Вступительное слово учителя.
|
Как вы понимаете слово « свободолюбивая»?
Одна из важнейших тем лирики Пушкина – тема свободы и
вольности, которая претерпевала эволюцию в творчестве Пушкина.
Как вы понимаете значение слова « эволюция»?
Свобода для Пушкина – высшая жизненная ценность, без
неё он уже в юности не мог представить своего существования. Свобода – основа
дружбы. Свобода – это условие творчества. Жизнь без свободы окрашивается в
мрачные и зловещие тона. Даже судьба, которая у поэта всегда связывалась с
представлениями о несвободе, ибо человек, по Пушкину, зависит от её всевластья,
становилась «святым провидением», когда сквозь её тучи брезжил луч света.
Представления о свободе всегда были основой пушкинского мировоззрения. Слово
« свобода» и близкие по смыслу слова «воля», «вольность», «вольный» -
ключевые слова пушкинского словаря. В лирических произведениях эти
слова-знаки выражают его мысли о направлении движения и о цели жизненного
пути человека, о смысле его существования. Работа в группах (парах). По
заданиям на листочках (5-6 мин). Совместное обсуждение и чтение стихотворений.
Ода «Вольность»
Учитель делает выводы после всего сказанного учащимися.
Пушкин смотрит на мир пристрастный заинтересованный зритель. Он скорбит и
негодует, п.ч. это мир, где свистят бичи, гремит железо кандалов, где на
троне восседает «неправедная Власть».
В этом стихотворении идеал общественной свободы стал
высокой поэтической истиной, открывшейся самому поэту. Таким образом, в
«Вольности» к миру обращается поэт – глашатай вечных истин, « друг
человечества».
Пушкин страстно желает, чтобы мир услышал голос его
свободной души и жил по закону, который принят им самим – по закону свободы.
Закон – прочная основа Свободы. Тираны - это источник несвободы, «ужас мира»,
« стыд природы».
«Деревня»
Таким образом, в этом стихотворении представления о
свободе и рабстве конкретизируются. Речь идет уже не о тирании во всемирном
масштабе, как в оде «Вольность», а о русском крепостничестве, не о свободе
как абстрактной идее всеобщего блага, а о свободе русского крестьянства. Поэт
мечтает увидеть « народ неугнетенный», а торжество «Свободы просвещенной»
связывает с волей царя.
|
Ответы и мнения учеников.
Эволюция – это развитие, движение вперед.
|
|
Чтение и анализ стихотворений.
|
«К Чаадаеву»
Послание «К Чаадаеву» - яркий лирический « символ веры»
молодых и «друзей вольности». Стихотворение носит личный, даже интимный
характер. Если в предыдущих стихотворениях он взывает к необозримому миру,
пораженному тиранией, и к России, к монарху, то теперь у его порыва к свободе
«частный» адрес: Чаадаев – друг, единомышленник, к которому Пушкин обращается
как бы перед лицом тех, кто связан узами дружбы, и общей целью.
Анализ стихотворений «Птичка», « Узник» и «Анчар».
В стихотворениях «Птичка» и «Узник» выражен мотив
личной свободы. Образы птиц – это образ свободы. Здесь мы видим призыв к
воле, в свободной жизни.
«Анчар» - философская притча, отразившая мысли поэта о
добре и зле, о власти и человеке.
Вмешательство человека в жизнь природы, познание им
разрушительной силы «смертной смолы» ведут к обострению конфликтов между
людьми, к гибели человечества.
Прочитать стихотворения « Храни меня, мой талисман» « Я
помню чудное мгновенье» «Я вас любил…» « Не пой, красавица, при мне» « На
холмах Грузии….» «Мадонна». На следующем уроке разберем любовную лирику
поэта.
Таким образом, прочитав и проанализировав все эти
стихотворения, мы видим эволюцию темы свободы и воли.
Свобода – это точка зрения на мир, на людей и самого
себя. Именно свобода стала главным критерием оценки жизни и отношений между
людьми, общества и истории.
Свобода для него как абсолютная общечеловеческая
ценность. Свобода – вне времени и пространства, это высшее благо и спутница
Вечности.
|
Работают с товарищем по парте, готовят устные ответы на
вопросы на листочках.
Записывают основные мысли самостоятельно
Ода – это торжественное, патетическое произведение,
прославляющее монарха, выдающихся лиц.
Признаки жанра: высокий стиль, неразговорная лексика,
нет просторечий.
В данном стихотворении – ода свободе.
Поэт – противник насилия. Свобода, с его точки зрения,
не может быть достигнута в результате революции и заговоров. Мрачная
диалектика в стихотворении. Подчеркивается разрушительный характер революции
(смерть Людовика16 и Павла1). Он в конце оды призывает к разуму монархов, к
их чувству самосохранения.
«Поучение» - призыв, обращение к царям.
В «Деревне» заметны новые оттенки свободы. Это связано
с усилением авторского присутствия» В « Вольности» к миру обращается поэт-
глашатай вечных истин, « друг человечества». В «Деревне» образ автора- поэта
конкретнее: он подчеркивает, что приезд в деревню - акт его воли.
Свобода и здесь предстает цель высоких стремлений поэта
и его друзей, как ответ на «Отчизны …. призыванье». Но на первый план выходит
внутренняя свобода, без которой Пушкин не мыслит достижения свободы
общественной. Свобода – это «Желанье», страсть, говорящая в душе, вера,
стремленье к счастью. Ожидание свободы – такое же «томленье упованья», каким
охвачен « любовник молодой», ждущий « минуты верного свиданья». Свобода
связана с жизнью сердца, с представлениями о чести и долге, с «прекрасными порывами»
нетерпеливой души.
В финале возникает образ будущего, в которое небо
подаст весть об обновлении Росси, о наступающей поре свободы.
Записывают названия стихотворений.
|
Научить анализировать стихотворения, правильно
составлять свой ответ, выразительно читать.
Показ портрета Чаадаева.
|