Театр Вольтера в России
А.С. Лопатин «ТЕАТР
ВОЛЬТЕРА В РОССИИ»
О великий Вольтер – Мари Франсуа Аруэ,
ведь именно ты «безраздельно властвовал над умами чуть ли не весь XVIII
век».
Интересен сам феномен Вольтера, ведь как
мы знаем, человек, попавший в тюрьму уже не может «по-настоящему» быть
человеком после нее. Тем более, как может человек, побывавший дважды в
Бастилии, будучи обиженным своим родным государством: был изгнан из своей же
Франции, остаться верным ей на всю жизнь и более, способствовать реализации
идеи Просвещения людей всех возрастов и социального положения?
Ответ следует искать в его детстве – он
получил воспитание в школе иезуитов – а это, как ни странно, фундамент его
духовных чаяний и устремлений. Именно устремленность к Духовности и следует
считать зародышем его идей о Просвещенной монархии – Дух правит сознанием,
сознание правит мыслями и чувствами, а последние – телом, таким образом, и монарх
– правит своим народом разумно, учитывая все особенности эпохи и устремления
людские. Вольтеру повезло вдохнуть Великие Идеи Гуманизма и Просвещения в
сознание Фридриха Великого, Екатерины Великой и других крупных исторических
личностей.
Созданный Вольтером театр – является
другой большой его заслугой, ведь как можно с легкостью донести до массового
сознания великие общечеловеческие ценности: любовь, истину, праведность, мир и
ненасилие; как ни с помощью театральной суггестии, когда сознание открыто для
восприятия юмора и веселья, в котором трезво звучат идеи справедливости,
равенства, братства и любви к истине можно осуществить процесс социализации и
аккомодации?
Мы видим разнообразие не только его
философских и исторических трудов, но и драматургических: Вольтером были
созданы трагедии, прозаические драмы, комедии. И здесь, очевидно, наблюдаем
розенкрейское влияние Шекспира.
Театр Вольтера – прост. Здесь нет
профессиональных актеров, но, наоборот – люди других профессий, стремящиеся
открыть глаза на правду и здравый смысл. Театр Вольтера – это, прежде всего и
исключительно политическая трибуна. Рассеивать мрак суеверий и предрассудков,
воспитывать ненависть к религиозному фанатизму и тирании, славить идеи свободы
и гражданского равенства – вот задачи, какие перед собой ставил автор.
Одними из ярких таких наветов Вольтера
являются пьеса «Фанатизм, или пророк Магомет» и поэма «За и Против» – в которой
автор отвергает церковь как институт «бога», но не самого Бога. В этой поэме
находим повествование о моральном долге человека.
Удивительно, что Вольтер постоянно дает
рекомендации как и что должно быть. В отношении долга на первый план выходят
нравственные ценности, долг.
Да, можно уверенно сказать, что неуемный
труд адептов справедливости и истины способны творить великое…
Это в былом, а что же в настоящем?
Поразительна и увлекательна личность
индийского мыслителя и реформатора Бхагавана Шри Сатья Саи Бабы, вдохновляющая
великие умы человеческие на служение своей Родине и стране на основе все тех же
общечеловеческих ценностей.
Так и в России, будучи вдохновленными
идеями гуманиста и просветителя Саи Бабы из Путтапарти ряд современных ученых и
мыслителей возрождают «театр Вольтера» – театральные постановки, где доступным
необразованным людям языком излагаются давно забытые в обществе истины Любви,
Мира и Ненасилия, постановки, в которых участвуют не профессиональные актеры, а
люди, устремленные своими сердцами к миру Духа, идеям всеобщей, всеохватывающей
Любви, пронизывающей все мироздание. Это добровольный акт служения своему
государству, Родине, обществу, погрязшему в хитросплетениях ума,
интересующегося только жаждой наживы и выгоды.
Здесь большое значение уделяется
«вольтеровскому идеалу долга». Долг – Дхарма – есть ни что иное как
праведность, закон, нравственность сама по себе, в идеале. Но личный долг –
«свой долг», или «Свадхарма» – это даже больше чем просто слепое следование
канонам ни кому не нужных правил поповской религии.
Как и у Вольтера, у Саи Бабы видим
рекомендации, несущие основу трансформации человека: «Посеешь поступок –
пожнешь наклонность. Посеешь наклонность – пожнешь привычку. Посеешь привычку –
пожнешь характер. Посеешь характер – пожнешь судьбу».
Здесь наша судьба зависит от нашего
поступка, иначе, дхармические поступки приводят к счастливой судьбе, адхарма –
к наказанию и горю.
Дхарма (от санскритского «дха» –
поддерживать…) является, таким образом, опорой общества и всего мира. Ведь как
говорят Веды: « Если в сердце царит праведность, прекрасным будет характер.
Если в характере красота, гармония будет в доме. Если гармония в доме, будет
порядок в обществе. Когда порядок в обществе, будет и Мир в мире».
