Природа – Общество - Культура
КОНТРОЛЬНАЯ
РАБОТА
ПО ДИСЦИПЛИНЕ
культурология
На тему: «Природа
– Общество - Культура»
ПЛАН
1. Введение
2.1 Понятие культуры
2.2 Структура культуры (материальная
и духовная)
2.3 Основные функции культуры
3. Природа и человек на раннем этапе
человеческого развития
4. Человек как субъект культурного
процесса; среда обитания, формирующая человеческую сущность
5. Цивилизация как переход человека
из первобытности в цивилизованное состояние
6. Заключение
7. Список используемой литературы
1. Введение
Сегодня, как и раньше,
вопрос культуры, «культурности» является главным в процессе развития нашей
цивилизации. Приумножая интеллектуальный, нравственный потенциал всей культуры
народа, мы развиваемся, образовываемся. Такое образование включает в себя
духовное, нравственное, эстетическое, этическое развитие. Наступила эпоха XXI
века это новый этап научно – технической революции. В настоящее время требуются
уже новые технологии соприкосновения человека с природой. Это становиться не
просто жизненной необходимостью, но и главным условием применения этой
технологии. Культура является нашей надеждой и опорой. Каждый из нас вовлечен в
культурное творчество.
2.1 Понятие культуры
Слово «культура» является
одним из наиболее употребляемых в современном языке. Термин «культура» появился
в Древнем Риме и применялся лишь для обозначения целенаправленного воздействия
человека на окружающую его природу: возделывание почвы, обработка земли и т. п.
Со временем его значение расширилось, и связано оно уже не только с природой,
но и с внутренним миром человека. В античное время переводилось, как пайдея – «пай»
- мальчик, «дейе» - создай. Древние греки термином «пайдейе» обозначали
воспитанность и образованность человека.
В ХVIII веке термин
«культура» получил широкое распространение и обрел статус самостоятельного
понятия. Он включал не только жизненные блага и ценности, созданные человеком в
результате преобразования им природы, но и те достижения в совершенствовании
человеческого духа, которые являются плодом процесса образования и просвещения.
В русской научной
традиции понятие «культура» впервые появилось в середине ХIХ века. В «Карманном
словаре иностранных слов» выделяют два аспекта трактовки этого слова:
2. Культура выступает
критерием нравственного поведения человека и его интеллектуальных способностей.
Культура – это не только
различные области действительности, но и сама действительность человека в этих
областях. Все, чем мы пользуемся в области культуры, было когда–то открыто,
осмыслено и введено в человеческую повседневность. Другое дело, что существуют
разные национальные традиции, переплетенные в современном облике культуры, которые
определяют содержание наших представлений о культуре.
С течением времени,
накоплением знаний, развитие человека и общества меняется, углубляется и
расширяется научное представление о культуре. Но во все времена исследователи
сталкивались с огромными трудностями в познании самой сущности культуры и
определении ее границ. Иногда то, что на ранних стадиях развития человека и
общества было культурой, позднее перестало быть ею. К примеру, изобретение
колеса было выдающимся явлением культуры. Теперь же, когда человек поставил на
поток производство колес – это перестало быть фактом культуры. И сегодня то,
что творит человек, культурой не является. Так, когда изобрели письмо и с его
помощью люди стали передавать информацию – это стало великим культурным событием.
Сегодня современный человек, пишущий на заборе или на стене учебной аудитории
матерные слова, создает все, что угодно, но только не культуру.
В современном
представлении культура обычно отождествляется с художественной культурой, с
уровнем образованности и воспитанности человека. Этот термин применяется и в
таких смысловых выражениях, как «культура общения», «культура поведения»,
«культура производства», «культура потребления», «культура быта» и т.п.
Современная наука вкладывает в понятие культуры неоднозначный смысл. Даже при
беглом знакомстве со специальной литературой можно обнаружить множество
определений этого понятия (их насчитывают около 300).
