Анализ стихотворения "О доблестях, о подвигах, о славе" А.А. Блока
Контрольная
работа
По
дисциплине «Литература с основами литературоведения»
Анализ
стихотворения "О доблестях, о подвигах, о славе" А.А. Блока
студентки 4-го курса
Факультета Филологии
СГПИ, группы
сурдопедагогики
Анализ стихотворения А.
А. Блока
«О доблестях, о
подвигах, о славе»
Выполнила: Швидченко А.
Н.
Проверила: Сартаева Л.И.
Белая
Глина 2010
План
1. Тема стихотворения.
2. Жанр.
3. Сюжет.
4. Художественные
средства.
5. Образ лирического
героя, авторское «Я».
Список литературы.
1. Тема
стихотворения
В творчестве Александра Блока всегда
преобладала тема любви. Радость и печаль соединились в его любовной лирике,
видимо, потому, что идеал утонченной и возвышенной, гордой и доверчивой,
прекрасной и нежной женщины не находил своего земного воплощения.
Блок сначала был сильно увлечен
своей будущей женой Любовью Дмитриевной Менделеевой, которой посвятил цикл
«Стихи о Прекрасной Даме». По словам К.И. Чуковского, если внимательно
вчитаться в эту книгу, то увидишь, что «это подлинная повесть о том, как один
подросток столь восторженно влюбился в соседку, что создал из нее Лучезарную
Деву и весь ее окружающий пейзаж преобразил в неземные селения. Это было то
самое, что сделал Данте с дочерью соседа Партинари». Все стихи сборника
проникнуты жаждой «в земном увидеть неземное» (В. Брюсов). Сугубо личное
переживание переплавляется здесь во вселенское, в мистерию с грядущим
схождением на землю Вечной Женственности.
2. Жанр
Это стихотворение по жанру представляет собой
любовное послание. Это разговор с портретом далекой возлюбленной, некогда
покинувшей лирического героя. Однако герой воспринимает его как живой,
одухотворенный образ. Именно поэтому он называет его не портретом, а лицом и,
обращаясь к портрету, он говорит так, как будто покинувшая его возлюбленная
способна услышать его слова, осознать всю глубину своей ошибки и, может быть,
вернуться к герою. Все стихотворение построено на оппозиции двух образов (лирического
героя и его любимой женщины), что лишь подчеркивает непреодолимое расстояние
между ними.
3.
Сюжет
Сюжет стихотворения и его развитие неразрывно
связаны с личностью лирического героя. В первой строфе мы видим, что весь мир
героя сосредоточен на образе возлюбленной. «О доблестях, о подвигах, о славе
4.
Художественные средства
"Я забывал на горестной земле" - эти
первые строки подтверждают, что влюбленным свойственно испытывать чувство
полного удовлетворения и гармонии с миром и самим собой лишь тогда, когда
объект любви находится рядом.
Но вот «час настал», во второй строфе любимая
покидает героя. И смысл жизни исчезает вместе с ней. Потеря внутренних
ориентиров полностью выбивает героя из колеи, и он остается наедине со
страстями, которые «терзают» его жизнь.
На протяжении отрезка времени, заключенного в
следующих трех строфах, жизнь лирического героя наполнена лишь воспоминаниями и
болью от осознания потери. Однако в последней строфе мы видим, что ему наконец
удается принять зрелое решение отпустить утраченную любовь, и в этом несомненно
видно взросление героя и его становление как самодостаточной личности.
a. Композиция:
размер, рифма, ритм.
Размер стихотворения:
_ _' / _ _' / _ _' /_ _'/ _ _' /_ пятистопный
ямб. Этот стихотворный размер использовался многими поэтами от Шекспира до
современников «Серебряного века». Он воссоздает человеческую речь в рамках
эпического или драматического рассказа, напряженность воли, ему присущи
ясность, твердость. Очевидно то, что Блок использует имен этот размер, чтобы
подчеркнуть трагизм, выраженный в произведении.
Рифма перекрестная.
Первая строка последней строфы «Уж не мечтать о
нежности, о славе…», с одной стороны, завершает стихотворение, образуя
кольцевую композицию. С другой стороны, она содержит глубокую мысль о том, что
личное счастье человека и его социальная роль тесно связаны между собой.
b. Тропы.
Для придания языку литературного произведения большей выразительности
используются специальные средства: Эпитеты, сравнение, метафоры.
Первая строка произведения «О доблестях, о
подвигах, о славе…» как бы обманывает ожидание читателя. Кажется, что речь
пойдет о теме гражданского долга. Однако любовные переживания оказываются для
героя на определенном этапе жизни важнее всего, так велика и безгранична горечь
его утраты. Поэт с первых строк намекает читателю на настроение всего
произведения, употребив эпитет «На горестной земле». Во второй строфе
центральным образом является заветное кольцо - символ любовной верности.
Беспредельное отчаяние лирического героя, вызванное уходом возлюбленной,
выражается в эпизоде, когда он выбрасывает «заветное кольцо». Ночь в данном
случае символизирует тьму и неизвестность. Однако, согласно эстетическим
взглядам поэтов-символистов, к которым принадлежал и А.А.Блок, значение символа
никогда не может быть исчерпано до конца. В этом случае оно может быть
воспринято и шире: ночь - это время, когда восстают бесовские силы. Отчаяние и
потеря смысла жизни для рассказчика описываются эпитетами «проклятым роем», «в
сырую ночь».
Чтобы донести до читателя то, как много значила
для героя его избранница, используется сравнение: «И звал тебя, как молодость
свою». Автор указывает на то, что с уходом любви уходят и лучшие дни жизни
нашего героя. Безмятежная юность позади, настало время сурового взросления.
