Социально-психологическая, семейная мысль в романе в романе "Господа Головлевы" М.Е. Салтыкова-Щедрина

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Литература
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    19,12 kb
  • Опубликовано:
    2009-12-06
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Социально-психологическая, семейная мысль в романе в романе "Господа Головлевы" М.Е. Салтыкова-Щедрина

Социально-психологическая, семейная мысль в романе "Господа Головлевы" М.Е. Салтыкова-Щедрина


"Господа Головлевы" всегда привлекали особое внимание ученых. Эта "странная и поразительная книга", по словам И.С. Тургенева, уже сразу после своего выхода в свет породила вокруг себя разнообразные споры, вызвала самые противоречивые суждения и оценки. Роман рассматривался под разными углами зрения: и как социально-психологический и как семейный, и в настоящее время в щедриноведении продолжаются дискуссии и о жанре этого произведения, и о композиции, особенностях воззрений Салтыкова и, самое главное, о смысле финальной сцены романа. Обращение Салтыкова-Щедрина к семейной теме в период 70-х годов было актуальным. В поле зрения писателя находилась пореформенная характеристика эпохи, сущность которой чётко сформулирована М.Е. Салтыковым-Щедриным: "... жизнь положительно сошла со своей наезженной колеи,... она не успела ещё наездить себе колеи новой..."

Остро ощущая общественные перемены и художественно их преломляя через себя, писатель на общем фоне происходящих преобразований переживают свой внутренний кризис, который и приводит к изменению мировоззренческих позиций.

Именно в этот период Щедрина захватывают значительные семейные события, сказавшиеся на его дальнейшей судьбе и определившие дальнейший ход всего его творчества.

Смерть матери, которая занесла сына в разряд "постылых" с того момента, когда он пренебрег её требованием отказаться от женитьбы на бесприданнице Е.А. Болтиной. Страдания от несправедливости и оттого, что так и не наступило взаимопонимание между ним и матерью, ощущение огромной утраты, своей оторванности от семейных корней, безысходность по поводу того, что ничего уже нельзя исправить. Разрыв личных отношений писателя со своими братьями. Неблагополучные отношения с женой Елизаветой Аполлоновной, которую он называл "куколкой" за её пристрастие к модным нарядам, желание выглядеть особой, приближённой к высшим дворянским кругам. Болезнь, которая приобрела затяжной характер. Так личная жизнь Щедрина, ее трудности, утраты, непонимание с самыми близкими людьми привела к исследованию семьи и семейных отношений в творчестве писателя. На заграничный период, где писатель пробыл чуть больше года, приходится основная часть написанного им романа "Господа Головлёвы", который стал для Салтыкова-Щедрина местом осмысления основных причин гибели человека и распадения семейных связей.

Желание "очиститься", освободиться от того морального гнета, который чувствовал писатель лично и характерного для большинства дворянских семей, отображается в очерках о господах Головлевых и присутствует в романе и именно этот факт наталкивает на мысль о том, что надо рассматривать роман несколько шире чем психологический или семейный. В изображении жизни "дворянского гнезда" господ Головлевых писатель показывает "ненормальность" современной ему семьи и подводит читателя к мысли о "неправильном" устройстве всего общества. Салтыков-Щедрин, называя свой роман "Господа Головлевы", а не "Семейство Головлевых" преднамеренно подчеркивает значительность событий, происходящих не в одном дворянском семействе, а внутри всего господствующего сословия. Эти "обезображенные отношения" стали центром внимания в романе Салтыкова-Щедрина, который в этот переходный период отступает от сатирического начала и делает поворот к психологическому роману.

В центре внимания писателя находился социальный кризис, связанный с переходом России на новый буржуазный путь развития, повлёкший за собой развал царской семьи, упадок старинных дворянских родов, обезображенность семейных отношений, атмосферу нервозности и неуверенности в завтрашнем дне. Это определяет собой начало нового психологического направления в творчестве Щедрина, и обращение писателя к жанру семейного романа. Романный жанр в русской литературе с каждой новой эпохой претерпевал изменения. Романы Пушкина, Гончарова, Тургенева, Достоевского, Толстого, Салтыкова-Щедрина и других писателей значительно отличаются по своим жанровым особенностям и друг от друга и, например, от романов, русской советской литературы ХХ века.

