Исламо-арабская культура. Искусство Европы XIX века: эволюция видов, жанров и стилей
КОНТРОЛЬНАЯ
РАБОТА
По предмету:
Культурология
Исламо-арабская
культура. Искусство Европы XIX века: эволюция видов, жанров и стилей
План
1.Исламо-арабская
культура
1.1 Восточная и
западная культура их отличия
1.2 Саудовская Аравия –
родина ислама. История. Как зародился ислам
1.3 Исламские
традиции и священные праздники
2.Искусство
Европы XIX века: эволюция видов, жанров и стилей
Список
литературы
1.Исламо-арабская
культура
1.1 Восточная и
западная культура их отличия
Исторически сложилось,
что восточная культура связана с древними цивилизациями Китая, Междуречья и
Египта. Впоследствии на их месте возникли общества мусульманской, индуистской,
буддистской и конфуцианской религиозно-культурных традиций. Несмотря на
самобытность этих культур, им присущи многие черты. Образцы поведения и нормы
морали передаются от поколения к поколению. Опыт предков рассматривается как
высшая ценность. Обычаи, ритуалы воспроизводятся в мельчайших деталях, иногда
подменяя собой содержание.
Научной рациональности
на Востоке противопоставляется нравственно-волевое начало. Большое внимание
уделяется саморазвитию личности. Отсюда установка на созерцательность,
безмятежность, мистицизм народов Востока.
Для Востока не
характерно разделение мира на природу и общество. Человек должен жить в
единстве с природой, стремиться к этому единству. Индивидуализм, стремление
противопоставлять себя другим на Востоке осуждается. Для восточных обществ
характерен коллективизм, приверженность человека своему коллективу – семье,
роду, общине, касте.
С этим связаны
особенности политического и социально экономического развития Востока. Для
восточных обществ не характерна демократия и стремление к экономическому
прогрессу, прежде всего. Разумеется, характеризуя восточные общества в целом
как «идеальный тип», мы не должны забывать о различиях между ними, о
своеобразии и неповторимости таких культур, как культур Китая, Индии, мусульманских
стран и других народов Азии.
Запад – это особый тип
развития культуры и цивилизации, который сформировался в Европе в XV – VII
веках. Западная культура начала формироваться в эпоху Античности и в Средние
века. Ее основными факторами стали демократия античного полиса, возникшее в
эпоху Античности теоретическое познание, христианство с его представлениями о
человеке как о свободной личности и моральными предписаниями.
Немецкий социолог М. Вебер
относил к основным ценностям западной культуры: динамизм и уважения личности;
индивидуализм, рационализм; идеал свободы, равенства, терпимости; уважение е
частной собственности.
Современную западную
цивилизацию можно назвать техногенной. Быстрое развитие прикладного знания,
техники и технологий, их применение в сфере производства и услуг – одна из
важнейших характерных черт этой цивилизации. Искусственная среда все больше
замыкает в себе жизнь человека, вытесняя природу.
Решающими факторами
развития западной цивилизации являются капиталистические отношения, политическая
демократия, правовое государство. Эти факторы обеспечивают быстрый рост
благосостояния на Западе и представляют собой целостную систему, которая не
может работать, если отсутствует какой-либо из трех основных элементов и
сформировавшаяся культура гражданского общества.
Саудовская Аравия –
полуостров, местные жители называют её «аль-Джара аль-араб» - «остров арабов».
Аравийцы, на самом деле считают свой край настоящим островом, отделенного от
прочего мира морями и пустынями. Эта отгороженность на протяжении тысячелетий
способствовала возникновению особой культурной среды.
В регионе – 6 монархических
режимов и каждый из них на свой лад пытается модернизировать патриархальный
арабский социум.
Короли, султаны, шейхи,
эмиры – ни в одном регионе нет такого числа самодержцев.
Приверженность такой
форме правления и стабильность самих монархий объясняют различными причинами:
например, тесной, специфической исламской связью религии и государства, при
котором власть опирается на нравоучения, а всякое сопротивление существующему
строю клеймится как ересь.
Другая версия.
Структура власти в них – это сложнейшие переплетения позиций и интересов
влиятельных семей и родов, которое удерживает систему равновесий. Сотни планов
получают государственную финансовую поддержку, а старейшины многих из них имеют
прямой доступ к монархам.
