Основные жанры поэзии трубадуров
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Им. М.В.
ЛОМОНОСОВА
ФАКУЛЬТЕТ ЖУРНАЛИСТИКИ
Кафедра
зарубежной литературы
Реферат по
курсу «Зарубежная литература»
на тему
«Основные жанры поэзии трубадуров»
Выполнила студентка 1 курса
дневного отделения 114 группы
Зотова А.М.
Москва – 2009
Введение
Поэзия трубадуров
относиться к куртуазной поэзии, которая сложилась к XI-XII в., когда
окончательно оформился героический и эстетический идеал рыцаря. Раньше, чем где
бы то ни было, куртуазно-рыцарский идеал сложился в Провансе. (Этот южный район
Франции был фактически независим от короля, и, благодаря своему выгодному
расположению, самоуправлению и богатым соседям, стал одним из наиболее развитых
мест в средневековой Европе). Именно поэтому поэзия трубадуров, воспевавшая
рыцарей, зарождается в Провансе.
Понятие куртуазность
включало в себя вежливость, учтивость и правила их выражения по отношению как к
женщинам, так и мужчинам. Сюда входили правила приветствия, обращения к даме
или кавалеру, ведения разговора, приглашения на танец, поведения в танце,
прощания, и т.д.
Вслед за певцами,
восхваляющими исключительно куртуазное поведение, появляются поэты, пишущие о
религии, политике, сословной несправедливости и т.д. Однако следует отметить,
что об этих проблемах поэты рассуждают, опираясь на куртуазные ценности
(например, тот правитель лучше, который «куртуазнее» и т.д.). А общей чертой лирики,
вне зависимости от темы произведений, становится стремление к земной радости, и
в то же время – к возвышенности чувств (с этой позиции открывается широкий
простор для сопоставления и противопоставления знатных сеньоров и бедняков,
браков по расчёту и истинной, свободной любви).
Песни сочиняют теперь не
только бездомные странники, но и осёдлые ремесленники, купцы, юристы, монахи,
сами рыцари и даже короли. Стихотворцами могли быть не только мужчины, но и
женщины. При этом все они – независимо от возраста, пола, социального положения
– назывались трубадурами.
Кроме самих стихотворений
трубадуров, сохранился сборник их биографий. Наряду с точными сведениями в них
можно найти немало легенд, показывающих, как уже в те времена рисовалась жизнь
поэта, склонного к необычайным чувствам и странным фантазиям.
По своему происхождению
лирика трубадуров связана с народным песенным творчеством. Для произведений
трубадуров характерны повторы, образные описания (пейзажа и некоего действия),
небольшой объем и т.д. Однако провансальская поэзия выступает — впервые в
истории новоевропейской литературы — как поэзия индивидуальная, как лирика
осознающей себя личности. Хотя здесь есть некоторые условности. Французские
поэты старались не вложить в произведение свои собственные переживания (за
любовными признаниями не стоит никакого реального жизненного содержания,
высказываемые поэтом чувства подчиняются строгой регламентации), а изложить
известный простой сюжет в новой форме, то есть найти эту новую форму. (Замечу,
что слово «трубадур» (в современных словарях объясняется как «провансальский
поэт-певец») произошло от глагола «находить»). Отсюда – работа над стилем:
забота о благозвучии, затейливое построение строф, сложная система рифм.
Провансальская лирика отличается большой изысканностью. Стих построен на
определенном числе слогов и ритмическом движении, создаваемом распределением
ударений (чаще всего встречается ямбический ход). Рифма — притом рифма точная —
обязательна, причем она может связывать между собой как стихи одной строфы, так
и соответствующие стихи разных строф. Строфика необычайно разнообразна, число
стихов в строфе и строф в стихотворении не ограничено никакими правилами. Поэты
подбирали пышные слова, создавали ряды синонимов. Из-за этого некоторые
стихотворения оказывались не слишком понятными (особенно это относиться к
произведениям сторонников «тёмного стиля»), что зачастую вызывало гордость
авторов.
Существовали различные
формы лирики трубадуров, которые могли бы быть названы и жанровыми, так как
строфическая структура и система рифм стихотворений обычно были связаны с их
тематикой. Главнейшими из этих жанровых форм были: кансона, сирвента, тенсона,
пасторела, альба и др.
Кансона
Для любовной песни
характерны «весенние запевы» (поэт начинает свою песню с описания весны,
птичьего щебета и распускающейся зелени). Это показывает, насколько тесно
кансона была связана с народной лирикой.
Наиболее традиционный для
кансоны сюжет – сетования певца, безответно влюблённого в знатную даму (Бернард
де Вентадорн, Пейре Видаль). У Маркабрюна и его последователя Пейре Карденаля
можно найти песни, исполненные нападок на женщин и на любовь («любовью в
кандалы не взят», «никогда не любил»). Их произведения отличаются большей
искренностью выражения, свежестью образов, глубокой эмоциональностью, но и они
не свободны от условностей куртуазной любви («я ничего для друга не жалела» -
идеальная женщина и Беатрисы де Диа; «щебет птиц…розы» - традиционный пейзаж у
Рюделя).
Сирвента
Сирвента (служебная
песня) – строфическая, полемическая по тону песня; разрабатывает темы
политические или общественные, также часто содержит личные выпады поэта против
его врагов.
Этот жанр поэзии
трубадуров менее условен и более насыщен конкретным жизненным материалом.
