Творчество Ореста Адамовича Кипренского
Содержание
Введение
Орест Адамович Кипренский
Портрет Екатерины Сергеевны Авдулиной
Список используемой литературы
Введение
Петербург –
город, основанный в 1703 году по воле императора Петра I, - и сегодня полон имперского величия. Его дворцы и
архитектурные ансамбли отличаются редкой цельностью и строгой, завораживающей
красотой. Одна из драгоценных жемчужин в этом архитектурном ожерелье –
Михайловский дворец. Здесь находится Русский музей – крупнейший в мире музей
русского изобразительного искусства. Он сравнительно молод – ему немногим более
ста лет; дворец гораздо старше, завершение его строительства относится к
середине 1820-х годов.
Русский музей
полон чудесных произведений искусства. «Последний день Помпеи» Карла Брюллова,
«Явление Христа народу» Александра Иванова, «Девятый вал» Ивана Айвазовского...
Но в этот раз я с особым вниманием рассматривала портреты. Особенно мне
запомнился портрет Екатерины Сергеевны Авдулиной работы Ореста Кипренского.
кипренский
портрет романтический образ
Орест
Адамович Кипренский
Орест
Адамович Кипренский
[13(24).03.1782, мыза Нежинская, близ Копорья, Петербургская губ. -
12(24).10.1836, Рим] - незаконный сын помещика А. С. Дьяконова - воспитывался в
семье приемного отца, Адама Швальбе. В 1788 году, под фамилией Кипрейский
(позже измененной), он был зачислен в Воспитательное училище при Академии
художеств. Курс обучения закончил в 1803 году и был оставлен пенсионером на три
года, потом еще на три. За это время он написал ряд работ и среди них
"Портрет А. Швальбе" (1804), в котором показал себя талантливым
портретистом и притом представителем нового, романтического направления.
В следующие
годы Кипренский исполнил несколько превосходных портретов, упрочивших его
известность на этом поприще, - Е. П. Ростопчиной, А. А. Челищева, В. А.
Перовского и др. Высшим его достижением стал знаменитый портрет "Е. В.
Давыдова" (1809). Все еще не установлено, кто изображен на нем: Евдоким,
Евграф или, как долго считалось, Денис Давыдов - поэт и будущий герой-партизан
1812 года, но это не так уж существенно, потому что в романтически приподнятом
образе были воплощены черты целого поколения, которому предстояло вскоре
совершить воинский подвиг. Академия Художеств за представленные Кипренским
портреты присвоила ему звание академика (1812). Грянувшая война с Наполеоном побудила
художника снова взяться за портреты, но теперь в большинстве своем не
живописные, а карандашные: он словно спешил увековечить своих современников.
Сложившаяся серия образовала своеобразный групповой портрет русского общества в
то героическое время. Здесь преобладали изображения военных из окружения
художника - А. П. Бакунина, М. П. Ланского, А. Р. Томилова, Е. И. Чаплица, П.
А. Оленина (все 1813) и др.; позже к ним прибавились изображения деятелей
искусства - Н. А. Оленина (1813), Н. И. Уткина (1814), К. Н. Батюшкова (1815).
Итог этому вдохновенному труду подвели два отличных живописных портрета 1816
года – Василия Жуковского и С. С. Уварова. Кипренский стал знаменит и почитаем,
но он не был вполне удовлетворен успехом.
На судьбе
Кипренского роковым образом сказалось заблуждение, которое он питал
относительно своего творчества. Этот замечательный, прирожденный портретист
занимался портретной живописью в основном для заработка, а подлинным своим
призванием считал историческую живопись и все время порывался писать
значительные сюжетные произведения, которые должны были обессмертить его. Вот
почему, едва в Европе наступил мир, он, пользуясь своим правом на заграничное
пенсионерство, отправился в Италию с твердым намерением создать наконец большую
картину. Сначала он избрал сюжет "Аполлон, поражающий Пифона" -
аллегорию победы Александра I над Наполеоном,
но к работе толком не приступил; потом написал "Анакреонову гробницу"
и без всякого успеха показал ее на выставке в Риме. Портреты, и среди них такие
жемчужины, как портреты С. С. Щербатовой (1819) и А. М. Голицына (ок. 1819),
по-прежнему получались у него несравненно лучше; они-то и продолжали приносить
ему признание - столь высокое, что в 1820 году ему был даже заказан автопортрет
для галереи Уффици во Флоренции. Его затянувшееся пенсионерство (дважды
продленное) наконец завершилось, и в начале 1822 года художнику пришлось
покинуть Италию. Домой он добирался долго, по пути задержался в Мариенбаде, где
общался с Гёте и дважды рисовал его. Последней его зарубежной работой был
начатый, очевидно, в Милане и законченный в Париже портрет Е. С. Авдулиной
(1822) - изысканный и тонкий, но настораживающий отсутствием теплоты, живого
контакта с моделью, столь свойственных прежним произведениям художника.
