Античный театр, его устройство и основные элементы
Античный
театр, его устройство и основные элементы
Оглавление
Введение
1. Зарождение
античного театра
2. Архитектура театра
3. Организация театральных
представлений
Заключение
Список источников и литературы
Введение
История
античного театра ставит своей задачей рассмотреть, как зародился и развивался
театр у двух великих городов древности – греков и римлян. Греческий театр
достиг своего расцвета раньше римского. А падение западной римской империи в
конце пятого века повлекло за собой упадок всей античной культуры. История
греко-римской театральной культуры, основанная на документах и письменных
источниках, охватывает не менее чем целое тысячелетие (пятый век до нашей эры –
пятый век нашей эры). Античный театр – театральное искусство Древней Греции,
Древнего Рима, а также ряда стран Ближнего Востока, культура которых
развивалась под сильным греческим влиянием в эпоху эллинизма – период, начавшийся
в IV веке до н. э. и завершившийся в 30 годы до н. э. завоеванием этих стран
Римом.
Первые театральные
представления зародились ещё в глубокой древности, когда наши далёкие предки –
охотники и земледельцы собирались на игрища, на празднества, когда устраивали
обрядовые действа. Театр занимал особое место в жизни древних греков, он был
трибуной для широкого распространения новых мыслей, освещения наиболее
волновавших умы современников проблем. Велика была его общественная и
воспитательная роль. Хотя, как правило, сюжеты греческих трагедий происходили
из знакомых с детства мифов, это не означало, что спектакли были
незлободневными и не затрагивали животрепещущих вопросов. Ведь в уста
мифологических героев драматурги всегда вкладывали слова, касающиеся самых
острых проблем современности. Поэтому драматическая поэзия (все без исключения
трагедии и комедии в Греции писались стихами), смогла отодвинуть на второй план
другие литературные жанры и на целый век стать жанром господствующим.
1. Зарождение античного театра
Театр Древней Греции
У всех народов мира с
древних времён существуют праздники, связанные с ежегодными циклами умирания и
возрождения природы, со сбором урожая. Эти праздники, и дали жизнь драме и
театру Греции и Рима.
В основе древнегреческой
драматургии лежат мифы. В Пантеоне греческих богов важное место занимал Дионис,
или Вакх, бог растительности, плодородия, виноградарства и виноделия. Во время
шумных праздничных процессий в честь Диониса разыгрывались сценки из его жизни
на которых пели дифирамбы (хвалебные песни). Наряду с торжественными и
печальными, распевались веселые, а часто непристойные песни. Торжественная
часть праздника дала рождение трагедии, веселая и шутливая - комедии. Где игра
– там должны быть и правила игры. Они тоже формировались постепенно. И первым
важным правилом стало разделение на зрителей и актёров.
Расцвет
античного театра приходится на V в. до н. э. Именно в это время творили великие
поэты драматурги - Эсхил, Софокли Еврипид. Персонажи их трагедий - Эдип, Антигона,
Прометей - стали вечными образами мирового сценического искусства.
Римский
театр
По своему
культурному развитию римляне были гораздо ниже этрусков и греков. Через этрусков
они познакомились с греческой мифологией и драматургией. Развитие римского
театра началось в середине 3 века до н.э. Это было время, когда классический
период у греков был уже позади и достиг расцвета культуры эллинистского
периода. Развиваясь позже, чем Греция, Рим часто находил там ответы на многие
идеологические вопросы. Сценическое искусство Древнего Рима развивалось под
влиянием греческого театра и собственно римских народных представлений. На
праздниках в честь жатвы исполнялись фесценины - грубоватые сатирические песни.
