Расцвет русской культуры в 18 в.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Вступление. Особенность развития русской культуры в 18
в.
2. Основная часть
2.1 Просвещение и наука
2.2 Литература. Театр
2.3 Трансформация придворного быта
2.4 Живопись и архитектура
3. Заключение
1. ВСТУПЛЕНИЕ. Особенность развития
русской культуры в XVIII в.
18 век – время крупных
перемен. Многовековой процесс развития русской культуры вступает в новую стадию
своего развития. Культура развивается под большим влиянием тех изменений,
которые происходили в жизни народа, в социально-экономической сфере, в области
культуры и быта. Большое воздействие оказало на нее появление
капиталистического уклада в экономике страны. Преодолевается локальность и
сословная ограниченность, происходит формирование национальной культуры.
Определяющим становится именно светское направление: создается светское
просвещение, многовековой процесс накопления знаний вступает в завершающую
стадия: превращение в науку; складывается новый, близкий к разговорному
литературный язык, появляется национальная русская литература, увеличивается
число печатных изданий; создаются шедевры церковного зодчества, в которых четко
прослеживаются элементы гражданской архитектуры; развивается живопись,
скульптура. Важным является то, что во второй половине 18 века формируется
просветительская мысль, и идеи просвещения глубоко проникают во все сферы культурного
процесса.
2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
2.1 Просвещение и наука
Настойчивая потребность в
специалистах, которых церковная школа дать не могла, приводит к созданию
светского образования. Петр I
заставил российское дворянство учиться. И это его величайшее достижение. Первыми
появляются школы начального обучения. Прежде всего, это цифирные школы,
первоначально предназначенные для дворянских, приказных, дьяческие и
подьяческих детей 10-15 лет. К концу первой четверти 18 века открыто было 42
таких школы, главным образом, в провинциальных городах. Но уже к 1727 г. Их
число сократилось до 27. ведало ими Адмиралтейство, а учились уже только
дьяческие и подьяческие дети. Сеть духовных учебных заведений также теряла
характер всесословности (епархиальные училища). По Духовному регламенту такие
школы стали в епархиях обязательными для подготовки «лучшего и исправного
священства». К концу правление Петра 1 число таких школ достигло 46. Наиболее
распространенным для этого времени типом начальных школ являлись гарнизонные школы
для солдатских детей.
Наконец самым важным в
системе петровского просвещения были технические специальные учебные заведения.
Самая известная из них открытая в 1701 г. Навигацкая школа, а с 1715 г. она
стала приготовительным классом для создания Морской академии. В нее принимали
детей от 12 до 17, а позже и до 20 лет. Приготовишки учили в двух классах
русскую грамоту и арифметику. Потом – геометрию, тригонометрию с приложениями в
геодезии, астрономии, навигации и мореплавании. В числе предметов были живопись
и «рапирное дело». Из Навигацкой школы вышли сотни инженеров, мореходов,
гидрографов, типографов, бомбардиров и т.п. вскоре подобные школы были открыты
в Ревеле, Нарве и Новгороде.
В 1701 г. В Москве было
велено «построить деревянные школы». Это была Артиллерийская школа, а в
Петербурге в 1719 г. – Инженерная рота, куда принимали окончивших Инженерную
школу. В 1707 г. В Москве было открыто Медицинское училище.
В первой четверти 18 в. появились
учебники: «Арифметика» Л.Магницкого (1707 г.), руководство по механике
Скорнякова-Писарева (1722 г.). была издана книга мирозрения Гюйгенса,
пропагандирующая учение Коперника. В 1702 г. Начала выходить первая газета
«Ведомости», тираж которой первые годы колебался от 100 до 2500 экземпляров.
Помимо учебников стали издаваться книги по естествознанию и технике. Это работы
по астрономии, гидростроительству, кораблестроению, архитектуре. Появились
книги и по гуманитарному знанию. Огромное значение в деле просвещения имела
реформа гражданского шрифта. Словолитец Михаил Ефремов создал первые образцы
букв гражданского шрифта. Окончательный их выбор (как и арабских цифр) был
сделан в 1710 г. самим Петром 1. столь радикальная реформа способствовала более
массовому потреблению книжной печатной продукции. Книги по истории («Синопсис»
И.Гизеля, «Введение в историю европейскую» С. Пуффендорфа, «Феатрон» Стратемила
и др.), переводы античных авторов печатались тиражом не 200-500 экземпляров, а
во много раз больше
Особое значение приобрели
специальные школы, дававшие молодым людям профессию в области промышленности. В
1716 г. Появилась горная школа при Олонецких заводах. В 1721 г. Была учреждена
школа для будущих канцелярских служащих. По инициативе В.Н. Татищева при
уральских заводах основали школы для детей мастеровых и подьячих (Уткусская и
Кунгурская школы). В начале 18 века при Посольском приказе была открыта школа
переводчиков.