История. Как зародился
ислам?
Как свидетельствуют
археологи, люди обитали на полуострове еще в X-м тысячелетии до нашей эры.
Позже, ко II-му тысячелетию до нашей эры высокого уровня достигла культура
Аравии. Применялось алфавитное письмо, схожее с финикийским (писали аравитяне в
стиле бустрофедон, «поворот быка на пашне», чередуя направления). На юге
сложилась традиция монументальной архитектуры, а фрески и скульптуры динамично
и выразительно изображали людей и животных. Аравитяне называли себя
«аль-арабами» - «арабы» -- и были язычниками. В древней Мекке было выставлено
более 300 языческих идолов. Позднее, общаясь с греко-римским, а затем и
византийским миром, арабы познакомились с иудаизмом и христианством, распространившихся
на полуострове во II-V веках. С первых столетий н.э. Аравия утрачивает былое
величие. Хотя арабы, по словам Геродота, «никогда не были под игом персов» и
других иноземцев, полуостров оказался в центре ирано-византийского
противоборства. Вражеские нашествия II-VI веков разрушили торговые пути;
торговля и города пришли в упадок.
Взлет Аравии происходит
в конце VII века, когда на полуострове зарождается новая вера – ислам, история
возникновения которого связана с важнейшими событиями в жизни основателя
религии – Мухаммеда ибн Абдаллаха (около 570-632 гг.). Детство и отрочество
прошли в городе Мекка в Хиджазе (западная Аравия); его откровения и проповеди,
борьба мекканских верхов против учения, переселения Мухаммеда в оазис Ясриб
(Медина) в 622 году были прологом к стремительному росту популярности
мусульманства. Под знаменем ислама пророк собрал племена и создал
централизованное государство, объединившую всю Аравию.
В результате арабских
завоеваний ислам распространился на Ближнем и Среднем Востоке, позднее в
некоторых странах Дальнего Востока, Юго-Восточной Азии, Африки. Главные
принципы ислама изложены в Коране. Основные догматы – поклонение единому
всемогущему Богу-Аллаху. Мусульмане верят в бессмертие души и загробную жизнь. В
8-9 веке возникло мистическое течение – суфизм. В 10 веке создана система
теоретического богословия – калам; правовая система ислама разработана в
шариате.
1.3
Исламские традиции. Их отношения к женщинам и священные праздники
Пять основных
обязанностей, предписанных приверженцам Ислама:
1.
Вера
в то, нет Бога кроме Аллаха, Мухаммед есть посланник Аллаха (шахада);
2.
Пятикратное
ежедневное совершение молитвы (салаты);
3.
Милостыня
в пользу бедных (закат);
4.
Пост
в месяце рамазан (саум);
5.
Паломничество
в Мекку, хотя бы единожды в жизни.
Паломничество в первый
храм Аллаха совершается накануне праздника Курбан-байрам. Миллионы паломников
приезжают к главной святыне ислама.
Курбан-байрам –
(тюркский) (арабский – ид аль-адха), ежегодный праздник жертвоприношения у
мусульман, отмечаемый 10-го числа 12-го месяца мусульманского лунного
календаря.
День великого
праздника начинается с похода в мечеть, где мусульмане воздают хвалы Всевышнему
Аллаху и раздают милостыню. После этого надлежит посетить своих родственников и
друзей. Основным действом Курбан-байрама является жертвоприношение. Мясо
приносится в жертву Единому Богу и по обычаю делится на три части: одну часть
отдают бедным, вторую подают на стол как угощение для родственников, друзей и
соседей, а третью мусульманин оставляет себе.
Обряд принесения
жертвы сопровождается хвалой Господу, сохранившему жизнь Исмаилу, который стал
предком арабского народа и, впоследствии, пророка Мухаммеда. Жертвоприношение –
это большое благодеяние для мусульманина, потому как с первыми брызгами
жертвенной крови все грехи человека прощаются. В качестве жертвенного животного
подходят верблюды, коровы (быки), бараны или козы. Верблюда и корову режут за
семерых человек, а барана и козу – за одного. Жертвенное животное должно быть
взрослым и не иметь никаких физических недостатков.
Курбан-байрам –
праздник заботы о ближнем, единения семьи и покорности Всевышнему. В каждом
доме царит атмосфера гостеприимства и щедрости.
