Развитие и уровни корпоративности библиотечных технологий, как неизбежный механизм разработки АБИС и межбиблиотечного взаимодействия
Развитие и уровни корпоративности библиотечных технологий, как неизбежный механизм
разработки АБИС и межбиблиотечного взаимодействия
Автоматизированные
библиотечные информационные системы (АБИС) – системы
планирования ресурсов предприятий для библиотеки, которые используются для
отслеживания библиотечных фондов, от их заказа и приобретения до выдачи
посетителям библиотек.
АБИС обычно
состоит из реляционной базы данных, программного обеспечения, которое
взаимодействует с базой данных, и двух графических пользовательских интерфейсов
(один для читателей, второй для персонала).
Отдельные
функции программного обеспечения
большинства АБИС представляют собой функционально законченные модули, которые
объединены в общий интерфейс. Примерный перечень модулей включает:
– приобретения
фондов (заказ, выставление счетов и получение);
– каталогизацию
(классификация и внесение в общий указатель материалов);
– учет
обращения (учет выдач читателям экземпляров из фонда библиотеки и их возврата);
– работу
с периодикой (отслеживание журналов и газет, аналитическую роспись статей);
– OPAC
(публичный интерфейс для пользователей).
Под «автоматизацией
библиотек» понимается комплекс мероприятий по разработке (внедрении) в её работу
интегрированной АБИС определённого масштаба и назначения, что определяется самой
библиотекой или их корпоративным объединением.
АБИС в широком
смысле слова – это сложный организационно-функциональный и программно-технический
комплекс (требующих разнообразных средств обеспечения), предназначенный для осуществления
в автоматизированном режиме библиотечно-информационных процессов, обслуживания пользователей
библиотеки и обеспечение их доступа к внешним электронным информационным ресурсам,
а так же для обеспечения жизнедеятельности системы.
Большие
библиотеки используют АБИС, чтобы заказывать и приобретать, каталогизировать,
распространять книги и иные фонды, резервировать материалы и отслеживать их
возврат. Небольшие библиотеки зачастую используют некоторые из этих
возможностей.
Автоматизация
процессов обслуживания читателей связана с рядом сложностей, которые заставляют
многие библиотеки отложить создание этой подсистемы на более обеспеченное
будущее. Для данной системы целесообразно иметь несколько дисплеев к одной
компьютерной памяти, принтеры в каждом помещении книгохранилища для печати
заказов читателей. Кроме того, без использования штрих кодов в библиотеке с
номерами читательских билетов и инвентарными номерами единиц хранения, при
клавиатурном вводе простых последовательностей знаков с читательских билетов и
экземпляров документов легко допустить ошибки.
Рассматриваются
вопросы разработки интегрированной библиотечной информационной системы (АБИС) для
публичных и университетских библиотек Беларуси с онлайновым Интернет доступом,
корпоративной каталогизацией и свободным электронным каталогом.
Для
внедрения АБИС необходимо определить конфигурацию системы и средств ее
программного обеспечения. Нормативные документы предусматривают следующую
последовательность этапов работ:
· исследование
и обоснование создания системы (предпроектное обследование);
· разработка
технического здания;
· эскизное
проектирование;
· рабочее
проектирование;
· изготовление
несерийных компонентов комплекса средств автоматизации;
Автоматизация
процессов входной обработки массивов документов (функции обработки документов,
создание на текущих потоках базы данных, записи читателей). Массивы документов
определяют виды документов, для которых составляются записи (библиографические,
о единицах хранения, о партнерах по книгообмену и т.д.). Каждая запись состоит
из набора элементов.
Важнейшим
элементом автоматизации является ЭК (Электронный Каталог). В начале основное
требование к программным продуктам – возможность получения библиографической
карточки и в меньшей степени создание ЭК. Освоив новую технологию обработки
документов, решив проблему библиографической карточки, накопив определенные
массивы данных, подключив к ним пользователей, можно внедрять программные
продукты, использующие один формат. Подготовка данных в формате карточки
предполагает создание ее образа, что требует в совершенстве знания ГОСТов на
все типы и виды описаний. При поэлементном вводе данных каталогизатору нет
необходимости думать о той части ГОСТа, которая описывает взаимодействие
элементов. Образ карточки формируется программным путем.