2.2 Структура культуры
(материальная и духовная)
Такое большое количество
определений объясняется тем, что структура культуры сложна, многофункциональна
и многогранна, так как включает в себя систему образования, науку, литературу,
искусство, религию и т.д.
Культурный процесс – это
накопление обществом материальных и духовных ценностей, наслоение эпох, времен
и народов, сплавленных воедино. Это человеческая деятельность, опирающаяся на
оставленное наследие 1200 поколений нашего рода, оплодотворяющая и передающая
это наследие тем, кто придет на смену ныне живущим.
Культуру можно поделить
на два основных вида – материальную и духовную, которые тесно взаимосвязаны.
К материальной культуре относятся:
культура труда и материального производства; культура быта; культура топоса,
т.е. места жительства (жилища, дома, деревни, города); культура отношения к
собственному телу; физическая культура. Духовная культура включает в себя
познавательную (интеллектуальную) культуру; нравственную; художественную;
правовую; педагогическую. Не стоит забывать и о том, что к духовной культуре
относится еще и поклонение, почитание, почет, культ. Прежде всего - религиозный
культ. В древности человек постоянно находился в окружении богов: встречался с
ними в поле и в роще, в зелени дерев, в тенистых гротах и речных заводях, но
боги жили и в городе, и в доме человека, они оберегали городские законы и
безопасность граждан.
Материальная культура
удовлетворяет потребности людей своим вещественным наполнением, а духовная не
только удовлетворяет плоть, но и развивает способности. Из этого следует, что
чем больше человек развивается духовно, тем больше он изменяет материальную
культуру.
Человеку свойственно
украшать свой быт, и потому предметы материальной культуры в большинстве
случаев эстетически оформлены и не только помогают существовать нашему
организму, но, и радуют душу. Например, можно пить воду прямо из под крана, а
можно из хрустального фужера. А это значит, что духовная сторона всегда
присутствует в произведениях человека. Предметы культуры могут принадлежать
материальной и духовной культуре одновременно. Например, в произведениях архитектуры,
декоративно – прикладного искусства. И дом, и дворец служат жильем, а храм в
различные исторические отрезки времени был не только местом проведения
религиозных обрядов, но и местом проведения собраний, хранилищем ценностей и
даже учебной аудиторией.
Другой важный момент
состоит в том, что предметы культуры могут в процессе существования менять свое
главное назначение. К примеру, по мебели и одежде, ставшими музейными
экспонатами, можно изучать быт и нравы определенной эпохи.
В свою очередь каждая
составляющая духовной культуры может быть структурирована. Например, религия –
католическая, православная, протестантская и т.д.; наука – гуманитарная и
техническая, которые тоже можно более подробно структурировать; искусство –
декоративное, пластическое, станковое и т.д.
2.3 Основные функции
культуры
Культура выполняет
множество функций: образовательная, социальная, воспитательная и т. д. Выделяют
три основные функции, позволяющие обществу существовать длительный исторический
период, войти в современный век - это познавательная, информативная,
коммуникативная.
Первая – познавательная
функция – это познание мира, страны, общества, или какого–то явления, самопознание
(образование, воспитание). Такая функция концентрирует в себе опыт множества
поколений людей, способность накапливать богатейшие знания о мире и тем самым
создавать благоприятные возможности для его познания и освоения. Можно сказать,
что общество интеллектуально настолько, насколько используются знания в
культурном генофонде человечества. Все типы общества, живущие сегодня на земле,
различаются, прежде всего, по этому типу. Одни из них демонстрируют
удивительную способность посредством культуры взять все самое лучшее, что
накоплено людьми и поставить себе на службу. Например, Япония проявляет
огромные способности во многих сферах науки, техники, производства. Другие же
до сих пор живут племенами и не способны использовать познавательные функции
культуры, обрекая себя на социальную анемию и отсталость.
Вторая - информативная -
это накопление, сохранение и передача культурной информации из поколения к
поколению, от одной страны к другой, от цивилизации к цивилизации, выступая в
роли социальной памяти человека. Поэтому важно не только сохранить культурные
ценности, но и передать их.
