Социально-психологическая, семейная мысль в романе в романе "Господа Головлевы" М.Е. Салтыкова-Щедрина
Социально-психологическая, семейная мысль в романе "Господа Головлевы"
М.Е. Салтыкова-Щедрина
"Господа Головлевы" всегда привлекали особое
внимание ученых. Эта "странная и поразительная книга", по словам И.С.
Тургенева, уже сразу после своего выхода в свет породила вокруг себя
разнообразные споры, вызвала самые противоречивые суждения и оценки. Роман
рассматривался под разными углами зрения: и как социально-психологический и как
семейный, и в настоящее время в щедриноведении продолжаются дискуссии и о жанре
этого произведения, и о композиции, особенностях воззрений Салтыкова и, самое
главное, о смысле финальной сцены романа. Обращение Салтыкова-Щедрина к
семейной теме в период 70-х годов было актуальным. В поле зрения
писателя находилась пореформенная характеристика эпохи, сущность которой чётко
сформулирована М.Е. Салтыковым-Щедриным: "... жизнь положительно сошла со
своей наезженной колеи,... она не успела ещё наездить себе колеи новой..."
Остро ощущая общественные перемены и художественно их
преломляя через себя, писатель на общем фоне происходящих преобразований
переживают свой внутренний кризис, который и приводит к изменению
мировоззренческих позиций.
Именно в этот период Щедрина захватывают значительные
семейные события, сказавшиеся на его дальнейшей судьбе и определившие
дальнейший ход всего его творчества.
Смерть матери, которая занесла сына в разряд "постылых"
с того момента, когда он пренебрег её требованием отказаться от женитьбы на
бесприданнице Е.А. Болтиной. Страдания от несправедливости и оттого, что так и
не наступило взаимопонимание между ним и матерью, ощущение огромной утраты,
своей оторванности от семейных корней, безысходность по поводу того, что ничего
уже нельзя исправить. Разрыв личных отношений писателя со своими братьями. Неблагополучные
отношения с женой Елизаветой Аполлоновной, которую он называл "куколкой"
за её пристрастие к модным нарядам, желание выглядеть особой, приближённой к
высшим дворянским кругам. Болезнь, которая приобрела затяжной характер. Так
личная жизнь Щедрина, ее трудности, утраты, непонимание с самыми близкими
людьми привела к исследованию семьи и семейных отношений в творчестве писателя.
На заграничный период, где писатель пробыл чуть больше года, приходится
основная часть написанного им романа "Господа Головлёвы", который
стал для Салтыкова-Щедрина местом осмысления основных причин гибели человека и
распадения семейных связей.
Желание "очиститься", освободиться от того
морального гнета, который чувствовал писатель лично и характерного для
большинства дворянских семей, отображается в очерках о господах Головлевых и
присутствует в романе и именно этот факт наталкивает на мысль о том, что надо
рассматривать роман несколько шире чем психологический или семейный. В
изображении жизни "дворянского гнезда" господ Головлевых писатель
показывает "ненормальность" современной ему семьи и подводит читателя
к мысли о "неправильном" устройстве всего общества. Салтыков-Щедрин,
называя свой роман "Господа Головлевы", а не "Семейство
Головлевых" преднамеренно подчеркивает значительность событий,
происходящих не в одном дворянском семействе, а внутри всего господствующего
сословия. Эти "обезображенные отношения" стали центром внимания в
романе Салтыкова-Щедрина, который в этот переходный период отступает от
сатирического начала и делает поворот к психологическому роману.
В центре внимания писателя находился социальный кризис,
связанный с переходом России на новый буржуазный путь развития, повлёкший за
собой развал царской семьи, упадок старинных дворянских родов, обезображенность
семейных отношений, атмосферу нервозности и неуверенности в завтрашнем дне. Это
определяет собой начало нового психологического направления в творчестве
Щедрина, и обращение писателя к жанру семейного романа. Романный жанр в русской
литературе с каждой новой эпохой претерпевал изменения. Романы Пушкина, Гончарова,
Тургенева, Достоевского, Толстого, Салтыкова-Щедрина и других писателей
значительно отличаются по своим жанровым особенностям и друг от друга и,
например, от романов, русской советской литературы ХХ века.
На современном этапе А.А. Богданов отмечает такие
отличительные черты семейного романа:
семейный роман характеризует подробное воспроизведение жизни
одной или нескольких семей, обстоятельное описание их представителей;
стремится передать явления жизни в формах, близких к
действительности;
формирует своеобразие композиции, основой которой являются
важнейшие события в жизни человека: свадьба, рождение ребенка, смерть;
центром сюжетного построения и основой конфликта в семейном
романе становится любовь;
главное в семейном романе - не характеры, а отношения,
определяемые идеалами.