На современном этапе А.А. Богданов отмечает такие отличительные черты семейного романа:

семейный роман характеризует подробное воспроизведение жизни одной или нескольких семей, обстоятельное описание их представителей;

стремится передать явления жизни в формах, близких к действительности;

формирует своеобразие композиции, основой которой являются важнейшие события в жизни человека: свадьба, рождение ребенка, смерть;

центром сюжетного построения и основой конфликта в семейном романе становится любовь;

главное в семейном романе - не характеры, а отношения, определяемые идеалами.

В качестве художественных средств в семейном романе используется хронотоп, повествование от первого лица, пространные авторские отступления, внутренние монологи и диалоги, выражение прямых идей писателя от лица героев романа. Сиповский, характеризуя жанровые особенности семейного романа, отмечал, что наиболее "отличительными чертами такого романа является "сужение рамок" происходящего до "одной-двух семей" и замкнутость - "можно не выходить из дома - найти много интересного".

Ученый-литературовед также обращал внимание на прямую связь семейного романа с фольклором, говоря при этом: "... я не вижу существенного различия между романом и сказкой, роман захватывает огромное содержание. ., сказка изображает один или несколько эпизодов..."

Утверждение Сиповского о том, что истоки русского романа находятся в русской народной сказке, дает основание считать естественным присутствие в семейном романе традиционного фольклорного мотива: выбора героями трех дорог - пути правильного, пути неправильного, сложного поиска правильного пути.

Жанр семейного романа содержит в себе синтезированные качества социально-психологического, философского романа о воспитании и других романов. На этом объединенном фоне обнаруживается стремление в семейном романе к раскрытию внутреннего мира, душевных переживаний героев, родственных отношений, изменению характеров под влиянием общественных условий и окружающей среды.

Но самой главной и отличительной чертой семейного романа является исповедальность. Роман "Господа Головлевы", являясь по сути автобиографическим, носит исповедальный характер и тяготеет по своему содержанию к покаянию, поскольку представляет собой своеобразный итог духовного опыта писателя, символизирующий его поворот к христианской этике.

Присутствие мотива исповедальности создаёт атмосферу понимания и доверия между читателем и автором, хотя автор, как правило, не высказывает своего прямого отношения к событиям.

Герои семейного романа приходят в своих исканиях к осмыслению коренных проблем бытия, к решению философских проблем, семейно-бытовым преобразованиям в результате внутреннего кризиса. Кризис и перерождение героя является также характерной, отличительной чертой такого романа. Выжить в кризисной ситуации, изменить свои взгляды помогает герою стойкость его нравственных идеалов, обращение к вере, даже если прежде он не был верующим человеком.

В построении образа героя характеристической направленностью становится отсутствие "героизации": герой представлен как с положительными, так и с отрицательными чертами, он не может формировать сам свою судьбу, её определяют происходящие события.

"Господа Головлёвы" Салтыкова-Щедрина рассказывают историю одной семьи, рассматриваемую писателем как социальную категорию, органический элемент общества в период осуществления и установления государственных реформ. Здесь Салтыков-Щедрин не создал ни одного положительного героя, поскольку, по его мнению, такому герою неоткуда взяться - дворянство изжило себя как класс, а в забитой и невежественной массе простого народа других интересов, кроме выживания, просто не возникает.

Салтыков-Щедрин рисует мрачные картины жизни и быта помещичьей усадьбы, преднамеренно сгущая краски, отказываясь от идиллизации жизни дворянского гнезда. Писатель, показывая изнаночную сторону российской действительности, использует здесь новый прием: отказывается от любовной интриги, которая, по его мнению, была не ко времени, так как оттесняла бы важные и насущные вопросы общества на второй план. Об этом Салтыков-Щедрин предупреждает читателя и говорит, что в его романе "не будет ожидаемых приятных сцен…с поцелуями".

Однако, несмотря на новшества в построении романа, искусном сцеплении отдельных элементов, последовательности сюжетного развития, в стремлении к структурной цельности Салтыков-Щедрин опирался на достижения русского реалистического романа.

"Господа Головлёвы" имеют много общего с разработанным в русской классической прозе жанром романа-хроники мемуарно-семейного типа, утверждающего свой метод, принципы и убеждения, несмотря на то что в произведении прослеживаются многочисленные авторские отступления. Эти отступления в романе не нарушают структурной целостности произведения, органически вплетаются в идейно-художественную ткань романа. Здесь в полной мере отразилась существующая социальная обстановка: если писатель видит подлость, он клеймит ее позором, если чувствует необходимость пояснить какое-либо явление, он не стесняет себя обязательными нормами изложения сюжета. Он прерывает повествование, когда ему нужно высказать свои мысли, разъяснить дополнительные оттенки, нюансы, которые могут ускользнуть от внимания читателя, а потом снова вернуться к прерванному рассказу.

