Роман Е. Онегин - энциклопедия русской жизни
Евгений Онегин - реалистический
роман, написанный в стихах, так называемая энциклопедия русской жизни. Стихи в
нем не текут непрерывным потоком, а разделены на небольшие строфы, «онегинская
строфа» состоит из 14 строк, благодаря этому автор переходит от одной темы к
другой.
Автор настолько подробно
описывает то время, что мы погружаемся в тот мир, но видим много сходных черт с
современностью.
В романе, как и в энциклопедии
можно найти всё: и информацию о моде, об образовании, жизни людей разных слоев
населения, их намерения, общения, занятия, так же жизнь крепостных людей, в
романе есть даже описание, несравненно прекрасной во все времена, русской
природы.
В то время, как и сейчас
и женщин и мужчины светского общества следили за модой.
Мода была во всем, и в
обстановке, и в одежде.
Одежда того времени
отличалась от современной как внешним видом, так и названием.
Например, боливар -
мужская шляпа с очень широкими полями, род цилиндра. (Надев широкий боливар,
Онегин едет на бульвар...) Боа – женский широкий наплечный шарф из меха
или из перьев.(Он счастлив, если ей накинет Боа пушистый на плечо) Жилет –
короткая мужская одежда без воротника и рукавов, поверх которой надевается
сюртук, фрак.(Здесь кажут франты записные, Свое нахальство, свой жилет...) Лорнет
– оптическое стекло, к оправе которого прикреплена ручка, обычно
складная.(Двойной лорнет, скосясь, наводит На ложи незнакомых дам...) Телогрейка
– женская теплая кофта без рукавов со сборками по талии.(С платком на голове
седой, Старушку в длинной телогрейке...) Шлафор – домашняя одежда,
просторный халат, длинный, без застежек, с широким запахом, подпоясывался
шнурком с кистями. (И обновила, наконец, На вате шлафор и чепец.) Тулуп –
долгополая меховая шуба, обычно нагольная, не крытая сукном.(Ямщик сидит на
облучке В тулупе, в красном кушаке..) Чепец – женский головной убор,
закрывающий волосы и завязывающийся под подбородком.(У тетушки княжны Елены Все
тот же тюлевый чепец...)
Мастерство создания и
женских платьев поражает наше воображение. Как такое великолепие можно сделать
своими руками, учитывая то, что в то время не было такого количества
технических устройств, как сейчас? Как эти прекрасные творения умелых портных можно
было носить, учитывая то, что они весили гораздо больше, чем сегодняшняя
одежда?
В дамский туалет входили
длинные перчатки, которые снимались только за столом (а митенки – перчатки без
пальцев – не снимали вовсе), веер, ридикюль (маленькая сумочка) и небольшой
зонт, служивший защитой от дождя и солнца.
Любой светский мужчина
того времени носил фрак. В 20-е годы XIX столетия на смену коротким штанам и
чулкам с башмаками пришли длинные и широкие панталоны – предшественники мужских
брюк. Своим названием эта часть мужского костюма обязана персонажу итальянской
комедии Панталоне, который неизменно появлялся на сцене в длинных широких
штанах. Панталоны держались на вошедших в моду подтяжках, а внизу оканчивались
штрипками, что позволяло избегать складок. Обычно панталоны и фрак были разного
цвета.
Острижен по последней
моде;
Как dandy лондонский одет
Кто там, в малиновом
берете
Корсет носила очень узкий
Янтарь на трубках
Цареграда,
Фарфор и бронза на столе,
И чувств изнеженных
отрада,
Духи в граненом хрустале;
Гребенки, пилочки
стальные,
Прямые ножницы, кривые
И для ногтей, и для
зубов»
…Прозрачной сетью кружева
…И, флер от шляпы
отвернув,
..Все тот же тюлевый
чепец
в дальнейшем заменялся
ватным чепец)
Также и прически были
важны
Взбивают кудри ей по моде…
Так же автор уделяет
большое внимание описанию Москвы и Санкт-Петербурга того времени, и мы легко
себе представляем эти картины.
