Место искусства в жизни человека
Место искусства в жизни человека
1. Понятие искусства.
Искусный труд как творчество и красота
Тяга к эстетике у людей — это не
просто удовлетворение любознательности. Эстетическое развитие личности — важный
признак общего развития. Без красоты, как явления, без искусства с его
необъятным содержанием из души человека уходит громадный, светлый мир высоких
мыслей и чувств. И человек оказывается опустошенным, бедным.
«Учебником жизни» назвал искусство
наряду с наукой Н.Г. Чернышевский в своей знаменитой диссертации «Эстетическое
отношение искусства к действительности». Потребность в осмыслении жизни (в особенности
современной), в выработке на этой, основе определенных ориентиров собственного
поведения и деятельности особенно насущна в юные и молодые годы. Искусство —
одно из самых эффективных средств, способных удовлетворить эту потребность.
Термин «искусство» многозначен. В
расширительном смысле он означает высокий уровень, мастерства в любой сфере
деятельности, указывает на красоту и совершенство ее продукта. Говорят,
например, об искусстве каменщика, портного и т. д. В философии под искусством
понимают только те виды деятельности, которые воспроизводят мир в специфических
образах", живопись, музыка, театр, поэзия, художественная литература и др.
Зачем людям искусство? На этот
вопрос мыслители отвечали по-разному. Так, немецкий философ-идеалист Гегель
(XIX в.) утверждал, что человек, как духовное существо, для осознания себя
самого удвояет себя посредством изменения внешнего мира, воздействия на
предметы и явления этого мира. Человек накладывает отпечаток собственной
сущности на внешний мир, очеловечивает его. Отсюда и возникает потребность в
искусстве, которая проистекает из разумного стремления человека духовно
осознать внутренний и внешний мир, представив его как предмет, в котором он
узнает свое собственное «Я». Искусство, по мнению Гегеля, имеет своей задачей
раскрыть истину в художественно-чувственном образе и оформлении.
Своеобразное понимание искусства
сложилось в русской религиозной философии. Так, Вл. Соловьев также видел задачу
искусства в преобразовании мира, но само это преобразование он не связывал с
социально-классовыми ориентациями. Искусство, для Соловьева, имеет двоякое
действие: во-первых, оно производит прекрасные предметы, которых не было в
природе, во-вторых, эти предметы воздействуют на душу человека и очищают ее.
Другими словами, произведения искусства способствуют реальному улучшению
материально-вещественной действительности и мира человеческих переживаний. В
этом Вл. Соловьев видел глубинный смысл формулы: «Красота спасет мир».
Искусство, считал он, осуществляет, творит красоту в нашей далеко не прекрасной
реальной жизни. Но сотворенная искусством красота — это маленький и хрупкий
светлый остров в темном море нашего жестокого и тяжелого существования, это
тонкий луч надежды. Где гарантия, что красота спасет мир? Ведь искусство до сих
пор не сумело преобразовать мир и людей, не сделало их прекрасными. Оптимизм
Вл. Соловьева основывался на убеждении что существующие способы и приемы
художественного творчества не являются окончательными, что человечество в своем
развитии сможет выйти на такой уровень, где сила осуществления красоты в
художественном творчестве станет достаточной для того, чтобы сделать прекрасным
весь мир.
2. Многообразие видов
искусства
В обычной жизни человек нередко
говорит об искусстве и его законах, как если бы оно существовало в единственном
числе. В широком смысле так оно и есть, но ученые до сих пор спорят о принципах
классификаций искусств. Источник этого многообразия философы прошлого видели
по-разному: Кант — в многообразии способностей субъекта, Гегель — во внутренней
дифференциации объективной идеи, французские материалисты — в различии
художественных средств, которыми пользуются музыканты, поэты, живописцы.
Причина разделения искусства на
виды — многообразие типов общественной практики человека в сфере
художественного освоения мира, опирающееся на эстетическое многообразие
действительности, На основе исторической практики человечества, в процессе
жизнедеятельности людей возникло богатство человеческого духа, развились
эстетические чувства человека, его музыкальный слух, взор, умеющий наслаждаться
красотой.
Нет главных и второстепенных
искусств, но каждый вид обладает своими сильными и слабыми сторонами в
сравнении с другими.
Архитектура.
Архитектура зародилась в глубокой древности, на высшей ступени варварства,
когда в строительстве начинают действовать законы не только необходимости, но и
красоты.
