Место Северной и Южной Кореи в мировых экономических связях. Сравнительная характеристика
Министерство общего и профессионального
образования РФ
Уральский государственный технический университет
Реферат по дисциплине “Международные
экономические отношения”
Тема: Место Северной и Южной Кореи в мировых экономических связях. Сравнительная
характеристика
Студент 2 курса гр. И-271 Порцев Д.С.
Преподаватель Ямпольская Н.М.
Екатеринбург
2003
Содержание.
1.
Введение
2.
Особенности экономики двух
государств.
3.
Внешние экономические
связи Северной и Южной Кореи.
4.
Перспективы и тенденции
развития Корейского полуострова.
5.
Экономические показатели
Корей, сравнение с уровнем развитых стран.
6.
Заключение.
7.
Список использованной
литературы.
1.
Введение.
В 1945 году, после освобождения Кореи
от японских оккупантов происходило формирование: на севере страны просоветского
– социалистического типа правления, так как в этом регионе оставались части
Красной армии; на юге прозападного типа, так как там в 1945 году высадились военные
части США.
В 1950 – 1953 годах имел место
вооружённый конфликт между Севером и Югом. Север пытался навязать Югу свой тип
и объединить страну. Армии США и ООН защищали Южную Корею от нападок Северной
Кореи, которой в свою очередь помогали КНР и СССР.
9 Сентября 1948 года была создана
КНДР – Корейская Народная Демократическая Республика на Севере.Она занимает
площадь 120,54 тысяч км2.
Население: 21.687.55 тысяч чел.
примечание: горные районы изолированы и скудно населены
Возрастные категории:
0-14 лет - 26% (мужчины 2.843.250; женщины 2.705.206)
15- 64 года - 68% (мужчины 7.223.364; женщины 7.502.094)
65 лет и старше - 6% (мужчины 448.242; женщины 965.394)
Средняя продолжительность жизни: 71 год
мужчины - 68 лет
женщины - 74 года
Национальность: кореец, корейка (житель, жительница Северной Кореи)
Этнические группы: корейцы 99%, прочие (маленькие китайские общины и этнические
японцы) 1%
Религии: буддизм и конфуцианство, чхондоге, христианство, традиционные
верования;
Языки: корейский (официальный), китайский
Уровень грамотности: 99 %
Природные богатства: уголь, свинец,
вольфрам, цинк, графит, марганец, железная руда, медь, золото, пирит, соль,
флюорит, гидроэнергия;
Использование земли:
пахотная земля - 12%
под постоянный урожай - 2%
под постоянные пастбища - 0%
заповедники и леса - 61%
остальное - 23%.
Столица: Пхеньян.
Порта и гавани:
Чонджин, Хамхунг, Кимчаек, Косонг, Унгсанг, Вонсан.
Экономика КНДР сильно
милитаризована и засекречена, поэтому о центрах концентрации производства
сложно судить.
После объявления
независимости КНДР в 1948 году Республика Корея стала занимать площадь 98,48
тысяч км2.
Столица: Сеул.
Население 47.471 тысяч
чел.
Возрастные категории:
0-14 лет - 22% (мужчины 5.471.520; женщины 4.867.688)
15- 64 года - 71% (мужчины 17.155.401; женщины 16.662.227)
65 лет и старше - 7% (мужчины 1.274.943; женщины 2.039.190)
Средняя продолжительность жизни: 75 лет
мужчины - 71 год
женщины - 79 лет
Национальность: кореец, корейка (житель, жительница Южной Кореи)
Этнические группы: корейцы 99,9%, прочие (20 тыс. китайцев) 0,01%
Религии: христианство 49%, буддизм (махаяна) 47%, конфуцианство 3%, шаманство,
чхондоге 1%
Языки: корейский (официальный), английский широко используется и преподается в
средних и высших учебных заведениях;
Уровень грамотности: 98 %
Природные богатства: уголь, вольфрам, графит, молибден, свинец,
потенциальная гидроэнергия;
Использование земли:
пахотная земля - 19%
под постоянный урожай - 2%
под постоянные пастбища - 1%
заповедники и леса - 65%
остальное - 13%
Экономики
двух стран сильно отличаются друг от друга, у каждой из них свои особенности.
2.
Особенности
экономики двух государств.
Северная Корея.
Экономика
Северной Кореи одна из самых центрально-управляемых и изолированных в мире.
Экономические искажения и нежелание правительства публиковать отчеты сокращают
количество доступной достоверной информации. Почти вся промышленность находится
в собственности государства. Режим продолжает делать акцент на тяжелой и
военной промышленностях в ущерб легкой и остальным необходимым отраслям.
Основная отрасль промышленности: военная промышленность.
Милитаризация общества неизбежно приводит к контролю над всеми
работающими в политической и экономической системах. Милитаризация
предусматривает использование людских и материальных ресурсов общества для
военных целей. Это можно оценить, сравнивая количество военнослужащих и
численность всего населения, также как уровень военных расходов в НВП и
государственный бюджет.
