Тема Москвы в творчестве М.И. Цветаевой
Москвы в
творчестве М.И. Цветаевой
«Москва! Как
много в этом звуке для сердца русского слилось!» – писал А.С. Пушкин.
Вслед за Пушкиным тема Москвы является одной из центральных в поэзии М. Цветаевой.
Она обращается к московской теме не случайно. Москва – часть ее души, души
истинно русского поэта. Москва – это город, в котором она родилась, провела
детство, здесь же прошли и первые беспокойные годы после революции, которую
Марина Ивановна принять так и не сумела. Через всю жизнь пронесла она любовь и
признательность к этому городу, который всегда был по-особому дорог ее
поэтическому сердцу.
Московская
тема появляется уже в ранних стихотворениях Марины Цветаевой. Москва в ее
первых сборниках – воплощение гармонии. Прозрачными акварельными красками
рисует поэт лирический образ города. В стихотворении «Домики старой Москвы»
перед нами всплывают почти забытые образы и реликвии:
Кудри,
склоненные к пяльцам,
Взгляды
портретов в упор…
Странно
постукивать пальцем
О деревянный
забор!
Это
стихотворение в ритмическом плане напоминает старинную танцевальную мелодию. В
нем воскресают слова и понятия, передающие аромат давних времен: «вековые
ворота», «деревянный забор», домики, где «потолки расписные» и клавесина
аккорды». Но эти московские домики – «слава прабабушек томных» – исчезают,
«точно дворцы ледяные по мановению жезла». А с ними старая Москва утрачивает
былую торжественность, величавость «Домики с знаком породы» были хранителями
души. Город беднеет с их исчезновением. Путешествие в Петроград зимой 1915–1916
года позволяет М. Цветаевой ощутить себя именно московским поэтом.
Кратковременная разлука с родным городом заставляет взглянуть на него новыми
глазами, как бы со стороны, что послужило поводом для создания одного из самых
известных циклов М. Цветаевой – «Стихи о Москве». Прежде всего, в цикле
передается глубокая взволнованность поэта, созерцающего любимый город. Любовь,
доходящая до восторга, – таково чувство, пробуждающееся в душе. Этот цикл можно
смело назвать величальной песней Москве. Стихи звучат торжественно и радостно:
Облака –
вокруг,
Купола –
вокруг.
Надо всей
Москвой –
Сколько
хватит рук! –
Возношу тебя,
бремя лучшее,
Деревцо мое
Невесомое!
Однако поэт
часто может предвидеть события и свою судьбу. Так случилось и с М. Цветаевой,
с ее образом многоликой Москвы – города, бесконечно любимого ею, но
отвергнувшего своего поэта в тяжелое время, ставшего не только надеждой, но и
глубокой болью. М. Цветаева признавалась: «Да, я в 1916 году первая так и
сказала про Москву… И этим счастлива и горда, ибо это была Москва последнего
часа и раза. На прощанье… Эти стихи были – пророческие».
В дивном
граде сем,
В мирном
граде сем,
Где и мертвой
мне
Будет
радостно…
– Голубочки
где твои? – Нет корму.
– Кто унес
его? – Да ворон черный.
– Где
кресты твои святые? – Сбиты.
– Где
сыны твои, Москва? – Убиты.
Глубоким
состраданием проникнут этот цикл. М. Цветаева обостренно чувствует боль,
которую испытывает ее Москва: «Что же делаешь, голубка: – Плачу. Где же спесь
твоя, Москва? – Далече». В столице Марина Ивановна стала свидетелем
революционных потрясений, и, размышляя о судьбе родного города, она вспоминает
о событиях его прошлого, в котором, как во всей российской истории, так много
трагических страниц. Одна из них – казнь Петром I взбунтовавшихся
стрельцов:
Жидкий звон,
постный звон.
На все
стороны – поклон.
Крик
младенца, рев коровы.
Слово дерзкое
царево.
Плеток свист
и снег в крови.
Слово темное
Любви.
Голубиный
рокот тихий.
Черные глаза
Стрельчихи.
Правда, как и
в предыдущем цикле, автор подчеркивает: Москва, как гордый и сильный человек,
всегда сохраняет величие духа, остается внутренне стойкой, способной защитить и
отстоять свое достоинство. С образом родного города неразрывно связано у поэта
и чувство родины, и ощущение неразрывной, кровной и духовной связи между
Москвой – матерью и ее детьми. А это для нее особенно важно, потому что, не
приняв революцию, М.И. Цветаева была вынуждена в 1922 году покинуть
страну, эмигрировать. Однако все долгие годы эмиграции душа поэта стремилась
назад, на родину, которой были посвящены многие печальные, полные надежды
строки, созданные во время пребывания за границей. В сердце М. Цветаевой
не было гнева или обиды на отвергнувший ее город, страну, поскольку она
понимала, что не место, а «людишки творят ее судьбу». И это помогло ей не
покориться судьбе, сохранить в душе тепло, признательность и любовь к Родине,
которые она завещала и своим детям:
Будет твой
черед:
Тоже – дочери
Передашь
Москву
С нежной
горечью
В поэзии М. Цветаевой
Москва предстает не просто величественным городом – это совершенно особое
пространство для души. Здесь становится легко и просторно всякому усталому,
исстрадавшемуся сердцу:
Москва! Какой
огромный
Всяк на Руси
– бездомный
Мы все к тебе
придем
Любящее
сердце Москвы открыто всем обиженным, заблудшим, заплутавшим, страждущим.
Человек может быть грешен, глух к чужим страданиям и боли, но рано или поздно в
нем проснется желание очистить свою душу. И тогда он сумеет расслышать
отдаленный, но настойчивый звон с «колокольного семихолмия»: «Издалека – далече
– / Ты все же позовешь».
Неторопливая,
плавная, с многочисленными повторами мелодия звучит в стихотворении, вошедшем в
цикл «Стихи о Москве»: «Над синевою подмосковных рощ». В нем звон московских
колоколов бальзамом проливается на души слепцов, «во тьме поющих Бога», и
духовно прозревающих под воздействием поднебесной музыки, пророчащей им
спасение. Иными словами, для всякого русского человека Москва представляется
святыней, и люди проделывают долгий путь, чтобы, подышав московским воздухом,
исцелиться.
М. Цветаева
одушевляет Москву, сознавая величие ее души. Москва чужда суетности, духовность
возвышает Москву над волей простых смертных и даже земных владык:
Над городом,
отвергнутым Петром,
Перекатился
колокольный гром.
Гремучий
опрокинулся прибой.
Над женщиной,
отвергнутой тобой.
Царю Петру и
вам, о царь, хвала!
Но выше вас,
цари, колокола.
Пока они
гремят из синевы –
Неоспоримо
первенство Москвы.
И целых сорок
сороков церквей
Смеются над
гордынею царей!
Люди творят
историю: строят и разрушают, признают и отвергают, верят и разочаровываются. Но
Москва, «княгинюшка», «красавица», «разрушительница», стоит выше повседневных
человеческих деяний, поскольку навсегда останется святой «единственной
столицей», «градом Духа». И тесная духовная связь с этим городом всегда будет
поддерживать ее «сынов и дочерей», помогать им выстоять, не сломиться,
сохранить чувство собственного достоинства. Таким образом, Москва в поэзии
Марины Цветаевой – это не только истинно русский, в противовес «западному»
Петербургу, город, не только историческая столица, державный град, но и нечто
более значимое, неотъемлемое от души, то, без чего нельзя найти духовную опору
в мире.