Традиция мениппеи в романе Свифта "Путешествия Гулливера"
МОСКОВСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Им. М. В. ЛОМОНОСОВА
ФАКУЛЬТЕТ ЖУРАНАЛИСТИКИ
Кафедра зарубежной литературы
Реферат по курсу «Зарубежная
литература» на тему:
«Традиция мениппеи в романе Свифта
'Путешествия Гулливера'».
Выполнила студентка 2 курса
дневного отделения 214 группы
Зотова А. М.
Москва – 2009
Джонатан Свифт
Джонатан Свифт родился в
ирландском городе Дублин в небогатой протестантской семье. Отец умер, оставив
семью (жену, дочь и сына) в бедственном положении. Поэтому воспитанием мальчика
занимался дядя Годвин, с матерью Джонатан почти не встречался. После школы он
поступил в Тринити-колледж Дублинского университета, который закончил в 1686
году, получив степень бакалавра.
Из-за гражданской войны,
начавшейся в Ирландии после свержения короля Якова II (1688), Свифт уехал в
Англию, где пробыл 2 года. В Англии он служил секретарём у состоятельного
отставного дипломата Уильяма Темпла. В 1690 году он вернулся в Ирландию.
В 1692 году Свифт получил
звание магистра в Оксфорде, а в 1694 году принял духовный сан англиканской
церкви. Он был назначен священником в ирландский посёлок Килрут. Однако вскоре,
«утомившись своими обязанностями за несколько месяцев», вернулся на службу к
Темплу. В 1696—1699 годах пишет сатирические повести-притчи «Сказка бочки» и
«Битва книг», а также несколько поэм.
В январе 1699 года Уильям
Темпл умер. Свифт занимается поисками новой должности, обращается к лондонским
вельможам. Долгое время эти поиски успеха не имели, но зато Свифт близко
познакомился с придворными нравами. Наконец, в 1700 году он назначен
пребендарием собора Святого Патрика в Дублине. В этот период он публикует
несколько анонимных памфлетов. Современники сразу отметили особенности
сатирического стиля Свифта: яркость, бескомпромиссность, отсутствие прямой
проповеди, ироничность.
В 1702 году Свифт получил
степень доктора богословия в Тринити-колледже. Вскоре он сблизился с
оппозиционной партией вигов, завёл знакомства в литературных кругах, и издал
(анонимно, под одной обложкой) «Сказку бочки» и «Битву книг» (1704); книга
снабжена многозначительным подзаголовком: «Написано ради общего
совершенствования рода человеческого».
В 1705 году виги на
несколько лет завоевали большинство в парламенте, однако улучшения нравов не
произошло. Свифт вернулся в Ирландию, где ему предоставили приход (в деревне
Ларакор).
В 1710 году к власти в
Англии пришли тори во главе с Генри Сент-Джоном. Сент-Джон прекратил войну с
Людовиком XIV, осудил коррупцию и пуританский фанатизм. И Свифт,
разочаровавшийся в политике вигов, выступил в поддержку правительства тори. В
знак благодарности ему предоставили страницы консервативного еженедельника «The
Examiner», где в течение нескольких лет публиковались памфлеты Свифта.
В 1724 году в Ирландии
анонимно изданы и разошлись многотысячным тиражом «Письма суконщика»,
призывающие к бойкоту английских товаров и неполновесной английской монеты. Позже
скандал вызвал знаменитый памфлет Свифта «Скромное предложение», в котором он
посоветовал продавать ирландских детей на мясо, если нет денег, чтобы спасти
голодающих. Чиновники пытались поймать автора издевательских памфлетов, но
задержать Свифта им так и не удалось.
В последние годы своей
жизни Свифт страдал от прогрессирующего психического расстройства. 19 октября
1745 года он умер. Его похоронили у стен собора Святого Патрика. На надгробии
написано: «Здесь покоится прах Джонатана Свифта, настоятеля этого собора...
Ступай с миром, путник, и пытайся, если сможешь, быть как он, приверженным свободе».
Книги Свифта еще при
жизни писателя были исключительно популярны как в Ирландии, так и в Англии, где
они выходили большими тиражами, и популярны до сих пор. Одна из наиболее
известных книг - тетралогия «Путешествия Гулливера», которая стала одной из
классических и наиболее часто читаемых книг во многих странах мира, а также
десятки раз экранизировалась. «Путешествия Гулливера» — произведение,
написанное на стыке жанров: это и увлекательное повествование,
роман-путешествие, это роман-памфлет, роман-утопия, и одновременно
роман-антиутопия. Главному герою романа, Гулливеру, присущи некоторые черты Свифта,
его мысли, его представления, однако мудрость Гулливера сочетается с «простодушием».
Именно это простодушие и позволяет читателю увидеть весь абсурд тех вещей,
которые «наивно» описывает герой.