В 1997 году численность людей, служащих в армии и занятых в
военно-промышленном комплексе Северной Кореи составила 36 % от общей
численности населения страны, военные расходы составили 27 % от НВП и 52 % от
бюджетных средств. Человеческие, материальные и другие ресурсы Северной Кореи,
сосредоточенные в армии и ВПК с избытком перекрывают расходы на существование
их в условиях мирного времени. Любое регулирование распределения ресурсов
потребует изменений в политике Северной Кореи, опирающейся на военную
стратегию, по направлению к политике, ориентированной на восстановление
экономики.
Оборонная промышленность является основой военного комплекса страны и
развивается в соответствии с изменениями в военных расходах, в то время как
изменения в военных расходах связаны регулированием вооружённых сил. Сокращение
военных расходов приведёт к падению закупок вооружения, сокращению внутреннего
производства и импорта.
Существуют различные мнения по поводу экономического значения военных
расходов. Некоторые учёные говорят о том, что инвестиции в оборонную
промышленность создают добавочную экономическую стоимость, поддерживает
занятость, развивает технологии, которые могут быть применены в частном секторе
экономики. Другие полагают, что выгоды от таких инвестиций значительно меньше,
чем в том случае, когда инвестируется непосредственно частный сектор. Нынешний
уровень дискуссий отдаёт предпочтение последней точке зрения. Эта тенденция
игнорирует политическую и военную необходимость инвестирования в оборонную
промышленность. Система, которая в качестве приоритета выдвигает военные цели и
ценности, делает акцент на оборонных расходах, которые превышают эффективность
экономики страны.
Оборонная индустрия Северной Кореи состоит из непосредственно оборонных
предприятий и «частных» фирм, вовлечённых в производство объектов, военного
назначения. Согласно данным, предоставленным северокорейским перебежчиком Хван
Чан Ёпом, Северная Корея продолжает отдавать приоритет производству военной
продукции даже после принятия плана «параллельного развития экономики и военного
комплекса» на 14-й сессии 4-го Собрания Трудовой партии Кореи в 1967 году.
Вся производимая продукция является объектом военного контроля. В
условиях, когда военному производству уделяется первостепенное внимание,
возникает дефицит невоенной продукции. Те руководители предприятий, кто
отказывается или не выполняет план военного заказа, подвергаются наказанию. В
Северной Корее все промышленные предприятия являются действующей частью
военно-промышленного комплекса.
Остальные отрасли промышленности: машиностроение, электричество,
химическая промышленность, горнодобывающая промышленность (уголь, железная
руда, магний, графит, медь, цинк, свинец, драгоценные металлы), металлургия,
текстильная промышленность, пищеперерабатывающая, туризм;
Экономика
Северной Кореи на сегодняшний день находится в глубоком застое, сложность
ситуации усугубляется недостаточным количеством энергии, устаревшим
оборудованием и отсутствием новых инвестиций. За последние годы улучшилось
состояние сельскохозяйственного сектора, однако производство зерна все еще на 1
млн. тонн меньше необходимого количества. Страну выручает постоянный поток
продовольственной международной помощи. В стране очень высокий уровень
смертности от голода и заболеваний, вызванных недоеданиями.
Южная Корея.
Как
один из Четырех Драконов Восточной Азии, Южная Корея достигла невероятных
экономических успехов. Три десятилетия тому назад, уровень дохода на душу
населения можно было сравнить с самыми бедными странами Африки и Азии, а
сегодня по этому показателю Южная Корея превышает в 7 раз Индию, в 13 раз
своего соседа Северную Корею и находится на уровне развитых стран Европейского
Союза. Такой успех в конце 80-х был достигнут во многом благодаря тесным
взаимовыгодным связям между государством и бизнесом, включающим прямые
кредитования, ограничения по импорту, спонсорство определенных направлений
промышленности, и, конечно, благодаря трудолюбию нации. Финансовый кризис 1997
- 1999 годов, тем не менее, проявил слабые стороны экономики страны, среди
которых большие иностранные займы и слабое управление в финансовом секторе. К
1999 году удалось восстановить финансовую стабильность, превратив ощутимое
падение 1998 года в стремительный рост в 1999. Сеул призвал крупнейшие
финансовые и торговые группы к сотрудничеству в укреплении и переустройству
экономики, а конгломераты средних размеров на осуществление разных
экономических программ вместе с банками страны.
Особенностью экономики Южной Кореи является значительная роль
государства в управлении экономическими процессами. Правительственный контроль
над развитием хозяйственной сферы был предусмотрен основным законом страны.
Капиталистические отношения «насаждались» сверху, и одновременно происходило их
становление в недрах хозяйственного механизма при повышенной роли внешнего,
эндогенного фактора. Государство обеспечивало централизованное воздействие на
сферу социально-экономических решений, что проявлялось в стимулировании
развития крупнейших объединений, слияния банковского и промышленного капитала,
создании государственного сектора. Оно стремилось не допускать разорения мелких
предпринимателей, чтобы избежать переполнения рынка труда безработными.
