"Переходные эпохи" и феномен массовой культуры
Федеральное государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«Сибирская академия
государственной службы»
Кафедра гуманитарных основ
государственной службы
Факультет Государственное и
муниципальное управление
Контрольная работа по
дисциплине культурология
На тему: «Переходные эпохи» и
феномен массовой культуры»
Выполнила:
Студентка 1 курса гр.10111
Дерендяева
Ирина Сергеевна
Проверила:
Отургашева Наталья Вадимовна
Новосибирск 2010г.
Цель работы: изучить
феномен массовой культуры
Задачи:
узнать историю
возникновения массовой культуры;
найти различные
подходы к определению массовой культуры;
рассмотреть
массовую культуру с разных точек зрения: как положительное и отрицательное
явление.
Актуальность темы:
тема актуальна в настоящее время, так как массовая культура всё больше
становится популярной и вокруг неё не утихают споры
Социокультурный мир
неоднороден и многомерен в синхронном и диахронном аспектах. Классификация
культурных типов – это метод исследования культур, в котором критерием
выделения является определённая совокупность существенных показателей.
Выделяют
социальные, этнонациональные и исторические типы культуры. Социальные типы
культуры классифицируются по различным признакам:
Типы культуры по
принципу внутрикультурной иерархии: доминирующая или «базовая», культура –
совокупность «алгоритмов» жизнедеятельности, поведения и общения, характерных
для большинства социальных субъектов.
-
Этническая культура основана на общности происхождения и
совместной деятельности, основной способ передачи социокультурной информации в
ней – традиция.
-
Национальная культура основана на территориальном, экономическом
и лингвистическом объединении людей. Включает в себя специализированные области
и этническую культуру. Основной способ передачи социокультурных достижений –
письменность.
Наряду с
доминирующей, в культурном пространстве наличествуют субкультуры. Субкультура –
совокупность социокультурных характеристик, присущих определённой социальной
группе. Признаки субкультуры:
а) собственная,
отличная от доминирующей, система ценностей и жизненных ориентиров;
б) особенности
языка как средства общения (арго);
в) стиль жизни;
г) имидж и др.
К числу субкультур
относятся молодёжная, тюремная, цыганская и другие виды культуры.
3. Контркультура –
тенденции, элементы культуры, направленные против установок и ценностных
ориентаций доминирующей культуры. Контркультура, с одной стороны, характеризует
направленность и соотносимость «базовой» и субкультур, а с другой стороны,
отражает тенденции создания культурных инноваций в развитии культуры.
Элитарная -
культура, ориентированная на восприятие лучшей части общества. Обладает особой художественной восприимчивостью, ориентирована на
высокие образы.
Маргинальная(от
лат. marginales – находящийся на краю) – понятие,
определяемое положением человека между культурными типами. К
ней относят «культурные гибриды».[7]
Массовая (от лат. massa – ком, кусок), которая является предметом моего
изучения и темой реферта.
По мнению значительного,
числа отечественных и зарубежных исследователей, первоочередное полнокровное
оформление массовой культуры произошло на Североамериканском континенте.
Изначально главным образом потому, что носители европейской цивилизации,
прибывшие на североамериканскую землю в первые десятилетия XVII
в., не сформировали глубинную прослойку фольклорных традиций. Это было
невозможно сделать из-за относительной малочисленности ранних переселенцев, их жесткой
прагматической нацеленности на выживание в предельно суровых условиях. Такую
точку зрения высказывают как российские, так и американские исследователи. [1,
с.36]
А само понятие
«массовая культура» впервые появилось в 1957 г. в США в сборнике статей «Массовая культура» под редакцией Б.Розенберга и Д.Уайта.
Последняя треть XIX В. – это время, когда в западной цивилизации появляются
первые признаки общества растущего массового потребления. Это было следствием
множества технологических усовершенствований, позволивших ускорить производство
продуктов массового потребления, обеспечить их доступность для всё более
широких слоев населения.[1, c.37]
В сфере
материальной массовой культуры начало XX в. значительно
активизирует возникшее уже в предыдущие годы мастерство технической эстетики,
впоследствии нареченное понятием “дизайн”.
Всё более быстрое
насыщение рынка однотипными товарами, сошедшими с конвейера, потребовало
вариативности конструкций ради расширения числа покупателей.
В сфере массового
спроса происходит расслоение утилитарного и престижного аспектов предлагаемых
товаров. И возникающий между этими характеристиками зазор со временем увеличивается.
Общественное расслоение ярко проявляется в растущей роли престижного и
демонстративного, поведения. Этот феномен имеет глубинные
социально-исторические и социально-психологические предпосылки. Он проявляется
в тяготении отдельных людей и даже целых социальных групп к потреблению на
показ, с целью демонстрации и подтверждения своих престижа и статуса.
Таким образом,
культ потребления – звено в основании массовой культуры. Как отмечают западные
маркетологи, ко второй половине XX в. понятия
«покупатель» и «покупка» сменились понятиями «потребитель» «и потребление». При
этом соображения о планах и способах приобретения всё новых и новых предметов и
развлечений зачастую становятся смыслом их жизни.
