Значение системы World Wide Web в функционировании сети Интернет
Введение
Internet – глобальная
компьютерная сеть, охватывающая весь мир. Сегодня Internet имеет около 30
миллионов абонентов в более чем 180 странах мира. Ежемесячно размер сети
увеличивается на 5-7%.
Всплеск интереса к
глобальной информационной сети Internet наблюдается сейчас повсеместно. В
сложившихся условиях потребность в информации о сети Internet становится
особенно острой.
В действительности
Internet не просто сеть, - она есть структура, объединяющая обычные сети.
Internet – это «Сеть сетей».
Для организации
межсетевых соединений необходим соответствующий протокол.
Протокол – это набор
договоренностей, который определяет обмен данными между различными программами.
Протоколы задают способы передачи сообщений и обработки ошибок в сети, а также
позволяют разработать стандарты, не привязанные к конкретной аппаратной
платформе. Все программы – от скорости передачи данных до методов адресации при
транспортировке отдельных сообщений – задаются протоколом, используемых в
данной конкретной сети.
В Internet базовым протоколом
служит ТСР/ IP. IP отвечает за адресацию сетевых узлов, а ТСР обеспечивает
доставку сообщений по нужному адресу. Эти мощные протоколы были предложены в
1974 г. Робертом Кэном, одним из основных разработчиков ARPANET, и ученым –
компьютерщиком Винтоном Серфом, вице – президентом CNRI. Internet ныне
превратилась в многопротокольную сеть, интегрирующую другие стандарты. Основные
среди них – стандарты взаимодействия открытых систем (OSI).
В Internet нет единого
пункта подписки или регистрации; вместо этого вы контактируете с поставщиком
услуг, который предоставляет вам доступ к сети через местный компьютер.
Последствия такой децентрализации с точки зрения доступности сетевых ресурсов
также весьма значительны. Среду передачи данных в Internet нельзя рассматривать
только как паутину проводов или оптоволоконных линий. Оцифрованные данные
пересылаются через маршрутизаторы, которые соединяют сети и с помощью сложных
алгоритмов выбирают наилучшие маршруты для информационных потоков.
1.
История
Internet
Для начала
постараемся дать простое определение того, что такое Интернет. Здесь существует
две стороны - техническая и гуманитарная. С технической точки зрения, Интернет
- это просто совокупность разбросанных по всему миру хостов (компьютеров,
каждый из которых имеет свой уникальный IP-адрес), соединенных между собой
маршрутизаторами (узлами, имеющими более двух каналов). С гуманитарной точки
зрения, Интернет - это новое измерение культуры, новый способ хранения и
распространения знаний и информации, новый способ существования самого
человечества, если угодно. Техническая сторона Интернет сводится к разработке и
использованию протоколов связи между хостами (IP, TCP, SMTP, HTTP и др.). С
другой стороны, применение Интернет дает в руки человечества невиданные ранее
возможности, но одновременно с этим порождает массу новых проблем.
С
гуманитарной точки зрения, применение Интернет в развитых странах (США,
Западная Европа и т.п.) ориентирован преимущественно на коммерцию (продвижение
товаров), в то время как в России и Украине Интернет выполняет преимущественно
информационную функцию (политика и новости). Это связано как с отличием круга
реальных пользователей сетевых сервисов, так и с особенностями менталитета
населения различных государств. Если говорить о возрастном аспекте, то новое
поколение использует Интернет преимущественно как средство коммуникаций и среду
для развлечения. Как новая "виртуальная реальность", Интернет
превратился в огромный плацдарм свободы слова и породил массу так называемых "виртуалов"
- скромных и тихих в "обычной" жизни людей, которые оказываясь в сети
сразу превращаются рьяных поборников различных маргинальных течений. В этом
отношении, Интернет стал новым средством самовыражения, способом ухода от серой
действительности, предоставляя возможность проявить себя многим людям, которым
не удалось найти свое место в реальной жизни.
Параллельно с развитием
технической базы сети Интернет шло и развитие системы адресации. Изначально
весь наш Интернет располагался в домене SU, но с развалом Советского Союза
Россия и Украина обрели свои независимые домены - RU и UA. Администрированием
домена RU занимается в настоящее время РосНИИРОС,
а доменом UA управляет ООО "Хостмастер".
РосНИИРОС (Российский научно-исследовательский институт развития общественных
сетей) был создан рядом министерств Российской Федерации совместно с Институтом
атомной энергии имени Курчатова как некоммерческая организация. В
противоположность этому, администратором украинского национального домена
является коммерческая структура - частное общество с ограниченной
ответственностью, состав учредителей которого не известен широкой публике. В то
время как в домене RU работа по регистрации и поддержке доменов носит
прозрачный и устойчивый характер, этого нельзя сказать о домене UA. Тщательно
скрываемый ООО "Хостмастер" монополизм отношений в домене UA,
несоблюдение установленных самой же
этой закрытой структурой правил регистрации и другие серьезные злоупотребления
систематически вызывают закономерные протесты украинской
интернет-общественности. В то время как в России прямое участие государства в
управлении национальным доменом RU не привело ни к каким известным провалам в
области доменостроения, любимой темой ООО "Хостмастер" и близких к
нему кругов является развитие темы мнимого апокалипсиса, который якобы наступит
в украинском интернете, если управление доменом UA будет передано государству.