При
направляющем воздействии государства происходило развитие капитализма в
сельском хозяйстве
Процессы
концентрации и централизации капитала привели к возникновению крупных финансово-промышленных
групп – чиптан, или чеболь. Они сформировались на базе торговых фирм и включают
компании различных различных отраслей, являясь огромными конгломератами. Примерно
50 групп играют доминирующую роль в хозяйстве страны, в их число входя «Хёнде»,
«Самсунг», «Деу».
Модель
экономического развития Южной Кореи имеет много общего с японской, но роль
правительства в регулировании экономики здесь была значительно выше. Широко
использовались диктаторские методы руководства. Так, в 1978 году, когда многие
южнокорейские фирмы не могли погашать свои иностранные долги, президент
освободил их от выплаты процентов внутренним инвесторам и от погашения
задолженности. Длительное время внутренние инвесторы получали отрицательный
реальный процент на сбережения. Всё было направлено на мобилизацию ресурсов.
С
1987 года сделаны шаги по ослаблению государственного регулирования,
предприняты меры по либерализации и созданию более открытой для иностранных
производителей экономики. Этот процесс получил новый импульс после финансового
кризиса 1997 года. Произошли изменения в производственной структуре чеболь.
Освободившись от части профильных предприятий, они приблизились по своей
структуре к промышленным концернам. Одновременно увеличился непосредственный
контроль пяти крупнейших чеболь над кредитной сферой.
3.
Внешние
экономические связи Северной и Южной Кореи.
Во внешних экономических связях Южная и Северная
Корея также значительно отличаются друг от друга.
Экономическое
положение КНДР все годы существования этого государства зависело от иностранной
экономической помощи. Сперва ее предоставляли идеологически близкие Китай и
СССР. После распада СССР Северная Корея вынуждена была обратиться за помощью к
странам, которые северокорейская пропаганда называла и продолжает называть
врагами - к Южной Корее, Западной Европе, США и Японии.
СССР
и Китай активно поддерживали КНДР в 1950-1960-е годы. СССР рассчитывал
оказывать особое влияние на Корею, поскольку Ким Ир Сен одно время носил погоны
капитана советской армии, а его сын - нынешний глава КНДР - Ким Чен Ир -
родился под Хабаровском и учился в советской школе. В частности, во время
Корейской войны на стороне северокорейской армии воевали тысячи советских
военных инструкторов и регулярные части армии КНР. Войска КНДР были оснащены
советским оружием. В 1950-1970-е годы внешняя политика КНДР заключалась в
лавировании между Китаем и СССР, ставшими к тому времени из союзников -
врагами. Фактически, КНДР таким образом вымогал у СССР и Китая экономическую,
технологическую и военную помощь.
После
окончания Холодной войны, валовый внутренний продукт (ВВП) КНДР, который
традиционно рос примерно на 2% в год, начал резко снижаться. Причиной этого
стало прекращение советской помощи, которая выражалась, в частности, в покупке
северокорейских товаров по льготным ценам. К примеру, если в 1990 году объем
торговли между СССР и КНДР составлял $2.5 млрд., то в 1991 году упал до $365
млн. Уже в 1990 году ВВП Северной Кореи снизился на 3.7%. Резко вырос объем
внешнего долга. Если в 1990 году он составлял $7.86 млрд., что составляло 34%
ВВП, то в 1998 году увеличился до $12.1 млрд. или 96% северокорейского ВВП. По
различным оценкам, северокорейский долг России составляет $3 - 5 млрд. и не
имеет тенденции к погашению.
В
1993 году северокорейское руководство обратилось за помощью к международному
сообществу, а также прибегло к шантажу. В 1993 году КНДР вышла из Договора о
нераспространении ядерного оружия, к которому присоединилась в 1985 году. США и
Северная Корея начали переговоры о предоставлении американской экономической
помощи. В результате посреднической миссии экс-президента США Джимми Картера, Северная
Корея согласилась заморозить свои военные атомные программы и начать переговоры
с США. В результате переговоров был достигнут компромисс: КНДР обязалась
заморозить свои ядерные объекты и в перспективе закрыть их. США обязались
снабжать КНДР мазутом для отопления населенных пунктов страны (500 тыс. т.
ежегодно), а также (совместно с Южной Кореей и Японией) финансировать
строительство двух ядерных реакторов на легкой воде, с помощью которых
невозможно производить оружейные ядерные материалы. Кроме того, США, Япония и
Южная Корея обязались предоставить КНДР продовольственную помощь.