В качестве художественных средств в семейном романе
используется хронотоп, повествование от первого лица, пространные авторские
отступления, внутренние монологи и диалоги, выражение прямых идей писателя от
лица героев романа. Сиповский, характеризуя жанровые особенности семейного
романа, отмечал, что наиболее "отличительными чертами такого романа
является "сужение рамок" происходящего до "одной-двух
семей" и замкнутость - "можно не выходить из дома - найти
много интересного".
Ученый-литературовед также обращал внимание на прямую связь
семейного романа с фольклором, говоря при этом: "... я не вижу
существенного различия между романом и сказкой, роман захватывает огромное
содержание. ., сказка изображает один или несколько эпизодов..."
Утверждение Сиповского о том, что истоки русского романа
находятся в русской народной сказке, дает основание считать естественным
присутствие в семейном романе традиционного фольклорного мотива: выбора героями
трех дорог - пути правильного, пути неправильного, сложного поиска правильного
пути.
Жанр семейного романа содержит в себе синтезированные
качества социально-психологического, философского романа о воспитании и других
романов. На этом объединенном фоне обнаруживается стремление в семейном романе
к раскрытию внутреннего мира, душевных переживаний героев, родственных
отношений, изменению характеров под влиянием общественных условий и окружающей
среды.
Но самой главной и отличительной чертой семейного романа
является исповедальность. Роман "Господа Головлевы", являясь по сути
автобиографическим, носит исповедальный характер и тяготеет по своему
содержанию к покаянию, поскольку представляет собой своеобразный итог
духовного опыта писателя, символизирующий его поворот к христианской этике.
Присутствие мотива исповедальности создаёт атмосферу
понимания и доверия между читателем и автором, хотя автор, как правило, не
высказывает своего прямого отношения к событиям.
Герои семейного романа приходят в своих исканиях к
осмыслению коренных проблем бытия, к решению философских проблем,
семейно-бытовым преобразованиям в результате внутреннего кризиса. Кризис и
перерождение героя является также характерной, отличительной чертой такого
романа. Выжить в кризисной ситуации, изменить свои взгляды помогает герою
стойкость его нравственных идеалов, обращение к вере, даже если прежде он не
был верующим человеком.
В построении образа героя характеристической направленностью
становится отсутствие "героизации": герой представлен как с
положительными, так и с отрицательными чертами, он не может формировать сам
свою судьбу, её определяют происходящие события.
"Господа Головлёвы" Салтыкова-Щедрина рассказывают
историю одной семьи, рассматриваемую писателем как социальную категорию,
органический элемент общества в период осуществления и установления
государственных реформ. Здесь Салтыков-Щедрин не создал ни одного
положительного героя, поскольку, по его мнению, такому герою неоткуда взяться -
дворянство изжило себя как класс, а в забитой и невежественной массе простого
народа других интересов, кроме выживания, просто не возникает.
Салтыков-Щедрин рисует мрачные картины жизни и быта
помещичьей усадьбы, преднамеренно сгущая краски, отказываясь от идиллизации
жизни дворянского гнезда. Писатель, показывая изнаночную сторону российской
действительности, использует здесь новый прием: отказывается от любовной
интриги, которая, по его мнению, была не ко времени, так как оттесняла бы
важные и насущные вопросы общества на второй план. Об этом Салтыков-Щедрин
предупреждает читателя и говорит, что в его романе "не будет ожидаемых
приятных сцен…с поцелуями".
Однако, несмотря на новшества в построении романа, искусном
сцеплении отдельных элементов, последовательности сюжетного развития, в
стремлении к структурной цельности Салтыков-Щедрин опирался на достижения
русского реалистического романа.
"Господа Головлёвы" имеют много общего с
разработанным в русской классической прозе жанром романа-хроники
мемуарно-семейного типа, утверждающего свой метод, принципы и убеждения,
несмотря на то что в произведении прослеживаются многочисленные авторские
отступления. Эти отступления в романе не нарушают структурной целостности
произведения, органически вплетаются в идейно-художественную ткань романа. Здесь
в полной мере отразилась существующая социальная обстановка: если писатель
видит подлость, он клеймит ее позором, если чувствует необходимость пояснить
какое-либо явление, он не стесняет себя обязательными нормами изложения сюжета.
Он прерывает повествование, когда ему нужно высказать свои мысли, разъяснить
дополнительные оттенки, нюансы, которые могут ускользнуть от внимания читателя,
а потом снова вернуться к прерванному рассказу.
