Искусство римского скульптурного портрета
План
Введение
Римский скульптурный портрет
Заключение
Список литературы
Введение
Из всех цивилизаций
древнего мира римская цивилизация известна нам лучше других. Римляне оставили
обширное литературное наследие, позволяющее проследить историю Древнего Рима во
всем изобилии подробностей, которые не перестают нас восхищать. Но, как это, ни
парадоксально, труднее всего найти ответ на вопрос: «Что представляет собой
искусство Древнего Рима?» Римский гений, столь явно распознаваемый в любой
другой области человеческой деятельности, становится удивительно неуловимым,
стоит нам задуматься над тем, существовал ли вообще стиль в искусстве, присущий
именно Древнему Риму. В чем тут причина? Наиболее очевидное объяснение кроется
в том, что римляне преклонялись перед греческим искусством всех эпох и
направлений. Они тысячами вывозили из Греции созданные там оригиналы и
копировали их в еще большем количестве. Вдобавок то, что создавалось в самом
Риме, было явным подражанием греческим образцам, а многие работавшие там
скульпторы и художники, начиная с времен республики и заканчивая эпохой
крушения империи, были греческого происхождения. Однако если отвлечься от
различий в тематике, то остается непреложным тот факт, что все произведения
искусства, созданные в подражание греческим, ощутимо отличаются от последних,
обладая явно выраженными «негреческими» чертами, предполагающими совершенно
иные цели и задачи. Поэтому было бы правомерно оценивать искусство Древнего
Рима в соответствии с критериями, применимыми для Древней Греции. Римская
империя была в высшей степени сложным, неоднородным и открытым обществом,
впитывавшим и переплавлявшим национальное и региональное в общеримское,
являющееся одновременно и разнородным и единообразным. Черты римского
искусства, свойственные именно Риму, скорее могут быть обнаружены в этом
разностороннем его характере, нежели в единстве и последовательности
художественной формы.
Римский скульптурный портрет
Выдающимся
достижением изобразительного искусства эпохи Римской империи является
скульптурный портрет. В портретных образах, созданных римскими мастерами на
протяжении I—IV веков, отразились эстетические вкусы, идеалы римлян и
особенности их мировоззрения. Роль римского портрета в истории мирового
искусства определяется его глубокой жизненной правдой и утверждением
реалистического метода в изображении неповторимой индивидуальности человека.
Все
дальнейшее развитие портретной пластики во многом основано на творческом
наследии римских мастеров.
Для скульптурного портрета времени поздней Республики, еще
не воспринявшего благотворное эллинское влияние, характерно стремление запечатлеть
конкретную человеческую личность, ее внешние черты и особенности, отличающие ее
от любого другого лица. Эти тенденции, восходящие еще к этрусским традициям,
заметно усиливаются именно в переломный период римской истории, когда столь
значительную роль стали играть отдельные лица, а на смену республиканскому
образу правления пришла единоличная диктаторская власть. Для большинства
римских скульптурных портретов первой половины и середины I века до н.э. —
конца Республики характерен "веризм" — реализм, переходящий в
натурализм, который никогда больше с такой откровенностью не проявится в
портретном искусстве Рима. В I веке до н.э. создаются портреты, поражающие
своей беспощадной правдивостью; с особым интересом их авторы обращаются к
воспроизведению некрасивых, часто уродливых, но ярко индивидуальных лиц,
преимущественно людей немолодых, глубоких стариков. Именно эти старческие
портреты послужили основой для широкого распространения в современной науке
мнения о возникновении веристического портрета от существовавшего в Древнем
Риме обычая делать восковые маски — изображения умерших предков.
Вся культура Рима этой поры пронизана стремлением к
индивидуализму, для нее характерно очень трезвое, конкретное восприятие мира.
Римский скульптурный портрет I века до н.э. представляет
собой сложную и многообразную картину. Это было время поисков, еще не было
выработано основное направление его развития. Именно его многообразие и
позволило современным исследователям выделить в республиканском портрете
значительное число различных групп и направлений, которым они присвоили самые
разные названия.