2. Искусство
Европы XIX века: эволюция видов, жанров и стилей
В первой половине XIX
столетия в Европе развернулось невиданное по размаху
градостроительство. Большинство европейских столиц — Париж, Санкт-Петербург,
Берлин — обрели свой характерный облик; в их архитектурных ансамблях усилилась
роль общественных зданий. Для Европы вторая половина XIX века
— время активных социальных преобразований и быстрого развития промышленности.
Во Франции на смену республиканскому строю, установленному революцией 1848 г.,
пришла империя Наполеона III (1852—1870 гг.).
Развитие промышленности
во второй половине XIX в. вызвало приток населения в города. Старые города
Европы росли и перестраивались. Тогда появилась новая форма жилого здания -
доходный дом, где квартиры сдавались внаём жильцам разного достатка. Из-за
дороговизны земли застройка становилась плотнее, дома поднимались ввысь — так
формировался современный тип западного многоэтажного города. Архитектура рубежа
XIX—XX вв. — особое явление в истории мирового зодчества. Самоназвание стиля
архитектуры этого периода — модерн — свидетельствует о признании за ней
принципиальной новизны, непохожести на известные в прошлом стили. Своеобразие
архитектуры модерна — в окончательном преодолении влияния античного ордера, в
виртуозном владении разнообразными средствами декоративного оформления фасадов
и интерьеров зданий.
Именно тогда в кругу
французских поэтов, в числе которых были Поль Верлен, Артюр Рембо, Стефан
Малларме, родилось новое художественное течение — символизм (от греч.
«симболон» — «знак», «символ»), ведущий искусство в мир мечты и фантазии,
видений и грёз. Ведь в основе художественного творчества, по мнению
символистов, должно лежать не раж следование реальной форме, а стремление
проникнуть в то, что скрывается за этой формой, в тайную, непознаваемую разумом
сущность явлений «изначальную идею».
Искусство, утверждали
символисты, это идеи, облечённые в форму символов. Таким образом,
художественный символ служит средством выражения и изображения смысла,
выходящего за пределы обыденного« Художник открывает его интуитивно, в момент
творческого озарения.
Возникнув в
литературной среде, символизм вскоре захватил театр, музыку, живопись и
превратился в широкое культурно-философское направление. Символизм черпал
вдохновение в религии и мифологии, истории и народном творчестве. И, конечно
же, в самой природе.
Под влиянием эстетики
символизма на рубеже XIX—XX вв. в архитектуре, изобразительном и
декоративно-прикладном искусстве сформировался стиль модерн (франц. «новейший»,
«современный»). Впрочем, в различных странах он именовался по-разному. В Англии
и Франции – «ар нуво» (франц. Art
nouveau — «новое искусство»)
по названию магазина «Maison
de L’Art
Nouveau»», открытого в Париже
английским антикваром Сэмюэлом Бингом. В Германии это был «югендстиль», чьё
наименование произошло звания мюнхенского журнала «Югенд» (нем. Jugend
— «молодой») пропагандировавшего новое искусство. В Австро-Венгрии существовал
Сока (нем. Sezession, от лат. secessio
— «уход») — творческое объединение венских художников, архитекторов и
дизайнеров.
Первые признаки нового
стиля в живописи, архитектуре и декоративно-прикладном искусстве появились во
многих странах Европы практически одновременно — в конце 80-х гг. XIX веке.
Модерн начался в графике и прикладном искусстве, исподволь заявляя о себе
импульсивными, нервными линиями, украшавшими книжные, журнальные обложки,
броскими пятнам афиш, мистическим мерцанием цветного стекла витражей и посуды.
В начале XX в. модерн
распространился в странах Восточной Европы и Скандинавии, а также в Северной
Америке. Перед Первой мировой войной этот стиль обозначил свои возможности и
пределы. Но война с жестокой очевидностью показала, насколько бесперспективным
в то время было отвлечённое искусство. Модерн умер, началось XX столетие.
Список литературы
1.Иллюстрированный
энциклопедический словарь. Под ред. Прохорова А.М.
2.Журнал «GEO»
№7,2001 год.
3.Серия книг
«Штрихи времени. Мировая история в датах». Изд. «Росмен»