Сирвенты отличаются социальной, заостренностью; нередко превращаются в
агитационные произведения или в памфлеты. Лучший и известнейший из авторов
сирвент — Бертран де Борн, один из политических деятелей провансальской военной
аристократии. Сирвенты служили ему одним из средств феодальной борьбы, поэтому
носят узкий феодально-аристократический характер. Некоторые произведения де
Борна насыщены описанием живописных и динамичных картин сражений («под
немолчный стук мечей…бег обезумевших коней»), другие имеют ярко-выраженный
сатирический характер («мужики, что злы и грубы, на дворянство точат зубы…»).
Другой трубадур Пейре
Карденаль в своих сатирических песнях клеймит гордость и жестокосердие богачей
и знати, выражает симпатии к бедному и бесправному люду, негодует на
французские войска и инквизицию, предававшие разгрому альбигойцев. А в песнях
Гильельма Фигейра, современника Пейре Карденаля, можно найти высказывания,
направленные против папства и монахов.
Пасторела
Пасторела (песня о
пастушке) — лирическая пьеса, стихотворный диалог юноши и девушки, которому
предшествует небольшое введение, описывающее ситуацию встречи. Для пасторелы
типичны упоминания о весенних обрядах, наличие припева и другие фольклорные
особенности. В круг действующих лиц вводятся люди крестьянского сословия.
Обычно сюжетную схему образует спор крестьянки или пастушки с рыцарем-поэтом,
желающим удовлетворить внезапно вспыхнувшую страсть: в одних случаях девушке
удается ловкими речами избавиться от назойливого ухаживателя, в других — он
добивается желанного обещаниями и прямым насилием. Иногда пасторела может
приобретать комический характер (девушка зовёт на помощь односельчан, которые,
прибежав с вилами и дубинами, заставляют рыцаря позорно отступить), иногда и
трагический (рыцарь уезжает, девушка остается обесчещенной). В некоторых
случаях куртуазный герой устраняется (спор идет между пастухом и пастушкой) или
пьеса приобретает дидактический характер (поэт-рыцарь выслушивает наставления
почтенного пастуха). Другой распространенный тип пасторелы — так называемая
«описательная пасторела», или «пасторела-сценка». Куртуазный поэт выступает
здесь в качестве наблюдателя, который рисует весенний праздник и крестьянское
веселье.
Большим мастером в жанре
пасторелы был Маркабрюн.
Альба
Альба (утренняя заря) —
строфическая песня, рисующая расставание влюбленных утром, после тайного
свидания; связана со свадебным фольклором и свадебными народными обрядами.
Часто альба получает форму диалога возлюбленных, монолога сторожа или жалоб
одного из возлюбленных; характерен повтор слова «alba» - заря. Наиболее известны альбы Гираута де Борнейля,
Бертрана Аламанского и Гаусельма Файдита.
Плач
Плач выражает печаль
поэта по поводу смерти близкого ему человека или какого-либо важного сеньора.
Плачи наполнены восхвалением достоинств умершего («щедр он был…неслыханной
отвагой он горел») и причитаниями. Непременный атрибут плача – упоминание о
том, что весь мир скорбит об усопшем («день как будто потемнел», «скорбит душа
у всех»). Наиболее иллюстративным примером является плач Бертарана де Борна.
Тенсона
Тенсона (прение) - спор
между двумя поэтами на любовную, литературную или философскую тему. При этом
каждый поэт произносит по строфе, как в живом диалоге. Также встречается
название партимен
(раздел). Пример тенсоны – диспут между Гирнаутом де Борнейлем и Рамбаутом
Оранским.
Баллада
Баллада (плясовая) —
ритмичная песня, обычно сопровождаемая припевом. Хранит в словах и музыке
многие черты, подтверждающие её связь с народными хороводными песнями; в одной
анонимной балладе прямо упоминается «апрельская королева», традиционный
персонаж народных весенних обрядов.
Другие жанры
Существовало и много
других, второстепенных жанров.
Например, эскондидж
(оправдание) - песня, в которой поэт оправдывается перед своей дамой; дескорт
(разногласие) - песня с беспорядочной композицией, передающей смятенное
состояние поэта; романс – лиро-эпический жанр, демонстрирующий отношение
автора к определённому событию и др. Такое обилие поэтических жанров
сопровождалось строгой регламентацией их тематики и словесной формы. Правда, у
трубадуров встречаются попытки преодолеть жанровые трафареты, создавать новые
жанры или по-новому трактовать старые. Так в противовес альбе создается серена
(вечерняя песня). Ук де ла Баккалариа задается целью создать альбу «на новый
лад», где он посылает проклятие не утренней заре, разлучающей влюбленных, а
ночному мраку, полному одиночества неразделенной любви; Раймбаут де Вакейрас
составляет дескорт на пяти наречиях, чтобы таким смешением языков
выразить расстроенное состояние своей души.
Заключение
Лирика трубадуров
развивалась примерно в течение полутораста лет — в XII—XIII вв. Классическим
периодом их творчества является последняя четверть XII в., когда трубадуры
находились в наиболее благоприятных условиях. Однако расцвет лирики трубадуров
был очень непродолжителен. XIII
в. – время заката провансальской поэзии. Около середины XIII в. она окончательно замирает,
отступая на задний план перед городской лирикой.
Список литературы
1.
«История западноевропейской
литературы. Средние века и возрождение». М.П. Алексеев, В.М. Жирмунский и др.
2.
«Зарубежная
литература средних веков. Хрестоматия». Б.И. Пуришев.
3.
«Словарь
литературных терминов». http://ru.wikipedia.org