Чисто римская доля,
внесённая в сокровищницу мирового искусства, прекрасно определена, как раз в
связи с римским скульптурным портретом: " Рим существует как
индивидуальность; Рим существует в тех строгих формах, в которых возродились
под его владычеством древние образы; Рим существует в том великом организме,
который разнёс семена античной культуры, давая им возможность оплодотворить
новые, ещё варварские народы, и, наконец, Рим существует в создании
цивилизованного мира на основании культурных эллинских элементов и, видоизменяя
их сообразно с новыми задачами, только Рим и мог создать великую эпоху
портретной скульптуры..." (О. Ф. Вальгауэр)
На сложение
специфически римских черт скульптурного портрета оказали влияние существовавшие
у древних римлян изображения предков (в виде восковой маски, снятой с умершего
и точно воспроизводившей черты и цвет лица). Конкретность и выразительность
составляют отличительную черту всей римской портретной скульптуры, в которой
сильнее всего проявилось своеобразие римского художественного гения.
Восковые
маски украшали атриумы, их выставляли на семейных торжествах, в них выступали
актёры, сопровождавшие похоронные процессии. Право на посмертную маску -
"изображение" - имели те, кто обладал верховной властью, так как
политическая власть предоставлялась не только выборами, но была прежде всего
религиозным отличием, агреманом Юпитера, верховного римского божества. Поэтому
божественное благословение отмечало харизмой тех, кто был избран осуществлять
эту власть - конституционный империал, ограниченный одним годом. Было
естественным, что потомки этих людей частично претендовали на наследование этой
харизмы как залога исполнения власти. И это неизбежно привело к тому, что
наследники основали в честь инициаторов привилегированного отношения между
богами и своим потомством настоящий культ, социальным знаком которого были
"изображения".
Римский
портрет имеет сложную предысторию. Его связь с этрусским портретом очевидна,
равно как и с эллинистическим. Римский корень тоже вполне ясен: первые римские
портретные изображения в мраморе или в бронзе были всего лишь точным
воспроизведением восковой маски, снятой с лица умершего, где все детали лица,
складки, морщины - всё то, что может зафиксировать восковая копия, -
превращалось в средство характеристики образа. Это ещё не искусство в обычном
смысле. Здесь нет идеала, который можно повторять и с которым можно
соотноситься, как в греческом искусстве портрета. Есть только отдельные
индивидуальности, совершенно законченные в своей неповторимости.
В портретах республиканской
эпохи нашли отражения гражданские идеалы этого времени. Детали в них
не всегда приведены к единству, моделировка суха, им свойственны упрощение
форм, жёсткость линий. Но запечатлённые в них образы суровых стойких
республиканцев, мужественных участников общественно-политической борьбы -
государственных деятелей, завоевателей, создателей грандиозной державы,
исполнены самосознания, нравственной силы, овеяны суровым духом республиканских
добродетелей.
В позднереспубликанский
период через внешнюю характерность начинает просматриваться внутреннее
содержание образа: простонародный Помпей, волевой и жестокий Цезарь, коварный
Сулла - вожди, которые действуют от имени Республики, уже по сути не
существующей, но с которой они себя отождествляют.
В скульптуре начала Римской Империи
складывается особый официальный стиль, ярко проявившийся в портрете и
рельефе. В его основе лежит греческое искусство V - IV веков до н.э. Скульптурные
портреты Августа и членов его семьи значительно отличаются от портретов
республиканского периода. Портретные статуи и бюсты императора Октавиана
Августа изображают его молодым, во цвете лет, атлетического сложения и
классической красоты, несколько греша перед истиной, так как по описаниям он
был роста невысокого и хрупкого телосложения. Однако парадные портреты Августа,
приравнивающие императора к небожителям, как, например, знаменитая статую
Августа во весь рост, где он показан во всём блеске императорской славы,
выявляют и индивидуальные, присущие только Августу черты, а также относительную
уравновешенность и значительность его личности.