Ценности дхармы, привитые молодому
поколению России на примерах «театра Вольтера» – это семена любви, истины, мира
и ненасилия, ядром которых является любовь, проявленная на деле – дхарма.
Что мы имеем в виду под словом ценности
и общечеловеческие ценности?
1. Ценности – это идеи, абстрактные
понятия или концепции о желаемом, релевантные селективному поведению (поведению
выбора). Ценности – это особый вид установок, функционирующих в качестве
стандарта оценки вариантов выбора. Ценности – это то, что мы считаем
заслуживающим внимания.
3. Ценности – интегрированный опыт, касающийся
одновременно всех изменений человеческой адаптации, биологической, социальной и
культурной.
4. Ценности не подлежат
непосредственному наблюдению или восприятию, но об их наличии мы можем
догадаться по индикаторам, проявляющимся в речи или поведении людей.
5. У каждого человека есть ценности,
хотя не каждый догадывается об их наличии или о том, что они представляют. Они
существуют в уме и действуют как руководящие принципы.
6. Каждый дорожит тем, что ценит, т.е.
ценности имеют эмоциональное измерение, ценность – это сильная эмоциональная
приверженность или предпочтение.
7. Ценность можно определить в
сравнении, посредством анализа и общения. Ценность можно использовать в
качестве стандартов определения стоимости, достоинства чего-то.
8. Ценность – это не предмет или вещь, а
лишь переживание на опыте. Каждая личность психологически уникальна. Нет двух
личностей с одинаковой системой ценностей. И в то же время, существует система
ценностей, в какой-то мере общая для всех, т.е. в различной степени, на
различных уровнях всем людям присущи одинаковые ценности, они называются
общечеловеческими.
9. Ценности имеют различные достоинства
и обычно организованы в виде иерархии. Кроме того они взаимосвязаны как
внутренне, так и внешне.
10. Ценности могут происходить из
различных источников: литературы, философии, религии, науки, общественных
устоев и законодательства.
11. Ценности влияют на наши мысли,
чувства и действия. Они направляют нас делать то, что правильно.
12. Ценности не существуют как объекты
во времени и пространстве, а устанавливаются посредством суждения с личной
точки зрения.
Из вышеприведенных характеристик
следует, что ценности – это проявления идеала, ради которого живут люди. Они
являются неотъемлемой частью жизненной философии народа и его системы
образования. Они являются руководящими принципами жизни. Термин «ценность»
показывает внутреннее достоинство, следовательно, ценным является все, что
нравится, ценится, является желанным и т.д.
Отсюда понимаем, общечеловеческие
ценности, излагаемые российским «театром Вольтера» – это идеалы Любви: так,
любовь в чувствах – это мир, любовь на словах – это истина, любовь в делах –
это праведность (дхарма), любовь в мыслях – это ненасилие. Помимо всего
прочего, сам дух жертвенности (тьяга) является доминирующем: здесь применяется
принцип карма-йоги – бескорыстное служение (сэва).
Таким образом, деятельность российского
«театра Вольтера» удивительна – она не преследует личной выгоды, но только
личной трансформации сознания участников театрального действа. Так, театр
реализует себя как на профессиональных сценах, так и на «простеньких» площадках
детских домов и домов интернатов, госпиталях и общеобразовательных школах.
Здесь провозглашается: «Существует только одна раса – человечество; существует
только один язык – сердца; существует только одна религия – любви; существует
только один Бог – и он вездесущ».
В чем можно увидеть положительное
«театра Вольтера»?
В первую очередь это привитие
нравственных идеалов молодому поколению, идеалов общечеловеческих ценностей,
привитие любви и чувства патриотизма к своей Родине, понимание национального и
расового единства на уровне осознания единства всего человечества.
Во–вторых, это сам дух единения, когда
нет никаких различий (материальных, экономических, интеллектуальных и прочих)
между участниками театрального действа. Все действия носят альтруистический
характер служения «Богу внутри других людей» – основанный на философии Адвайта
– Веданты, концепция которой заключается в признании только одной истинной
реальности – духовной, все прочие является отражением нашего «испорченного»
сознания – «Ахамкары».
В–третьих, театральные постановки не
ограничиваются только ведическим репертуаром, но включают в себя сюжеты из
жизни выдающихся людей и великих личностей, реализующих своей жизнью идеалы
Любви и Служения обществу.
Особая заслуга в организации «театра
Вольтера» в городе Краснодаре принадлежит к.ф.н. А.А. Гуцалову – неутомимому
пропагандисту идеи единства, равенства и братства людского на основе идеалов
любви Бхагавана Шри Сатья Саи Бабы, бескорыстно служащему своему Отечеству,
стрямящемуся донести до людей призыв к осознанию своей истинно присущей сути –
Божественной Любви.
Надо сказать, что идея театрализации
духовных идей получает в настоящее время большее признание и уважение, что, как
думается, в ближайшее время станет доминантным в системе общего образования, и
хочется верить, будет способствовать трансформации «испорченного» характера в
характер добродетельный и светлый, что также будет способствовать реализации
Мира во всем мире.