Художественная керамика
Народные
художественные промыслы занимают видное место в отечественном
декоративно-прикладном искусстве. Искусство народных художественных промыслов
предстает перед нами как сложное, богатое по декоративным возможностям,
глубокое по идейно-образному содержанию явление современной культуры. Во многих
районах нашей страны сохранилось традиционное, основанное на ручном труде и
пришедшее от дедов и прадедов народное декоративно- прикладное искусство и
народные художественные промыслы. Происхождение народных промыслов различно.
Одни берут свое начало в крестьянском бытовом искусстве, связанном с
натуральным хозяйством и изготовлением как повседневных, обиходных, так и
праздничных нарядных бытовых предметов для себя и своей семьи. Так, например,
ручное узорное ткачество, вышивка, которыми владели с детских лет крестьянки,
выполняя одежду, полотенца, столешники и т.д., стали основой для
сформировавшихся впоследствии многих оригинальных ткацких и вышивальных
промыслов. Другие промыслы происходят от деревенских ремесел. Например, многие
виды гончарства, плотницкая резьба, набойка на тканях издавна были областью
деятельности местных мастеров-ремесленников. С течением времени,
распространяясь в отдельных центрах, а нередко охватывая целые районы, они
превращались в промыслы. Некоторым промыслам предшествовали «светелки» - работа
в помещичьих мастерских (например, мастерская белая гладь). Иные родились из
городского ремесла. Например, холмогорская резьба по кости или великоустюжское
черневое серебро связаны с искусством городских ремесленников, с
привилегированным заказчиком, чей вкус влиял на содержание и характер
назначения изделий. Древнерусская иконопись, европейская станковая живопись и
графика стали основой искусства русской лаковой миниатюры. Каждому творческому
коллективу оказалось под силу создать свою художественную систему, свой
образный язык, свою школу мастерства, которые приобрели значение традиции. О
русском народном искусстве, включая и промыслы, существует довольно обширная
литература, посвященная как общим вопросам, так и отдельным
частным проблемам их развития. Произведения искусства народных художественных
промыслов собираются музеями.
Художественная керамика
Керамика - это все разновидности изделий,
выполненные из глины.
Терракота имеет светлый красно-коричневый цвет
обожженной глины, которую не покрывают глазурью.
Майолика имеет естественный цвет обожженной
глины и пористый черепок. Ее покрывают глазурью и цветной эмалью.
Фаянс в отличие от майолики имеет более
тонкий черепок, в основном белого цвета, а его пористость компенсируется
прозрачными глазурями.
Фарфор - наиболее совершенный вид керамики.
Его свойства: белизна, прочность, стойкость к агрессивным средам.
Географические
центры художественной керамики
Россия
o Гжель (Московская обл.). Это самый крупный
и известный в России керамический промысел. Возник в 17 веке. Продукция: разные
виды керамики, в т. ч. фарфор. Основное изделие: посуда (больше всего чашки и
чайники). Сюжетный рисунок: цветы, птицы, деревья, архитектурные сооружения. В
росписи преобладает синий и золотой цвета на белом фоне.
o Скопин (Рязанская обл.). Фигурная посуда,
например, в виде рыб, льва, птиц и игрушка в виде разных животных, в т. ч.
полуфантастических. Основная палитра глазури: коричневая, зеленая и желтая.
o Село Дымково (Кировская обл.). Глиняная игрушка в
форме свистулек. Материал: красная глина. Основные цвета: красный, желтый,
зеленый, синий, медный. Фон: белый. Свистульки изготавливают в виде разных
зверей.
o Город Каргополь (Архангельская обл.). Глиняная
игрушка в виде фигур зверей, разных сказочных персонажей, деревенских жителей.
Чаще других вылепляют фигурки медведей, оленей, собак (ведь Каргополь
расположен на севере Русской равнины недалеко от тундры!). Цвета: синий,
коричневый, зеленый, красный. Особенность: лепка несколько примитивная,
упрощенная, фигурки людей приземистые.
o Деревня Филимоново (Тульская обл.). Глиняная игрушка.
Фигурки животных и людей. Сюжеты: деревенский и городской быт, сказочные
образы. В росписи присутствуют геометрические элементы: треугольники, кружки и
точки. Основные цвета: красно-розовый, зеленый и желтый, фон бело-серый.
o Аул Балхар (Дагестан). Гончарная посуда, в
основном - кувшины и мелкая пластика. Рисунок: растительные и геометрические
формы.
Кувшины копируют античные изделия. Пластика - это в основном одиночные фигуры
животных, выступающие не как игрушки, а как скульптурная композиция.