Однако авторские отступления, по мнению академика Бушмина,
не нарушают структурной целостности произведения, органически вплетаются в
идейно-художественную ткань романа. Так как автор избегает резких контрастов,
безмерных преувеличений, исключительных фактов и острых ситуаций, что
характерно для большинства его сатирических произведений [12, с.146]. Отличительными
чертами художественного мышления писателя являются активность и страстность,
отчетливо просматривающиеся в романе.
Не вносит Салтыков-Щедрин новшества и в композиционный план:
произведение состоит из отдельных рассказов, связанных общей семейной темой. Как
известно из истории русской литературы, композиция романа М.Ю. Лермонтова
"Герой нашего времени" осуществляется подобным образом.
Придавая значительность семейной теме в романе, автор
связывает названия пяти из семи глав с семейными отношениями: "Семейный
суд", "По-родственному", "Семейные итоги", "Племяннушка",
"Недозволенные семейные радости".
О важности и значительности своего произведения Щедрин
откровенно писал в письме к публицисту и критику Е.И. Утину, поясняя, что он
как художник-сатирик задался "миссией" "спасти идеал свободного
исследования", для чего обратился к "основам". "Я обратился
к семье, к собственности, к государству и дал понять, что в наличии ничего
этого уж нет. Что, стало быть, принципы, во имя которых стесняется свобода, уже
не суть принципы даже для тех, которые ими пользуются. На принцип
семейственности написаны мною "Головлёвы" [1, Т.1,c.
194].
М.Е. Салтыков-Щедрин вслед за Н.В. Гоголем умел видеть и
открывать в обыденных фактах повседневности моменты, наполненные драматизмом.
"Самые потрясающие страницы головлевской хроники, -
отмечает Михайловский, - посвящены необыкновенно простым, в смысле обыденности,
вещам" [38, с.503]. Отыскивая причины распада дворянского класса, Салтыков-Щедрин
обращает внимание на полнейшую деградацию всех членов семьи Головлевых. В
отношениях родителей и детей не проявляется никаких родственных чувств.
Нарисованный в романе распад семьи, проявляющийся в
ужасающих формах, сигнализировал обществу о полном моральном разложении
дворянства как класса.
Первый психологический роман Салтыкова-Щедрина становится
вершиной его творчества независимо от того, что ранее не планировался как
роман, а волею судьбы вырос из очерков "Благонамеренные речи".
Роман получил высокую оценку у современников, но сам
писатель впоследствии критически относился к своему произведению, был недоволен
им, считая, что жанром романа он владеет хуже, нежели очерками, а "Господа
Головлёвы" написаны им "неуклюже и кропотливо".
В "Господах Головлёвых" Салтыков-Щедрин основной
задачей ставит изображение среды, всего комплекса условий, которые составляют
господствующий порядок "вещей". А центральным объектом
Щедрина-психолога в романе является внутренняя сущность человека, порождённая
воспитанием, определившая его характер и поведение.
Источник зла, по мнению писателя, не в дурной природе
человека, а в социальных условиях жизни. Салтыков-Щедрин по этому поводу
поясняет: "Моя резкость имеет в виду не личности, а известную совокупность
явлений, в которой заключается источник всех зол, угнетавших всё человечество...
Воистину, болото родит чертей, а не черти создают болото".
Сатирик был уверен, что люди не могут иметь от природы
"злого сердца", и потому детерминированность характера средой
становится у него одной из характерных черт романа "Господа Головлёвы".
В отличие от других писателей Салтыков-Щедрин не ищет путей
выхода из ситуации. Он сосредотачивает свое внимание на анализе уродств и
исследовании причин зловещей катастрофы, лишает семью Головлевых малейшей
поэтизации, надежды на возрождение. Роман "Господа Головлёвы" - это
беспощадное изображение картины разложения, духовного и физического распада
семьи.
"Господа Головлёвы" впитали в себя не только
важнейшие проблемы пореформенной эпохи, сложность отношений Салтыкова с матерью
и братом, но и супружеский разлад в его семье, разрыв родственных связей, боль
за будущее детей.
Роман "Господа Головлевы" представляет собой
качественно новый этап в развитии творческого метода Салтыкова-Щедрина и его сатирического
мастерства. Это было новое слово в развитии жанра семейного романа, где
категория "семья" тесно переплетается с категориями "общество",
"государство", "власть". Семья не просто рассматривается
писателем в контексте государства, она является его микросхемой, отражает
процессы, имеющие место в общественной жизни верхушки.