Идеализированы
и многочисленные портреты преемника Августа - Тиберия. Облагороженный образ. И
в то же время, безусловно, индивидуальный. Что-то несимпатичное,
брюзгливо-замкнутое проглядывается в портрете этого императора, обладавшего
неограниченной властью, жестокого и в то же время испытывавшего животный страх
за свою жизнь.
Большая
динамичность, реалистичность, живописность, эмоциональность, театральная
приподнятость характеризуют искусство середины и второй половины I века н.э.
Уже полностью разоблачителен при всей своей благородной сдержанности портрет
преемника Тиберия - Калигулы, убийцы и истязателя, в конце концов заколотого
своим приближённым. Жуток его пристальный взгляд, и чувствуешь, что не может
быть пощады от этого совсем молодого властителя (он закончил в двадцать девять
лет свою страшную жизнь), с наглухо сжатыми губами, любившего напоминать, что он
может сделать всё, что угодно и скем угодно. Верим мы, глядя на портрет
Калигулы, всем рассказа о его бесчисленных злодеяниях. "Отцов он заставлял
присутствовать при казнях сыновей, - пишет Светоний, - за одним из них он
приказал послать носилки, когда тот попыался уклониться по нездоровью; другого
он тотчас после зрелища казни пригласил к столу и всяческими любезностями
принуждал шутить и веселиться." А другой римский историк, Дион, добавляет,
что, когда отец одного из казнимых спросил "можно ли ему хотя бы закрыть
газа, он приказал умертвить и отца". И ещё у Светония: "Когда
вздорожал скот, которым откармливали диких зверей для зрелищ, он велел бросить
им на растерзание преступников; и, обходя для этого тюрьмы, он не смотрел, кто
в чём виноват, а прямо приказывал, стоя в дверях, забирать всех..."
Убедительно
раскрыта эмоциональная характеристика бездарного властелина Клавдия, которого
статуя изображает в виде Юпитера, почти обнажённого с плащём, драпирующимся
вокруг бёдер и перекинутым через руку. При идеализированности форм тела в духе
культовой статуи лицу приданы индивидуальные черты, и мы видим бесстрастные
черты немолодого и некрасивого человека.
Стиль
римского скульптурного портрета менялся вместе с общим мироощущением эпохи. В
римском портрете раскрывается перед нами дух Древнего Рима во всех его аспектах
и противоречиях. Римский портрет - это как бы сама история Рима, рассказанная в
лицах, история его небывалого возвышения и трагической гибели: "вся история
римского падения выражена тут бровями, лбами, губами" (Герцен).
Документальная правдивость, доходящая до обожествления, самый острый реализм,
глубина психологического проникновения поочерёдно преобладают в нём, а то и
дополняют друг друга. Но пока была жива римская идея, в нём не иссякала
изобразительная мощь.
В начале II века, при
Траяне, официальный портрет изменяет свой характер, скульпторы стремятся
приблизиться к традиционным портретам республиканского периода. Характерные
черты портретов времён Траяна - спокойное выражение лица, суховатая трактовка,
сменяющая рельефную моделировку, скромные причёски.
При Адриане
характер портрета снова меняется. Возрождается классицизм, но отличный от
классицизма времён Августа. Император Адриан заслужил славу мудрого правителя;
известно, что он был просвещённым ценителем искусства, ревностным почитателем
классического наследия Эллады. В портретах Адриана видно подражание греческим
портретам философов и драматургов, но спокойная, ясная уверенность греческой
классики превращается здесь в романтическое воспоминание о далёком прошлом.
Со времён
Адриана римские скульпторы перестают раскрашивать мрамор: радужная оболочка
глаз, зрачок, брови теперь передаются резцом. Поверхность обнажённых частей
тела, и особенно лицо полируется до яркого блеска, а волосы и одежда остаются
матовыми.