Метафоры "когда твоё лицо в простой
оправе", "передо мной сияло на столе", указывающие нам на
героиню, отражают то, что лирический герой склонен обожествлять и
идеализировать ее даже после предательства. "Я бросил в ночь заветное
кольцо", "ты отдала свою судьбу другому" - эти метафоры как бы
указывают на выбор обоих персонажей и на то, что пути их расходятся.
Олицетворения "летели дни", "вино и страсть терзали жизнь
мою" Блок использует, чтобы показать, будто над жизнью и судьбой героя
довлеют потусторонние темные силы, с которыми он не желает бороться. Силу
любовного чувства лирического героя актуализирует и мотив сна:
«Я крепко сплю, мне спится плащ твой синий,
В котором ты в сырую ночь ушла».
c. Стилистические фигуры:
Антитеза: Противопоставление - выразительное
средство, позволяющее произвести особо сильное впечатление на читателя,
передать ему сильное волнение автора за счет быстрой смены противоположных по
смыслу понятий, употребляемых в тексте стихотворения. Так же в качестве объекта
противопоставления могут использоваться противоположные эмоции, чувства и
переживания автора или его героя.
«Когда твоё лицо в простой оправе
Передо мной сияло на столе…
Твоё лицо в его простой оправе
Своей рукой убрал я со стола»;
Инверсия: «Терзали жизнь мою», «плащ твой
синий», «в сырую ночь ушла», «убрал я со стола». Инверсия в поэтических текстах
выполняет акцентную или смысловую функцию, ритмообразующую функцию для
выстраивания поэтического текста, а также функцию создания словесно-образной
картины.
d. Поэтическая фонетика:
Ассонанс: «Не знаю, где приют твоей гордыне
/ Я крепко сплю, мне снится плащ твой синий», «Все миновалось, молодость
прошла! / Своей рукой убрал я со стола».
Анафора придает тексту дополнительную
эмоциональность.
«И вспомнил я тебя пред аналоем,
И звал тебя, как молодость свою…»
Даже по прошествии лет лирический герой все
вспоминает тот роковой день прощания:
«Я звал тебя, но ты не оглянулась,
Я слёзы лил, но ты не снизошла».
e. Синонимы, антонимы,
омонимы, архаизмы, неологизмы.
Синонимы: доблести, подвиги, слава; милая,
нежная.
Архаизмы: час настал, аналой, гордыня.
5.
Образ лирического героя, авторское «Я»
В стихотворении "О доблестях, о подвигах, о
славе" появляется образ опустошенного жизнью человека с нелегкой судьбой.
Стихотворение автобиографично, ведь в этот период от него уходит его первая
любовь - Любовь Дмитриевна, внучка знаменитого химика Менделеева, и уходит к
близкому другу Блока - поэту Андрею Белому.
Расставшись с любимой, герой
потерял смысл жизни, он потерял самого себя. Не встречает он больше и настоящей
любви, на жизненном пути он сталкивается лишь со страстью. Мы
видим, что, лишившись возлюбленной, герой разуверился в жизни, потерял
нравственную опору. Утрата превратила беспечную жизнь героя в существование.
Его терзают вино и страсть, но это не духовная жизнь, а лишь греховная пародия
на нее, сжигающая и опустошающая душу. Символично, что герой вспоминает
возлюбленную перед аналоем (аналой - высокий столик с покатым верхом, на
который в Церкви кладут иконы и священные книги). Очевидно, в любви он ищет
спасения для своей заблудшей души. Также именно перед аналоем в Храме
проводится обряд венчания. Этот образ использован, чтобы показать, как дороги
герою уже забытые клятвы вечной любви и верности.
Всю жизнь он лелеял надежду на ее возвращение.
Портрет, убранный со стола в финале стихотворения, свидетельствует об
окончательной утрате этой надежды, но одновременно это и определенный
мужественный шаг человека, в котором разум, наконец, победил болезненное,
разросшееся до вселенских масштабов чувство. Однако в этот прощальный жест
героя А.А.Блок сумел вложить столько горя и тоски, что читатель, даже понимая
правильность совершенного поступка, все равно продолжает сочувствовать
несчастному человеку.
В стихотворении ярко выражено драматургическое
начало, что характерно для лирики А.А.Блока в целом. Типичный любовный
треугольник превратился в безутешную драму разбитого сердца. Некоторые образы в
стихотворении также напоминают детали театрального реквизита.
В этот непростой период поэт порывает со своими
друзьями-символистами. Казалось, что Блок топит отчаяние в вине. Но, несмотря
на это, главной темой стихов периода “Страшного мира” все же остается любовь.
Но та, о ком поэт пишет свои великолепные стихи, уже не прежняя Прекрасная
Дама, а роковая страсть, искусительница, разрушительница. Она мучит и сжигает
поэта, а он не может вырваться из-под ее власти.
Даже о пошлости и грубости страшного мира Блок
пишет одухотворенно и красиво. Хотя он уже и не верит в любовь, не верит ни во
что, но образ незнакомки в стихах этого периода все же остается прекрасным.
Поэт ненавидел цинизм и пошлость, их никогда не было в его стихах.
Список литературы
1. Александров А.А. Блок в Петербурге-Петрограде, Лениздат, 1987;
серия “Выдающиеся деятели науки и культуры в Петербурге-Петрограде-Ленинграде”.
2. Блок А. Стихотворения и поэмы.- М.: Правда, 1978.
3. Блок А. Лирика. Театр.- М.: Правда, 1981.
4. Липатов В.С. Краски времени.- М.: Мол. Гвардия, 1983.