Связь религии и архитектуры в культуре древней Греции
Московский
архитектурный институт
Реферат
Связь религии
и архитектуры в культуре древней Греции
План
Введение
1. Особенность древнегреческой религии
2. Появление философии как понятия. Пифагор
3. Пропорции и «Золотое сечение»
4. Связь архитектуры и философии
Заключение
Введение
Классическая философия
родилась в эпоху высшего расцвета греческой культуры как попытка постижения
окружающего мира, понимания смысла и законов вселенной. Истоки греческой
философии мы можем обнаружить в Египте и Малой Азии, куда путешествовали греки
не только в поисках наживы, но и за сокровенными знаниями более древних
цивилизаций.
Основные философские идеи
и принципы были высказаны греческими философами. Новые времена вряд ли добавили
что-то новое. Между тем философ Древней Греции имел существенное отличие от
своих будущих коллег. Он не просто говорил о жизни, он жил так как он говорил.
Его философия была не столько в его книгах, сколько в его реальной жизни. Если
приходилось страдать за свои убеждения, древнегреческий философ страдал и
умирал.
В то время философия не
была достоянием библиотечных полок, правители государств считали за честь быть
философами.
1. Особенность
древнегреческой религии
Чтобы образы выражали
идею не условно, а непосредственно, для этого идее необходимо быть полной и
ясной для художника и архитектора. Но как идеи первобытных обществ состоят из
тёмных предощущений и смутных предчувствий, так и их идеи, естественно, должны
состоять из одних намёков, иносказаний и символов. В Греции искусство
отрешилось от символизма. Его образы облеклись в простоту и истину,
составляющих высочайший идеал красоты.
Искусство никогда не
развивается независимо: напротив его развитие всегда бывает связано с другими
сферами сознания. В эпоху первобытных и молодых народов архитектура, как вид
искусства, всегда, в большей или меньшей степени, являлась выражением
религиозных идей. А в эпоху развития античного общества – выражением философских
понятий.
Боги Греции похожи на
людей, образ человеческий возвышен, по сравнению с другими народами, его
назначение выражать красоту и гармонию.
Греческая культура
облагородила и просветила чувства человека, которые до этого были дикими и
жестокими. Появились понятия чести и достоинства.
Да, выдающиеся греческие
постройки – это в большинстве своём храмы, посвящённые богам. Но греческие
философы, в большинстве своём, отрицали олимпийских богов. Отрицали почему? Эти
боги были наделены характерами и пороками человека. Философов не устраивало
отсутствие идеалов, под вопрос попадало многобожие, а для древнего мира это
признак передовой философской идеи. Строители Парфенона или Эрехтеона не были
прямыми последователями Пифагора, Сократа или Платона. Здесь можно говорить об
общей культуре Греции. Ведь в основу греческой архитектуры легли понятия
гармонии, эстетической красоты, чувство пропорций и знание математики.
2. Появление философии
как понятия. Пифагор
Одним из самых
влиятельных философов древней Греции был Пифагор. Я остановил свое внимание на
этом философе потому, что он был математиком, а математика имеет
непосредственное отражение в греческой архитектуре. Более тридцати лет он
обучался сначала в Греции, потом в Египте, а затем в Вавилоне и познал,
наверное, все, что было возможно в те времена знать о вселенной и человеке. Он
был сведущ во всех науках, он был высоким жрецом, Иерофантом, посвященным во
многие мистерии. Легенда о том, что он был сыном Аполлона, была широко известна
и что не вызывала у современников никаких сомнений - столь велик и прекрасен
был этот человек, столь высоким и непоколебимым был его авторитет, хотя он и не
занимал важных государственных постов. Его приглашали как мудрого советника в
общественных делах, его ждали в храмах как великого жреца, но вместо того,
чтобы наслаждаться почетом и славой, он уехал на побережье Италии, в Кротон,
где основал первую в истории философскую школу.
Почему же появилась такая
школа? В VI в. до н. э. Греция переживала переломный момент, ее жизнь круто и
быстро менялась. Города-государства расширялись, завоевывая себе жизненное
пространство, менялся уклад жизни, людей все больше заботили прибыль от
торговли и увеличение количества рабов, они начинали привыкать к роскоши и
богатству. Частые междоусобные войны держали всех в постоянном напряжении,
приучая людей жить сиюминутными интересами. Религия к тому времени утратила
свое значение, очеловеченные боги, наделенные обычными нашими недостатками, с
их печалями и радостями, ссорами и примирениями, вспышками страстей и эмоций
опустились столь низко, что потеряли свою роль оплотов мирового порядка и
проводников высших законов и принципов. Идущие из глубины веков Мистерии,
хранители мудрости и знаний, в основном закрылись и были доступны лишь для
немногих избранных. В такой ситуации требовалось что-то новое, что было бы
понятно простому человеку и в то же время могло возвысить его, стать надежной
опорой в жизни и преградой для внутренней растерянности и пустоты. И так
родилась философия. Слово это ввел в употребление Пифагор, который назвал себя
не софос - «мудрым», а фило-софос - «любящим мудрость». Это было проявлением
скромности, исходящей из высшей мудрости, которой чуждо самолюбование; позже
благодаря Сократу слово стало нарицательным и приобрело новый оттенок. Философ
- это человек, который сознает, что не обладает высшей мудростью, но любит ее
всем сердцем и поэтому искренне и чисто ищет ее во всем, что его окружает.
