Международная политика России
Международная политика это
прежде всего область, сфера взаимодействия субъектов международных отношений –
государств. К ней также можно отнести отношения негосударственных организаций
(профсоюзы, молодежные, спортивные, культурные, организации экологов и т.п.).
В отношениях между
государствами лежит их стремление обеспечить реализацию своих специфических
интересов с помощью определенных средств (дипломатических, военных и т.д.).
Глубинной основой межгосударственных отношений являются все те же основополагающие
отношения властвования, подчинения. При этом они могут реализовываться по –
разному: от господства – аннексии (захвата чужой территории) или контрибуции
(материальной уплаты победителю) установления протектората (всеохватывающего
контроля) и до вовлечения или включения в сферу своего влияния, своих
интересов.
Что же касается отношений между
негосударственными организациями, то они, как правило, строятся на принципах
равноправия и сотрудничества.
Кроме того, международной
политикой принято считать определенную линию поведения, действия государства –
субъекта международных отношений, или согласованных действий двух, нескольких,
группы государств по достижению согласованных целей.
К последней четверти 20-того
столетия международная политика, отличающаяся сложностью, многоплановостью и
противоречивостью, обрела определенные характерные черты.
1. В
международном сообществе сложилось крайняя неравнозначное социально –
экономическое положение: в развитых государствах и странах, сравнительно
недавно вступивших на путь самостоятельного развития. Так, в развитых
капиталистических странах около 16% населения планеты производят более 56%
мировой промышленной продукции. В то же время в развивающихся странах – 50%
населения 14.3 % продукции. Согласно данным немецкого еженедельника «Пайт»,
уровень национального дохода на душу населения в 1987г. составил в различных
группах стран очень разнородную картину.
В беднейших
странах с населением 2.5 млрд. человек, он равнялся 350 долларов в год.
В бедных с
населением около 600 миллионов человек от 350 до 1500 долларов в год.
В средне
обеспеченных – от 1500 до 7000 долларов в год. Здесь численность населения
оценивалась в 685 млн человек.
На конец, к
зажиточным и богатым странам журнал относит те, где доход на душу населения
превышает 7000 в год – Франция, Австрия, Нидерланды, Великобритания, Италия,
США, Швеция, Япония, ФРГ, Швейцария, ОАЭ и др.
2. Освободившиеся
страны на сегодняшний день имеют следующий комплекс проблем: более 700
миллионов голодающих, 1.5 млрд человек практически лишены квалифицированной
медицинской помощи, 350 млн неграмотных, 1 млрд. человек не имеют нормального
жилья. При этом разрыв в жизненном уровне наиболее богатых и бедных стран
увеличивается.
3. Накопленные
запасы невиданного по своей мощи оружия массового поражения (примерно в миллион
раз превышающие мощность бомбы, уничтожившей Херосиму) поставили под угрозу
само существование человеческой цивилизации.
В этих условиях развивающиеся
страны выдвинули в 1974г. требования пересмотра международного порядка, что обусловило
принятие Генеральной Ассамблеей ООН «Декларации об установлении нового
международного экономического порядка».
С выходом в свет книги
голландского ученого Яна Тинбергена «Пересмотр международного порядка» это
понятие прочно вошло в научный оборот.
С тех пор концепция «нового
порядка» в международных отношениях, которая включает в себя три аспекта:
экономический политический и информационный – стала предметом изучения многих
исследователей как на Западе, так и в России.
В частности, большой вклад
в этом плане внесен в политологию международных отношений учеными Римского
клуба – неправительственной международной организацией ученых, представителей
политических и деловых кругов из различных стран мира, основанной в 1968г.
Объединение ученых и политиков,
деловых людей в Римском клубе было обусловлено в значительной мере тем, что
перед мировым сообществом возникли (во всяком случае, были осознанны)
глобальные проблемы, от решения которых зависит будущее человечества. Эти
проблемы можно свести в несколько групп:
1. политические
: обеспечение безъядерного мира, укрепление международной безопасности, отказ
от территориальных притязаний, «холодной войны» и противостояния военно –
политических блоков (прежде всего НАТО и Варшавского договора), переход к отношениям
доверия и сотрудничества;
2. экономически:
жизнеобеспечение нынешнего и будущих поколений, развитие энергетического
потенциала, рациональное использование природных ресурсов, ликвидация
последствий колониализма, сближение уровней развития «богатых» и «бедных»
стран;
3. социальные:
регулирование численности населения земли, борьба с наиболее опасными
заболеваниями, ликвидация бедности, нищеты, неграмотности, обеспечение
населения жильем и работой, приобщение всех народов к мировой науке и культуре;
Из
сказанного выше видно, что наиболее острые ситуации сложились и должны решаться
в области политических отношений. Основные принципы нового политического
порядка, в котором нуждается мир, хорошо сформулированы в документах Движения
неприсоединения: «мирное сосуществование, добрососедство, равноправное
сотрудничество, ограничение гонки вооружений и разоружение, ликвидация
колониализма и неоколониализма, отказ от экспансии и гегемонизма».