В
1996 году КНДР получила 900 тыс. т продовольствия, в 1997 году - 1.2 млн., в
1998 году - 1.3 млн. Для сравнения, в середине 1990-х годов Северная Корея
производила не более 3 млн. т . зерна в год. По данным Агентства США по
Международному Развитию The U.S. Agency for International Development, за
период с 1994 по 2002 год США оказали помощь КНДР в размере $620 млн. Таким
образом, Северная Корея стала крупнейшим получателем американской помощи в
странах Азии. Несмотря на то, что в 2001 году в КНДР был собран хороший урожай,
в стране продолжает ощущаться недостаток продовольствия. По данным ООН,
Северная Корея до сих пор нуждается в иностранной продовольственной помощи -
как минимум, она должна составлять 1.5 млн. т зерна ежегодно. По оценкам
южнокорейских исследователей, если США прекратят предоставлять КНДР
продовольственную помощь, от голода умрут 300-400 тыс. северокорейцев. Некоторые
аналитики считают, что нынешний ядерный кризис, спровоцированный КНДР, является
очередной попыткой получить экономическую поддержку от США и их союзников.
Северная
Корея придерживалась позиции самообеспечения, получая всё остальное, что не
производила сама от СССР по льготным ценам. В данный момент такая позиция
нежизнеспособна, КНДР имеет партнёров по импорту и экспорту.
Партнёры
Северной Кореи по импорту: (нефть, коксующийся уголь, машинное оборудование,
товары народного потребления, зерно) Китай 33%, Япония 17%, Россия 5%, Южная
Корея 4%, Германия 3%.
Партнеры
по экспорту: (минералы, металлургические продукты, промышленные товары, включая
вооружение, сельскохозяйственные товары и рыбные продукты) Япония 28%, Южная
Корея 21%, Китай 5%, Германия 4%, Россия 1% .
Развитие
хозяйства Южной Кореи во многом определялось расширением её внешнеэкономических
связей.
Южная
Корея не относится к странам свободного торгового режима. Правительство, играя
доминирующую роль в экономике, осуществляет прямой и косвенный контроль во
внешнеэкономических связях, до недавнего времени внешнеторговая политика по
существу представляла систему протекционистских методов развития экспорта и
лицензирования импорта.
Внешняя
торговля занимает важнейшее место в системе внешнеэкономических связей страны.
Она развивалась высокими темпами. В 80—90-х годах темпы внешней торговли в
1,2—2,7 раза превосходили темпы Прироста ВВП. Так, в 80-е годы среднегодовой
прирост экспорта составлял 14,5, в 90-е - 15,6% (60-е - 33,4%, 70-е - 39,8%).
Быстрый рост внешней торговли явился результатом воздействия различных факторов
и условий, 51 том числе внешнеторговой политики, на процесс формирования и расширения
экспортного потенциала страны.
Высокие
темпы внешнеторгового оборота привели к росту значения Южной Кореи на мировых
рынках. Ее доля в мировом экспорте возросла с 0,04% в 1962г. до 1,1 в 1980 г.,
1,9 — в 1990 г. и 3,3% — в 1998 г. Увеличилась вовлеченность страны в
международное разделение труда, о чем свидетельствует коэффициент эластичности
экспорта и импорта по отношению к ВВП и рост экспортной и импортной квот.
Экспортная квота достигла 35-41% ВВП (1960 г. - 1,1%; 1980 г. - 30,1%) и несколько
уступает соответствующим показателям некоторых малых развитых стран. Импортная
зависимость остается традиционно более высокой, но разница в показателях
значительно сократилась. Экспортно-ориентированное производство усилило
зависимость страны от состояния мирового хозяйства, от характера и масштабов
внешнеэкономических связей.
Существенные
изменения произошли в структуре внешней торговли. В товарной. структуре
экспорта существенно увеличилась доля продукции материалоемких и наукоёмких
отраслей и сократилась доля трудоемкой продукции. Изменения в товарной структуре внешней торговли отразили отраслевые
сдвиги в производстве.
Товарная
структура экспорта, в %
Товарные группы
|
1980
|
1990
|
1995
|
1998
|
Продовольствие
|
6,0
|
3,5
|
2,4
|
,2,0
|
текстиль
|
28,2
|
21,4
|
13,8
|
14,4
|
обувь
|
5,0
|
6,2
|
1,5
|
0,3
|
химия .
|
1,6
|
3,7
|
7,0
|
7,6
|
металлы
|
14,5
|
8,7
|
5,4
|
7,5
|
машины и
оборудование, транспортные средства .
|
—
|
39,3
|
52,5
|
49,1
|
Общее машиностроение
|
—
|
1,5
|
2,3
|
2,4
|
Конторское оборудование
|
—
|
4,1
|
4,0
|
4,1
|
Телекоммуникационные
и музыкальное оборудование
|
—
|
9,6
|
7,0
|
5,9
|
транзисторы
|
8,2
|
15,5
|
14,7
|
электромашиностроение
|
—
|
22,7
|
18,5
|
11,8
|
автостроение
|
—
|
5,1
|
8.1
|
9,2
|
судостроение
|
—
|
5,6
|
4,4
|
6,0
|
Быстрый
рост базовых отраслей машиностроения со второй половины 70-х годов позволил
Южной Корее выйти на внешний рынок поставщиком различного вида машин и оборудования.