Конечно, структура государственного управления на постсоветском пространстве
страдает многими недостатками, однако все это не идет ни в какое сравнение с
тем произволом, который демонстрируют отдельные приватные структуры,
распоряжающиеся общенациональными ресурсами в силу совершенно непонятного
никому недоразумения.
2.
WWW-Технология
Такая
технология базируется на применении системы World Wide Web (сокращенно - WWW,
или просто - Web) - "Всемирная паутина". Эта система является
попыткой интегрировать разнообразные инструментальные среды и форматы данных на
базе концепции гипертекста. Понятие гипертекста предполагает использование
выделенных слов, фраз и даже пиктограмм в документе для организации ссылок к
соответствующей информации в этом же или другом документе. Если, например, вы
пользовались подсистемой Help в Windows, у вас уже есть навыки работы с
гипертекстом).
Программы,
называемые WWW-навигаторами и обеспечивающие пользователю работу в системе WWW,
расширяют трактовку гипертекста, осуществляя связи между документами,
размещенными в разных узлах сети. Документы в системе WWW обычно представляются
в полноценном полиграфическом формате и могут содержать ссылки на графические
данные и фотоснимки, аудио- и видео-файлы. Таким образом, система WWW это -
"гипертекст + мультимедиа + информационная навигация". К числу
WWW-навигаторов относятся такие широко известные программы как Netscape
Navigator и Microsoft Internet Explorer. Выполняя свою интеграционную миссию, WWW-навигаторы
реализуют доступ не только к материалам WWW-серверов, но и ко многим другим
системам (телеконференции, FTP, Gopher и др.).
Технология
WWW очень быстро завоевала признание пользователей и относится сегодня к числу
самых популярных средств, формирующих современное лицо Интернет. В 1995 году
число WWW-серверов в Интернет удваивалось каждые несколько месяцев, а общий
трафик обращений к ним устойчиво вышел на первое место. И в нашем регионе
весьма в короткие сроки появились сотни WWW-серверов. В Интернет интенсивно
развиваются системы (Yahoo, Lycos и др.), позволяющие осуществлять индексный
поиск более чем в 90% WWW-сеpверов (включая и наши отечественные) и некоторых
других системах (FTP, Gopher).
Энтузиазм
разработчиков WWW-серверов легко понять. Какой бы ни была информационная
проблема - создание справочной системы, архива документов самой разной
направленности (например, рекламных материалов), красивого интерфейса к базе
данных, демонстрационных и обучающих систем, иллюстрированных электронных изданий
- все это прекрасно ложится в "прокрустово ложе" WWW-технологии.
Впрочем, все это лучше хотя бы раз увидеть, "побродив" по нескольким
интересным серверам Уфы и других гоpодов, не забыв при этом поинтеpесоваться
"а как там у них, за бугром?". Разнообpазная юpидическая,
коммеpческая, и научная отечественная инфоpмация, библиотека и музей Ватикана,
пеpвая в Интернет энциклопедия Britannica Online, Белый дом и Голливуд,
унивеpситеты Оксфоpда и Пенсильвании - вот далеко не полный пеpечень интеpесных
и прекрасно оформленных сведений, которые сегодня можно получить, совершая
информационный круиз по WWW-серверам EUnet/Relcom и Интернет.
Сеть
EUnet/Relcom (да и ряд других наших сетей) получили редкую и весьма
пpивлекательную возможность не повторять всю (в достаточной меpе
противоречивую) историю развития Интернет, а сосpедоточить усилия на
совершенствовании национальных компьютерных информационных ресурсов на базе
интегрированной WWW-технологии.
3.
Использование WWW-Технологии для создания
образовательных ресурсов
Использование
сети Интернет как инфраструктуры информационного обмена для образовательного
процесса в высшей школе имеет широкие перспективы. С одной стороны сеть может
обеспечить недорогую оперативную связь между преподавателем и студентом, находящимися
в географически удаленных точках, создавая базу для развития дистанционного
обучения, а с другой -- позволяет передавать и воспроизводить с помощью
WWW-технологии на абонентских точках сети учебно-методические материалы в
форме, удобной для восприятия.
WWW-технология,
широко используемая в сети Интернет, позволяет хранить информацию в
распределенной гипертекстовой форме с включением графических иллюстраций, видео
и аудио фрагментов. Фрагменты гипертекста могут размещаться на разных
компьютерах, на которых должно быть установлено программное обеспечение,
поддерживающее фрагмент как ресурс в сети. Такие ресурсы называются
WWW-серверами.
Фрагменты
гипертекста связаны между собой посредством гиперссылок. Пользователь, работая
с клиентским программным обеспечением, может легко переходить от одного
фрагмента к другому, перемещаясь по гиперссылкам и не заботясь о том, на каком
из WWW-серверов находится требуемый фрагмент.