Однако авторские отступления, по мнению академика Бушмина, не нарушают структурной целостности произведения, органически вплетаются в идейно-художественную ткань романа. Так как автор избегает резких контрастов, безмерных преувеличений, исключительных фактов и острых ситуаций, что характерно для большинства его сатирических произведений [12, с.146]. Отличительными чертами художественного мышления писателя являются активность и страстность, отчетливо просматривающиеся в романе.

Не вносит Салтыков-Щедрин новшества и в композиционный план: произведение состоит из отдельных рассказов, связанных общей семейной темой. Как известно из истории русской литературы, композиция романа М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени" осуществляется подобным образом.

Придавая значительность семейной теме в романе, автор связывает названия пяти из семи глав с семейными отношениями: "Семейный суд", "По-родственному", "Семейные итоги", "Племяннушка", "Недозволенные семейные радости".

О важности и значительности своего произведения Щедрин откровенно писал в письме к публицисту и критику Е.И. Утину, поясняя, что он как художник-сатирик задался "миссией" "спасти идеал свободного исследования", для чего обратился к "основам". "Я обратился к семье, к собственности, к государству и дал понять, что в наличии ничего этого уж нет. Что, стало быть, принципы, во имя которых стесняется свобода, уже не суть принципы даже для тех, которые ими пользуются. На принцип семейственности написаны мною "Головлёвы" [1, Т.1,c. 194].

М.Е. Салтыков-Щедрин вслед за Н.В. Гоголем умел видеть и открывать в обыденных фактах повседневности моменты, наполненные драматизмом.

"Самые потрясающие страницы головлевской хроники, - отмечает Михайловский, - посвящены необыкновенно простым, в смысле обыденности, вещам" [38, с.503]. Отыскивая причины распада дворянского класса, Салтыков-Щедрин обращает внимание на полнейшую деградацию всех членов семьи Головлевых. В отношениях родителей и детей не проявляется никаких родственных чувств.

Нарисованный в романе распад семьи, проявляющийся в ужасающих формах, сигнализировал обществу о полном моральном разложении дворянства как класса.

Первый психологический роман Салтыкова-Щедрина становится вершиной его творчества независимо от того, что ранее не планировался как роман, а волею судьбы вырос из очерков "Благонамеренные речи".

Роман получил высокую оценку у современников, но сам писатель впоследствии критически относился к своему произведению, был недоволен им, считая, что жанром романа он владеет хуже, нежели очерками, а "Господа Головлёвы" написаны им "неуклюже и кропотливо".

В "Господах Головлёвых" Салтыков-Щедрин основной задачей ставит изображение среды, всего комплекса условий, которые составляют господствующий порядок "вещей". А центральным объектом Щедрина-психолога в романе является внутренняя сущность человека, порождённая воспитанием, определившая его характер и поведение.

Источник зла, по мнению писателя, не в дурной природе человека, а в социальных условиях жизни. Салтыков-Щедрин по этому поводу поясняет: "Моя резкость имеет в виду не личности, а известную совокупность явлений, в которой заключается источник всех зол, угнетавших всё человечество... Воистину, болото родит чертей, а не черти создают болото".

Сатирик был уверен, что люди не могут иметь от природы "злого сердца", и потому детерминированность характера средой становится у него одной из характерных черт романа "Господа Головлёвы".

В отличие от других писателей Салтыков-Щедрин не ищет путей выхода из ситуации. Он сосредотачивает свое внимание на анализе уродств и исследовании причин зловещей катастрофы, лишает семью Головлевых малейшей поэтизации, надежды на возрождение. Роман "Господа Головлёвы" - это беспощадное изображение картины разложения, духовного и физического распада семьи.

"Господа Головлёвы" впитали в себя не только важнейшие проблемы пореформенной эпохи, сложность отношений Салтыкова с матерью и братом, но и супружеский разлад в его семье, разрыв родственных связей, боль за будущее детей.

Роман "Господа Головлевы" представляет собой качественно новый этап в развитии творческого метода Салтыкова-Щедрина и его сатирического мастерства. Это было новое слово в развитии жанра семейного романа, где категория "семья" тесно переплетается с категориями "общество", "государство", "власть". Семья не просто рассматривается писателем в контексте государства, она является его микросхемой, отражает процессы, имеющие место в общественной жизни верхушки.

