Антропоморфные статуи Новой Гвинеи
Реферат
Антропоморфные статуи
Новой Гвинеи
Подобно австралийскому,
искусство папуасов Новой Гвинеи, второго по величине острова мира, очень
многообразно, и каждой художественно-этнографической области острова
свойственны особые характерные черты, свой специфический стиль и техника, свои
типы изделий и орнамента. Вместе с тем материальная культура ряда племен
папуасов стоит на несколько более высоком уровне развития, чем у австралийцев.
Орудия труда и оружие
папуасов являются предметами весьма высокого по своему эстетическому уровню
художественного ремесла — таковы резные топорища, щиты, палицы, стрелы с тонко
вырезанными наконечниками. Все это свидетельствует о художественном даровании,
вкусе и подлинном мастерстве. Необычайно разнообразна резьба на древках
деревянных копий, изделиях из бамбука, браслетах из черепахи, сосудах из кокоса,
деревянных барабанах, скамейках-подголовниках, ритуальных жезлах, вращательных
дощечках-гуделках, деревянных мужских поясах. Вариации в деталях орнамента
поистине бесконечны и открывают широкий простор творческой фантазии мастера.
II все это создавалось
людьми, вооруженными только каменными, костяными, раковинными орудиями. Новую
Гвинею моасно рассматривать также и как один из наиболее выдающихся центров
изготовления примитивной деревянной скульптуры (илл. 1).
Большое научное
значение имело открытие Миклухо-Маклаем и другими исследователями наличия у
папуасов примитивной пиктографии и мемориального, то есть служащего целям
запоминания, искусства.
Многие рисунки папуасов
представляли собой не только и не столько предназначенные для художественного
восприятия произведения, сколько зачатки идеографической письменности.
При помощи рисунков
человек «хотел выразить свою мысль, изобразить какой-нибудь факт. Эти фигуры не
служат уже простым орнаментом, а имеют абстрактное Значение».
Таким образом,
художественная деятельность у многих бесписьменных народов выполняет
чрезвычайно важную для коллектива функцию общения, хранения и передачи опыта,
знания.
Илл. 1. Крючок в виде мужской
фигуры. Новая Гвинея. Чехословакия, частное собрание.
антропоморфная статуя новая гвинея
Значительное место в
искусстве Новой Гвинеи занимают произведения, связанные с культом и
складывающимся религиозным ритуалом. Таковы, в частности, деревянные, реже
глиняные антропоморфные скульптуры, которые на Берегу Маклая назывались телумами.
Злесь искусство тесно соприкасается с культом мертвых. Это наглядно выражено в
одном из типов таких фигур — корварах северо-западной Новой Гвинеи, где
скульптура, изображающая сидящую человеческую фигуру, служила вместилищем для
человеческого черепа (а следовательно, как верили папуасы, и души человека). В
орнаментации, украшающей корвары, заметно влияние искусства Индонезии.
Различные виды
антропоморфных изображений играли, по-видимому, определенную роль в культе
мертвых. Некоторые исследователи полагали, что эти фигуры представляют собой
изображения наиболее почитаемых предков, может быть, родовых старейшин или
деревенских вождей. Образ человека получает в телумах подчас необычайно
фантастическую трактовку (один из таких телумов описывает Миклухо-Маклай. Это
было изображение человеческой фигуры с головой крокодила, на которой помещалась
черепаха.). В какой-то мере сплетение в них человеческих и звериных мотивов
связано с традициями тотемизма. Возможно, что некоторые из таких фигур
свидетельствуют о каких-то древних мифах и формах религиозного мировоззрения.
Телумы, как и маски, отличаются большой экспрессией и драматизмом, нередко
приобретающими гротескный характер. Обычно антропоморфные скульптуры находились
в мужских домах, куда имели право входить только мужчины и где они совершали
обряды. Здесь пометались и другие ритуальные предметы — например,
церемониальные щиты, которые в области залива Папуа называются квои. Как
на этих щитах, так и на многих других ритуальных и бытовых предметах залива
Папуа изображалось стилизованное до приближения к орнаменту человеческое лицо,
его основные элементы — глаза, нос и угрожающе раскрытый треугольный рот. Такие
лики украшают преимущественно предметы мужского обихода — пояса, оружие,
ритуальные предметы из мужских домов и т. д. По-видимому, такой лик являлся апотропеем
— символом, устрашающим женщин, детей и всех не посвященных в тайную
мужскую жизнь. Поэтому такие изображения связаны на Новой Гвинее с мужскими
домами, а в Меланезии — с мужскими союзами.