Третья - коммуникативная
– средства передачи культурной информации, дистанционное познание. Культура
представляет собой знаковую систему, которую необходимо понимать или уметь
расшифровывать. Это значит, что без понимания специфики языка мира музыки,
живописи, скульптуры, архитектуры, театра, философии и т.д. невозможно понять
их содержания. Это же относиться и к языку физики, химии, математики и других
естественных наук, которые располагают собственными знаковыми системами.
3. Природа и человек на
раннем этапе человеческого развития
Первое значение термина
«культура» - это возделывание, обработка, уход в первую очередь земли. Поэтому
культура на раннем этапе понималась как возделывание полей, обработка сада и
уход за растениями и животными, т. е. земледелие и сельское хозяйство.
В эпоху палеолита
появился человек, внешне почти неотличимый от нынешнего. Его мозг увеличился,
передняя часть черепа укоротилась и превратилась в лицо, зубы уменьшились,
держаться он стал прямее, чем двуногие обезьяны. Обитали люди мелкими группами,
поедали съедобные растения и охотились на небольших животных. Постепенно их
преимущества расширялись. Они стали лучше, чем обезьяны манипулировать
предметами, дальше передвигались, звуковые сигналы стали точнее и
разнообразнее. Во время палеолита человек овладел огнем, научился изготавливать
десятки типов каменных, костяных и деревянных орудий, строить искусственные
жилища, стал прикрывать тело шкурами животных – появилась примитивная одежда. В
конце периода, около 40 тыс. лет назад, появились украшения из кости и рога.
Был изобретен копьеметательный снаряд, рыболовный крючок, игла, нож и жировой
светильник с фитилем. Люди научились сооружать довольно сложные жилища –
обтягивать шкурами деревянный каркас, в качестве строительного материала
использовали кости крупных животных (мамонтов). Шили меховую одежду типа
комбинезона. Начало палеолита совпадает с появлением на земле древнейших
обезьяноподобных людей.
В среднем каменном веке –
мезолите – условия существования человека изменились. В связи с тем, что ледник
откатился к северу и затопил Европу своими водами, исчезла фауна приледниковой
зоны, а это значит, что исчезли стада северных оленей, мамонтов, и
соответственно охотничья культура. Повышают свое значение рыболовство и
собирательство, земледелие и животноводство, приручение диких животных. Люди
еще не вполне оседают на одном месте, но и не уходят так далеко, как раньше.
Они собирают водоросли, ракушки, рыбу на берегах морей и водоемов. В период
мезолита человек начал шлифовать и сверлить камни, изготавливать топоры с
рукояткой, сани, весло, лодку, лук и стрелы. Этой эпохе принадлежит ряд
инноваций, среди которых посуда из обожженной глины (керамика), прядение и
ткачество из шерсти, конопли, крапивы и льна. Появились кремнедобывающие шахты,
что свидетельствует о начале горного дела. Строительным материалом уже стал
служить кирпич – сырец, глина для обмазки, дерево. Появились землянки.
В период неолита кремневые
изделия достигли совершенства. Изготавливались мелкие и крупные орудия из камня
и кости, шлифовальные топоры, долота, тесла, а также мотыги и зернотерки.
Особенным достижением этого времени были прекрасно отшлифованные каменные
топоры. С их помощью первобытный человек мог быстро срубить дерево, построить
жилище, выдолбить лодку. Начали изготавливаться мелкие изделия из самородной
меди и других металлов. В это же время были изобретены колеса, паруса,
гончарный круг, лошадиная сбруя. Развивается охота на морских выдр, тюленей,
даже китов, а в прибрежных лесах охота на горных баранов, коз, оленей. Из
шерсти диких баранов и коз ткали плащи – накидки, рубахи. Сражения вели в
панцирях из деревянных пластинок деревянных шлемах в форме масок.