Мудрость необъятна, она охватывает все сущее, от атома до вселенной, и стремление
к мудрости - это стремление познать саму жизнь во всех ее проявлениях и
аспектах, осознать свое место в ней и, как закономерное следствие, желание
наилучшим образом распорядиться своей судьбой и выполнить свою жизненную
миссию.
Самим соединением этих
двух слов - «любовь» и «мудрость» - Пифагор открыл людям великое знание: начало
начал надо искать не столько в мудрости (тем более что древняя мудрость была к
тому времени почти утрачена), сколько в любви, и в том числе любви к мудрости.
Намного важнее самих знаний то, что направляет нас к ним, - а это любовь,
любовь не к самому себе как к некоему сосуду, наполненному и пополняемому
знаниями, а к тому, кого или что мы хотим познать, - к человеку, природе,
вселенной.
Философия стала
краеугольным камнем обучения в Пифагорейской школе. Здесь изучали самые
разнообразные науки: математику, геометрию, астрономию, музыку и многое другое;
старшие ученики занимались также практическими вопросами: экономикой,
политикой, медициной. Но одновременно с этим пифагорейцы постигали главное -
Любовь с большой буквы, любовь ко всему сущему. А так как любви нельзя научить
- ей можно только научиться, слой за слоем снимая с себя покровы черствости и
эгоизма, - то этот процесс длился многие годы.
Занятия проводил сам
Пифагор или его ближайшие ученики, математикам давалась целостная картина мира,
раскрывалось устройство природы и человека. Изучая науку о числах и
геометрических фигурах, а также астрономию, они познавали основные принципы и
законы мироздания; занимаясь музыкой, они постигали гармонию вселенной и
человеческой души. Еще в глубокой древности человеком было обнаружено, что все
явления в природе связаны друг с другом, что все пребывает в непрерывном
движении, изменении, и, будучи выражено числом, обнаруживает удивительные
закономерности.
В Древней Греции эпохи
классики возник ряд учений о гармонии. И наиболее глубокий след в мировой
культуре оставило Пифагорейское учение. Последователи Пифагора представляли
мир, вселенную, космос, природу и человека как единое целое, где все
взаимосвязано и находится в гармонических отношениях. Гармония здесь выступает
как начало порядка - упорядочивания хаоса. Гармония присуща природе и
искусству: "Одни и те же законы существуют для музыкальных ладов и
планет". Пифагорейцы и их последователи всему сущему в мире искали
числовое выражение. Ими было обнаружено; что математические пропорции лежат в
основе музыки (отношение длины струны к высоте тона, отношения между
интервалами, соотношение звуков в аккордах, дающих гармоническое звучание). Пифагорейцы
пытались математически обосновать идею единства мира, утверждали, что в основе
мироздания лежат симметричные геометрические формы. Пифагорейцы искали
математическое обоснование красоте. Они исследовали пропорции человеческого
тела и утвердили математический канон красоты. Все классическое искусство
Греции носит печать пифагорейского учения о пропорциях. Его влияние испытали на
себе ученые средневековья, наука и искусство эпохи Возрождения, Нового времени
вплоть до наших дней. Вслед за пифагорейцами средневековый ученый Августин
назвал красоту "числовым равенством". Философ-схоласт Бонавентура
писал: "Красоты и наслаждения нет без пропорциональности,
пропорциональность же прежде всего существует в числах. Необходимо, чтобы все
поддавалось счислению". Об использовании пропорции в искусстве Леонардо да
Винчи писал в своем трактате о живописи: "Живописец воплощает в форме
пропорции те же таящиеся в природе закономерности, которые в форме числового
закона познает ученый".
Таким
образом, пропорциональность, соразмерность частей целого является важнейшим
условием гармонии целого и может быть выражена математически посредством
пропорций.
Пропорция
означает равенство двух или нескольких отношений. Существует несколько видов
пропорциональности:
§
математическая,
§
гармоническая,
§
геометрическая и
др.
3. Пропорции и
«Золотое сечение»
На сухом языке математики
Золотое сечение — это такое пропорциональное деление отрезка на неравные части,
при котором весь отрезок так относится к большей части, как сама большая часть
относится к меньшей.