Особую группу учебных
заведений составляли школы, готовящие высокообразованные кадры духовенства.
Прежде всего, это Славяно-греко-латинская академия в Москве, основанная еще в
17 веке. Переданная в 1727 г. Синоду, она чаще именуется теперь «школами»,
первая из которых Славяно-латинская. В 1727 г. В ней было 357 учеников. Вторая
Славяно-российская (143 ученика), а третья – Эллино-греческая (41 ученик). Система
сословных школ в последней четверти 18 в. Выглядела так: для дворян –
шляхетские корпуса (сухопутный, морской, артиллерийский, инженерный, пажеский),
благородные пансионы (Институт благородных девиц, 1764 г.); для духовенства –
духовные академии, епархиальные училища; для купцов – коммерческие школы; для
разночинцев – Академия художеств, Горная, Медицинская, штурманская школы,
ремесленная школа; для солдатских детей – солдатские школы. Сословные школы не
удовлетворяли потребностей в грамотных и образованных людях, и с 80-х гг.
правительство начинает создание общеобразовательных учебных заведений. В 1786
г., согласно «Уставу народных училищ», учреждались главные народные училища –
4-классные (в губернских городах) и малые народные училища – 2-классные (в
уездных городах). «Устав» также предусматривал создание единой системы светской
школы от малых народных училищ до университета. Появление новых учебных
заведений связано с деятельностью Бецкого И.И., считавшего, что поскольку
«корень всему злу и добру» (воспитание), основной задачей государства
становится воспитание новой породы людей. Кроме народных училищ им были
созданы: училище при академии художеств, Коммерческое училище, мещанское
отделение при Смольном университете благородных девиц. Продолжается развитие
высшего образования.
В первые десятилетия 18
в. Развитие науки было связано в основном с практическими потребностями страны,
что стимулировало развитие естественных знаний. Во второй половине 18 в.
Активно развивались общественные науки. Именно в это время В.Н. Татищев, М.М.
Щербатов, И.Н. Болотин создают первые труды по истории российского государства,
чего не удавалось сделать историкам ранее. Истощение пушных богатств освоенной
в 17 в. Части Сибири заставило русских людей искать новые земли, новые пушные и
рыбные запасы. Одновременно велись и поиски новых путей в далекие восточные
страны. Итогом многих экспедиций было составление географических карт (например
«Большой чертеж» Сибири С. Ремизова). Составлялись карты Камчатки, Балтийского
моря, Дона. Появился «Атлас Всероссийской империи» И.К. Кириллова. Соймонов и
Верден составили карту Каспийского моря. 12 января 1755 года был открыт
Московский университет с двумя гимназиями, который становится центром русского
просвещения.
Небывалого размаха в петровский
период достигли геологические разыскания. За 1700-1711 гг. в Европейской России
было открыто 121 рудное месторождение. Среди них много месторождений железа,
меди, серебра, угля, серы, нефти и т.п.
Огромное значение для
развития науки сыграла основанная в 1725 г. Петербургская Академия наук. В
начальном варианте Академия как организация была синкретична (это и
научно-исследовательское сообщество, и университет, и гимназия). В Академии
было три отделения: математическое, физическое и «гуманиора» (гуманитарных наук).
Первые члены Академии (а их было 12 вместе с секретарем) должны были следить за
всей новой литературой по специальности, делать «изобретения» и выступать с
докладами и «советами». Наряду с русскими учеными и способными к науке людьми в
Академию были приглашены иностранцы, в ряде случаев очень крупные (математик И.
Герман, физиолог и математик Д. Бернулли, математик Н. Бернулли, астроном и
географ И. Делиль и др.). К академии были присоединены библиотека и музей
(Кунсткамера), созданные в 1714 г. Из стен Академии вышли многие крупные
ученые. Первые места среди них по праву занимают М.В. Ломоносов и его многие
ученики, математик и астроном С.Я. Румовский, основоположник русской
минералогической школы В.М. Севергин, натуралист и этнограф И.И. Лепехин,
философ Н.Н. Поповский и др.
2.2 Литература. Театр
Литература 18 в.
