Роман Ю. Бондарева "Игра"
В
основе романа Ю. Бондарева «Игра» (1981-1984) поиск истины, жизнь и судьбы
современной русской интеллигенции. Особо остро прозвучало здесь предостережение
писателя «от самоуспокоенности и приукрашивания нашей жизни», от покорности
обстоятельствам и повсеместного человеческого равнодушия. В романе «Игра» –
острое неприятие бездуховной потребительской «культуры» Запада, которая ведёт
сегодня фронтальное наступление на нашу жизнь. Остро современное звучание
романа «Игра» именно в этом – в призыве к очищению нашего общества от
потребительской скверны. Роман «Игра» – о том, сколь опасна атмосфера
потребительства для самого таланта, если он поддаётся ей, как раздваивает,
искажает она душу даже такого крупного художника, каким представлен в романе
кинорежиссёр Крымов. И в этом отношении роман «Игра», увидевший свет 20 лет
назад, был провидческим: художник предвидел, каким тяжёлым последствием для
искусства, литературы, нравственности обернётся уже тогда начинавшаяся атака
потребительства на нашу жизнь.
Главный
герой, кинорежиссер Крымов – преуспевающий человек, реализовавший свой
творческий потенциал, не знающий материальных проблем, абсолютно свободный в
возможностях, - тем не менее переосмысливает жизненные ценности, приходит к
ощущению собственной вины за происходящее в мире. Кинорежиссер Вячеслав
Андреевич Крымов духовно сближается с молодой киноактрисой, обладавшей редкой
красотой и целомудренностью, Ириной Скворцовой. Когда девушка погибает (так и
не установлено - самоубийство это или несчастный случай), вокруг Крымова
возникают сплетни. Шепчутся о том, что он был в любовной связи с Ириной и довел
ее до самоубийства. В результате жена его испытывает потрясение, ей кажется,
что она потеряла любовь мужа. А сам Вячеслав Андреевич чувствует свою вину
перед близкими, Ириной, жизнью. Этот случай заставляет его переосмыслить
ценности, проникнуть в "тайну жизни и тайну смерти, которая объясняет наши
поступки".
Мы
сталкиваемся с Крымовым в романе в тот кризисный для него момент, когда он
начинает осознавать, что многое утратил от юности военных лет, а жизнь свою в
искусстве, как оказалось, в конечном счёте прожил ради успеха. Иными словами,
ради самого себя. Потребовалась трагедия – гибель любимого им человека, чтобы в
душе Крымова появилась потребность в прорыве из лжесферы своего узкого личного
существования к тем высшим ценностям, к которым он призывает людей.
Крымов
признаётся самому себе, что из-за «интеллигентского бессилия перед
обстоятельствами» он изверился в людях и изменил себе. На какой-то момент ему
показалось, что «подвижники и правдолюбцы устали. Справедливцы притомились и
надоели». Но в минуты прозрения в сознании его возникает образ, к которому мысль
героя возвращается снова и снова. Это протопоп Аввакум как далёкий пример
неуступчивой верности самому себе, своим принципам и убеждениям. Таким
протопопом Аввакумом нашей литературы и является сам Юрий Бондарев,
неукоснительно хранящий верность жизненным принципам и идеалам, выдержавшим
испытание Великой Отечественной войной.
Понять,
чем же на самом деле терзается герой романа Бондарева "Игра",
известный, да что там, знаменитый кинорежиссёр Крымов трудно. Казалось бы, всё
у него, как говорят сейчас, "в шоколаде", даже слишком – до
приторности. Крымов возвращается из Франции, утомлённый успехом, хвалебными
рецензиями – его фильм получил какую-то очередную премию ("с раздражением
начал читать одну хвалебную рецензию на свой фильм"). Париж ему настолько надоел,
что он возвращается на два дня раньше положенного срока – домой, смыть с себя
искусственно-парфюмерный запах заграничного мыла. Бондарев смакует значимость
фигуры героя, описывает подобострастие подчинённых. Знаменитый американский
режиссёр почитает за честь общение с ним и яростно требует через третьих лиц
встречи в Москве. Крымов нехотя, лениво соглашается.
В
семье у него тоже всё превосходно – жену свою любит, как и в молодости, до
безумия, и это по-прежнему взаимно. Дети выросли умными, образованными, – они
внимательны к отцу, преданны. Так что же мутит его душу? Отчего он, в конце концов,
погибает? Непонятно, и почему жизнелюбивая актриса Ирина вдруг кончает жизнь
самоубийством? От безответной любви к "светилу"? Хотя, режиссёр тоже
вроде бы не виноват – он души не чаял в актрисе, предложив ей главную роль,
много с ней общался. Но как образцовый семьянин не переступал границ. Однако
люди всё вывернули по-своему. Ирина, ранимая душа, стала жертвой подозрений.
Совесть
его чиста по отношению к Ирине, ведь он любит свою жену. Так почему же он
страдает? Неужто оттого, что из-за возникших неурядиц, связанных с
самоубийством актрисы, ему запретят снимать? Проблематика романа неясна, как и
невнятен сам герой, приученный испытывать вслед за русскими классиками
"вселенскую печаль". Но при этом он не замечает никого вокруг,
сконцентрирован на себе и своих ощущениях.
Своим
идеалом Крымов считает протопопа Аввакума. Он часто обращается к нему в своих
мыслях и даже совершает паломничество в Пустозёрск (деталь – его туда
доставляют на вертолёте, чтобы сиятельная персона могла лицезреть место казни
мятежного старца). Однако Аввакум погиб во имя своих убеждений, оставшись им
верен; в чём же идеи и убеждения Крымова, понять невозможно. Все его мысли
вторичны, банальны. Мы не узнаем о том, чему посвящены его фильмы, что его
по-настоящему волнует, кроме абстрактных тревог за человечество. Мы не увидим
его в творческом процессе – всё вокруг да около.