В таких условиях
зависимость производства от спроса жёстко заявила о себе не только в
материальной сфере. Множество продуктов интеллектуального, художественного,
писательского труда и сами эти процессы становятся заложниками рыночных
отношений. Именно идеология потребительства укрепила и размножила те ростки
массовой культуры в области «свободных искусств».
Еще одним элементом
массовой культуры становится китч. Это слово имеет корень с немецким глаголом «verkitchen», что означает «продавать», «получать прибыль», и
характеризует наиболее показательную черту массовой культуры и массового
искусства – их потребительскую нацеленность, их устремленность к получению
прибыли, зависимость от покупательского спроса. По мнению известного
французского культуролога А. Моля, «китч – это основной принцип в искусстве
массового общества». И он составляет до 95% общего эстетического воздействия в
современном социуме, считает Моль.
С утверждением
телевидения (середина XX в.) внедрение массовых
эстетических стереотипов в общественное сознание стало особенно настойчивым и
неотвязным. С появлением этого могущественного средства связи наступил
«звездный час» для массовой культуры и массового искусства. Теперь их продукты
способны проникнуть в жилище, завладеть вниманием практически любого человека.
Достоинства
телекоммуникаций перечислять нет смысла – они общеизвестны. А вот негативные
последствия повсеместного бытования телевизионного «ящика» и его
круглосуточного функционирования стали заботой социологов лишь несколько
десятилетий тому назад. Наибольшую тревогу вызывает близкое к наркотическому
«затягивание» личности в демонстрируемые по телевидению зрелища, вытеснение
этим видом свободного времяпрепровождения других рекреативных занятий: чтения
книг, прогулок, игр с детьми, занятий спортом (в роли действующего лица, а не
«болельщика») и т.п.
Не может не
вызывать тревогу и то место, которое заняла массовая культура, по преимуществу
транслируемая телевидением, в восприятии огромного большинства людей.
Существовавшие и в дотелевизионную эпоху стандартизация и стереотипизация
духовного продукта, того же китча, теперь становятся поистине всепроникающими.
Их концентрацией к концу XXв. стала передача
многочисленных, протянутых через месяцы и даже годы сериалов, сделавшихся
успешными наследниками лубочной литературы.
На содержании, и на
способах доставки до аудитории продуктов современной культуры лежит
неустранимый императив коммерциализации. Невзыскательный вкус массового
потребителя диктует производству культурных стереотипов соответствующие
нормативы. Но тем самым стереотипы, воплощенные в текстах и зрелищах, в свою очередь
формируют вкусы новых поколений массового зрителя по уже бытующим стандартам.
В связи с этим
можно говорить не только о проектировании предметного и духовного мира
применительно к вкусам большинства, но и о проектировании самих этих вкусов и
привычек типовых представителей «среднего» класса обычных жителей.
Было бы крайне неверно
характеризовать массовую культуру в виде однообразного мутного потока. Наоборот
– это многокрасочное, изобилующее блестящими позументами и переливаниями цвета
пространство, которое разделяется на сегменты применительно к различным группам
населения и их специфическим интересам. «Упаковка продукта», как правило,
разнообразна внешне и очень привлекательна. Однако содержимое в большинстве
случаев должно соответствовать стандартам массового вкуса.
Обобщая вслед за
многими теоретиками наиболее существенные черты массовой культуры, следует
отметить следующее:
1.
продукты массовой культуры создаются и распространяются с целью
коммерческой прибыли по законам рынка;
2.
массовую доступность и широкий спрос на такие произведения обеспечивают их
создание по стандартизированным конструктивным схемам;
3.
изобразительная яркость и содержательная экспрессия – обязательные
факторы успешного творчества в этой сфере;
4.
происходит теснейшее сопряжение масскультурного и рекламного типов
деятельности. [1, c.51]
Но было бы
упущением представлять массовую культуру только негативно, как чудовище,
пожирающее в человеке всё человеческое. Анализируя массовую культуру, не стоит рассматривать
её в исключительно идеологическом ключе. Для того чтобы избежать подобных
ошибок, можно проанализировать следующие аспекты проблемы:
-
социальные процессы, способствующие появлению и развитию массовой
культуры;
-
отличие массовой культуры от народной;
-
влияние технологической революции;
-
фактор моды в распространении пролуктов массовой культуры;
-
социальные и психологические механизмы массовой культуры;
-
роль мифологем.
Рассматривать
различные точки зрения и подходы к проблеме.
В другом подходе
массовая культура определяется как явление, характеризующее особенности
производства культурных ценностей в современном обществе. Предполагается, что
массовую культуру потребляют все люди, независимо от места и страны их
проживания. Массовой культура является еще и потому, что она массово ежедневно
производится. Это культура повседневной жизни, доступно предоставляемая
аудитории средствами массовой коммуникации.
Одним из наиболее
интересных и продуктивных следует признать подхода Д. Белла, согласно которому
массовая культура – это своего рода организация обыденного сознания в
информационном обществе, особая знаковая система или особый язык, на котором
члены информационного общества достигают взаимопонимания. Она выступает как
связующее звено между постиндустриальным обществом высокой специализации и
человеком, который интегрирован в него лишь как «частичный» человек.