Истоки
римского театра и драма восходит, как в Греции, к обрядовым играм, с богатым
карнавальным элементом. Таков, например, праздник Сатурналий[1]
– в честь италийского божества Сатурна. Особенностью этого праздника была
«переворачивание» привычных общественных отношений. Сатуры включали в себя
музыку, танцы, пение, драматические сценки бытового и комического содержания. В
Риме на праздниках сбора урожая пелись фесценнины – насмешливые песни, в
которых по мере того, как обострялась борьба между патрициями и плебеями, всё
более резко звучали актуальные темы, социальные мотивы. Где песни, где праздник
– там и танцы, поэтому античный театр в истоках своих нёс и высокую
пластическую культуру движения, жеста. Как и в Греции, обычно выступали два
полухория, которые обменивались шутками, подчас язвительного содержания. В них,
по свидетельству Горация, находила отражение и социальная борьба между
патрициями и плебеями. Еще одним видом ранних драматических представлений,
также комического характера, были ателланы. Участие в таких представлениях не
несло в себе в те времена никакого бесчестья для граждан, тогда как позже,
когда у римлян появилась литературная драма, актерская профессия стала
считаться постыдной. Именно маски ателланы стали одним из истоков итальянской
комедии дельарте. Каждая маска обозначала определённый тип личности. Всего было
четыре постоянных персонажа: Макк - обжора, дурак и простофиля (изображался
лысым, с крючковатым носом и ослиными ушами), Буккон - смышленый и болтливый
обжора (в маске подчёркивались отвислые губы и раздутые щёки), Папп - богатый,
скупой и глупый старик, и, наконец, Доссен - хитрый горбун, невежа и шарлатан.
Текст ателланы сочиняли походу действия участники спектакля, и только в I в. до
н. э. появились литературные обработки ателланы.[2]
На рубеже
новой эры наибольшим успехом в Риме пользовались комедии, написанные как
подражание греческим образцам, - паллиаты. Сам термин произошёл от названия
греческого широкого плаща - палия; в таких одеждах ходили герои этих
произведений. Действие пьес происходило в Греции и соответственно персонажи
были греками. Однако часто всё греческое - имена, названия городов и т. д. -
становилось просто декорацией: герои занимали должности, существовавшие в
Древнем Риме, упоминались римские монеты, а само поведение этих
"греков" скорее напоминало поведение римлян. Создателем паллиаты был
римский поэт Гней Невий, а расцвет жанра связан с именем Тита Макция Плавта. Своим
творчеством он заложил основы европейской комедии нового времени.
Древняя
Греция
Тип
театрального здания сложился в Греции под влиянием климатических условий и
рельефа (гористая страна). Зрители первых спектаклей рассаживались по склонам
холмов, внизу, на поляне, выступали актёры. Театр Диониса в Афинах, появившийся
в конце VI в. до н. э., располагался на южном склоне Акрополя. На склонах
холмов были устроены театры и в других городах — Мегаполисе и Эпидавре.
Первоначально
место для представлений устраивалось очень просто: хор со своими песнопениями и
плясками выступал на круглой утрамбованной площадке- орхестре (от глагола
орхеомай - "танцую"), вокруг которой и собирались зрители. Но по мере
того, как возрастало значение театрального искусства в общественной и
культурной жизни Греции и по мере усложнения драмы возникла необходимость в
усовершенствованиях. Холмистый ландшафт Греции подсказал наиболее рациональное
устройство сценической площадки и зрительских мест: орхестра стала
располагаться у подножия холма, а зрители размещались по склону. Все
древнегреческие театры были открытыми и вмещали огромное количество зрителей.
В V в. до н.
э. в Греции сложился устойчивый тип театрального сооружения, характерный для
всей эпохи античности. Театр имел три главные части: орхестру, театрон (места
для зрителей, от глагола теаомай - "смотрю") и скену (скенэ -
"палатка", позже деревянное или каменное строение). Размер театра
определялся диаметром орхестры (от 11 до 30 м). Скена располагалась по касательной к окружности орхестры. Передняя стена скены - проскений, имевший обычно вид
колоннады, изображал фасад храма или дворца. К скене примыкали два боковых
строения, которые назывались параскениями, которые служили местом для хранения
декораций и другого театрального имущества. Между скеной и местами для
зрителей, занимавшими несколько более половины круга, находились проходы, через
которые в театр до начала спектакля входили зрители, а затем вступали на
орхестру хор и актеры. Планировка греческого театра обеспечивала хорошую
слышимость. Кроме того, в некоторых театрах для усиления звука среди
зрительских мест размещались резонирующие сосуды. Занавеса в древнегреческом
театре не было, хотя возможно, что в некоторых пьесах какие-то части проскения
временно закрывались от зрителей.