ЭК требует
создания деятельного вспомогательного справочного аппарата «Authorityfile». В
традиционных карточных каталогах это справочные картотеки альтернативных имен
авторов, псевдонимов, коллективов, предметных рубрик, ссылки типа «см.», «см. также».
Без создания «Authorityfile» ЭК не может функционировать нормально из-за частой
смены наименований, например, коллективов, их переподчинения.
Программное
обеспечение в первую очередь должно реализовать следующие функции АБИС:
– обработку,
хранение библиографической и фактографической информации, ее поиск по любым
элементам записей и их сочетаниям;
– поддержку
иерархических классификаций и тезаурусов и использование зафиксированных в них
смысловых отношений между поисковыми признаками при тематическом поиске;
– подготовку
материалов для библиографических изданий, подборок материалов в виде списков,
фактографических и библиографических записей, отсортированным по индексам
какой-либо классификации и алфавиту;
– вывод
данных о занятости экземпляра издания, осуществление заказа единицы хранения
читателем непосредственно при работе сЭК с автоматическим формированием читательского
требования;
– фиксацию
выдачи и возврата единиц хранения с параллельным изменением данных об их
местонахождении и сведений в читательском формуляре о полученных документах;
– поддержку
использования при поиске нормативных записей об индивидуальных авторах и коллективах;
– наличие
справочных текстов для ситуаций, которые могут вызвать затруднения у пользователя;
– ввод
записей о заказываемых документах и учет поступления их в библиотеку;
– выдачу
результатов поиска на экран и на принтер в принятой форме;
– загрузку
данных из текстовых файлов и выгрузку записей из базы данных в текстовые файлы;
– защиту
базы данных от несанкционированного доступа;
– восстановление
базы данных в случае аварийной ситуации.
Благодаря
внедрению АБИС и наличию доступа к информационной сети любая библиотека может
стать виртуальной библиотекой, т.е. она сможет не только предоставит информацию
о документах, но и тексты самих документов в машиночитаемом виде. Виртуальные
библиотеки, объединяясь в единую глобальную структуру – электронную библиотеку,
будут обеспечивать интерактивный доступ любому потребителю к информационному
ресурсу в любой форме в любом месте.
В 1999 году
в рамках Программы работ по развитию научно-информационной компьютерной сети (НИКС)
Республики Беларусь, утверждённой Комитетом по науке и технологиям Республика Беларусь
начато выполнение трёх проектов по разработке интегрированных систем автоматизации
библиотечной деятельности для Национальной библиотеки Беларуси, Республиканской
научно-технической библиотеки и Фундаментальной библиотеки Белорусского государственного
университета.
Внедрение в
практику работы библиотеки автоматизированной системы является сложной,
комплексной по словам Я.Л. Шрайберга «многоэтажной» проблемой, которая связана
с понятием жизненного цикла системы, начиная с пред проектного обследования библиотеки
как объекта автоматизации и заканчивая её эксплуатацией, сопровождением и администрированием.
АБИС состоит
из четырёх компонентов:
2.
Информационных ресурсов (ИР) – наиболее развитые АБИС могут содержать
в своих БД полнотекстовую, библиографическую, фактографическую, графическую и мультимедийную,
информацию или обеспечивают доступ к однотипным удалённым БД;
3.
Работники библиотек РБ – представители различных профессий (библиотекари,
библиографы, инженеры, программисты, администраторы БД и сетей и др.) которые обеспечивают
функционирование системы;
4.
Пользователи библиотеки – локальные (читатели библиотеки) и удалённые,
обслуживаемые с использованием сетевых технологий.
Каждая из компонентов
также имеет внешние связи (ВС). Сама АБИС отдельной библиотеки относительно независима
и является частью корпоративной, национальной и глобальной автоматизированной библиотечной
системы.