Из этих примеров следует,
что уже в глубокой древности человек в целях выживания не только
приспосабливался к среде обитания, но и, в отличие от животного, приспосабливал
последнюю к своим нуждам, желаниям, к возрастающим потребностям. Одновременно с
преобразованием первозданной природы развивался процесс культурного развития
самого человека, в результате которого его руки оказались способными выполнять
более сложные операции, чем передние конечности животного. Хотя глаз человека и
уступает по зоркости глазу орла, а его ухо не в состоянии услышать те звуки,
которые улавливает слух некоторых животных, тем не менее, человеческое ухо и
глаз становятся «умными» органами и начинают по человечески воспринимать мир.
Не последнее место в жизни
первобытного человека занимает жилище. Оно защищало от холода, ветра, солнца,
служило местом отдыха и восстановление сил. Наиболее ранние жилища – пещеры с
выстланным полом (мхом, шкурами, ветками). Затем создаются искусственные
жилища, прежде всего там, где отсутствуют естественные укрытия. Позже
появляются жилища из настланных бревен, свайные постройки, полуземлянки.
4. Человек как субъект
культурного процесса; среда обитания, формирующая человеческую сущность
Человек, как разумное
существо живет в двух средах. Первичная – необходимая для всего живого или
природная (воздух, солнце). Природная среда существует помимо человека, но для
человека разумного нужна еще и другая среда – культурная, она существует там,
где есть человек. Слишком много природы – и мы превращаемся в животных, слишком
много цивилизации – и начинает сокращаться и усыхать наша плоть. На протяжении
многих тысячелетий человек творил, создавал путем познания определенную среду.
И этот культурный процесс бесконечен, он замкнутый.
В представлении
первобытного человека о мире отразилось, прежде всего, его отношение к природе,
стихии, которые противостояли человеку и его освоенному пространству. Дикие
животные стали объектом поклонения.
Природе противостоял сам
человек, который был основой упорядоченного и невраждебного мира (космоса).
Отсюда и человеческое жертвоприношение богам, которое иногда сопровождалось
каннибализмом. Древний человек был уверен в успехе лишь того дела, за которое
приносил самый ценный дар – человеческую жизнь. Например, без человеческой
жертвы нельзя было построить дом. Память о первобытной жизни сохранилась в
некоторых современных представлениях и обрядах.
Тот мир, в котором живут
сегодня люди, - результат преобразования ими природы. Растения и животные на
протяжении миллиардов лет выживали, адаптируя себя, свое тело к новым условиям.
И только человек, изменив тем самым тип эволюции, стал преобразовывать природу,
изменяя ее по своим нуждам. Человек заставляет одни тела природы воздействовать
на другие, извлекая из такого взаимодействия пользу для себя. А это означает,
что в мире культуры действуют такие же природные законы, но в таких условиях,
когда они поставлены на службу человеку и управляются им.
Человек универсален в
силу многообразия способностей и по характеру своей деятельности. Это значит,
что человек способен преобразовывать мир, исходя не только из своих
потребностей, но и из потребностей других существ, живущих рядом. Универсальная
мера самого человека позволяет ему становиться на позицию любого другого
существа. Всякое открытие является новым по отношению к уже созданному, и чем
значительнее это открытие, тем активнее его будут осваивать, а значит
превращать в традицию.
Уже в глубокой древности
человек научился «управлять» огнем, в результате чего появились домашние очаги,
затем спички, зажигалки и т.п. Каждый современный человек с зажигалкой в
кармане – хозяин «управляемого» пожара. А огонек зажигалки – это окультуренная
сила огня, или огонь, превращенный в элемент культуры. В результате человек
может использовать укрощенную силу огня самым необычным способом, какого не
встретишь в природе. Огнем не только освещают путь, обогреваются и обрабатывают
пищу. Человек превратил огонь в предмет религиозного культа, и тогда с ним
стали совершать магические действия, поклоняться ему и воспевать в
произведениях искусства.
Любое техническое
устройство есть результат освоения природных процессов и их моделирования в
искусственных условиях. К примеру, в паровой машине тепловая энергия переходит
в механическое движение, за счет этого движется паровоз, плывет пароход и
делаются другие полезные дела.