Написанный по принципу семейственности роман "Господа Головлевы" - одно из лучших произведений Салтыкова-Щедрина, которое принесло ему славу, известность и поставило в один ряд с другими великими писателями.

Однако Салтыков-Щедрин не принял форму "тургеневского романа". Он считал, что новые жизненные условия требуют иного подхода к изображению человека и его судьбы, чем это было представлено в "тургеневском романе".

М.Е. Салтыков-Щедрин остро ощущал общественные перемены, и в то самое время, когда Толстой завершал "Войну и мир", он писал в "Господах ташкентцах": "Мне кажется, что роман утратил свою прежнюю почву с тех пор, как семейственность и всё, что принадлежит к ней, начинает изменять свой характер. Роман (по крайней мере в том виде, каким он являлся до сих пор) есть по преимуществу произведение семейственности. Драма его зачинается в семействе, не выходит оттуда и там же заканчивается. В положительном смысле (роман английский), или в отрицательном (роман французский), но семейство всегда играет в романе первую роль. Этот тёплый, уютный, хорошо обозначившийся элемент, который давал содержание роману, улетучивается на глазах у всех. Драма начинает требовать других мотивов; она зарождается где-то в пространстве и там кончается... Роман современного человека разрешается на улице, в публичном месте - везде, только не дома; и притом разрешается самым разнообразным, почти непредвиденным образом"

Салтыков-Щедрин пришел к выводу, что жизнь требует нового подхода к литературе, а время любовных романов прошло.

Спустя время венгерский литературовед Д. Лукач называет жанр романа "эпопеей обезбоженного мира", а психологию романного героя "демонической"; предметом романа Лукач считает историю человеческой души, проявляющейся и познающей себя "во всяческих приключениях". Основное направление романного жанра ученый видел в "воссоздании души, заблудившейся в пустой и мнимой действительности"

Если соотнести определения Лукача с романом "Господа Головлевы" Салтыкова-Щедрина, то можно отметить соответствие в нем перечисленных направлений, воплотивших в себе и мнимую пустоту, и заблудившиеся души, и стремление героя к воссозданию в пустой действительности самого себя.

Вот исходя из этих позиций мы и можем рассматривать роман не только как социально-психологический и роман - семейную хронику, а как мифопоэтический, синтетически вобравший в себя все аспекты жизни семейства Головлевых, более сложный, чем просто подходящий под одно из этих определений.

Не в последнюю очередь поразительность книги Салтыкова объясняется наличием в ее повествовательной ткани разного рода библеизмов (цитат, сюжетов, образов из Библии), мифологических мотивов и образов, которые одни только обладают способностью конкретную ситуацию, реальности исторического времени переводить в сферу "вечных" этических проблем, тем самым предопределяя в произведении выход на философский уровень художественного обобщения. Поэтому вполне закономерным было бы обратиться к рассмотрению этих важных компонентов поэтической системы писателя, тем более, что в щедриноведении этот аспект "Господ Головлевых" еще не получил должного освещения. Библейский и мифологический пласты в произведении становятся объектом специального рассмотрения в литературоведении только начиная с 1980-х годов. Долгое время в основном один финал и давал повод говорить о непосредственной связи салтыковской хроники с текстом Священного Писания, а также о реализации в ней библейских мотивов. Только сравнительно недавно появились работы (причем, весьма немногочисленные), в которых исследователями выявляются новые библейские параллели, присутствующие в щедринском тексте, и определяется их функциональное назначение. Тем не менее, обнаруженные случаи обращения писателя к библейскому пласту так и не исчерпывают всего огромного корпуса привлекаемых писателем библейских аллюзий и реминисценций, используемых автором мифологем.

Список литературы


1. ПРОЗОРОВ В.В. Салтыков-Щедрин. М., 1988.121с.

2. ПРОПП В.Я. Поэтика. // ПРОПП В.Я. Собрание трудов. - [Т.1.] Поэтика <фольклора>. - М.: Лабиринт, 1998. - С.24-92.

3. ПРОСКУРИНА Т.Д. Семья в произведениях русских писателей: Учеб. пособие. - Белгород: Изд-во БелГУ, 2004. - 236 с.

4. РАКИТИНА Л.М. К вопросу о евангельских мотивах в произведениях М.Е. Салтыкова-Щедрина. // Филологические исследования. - Вып.3. - Донецк, Юго-Восток, 2001. - С.140-148.

Похожие работы на - Социально-психологическая, семейная мысль в романе в романе "Господа Головлевы" М.Е. Салтыкова-Щедрина

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!