В Древнем Египте строили огромные
гробницы (высота пирамиды Хеопса в Гизе — около 150 м), храмы со множеством
мощных колонн (в Храме Амона в Карнахе высота колонн 20,4 м, а диаметр 3,4 м).
.
В Древней Греции архитектура
обретает демократический облик. Культовые сооружения (храм Парфенон) утверждают
красоту, свободу, достоинство грека-гражданина. Возникают общественные
постройки — театры, стадионы, школы.
В средние века западноевропейская
архитектура становится ведущим и самым массовым видом искусства. В устремленных
к небу готических соборах выражался религиозный порыв к богу и страстная земная
мечта народа о счастье.
Достижения русского зодчества
запечатлены в кремлях, крепостных сооружениях, дворцах, культовых и гражданских
зданиях (колокольня Ивана Великого, храм Василия Блаженного, постройки из
дерева с их богатыми орнаментальными формами — ансамбль Кижи, Зимний дворец,
ансамбли Царского Села — творения Растрелли).
Во всех случаях постройки, имеющие
явную эстетическую ценность, выражают дух эпохи, определенное мировоззрение тех
или иных исторических классов, в них проявляется представление о человеке в
мире, его значимости. Архитектура — это «каменная философия» эпохи, которая
рассказывает нам о порывах человеческой души, о попытках выразить свои чувства
и мысли в игре материальных объемов.
Таким образом, архитектура — это
формирование действительности по законам красоты при создании зданий и
сооружений, призванных обслуживать потребность человека в жилье и общественных
помещениях.
Можно выделить несколько видов
скульптуры: станковая (предназначена для близкого рассмотрения), монументальная
(воспринимается издали, так как имеет более обобщенные формы),
монументально-декоративная (связана с архитектурными ансамблями — атланты и кариатиды),
декоративно-прикладная (рельефы, орнаменты).
Живопись
есть изображение на плоскости картин реального мира, преобразованных творческим
воображением художника. Или, как сказал французский мыслитель Д. Дидро:
«Живопись — это искусство сообщаться с душой посредством глаз». Живописи не
дано занимать реальное пространство, как архитектуре и скульптуре, жить в естественном
свете среды. Зато у нее есть свое оружие, которым она превосходит описанные
выше виды. Это многоцветье красок. Цвет — главное средство выразительности
живот шеи.
В эпоху Возрождения живопись
становится ведущим искусством.
Возрождение открыло законы,
перспективы или даже шире — свободное владение пространством. Живопись
Ренессанса закладывает основы колористической композиции, выделяющей главное в картине
при помощи цвета и света. Рембрандт в своих портретах, пользуясь темным фоном,
создает световой акцент, выделяющий самое выразительное в человеке — его лицо и
руки.
В XIX в. углубляется и завершается
наметившийся ранее процесс размежевания живописи и графики. Специфика графики —
линейные соотношения, воспроизведение форм предметов, передача их освещенности.
Живопись запечатлевает соотношение красок мира, через цвет она выражает
существо предметов, их эстетическую ценность. Процесс принципиального
размежевания живописи и графики завершают импрессионисты. Не рисунок, а
Цветовые соотношения изображаемых предметов становятся носителем эстетического
смысла живописных произведений.
Так, в картинах К. Моне, рисующих
лондонские туманы, схватываются и запечатлеваются тончайшие переливы света.
Сама композиция в живописи
становится колористической (картины Ван Гога, Д. Ренуара, Э. Мане). В
современной живописи, говорит П. Пикассо, каждый мазок стал точной операцией,
подобной действиям часовщика.,
В XX в. резко меняется характер
живописи. На видение мира воздействуют фото, кино, телевидение, широта,
богатство и разнообразие впечатлений современного человека. Это рождает
стремление живописи охватить предмет в его кинообозреваемом виде,
предполагающем всесторонний обзор. В живописи XX в. возрастает роль
субъективного начала, обостряется значение личного видения, индивидуального
восприятия жизни (И. Грабарь «Мартовский Снег»).
Музыка способна оказать воздействие
на самых неподготовленных слушателей. И не случайно во всех богослужениях
важнейших религий используется музыка: верное средство подвергнуть человека
своеобразному наркозу.