Огромные
размеры театров привели к необходимости использовать маски. Черты лица актёра
зрители просто не смогли бы разглядеть. Каждая маска выражала определённое состояние
(ужас, веселье, спокойствие и т. д.), и в соответствии с сюжетом актёр в
течение спектакля менял собственные «лики». Маски были своеобразными крупными
планами персонажей и одновременно служили резонаторами - усиливали звучание
голосов. Маска меняла пропорции тела, поэтому исполнители вставали на котурны
(сандалии с толстыми подошвами), а под одежду надевали толщинки. Котурны делали
фигуру выше, а движения - значительнее. До сих пор в театре существует
выражение "на котурнах" - оно означает излишнюю величавость, даже
выспренность игры.
Ярко окрашенные
природными красителями ткани, из которых шили сложные костюмы, также укрупняли
и подчёркивали фигуру. Цвет одежды наделялся символическим значением. Цари
появлялись в длинных пурпурных плащах, царицы - в белых, с пурпурной полосой.
Чёрный цвет означал траур или несчастье. Короткая одежда полагалась вестникам.
Также символичны были атрибуты, например оливковые ветви в руках просящих.
Маски в комедиях были карикатурными или являлись шаржированными портретами
известных людей. Костюмы обычно подчеркивали непомерный живот, толстый зад.
Артистов хора иногда одевали в костюмы животных, например лягушек и птиц в
пьесах Аристофана. В древнегреческом театре использовали простейшие машины:
эккиклему (площадка на колёсах) и эорему. Последняя представляла собой
подъёмный механизм (что то вроде системы блоков), с помощью которого персонажи
(боги, напри мер) "взлетали под небеса" или опускались на землю.
Именно в греческом театре родилось знаменитое выражение "Бог из машины".
Позже этот термин стал означать немотивированную развязку, внешнее, не
подготовленное развитием действия разрешение конфликта как в трагедии, так и в
комедии.
Актёры в Древней Греции
считались людьми уважаемыми. Только свободнорожденный мужчина мог играть в
театре (они исполняли и женские роли). Сначала в спектаклях принимали участие
хор и только один актёр; Эсхил ввёл второго актера, Софокл - третьего. Один
исполнитель обычно играл несколько ролей. Актёры должны были не только хорошо
декламировать, но и петь, владеть отточенной, выразительной жестикуляцией. В
трагедии хор состоял из пятнадцати человек, а в комедии мог включать двадцать
четыре. Обычно хор не принимал участия в действии - он обобщал и комментировал
события. В комедиях Аристофана появилась и особая партия — парабаза, когда хор
снимал маски и от своего имени обращался к залу.
Искусство сцены,
родившееся в Древней Греции, стало основой европейского театра. Именно в ту далёкую
пору сформировались ведущие жанры драматургии, возник сам тип зрелища. На
пороге III тысячелетия лучшие театральные режиссёры всего мира обращаются к
древнегреческой драматургии, стремятся воссоздать формы античного театра, приспособив
их к требованиям современной сцены. [3]
Греческий
театр во многом отличался от современного. Во-первых, в Греции не было
постоянных трупп, да и профессиональные актеры появились не сразу.
Финансирование и организация театрального представления (литургии) были одной
из обязанностей (хорегия) наиболее богатых граждан. Во-вторых, само устройство
греческого театра было своеобразным и напоминало, скорее, современный стадион.
Появились театральные здания. Древние театры сооружались под открытым небом и
достигали огромных размеров. Так, театр Диониса в Афинах вмещал 17 тысяч
человек. И сейчас ещё сохранились античные театры, где устраиваются
представления.