наиболее динамичной и перспективной статьей экспорта продукции обрабатывающей
промышленности стали электронные и электротехнические изделия (телевизоры,
радиоприемники, кассетные магнитофоны, оборудование для дальней связи, оргтехника).
Доля электроники и электротехники увеличилась до 25% экспорта. До середины 80-х
годов в его структуре занимала важное место бытовая электроника. В последующие
годы электронные компании направили усилия на производство телекоммуникационного
оборудования, средств автоматизации производственных процессов. В 90-е годы
произошел переход к вывозу более дорогостоящего оборудования по сравнению с новой
техникой. Среди электронных товаров наиболее высокой конкурентоспособностью
обладают полупроводники.
В
группе транспортных средств помимо судостроения важное место занял вывоз автомобилей
и запчастей к ним — свыше
9% всего экспорта.
По
отдельным товарам южно-корейские компании заняли
прочные позиции на мировом рынке: золотые изделия —23,3%
суда — 18,6%, транзисторы, электронные лампы — 10,3%,
вычислительная техника — 3%. Но эти товары испытывают
растущую конкуренцию со стороны других стран.
В
структуре импорта основное место занимают промышленное оборудование, сырье и продовольственные
товары. Значительная часть промышленных материалов и топлива реэкспортируются.
Удельный вес сырья и топлива превышает треть импорта. По ввозу круглого леса,
каменного угля, железной руды, хлопка, кукурузы, нефти Южная Корея выступает на
мировых рынках вторым — четвертым по величине импортером в мире. Это
предопределяет ее высокую зависимость от колебаний цен на сырьевые товары.
Южно-корейские
компании закупают за рубежом значительную часть специального оборудования и
машин высокой сложности. Объем ввоза машин и оборудования достигает 37%ого
объема импорта. За счет импорта удовлетворялось до спроса на промышленное
оборудование.
В
основе конкурентных преимуществ южно-корейских товаров длительное время
находились низкие издержки на рабочую силу, а также прямое и косвенное
субсидирование. В экспортных отраслях были наполовину снижены налоги, сняты пошлины
На ввоз сырья и полуфабрикатов, необходимых для производства товаров на
экспорт. На осуществление экспортных операций предоставлялись льготные ссуды. С
середины 80-х годов значение вышеуказанных факторов снизилось. Только за 1980— 1993
гг. реальная заработная плата в промышленности увеличилась в 5,4 раза, а
выработка на занятого — в 4,8 раза. Издержки на рабочую силу для чеболь
увеличились еще больше в связи с отчислениями на социальные нужды, в частности,
на субсидирование жилищных расходов рабочих. У южно-корейских экспортеров
понизился ценовой фактор. Усложнение проблем конкуренции, давление
предпринимателей заставляют правящие круги изыскивать пути ослабления
установок в сфере занятости.
Главными
торговыми партнерами Южной Кореи на всех этапах индустриализации выступали
Япония и США. Развивающиеся страны АТР сыграли роль поставщиков таких товаров,
как нефть и другое минеральное сырье, рынков сбыта промышленных товаров. На
долю Японии в 1998 г. приходилось 9,2% южно-корейского экспорта и 18,1%
импорта, на долю США соответственно — 17,2 и 21,9%. В связи с укреплением конкурентных
позиций южно-корейских компаний на мировых рынках США ужесточили свою
внешнеэкономическую политику.
Значение
США и Японии несколько снизилось. Укрепляются связи с КНР, странами АСЕАН. На
долю КНР приходится 9% южно-корейского экспорта и 1% импорта.
Изменения
в товарной структуре внешней торговли нашли отражение в обмене технологией,
Главной особенностью географической структуры обмена технологией является то,
что основным ее поставщиком выступает Япония, а не США..
Внешнеторговый
оборот высоко концентрировав. Четыре крупнейших чеболь обеспечивают 25%
экспорта страны, который реализуется через торговые компании.
Внешняя
торговля до середины 90-х годов сводилась с дефицитом, чему способствовало
увеличение импорта машин и оборудования. Дефицитность внешней торговли не
покрывалась другими операциями, и основным средством поддержания внешнего
баланса являлось использование иностранного капитала в различных формах,
которые значительно отличались в зависимости от периода хозяйственного развития
страны.
Важную
роль занимал ссудный капитал. Во время индустриализации, особенно в 60-е годы
при осуществлении экспортно-ориентированной политики, основное место, занимали
государственные займы. С конца 70-х годов доля государственных займов
значительно сократилась. .