Отношение большей части
отрезка к меньшей в золотом сечении принято обозначать греческой буквой «фи» в
честь древнегреческого скульптора Фидия, жившего в V в. до н. э.; «фи»
приблизительно равно 1,618…
Что же такого замечательного
скрыто в этой пропорции, что она занимает умы людей уже много веков?
В Золотой пропорции и
связанном с ней числе «фи» кроются удивительные математические закономерности,
но самое главное — считается, что формы, основанные на золотом сечении, наиболее
привлекательны с эстетической точки зрения и поэтому с давних пор используются
художниками, архитекторами.
Есть предположение, что
Пифагор свое знание золотого деления позаимствовал у египтян и вавилонян.
Действительно, пропорции пирамиды Хеопса, храмов, барельефов, предметов быта и
украшений из гробницы Тутанхамона свидетельствуют, что египетские мастера
пользовались соотношениями золотого деления при их создании.
В дошедшей до нас
античной литературе Золотое сечение впервые упоминается в «Началах» Евклида. Во
2-й книге «Начал» Евклид строит золотое сечение, а в дальнейшем применяет его
для построения некоторых правильных многоугольников и многогранников.
Важнейшими центрами
деятельности художников, скульпторов, архитекторов были Северный Пелопоннес,
Афины и греческий Запад. Героический характер и повышение внимания к
человеку-гражданину, создавшему мир, где он свободен и где уважается его
достоинство, отличает греческое искусство. Оно освобождается от тех жестких
рамок, которые сковывали его в эпоху архаики, это время поисков нового и в силу
этого время интенсивного развития различных школ и направлений, создания
разнородных произведений. В архитектуре оформляется классический тип периптерального
храма и его скульптурного декора.
Этапными в развитии
раннеклассической архитектуры и скульптуры стали такие сооружения, как
сокровищница афинян в Дельфах, храм Афины Афайи на о. Эгина, храм в Селинунте и
храм Зевса в Олимпии. Архаическое искусство создало совершенные в своей
законченности, но условные произведения искусства. Мастер поры ранней классики
сделал первый шаг по пути к большому реализму, к изображению личности, и
естественно, что этот процесс начался с решения более легкой задачи - передачи
движения человеческого тела в скульптуре и улучшение пропорций в архитектуре.
На долю высокой классики выпала сложная задача - передать движения души.
Искусство высокой
классики - явное продолжение того, что возникло ранее, но есть одна область,
где в это время рождается принципиально новое, - урбанистика. Хотя накопление
опыта и некоторых эмпирически найденных принципов градостроительства было
результатом создания новых городов в период Великой колонизации, именно на
время высокой классики приходится теоретическое обобщение этого опыта, создание
цельной концепции и осуществление ее на практике. Рождение градостроительства
как теоретической и практической дисциплины, соединявшей в себе художественные
и утилитарные цели, связано с именем Гипподама Милетского. Две основные черты
характеризуют его схему: регулярность плана города, в котором улицы
пересекаются под прямым углом, создавая систему прямоугольных кварталов, и
зонирование, т. е. четкое выделение различных по функциональному назначению
районов города.
Ведущим типом зданий
по-прежнему оставался храм. Храмы дорического ордера активно строятся на
греческом Западе: несколько храмов в Агригенте, среди которых выделяется так
называемый храм Конкордии (в действительности - Геры Аргейи), считающийся лучшим
из дорийских храмов в Италии. Однако масштабы строительства зданий
общественного назначения в Афинах далеко превосходят все то, что мы наблюдаем в
других частях Греции. Сознательная и целенаправленная политика афинской
демократии, возглавляемой Периклом, - превратить Афины не только в самый
могучий, но и самый культурный и прекрасный полис Эллады, сделать родной город
средоточием всего лучшего, что есть в мире, - находила практическое воплощение
и в широкой строительной программе.
Архитектура высокой классики
характеризуется поразительной соразмерностью, сочетающейся с праздничной
монументальностью. Продолжая традиции предшествующего времени, архитекторы
вместе с тем не следовали рабски канонам, они смело искали новые средства,
усиливающие выразительность создаваемых ими сооружений, наиболее полно
отражающие заложенные в них идеи. При строительстве Парфенона, в частности,
Иктин и Калликрат смело пошли на соединение в одном здании черт дорического и
ионического ордера: снаружи Парфенон представляет типичный дорический периптер,
но украшает его характерный для ионийского ордера сплошной скульптурный фриз.
Соединение дорики и ионики применено и в Пропилеях. Чрезвычайно своеобразен
Эрехтейон - единственный в греческой архитектуре храм с абсолютно асимметричным
планом. Оригинально и решение одного из его портиков, где колонны заменены
шестью фигурами девушек-кариатид.