Одну из
важнейших страниц римского портретного искусства представляет собой портрет
времён Антонина Пия и Марка Аврелия. Совершенное владение техникой обработки
мрамора позволяет мастерам добиваться тончайшей моделировки форм лица,
фактурности волос, одежды. В портретах этого периода всегда строго соблюдается
портретное сходство, но самое главное - в них отражён дух эпохи переоценки
ценностей, новых романтических настроений, зреющего мистицизма, превещающих
кризис римской великодержавной гордыни. В них появляются черты
одухотворённости, самоуглубления, и вместе с тем утончённости, усталости и
грусти. Созерцательное настроение подчёркнуто трактовкой глаз с резко
врезанными зрачками, полуприкрытыми мягкими тяжёлыми веками.
Меланхолической
созерцательностью, характерной для многих портретов этого времени, дышит образ
"Сириянки". Но её задумчивая мечтательность глубоко индивидуальна, и
сама она кажется нам давно знакомой, так жизненно резец ваятеля изощрённой
работой извлёк из белого мрамора с нежным голубоватым отливом её чарующие и
одухотворённые черты.
К лучшим произведениям
этой эпохи принадлежит и знаменитая конная статуя императора Марка Аврелия. Она
была отлита из бронзы около 170 г. В XVI в. великий Микеланджело поставил эту
статую в центре созданной им площади на Капитолийском холме в Риме. По ее
образцу были в дальнейшем исполнены конные монументы во многих странах Европы.
Скульптор изобразил Марка Аврелия в скромном плаще, без императорских отличий.
Проживший жизнь в походах, Марк Аврелий изображен в тоге одежде римлянина.
Образ императора воплощение гражданственного идеала и гуманности. В его
задумчивом лице угадывается высокая интеллектуальная культура. В портрете Марка
Аврелия автор раскрыл настроение человека, который остро ощущает противоречия
окружающей действительности и стремится уйти от них в мир мечты и личных
переживаний. В этом образе обобщаются черты мировоззрения, характерные для всей
эпохи, когда в римском обществе все больше распространяются разочарования в
жизненных ценностях. Впервые в истории мирового искусства римские мастера
приблизились к пониманию сложности и противоречивости душевной жизни человека.
В их работах находит своеобразное выражение конфликт между личностью и
обществом, порожденный глубоким экономическим и социально-политическим
кризисом, в который вступает Римская империя в этот период. Постоянная смена императоров
сопровождалась ослаблением могущества государства. Особенно тяжелый и острый
период кризиса приходится на середину III в., когда Римская империя буквально
находилась на грани развала и гибели. Отражения грозных событий эпохи видны в
рельефах, украшающих римские саркофаги III в. На одном из них запечатлена сцена
битвы между римлянами и варварами. Фигуры сражающихся заполняют всю стенку
саркофага.
В это время решающую роль
в жизни Рима играет армия. Она становится единственной опорой императорской власти.
И как образцы этого времени в портретах появляются грубые и жестокие лица
властителей Рима, лишенные всякой идеализации.
В мраморном бюсте
императора Каракаллы (Неаполь, Национальный музей) нет спокойного величия и
сдержанности. Гневно сдвинуты брови, тяжелый, подозрительный взгляд исподлобья,
упрямо сжатые губы — все это заставляет почувствовать беспощадную жестокость и
капризную раздражительность Каракаллы. Это образ мрачного тирана.
III век н.э.
- эпоха расцвета римского портрета, всё более освобождающегося от традиций
прошлого. Возникают исполненные чрезвычайной энергии, властолюбия, грубой силы
образы людей, рождённые жестокой борьбой, захватившей в то время общество.
глубина психологической характеристики достигается теперь не детализацией пластической
формы, а, наоборот, лаконичностью, скупостью отбора наиболее важных
определяющих черт личности. Приверженность к бураву, врезающегося в мрамор,
рождает сложные светотеневые эффекты.
В портретах
второй половины III века воля к жизни исчезает, начинает доминировать
покорность судьбе - человек осознаёт себя слабым существом. "Время
человеческой жизни - миг, - писал Марк Аврелий, - её сущность - вечное течение;
ощущение смутно; строение всего тела - бренно; душа - неустойчива; судьба -
загадочна; слава - недостоверна".
