измерение важнейших параметров и показателей состояния конкурентной среды и
уровней их монополизации. С 1993г. ГКАП РФ и его территориальные управления
ведут разработку и апробацию различных вариантов таких методик. В процессе
разработок программ для демонополизации экономики и развития конкуренции на
товарных рынках начала постепенно выстраиваться и методика анализа конкурентной
среды.
В современной экономической науке существует множество способов
маркетингового анализа с целью получения самых широких сведениё о данном рынке,
Однако все данные методы сводятся к решению следующих задач:
·
Определение общей статистики российского рынка электродвигателей
в динамике:
·
Суммарный объем внутреннего производства электродвигателей до 2008 г.
·
Суммарный объем импорта электродвигателей на территорию РФ до 2008 г.
·
Суммарный объем экспорта электродвигателей из РФ в до 2008 г.
·
Соотношение внутреннего производства и импортных поставок на
рынок ЭД РФ.
·
Определение ключевых импортеров и экспортеров на рынке
электродвигателей.
·
Определение основных производителей электродвигателей и их
положения на рынке.
·
Выявление основных потребляющих отраслей и оценка динамики их
развития.
·
Сегментация рынка электродвигателей по основным типам,
представленным на российском рынке.
·
Классификация электродвигателей по различным критериям.
Электротехническая промышленность сегодня занимает особое место в
машиностроительном комплексе промышленности России в целом. Российское
электротехническое производство развивается высокими темпами;
Что касается производства непосредственно электродвигателей, то
современное состояние отечественного рынка электродвигателей определяется в
первую очередь жесткой внутрироссийской конкуренцией заводов-изготовителей;
И связи с возросшим интересом зарубежных производителей
электротехнического оборудования к российскому рынку, а также желанием отечественных
компаний расширить свой рынок сбыла за счет зарубежных потребителей.
Резкое снижение импорта электродвигателей в 2005 возможно было связано с
постановлением "О мерах по защите российских производителей трехфазных
асинхронных электродвигателей".
Предположительно, в ближайшее время, рост производства электродвигателей
будет связан в основном с освоением выпуска новых энергоэкономичных,
конкурентоспособных двигателей, имеющих повышенный спрос.
По нашей оценке, наконец-то прекращается многолетний спад производства в
машиностроении. В большинстве подотраслей машиностроительного комплекса
наблюдается заметное оживление деловой активности (за исключением
железнодорожного, сельскохозяйственного и строительно-дорожного
машиностроения). Увеличивается спрос на комплектующие, в том числе и на
электродвигатели переменного тока с высотой оси вращения 63 – 355 мм, которым и посвящен данный обзор.
За четыре месяца 2007 года относительно соответствующего периода прошлого
года производство возросло на 9,1% и, учитывая обычный сезонный спад в летние
месяцы, годовое производство, по оценке специалистов, возрастет на 6%.
Общий объем продаж на рынках России с учетом импорта возрастет на 3,3%, а
объем продаж отечественной продукции возрастет более чем на 7%, что будет
обусловлено дальнейшим снижением импорта с 80,63 тыс. шт. в 2005 г. до 72,0 тыс. шт. в 2006 г. за счет расширения ассортимента выпускаемой на отечественных
заводах продукции. Постоянно растет средняя единичная мощность
электродвигателей (с 8,7 кВт в 1995 г. до 9,8 кВт в 1998 г.), что также способствует сокращению импорта электродвигателей высокой мощности.
Средняя стоимость экспортируемой продукции:
в страны СНГ– 0,63 тыс.долл./шт.
в страны дальнего зарубежья – 0,36 тыс.долл./шт.
Региональный спрос зависит от наличия машиностроительных производств и их
финансового состояния. В 2007 г. он распределился следующим образом (см. табл.
1).
Таблица 1
Росту спроса будет способствовать и стабилизация цен на готовую
продукцию, которые возрастут незначительно, в среднем на 4 – 5% за год.
Экспорт и импорт электродвигателей (со странами СНГ) можно рассмотреть по
данным диаграмм, приведенных на рисунках 1 и 2.
Рисунок 1 - Товарная структура экспорта России в страны СНГ в
январе-августе 2007 г.
Рисунок 2 - Товарная структура импорта России из стран СНГ в
январе-августе 2007 г.
Экспорт и импорт электродвигателей (со странами дальнего зарубежья) можно
рассмотреть по данным диаграмм, приведенных на рисунках 3 и 4.
Рисунок 3 - Товарная структура экспорта России в страны дальнего
зарубежья в январе-августе 2007 г.
Рисунок 4 - Товарная структура импорта России из стран дальнего зарубежья
в январе-августе 2007 г.
Как видно из представленных рисунков экспорт отечественных двигателей
составляет всего 3%, когда импорт зарубежных двигателей в Россию составляет
50,3%.