В книге Свифта четыре
части. За время повествования Гулливер совершает четыре путешествия, общая
длительность которых составляет шестнадцать лет и семь месяцев. Выезжая всякий
раз из вполне конкретного, реально существующего города, он неожиданно попадает
в какие-то диковинные страны, знакомясь с их нравами, образом жизни, житейским
укладом, законами и традициями, и рассказывая о своей стране, об Англии. В
первой части герой смеется над нелепыми лилипутами. Во второй части он попадает
в страну великанов, и здесь выясняет, что наша цивилизация заслуживает такого
же осмеяния. В третьей высмеиваются наука и человеческий разум вообще. Наконец,
в четвёртой появляются йеху, как концентрат исконной человеческой природы, не
облагороженной духовностью. Свифт, как обычно, не прибегает к морализаторским
наставлениям, предоставляя читателю сделать собственные выводы — выбрать
между йеху и их моральным антиподом, облечённым в лошадиную форму.
Традиция мениппеи в
«Путешествиях Гулливера»
Мениппею, или «Мениппову
сатиру», описывает М.М. Бахтин в четвёртой главе книги «Проблемы творчества
Достоевского». Бахтин пишет, что название этот жанр получил от имени философа
Мениппа из Гадары, а сам термин как обозначение определенного жанра был впервые
введен римским ученым Варроном, который назвал свои сатиры «saturae menippeae».
В разных вариантах и под разными названиями мениппея продолжала свое развитие в
средние века, в эпоху Возрождения и продолжает развиваться сейчас. «Этот
карнавализованный жанр, необыкновенно гибкий и изменчивый, как Протей,
способный проникать и в другие жанры, имел огромное, до сих пор еще
недостаточно оцененное значение в развитии европейских литератур. «Мениппова
сатира» стала одним из главных носителей и проводников карнавального
мироощущения в литературе вплоть до наших дней»[1].
Одной из особенностей
мениппеи является, по мнению М. М. Бахтина, карнавальный смех. Такой смех часто
встречается «Путешествиям Гулливера», особенно при описании обычаев (когда Свифт
гиперболизирует какие-либо современные ему обычаи), например, канатные плясуны
в Лилипутии («кто прыгнет выше всех, не упавши, получает вакантную должность»[2]),
«Академия прожекторов», или описание жизни йеху («любят блестящие камешки»[3],
лижут ноги вождю). Ещё один яркий пример - когда маленького лилипута именуют
как «отрада и ужас вселенной», «монарх над монархами, … при одном мановении
которого трясутся колени у земных царей»[4].
Также мениппея
характеризуется «исключительной свободой сюжетного и философского вымысла»[5].
Эту особенность также легко увидеть в романе Свифта. Автор отправляет своего
героя в несуществующие страны (Лилипутия, Блефуску, Лапута, Бробдингнег, Бальнибарби,
Лаггнегг, Глаббдобриб), описывает вымышленных существ (гуигнгнмы, лилипуты,
великаны, йеху, «неправильные» лапутяне, бессмертные струльдбруги), их
вымышленные обычаи и т.д.
«Важнейшая особенность жанра
мениппеи состоит в том, что…фантастика служит здесь не для положительного
воплощения правды, а для ее искания, провоцирования и, главное для ее испытания.
Для этой цели герои …поднимаются на небеса, спускаются в преисподнюю…
появляется трехпланное построение… герои странствуют по неведомым
фантастическим странам…»[6], - пишет Бахтин. Герой
Свифта, действительно, путешествует по неведомым странам, и поднимается в
небеса (летающий остров Лапута), и разговаривает с мёртвыми на острове
Глаббдобриб. И происходит это, понятное дело, не просто так. В своём романе Свифт
испытывает различные идеи – например, идеи правильности обычаев, законов и т.д.
Свифт подвергает критике либо в словах Гулливера обычаи других стран, либо от
лица других героев современную ему действительность («не что иное, как куча
заговоров, смут, убийств, избиений, революций и высылок, являющихся худшим
результатом жадности, партийности, лицемерия, вероломства, жестокости,
бешенства, безумия, ненависти, зависти, сластолюбия, злобы и честолюбия»[7]).
Один из наиболее ярких примеров испытания идеи – это не прошедшая проверки идея
естественного человека (люди, оказавшись в естественной среде, утратили
духовность и превратились в йеху). Ещё одна особенность мениппеи – это натурализм.
И он присутствует в романе Свифта. Гулливер подробно описывает, чем он
питается, во что одевается, как живёт, где справляет нужду («некоторые
естественные потребности побуждали меня сойти на землю»[8]).
Он описывает сильный аромат, который идёт от великанов («их кожа издавала
весьма неприятный запах»[9]); отвратительные привычки
йеху («взобрались на дерево и начали оттуда испражняться мне на голову»[10]);
описывает жизнь струльдбругов («никогда не приходилось видеть такого
омерзительного зрелища, какое представляли эти люди»[11]).
Больше всего натурализмов встречается во второй части (Гулливер сражается с
птицами-крысами; его кусают мухи; описание обеда великанов и т.д.).