Пушкин подробно описывал
въезд Лариных в Москву. Подъезжающему к Москве в пушкинскую эпоху, прежде всего,
бросались в глаза многочисленные церковные главы, придававшие городу
неповторимый облик. В начале 1820-х годов в Москве насчитывалось около двухсот
семидесяти церквей, а также более двух десятков монастырей. Тверская улица
описана Пушкиным с необычайным талантом и точностью, а также настолько живо,
как никем из его современников она описана не была. Московский пейзаж показан в
"Евгении Онегине" значительно подробнее, чем петербургский, на фоне
однообразной красивости которого подчеркивается пестрота московских видов. Это
достигается цепью контрастных соседств: дворцы - лачужки, монастыри - магазины
мод, будки - огороды, львы на воротах — стаи галок на крестах
Подводя итог сказанному,
можно отметить, что Пушкин описал Москву с большой естественностью и живостью,
к чему его подвигли чувства искренней любви, симпатии и теплоты, которые он
испытывал к Москве как к городу. Он нашел слова подробного описания того, как
она выглядит.
Я думаю, важно заметить,
что Пушкин изображает лишь внешний облик Петербурга. Он показывает быт и нравы
петербургского дворянства, делая упор на новизну, моду, показывая город центром
современной жизни, миром новых веяний. Здесь каждый одет по последней моде, в
совершенстве говорит по-французски, разъезжает по балам и праздникам. Что же
касается души, то светское общество ею мало интересуется.
В романе есть очень
точное и красочное описание дворянства 20 годов XIX века, как провинциального
так и столичного. В своем романе Пушкин правдиво показал быт, жизнь, интересы
дворянства и дал меткую характеристику представителям этого общества. За
добродушием автора часто стоит весьма ироническое описание того или иного
героя. Например, когда речь заходит о дядюшке Онегина, который живет в своем
имении, поэт пишет:
Лет сорок с ключницей
бранился,
В окно смотрел и мух
давил.
С такой же иронией поэт
говорит и о «жизни мирной» семьи Лариных, но ему нравятся их «привычки милой
старины». И за эту близость к народным обычаям Пушкин с симпатией относится к
семейству Лариных. К ним еще не дошли веяния света, и все так же лихо у них
отплясывают мазурку, пекут на масленицу блины, «два раза в год говеют» и «носят
блюда по чинам». Сам Ларин Дмитрий «...был добрый малый, в прошедшем веке
запоздалый». Он не читал книг, не вникал в хозяйство, в воспитание детей, «в
халате ел и пил» и «умер в час перед обедом». Его жена происходила из
дворянской столичной семьи, но оказавшись в деревне, приспособилась и сама
занималась хозяйством. В нескольких словах ей дается точная характеристика:
«брила лбы», «служанок била осердясь». Помещики жили по старинке, ничем не
утруждали себя, вели пустой образ жизни. Они заботились только о своем
благополучии, имели «наливок целый строй» и, собравшись вместе, говорили «...о
сенокосе, о вине, о псарне, о своей родне» и осуждали друг друга. Дальше этих
разговоров интересы их не шли. Разве что разговор о новых людях, появлявшихся в
их обществе, о которых сочиняли массу небылиц. Помещицы же мечтали выгодно
отдать замуж дочек и буквально ловили для них женихов. Так было с Ленским: «Все
дочек прочили своих за полурусского соседа». Культурные запросы провинциальных
дворян тоже были очень низки. Театры, балы, рестораны — это основное занятие
столичного дворянства. Трудиться они не хотели, так как «труд упорный им был
тошен». Пустую, бездеятельную жизнь в светском обществе считали нормальным
явлением. Автор романа подробно познакомил нас с занятиями Евгения Онегина и на
примере одного дня, проведенного им, показал, что жизнь общества была очень
«однообразна и пестра, и завтра то же, что вчера». Пушкин же, критически
относящийся к такой жизни, сатирически рисует типичных представителей высшего
света.
Татьяна, «русская душою»,
попав в петербургское общество, выучила науку «властвовать собою», о которой
говорил ей Онегин. Высший свет может любого перевоспитать в светского человека,
каким он должен быть в понимании «судей решительных и строгих», чтоб о нем
«твердили целый век: какой прекрасный человек». Про светское общество автор
говорит как бы с иронией. Образование молодые люди получали поверхностное,
отсутствует “глубина познаний”. Характеристика дворян, данная поэтом,
показывает, что они имели перед собой одну цель — добиться славы и чинов.