Особенность: изделия не покрывают глазурью. Поверхность изделий - матовая с
красноватым оттенком.
Украина
Бытовая посуда с крупным
растительным орнаментом и яркой цветной глазурью - ведущее направление
украинской керамики. Другой характерный её вид - декоративная скульптура,
украшенная лепными деталями.
o Продукция: разнообразная посуда,
игрушки и декоративные фигуры зверей, особенно львов. Фон: красный и белый.
o Город Васильев (Киевская обл.).
o Продукция: вазы, тарелки, кашпо.
Основные цвета: золотисто - коричневый и изумрудно - зеленый. Особенность:
небольшой рельеф на гладкой поверхности.
o Село Косово (Ивано-Франковская обл.). Проживают
гуцулы (смесь украинцев и молдаван).
o Продукция: квасные и молочные кружки,
подсвечники, вазы. Рисунок: разные растения. Основной цвет: желто-зеленый.
Особенность: заглубленный по контуру рисунок.
Молдавия
В основном керамическая
посуда красного, черного, серого цветов. Геометризованный орнамент. Лепной
рельеф. Рисунок: природные узоры.
Белоруссия
В Белоруссии
изготавливают керамическую посуду, а также игрушки из глины, чаще в форме
свистулек. Цвета: темно-зеленый, белый, желтый. Основной центр - город
Ивенец.
Латвия
Керамику (кувшины, миски,
горшки, подсвечники, вазы) изготавливают в основном в юго-восточной части
страны (Латгалия). Цвета: зеленый, желтый, коричневый.
Литва
Разнообразная гамма
продукции из керамики (посуда, игрушки, скульптура). Формы строгие, без всяких
украшений. Цвет - коричневый.
Эстония
Изделия выполнены в
лаконичной форме и без какого-либо декора. Особенность: трещиноватая структура
глазури.
Грузия
Сосуды для вина, зерна и
муки, чаши, кувшины, тарелки. Без глазури. Рельеф на сосудах в виде горного
козла или барана. Геометрический рисунок - ромб, крест, круг. Фон:
темно-коричневый, черный. Орнамент бирюзовый, желтый, серо-голубой.
Армения
Сосуды для воды, теста,
сыра, масла, соли больших размеров. Особенность: ленточный узор и рельеф чаще
всего в виде женской головы. Цвет: коричневый. Глазурь отсутствует.
Таджикистан
Узбекистан
Развито искусство
поливной керамики (Хорезм. Бухара. Фергана. Самарканд. Ташауз. Риштан)
Цвета: зеленый, коричневый, черный на голубом фоне.
У жителей нашей страны, а
также у гостей и туристов очень ценится художественная керамика. Изделия
из обожженной глины представляют широко распространенный и очень древний вид
народного ремесла. В нем используют легко доступный природный материал.
Различного назначения посуда - кувшины, миски, тарелки, фляги, горшки, а также
игрушки являются наиболее типичными изделиями народного производства.
Понятие «художественная
керамика» включает все разновидности изделий, выполняемых из глины. В
зависимости от основного исходного сырья и дополнительных компонентов получают
терракоту, майолику, фаянс, фарфор, имеющие отличия по внешнему виду и по
способам декорирования. Терракота имеет светлый красно-коричневый цвет
обожженной глины, которую не покрывают глазурями. Она легко воспринимает влагу,
поэтому применяется в основном для декоративных изделий.
Майолика имеет
естественный цвет обожженной глины и пористый черепок. Для использования
майоликовых изделий в утилитарных целях их поверхность покрывают глазурями и
цветными эмалями, что позволяет сделать черепок водонепроницаемым.
Декорирование майолики обогащается нанесением ангоба-беложгущейся глины в виде
очень тонкого слоя. На его фоне глазури и цветные эмали приобретают повышенную
звучность. Это недорогой вид художественной керамики.
Фаянс в отличие от
майолики имеет более тонкий черепок, преимущественно белого цвета, а его
пористость в значительной степени ликвидируется прозрачными глазурями. Фарфор
представляет собой наиболее совершенный вид художественной керамики. Белизна,
механическая прочность, стойкость к химическому и температурному воздействию
обеспечили широкие возможности применения в производстве изделий технического
назначения, посуды, скульптуры и других художественных произведений. Каолин,
глина, полевой шпат, кварц - непременные компоненты сырьевой массы - дают в
результате обжига тонкий, прозрачный черепок. Ювелирная проработка
конструктивных и декоративных деталей в сочетании с изысканной росписью ставит
фарфоровые изделия в один ряд с наиболее ценными произведениями
декоративно-прикладного искусства.