В Петербурге,
куда Кипренский добрался лишь к лету 1823 года, его встретили неожиданно
холодно. Не последнюю роль в том сыграли распространяемые недоброжелателями (а
он их умел наживать) слухи о двух историях, омрачивших конец его пребывания в
Риме. Первая была связана с подозрениями в убийстве натурщицы, а вторая - с
позировавшей ему десятилетней девочкой Мариуччей, к которой он необычайно
привязался и проявлял о ней исключительную заботу. Все же главная причина
заключалась в том, что вкусы публики успели сильно перемениться. Пытаясь
поправить положение, художник принялся за большую картину - давно заброшенного
им "Аполлона, поражающего Пифона" - и закончил работу в 1825 году; но
снова не произвел желаемого впечатления. В портретах же он по-прежнему блистал
мастерством, однако они получались холодно-отчужденными. Среди них было лишь
два счастливых исключения. Первое - замечательный портрет А. С. Пушкина (1827),
с редкой силой передающий замкнутость поэта в собственном мире вдохновения и
одиночество высокой души в окружающем суетном мире (то, что оставалось
сокровенным для романтически настроенного художника). Второе - автопортрет,
исполненный год спустя, удивительный по беспощадной откровенности, с которой
художник вглядывался в себя - постаревшего и немного жалкого.
В 1828 году
Кипренский снова отправился в Италию - это было бесполезное бегство от самого
себя. Его прежний успех и здесь был позабыт, к тому же в Риме уже несколько лет
блистал Карл Брюллов, оттеснивший соперников. Все еще веря в свое призвание
исторического живописца, Кипренский вздумал привлечь к себе внимание картиной
"Тибуртинская сивилла, предсказывающая падение мессии Августу" и
потерпел неудачу. Более интересными были у него две картины 1831 года:
"Девушка с плодами" и "Читатели газет в Неаполе" - в
сущности, портреты, хотя и не поименованные. Впрочем, и они не стали событием.
Кипренский получал все меньше заказов и начал испытывать нужду. Он объездил
пол-Италии, много работал, исполнил хорошие портреты, в том числе Б.
Торвальдсена и Ф. А. Голицына (оба 1833), но и в них не приблизился к прежним
достижениям. Соревнуясь с Брюлловым, он попытался написать большой парадный
портрет - и не справился с ним: этот эффектный жанр не соответствовал его
возможностям, а силы художника уже иссякали.
В начале 1836
года он наконец сумел заработать такую сумму, которая позволила ему
расплатиться с кредиторами и осуществить давно принятое решение - жениться на
Мариучче (Анне-Марии Фалькуччи). Для этого ему пришлось в июне 1836 года
принять католичество, и в июле он обвенчался без огласки. Не известно, обрел ли
он желанный покой. Некоторые современники вспоминали, что он ссорился с молодой
женой и жестоко пил, другие об этом умалчивают. Все равно жизнь его подошла к
концу: он простудился, заболел воспалением легких и скончался через четыре
месяца после свадьбы. Спустя еще несколько месяцев на свет появилась его дочь,
Клотильда Кипренская, но след ее безнадежно затерялся.
Портрет
Екатерины Сергеевны Авдулиной
Время и место написания
портрета точно не установлены: конец 1822-го или начало 1823 года, Италия или
Париж. Произведение выполнено маслом в романтическом стиле. Существовала также
копия портрета, которая оставалась у Кипренского, о чем известно из
составленного после смерти художника «Реестра» картин, находившихся в его мастерской.
Вернувшись в 1823 году в
Россию, Кипренский в числе других своих произведений выставил в Эрмитаже и
портрет Авдулиной. В следующем году картина появилась на выставке в Академии
художеств. Современники высоко оценили работу художника: «Портрет супруги
генерала Авдулина с отличными достоинствами... кажется, сходство должно быть
совершенно, ибо в физиогномии есть душа и какой-то особенный характер, печать
натуры, а не идеала или случайного выражения. Портрет весьма окончен. Руки
написаны и нарисованы прекрасно. Черное шелковое платье, желтая турецкая шаль
исполнены с чрезвычайным отчетом».
В композиции ощущается
влияние ренессансных образцов, а аксессуары таят в себе аллегорические намеки.
Опадающий цветок гиацинта на фоне тяжелых свинцовых туч, несомненно, служит
ключом к пониманию душевного мира изображенной женщины, одновременно хрупкой и
холодной. Некоторые особенности композиции позволяют думать, что, работая над
портретом, Кипренский вспоминал произведения великих мастеров прошлого, в
частности знаменитую «Джоконду» Леонардо да Винчи. Руки Екатерины Сергеевны
сложены совсем как у Джоконды на знаменитом полотне, которое Кипренский видел в
Лувре. Да и сама композиция портрета словно заимствована у мастеров эпохи
Возрождения: женщина сидит в тёмной комнате перед окном, за которым открывается
пейзаж.
Характер образа —
элегический, минорный. Портретируемой, кажется, свойственна внутренняя
сосредоточенность, некоторая отчужденность, что остро ощущается в жесте плотно
сомкнутых рук, в замкнутости силуэта фигуры, в пластической четкости форм.
Колорит построен на сочетании желтых, белых и черно-серых тонов, рисунок отличается
большой точностью.
О женщине, позировавшей
художнику, сохранилось немного сведений. Авдулина Екатерина Сергеевна
(1788-1832) - внучка купца-миллионера Саввы Яковлева и дочь С.С.Яковлева,
действительного статского советника и кавалера нескольких орденов. Замужем за
генерал-майором лейб-гвардии Кавалергардского полка А.Н.Авдулиным. В Петербурге
Авдулины были известны своими балами, на которых бывал А.С. Пушкин.
Список
используемой литературы
1. Валицкая А. П. "Орест
Кипренский в Петербурге". Л., 1981.
2. Сарабьянов Д. В. "Орест
Адамович Кипренский". Л., 1982.
3. Зименко В. М. "Орест Адамович
Кипренский. 1782-1836". М., 1988.
4. «Русский музей» Издательство «П-2»,
Санкт-Петербург, 2009.