Как
свидетельствую события последних лет, мировой политический процесс в общем и
целом развивается в направлении создания нового порядка. Так, некоторые и
современных мировых процессов непосредственно связаны с ликвидацией биполярной
системы международных отношений – в роспуске СЭВ и Организации Варшавского
договора, провозглашением принципа «Партнерство во имя мира» в отноениях стран
НАТО и бывших Европейских членов мировой социалистической системы.
Следует,
однако, отметить, что хотя старого порядка в значительной мре уже не
существует, прошедшие естественные изменения (распалась мировая система
социализма., распался мир сверхдержав: СССР самоликвидировался и т.д.)
породили нечеткий новый мировой порядок, а значительный беспорядок в мировой
политики.
Возникла
реальная угроза расползания ядерного оружия, обострились и возникли новые
региональные конфликты (бывшая Югославия, бывший СССР – Карабах, Чечня,
Такжикистан, Абхазия, Молдова и т.д.).
Более того,
экономическое и политическое ослабление России создает объективную и реальную
возможность ориентации мирового развития и сообщества на одного лидера – США
или ограниченную группу государств с ними во главе.
Это стало
особенно ясно во время трагических событий в Боснии и Герцеговине – бывших
территориях социалистической Югославии, где США через НАТО беспрепятственно
проводят свою линию внешней политики, пользуясь поддержкой ООН и оттесняя Россию
на второстепенные позиции.
Как уже
отмечалось, политическая мысль с древних времен концентрировала внимание
преимущественно на вопросах войны и мира.
В период
рабовладельческого и феодального этапов исторического развития политической
науки не существовало. Политики занимались рассуждениями о проблемах войны и
мира с чисто прикладных практических позиций. Лишь в 19веке делаются первые
попытки анализа европейской политики, начинаются теоретические исследования
международных отношений, закономерностей и перспектив их развития. В 20 веке
эти теоретические разработки начинают оказывать определенное всевозрастающее
воздействие на международную политику. Более того, политология международных
отношений постепенно выделяется в самостоятельное направление политической
науки.
Глобализация
проблем международной политики обусловила появление теорий международных
отношений, попыток правого подхода к решению этих проблем. Особенно усиливаются
эти процессы после второй мировой войны в условиях нарастающей опасности ядерного
противостояния и угрозы термоядерной войны. В различных странах появляются
политические теории, опирающиеся на трезвый анализ складывающихся в
международных отношениях реалий.
В последние
годы весьма существенно разработана концепция государственных интересов. При
этом к числу приоритетных исследователи относят национальную безопасность,
связанную с обороной страны и соответствующими дипломатическими действиями, а
также экономические интересы, связанные с укреплением позиций на мировом рынке
и защитой внутреннего рынка, и интересы утверждения «Нового мирового порядка».
Логика исследований диктовала необходимость сравнения различных подходов к
рассмотрению этих проблем, т.е. сопоставления точек зрения, отражающих
интересы отдельных государств.
Для политологии
вообще характерен сравнительный метод. В области международной политики
важное значение имеет сопоставление политических режимов, форм правления,
легитимности правящих структур и т.д. , которые в решающей степени определяют
внешнеполитическую деятельность государств.
Сравнение
различных политических систем позволяет выявить наиболее совершенные из них и
использовать накопленный опыт формирования и функционирования политических
институтов в практике других государств. Если сравнительный метод применять в
политическом анализе внутри страны, то здесь может идти речь о сравнении
политической жизни в различных регионах, об эффективности местного
самоуправления, о рейтинге и потенциальных возможностях различных партий и
политических лидеров.
Не подвергая
специальному анализу отдельные теории международного и внутреннего аспектов
сравнительной политологии, отметим лишь, что в России до самого последнего
времени на них не было «социального заказа».
Вместе с
тем, политология с конца 80-х годов добилась в России общественного признания и
стала притягательной для многих, порой недостаточно профессионально
подготовленных людей. Особенно это относится к политических деятелям и
функционерам, которые зачастую свое видение экономических и политических
процессов как внутри, так и во внешеполитической жизни считают «истинной в
последней инстанции» и предлагают свой путь «решения всех проблем».
В результате
– крупные провалы во внешней политике: необоснованно поспешный вывод российских
войск из стран бывшего Варшавского договора без предварительного создания
условий для их размещения в России, отсутствие четких и твердых позиций по
поводу о судьбе т.н. русскоязычного населения в странах ближнего зарубежья и
ряд других проблем.
Список литературы:
1.
Сербин В.С
«Основы Политологии» Учебное пособие Пятигорск 1995г. 122с
2.
«Основы
политологии» Учебное пособие – Ростов на Дону 1993г.
3.
Политология.
Энциклопедический словарь – М. Изд-во Московского Коммерческого института.