Широкое
привлечение ссудного капитала привело к резкому росту внешней задолженности, но
норма обслуживания долга держалась на приемлемом уровне — 15—16%. В 90-е годы
абсолютные и относительные показатели внешней задолженности' возросли в результате
финансовой либерализации, упразднившей различные ограничения на иностранные
заимствования. Ее объем в 1997 г. превысил 158 млрд долл. при высокой краткосрочной
компоненте — 2/3, что явилось одной из причин финансового кризиса 1997 г.
С
70-х годов возрастающую роль во внешнеэкономических отношениях стало играть
движение прямых капиталовложений. По совокупному объему иностранных прямых
капиталовложений (20,5 млрд долл. в 1999 г.) страна уступает ряду восточно-азиатских
и юго-восточных стран. По относительным показателям иностранные инвестиции
также уступают названным выше странам. В 1971—1980 гг. среднегодовой приток
иностранных прямых капиталовложений составлял 1,34% валовых инвестиций в
основной капитал страны, в 1981—1990гг. — 0,54, в 1991— 1998 гг.-3,2%.
Правящие
круги проявляют заинтересованность в привлечении прямых капиталовложений при
долевом участии местного капитала, что способствовало бы усвоению новой
технологии. С середины 60-х годов приняты законы, согласно которым, в частности,
предприятия с иностранным капиталом освобождались от подоходного налога на
первые пять лет, от налога с юридических лиц, налога с имущества. При этом
власти старались держать иностранные прямые капиталовложения под контролем. В некоторые
секторы экономики их доступ был закрыт, включая средства информации,
нефтепереработку, ряд услуг. Иностранные банки могли открывать только
отделения, но не дочерние компании.
Иностранные
капиталовложения в основном были сосредоточены в экспортных зонах, которые
были учреждены в 1966 г. для производства товаров на экспорт. На иностранных
предприятиях в 1997 г. производилось 6% ВВП (Тайвань — 8,1% ВВП), 22,5%
продукции обрабатывающей промышленности. В некоторых отраслях промышленности
компании, контролируемые иностранным капиталом, обеспечивали основную долю промышленного
производства — в электромашиностроении и электронике —65—73%. В конце 90-х
годов в результате финансового кризиса позиции иностранного капитала усилились.
Основными инвесторами выступают компании США, Нидерландов, Германии, Японии.
Повышение
уровня экономического и социального развития превратило Южную Корею во второй
половине 80-х годов в нового экспортера капитала. Подобное изменение означает
радикальную трансформацию ее позиций и значения в международных экономических
отношениях и в мировом хозяйстве в целом, особенно в экономике АТР. Капитал
стал вывозиться еще в конце 60-х годов, но это были эпизодические сделки. За 1966—1981
гг. кумулятивная сумма прямых инвестиций составила только 209 млн долл., с
1981 по 1989 гг, достигла 1,7 млрд, а в 1998 г. — уже 21,5 млрд долл., или 0,5%
мирового объем ИПК. Основными рынками приложения капитала выступают страны ЮВА.
Если
в 70-е годы южно-корейские компании вкладывали капитал в объекты, продукция
которых поставлялась на внутренние рынки получивших инвестиции стран, то в
последние десятилетия 75% зарубежных предприятий экспортируют большинство
своей продукции. Зарубежные инвестиции на территории развивающихся стран
вложены с целью перевести туда трудоемкие и материалоемкие отрасли,
использовать местное сырье и рабочую силу, в развитых странах — приблизить
продукцию к рынкам, получить доступ к научно-техническим достижениям принимающих
стран.
Заметное
место в системе международных экономических отношений страны занимают
строительные услуги и миграция рабочей силы. В начале 80-х годов доходы от
зарубежных строительных подрядов составили 40% всех поступлений от невидимой
торговли. Основным районом приложения рабочих рук были страны Ближнего и
Среднего Востока, прежде всего Саудовская Аравия. В тот период страна вышла на
второе место в мире после США по стоимости осуществленных зарубежных проектов
— 6,1% контрактов.
4.
Перспективы и тенденции
развития Корейского полуострова.
На
данном этапе своего развития Южная Корея значительно приблизилась к уровню
развитых стран во многом им не уступает. Но у неё остаются недостатки (цикличность
экономики - наступление очередного кризиса, либерализация внешней торговли,
меньше вмешательство в национальную экономику и т. д.).
Северная
Корея пришла к переломному моменту, об этом свидетельствуют следующие доводы.
Были,
впрочем, у северокорейцев и объективные причины для того, чтобы положительно
относиться к правящему режиму. Уровень жизни в КНДР повышался до конца 1970-х
годов - к тому же, сами корейцы сравнивали свое положение не с жизнью
обитателей иных государств, о которой они не имели ни малейшего представления,
а со временами японского колониального правления и послевоенной разрухи.
Северная Корея начала заметно отставать от Южной только в семидесятые, и в
течение долгого времени это отставание удавалось скрывать от населения.
В
начале 1990-х годов Северную Корею постигла экономическая катастрофа.
