Морфология культуры
Морфология культуры
Флиер А.Я.
Учение
о внутренней структуре культуры, ее организационно-функциональном строении.
Существует множество концепций, делящих культуру по разным основаниям, прежде
всего на материальную и духовную (традиция, идущая еще от археологов и отчасти
философов). С точки зрения собственно культурологии, подобная дихотомия не
позволяет нам узнать что-либо новое о культуре, а только убедиться в том, что
любое культурное явление, будучи опредмеченным, является субстратно
материальным (даже музыка), но одновременно, даже самое утилитарное из них
(плотничий топор), является в известном смысле духовным, несущим в своих формах
и чертах, смыслах и содержаниях определенную символическую информацию.
В
своем рассуждении о морфологии культуры я исхожу из разработанной еще
философами-эволюционистами прошлого века концепции структурирования культуры на
обыденную и специализированную и развернутой на этой основе уже в наши дни
теории Э. Орловой, дифференцирующей культуру на функциональные блоки и
прослеживающей каналы трансляции социально значимой информации между обыденной
и специализированной культурами.
Целесообразность
деления культуры на обыденную и специализированную состоит в том, что основные
функции человеческой жизнедеятельности возникали в недрах обыденной культуры
(повседневной практики, входившей в привычный образ жизни крестьянина или
горожанина и которой не нужно было специально учиться; основные ее знания
усваивались на уровне общего воспитания и обыденных социальных контактов), но
со временем выделялись в специализированные профессии, освоение которых было
уже практически невозможным без специального профессионального образования, на
чем собственно и строится специализированная культура. При этом основные
функции обеих сфер культуры продолжают существовать параллельно, но в разных
областях жизни индивида.
Я
выделяю четыре основных блока осуществления человеческой жизнедеятельности (у
Орловой — только три), представленью следующими областями социальной практики:
а)
культура социальной организации и регуляции, в область которой входят такие
специализированные и неспециализированные сферы жизнедеятельности, как:
—
хозяйственная культура (на специализированном уровне — экономика, торговля, финансы
и т. п.; на обыденном уровне — домашнее и приусадебное хозяйство);
—правовая
культура (специализированная —право, юриспруденция, система охраны
общественного порядка и регуляции правовых отношений; обыденная — мораль, нравственность,
общественное мнение);
—политическая
культура (специализированная — государственная политика, идеология, управленческая
работа, военное и полицейское дело и пр.; обыденная — межличностные отношения
между людьми в области приватного взаимодействия);
б)
культура познания и рефлексии мира, человека и межчеловеческих отношений:
—
философская культура (специализированная — труды специалистов-философов;
обыденная — здравый смысл обыденных представлений о мире и правилах
человеческого поведения, народная мудрость);
—
научная культура (специализированная — профессиональная наука; обыденная —
повседневные рациональные знания о мире, бытовая логика социальной
жизнедеятельности);
—
религиозная культура (специализированная — систематизированные религиозные
учения, конфессии и деноминации, професссионально построенная эзотерика;
обыденная —мистика, бытовая магия, разнообразные проявления языческих атавизмов
прошлого);
—
художественная культура (специализированная — построенное на специальном
образовании или самодеятельное искусство, но под руководством профессионалов;
обыденная — бытовое, «саморазвлекательное» искусство, а также разные виды
имитационно-игровой деятельности и т. п.);
в)
культура социальной коммуникации, накопления, хранения и трансляции информации:
—
культура межличностных информационных контактов (реально существует только в
обыденной форме);
—культура
массовой информации (специализированная — профессиональные СМИ, реклама, общественные
связи; обыденная — слухи, сплетни и т. п.);
—
информационно-кумулятивная культура (специализированная — система музеев, библиотек,
архивов, электронных банков информации и пр.; обыденная — предания, верования, легенды
и т. п.);
—
культура межпоколенной трансляции социального опыта, культурной компетенции и
знаний (специализированная — система среднего и высшего образования, специальных
учреждений дошкольного воспитания, клубов и кружков по интересам и др.
институций социализации и инкультурации личности;
г)
культура физической и психической репродукции, реабилитации и рекреации
человека:
—
сексуальная культура (с точки зрения решения задач продолжения рода существует
только в обыденных формах);
—культура
физического развития (специализированная — профессиональный спорт и близкие к
нему формы туризма; обыденная — физкультура, массовый спортивный туризм, культуризм
и т. п.);
—
культура поддержания и восстановления здоровья (специализированная — медицина и
система санаторно-лечебного обслуживания; обыденная —самолечение, знахарство и
пр.);
—
культура восстановления энергобаланса человека (кулинария, система и структура
питания и пр.; четкое разделение на специализированную и обыденную составляющие
здесь, видимо, возможно, но затруднительно);
—
культура отдыха, психической рекреации и реабилитации человека
(специализированная — система организованного досуга, домов отдыха, «культурного»
туризма, клубов и иных средств релаксации; обыденная — неорганизованные формы
досуга, сон, алкоголизм, наркомания и пр.).
Представляется,
что подобная (видимо, далеко не полная и еще нуждающаяся в развитии и
дополнении) классификация морфологической структуры культуры серьезно
продвигает наши представления о сущности этого явления, развенчивает некоторые
мифы о сугубой духовности всего, что манифестируется термином «культура».
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.countries.ru/