Экспрессионизм в рок-поэзии
Муниципальное
общеобразовательное учреждение
«Экспрессионизм в
рок-поэзии»
(Творческая работа)
Выполнила:
Каткова Екатерина
2008г.
Содержание
Введение
1. Определение
экспрессионизма
2. Основные особенности
экспрессионизма
3. Анализ песни Ю.
Шевчука «Песня о Гражданской войне
Заключение
Литература
Введение
В литературе
существует такое направление, как экспрессионизм. Это направление появилось в
начале XX века. С помощью него писатель или поэт мог наиболее явно выражать
своё отношение к окружающей действительности.
Меня
заинтересовал вопрос: может ли такое, как экспрессионизм, направление
использоваться в музыке.
Наиболее
часто экспрессионизм используется в таком музыкальном направлении как рок. Я
решила выявить основные закономерности и особенности экспрессионизма. Какими
средствами автор достигает нужного эмоционального воздействия на слушателя?
Можно ли рок считать искусством?
Для
исследования я взяла песню Юрия Шевчука «Песня о Гражданской войне» и
попыталась выяснить, относится ли эта песня к такому направлению как экспрессионизм.
1.
Определение - экспрессионизм
Экспрессионизм
- это направление в искусстве, провозглашающее основой художественного
изображения подчёркнутую нервную выразительность образа. Искусство резких,
тревожных красок, искусство крика. Основной предмет изображения в
экспрессионизме - внутренние переживания человека (боль, страдания, любовь,
вера, надежда), выраженные предельно - эмоционально - как вопль отчаяния или
безудержно - восторженное утверждение. В войны главной темой экспрессионизма
стали кошмар бессмысленной войны и резкий протест против неё.
Для
экспрессионизма характерен сильнейший социально критический пафос (разоблачение
механизма цивилизации, протест против подавления личности). Стилистика
экспрессионизма определяется тяготением к абстрактности, острой
эмоциональностью высказываний автора, использованием гротеско.
Для
экспрессионизма характерен принцип всеобхватывающей субъективной интерпретации
реальности, возобладавшей над миром первичных чувственных ощущений. В центре
художественного мира писателя - сердце человека, истерзанное равнодушием людей
и бездушием мира.
В музыкальном
искусстве наиболее лучшему пониманию таких чувств и переживаний человека
способствует сама музыка, мелодия, её темп и ритм. Певец должен сам переживать
то, о чём он поёт и понимать то, что он поёт.
Главную роль
играют слова. Тяжелая жизнь, вечная борьба за заработок, неулыбающиеся лица на
улицах - таково сегодняшнее состояние нашего общества. Избыток проблем в быту
требует какой-то разрядки, выплескивания энергии. Поэтому прослушивание песен с
острыми социальными текстами не располагает к отдыху, а наоборот, усугубляет
чувство отчаяния, навеваемое жизнью.
2.
Основные особенности экспрессионизма
1)
Предметы,
явления, характеры подвергнуты излому и деформации, превращаются в формальные
средства выражения субъективных эмоций, трагического мироощущения.
2)
Доминирует
жестокость, ложь, человеческие страдания и тревожное предчувствие катастрофы
как неизвестного следствия действующих законов жизни.
3)
Лирический
герой рок - поэзии проявляется в момент наивысшего напряжения духовных сил: он
выразитель сильных эмоций.
4)
Эстетические
приёмы экспрессионизма: заострённость, резкость, ударность, выделение одной -
двух черт, способность одним приёмом создавать образ.
5)
Пейзаж:
серая зарисовка, чаще всего показан город, врывающийся во внутреннюю жизнь
человека, его психику. Это разорение, запустение; милитаристический пейзаж,
мир, теряющий жизненность.
6)
Цветовая
палитра типично - экспрессионистская, преобладают красный, чёрный, серый и
синий цвета. Функция цвета необычна, поскольку он часто заменяет собой описание
самого предмета.