Данная динамика, вызванная сильной монополизацией Российского рынка
электродвигателей. Еще пять лет назад около 90% всех электродвигателей
переменного тока выпускали 5 заводов: ВЭМЗ, Ярославский машиностроительный,
«Уралэлектро-СТМ», «Сибэлектромотор», «Псковские электрические моторы». Однако
внутри этой группы крупнейших производителей происходили серьезные изменения.
Так, например завод ОАО «Сибэлектромотор» является монополистом в выпуске
отечественных крановых электродвигателей, Поэтому многие заводы, нуждающиеся в
данных двигателях, закупают двигатели зарубежных фирм, например крановые
двигатели фирмы SIMENS, Талинского электромеханического
завода и д.р.
Поэтому чтобы снизить величину экспорта, правительством РФ установлены
временные ввозные таможенные пошлины на асинхронные электродвигатели
переменного тока. Многофазные в размере 10 % от их таможенной стоимости, но не
менее 10 евро за 1 двигатель мощностью не более 750 Вт и не менее 20 евро за 1
двигатель мощностью от 750 Вт до 7,5 кВт.
3.
Определение ключевых импортеров и экспортеров на рынке электродвигателей
К основным странам импортёрам относятся следующие станы:
·
из СНГ – Украина (34,5%), Киргизия (23,8%), Молдавия (15,5%),
Азербайджан (11,5%);
·
из дальнего зарубежья – Литва (61%), Германия (14%), Италия (6%).
Основные экспортеры отечественной продукции по данным за 2007 год:
·
в СНГ– Украина (56,5%), Казахстан 18,6%, Узбекистан (12,6%);
·
дальнее зарубежье – Австралия (28,7%), Литва (20,7%), Франция
(15,3%), Италия (9,3%).
4.
Определение основных производителей электродвигателей и их
положения на рынке
Основными фирмами, выпускающими электрические двигатели в Российской
Федерации сейчас, являются 6 заводов. А именно:
·
ХОЛДИНГ РУСЭЛПРОМ
·
ОАО «ВЛАДИМИРСКИЙ ЭЛЕКТРОМОТОРНЫЙ ЗАВОД»
·
ОАО "ЯРОСЛАВСКИЙ ЭЛЕКТРОМАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫЙ ЗАВОД" (ОАО
"ELDIN")
·
ОАО «УРАЛЭЛЕКТРО-СТМ»
·
ОАО «СИБЭЛЕКТРОМОТОР».
Около 85% всех электродвигателей выпускают четыре завода: ВЭМЗ,
Ярославский машиностроительный завод, «Уралэлектро» и «Сибэлектромотор». Однако
владимирский завод ВЭМЗ постепенно теряет лидирующие позиции, что обусловлено
конкуренцией более дешевой продукции с Украины, из Молдавии и Киргизии.
5.
Выявление основных потребляющих отраслей и оценка динамики их
развития
Как уже было указанно выше, основными потребителями данной продукции
являются фирмы, в которых широко используются электропривода.
К таким отраслям производства относятся: машиностроение, приборостроение,
металлургия, транспорт и т.д. В данных отраслях используются привода малой,
средней и большой мощности.
Сектор электропривода малой и средней мощности является самым емким на
рынке электроприводов. Анализ рынка промышленного электропривода показывает,
что наибольшим спросом пользуется привод малой (до 3,7 кВт) и средней (до 37
кВт) мощности. Причем на долю электроприводов мощностью до 3,7 кВт приходится
около 75% всего рынка. Этот же диапазон мощностей характерен и для приводов
бытовой техники: холодильников, стиральных машин, кондиционеров.
Доля регулируемых электроприводов в общем объеме приводов малой мощности
для промышленных приложений и бытовой техники увеличивается все более
ускоряющимися темпами. На период с 2004 по 2010 год прогнозируется рост рынка
электроприводов малой мощности более чем в 2,5 раза. Ожидается, что на рубеже
2010 года будет преодолен рубеж в $3 млрд. При этом доля регулируемых приводов
возрастет с 22 до 55%. Регулируемый электропривод обеспечивает до 50% экономии
электроэнергии, до 40% экономии воды, высокую точность стабилизации требуемых
параметров (температура, давление, скорость). За счет этого он окупается за
гораздо более короткий срок.
В настоящее время суммарный годовой объем производства составляет десятки
миллионов комплектов, растет интерес к силовым интегральным системам управления
и силовым модулям высокой степени интеграции взамен традиционных схем с
применением дискретных полупроводниковых приборов. При этом решающими факторами
являются рентабельность производства электропривода, его эффективность и
надежность.
Как видно из приведённых данных, область применения электропривода
значительно расширяется, а следовательно и увеличивается спрос на электромеханические
преобразователи.
В настоящий момент, Россия находится в условиях сильного кризиса, который
в первую очередь ударил по таким отраслям как строительство и металлургия. В
данных отраслях в основном используются привода (а следовательно и
электродвигатели) большой мощности, в результате чего спрос на данную продукцию
значительно снизился.