Символика и её роль в поэме А.А. Блока "Двенадцать"
Символика и её роль
в поэме А.А.Блока «Двенадцать»
А.А.Блок – великий русский поэт. Ему принадлежит особое
место в русской литературе ХХ века. Ярчайший представитель символизма,
вдохновенный певец Прекрасной Дамы, он остался в её истории и как автор
произведения, которое до сих пор вызывает у читателей множество вопросов и
споров. Это не случайно: поэма «Двенадцать», воссоздающая грандиозную картину
революционных событий, насквозь пронизана иносказаниями и символами.
Значение символов, использованных автором в поэме
«Двенадцать», полностью соответствует нормам, принятым в литературе того
направления, к которому он принадлежал. Символ представителями этого
направления воспринимался в качестве одного из способов скрытого сравнения.
Вместе с тем он обладал ярко выраженной многозначностью, позволяющей каждому
человеку воспринимать его по-своему. Поэму «Двенадцать» Блок построил на
сложнейших переплетениях различных символических значений. Так, огромный смысл
был вложен автором в саму ритмическую организацию поэмы. Вглядываясь в неё,
отмечаешь, что первая глава в стилевом отношении представляет собою народное
представление саморохов, создаёт ощущение нереальности происходящего, его
кинематографичности. Это ощущение усиливается введением в произведение
различных художественных деталей. Такой деталью, к примеру, является огромный
белый холст, натянутый через умьезу. Он напоминает экран. Созданию этого
эффекта способствует и нагнетение автором чёрного и белого цветов, придающих
графичность чёрно - белому пейзажу.
Таки образом автор воссоздаёт символическую картину
страны, над которой навис Божий гнев. Цветовая символика этой картины знаменует
два жизненных начала: белое – это всё праведное и святое, чёрное – всё грешное
и преступное.
Огромной символикой обладает и название поэмы. Им стало её
ключевое слово, содержащее в себе несколько символических значений и вызывающих
у читателей множество ассоциаций.
Первое значение, конечно, связано с его временем.
Двенадцать – это рубеж между сегодняшним днём и вчерашним. День уходящий связан
со старым миром, его падение остаётся за этим временным рубежом. Что впереди,
завтра – неясно. Вероятно, «мировой пожар». В его горниле и должно произойти рождение
нового.
Есть у и другая ассоциация, возникающая при слове
«двенадцать». Это количество апостолов. Имена героев – Петруха и Андрюха –
подчёркивают связь названия с библейской историей. Известно, что апостол Пётр
трижды в течение одной ночи отрекался от Христа. Петруха из поэмы «Двенадцать»
тоже три раза теряет веру и обретает её вновь. К тому же он - убийца своей
возлюбленной. Читатель видит, как он «замотая платок на шее – не оправится
никак…». Платок на шее Петрухи напоминает петлю, а сам он – Иуду. Впрочем, и
красногвардейский патруль, идущий «эх, эх, без креста» и состоящий из вчерашних
грабителей и убийц, готовых стрелять хоть в сугроб, хоть в буржуя, хоть в
бродячего пса, хоть во всю Святую Русь, даже с большой натяжкой не создаёт
представления о святых. Оно возникает неожиданно, тогда, когда вдруг сквозь
метельную кутерьму начинает сквозить образ Христа, возглавляющего шествие.
Христы – это правда внешнего раскрепощения социальных низов и освобождения
человеческой личности.
Образ метели в поэме «Двенадцать» обладает огромной
смысловой нагрузкой, позволяющей придать произведению великую многозначность.
Поэма «Двенадцать» - это и история грехопадения и расплаты
за него и вместе с тем история гибели старого мира и мучительного рождения
нового – таково её совокупное значение, складывающееся из отдельных элементов,
наполненных условностями блоковской символики.