Пхеньянская пропаганда десятилетиями твердила о полной экономической
самодостаточности страны, но на деле КНДР постоянно получала значительную
советскую и китайскую помощь (как прямую, так и косвенную, через
несбалансированную торговлю и поставки стратегических товаров по заведомо
заниженным ценам). Само существование этой помощи в Пхеньяне замалчивалось или
даже прямо отрицалось, но на практике её экономическое значение было огромным.
Наиболее
серьёзным ударом для северокорейской экономики стало прекращение субсидируемых
поставок нефти. С 1990 года ситуация в КНДР стала быстро ухудшаться. В
1990-1999 гг. страна испытывала «отрицательный экономический рост». За эти годы
ВНП КНДР сократился примерно в два раза (более точных данных нет, так как вся
экономическая статистика в КНДР засекречена уже почти полвека).
Следствием
стал катастрофический голод 1996-2000 гг., который унес множество жизней. По
разным оценкам, число жертв голода составило от 200 тысяч до 2 миллионов, то
есть от 1% до 10% всего населения страны - это означает, что голод стал
крупнейшей гуманитарной катастрофой в Восточной Азии со времен китайского
«большого скачка». Официально в Пхеньяне заявили, что голод был вызван
небывалым природным катаклизмом - катастрофическими ливнями и наводнениями 1995
г. Доля правды в этом заявлении есть, но те же самые ливни не принесли
существенного ущерба сельскому хозяйству Южной Кореи! Куда более важной
причиной голода стали эксперименты с террасными полями, начатые по настоянию
Ким Ир Сена, а также нежелание режима отказаться от системы
кооперативов-колхозов, которая позволяла держать крестьян под надежным
контролем.
Однако
развал индустрии и Великий Голод 1996-2000 гг. привели к серьёзным изменениям в
северокорейском обществе. Во-первых, фактически прекратила своё существование
карточная система, которая стала всеобъемлющей ещё в конце 1950-х гг. Во многих
районах страны продовольственные карточки перестали отоваривать ещё в 1996 г.,
а к 1999 г. они повсеместно превратились в бесполезные кусочки плохой шершавой
бумаги. Во-вторых, власти перестали контролировать передвижение по стране. До
середины 1990-х гг. гражданин КНДР должен был получать специальное разрешение
на выезд за пределы своего родного уезда. С началом голода сотни тысяч людей
занялись челночной торговлей (в пределах КНДР, само собой), меняя
продовольствие на промышленные товары. Таким образом, люди умудрялись выживать,
и правительство смотрело на подобную экономическую самодеятельность сквозь
пальцы. Однако необходимым условием успешной торговли была отмена былых
ограничений на поездки по стране - и эта отмена произошла в 1997-1998 гг.
(единственным исключением остался Пхеньян, въезд в который по-прежнему строго
контролируется). В-третьих, явочным порядком произошла легализация мелкого
частного бизнеса. Довольно долго КНДР являлась единственной страной мира, в
которой были запрещены рынки. Сейчас же в стране действуют тысячи частных
гостиниц, закусочных, швейных мастерских и тому подобных заведений - не говоря
уж о миллионах корейцев и кореянок, которые торгуют на рынках или занимаются
кустарным промыслом. В-четвертых, произошла «долларизация» экономики. По ряду
причин КНДР и раньше отличалась необычно либеральным для коммунистической
страны отношением к валютному контролю, а с середины 1990-х годов доллары,
евро, иены и прочие «империалистические деньги» во многом вытеснили из
обращения постоянно обесценивающиеся северокорейские воны.
Вдобавок,
официальные организации и «компетентные органы» стали относиться к выполнению
своих задач с куда меньшим рвением, чем в былые времена. Очевидно, недостаток
средств сказывается и на них. Это не означает, что у «настоящего» диссидента,
пишущего листовки или организующего кружки, есть шансы уцелеть. Однако
расказанный не к месту анекдот или продолжительный разговор с иностранцем на
пхеньянской улице уже больше не являются безусловным основанием для ареста.
Пхеньянский
режим почти не сталкивался с враждебной пропагандой. На протяжении долгого
времени в Вашингтоне и Сеуле считали, что ведение пропаганды на Северную Корею
невозможно в принципе. Действительно, до недавнего времени так дела и обстояли.
Радиовещание было бы бессмысленным - владение радиоприёмниками со свободной
настройкой в КНДР является уголовно наказуемым преступлением. Невозможна была и
передача литературы через туристов - северокорейского загрантуризма не
существовало в принципе. Разумеется, не могло быть и речи об осторожном взращивании
прозападной, либеральной, диссидентской интеллигенции - никаких контактов с
Западом (и даже СССР) у северокорейской интеллигенции не было и не могло быть,
а явному диссиденту даже самого умеренного пошиба в КНДР и поныне одно место -
в лагере. Почти не существовало даже почтового обмена: во-первых, мало кто из
северокорейцев решался писать письма за границу, во-вторых, власти пропускали
только абсолютно невинные или сугубо деловые сообщения, да и ту - с немалым
скрипом.