7)
Жизнь
- выразительное перевоплощение действительности; обыденная повседневная жизнь
изображена как трагическая и абсурдная, в ней господствует ужас и безумие.
8)
Художественные
средства: частые повторы, антитезы, гиперболы, гротеск, инверсии.
9)
Мироощущение
лирического героя трагическое, напряжённое. Однако мир в представлении
лирического героя способен к обновлению.
3.
Анализ песни. Ю. Шевчук «Песня о Гражданской войне»
Страна
швыряла этой ночью - мутной сволочью.
И,
разменяв добро на зло, как деньги старые на новые,
Рвануло.
Асфальт, когда он на щеке, как водка с горечью.
И
окна… окна были первые, готовые.
И
зло на заливном коне взмахнуло шашкою.
Добро
- оно всегда без кулаков - трясло культяшками.
Пыталось
жалость убедить, помочь опомнится,
Но
всё быстрее и точней летела конница.
Аплодисменты!
На манеж под звёздным куполом
Повыпускала
ночь зверей и замяукала,
И
заалела, вспотела, вмиг состарилась,
И
побледнела, и струхнула, и затарилась.
Чем
Бог послал, а чёрт подсунул им,
А
он ведь старый театрал, он любит грим.
Тела
вдруг стали все огроные да полые.
И
пьяница-сапожник в память нам остаил пленки голыми.
Правда
на правду,
Вера
на икону,
А
земля да на цветы.
Это
я да это ты…
Страна
швыряла этой ночью - мутной сволочью.
Закат,
когда он на щеке, как водка с горечью.
Страх
покрывал всё матом, будто потом, страх брёл по городу.
Ночное
небо было дотом, оно ещё напоминало чью-то бороду.
Провинция
зевала грустно, нервно в телевизоры,
А
кто-то просто шёл домой и ел яичницу.
Дышали
трупы тихо, мерно под скальпелем провизора.
А
кто-то в зеркале вертел уж своей личностью.
Страну
рвало, она, согнувшись пополам, искала помощи.
А
помощь танков по лоткам давила овощи.
Аплодисменты!
Бис!
Везде
ревело зрелище.
Стреляло
право по беде - увидишь где ещё!
Страна
рыдала жирной правдой, так и не поняв истины,
Реанимация
визжала, выла бабой, последней пристанью.
А
репортёры с галками их угощали блицами.
Да
повар - голод подмешал им в жирный суп довольно пороху.
Герои
крыли тут и там огнём по шороху.
И
справедливость думала занять чью-либо сторону.
Потом
решила, как всегда:
«Пусть
будет смерти поровну».
Да
погибали эти окна, эти крыши первыми.
Все
пули были здесь равны, все мысли верными.
Аплодисменты!
Бис! Везде ревело зрелище.
Стреляло
право по беде - увидишь где ещё.
И
лишь в гримёрке церкви пустота в тиши да в ладане,
Где
высота да простота, где баррикады ада нет.
Она
горела в вышине, без дыма, пламени,
Я
на колени тоже встал, коснувшись этого единственного знамени.
Правда
на правду,
Вера
на икону,
А
земля да на цветы,
Это
я да это ты…
Страна
швыряла прошлой ночью - мутной сволочью.
Страна
скребла лопатой по крови, покрытой инеем.
Да
по утрам вся грязь, все лужи отражают синее.
Асфальт,
когда он на щеке, как водка с горечью.
На
память - фото пирамид с пустыми окнами - глазницами.
Аплодисменты!
Чудный вид с листом кленовым да с синицами.
А
будущее, что только родилось, беззвучно плакало.
А
время тикало себе, а сердце такало.
Правда
на правду,
Вера
на икону,
А
земля да на цветы.
Это
я да это ты…
Эта
песня о том, что люди во время Гражданской войны забывают о вере,
нравственности, упиваясь войной. Шевчук изобразил войну как грандиозно - поставленное
ужасное театральное представление. Шевчук олицетворил страну, где идёт эта
война. Он показал её в виде живого существа, которому плохо от этой воины.