Установка
WWW-серверов учреждениями высшей школы и перевод перевод наработанных
учебно-методических материалов в гипертекстовую форму приведут к возникновению
в сети гиперпространства образовательных ресурсов( ГОР). Успешное развитие
образовательных ресурсов в состоянии решить проблему эффективного
переиспользования наработанных учебно-методических материалов по всем
специальностям в масштабах высшей школы страны в целом, что должно резко
повысить качество образовательного процесса во всех учреждениях высшей школы.
Для этого
необходимо решить ряд организационных и технических задач. Рассмотрим одну из
важнейших технических задач -- сокращение издержек в ГОР. Издержки определяются
двумя взаимосвязанными величинами: затратами времени пользователя на получение
информации и загрузкой сети при выполнении транзакций по поиску и доставке
информации.
Следует
отметить, что задача сокращения издержек на получение информации актуальна и
для всего гиперпространства в целом, поэтому применительно к образовательным
ресурсам предлагается решать ее с помощью апробированных методов, а именно за
счет оптимизации структуры ГОР.
Такую
оптимизацию целесообразно проводить на двух уровнях:
- всего ГОР в
целом,
- отдельных
WWW-серверов.
На уровне ГОР
предлагается создать службу, позволяющую проводить распределенный поиск
учебно-методических материалов на образовательных WWW-серверах по ряду
критериев, например, по номеру специальности и названию дисциплины, для которых
предназначен тот или иной учебно-методический материал. Это в свою очередь
накладывает определенные требования на оформление WWW-серверов как
образовательных ресурсов.
Поэтому на
уровне WWW-серверов необходимо разработать рекомендации по их оформлению,
которые бы гарантировали работоспособность глобальной поисковой службы и
минимизировали издержки на получение информации в рамках одного фрагмента.
Рекомендации должны быть обеспечены программными средствами, облегчающими
создание WWW-серверов, а также средствами, позволяющими в автоматическом режиме
проводить проверку WWW-серверов на соответствие данным рекомендациям.
Для
сокращения издержек на получение информации на уровне WWW-серверов рекомендации
должны учитывать следующие требования:
- конструкции
языка HTML, используемые при создании гипертекста, должны обеспечивать
получение информации для пользователей, применяющих разное клиентское
программное обеспечение,
-
предоставляемая информация не должна в общем случае зависеть от возможности
получения иллюстраций, видео и аудио фрагментов;
- размер
иллюстраций, видео и аудио фрагментов должен учитывать среднюю пропускную
способность каналов передачи информации;
- WWW-сервер
должен содержать оглавление разделов и список ключевых слов с указанием
страниц, на которых эти слова встречаются;
- на
WWW-сервере должна быть обеспечена возможность поиска информации по словам,
задаваемым пользователем.
4.
Всемирная
паутина
Несмотря на
то, что в первые годы своего существования Gopher завоевал большую
популярность, назревала нужда в какой – то более простой и в то же время
максимально универсальной системе, в которой связи между ресурсами были бы
более свободными и ассоциативными. Такая система была разработана в 1993 г. и
названа WWW. Система WWW строится на понятии гипертекстом, или, точнее,
гипермедиа. Гипертекст – это текст, составные части которого связаны друг с
другом и с друг и с другими текстами с помощью ссылок. Гипермедиа – это то, что
получится из гипертекста, если заменить в его определении слово «текст» на
выражение «любые виды информации». WWW означает буквально «всемирная паутина».
WWW позволяет не отказываться от информационных ресурсов уже накопленных в
Internet, доступных с помощью других средств: FTP, Telnet и Gopher. Больше
того, работа с этими ресурсами через WWW настолько удобна, что FTP клиенты,
бывшие когда - то отдельным классом программ, теперь используются лишь
немногим.
И все - таки
главное в WWW – это не удобства доступа FTP архиву и Gopher меню. Большинство
серверов системы предлагают информацию, которая без WWW вряд ли вообще когда –
либо попала бы в сеть. Быстрота создания и обновления, богатые изобразительные
возможности в сочетании с легкостью доступа и огромной аудиторией сделала WWW
новым средством массовой информации. С другой стороны, быстрому распространению
системы, столь естественно объединяющий разнородные ресурсы, способствовало не
в последнюю очередь ее зарождение не в недрах коммерческой фирмы, а в научном
учреждении – Европейской лаборатории физики частиц, сотрудники которой не стали
делать секретов из своей разработки и даже не попытались на ней разбогатеть. К
счастью, сама природа WWW как средства поиска и организации информации
позволяет надеяться, что это изобретение не превратится в инструмент одной лишь
коммерции и рекламы. Серверы и клиенты WWW связываются между собой по протоколу
НТТР. URL для WWW выглядит так http://www.internet-history.org
5.
Сапков
В.В. «Информационные технологии и компьютеризация делопроизводства» - М.:
Издательский центр «Академия» 2008 г.