В деятельности человека
присутствует стремление очистить природу от случайного и второстепенного,
выделить основные качества. Те, кто делают мебель, строят дома, разбивают парки,
исходят из правильных геометрических форм, таких как окружность, треугольник,
квадрат и т.п. В этой упорядоченности и есть существенное отличие среды
обитания человека от дикой природы. То есть не только обучение, но и разумно
организованная среда обитания формирует у человека чувство меры и гармонии.
Итак, границы мира
культуры подвижны, поскольку человечество все активнее преобразует природу, все
глубже проникает в ее строение и вовлекает эти уровни природного бытия в
создание технических устройств.
5. Цивилизация как
переход человека из первобытности в цивилизованное состояние
Цивилизация – в переводе
с латинского «Civilis» – общественный гражданский.
Цивилизация – это гражданское общество с определенным уровнем развития культуры
на конкретном историческом этапе. Например: древняя цивилизация – это
объединение людей для выживания в природе, античная – высокоразвитая в
культурном обществе цивилизация, а современная - это технократичная
цивилизация.
Разделяют два типа
цивилизации:
- крестьянский, т.е. тот,
который основан на возделывании, когда природа и человек сливаются в единое
целое. Для этой цивилизации природа выше человека, а человек вживается в
природу не нарушая ее естественной гармонии. Сила этой цивилизации в том, что
она сохраняет ее первичную среду обитания. Слабость в том, что она не
способствует прогрессированию.
- техногенный тип. В
таких цивилизациях человек приспосабливает природу к своей жизнедеятельности,
но происходит нарушение гармонии с природой. Вследствие этого происходит уничтожение
первичной среды обитания, а значит и самоуничтожение. Сила такой цивилизации в
том, что она способствует прогрессу.
На раннем этапе
формирования человеческой сущности люди жили племенами. Племя составлял один
род с неупорядоченными половыми отношениями. Такая форма общества
прогрессировала и напоминала стадо: равенство всех мужчин и женщин в половых
отношениях вело к устранению конфликтов, к сплочению общества. Однако это
привело к кровосмешению, а затем и к биологическому вырождению и исчезновению
вида. Другим недостатком была культурная замкнутость племени. На этом уровне
развития у человека и общества уже появилось культовое сознание. Самая древняя
его форма – фетишизм, поклонение предметам труда, растениям, животным, камням,
огню, которые играли важную роль в первобытной жизнедеятельности. Становление
первичного племени – рода, осознание своего единства через кровное родство
послужило превращению фетиша в тотемы, которые первобытные люди воспринимали
как своих первопредков, прародителей. Природе противостоял сам человек, который
был основой упорядоченного и невраждебного мира (космоса). Отсюда и
человеческое жертвоприношение богам, которое иногда сопровождалось
каннибализмом.
Древний человек был
уверен в успехе лишь того дела, за которое приносил самый ценный дар –
человеческую жизнь. Например, без человеческой жертвы нельзя было построить
дом. Память о первобытной жизни сохранилась в некоторых современных
представлениях и обрядах.
Начав трудиться, шел
процесс накопления знаний. Уже, в какой то степени делались прогнозы: когда
делать запасы, как и сколько их хранить, когда ими можно пользоваться, т.е.
появилось планирование и организация трудовой деятельности, распределение
продуктов и орудий труда. Учет потребовал ведения записей. Так появились первые
зарубки, насечки.
Современный человек
появился в результате соединения племен из двух родов, когда мужчины одного племени
брали в жены женщин из другого племени. Это изменение было связано с запретом
на половые отношения внутри общины в период охоты, полевых работ и т. п. для
повышения работоспособности. Число запретов со временем возрастало, но они не
касались представителей других общин. Отношения между членами соседних общин
эволюционировали: от похищения женщин до «узаконенных» отношений. В это время
возникли парные семьи, которые были неустойчивыми и не имели постоянного
жилища. А в результате возрастания роли мужчин в хозяйственной деятельности
происходит переход от матриархальных отношений к патриархальным. Начинается
переустройство уклада жизни, появление новых традиций, норм, ценностей. Эпоха
патриархата – это время разложения первобытного общества.