Коммуникация же между «частичными» людьми, узкими специалистами, к сожалению,
осуществляется, по всей видимости, лишь на уровне «массового человека», т.е. на
среднем общедоступном языке, которым и является массовая культура.
Сейчас массовая
культура проникает практически во все сферы жизни общества и формирует свое
единое семиотическое пространство. Удачной является классификация сфер
проявления массовой культуры, предложенная А.Я. Флиером. Среди основных проявлений
и направлений массовой культуры он выделяет следующие:
-
индустрия «субкультуры детства»;
-
массовая общеобразовательная школа;
-
система национальной (государственной) идеологи
-
массовые политические движения;
-
массовая социальная мифология, упрощающая сложную систему
ценностных ориентацией человека и многообразие оттенков миропонимания до
элементарных дуалистичных оппозиций;
-
индустрия развлечений и досуга, которая включает в себя массовую
художественную культуру (кроме архитектуры), массовые постановочно-зрелищные
представления, профессиональный спорт, структуры по проведению организованного
развлекательного досуга, различные шоу;
-
индустрия оздоровительного досуга;
-
система организации, стимулирования и управления потребительским
спросом на вещи, услуги, идеи как индивидуального, так и коллективного
пользования (реклама, имиджмейкерство, политтехнологи);
-
разного рода игровые комплексы от механических игр, электронных
приставок, компьютерных игр и т.д. до систем виртуальной реальности.
Итак, массовая
культура – явление далеко не однородное. Оно имеет свою структуру и уровни. В
современной культурологии, как правило, выделяют три основные уровня массовой
культуры:
-
·кич-культура (т.е. низкопробная, даже вульгарная культура);
-
мид-культура (так сказать, культура «средней руки»);
-
арт-культура (мас-культура, не лишенная определенного, иногда
даже высокого, художественного содержания и эстетического выражения).
В настоящее время в
сферу массовой культуры вовлечена и такая форма массовой коммуникации, как
Интернет, который становится глобальным средством распространения продуктов
культуры. Мир становится «глобальной деревней». Появление электронных средств
меняет традиционные представления о способах трансляции социокультурного опыта,
формах человеческого взаимодействия и т.п. Однако это явление и его
социокультурные последствия нуждаются в соответствующем специальном
исследовании.
Только перечень
направлений, сформировавшихся в рамках массовой культуры, свидетельствует о
том, что она – структурная, органичная часть всего культурного пространства,
что наводит на вывод о реализации универсального принципа дополнительности:
общество не может ограничиться культурой элитарной уже потому, что оно
разнородно, и потому, что жизнь людей динамична, и потому, что люди как
социальные существа выполняют одновременно множество ролей, и потому, что
массовая культура уже давно пустила корни в архетипичность коллективного
бессозгательного, базируясь на мифологемных структурах сознания и в то же время
порождая современную мифологию.
Таким образом,
массовая культура – многофункциональнок, объективное явление современного этапа
культуры, в которую неизбежно вовлечены все слои населения, и проблема,
заключена в управлении динамикой массовой культуры, то есть выработке эффективных
механизмов отбора необходимых и перспектиыных её направлений и выбраковке тех,
которые приводят к необратимой деградации культурных ценностей и образцов.
В заключение
несколько слов о возможных социальных перспективах массовой культуры. По всей
видимости, она прочно укрепилась в современном обществе, и ожидать ее
спонтанного исчезновения, по крайней мере, в ближайший исторический период, не
приходится. Очевидно, что если она продолжит свое существование в настоящем
виде, то общий культурный потенциал цивилизации не только не возрастет, но
может понести и существенный ущерб. Псевдоценности массовой культуры все же
слишком обременительны и даже разрушительны для личности и общества. Поэтому
необходима идейная трансформация маскультуры через ее наполнение более
возвышенными идеями, социально значимыми сюжетами и эстетически совершенными
образами. Справедливо полагать, что решающую роль в такой позитивной
трансформации маскультуры может и должна сыграть мировая духовная культура во
всем многообразии своих видов и форм.
1.
Учёнова Виктория Васильевна. Реклама и массовая культура: Служанка или
госпожа? учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям
«Журналистика» и «Реклама» В.В. Учёнова. – М.: ЮНИТИДАНА, 2008. – 248с.: цв.
ил.
2.
Культурология: Учеб. для студ. техн. вузов Н.Г. Багдасарьян, Г.В. Иванченко,
А.В. Литвинцева и др.; Под ред. Н.Г. Багдасарьян. – 4-е изд., испр. – М.: Высш.
шк., 2002. – 511 с.
3.
Кара-Мурза С.Г. Власть манипуляции С.Г.Кара-Мурза. – М.: Академический
Проект, 2007. – 384 с. – (Социальнополитические технологии).
4.
Шаповалов В.Ф. Россиеведение: Учебное пособие для вузов. – М.:
ФАИРПРЕСС, 2001. – 576 с.