Городецкая роспись
Муниципальное
среднее образовательное учреждение «Школа № 18» городского округа город Салават
Республики Башкортостан
Реферат
на
тему “Городецкая роспись”
Выполнила работу:
ученица 9. Д класса
Шишкина Виктория.
г.
Салават - 2010 г.
Городецкая роспись
На левом берегу Волги, чуть выше Нижнего
Новгорода, раскинулось большое село Городец, основанное еще в XII веке. Места
по берегам Волги были выгодные для развития торговли - рядом Макарьевская,
крупнейшая в России, ярмарка. Поэтому среди населения стали быстро развиваться
разные ремесла: в самом Городце были и кузнецы, и пряничники, и красильщики.
Особенно же много было плотников и резчиков по дереву: лес давал дешевый
материал, Промыслом также занимались и крестьяне всех окрестных деревень вокруг
Городца: одни вырезали ложки, другие точили миски и чашки, а третьи изготовляли
орудия труда для прядения и ткачества. На заволжских землях хорошо родился лен,
женщины пряли нитки и ткали холсты на продажу, поэтому резчикам и живописцам
работы хватало.
За короткий промежуток времени художники в
совершенстве овладели живописным мастерством. Хотя изображения сохраняют в
основном плоскостной характер, вместо светотени все большую роль начинают
играть переходные оттенки и оживки. Меткость и гибкость линии, тонкость штриха,
уверенность и легкость мазка порой граничат с виртуозностью. Изделия небольшого
размера или утилитарного назначения (солонка, сундучок для детских игрушек),
как правило, расписаны растительными узорами, в которых белыми штрихами разделаны
цветок розы, листья, ветки, оперение птиц. В декоративных панно сюжет чаще
всего развертывается то в два-три яруса, то в нескольких сценах, то в единой
декоративной картине. Люди изображаются в костюмах, сохраняющих черты одежды
прошлого столетия. Если действие происходит внутри здания, то интерьер
помещений напоминает какую-то старинную архитектуру с причудливыми колоннами,
арками, а свободное пространство заполняется растительными орнаментами. Все
создает впечатление праздности, нарядности от контрастов красок и от фантазии.
Сегодня традиционный народный художественный
промысел "Городецкая роспись" развивается в исторически сложившимся
центре ее возникновения и бытования, как искусство оформления плоских
поверхностей. Не нуждающаяся в термообработке роспись позволяет мастерам
использовать самые разнообразные формы, цвета, оттенки. Богатство ее палитры
беспредельно и вот уже 60 лет мастера фабрики "Городецкая роспись"
сохраняют и развивают традиции этого народного художественного промысла.
Городецкая
роспись по дереву, традиционный художественный промысел, получивший развитие в
середине 19 века в деревнях по реке Узоле в окрестностях Городца
<http://www.megakm.ru/bes_98/encyclop.asp?Topic=topic_goro9>
Нижегородской области.
Возникновение
росписи берет начало в производстве Городецких прялочных донец
<http://www.megakm.ru/bes_98/encyclop.asp?Topic=topic72_o_226>,
инкрустированных мореным дубом и украшенных контурной резьбой. В отличие от
широко распространенных прялок, вытесанных из единого деревянного монолита,
Городецкие прялки состояли из двух частей: донца и гребня. Донце представляло
собой широкую доску, суживающуюся к головке с «копылком» пирамидальной формы, в
отверстие которого вставлялась ножка гребня. Когда на прялке не работали,
гребень вынимался из копылка, и донце вешалось на стену, становясь своеобразным
декоративным панно.
В
середине прошлого века мастера стали оживлять инкрустированные донца сначала
только подкраской фона, затем резьбы, а впоследствии и введением красочных
сюжетных рисунков. Самое раннее подобное донце, сохранившееся до наших дней,
было изготовлено мастером Лазарем Мельниковым в 1859 году. Постепенно роспись,
технологически более простая, окончательно вытеснила трудоемкую инкрустацию.
В
роспись Городецкие мастера перенесли не только сюжеты, ранее используемые в
инкрустации, но и обобщенную трактовку образов, подсказанную приемами резьбы. В
росписи использовались яркие сочные краски красного, желтого, зеленого, черного
цветов, замешанные на жидком столярном клее. Со временем ассортимент
расширился; помимо традиционных прялочных донец стали изготовлять и расписывать
короба-мочесники, деревянные игрушки, мебель, даже части дома ставни, двери,
ворота. В 1880 году в промысле было задействовано около 70 человек из семи
соседних деревень. В числе старейших мастеров, ставших зачинателями Городецкой
росписи, сохранились имена братьев Мельниковых и Г. Полякова, позже к ним
присоединились живописцы, сохранившие секреты промысла в начале 20 века И. А.
Мазин, Ф. С. Краснояров, Т. Беляев, И. А. Сундуков.
Постепенно
выработались самобытные приемы Городецкой росписи, по своей многоэтапности
близкие к профессиональной живописи. Первоначально производится окраска фона,
которая является и грунтовкой. По цветному фону мастер делает «подмалевок»,
нанося крупной кистью основные цветовые пятна, после чего более тонкими кистями
моделирует штрихами форму. Заканчивает роспись «разживка» белилами и черным
цветом, объединяющая рисунок в одно целое. Готовый сюжет обычно заключают в
графическую рамочку или обводку. В Городецкой росписи существует много
простейших орнаментальных мотивов розы-купавки, бутоны, травки.
С
развитием промысла значительно обогатились и сюжеты росписи, заимствованные,
видимо, из лубочных картинок. Помимо традиционных коней появились чаепития,
гулянья, сценки из городской жизни, персонажи народных сказок, батальные сцены,
навеянные Русско-турецкой войной.
Городецкий промысел просуществовал около
пятидесяти лет. Его расцвет приходится на 1890-е годы, когда выработка донец
доходила до 4 тысяч в год, но уже к началу 20 века промысел пришел в упадок.
После I мировой войны
расписное производство полностью прекратилось, и даже самые знаменитые
живописцы были вынуждены искать иной заработок.
Возрождение Городецкой росписи связано с именем
художника И. И. Овешкова, приехавшего в Горьковскую область в 1935 году из
Загорска. Его стараниями в деревне Косково была открыта общественная
мастерская, объединившая старых живописцев. Овешков принял на себя не только
руководство работой мастерской, но и организовал профессиональное обучение
художников. При его непосредственном участии началось расширение ассортимента
расписных изделий шкатулки, настенные шкафчики для посуды, детские стульчики,
складные ширмы. В 1937 году Городецкие мастера участвовали в выставке «Народное
творчество», проходившей в Третьяковской галерее в Москве, где рядом с донцами
19 века демонстрировались современные изделия
В 1951 году в селе Курцево была открыта
столярно-мебельная артель «Стахановец», которую возглавил потомственный Городецкий
живописец А. Е. Коновалов. Артель занялась изготовлением мебели с мотивами
традиционной росписи шкафов, тумбочек, табуретов, столиков; ассортимент
постоянно расширялся. В 1960 году артель преобразовалась в фабрику «Городецкая
роспись».