4. Связь архитектуры и
философии
Архитектура Древней
Греции тесно связана с философией, ибо в ее основе и в основе древнегреческого
искусства лежали представления о силе и красоте человека, находившегося в
тесном единстве и гармоническом равновесии с окружающей природной и социальной
средой, а поскольку в античной Греции получила большое развитие общественная
жизнь, то архитектура и искусство носили ярко выраженный социальный характер. Классическая
греческая архитектура создала ордер; в этом главная её заслуга. Чтобы понять
значение архитектурного ордера, достаточно вспомнить, что он господствует в
архитектуре вплоть до наших дней. Ордер – это известный условный порядок в
расположении архитектурных частей. Он состоит в основном из ступенчатого
постамента, колонн и антамблемента с покрытием. Дорический стиль наиболее
простой, лаконичный по своей форме. Главные отличительные особенности этого
ордера — строгость и простота.
Ионический стиль сложнее
и насчитывает больше деталей. Главные черты ионического стиля — легкость
пропорций, большая дифференцированность форм, изящество и относительная
декоративность. Помимо двух основных стилей древнегреческая архитектура
разработала еще третий — коринфский.
Коринфский стиль еще
легче ионического и должен рассматриваться как вторичное образование, возникшее
на почве ионической архитектуры. В наиболее четко выраженном виде ордерная
система выступает в храмах. Древнегреческие храмы отличались небольшими
размерами по сравнению с древнеегипетскими и были соразмерны человеку.
Богослужения происходили вне стен храма, который считался домом богов. В плане
храмы представляли прямоугольник, окруженный по периметру колоннами, с
двускатной крышей. Вход был украшен треугольным фронтоном. В центре храма
помещалась статуя того божества, которому был посвящен храм. Композиция
греческих храмов различна.
Исключительное значение
для последующего развития мировой архитектуры имеют принципы
архитектурно-планировочных решений Греции, выраженные наиболее полно в
ансамблях. Так, в ансамбле Афинского акрополя асимметрия сочетается с
гармоническим равновесием масс, продумано взаимодействие отдельных сооружений
между собой и учтена последовательность в восприятии зданий снаружи и внутри
комплекса, зодчими продумана тесная связь этого архитектурного сооружения с
окружающим ландшафтом. Афинский акрополь («верхний город») — природная скала
удлиненной формы с плоской вершиной. Ее размеры — около 300 м по длине и 130 м по ширине. В основу ансамбля заложены два последовательно проводимых принципа,
которым следовала древнегреческая архитектура: гармоническое равновесие масс и
восприятие архитектуры в процессе постепенной, «динамической» ее развертки.
Греческие зодчие уделяли исключительное внимание природным условиям и
стремились всегда обдуманно и с наибольшим художественным результатом вводить
свои сооружения в окружающий пейзаж. "Жемчужиной" акрополя является
храм Парфенон, центральное сооружение ансамбля. Это большой периптер (8х17
колонн с высотой 10,5м). Созданию впечатления гармонии и величавой красоты
способствует активное применение скульптуры и снаружи, и внутри храма. Именно
поэтому Парфенон является одним из ярчайших образцов в мировой архитектуре
подлинного и глубокого синтеза искусств. Работая над курсовой работой, по
истории архитектуры я исследовал план Парфенона и пришёл к выводу, что он
построен с использованием пропорции золотого сечения, но ещё более интересным
оказалось то, что отношение ширины и длины этого храма, подобны ширине и длине
участка акрополя.
Помимо храмов греческие
зодчие возводили много других архитектурных сооружений общественного характера:
стадионы, палестры (зал для гимнастических упражнений), жилые дома, театры
(одеоны). Театры в Греции располагались на склонах холмов. Поперек склона
делались подмостки для зрителей, внизу перед ними возводили сценическую
площадку для выступлений хора — «орхестру», а актеры находились на эстраде,
«скене». Самый большой театр вмещал до 25 тыс. зрителей.
Заключение
Греческие философы искали
истину в душе человека. Греческие зодчие искали красоту в камне. Их объединило
стремление к прекрасному.
Они достигли таких
больших успехов, что их философские учения широко изучаются в современных
учебных заведениях, а ордерная система остаётся эталоном в современной
архитектуре. Они открыто говорили о том, что счастье и красота, заключаются не
в богатстве и пышности, а в достоинстве и сдержанности. Их достижения – знания
человечества, о которых нужно знать и помнить.
Список литературы
1. «Искусство» изд. «Просвещение», 1986; составители: М. В.
Алпатов, Н. Н. Ростовцев.
2. Философия: Учебник. Пол ред. В. Д. Губина.
4. Казимеж Куманецкий, «История культуры Древней Греции и
Рима», М., "Высшая школа", 1990.
5. Н. И. Брунов «Греция» изд. Всесоюзной Академии
архитектуры, 1935г.