Способы изготовления
художественной керамики в истории развития этих изделий претерпели некоторые
изменения. Ручная лепка сосудов сохранилась в некоторых районах нашей страны до
сих пор. Но стремление усовершенствовать труд и добиться идеально собранной
формы сосуда привело к использованию гончарного станка с кругом, на котором
вытягивается из куска сырой глины подчиненный принципу симметрии предмет.
Последующие изменения в гончарном станке касались переходов от вращения круга
рукой к ножному приводу, а затем и к электромеханическому движению. Принцип его
работы сохранился до настоящего времени.
На современном производстве
гончарный станок заметно вытеснен литьем в гипсовые разъемные формы. Жидкую
глиняную массу - шликер - заливают в форму, влага впитывается гипсом, а на
стенках формы как бы отпечатывается будущий сосуд. Излишки шликера
заблаговременно выливают, оставляя лишь небольшой слой массы. Полученный
полуфабрикат проходит дополнительную подработку: прикрепление ручки и носика,
если это чайник; зачистка швов от литья; декорирование процарапыванием;
заглаживание поверхности - лощение и т.д. Все эти операции выполняют по сырому
черепку. По завершении их изделие подсушивают. Потом художественная керамика
проходит обжиг.
В декорировании этих
изделий чаще всего используют роспись. Этот вид украшения имеет разнообразные
приемы. Декорирование ангобами - тонкорастертой белой или с примесью красителей
жидкой глины - связано как с покрытием поверхности целиком или частично, так и
с нанесением узора на необожженный сосуд пипеткой, рожком или грушей. Ангоб при
этом впитывается в черепок не полностью, сохраняя рельефность орнамента
художественной керамики. В число декорирующих материалов входят прозрачные
(бесцветные и цветные) и непрозрачные глазури. Для народных гончарных изделий
характерно своеобразное применение прозрачных глазурей в виде частичного
покрытия изделия, что создает игру матовой и блестящей поверхности.
Свободные поливы цветными
непрозрачными глазурями - эмалями - издавна использовались для создания
живописных эффектов. Основной цвет черепка был прикрыт эмалями, в то время как
прозрачные бесцветные глазури подчеркивали естественный цвет глины.
Глазурованные изделия с росписью обжигают, как правило, в два-три приема.
Первый, утильный обжиг придает изделию прочность, обеспечивает твердость
черепка. Второй обжиг проводят как окончательный, закрепляющий роспись и глазурь
(при подглазурной росписи). Если же выполняют надглазурную роспись, то обжиг
делают трижды (утильный, поливной и закрепляющий надглазурные краски).
Подглазурная роспись требует более высокой температуры обжига, поэтому ее
палитра более сдержанна. В надглазурной росписи цветовой спектр шире, так как
температура обжига художественной керамики не превышает 700 °С.
Некоторым особняком в
данном искусстве стоят центры, где создают глиняную игрушку. Ее лепят вручную и
расписывают свободно, сочиняя каждый раз новые варианты. Во многих центрах
роспись производится клеевыми красками и связана с технологией, не требующей
обжига (подсушивание и обжиг полуфабриката не исключены). Лишь в отдельных
промыслах игрушку выполняют параллельно с посудой, по той же технологии с
глазурованием и обжигом Данные виды художественной керамики можно встретить во
многих областях России. В центрах народного искусства, имеющих глубокие
исторические традиции, игрушка сохраняет мотивы и образы, которые связаны с
культовыми обрядами, олицетворяют силы природы. Поэтому в них повторяются
изображения женской фигуры (образ матери-природы), коня, оленя, птицы. Будучи
символами важных для человека явлений, скульптурные изображения имеют
обобщенный полуфантастический характер.
Оставаясь внешне архаичной
и подчас весьма примитивной по форме, глиняная игрушка претерпевала изменения,
отражала новые явления реальной жизни. Так, в XIX в. в ряде промыслов
изготовления игрушки появились изображения людей - представителей разных
социальных слоев общества: крестьян, горожан, солдат, барынь. В работах
современных мастеров наряду с изображением одинарных символических фигур все
чаще встречаются многофигурные композиции с изображением жанровых сцен. В силу
исторических особенностей центры данного производства у каждого народа
развивались по-своему. На этой основе отрабатывалась и закреплялась технология
изготовления изделий, ставшая частью художественной традиции, которая
характеризует своеобразие искусства художественной керамики в каждом регионе
нашей страны.