Написанный по принципу семейственности роман "Господа
Головлевы" - одно из лучших произведений Салтыкова-Щедрина, которое
принесло ему славу, известность и поставило в один ряд с другими великими
писателями.
Однако Салтыков-Щедрин не принял форму "тургеневского
романа". Он считал, что новые жизненные условия требуют иного подхода к
изображению человека и его судьбы, чем это было представлено в "тургеневском
романе".
М.Е. Салтыков-Щедрин остро ощущал общественные перемены, и в
то самое время, когда Толстой завершал "Войну и мир", он писал в
"Господах ташкентцах": "Мне кажется, что роман утратил свою
прежнюю почву с тех пор, как семейственность и всё, что принадлежит к ней,
начинает изменять свой характер. Роман (по крайней мере в том виде, каким он
являлся до сих пор) есть по преимуществу произведение семейственности. Драма
его зачинается в семействе, не выходит оттуда и там же заканчивается. В
положительном смысле (роман английский), или в отрицательном (роман французский),
но семейство всегда играет в романе первую роль. Этот тёплый, уютный, хорошо
обозначившийся элемент, который давал содержание роману, улетучивается на
глазах у всех. Драма начинает требовать других мотивов; она зарождается где-то
в пространстве и там кончается... Роман современного человека разрешается на
улице, в публичном месте - везде, только не дома; и притом разрешается самым
разнообразным, почти непредвиденным образом"
Салтыков-Щедрин пришел к выводу, что жизнь требует нового
подхода к литературе, а время любовных романов прошло.
Спустя время венгерский литературовед Д. Лукач называет жанр
романа "эпопеей обезбоженного мира", а психологию романного героя
"демонической"; предметом романа Лукач считает историю человеческой
души, проявляющейся и познающей себя "во всяческих приключениях". Основное
направление романного жанра ученый видел в "воссоздании души,
заблудившейся в пустой и мнимой действительности"
Если соотнести определения Лукача с романом "Господа
Головлевы" Салтыкова-Щедрина, то можно отметить соответствие в нем
перечисленных направлений, воплотивших в себе и мнимую пустоту, и заблудившиеся
души, и стремление героя к воссозданию в пустой действительности самого себя.
Вот исходя из этих позиций мы и можем рассматривать роман не
только как социально-психологический и роман - семейную хронику, а как
мифопоэтический, синтетически вобравший в себя все аспекты жизни семейства
Головлевых, более сложный, чем просто подходящий под одно из этих определений.
Не в последнюю очередь поразительность книги Салтыкова
объясняется наличием в ее повествовательной ткани разного рода библеизмов (цитат,
сюжетов, образов из Библии), мифологических мотивов и образов, которые одни
только обладают способностью конкретную ситуацию, реальности исторического
времени переводить в сферу "вечных" этических проблем, тем самым
предопределяя в произведении выход на философский уровень художественного
обобщения. Поэтому вполне закономерным было бы обратиться к рассмотрению этих
важных компонентов поэтической системы писателя, тем более, что в
щедриноведении этот аспект "Господ Головлевых" еще не получил
должного освещения. Библейский и мифологический пласты в произведении
становятся объектом специального рассмотрения в литературоведении только
начиная с 1980-х годов. Долгое время в основном один финал и давал повод
говорить о непосредственной связи салтыковской хроники с текстом Священного
Писания, а также о реализации в ней библейских мотивов. Только сравнительно
недавно появились работы (причем, весьма немногочисленные), в которых
исследователями выявляются новые библейские параллели, присутствующие в
щедринском тексте, и определяется их функциональное назначение. Тем не менее,
обнаруженные случаи обращения писателя к библейскому пласту так и не
исчерпывают всего огромного корпуса привлекаемых писателем библейских аллюзий и
реминисценций, используемых автором мифологем.
Список литературы
1.
ПРОЗОРОВ В.В. Салтыков-Щедрин. М., 1988.121с.
2.
ПРОПП В.Я. Поэтика. // ПРОПП В.Я. Собрание трудов. - [Т.1.] Поэтика
<фольклора>. - М.: Лабиринт, 1998. - С.24-92.
3.
ПРОСКУРИНА Т.Д. Семья в произведениях русских писателей: Учеб. пособие. -
Белгород: Изд-во БелГУ, 2004. - 236 с.
4.
РАКИТИНА Л.М. К вопросу о евангельских мотивах в произведениях М.Е. Салтыкова-Щедрина.
// Филологические исследования. - Вып.3. - Донецк, Юго-Восток, 2001. - С.140-148.