Страна страдает и ищет помощи, но этой помощи ей никто не даёт.
Страну
рвало, она, согнувшись пополам, искала помощи. А помощь танков по лоткам
давила овощи.
Шевчук
в этой песне показывает весь ужас войны. Везде раздаются взрывы, лежат мёртвые
тела. Граждане воюют друг с другом. Везде царит беспредел. Злость
перехлёстывает человека. Ради идеи люди идут на всё даже на убийства. Из-за
одних страдают другие. Безвинно погибают дети, женщины, старики. Этому всему
нет оправдания. Люди не понимают, к чему это всё может привести. И лишь в
церкви, как в гримёрке, спокойно и тихо здесь можно укрыться от всего этого
кошмара войны.
И
лишь в гримёрке церкви пустота в тиши да в ладане, Где высота да простота, где
баррикады ада нет.
Другие
люди, которых эта война не затронула, спокойно жили, смотрели телевизор, ели,
следили за своей внешностью. Они наблюдали за войной издалека и не думали о том,
что сейчас кто-то страдает, голодает, о том, что кому-то нужна помощь.
Шевчук
представил то, что за каждой войной кто-то наблюдает свыше. Это может быть
дьявол или ещё кто-либо. И этот кто-то следит, чтобы войны заканчивались
равными потерями с обеих сторон:
И
справедливость думала занять чью-либо сторону. Потом решила как всегда: «Пусть
будет смерти поровну»
А
когда война закончилась, люди не знали, что с ними будет дальше, но они
чувствовали, что последствия этой войны ужасны. Стоит серый, безжизненный город
с домами, в которых выбиты стёкла. Вежде лужи крови. Шевчук часто повторяет
слова:
Страна
швыряла этой ночью - мутной сволочью.
Эти
слова заставляют слушателя обратить на эти строчки больше внимания. Самое
страшное было пережить ночь. Ночью человек не разбирается, кто идёт, а сразу
стреляет. Он может убить обычного человека, который не хотел сделать ничего
плохого.
Шевчук
сравнивает войну с театральным представлением. Для этого он использует такой
художественный приём как гротеск - соединение прекрасного и безобразного,
комического и трагического.
Аплодисменты!
Бис! Везде ревело зрелище, Стреляло право по беде - увидишь где ещё
Шевчук
в своей песни использует серые, красные и чёрные цвета, что характерно для
экспрессионизма. Музыка помогает восприятию текста. Чередование спокойного и
тихого пения, часто переходящего в шёпот. Певец такой манерой пения пытается
донести до слушателя смысл песни.
Заключение
В
ходе работы я выявила основные особенности экспрессионизма и проанализировала
песню Юрия Шевчука «Песня о гражданской войне». Экспрессионистская рок - поэзия
занимает важное место в музыкальной культуре. Она помогает лучше выразить
чувства людей. Многие современные музыканты, к сожалению, рабы собственного
имиджа. И их поклонники воспринимают, прежде всего, не то, что несут их глубокие
и проникновенные песни, а именно эту внешнюю задиристость. А ведь нужно, мне
кажется, не просто прыгать у сцены и кричать, а следовать тому, что почерпнуто
из песен Цоя, Бутусова и Шевчука. И тогда, возможно, рок будет восприниматься
не как нечто аморальное, противоестественное, а как обыкновенное направление
искусства. И эстетика не будет иметь ничего против.
Литература
Русская литература XX
века 11 класс часть 2 - 6-е изд., \ Сост. В.В. Агеносов. - М.: Дрофа, 2001. -
508 с.
Русский язык: журнал №29(437),
статья С.Н. Никитиной - М.: издательский дом «Первое сентября», август 2004. -
12 с.
Хрестоматия по литературе
для 10-11 классов \ Сост. Э.Н. Аламдарова - М.: Астраханский педагогический
институт, 1994. - 687 с.