Система автоматизации
библиотечной деятельности, применяемые в настоящее время библиотеками Беларуси,
различаются форматами представления данных, не поддерживают или только частично
поддерживают международные MARC-стандарты. Действующие АБИС ориентированы на использование персональных
ЭВМ и локальных сетей с размещением баз данных на файловом сервере. Последнее затрудняет
их применение в корпоративных сетях крупных публичных, научных и университетских
библиотек, функционирующих в режиме «клиент-сервер». Кроме того, все системы не
поддерживают технологию Интернет-сетей и онлайнового публичного доступа к каталогам
удалённых пользователей.
АБИС поддерживает
выполнение следующих функций библиотечной деятельности, реализуемых в соответствующих
функциональных подсистемах:
1.
Комплектование и учёт фондов;
2.
Каталогизация и внедрение каталогов;
3.
Сводный электронный каталог;
4.
Библиотечное обслуживание;
5.
Информационно-справочное обслуживание;
6.
Управление библиотечной деятельностью и администрирование.
Генеральным
направлением развития информационных ресурсов и систем на сегодняшний день является
создание электронных библиотек – распределённых документальных систем,
предоставляющих пользователям глобальной сети онлайновый доступ к электронным документам
и широкий спектр информационных услуг.
Использование
универсальных схем и решений позволяет на базе существующих программно-технических
средств для автоматизации библиотек и средств сетевого доступа организовать распределённую
электронную библиотеку или систему электронных библиотек с распределёнными информационными
ресурсами.
Под словосочетанием
«автоматизация библиотечно-библиографических процессов» будем понимать действия,
осуществляемые в библиотеке с целью создания комфортных условий её работникам,
оперативного обеспечения пользователей релевантной и пертинентной информацией.
Объектом автоматизации
в библиотеке могут выступать её работники, выполняемые ими процессы, фонд,
пользователи и т.п.
При исследовании
и внедрении новых технологий в функционирующий сложный объект, коим является библиотека,
целесообразно использовать системный подход, ориентированный на предварительную
и тщательную проработку функциональной и организованной структур системы. Он позволяет
детализировать объект на более мелкие подобъекты с целью создания моделей его составных
частей с выявленными связями к другим подобъектам и режимов их работы, что даёт
возможность получить в конечном итоге целостное описание всего объекта. При этом
анализируются в основном следующие аспекты:
1.
Система, содержащая определённое количество составляющих;
2.
Составные части системы (подсистемы, модули, элементы и др.);
3.
Изменения элементов системы в зависимости от внешних (микро) и внутренних
(макро) условий;
Под
автоматизацией библиотеки следует понимать все процессы, связанные с установкой
компьютеров на рабочие столы сотрудников библиотеки и читательские места и
позволяющие поэтапно освободить сотрудников библиотеки от рутинной работы,
пишущих машинок, перфораторов, ручных картотек, счет и т.д., а читателям – создать
эффективный и комфортный сервис в поиске и получении изданий из фондов
библиотеки. Все эти изменения должны привнести компьютеры, локальные
вычислительные сети компьютеров и программные системы, работающие на них. А
появление других новых технологий, новых элементов, повышающих качество и
эффективность работы библиотекарей и читателей, уже должно покрываться термином
«информатизация», внутри которого «автоматизация» является одной из компонент.
Другими компонентами информатизации являются телекоммуникационные технологии,
онлайн и Интернет; штриховые коды и автоматическая идентификация изданий и
читательских билетов; CD-ROM и системы «CD-ROM Networking»; издательские
технологии; полнотекстовые базы, и наконец, сверхмодные электронныеили цифровые
библиотеки.
Платформа
для системы автоматизации представляет собой тот базовый набор программных
средств, который был выбран разработчиком для построения своей системы. Как
правило, существуют два вида платформ:
1) СУБД и
приравненные к ним организованные программные средства хранения и переработки
информации (DBASE, CLIPPER, CDS/ISIS, INFORMICS, ORACLE и др.);
2) языковые
средства, т.е. как правило, языки высокого уровня, на которых пишутся средства
поддержки баз данных и комплекс приложений, поддерживающий необходимые функции
системы автоматизации (КОБОЛ, ФОРТРАН, ПАСКАЛЬ, С, С++ и др.).