Однако
сейчас ситуация изменилась - причем произошло это безо всякого участия
зарубежных пропагандистов и прочих мастеров информационных войн. Решающую роль
играет фактически открытая граница с Китаем, через которую вот уже 7-8 лет идет
настоящий поток людей и товаров. Конечно, КНДР не открывала границу формально.
Однако после начала голода 1995-1996 годов десятки и сотни тысяч корейцев стали
тайно уходить в Маньчжурию, в ту её часть, что непосредственно примыкает к
Корее. Граница с относительно дружественным Китаем никогда не была оборудована
особо тщательно: подразумевалось, что перебежчиков в случае необходимости
поймают и выдадут сами китайцы. Приграничные районы заселены преимущественно
этническими корейцами, которые относятся к своим попавшим в беду
единоплеменникам с симпатией. Вдобавок, у многих жителей северных провинций
КНДР имеются родственники в Китае.
В
свое время претензии Пхеньяна во многом были основаны на реальных фактах.
Вплоть до конца 1960-х годов Северная Корея по большинству экономических
показателей заметно опережала Южную. Однако «корейское экономическое чудо»
1961-1988 годов в корне изменило ситуацию. Сейчас разрыв между двумя Кореями
огромен. По размерам ВНП на душу населения Южная Корея превосходит Северную
примерно в 15-20 раз - и разрыв в уровне жизни у них соответствующий. Северная
Корея сейчас находится примерно на уровне Мозамбика, в то время как Южную Корею
следует сравнивать, скорее, с Чехией и Испанией. В Северной Корее символом
богатства является возможность досыта наедатся белым рисом, в Южной Корее - возможность
ездить на «Мерседессе» или его южнокорейском аналоге - «Грандёре» (обе
возможности равно недоступны большинству населения в соответствующей половине
страны). Один знакомый перебежчик как-то заметил автору этих строк: «При всех
своих привиллегиях, северокорейский секретарь райкома живет примерно так же,
как южнокорейский грузчик». По-видимому, так оно и есть.
Именно
поэтому информационная блокада страны является важнейшим условием сохранения
северокорейского режима. Если рядовые северокорейцы узнают правду о том, как
живет Юг, для них это, в полном соответствии с логикой самой северокорейской
пропаганды, будет означать, что северокорейское правительство недееспособно и,
по сути, недостойно своего места.
Конечно,
на активную поддержку существующего строя человека может подвигнуть не только
религия, но и национально-патриотические соображения. Многие готовы мириться и
с относительно низким уровнем жизни, и с произволом властей, если в компенсацию
они получают уверенность в том, что они живут в «своей стране» и по «своим,
национальным» законам и установлениям.
Однако
использовать национализм в корейском случае весьма затруднительно. Дело в том,
что многие десятилетия официальная пропаганда постоянно внушала жителям КНДР:
Южная Корея НЕ является другим корейским государством. Юг и Север - это части
одной страны, и высшей целью всех корейцев должно быть объединение. При этом,
разумеется, предусматривалось, что объединение должно быть достигнуто только
под эгидой Севера - в силу якобы существующего экономического, социального и
культурного превосходства КНДР. На практике и Юг, и Север давно уже не
стремятся к объединению, но сама эта тема по-прежнему занимает исключительно
важное место в пхеньянской пропагандистской риторике. Два положения - о
сверхценности объединения и о принадлежности Севера и Юга к одной нации -
глубоко укоренены в сознании северокорейцев.
Под
вышесказанным можно сделать следующие выводы:
1.
Северокорейское государство должно прекратить своё
существование в ближайшем будущем
2.
Оно может сделать это с особой жестокость по
отношению к остальному миру (никто точно не может утверждать, что у КНДР нет
ядерного оружия
3.
Кореи должны воссоединиться в достаточно мощную в
экономическом плане страну, и после воссоединения развитие будет идти на основе
южнокорейского опыта.
4.
Экономические показатели
Корей, сравнение с уровнем развитых стран.
Темпы прироста ВВП % млрд долл. 1995г.
Страны и
регионы
|
1981-1990
|
1991-1999
|
США
|
3,1
|
3,2
|
Япония
|
4,0
|
1,3
|
КНР
|
9,1
|
10,3
|
-
|
-48
|
Южная Корея
|
9,4
|
7,2
|
ВВП стран
мира в 1999 году млрд долл.
Страна
|
ВВП
|
На душу населения
|
Россия
КНР
Южная Корея
Бразилия
КНДР
|
184,6
996,3
406,9
791,4
12,6
|
2250
780
8490
4420
100
|
7. Список
использованной литературы.
1. Ломакин В.К. «Мировая экономика», учебник М; 2003.
2. Чо Пён Вон статья: журнал «Корея Фокус»
3. Ланьков А. статья: журнал «Русский журнал» 13.08.2003.
4. Сайты интернета www.travel.ru, www.kruzo.com.