Да, музыка может «вознести»
человека на небо, наполнив его глаза слезами непонятного восторга. А может
вернуть его на землю, наполнив силой, вдохнуть высокие чувства и готовность к
самопожертвованию.
Но музыка способна нести и большую
мысль, идею, хоть и выраженные, по словам Б. Асафьева, в музыкальной
«бессловесной» форме. Композитор не может сказать средствами музыки: «Долой тиранов!».
Но музыкальными образами он может показать столкновение чистого, нежного и
грубого, жестокого, изобразить сам конфликт и в груди слушателя рождается тот
самый призыв, который словесно не прозвучал в произведении.
Итак, возникнув на низших ступенях
общественного развития, выполняя в начале преимущественно утилитарную роль
(ритуальную), музыка овладела способностью отражать сложный духовный мир
человека, борения его мыслей, страстей и чувств.
Хореография
— эхо музыки. Танец - мелодичный и ритмичный звук, ставший мелодичным и
ритмичным движением человеческого тела, раскрывающим характеры людей, их
чувства и мысли о мире. Хореографический образ возникает из
музыкально-ритмичных, выразительных движений, дополняемых порой пантомимой,
иногда специальным костюмом и вещами из бытового, трудового или военного
обихода (оружие, платки, посуда и т. д.).
Литература.
Вечным строительным материалом литературного образа является слово. О
действенной силе поэтического слова говорят многие предания. Греки
рассказывали, что певцы Орфей и Амфион укрощали песнями диких зверей и
передвигали деревья и камни.
Благодаря гибкости и безграничным
выразительным возможностям слова литература способна вбирать в себя элементы
художественного содержания любого искусства. Л.Н. Толстой в «Войне и мире»,
описывая танец Наташи Ростовой, создает почти зримый хореографический образ; В.
Гюго в «Соборе Парижской богоматери» воспроизводит образ архитектурного
произведения; А.С. Пушкин в «Медном всаднике» — скульптурный образ Э. Фальконе.
Словесная форма литературы
позволяет ей выражать не только эстетические, по и общественно-политические
идеалы, устанавливать тесную связь с философией, политикой, моралью и другими
формами общественного сознания. Литература занимает ведущее положение в системе
искусств, оказывает существенное влияние на развитие других видов искусства.
Театр.
Основой театра является драматургия. Вместе с тем театр синтетичен. Он включает
в себя живопись, скульптуру, архитектуру (декорации), иногда кино, музыку,
танец. Театр — коллективное творчество: в спектакле объединяются усилия
драматурга, режиссера, художника, композитора, актера.
«Строительный материал»
театрального образа — живой человек; актер, вбирающий в себя жизненные
наблюдения, опыт. Через него воплощаются замыслы драматурга и режиссера.
Актерское мастерство требует особого таланта — наблюдательности, внимания,
умения отбирать и обобщать- жизненный материал, фантазии, памяти, средств
выразительности. В театре создание образа актером протекает на глазах у
зрителя, что углубляет духовное воздействие на него. В кино зритель видит
результат творческого процесса, в театре - сам процесс.
Театральное искусство уходит своими
истоками в глубокую древность, к первобытным обрядам, к ритуальному копированию
повадок животных с употреблением специальных костюмов, масок, татуировки и
раскраски тела. В античном мире на спектакли собиралось до полутора десятков
тысяч зрителей. В средние века театр развивается в официально-религиозной
форме, как часть церковной службы.
В эпоху Возрождения народные формы
театрального искусства проникаются гуманизмом (итальянская комедия масок),
театр обретает философичность; становится средством анализа состояния мира
(театр Шекспира), инструментом острой социальной борьбы (театр Лопе де Вега).
Отечественный театр продолжил
реалистические традиции классического искусства и обогатил их новыми формами
сценического мышления, выдвинув плеяду блестящих артистов и режиссеров
(Станиславский, Мейерхольд, Вахтангов).
Таким образом, театр представляет
такой вид искусства, который художественно осваивает мир через драматическое
или комическое действие, производимое актерами на глазах у зрителей.
Кино.
Также как и театр, кино, а теперь и телевидение представляют собой так
называемые «синтетические виды искусства», т. е. использующие способы отражения
действительности отдельных видов искусства в единстве.