представлена тремя направлениями:
1) классицизмом –
творчество А.П. Сумарокова (трагедия «Дмитрий Самозванец», комедии «Опекун»,
«Лихоимец», основной задачей для писателя являлось исправление и просвещение дворянства).
Для русского классицизма
как литературного направления были характерны пафос гражданственности, сильные
просветительские тенденции, резкая обличительная струя, защита идеи
неразрывности интересов дворянства и монархии;
2) художественно-реалистическим
– становление этого направления связано с творчеством Д.И. Фонвизина. Комедия
«Бригадир» и «Недоросль» внешне схожи с сочинениями классицизма, но само
содержание отличается (в них выведены живые люди, художественно обобщенные
характеры. Они не сводятся к бичеванию недостатков характера, они обличают
пороки крепостничества);
3) результатом обострения
социальных противоречий в стране был кризис классицизма, начавшийся в 70-е гг.
18 в. В конце века начинает развиваться сентиментализм, отмеченный
эмоциональным восприятием окружающего мира, повышенным интересом к
человеческому чувству – Н.М. Карамзин (повесть «Бедная Лиза»). Для сентиментализма
характерен показ чувств рядового человека, идеализация действительности.
Во второй половине 18 в.,
когда культура стала отражать черты поднимающейся нации, возросла роль
художественной литературы, которая в первой четверти столетия служила в основном
средством пропаганды правительственной деятельности.
Этот пласт российской
культуры был самым пестрым, самым мозаичным и разнородным, что было в полнее
логично, ибо отражал великую сложность внедрения иноземной культуры в толщу
общинного крестьянского мира, который за многие столетия не до конца усвоил
даже богатства византийского православного культурного наследия. Поэтому в
литературе петровской эпохи пласт народного творчества мало соприкасался с
творчеством элиты.
Петровское время
освободило крестьянство от мрачного и унылого преследования церковными
догматиками сохранившихся компонентов архаичного славянского язычества. Стало
меньше гонений на традиционные языческие празднества с их бурными гудениями,
плясками, хороводами и т.п. По мере отдаления от жгучих баталий великой войны
народная память запечатлевала эти события в традиционной форме «старин»
(былин), исторических песен (преимущественно солдатских), в форме сказок,
притчей и т.п. В них отражены и Полтавская баталия, и взятие Азова, и Нарва.
Тема войны сохранилась в памяти народа, прежде всего как подвиг русского
солдата и его героизм и жертвенность. Разумеется, в былинах, исторических
песнях, своеобразных сказках отразилась, уже как легенда, и фигура Петра 1
(белорусский сказ «Петро Велики», «Плач войска», «Смерть Петра», «Как на охоту
Петр ездил» и др.). сохранился в
фольклоре и «образ врага» («пропал как швед под Полтавой»), и образ изменника
Мазепы (в цикле песен об украинском герое Семене Палие), и образы казнокрадов и
угнетателей (князь Гагарин и др.).
Вместе с тем круг чтения
русского крестьянина сохранил и традиционную литературу. Это
духовно-учительская литература, «жития», включая и новейшие, полемические
сочинения (особенно популярные у старообрядцев), сборники духовных стихов, наговоров,
лечебники, календари и т.п.
В петровский период
дворянство и отчасти горожане были непосредственными свидетелями заметного
увеличения печатных книг нерелигиозного содержания. Причем это была не только
научная литература и словари, но и книги чисто житейского назначения. В 1708 г.
вышли «Приклады, како пишутся комплименты…» Это был новейший вариант
формулярника (образцов) писем различного содержания с употреблением новейшей
лексики. А лексика петровского времени испытывала огромное влияние Запада. Правящий
класс и особенно его верхушка говорили на удивительном языке, где изобиловали
голландские, немецкие и т.п. слова, термины, выражения. И, конечно, это имело
прямое влияние на литературу петровской эпохи.
В соотношении
литературных жанров наблюдались те же процессы. Наряду с религиозно-церковной
мистикой и средневековой схоластикой, панегириками и кантонами зарождался
русский классицизм. Видное место в литературе занимают теперь публицистические
ораторские произведения. Известнейшими среди них являются творения Феофана
Прокоповича («Слова и речи», «Первое учение отрокам», трагикомедия «Владимир»,
«Епиникион» и др.). Основная тема Прокоповича – прославление армии, реформ и
России.
В петровскую эпоху
развивался жанр художественной прозы, в частности, повести, раскрывающие реалии
новой русской жизни («Повесть о Фроле Скобееве», «История о российском матросе
Василии Криотском» и др.). Наконец, большой популярностью пользовалась
западноевропейская литература.