Древний Рим
Долгое время
в Риме не существовало постоянных театральных зданий (вплоть до середины I в.
до н. э.) - сооружению его противился консервативный сенат. Для представления
обычно на форуме воздвигался деревянный помост высотой в половину человеческого
роста. На сценическую площадку вела узкая лесенка в 4-5 ступенек, по которой
актеры поднимались на сцену. В трагедии действие происходило перед дворцом. В
комедиях декорации почти всегда изображали городскую улицу с выходящими на нее
фасадами двух-трех домов, и действие развертывалось перед домом. Зрители сидели
на скамейках перед сценой. Но иногда сенат запрещал устраивать места в этих
временных театрах: сидеть на представлениях, по мнению сената, было признаком
изнеженности. Все построенное для театральных игр сооружение ломалось сразу же
после их окончания.
Римский театр
не был связан с культом божества, как в Греции, поэтому не имел того же
общественного значения. Актёры считались не уважаемыми, а презираемыми людьми.
Их набирали из числа рабов и вольноотпущенников и за плохое исполнение могли
побить. Представления давались в основном на общегосударственных праздниках,
Римских сентябрьских играх, Плебейских ноябрьских, Аполлоновых июльских играх,
во время Мегалесий - апрельских торжеств в честь великой матери богов Реи
Кибелы.
Важным
событием в театральной жизни Рима было появление первого постоянного театра,
построенного из камня. Этот театр был сооружен в 55 г до н. э. Гнеем Помпеем Великим и вмещал до 40 тысяч человек. В конце I в. до н. э. в Риме было
построено еще два каменных театра: театр Бальба и театр Марцелла. От последнего
до сих сохранились остатки наружной стены, разделенной на три этажа, что
соответствует трем внутренним ярусам[4].
Римский театр
отличался от греческого. Размеры орхестры уменьшились наполовину, она
превратилась в полукруг. Хора в римских пьесах не было, и места на орхестре
занимали знатные зрители. Проскениум был поднят на полтора метра над орхестрой,
а ширина его увеличилась до шести метров. Римский театр имел занавес; до начала
спектакля его опускали перед сценической площадкой. Римские театры в отличие от
греческих сооружали на ровном месте, и амфитеатр поддерживал мощный фундамент
со сводами.
3. Организация
театральных представлений
В повседневной жизни
греков много места занимали различные соревнования: состязались возницы
колесниц и всадники, раз в четыре года проходили спортивные Олимпиады.
Театральные представления тоже были организованы как соревнования — и авторов
пьес, и актёров. Спектакли игрались три раза в год: на Великие Дионисии (в
марте), Малые Дионисии (конец декабря — начало января) и Линей (конец января —
начало февраля). Трагические поэты представляли на суд зрителей и жюри три
трагедии и одну сатировскую драму; комические поэты выступали с отдельными
сочинениями. Обычно пьеса ставилась один раз, повторения были редкостью.[5]
Театр в Древней Греции
считался делом государственным, поэтому за организацию представлений отвечал
архонт — высшее должностное лицо города. Он давал разрешение на постановку
пьесы, по его распоряжению набирали хор. Все материальные расходы брал на себя
богатый горожанин — хорег, которого также назначал архонт. У каждого поэта был
«свой» хорег. На мраморных памятных досках выбивали не только имя
драматурга-победителя, но и имя хорега.
Как и в других областях
греческой культуры в театре непременно присутствовал агон (состязательность).
Театральные постановки шли три дня подряд, во время празднования Великих
Дионисий. Давали обязательно три трагедии и одну сатировскую драму, т.е.
комедию. В каждом представлении участвовали три драматурга, а зрители должны
были определить лучшую постановку, лучшего актера, лучшего хорега (организатора
представления). В заключительный день праздника победители получали награды[6].
В середине 4 века до нашей эры впервые появились актеры профессионалы, объединенные
в театральные сообщества, так называемые «синоды технитов», состоявшие из
свободнорожденных мужчин. Особенности комедий: правдоподобие, жизненность,
сатирический оттенок. Появлению драмы в Греции предшествовал длительный период,
на протяжении которого ведущее место занимали сначала эпос, а потом лирика.