Сегодня
практически вторая, языковая, платформа, как отдельный класс не используется и
фирмы-производители заменили свои системы, ранее написанные на языковой
платформе, на использование того или иного типа СУБД. Языки остались для
написания и модернизации как самих СУБД-шных платформ, так и для расширения и
развития их функций, которые сложно реализовать на внутренних языках СУБД.
Автоматизация
в библиотеке связана с потребностью поручить выполнение ручных рутинных операций
техническим средствам и тем самым высвободить время работников библиотеки и её пользователей
для интеллектуального и производительного труда, отдыха и др. Любые операции,
производимые в системе, являются составляющими процессов. В библиотеке такими являются
библиотечно-библиографические процессы.
Основными задачами
автоматизации в библиотеке являются:
– сокращение
трудозатрат при выполнении традиционных библиотечно-библиографических процессов
и операций;
– устранение
рутинных операций;
– ускорение
процессов обработки и преобразования информации;
– расширение
возможностей осуществления статистического анализа и повышение точности учётно-отчётной
информации;
– повышение
оперативности и качественного уровня обслуживания пользователей;
– модернизация
или полная замена элементов традиционных библиотечных технологий;
– расширение
возможностей организации и эффективного использования информационных ресурсов библиотек
за счёт применения в библиотеках НИТ (автоматическая идентификация изданий с использованием
штрихованного кодирования, настольные издательские системы, CD-ROM и CD-R, системы теледоступа и телекоммуникаций, электронная почта,
другие сервисы Интернет, сканирование текстов, гипертекстовые, полнотекстовые и
графические машиночитаемые данные и др.);
– облегчение
возможностей широкого обмена информацией, предоставление услуг, эффективное участие
в системах межбиблиотечной кооперации и интеграции.
Автоматизация
процессов функционирования системы или сети библиотек осуществляется путём интеграции
образующих их подсистем. Необходимое условие – наличие– у библиотек-партнёров совместимых
программно-технических средств вычислительной техники (CВТ) и связи. Это условие может быть реализовано
в результате минимальных усилий участников обмена информацией путём обеспечения
необходимой совместимости технических и программных средств.
Выделяются четыре
типа автоматизированных библиотечно-библиографических систем:
1.
Охватывающий один процесс (операцию) в библиотеке;
2.
Объединяющий несколько процессов в библиотеке;
3.
Обеспечивающий функционирование одного процесса в масштабе нескольких
взаимодействующих библиотек;
Внедрение систем
автоматизации библиотечно-библиографических процессов обычно сопровождается пересмотром
всех ранее выполняющихся процедур и операций.
Более того,
использование автоматизированных систем в любых сферах деятельности зачастую требует
значительного изменения ранее выполняемых операций.
Применение технических
средств автоматизации в значительной степени одинаковы для разных типов библиотек
(научно-технических, массовых, детских, вузовских и т.п.), что является основанием
для их классификации. Классификация позволяет сформировать представление о разнообразии
видов и типов технических средств, используемых библиотечными работниками в повседневной
работе, а также о проблемах, возникающих при попытке автоматизировать библиотечно-библиографические
процессы, использовать технические средства в библиотечном деле.
Практически
любые технические средства (в том числе и автоматизации) по назначению можно разделить
на универсальные для использования в различных областях применения и специальные,
созданы для эксплуатации в специфических условиях или сферы деятельности,
например, в библиотеках.
Литература
1. Шрайберг Я.Л. Основные положения и принципы разработки автоматизированных
библиотечно-информационных систем и сетей: учеб-практ. пособие изд. 2-е., испр.
и доп. – М.: Либерия, 2001. – 102 с.
2. Алёшин Л.И. Автоматизация в библиотеке: учеб. пособие / Алёшин. Л.И.
– М.: Изд-во МГУКИ, 2001. – Ч 1. – 173 с.: Ч 2. – 144 с.
3. Яцевич М.А. Рынок АБИС Беларуси: структурно-функциональный анализ
/ Яцевич М.А. // Библиотечный свет. – 2–2. – №3.