В 1702 г. на Красной
площади Москвы был сооружен театр, открывший двери простой публике. Играли там
немецкие актеры (труппы И. Кунста, О. Фюрста), и репертуар состоял из немецких,
французских, испанских и т.п. пьес. Однако такой театр был еще редким явлением.
Как и в 17 в. театры заводила знать для узкого круга зрителей (театры в с.
Преображенском и Измайлове). В петровскую эпоху театром увлекались ученики
различных академий, духовных семинарий и т.п. Хотя репертуар таких театров был
большей частью возвышенно-религиозный, однако нередко в пьесах такого рода
отражались события современности. Театры ставили и чисто исторические по
тематике пьесы (наиболее знаменита трагикомедия Ф. Прокоповича «Владимир» и
др.). Основными центрами театральной деятельности были Киево-Могилянская
академия, Славяно-греко-латинская академия в Москве, Московский «гофшпиталь» и
др.
В петровскую эпоху
зарождался интерес к светской музыке, любительскому музицированию, развивается
профессиональное хоровое искусство. Завоевывает популярность бравурная
военно-строевая музыка.
2.3 Трансформация
придворного быта
18 в. значительно изменил
облик русской культуры, особенно в дворянской и городской среде. Перемены в
общественно-культурной жизни, бытовом укладе, нравах русского общества были
очень значительными; вводилась новая одежда, новая иерархия чинов, утверждена
новая система орденов, в 1721 г. Россия стала империей.
Новые бытовые формы
культуры властной рукою великого царя были жестоко внедрены в жизнь дворянской
элиты. Все началось с новой одежды, с бритья бород и ношения париков. Право носить
бороду оставили за крестьянами и духовенством. В Москве новая мода «насилу
установилась за три года». Жители сибирских городов выпросили освобождение от
новой одежды «по скудости» своей. Да и портным было много мороки. В 1700 г. у
ворот Кремля были даже выставлены манекены с образцами новой одежды
(венгерской, саксонской и французской). В конечном счете дворянство восприняло
нововведения: ведь реформы возбудили в первую очередь в дворянстве желание даже
внешне выделиться из общей массы.
Оригинальная фигура царя,
соблюдавшего поначалу традиционные церемонии лишь на дипломатических приемах,
внесла разительные перемены в дворцовый быт. Знаменитая дружеская «компания»,
состоящая из ближайших сподвижников царя, практически не различала деловые
совещания и дружеские пирушки. Внешняя фамильярность обращения «компанейцев» с
царем вносила в придворный быт новые черты. Хотя придворному быту царя не чужды
были и забавы с карликами, и юмор шутов. Упрощались традиции, исчезала
скованность. С 1718 г. по указу царя введены были «ассамблеи», которые
узаконили формы царского общения с нужными и приятными ему людьми. Вскоре
«ассамблеи» получили довольно широкое распространение. На этих вечерах все было
необычно: гостей не встречали и не провожали, хозяин мог быть, но мог и
отсутствовать. Были игры, были танцы, был чай, лимонад, шоколад и т.д. Причем
каждый мог уйти в любое время. Конечно, в первые годы чувствовали себя скованно
особенно женщины.
2.4 Живопись и
архитектура
Наиболее близким к
повседневности был жанр гравюры, имевший довольно большой круг ценителей. Ведь
очень многие книги имели гравированные изображения. Гравюры-картины проникали в
интерьеры домов и т.д. Тематика гравюр была довольно разнообразной, большое
распространение получили гравюры с изображением во множестве вариантов
Полтавского боя. По гравюрам того времени можно создать довольно полное
представление не только о битвах, но и о триумфах побед с торжественными
колоннами войск, толпами пленных. Популярностью пользовались изображения
известных крепостей и особенно строительства и видов новой столицы. Среди
наиболее искусных граверов можно назвать Л. Бунина, А. Зубова, Ф. Зубова, А.
Ростовцева, И. Адольского, В. Киприанова и др.
С конца 17 в. интенсивно
трансформируется русское живописное искусство. Традиции иконописи имеют
тенденцию перехода в реалистическое отображение мира и людей. Развивается так
называемый жанр парсуны – реалистического портрета, создаваемого в традиционной
плоскостной манере. Художники того жанра (Иван Безнин, Лука Смольянинов, Ерофей
Елин, Михаил Челнаков и др.) находились под явным влиянием западноевропейской
живописи. Создаются интересные «парсуны» и в начале века (например портрет
Нарышкиной с детьми, портрет Якова Тургенева).