Круглая скульптура
наибольшее развитие получила в долинах рек Сепик и Раму, где важную роль играет
верование в «душу-птицу». Отсюда широкая распространенность стилизованных
изображений птиц, антропоморфных фигур и масок с длинными птичьими клювами. С
культом предков (порождающим, в частности, такие новые формы скульптуры, как
обмазанные глиной и раскрашенные человеческие черепа) связано и зарождение
наивно портретных тенденций в трактовке деревянных скульптур. Душа предка
должна была по той или другой примете сходства отличать свое вместилище.
Наиболее интересны фигуры предка в сочетании с сиденьем, вырезанные из одного
куска дерева, известные только в бассейне р. Сепик. Обычно фигура предка
помешается на край сиденья или поддерживает его. Это делается для того, чтобы
севший на него живой потомок вступил в тесный контакт с духом предка и
воспринял его благотворное влияние. Уровень резьбы по дереву, характерный для
культуры Новой Гвинеи, наиболее ярко раскрывается в своеобразном орнаментальном
стиле области Массим и островов Троб-риан. Вся поверхность деревянных изделий
здесь щедро покрывается криволинейным орнаментом из ритмично повторяющихся
спиралей, завитков и волнистых линий.
Во многих местах Новой
Гвинеи обнаружены вырезанные из камня сосуды и каменные скульптуры небольшого
размера, изображающие птиц и людей. Современное население не делает их и не
знает ничего об их происхождении. Такие же предметы были найдены в Меланезии, в
архипелаге Бисмарка. Неизвестно, были ли они сделаны предками современных
племен или каким-то исчезнувшим народом.
Папуасы приписывают их
изготовление легендарному мифическому народу, изобретателю многих культурных
благ. Не вполне ясно и происхождение петроглифов, обнаруженных во многих местах
Новой Гвинеи. Некоторые из них, вероятно, сделаны предками современных
папуасов. Здесь можно увидеть воинов со щитами и луками, одетых так же, как
одеваются нынешние папуасы, готовясь к церемониальным пляскам. Наскальные изображения
в других районах, по мнению некоторых исследователей, имеют большую давность. С
новогвинейскими имеют много общего петроглифы Меланезии.
Острова Меланезии —
некоторые из них группируются в большие архипелаги — населяющие Новую Гвинею,
темнокожие негроиды, отличные от своих соседей на востоке, более светлых
полинезийцев. Наряду со сходством многих элементов культуры этих двух народов
имеются и контрасты, которые в области искусства проявились, например, в том,
что круглая скульптура полинезийцев никогда не бывает окрашена, тогда как
скульптура меланезийцев очень часто многоцветно и ярко раскрашивается. Другое
различие заключается в том, что для Полинезии не характерны маски, тогда как в
искусстве меланезийцев они занимают значительное место и отличаются большой
выразительностью. В целом по уровню развития и своему общему характеру культура
и искусство Меланезии ближе к искусству Новой Гвинеи.
Наибольшего развития
пластическое искусство меланезийцев достигло на архипелаге Бисмарка, особенно
на острове Новая Ирландия. В значительной мере оно связано здесь с культом
мертвых. На юге острова в память умерших делаются из мела статуэтки, которые
через некоторое время уничтожаются. В центральных областях острова в память
знаменитых вождей делаются большие деревянные культовые статуи — ули. На
головах у них убор, напоминающий шлем с высоким гребнем. Другая их характерная
черта — сочетание в каждой фигуре примет мужского и женского пола. Третья —
яркая раскраска.
Северная Новая Ирландия
известна своими маланганами (название ежегодного праздника в честь мертвых
предков и связанных с этим культом сложных скульптурно-орнаментальных
композиций. Кроме культа предков такие маланганы создаются в честь Солнца и
Луны.) илл. 4, 5-б.
В орнаменте
меланезийцев очень часто встречаем как стилизованное человеческое лицо, так и
один его элемент — глаза. Происхождение этого мотива, возможно, имеет
магическую основу. Он известен в некоторых неолитических культурах, у
эскимосов, у северо-западных индейцев. Меланезийцы дают своим орнаментам
условные наименования часто по их сходству с каким-нибудь предметом и иногда и
без всякого внешнего соответствия с предметом. Каждый орнамент, даже отдельный
его контур, на архипелаге Бисмарка носит название какого-нибудь определенного предмета:
животного, растения, части человеческого тела, украшения или изделия, явления
природы и т. д. Лишь глубокое изучение этих мотивов могло бы вскрыть их
первоначальное значение. Как и в Австралии, некоторые виды орнамента имеют
право рисовать только лица, прошедшие обряды инициации, то есть посвященные в
полноправных взрослых мужчин.
Размещено на