Кино — дитя XX в. Кино превосходит
театр, литературу, живопись в создании зрительных подвижных образов, способных
широко охватить современную жизнь во всем ее эстетическом значении и
своеобразии. От «великого немого» — к звуковому кино, от звука — к цвету, к
стереоскопии и стереофонии широкоэкранного кинематографа, к синераме, а в
будущем к еще большему художественному освоению трехмерного пространства с
помощью голографии — таковы этапы расширения художественных возможностей
кинематографа.
Образ тайно определяется не только
творческим актерским поведением, но и монтажом, раскрывающим эмоциональное
содержание эпизода. Кинокамера способна фиксировать, и творчески перерабатывать
жизненные картины. Разнообразие форм движения камеры, ракурса съемки
практически безгранично, и в этом кроются богатые художественные возможности
кино. Например, эмоциональная выразительность сцены смерти Бориса в фильме
«Летят журавли» М. Калатозова достигается благодаря тому, что хоровод берез,
вращаясь на экране, передает последние впечатления падающего солдата и
утверждает красоту жизни, с которой он расстается.
3.
Художественные эпохи и направления в искусстве прошлого
Направление — одна из важных
категорий эстетики. Однако очень часто оно отождествляется с течением, школой,
методом и стилем. Направление проявляет себя через совокупность произведений, в
которых осуществлены определенные принципы творчества. Категория
«художественное направление» позволяет делать сравнительно-исторические обобщения
в масштабах мирового художественного процесса и выявить в культуре разных
народов единую последовательность художественных этапов развития.
Основные направления в искусстве XX
в.:
реализм (ответственность личности и
преодоление эгоцентризма);
сюрреализм (смятенный человек в
таинственном и непознаваемом мире);
экспрессионизм (отчужденный человек
во враждебном ему мире);
экзистенциализм (одинокий человек в
мире абсурда);
абстракционизм (бегство, личности
от банальной и иллюзорной действительности);
поп-арт (деидеологизированная
личность общества «массового потребления»);
гиперреализм (обезличенная живая
система в жестком и грубом мире).
Кризис искусства. Классическая
традиция в искусстве базировалась на допущении, его искусство не только
изображает прекрасное в жизни, но само художественное произведение должно быть
прекрасно. Поэтому сама художественность рассматривалась как вид красоты, как
прекраснее в самом искусстве. Даже изображая безобразное, художник преодолевает
его.
Во 2-й половине XIX в. Классическое
искусство перестало вписываться в динамизм буржуазного общества, стало
выглядеть анахронизмом на фоне бурно развивающейся науки и техники. Его
тяготение к нетворческому воспроизведению стилей прошлого вызвало протест
«новых» художников, противопоставивших классическому художественному стилю
новый стиль — модерн (фр. modern — современный).
Такое поникание художественного
творчества легла в основание авангардистских течений, которые родились в конце
XIX в. Термин «авангард» означает выдвинутую вперед, передовую часть военных
сил и средств, а также ведущую часть любой социальной группы. Авангард восстал
против традиции, имевшей место в искусстве.
Это проявилось и в отношении к
традиционным способам написания картин создания музыкальных произведений и т.д.
Так, художники-авангардисты, создавая свои полотна, используют отдельные
элементы картин художников-классиков, но при этом непроизвольно трактуют их,
искажают, обезображивают.
Авангард стал элементом массовой
культуры, т. е. культуры, фабрикующей по установленному шаблону в массовом
порядке определенные эстетические идеалы и вкусы людей (особенно молодежи), их
моральные и политические взгляды, Отношение к традиции и т. д. Возможность
формирования такой культуры обеспечил научно-технический прогресс, создавший
невиданные по масштабу системы коммуникации и репродуктирования (массовая
пресса, книгоиздание, аудио- и видеозапись, радио и телевидение, ксерография,
телекс и телефакс, спутниковая связь, компьютерная техника, Интернет и т. д.).
Список литературы
1. Белокрылова О.С.,
Михалкина Е.В., Банникова А.В., Агапов Е.П. Обществознание. Ростов н/Д: Феникс,
2006.
2. Касьянов В.В.
Обществознание. Ростов н/Д: Феникс, 2007.
3. Кохановский В.П.,
Матяш Г.П., Яковлев В.П., Жаров Л.В. Философия для средних и специальных
учебных заведений. Ростов н/Д, 2008.
4. Кравченко А.И.
Обществознание. М.: Русское слово, 2006.
5. Курбатов В.И.
Обществознание. Ростов н/Д: Феникс, 2007.