В первые годы 18 в.
издаются специальные указы, касающиеся подготовки и воспитания художников.
Традиционным российским способом (царским волеизъявлением) большую группу
«мастеровых людей разных художеств» переселили (депортировали) в новую столицу,
где был обширный фронт работ (росписи церквей, плафонов новых дворцов,
станковая живопись, мелкая пластика). За счет казны наиболее талантливых
посылали в длительные командировки за границу (А. Матвеев, И. Никитин, Р.
Никитин, гравер С. Коровин и др.)
Еще до поездки в Италию
Ван Никитин создает ряд интересных портретов (цесаревны Анны Петровны, царевен
Прасковьи Ивановны и Натальи Алексеевны). Из работ более поздних заметно выделяется
портрет канцлера Г.И. Головкина. Широко известна его работа «Портрет напольного
гетмана» и, наконец, знаменитая работа «Петр 1 на смертном одре» (1725). Вторым
виднейшим живописцем был Андрей Матвеев, становление которого происходило в
Голландии. Им был создан ряд остро индивидуальных портретов (И.А. Голицына,
А.П. Голицына), но особенно известен его «Автопортрет с женой». Последняя
работа удивляет социальной смелостью, ибо, занимая как художник довольно низкое
положение в обществе, в автопортрете о использовал композицию, типичную для
изображения знатных персон.
В Россию приглашали и ряд
иностранных художников, оставивших заметный след в истории искусства России.
Это Луи Каравак, И. Таннауэр и др.
Архитектура переживала в
петровское время переходный период, так или иначе отражавший западноевропейское
влияние. Наиболее заметно оно в становлении в конце 17- начале 18 в. так
называемого нарышкинского стиля, или стиля «московского барокко» церковной
архитектуры. Прежде всего здесь меняется конструкция храма. Появляются храмы
центрической композиции, устремленные ввысь, светлые и торжественные. Правда,
нередко «запад» тонул в традиционном московском узорочье. Башнеобразные храмы
дошли до нас в основном в подмосковных барских усадьбах. Это церкви в Троице-Лыкове,
в Уборах (обе постройки архитектора Я. Бухвостова), это изящнейшая церковь
Покрова в Филях, усадебный храм Л.К. Нарышкина. Шедевром храма башнеобразного
типа является церковь в Дубровицах. Блестящим образцом сочетания элементов
ордерной системы и новомосковского барокко являлась церковь архангела Гавриила
или так называемая Меньшикова башня (архитектор И.П. Зарудный). Не менее
интересны образцы «нарышкинского стиля» в виде традиционных пятиглавых храмов
Москвы. Это, в частности, изумительная по изяществу церковь Воскресения в
Кадашах.
Появилась и принципиально
новая архитектура, основанная на ордерной системе (колонны, портики, фронтоны и
т.п.). Скромные элементы этой системы свойственны церкви Ивана Воина в Москве
(1708-1714). Новшеством были и компактные храмы в виде ротонды, свойственные
усадебным постройкам таких «западников», как Б.А. Голицын, князь Г.Ф.
Долгоруков (храм в Подмоклове, 1714 г., церковь в Перово, 1715 г. и др.).
Интерьеры церковных
храмов стали украшаться многоярусными деревянными иконостасами со сложнейшей
декоративной резьбой, лучшими исполнителями которой были белорусские резчики по
дереву. Одним из блестящих мастеров резьбы был и архитектор И.П. Зарудный.
В гражданской архитектуре
господствует барокко, отличавшееся блеском, роскошью. Характерной чертой
русского барокко является сплав европейских стилей (классицизма и рококо) и
отечественных традиций. Петербург: крупнейшим зодчим этого направления Ф.Б.