Эпосу и лирике в свою очередь предшествовал фольклор.
В Риме представления
устраивались во время различных государственных праздников. Пьесы шли на
празднике патрициев-Римских играх, проводившихся в сентябре в честь Юпитера,
Юноны и Минервы; на празднике плебеев - Плебейских играх, происходивших в
ноябре; на Аполлоновых играх - в июле. Играли в постановках уже не любители, а
артисты-профессионалы. Их называли актерами или гистрионами. Римские актеры происходили
из среды вольноотпущенников или рабов и по сравнению с греческими занимали
гораздо более низкое общественное положение. Актеры объединялись в труппы во
главе с хозяином-антрепренером, который по договоренности с властями
организовывал театральное представление, где сам обычно играл главные роли. Все
женские роли исполнялись мужчинами, женщин в труппы не брали. Актеры-профессионалы,
выступавшие в трагедиях и комедиях в III-II в. до н. э., играли без масок.
Поэтому, в отличие от греков, римляне могли следить за мимикой актеров. Маски
использовались и раньше, но лишь в особых случаях - когда надо было, например,
обыграть мотив двойника в комедии. В масках также играли актеры-любители,
принадлежавшие к высшим слоям общества.
Заключение
Достигнув
больших идейных и художественных высот, античный театр заложил основы всего
последующего развития европейского театра. Можно смело утверждать, что театры
Древней Греции и Древнего Рима стали основой для последующего развития
театрального искусства, которое продолжается и в наши дни.
Наследие, оставленное
нам античностью в области литературы и искусства, огромно. Основные роды поэзии
- эпос, лирика и драма - возникли в Греции. Античная архитектура, скульптура,
литература и театр были предметом изучения и подражания и в последующие века.
Значение античного театра выходит далеко за хронологические рамки породившего
его общества. К примеру в эпоху Возрождения стали создаваться первые
литературные трагедии и комедии, образцами для них послужили пьесы античных
авторов. Но даже на протяжении XIX и XX вв. на европейских сценах шли античные
драмы.
До сих пор
многие удивляются, посещая Грецию, архитектуре древнегреческого театра. Его
громадности и грациозности. На сохранившихся древнегреческих сценах и в наше
время ставятся произведения древнегреческой драматургии.
Список
источников и литературы
1. Большая Советская Энциклопедия. 2-ое
издание, том 18.
2. Зелинский Ф.Ф. История античной
культуры. СПб., 1995.
3. Зелинский Ф.Ф. Древнегреческая
религия. Киев, 1993.
4. Ильинская Л.С. Античность: Краткий
энциклопедический справочник/ под ред. А.И. Немировского. – М.: Лабиринт, 1999.
5. История мировой культуры: Учеб
пособие/ науч. Ред. Г.В. Драч. – Ростов н/Д.: Феникс, 2000.
6. Культурология: Учеб. Пособие для
вузов/Под ред. Проф. А.Н. Марковой. – 3-е изд. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.
7. Куманецкий К. История культуры
древней Греции и Рима. М., 1990.
8. Соколов Г.И. Искусство древнего Рима.
М., 1971.
9. Тронский И.М. История античной
литературы. М., 1983.
10. История зарубежного театра, т 1.
11. Уколова В.И.,
Маринович Л.П. История
древнего мира. М., 2002.
[1] Каллистов
Д.П. Античный театр. Ленинградское отделение. Изд. «Искусство», 1970.
[2] Большая Советская
Энциклопедия. 2-ое издание, том 18, С.507-510.
[3] Ильинская Л.С.
Античность: Краткий энциклопедический справочник/ под ред. А.И. Немировского. –
М.: Лабиринт, 1999. С.368
[4] История мировой культуры:
Учеб пособие/ науч. Ред. Г. В. Драч. – Ростов н/Д.: Феникс, 2000. С.512
[5]
История зарубежного театра, т 1 , С.14.