«В мениппее появляется
особый тип экспериментирующей фантастики: наблюдение с какой-нибудь необычной
точки зрения….»[12] Эту особенность
Менипповой сатиры тоже нетрудно разглядеть в романе Свифта. Гулливер с интересом,
иногда страхом и недоумением изучает обычаи неизвестных ему стран («у лилипутов
существует обычай …если в угоду мстительности монарха или злобе фаворита суд
приговаривает кого-либо к жестокому наказанию, то император произносит в
заседании государственного совета речь, изображающую его великое милосердие»[13]),
а король Бробдингнега во второй книге и гуигнгнм в четвёртой подвергают критике
порядки и обычаи Англии («являющихся худшим результатом жадности, партийности,
лицемерия, вероломства, жестокости, бешенства, безумия, ненависти, зависти,
сластолюбия, злобы и честолюбия»[14]).
Кроме того, Бахтин пишет
о такой особенности миниппеи, как психологизм («изображение необычных,
ненормальных морально-психических состояний»[15]). Это в «Путешествиях
Гулливера» тоже присутствует. Во-первых, сложно не назвать безумием состояние
главного героя в конце книги («я не мог выносить вида моей жены и детей; даже их
запах был для меня нестерпим»[16]). Во-вторых, Свифт
каждый раз подробно описывает психологическое состояние Гулливера, когда герой
находится в той или иной стране (находясь у лилипутов герой чувствует
«одиночество», у великанов – «унижение»).
«Для мениппеи очень
характерны сцены … эксцентрического поведения, … нарушения общепринятого и
обычного хода событий, установленных норм поведения и этикета, в том числе и
речевого»[17], - подмечает Бахтин. «Эксцентричное»
поведение героев свифтовского романа обусловлено несовпадением обычаев
выдуманных стран и настоящей, современной Свифту Англии. Поведение йеху и
струльдбругов, обычаи лилипутов и лапутян Гулливер находит предосудительными,
тогда как другие герои тоже нередко осуждают поведение Гулливера (сцена тушения
пожара в первой книге). Кроме того, к необычным сценам можно отнести многие
моменты жизни Гулливера среди великанов (например, как он оказался внутри полой
кости).
Также Бахтин утверждает,
что мениппея включает в себя элементы социальной утопии. Разглядеть эти
элементы в романе Свифта несложно. Утопические законы у лилипутов («если
обвиняемый докажет во время процесса свою невиновность, то обвинитель немедленно
подвергается позорной казни…считают мошенничество более тяжким преступлением, чем
воровство» и т.д.), почти справедливое общество в королевстве великанов, и
похожая на идеальную земля гуигнгнмов. В романе Свифта можно найти также черты
антиутопии, но о связи антиутопии и мениппеи Бахтин ничего не говорил.
«Для мениппеи характерно
широкое использование вставных жанров»[18]. В романе Свифта это –
предваряющее роман письмо самого Гулливера Ричарду Симпсону («Вы не откажетесь,
надеюсь, признать публично…[19]»), обвинительный акт
лилипутов («принимая во внимание, что, хотя законом, изданным в царствование…»[20]
и т.д.), и др. документы.
Последняя особенность
мениппеи – это публицистичность. Во времена Свифта «Путешествия Гулливера» были
очень актуальным и злободневным романом, так как содержали критику
государственного устройства. И даже сейчас, когда прошло довольно много времени,
и произведения Свифта утратили сиюминутную политическую остроту, роман почти не
теряет своей публицистичности, и стал образцом иронической сатиры.
Заключение
Итак, можно с
уверенностью сказать, что роман Свифта «Путешествия Гулливера» относятся к
жанру Менипповой сатиры, и этому роману присущи все особенности, характерные
для мениппеи.
Список
использованной литературы
[2] Д. Свифт. «Путешествия Гулливера».
[3] Д. Свифт. «Путешествия
Гулливера».
[4] Д. Свифт. «Путешествия
Гулливера».
[5] М.М.Бахтин. «Проблемы
творчества Достоевского».
[6] М.М.Бахтин. «Проблемы
творчества Достоевского».
[7] Д. Свифт. «Путешествия
Гулливера».
[8] Д. Свифт. «Путешествия
Гулливера».
[9] Д. Свифт. «Путешествия
Гулливера».
[10] Д. Свифт. «Путешествия
Гулливера».
[11] Д. Свифт. «Путешествия
Гулливера».
[12] М.М.Бахтин. «Проблемы
творчества Достоевского»
[13] Д. Свифт. «Путешествия
Гулливера».
[14] Д. Свифт. «Путешествия
Гулливера».
[15] М.М.Бахтин. «Проблемы
творчества Достоевского»
[16] Д. Свифт. «Путешествия
Гулливера».
[17] М.М.Бахтин. «Проблемы
творчества Достоевского»
[18] М.М.Бахтин. «Проблемы
творчества Достоевского»
[19] Д. Свифт. «Путешествия
Гулливера».
[20] Д. Свифт. «Путешествия
Гулливера».