Бондарев
задумал написать портрет выдающегося таланта, но не заметил, как мелок его
герой. Своей манерностью он очень похож на доктора Живаго. Крымов столь же
высокомерен. Бондарев с удовольствием рисует его барское отношение к директору
картины Молочкову. Писатель подчёркивает деревенское, плебейское происхождение
Молочкова, которое, должно быть, породило в нём рабское поведение. Крымов
всячески подавляет в себе раздражение и презрение к Молочкову. Но что его
заставляет терпеть прислужничающего Молочкова подле себя? Опять сплошные
многоточия.
О
происхождении самого главного героя не говорится, но тут можно догадываться.
Правда, в любом случае трудно себе представить, чтобы люди, пусть даже самые
интеллигентные, изъяснялись бы столь велеречиво. А может, он от собственной
пустоты мучается, от интеллектуальной бесплодности? Ничто в жизни его не
интересует, кроме собственных треволнений. Вся его личность
"расфокусирована". Может, потому и роман называется "Игра",
что он не живёт настоящей жизнью, а играет роль интеллигентного человека,
"великого режиссера"?
Наверное,
роман Бондарева больше понятен людям его поколения. Однако в нем есть глубокая
мысль, к которой пришел Крымов и которой мне хочется закончить сочинение. Она
подходит ко всем упомянутым здесь героям: "Страх перед смертью исчезает,
когда будет найден и осознан смысл жизни". Напряженно ищут писатели ответы
на самые жгучие вопросы нашей жизни: что есть добро и правда? почему так много
зла и жестокости? в чем высший долг человека? Путешествуя по дорогам их
нравственного мира, мы становимся лучше и мудрее... Неувядающая современность
романа Юрия Бондарева именно в этом: в постоянном напоминании людям, что они не
смогут счастливо жить без Бога в душе, только ради личного успеха, преуспевания
и Маммоны.
Рекомендательный
список литературы к роману Ю. Бондарева «Игра»
1.
Бондарев
Ю. Записки по поводу….(Размышления русского писателя Ю. Бондарева о современном
развитии литературного процесса) // Молодая гвардия. – 1992. - №10. – С.3-35
2.
Бондарев
Ю. Игра; Искушение: Романы. – М.: ИТРК, 2003. – 656с.
3.
Будни
и эпос войны (Заметки о прозе Ю. Бондарева) // В кн.: Леонов Б. Духовный
арсенал народа. – М., 1982. – С.122-137
4.
Бузник
В.В. Память войны (Из писем читателей к Ю.В. Бондареву) // Русская литература.
– 1995. – №3. – С.96
5.
Вахитова
Т.М. О творчестве Юрия Бондарева // Литература в школе. – 2005. - №6. – С.2
6.
Горбунова
Е. Проблема выбора и вины: к спорам вокруг романов Ю.Бондарева / Е. Горбунова
// Октябрь. - 1988. - № 5. - С. 180-188.
7.
Горбунова
Е.Н. Юрий Бондарев: очерк творчества / Е.Н. Горбунова. - М.: Советская Россия,
1989. - 430 с.
8.
Ершов
Л. Судьба и право на выбор: (О романах Ю. Бондарева) // Ради жизни на земле. –
Л.: Худож. Лит., 1986. – С.30-56
10.
Идашкин
Ю.В. Грани таланта: о творчестве Ю. Бондарева / Ю.В. Идашкин. - М., 1983. - 270
с. - (Советские писатели - Герои социалистического труда)
11.
Казьмина
Е.Л. Художник. Мыслитель. Гражданин / Е.Л. Казьмина // Мир образования -
образование в мире. - 2006. - № 4 (24). - С. 180-190.
12.
Ланщиков
А.В. Еще раз о романе Ю.Бондарева «Игра» // В кн.: Ланщиков А.П. Ищу
собеседника: О прозе 70-80-х годов. – М., 1988. – С.347 с.
13.
Новодворская
В. Проигранный мир: [о творчестве писателя Юрия Бондарева] / В. Новодворская //
Новое время. - 2009. - № 9 (105). - С. 64.
14.
Павловский
А. Художник и мир: (О романе Ю.Бондарева «Игра»). - // Звезда. – 1985. - № 12.
– С.189.
15.
Полозова
Т.Д. В чем искать духовную силу? / Т.Д. Полозова // Мир образования - образование
в мире. - 2006. - № 4 (24). - С. 199-213.
16.
Семенов
В. Любовь и пророчества Юрия Бондарева // Красная звезда. – 1995. – 5 мая. –
С.4
17.
Титов
К. Юрию Васильевичу Бондареву 85 лет // У книжной полки: журнал для библиотек.
- 2009. - № 2. - С. 88.
18.
Урнов
Д.М. Доигравшийся герой // Урнов Д.М. Пристрастия и принципы: Спор о
литературе. – М., 1991. – С.278-284 83.3Р7
19.
Утихин
Н. Цена выбора: о социально-философских романах Ю. Бондарева // Север. – 1985.
- №9. – С.105
20.
Федь
Н. Трагическая судьба интеллигенции в России // Молодая гвардия. – 1991. - № 4.
21.
Федь
Н.М. Художественные открытия Бондарева / Н. М. Федь. - М.: Современник, 1988. -
462 с.
22.
Федь
Н.М. Художественные открытия Бондарева. – М.: Современник, 1988. – 464 с.
23.
Шестинский
О. Небесное и земное / О.Шестинский // Слово. - 2005. - № 3. - С. 42-47.