Разделения труда в общине
способствовало развитию товарообмена, имущественному неравенству, частной
собственности. В связи с этим наемный и рабский труд, расслоение общества,
возникновение классов. Хозяйственная деятельность человека переходит от
присваивающей к добывающей экономике.
Вместе с деятельностью
развивалось и мышление. Человек начал совершенствовать орудия труда –
монтировал каменные орудия в роговые, костяные, деревянные рукоятки, - находил
рациональную форму, - увеличивал до предела их вес или уменьшал до граммов.
Развитие техники проявлялось в увеличении количества операций и действий при
создании орудий труда, усложнялась их конструкция, более разнообразными
становились составляющие их компоненты: детали делались из дерева, кожи,
костей, камня.
Для развития культуры
большое значение имел огонь. Применение огня способствовало преобразованию
животной психики в направлении интеллекта, разрыв с условиями и привычками
стадной жизни, становлению хозяйства. Огонь был теплом, светом, средством
защиты и приготовления пищи. Так, шаг за шагом, из первобытности человек шел к
цивилизации. Сам того не осознавая, он изменял окружение вокруг себя.
Постепенно накапливал знания, передавал их своим потомкам.
Первые цивилизации
возникли в V – IV тысячелетиях до нашей эры на юго-востоке Азии, т.к. там
тепло, благоприятные природные условия и плодородные земли. Такими являются –
древний Египет, Месопотамия, Шумерия (на территории современного Ирака). В
конце III тысячелетия до нашей эры возникла индийская цивилизация в устье реки
Инд. Во II тысячелетии на реке Хуанхэ возникла китайская цивилизация. Именно
эти две цивилизации прошли тысячелетний путь развития и существуют до сих пор,
т.к. сохранили свою аутентичность (первооснову), не растеряли обычаи.
6. Заключение
Культура позволяет внести
в мир человеческое значение. Это среда, где человек формирует свою сущность,
вбирает в себя то, что накоплено. Культура немыслима без человека: он ее
создал. Быть культурным – это «уметь». Уметь пользоваться множеством вещей,
представлять в себе и через себя то, что создано веками, и то, что актуально
сегодня. В то же время, без изучения прошлого трудно понять настоящее и
прогнозировать будущее.
Современному человеку
кажется, что ему если не все, то многое известно о своем прошлом. Лишь история
человечества в целом может помочь осмыслить то, что происходит сегодня.
Деятельность человека
очень разнообразна. В одном случае она порождает культуру, в другом –
цивилизацию. Создание полезных для человека приспособлений приобретают
культурный смысл тогда, когда человек вкладывает свою «душевную жизнь». Суть
палки, молота, пилы, насоса не видна. Но даже в таких предметах может
проявиться творческая сторона. Смысл нашей деятельности в том, что мы пытаемся
придать культурный смысл окружающим нас вещам.
В современном мире ценно
то, что было впервые придумано (новаторство). Повтор и копирование нами уже не
цениться. Истинный художник или ученый – это всегда создатель нового, поэтому
каждая культурная ценность носит неповторимый уникальный характер. Мы гонимся
за всем новым, что дает нам огромный скачок в развитии. Но даже в настоящее
время есть общества, не имеющие контакта с окружающим миром. Такое положение
ведет к застою.
На мой взгляд, культура –
это наша надежда и опора.
7. Список используемой
литературы
1. Веремьев А.А. Введение в
культурологию – Брянск, 2000.
2. Драч Г.В. Культурология – Ростов –
на – Дону, 1996.
3. Драч Г.В. Культурология – Москва,
2003.
4. Малюга Ю.А. Культурология. Учебное
пособие для вузов – Москва, 1998.
5. Мареева Е.В. Культурология. Теория
культуры – Москва, 2003.
7. Сапрыкина В.А. Введение в
культурологию – Москва, 1995.