В IV веке
появляются портреты, выполненные в различном стиле, и наряду с существованием
традиции римского реалистического портрета появляются грубость и упрощённость
или обобщённость образа. "Техника упрощена до крайности... Черты лица выработаны
глубокими, почти грубыми линиями с полным отказом от моделировки поверхности.
Лчность, как таковая, охарактеризована беспощадно с выделением самых важных
черт." (Вальдгауэр о портрете "солдатского" императора Филиппа
Араба). Новый стиль, по-новому достигаемая монументальная выразительность. В
общем стиле римского скульптурного портрета этого времени уже можно распознать
черты, которые получат полное развитие в средневековых скульптурных портретах
французских и германских соборов...
По мере того, как римское государство развивалось и богатело, росли и его эстетические запросы. Для прославления знаменитых ораторов, удачливых политиков и победоносных военачальников обычных бюстов оказалось недостаточно, и в моду вошли статуи выдающихся людей в полный рост. Такие статуи помещались на высоких пьедесталах в общественных местах, а поскольку изображавшийся человек непременно являлся официальным лицом, то скульптурный портрет изображал его одетым в почетное римское облачение – тогу. Статуя римлянина, закутанного в тогу, получила даже специальное название – «тогатус», а обычай изображать в таком виде дипломатов и полководцев сохранился в европейских странах до середины XIX в. Чтобы не ходить далеко за примером, можно вспомнить статуи Кутузова и Барклая-де-Толли перед Казанским собором в Петербурге. Забавно, что здесь полководцы одеты под тогами не в обычные для римлян туники (рубашки с рукавами до локтей), а в парадные мундиры с эполетами и орденами.
Скульпторы эпохи республики создавали не только портретные бюсты и статуи отдельных римлян, но и групповые портреты родственников, объединённые единой композицией. В большинстве случаев - это надгробные стелы.
Заключение
Каждый раз менялся
социальный адрес портретов, к разным слоям общества обращались скульпторы и заказчики:
то это защитники римской сенатской республики, то жители малоазийских и
греческих городов, на которые стремился опереться в своей борьбе с Римом
местный династ, то все население мировой римской державы, симпатии которой
хотели завоевать узурпаторы, 'солдатские императоры'. Остается неизменным лишь
то, что изображенные - смелые незаурядные личности, чьи дерзания в глазах их
современников получали героическую окраску. Их образы, запечатленные в мраморе
и бронзе, остались жить в веках.
Римское искусство
завершило большой период античной художественной культуры. В 395 г. Римская
империя распалась на Западную и Восточную. Разрушенный, разграбленный варварами
в IV—VII вв. Рим опустел. Но традиции римского искусства продолжали жить.
Художественные образы Древнего Рима вдохновлял мастеров Возрождения, к
героическому и суровому искусству Рима обращались крупнейшие мастера XVII—XIX
вв.
В портретных образах,
созданных римскими мастерами на протяжении I - IV вв., отразились эстетические
вкусы, идеалы римлян, особенности их мировоззрения. Роль римского портрета в
истории мирового искусства определяется его глубокой жизненной правдой,
утверждением реализма в изображении человека. Все дальнейшее развитие
портретной скульптуры во многом основано на творческом наследии римских
мастеров.
1. Сидоренко В. И. История стилей в
искусстве и костюме.- Ростов-на-Дону:Феникс, 2004.
2. Любимов Л. Искусство Древнего
мира: Кн. для чтения. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 1980.
3. Бритова Н.Н., Лосева Н.М, Сидорова
Н.А. Римский скульптурный портрет. - М.: Искусство, 1975 // Интернет-ресурс:
www.ancientrome.ru
4. Античное искусство .Скульптурный
портрет в Римской империи // Интернет-ресурс: www.antica.lt .
5. Янсон Х.В., Янсон Э.Ф. Основы
истории искусств // Интернет-ресурс: www.bibliotekar.ru
6. Княжицкий А., Хурумов С. Древний
мир. Мировая художественная культура. От первобытности до Рима //
Интернет-ресурс: www.school.edu.ru
7. Скульптурный портрет в Риме, 2004
// Интернет-ресурс: www.elib.org.ua