Культурологические исследования
ФЕДЕРАЛЬНОЕ
АГЕНТСТО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОУ
ВПО «Пермский государственный университет»
Контрольная
работа
по
культурологии
ПОДГОТОВИЛА:
Ляхович Мария
2 к. экон.
фак. З/O спец. БАА
ПРОВЕРИЛ: Филиппов
С.М.
Пермь
2009
Структура и состав современного культурологического знания
Культурология и философия культуры, социология культуры,
культурная антропология. Культурология и история культуры. Теоретическая и
прикладная культурология.
Методы культурологических исследований.
Основные понятия культурологии: культура, цивилизация, морфология культуры,
функции культуры, субъект культуры, культурогенез, динамика культуры, язык и
символы культуры, культурные коды, межкультурные коммуникации, культурные
ценности и нормы, культурные традиции, культурная картина мира, социальные
институты культуры, культурная самоидентичность, культурная модернизация.
Типология культур.
Этническая и национальная, элитарная и массовая культура.
Восточные и западные типы культур. Специфические и "серединные" культуры.
Локальные культуры. Место и роль России в мировой культуре.
Тенденции культурной универсализации в мировом современном процессе.
Культура и природа. Культура и общество. Культура и глобальные проблемы
современности. Культура и личность. Инкультурация и социализация.
Понятия философия культуры, социология культуры, культурная
антропология. История культуры
Философия
культуры – система метафизических утверждений о сущности, генезисе и наиболее
общих законах культуры, прямо не опирающихся на эмпирические факты. Термин
введен немецким романтиком А. Мюллером.
Социология
культуры –это наука, рассматривающая строение и функционирование культуры в
связи с социальными структурами и институтами применительно к
конкретно-историческим ситуациям, взаимоотношения общества и культуры в целом.
Социология культуры относится к социологической теории среднего уровня.
Культурная
антропология - наука о культуре как совокупности материальных объектов, идей,
ценностей, представлений и моделей поведения во всех формах ее проявления и на
всех исторических этапах ее развития. В упрощённом понимании культурная антропология
занимается изучением поведения человека и результатов его деятельности. Как
самостоятельная дисциплина сформировалась в конце XIX века в основном в США. Основные представители:
Ф. Боас, Р. Бенедикт, М. Мид, Б. Малиновский, А.Р. Радклиф-Браун, Э. Б. Тайлор,
М. Мосс, Л. Леви-Брюль, К. Леви-Стросс.
История культуры – История культуры выявляет исторические типы
культур, их суть, а также моделирует цивилизации, характеризующие материальное и
духовное состояние народа, которое он достиг благодаря своей деятельности.
Теоретическая культурология – раздел культурологии, в котором
моделируются системные элементы, части, структуры жизнедеятельности людей.
Прикладная культурология исследует организацию и технологию общественной
жизни общества, она имеет практическую направленность.
Методы культурологических
исследований
·
Эволюционный
метод
·
Структурно-функциональный
метод
·
Диффузионизм
и символический интеракционизм
·
Диффузионизм
·
Символический
интеракционизм
Основные понятия культурологии: культура, цивилизация, функции
культуры, культурогенез, динамика культуры
Культура – 1) – действие по возделыванию, обработке чего-либо;
2) – общий образ жизни, специфический способ приспособления
человека к его естественному окружению и экономическим потребностям. (К.
Даусон);
3) – прочные верования, ценности и нормы поведения, которые
организуют социальные связи и делают возможной общую интерпретацию жизненного
опыта. (У. Бекет);
4) – путь от замкнутого единства через развитое многообразие к
развитому единству. (Г.Зиммель).
Цивилизация – это совокупность способов бытия и способов
деятельности группы людей, выражающихся в:
1) материальной жизни,
2) интеллектуальной жизни,
3) моральной жизни,
4) политической и социальной организации рассматриваемой группы. (Определение А. Ничифоро)
Функции культуры:
·
Гуманистическая,
или человекотворческая, - воспитание, взращивание, возделывание духа;
·
Гносеологическая,
познавательная – культура является своеобразной «базой данных» человечества,
собирая и сохраняя знания, полученные человечеством;
·
Коммуникативная
– выступает в качестве основного средства общения между людьми, т.к. воплощает
в себе объективное содержание эпохи, личностные переживания, взгляды и позиции
отдельных субъектов;
·
Семиотическая,
или знаковая, - одна из важнейших. Без изучения соответствующих знаковых систем
овладеть достижениями культуры невозможно;
·
Регулятивная
(нормативная) – связана с регулированием различных видов общественной и личной
деятельности людей, она поддерживается моралью и правом;
·
Адаптационная
– проявляется эффективном приспособлении индивида к требованиям общества,
приобретении им необходимого набора социальных черт, что формирует у него
ощущение психологической безопасности и комфорта.