Растрелли (дворец М.И. Воронцова, Большой дворец в Петергофе, Большой Екатерининский
дворец в Царском Селе, Зимний дворец, комплекс Смольного монатрыря). Одно из
выдающихся достижение Растрелли – это создание комплексов парадных интерьеров
(обилие золота, света, лепнины,бронзы, зеркал). Архитектура ярко передающая
новые тенденции в архитектуре, может быть представлена Палатами дьяка Аверкия
Кириллова, что на Берсеневской набережной в Москве. Новшества имели и здания
административно-хозяйственного назначения (например, здание Арсенала начала 18
в. в Кремле). В 60-е г. 18 в. на смену барокко приходит классицизм,
использовавший античные традиции и отличавшийся благородной и величавой
простотой. В развитии классицизма во второй половине 18 в. прослеживаются два
этапа:
1) ранний классицизм
(60-80 гг.), когда ведущее значение имели общественные здания, архитектурные
формы которых определяли характер и всех других построек;
2) строгий классицизм
(80-90 гг.), когда преобладали частные дворцы и усадебные постройки с присущей
традиционной схемой. Крупнейшими зодчими классицизма являлись: в Петербурге – Кваренги
(Ассигнационный банк, Академия наук, Английский дворец в Петергофе,
Александровский дворец в Царском Селе; Н.А. Львов (Главный почтамт в
Петербурге); Ч. Камерон (создатель дворцово-парковых ансамблей в пригородах
Петербурга); И.Е. Старов (Таврический дворец); в Москве – В.И. Баженов (проект
Кремлевского дворца, дворцово-парковый ансамбль в Царицыно (стиль
псевдоготика), Дом Пашкова); М.Ф. Казаков (Петровский дворец, здание Сената в
Московском Кремле, здание Московского университета на Моховой, Голицынская
больница).
Принципиально новая
архитектура создала основу новой столицы России – Петербурга. Здесь с самого
начала получил развитие северо-немецкий (голландский) вариант барокко со
сдержанным суховатым декором, со стремлением к максимальной рациональности.
Носителем этой тенденции был Д. Трезини. В первую очередь, это знаменитый собор
Петра и Павла (1712-1732). Трезини принял активное участие и в планировке
Петербурга, в частности, его Васильевской части. Временный деревянный Петербург
быстро сменился «мазанковым», а этот последний уступил место каменному городу
регулярной планировки (для этого во всем государстве было запрещено каменное
строительство: Россия была бедна строительным камнем). Облик города создавали
общественные здания (Адмиралтейство, Кунсткамера, Гостиные дворы, Петровские
коллегии 1723-1734 гг.). В облик Петербурга вложили труд такие архитекторы, как
Жан-Батист Леблон, Варфоломей Растрелли, А.Д. Захаров, И. Коробов и др.
3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Один из исторически
значимых аспектов петровских преобразований – крутые реформы в области
культуры. Это, пожалуй, единственный, далеко не бесспорный аспект деятельности
Петра 1. Слов нет, необходимость преобразований здесь вполне очевидна. Однако
примитивно-варварский характер их реализации, сводящийся к механическому,
буквальному перенесению культурных стереотипов Запада, способствовал подавлению
потенций развития национальной культуры (каких-либо шедевров средневековой
русской культуры в 18 в. так и не появилось). К тому же столь резкое насильственное
приобщение к внешней культуре запада способствовало в дальнейшем ущербному для
нации цивилизованному обособлению господствующего класса от коренных культурных
традиций русского и иных народов России. Ведь только в 19 столетии, после
национальных потрясений Отечественной войны 1812 г. господствующий класс страны
вновь проявляет интерес к национальным истокам и формам народной культуры.
В стране создается
общество с высокими умственными интересами и духовными запросами. Русская
Православная Церковь постепенно утратила роль в просвещении и культуре.
Светский характер, открытость к культурам западноевропейских народов, развитие
рационализма, внимание к человеческой личности резко отличают культуру 18 в. от
культуры предшествующего периода. Характерной чертой историко-культурного
процесса становится его ускорение и усложнение, демократизация культуры,
изменение знаковой системы Древней Руси. Создается новая знаковая система
передачи информации. К последней трети столетия сложилась система новых ценностей,
требований к личности и обществу. Новая система ценностей повлияла на смену
направлений в искусстве. Почти до конца века в российской культуре царит
классицизм культа разума, подчинения человека обществу и государству во имя
построения идеальной системы общежития. В конце 18 в. классицизм не выдерживает
натиска сентиментализма, культ разума сменяется культом чувства. Но российский
18 в. хотя и был дилетантом, но не во всем. Он смог профессионально высказаться
в архитектуре, скульптуре и особенно в портретной живописи.
ЛИТЕРАТУРА
1. А.Н.Сахаров, Л.В. Милов, П.Н.
Зырянов, А.Н. Боханов «История России с начала 18 до конца 19 в.» Институт
Российской истории РАН, Москва АСТ 2001г.
2. Очерки русской культуры 18 в. 4.1-4
Москва 1986-1990 гг.
3. В.И. Моряков, В.А. Федоров, Ю.А.
Щетинов «История России» Московский университет изд. ГИС 1996 г.