Культурогенез – процесс возникновения, становления культуры;
процессы порождения новых форм культуры, проистекающие постоянно, а не
только на этапе зарождения культур.
Динамика культуры – описывает изменения культуры во времени и
пространстве. Важнейшие свойства культуры – ее подвижность и способность к
изменению и развитию. Эволюционная теория (Э. Тейлор, Ч. Спенсер, Л.Г. Морган и
др.) рассматривает динамику культуры в качестве линейного типа последовательных
изменений от простого к сложному. Выделение цикличности в динамике
социокультурных систем (О. Шпенглер, А. Тойнби, П. Сорокин, Н.Я. Данилевский,
А. Шлезингер, Э. Тоффлер и др.) позволило более объемно исследовать проблемы
роста или упадка культур, прогнозировать общие тенденции социального развития.
Новое видение мира культурных изменений открыла синергетика, которая вобрала в
себя достижения неравновесной динамики, теории управления, теории сложных
систем и информации. Она радикально изменила понимание отношений между порядком
и хаосом. Синергетической видение позволило объяснить многие феномены культуры,
как сложной системы, предсказать ряд ее существенных свойств и направлений
развития.
Типология культур. Этническая и национальная, элитарная и массовая
культуры. Понятие «осевого времени»
Этническая культура.
Особенности этнической культуры складывались исторически на
протяжении весьма длительного времени. Они определяются условиями
функционирования этнических общностей, где минимальной изменяемости
социально-экономических отношений соответствовала существенная инертность
информационной среды, наилучшим образом отвечавшая задачам сохранения
общественной системы. Естественно, эта система стремилась к самовоспроизводству,
стабильности, неизменности, т.к. информация, заключенная в ней, являлась
гарантом выживания первичного коллектива.
Национальная культура.
Если этническая культура, в силу совершенно объективных причин,
основывается на дифференцирующих началах, то формирование отношений, основанных
на интеграции, становится возможным в границах национальной культуры. Ее
становление происходит параллельно с формированием буржуазных наций и
соответствует приблизительно 18-му столетию.
Элитарная культура.
Элитарная культура – это высокая культура, массовой культуре
противопоставляемая не по характеру социального содержания, не по особенностям
отображения действительности, но по типу воздействия на воспринимающее
сознание, сохраняющего его субъективные особенности и обеспечивающего
смыслообразующую функцию. Ее основной идеал – формирование сознания, готового к
активной преобразующей деятельности и творчеству в соответствии с объективными
законами действительности.
Массовая культура.
Массовая культура выступает как особый способ освоения
действительности и адаптации к ней, возникающая на той стадии развития, когда
формируется массовое индустриальное общество. Особенностью массовой культуры
является демонстративная демократичность, ориентация на человека массы –
недифференцированного субъекта с невыраженным личностным началом, исключительно
высокая гибкость, способность трансформировать артефакты, созданный в рамках
других культур и превращать их в предметы массового потребления, коммерческий
характер.
Осевое время - эпоха основы человеческого бытия (800-200 гг.
до н.э.), выделяемая К.Ясперсом в работе "Смысл и назначение истории,
охватывает западные и восточные культуры; наступает после эпохи "Великих
культур древности", сменяется научно-технической эпохой;
Характеристики: формирование самосознания человека, общих духовных
основ человечества и мировых религий, элементов категориально-логического
аппарата, которым мы пользуемся и поныне; эта эпоха заложила основу превращения
локальной истории в единый мировой историко-культурный процесс, во всех
направлениях совершается переход к универсальности, всеобщности. На Западе, в
Греции и Риме - Парменид, Гераклит, Платон, Гомер, Фукидид, Архимед и др.; на
Востоке, в Китае - Конфуций, Лао-Цзы, в Индии - Будда, на Ближнем Востоке -
Заратустра, пророки Илия, Исайя, Иеремия и др. Все они в своем творчестве
одержимы общей идеей: осознать бытие в целом и отдельного человека.
Аккультурация, инкультурация
Инкультурация – освоение человеком того, что ему дано традицией.
Морфология культуры
Морфология культуры – раздел культурологии, изучающий состав и
типичные формы культуры. Предметом изучения выступает материальная и духовная
культуры с их формами и видами.
Литература
Костина А.В.
Культурология, М.:КНОРУС, 2008
Полищук В.И.
Культурология, М.: Гардарика, 1998
Филиппов С.
М. Типы культур: Учебное пособие – ПГУ, Пермь, 2007