Современные методологические аспекты этнографии как науки о народах мира
Введение
Этнология – это область
научного знания о народах (по-гречески – этносах), населяющих планету Земля.
Именно народы создавали и создают культуры, государства и другие важные для
человечества ценности. Взаимоотношение и сотрудничество между народами
способствует мирным и добрососедским отношениям между странами, к которым
стремится всё человечество.
Народов на Земле тысячи,
и все они очень разные – есть среди них такие, которые насчитывают свыше 1 млн.
человек, и есть очень малочисленные (меньше одной тысячи человек). Но и те и
другие вносят свой вклад в общий фонд развития мировой цивилизации и культуры,
все они должны пользоваться вниманием и заслуживать уважения.
Народоведение изучает все
народы, населяющие земной шар. Современное население мира насчитывает уже более
6 млрд. человек. Как существа социальные (общественные), люди объединяются в
различные коллективы и сообщества.
Один из самых исторически
ранних способов объединения людей представляет собой этническая форма общности.
Этнические общности или этносы (в качестве синонима можно использовать также
понятие народы), складываются исторически на определенных территориях и
представляют собой устойчивые множества людей, объединенными одинаковыми
языками, культурами, а также сознанием того, что входящие в них люди
принадлежат к своим общностям и отличаются от других подобных множеств.
Характерные черты этносов, их языки, культуры и иные свойства передаются из
поколения в поколение.
Народоведение изучает
разнообразные стороны и проявления жизнедеятельности народов. Для изучения
народов просто необходимо знать, как и когда возникли народы, чем питаются, во
что одеваются, как воспитывают детей, как взаимодействуют с другими народами,
какие обычаи существуют в тех или иных этнических общностях. Иначе говоря, в
центре внимания этнологии находятся такие вопросы, как:
·
Возникновение
народов, или этногенез;
·
История развития
народов, или этническая история;
·
Характерные черты
материальной и духовной культуры этносов (поселения, жилища, пища, одежда,
украшения, устное народное творчество, народное искусство);
·
Обычаи, наряды,
верования народов и многое другое.
В современном мире всё
большее значение приобретает знание о вероятном развитии тех или иных народов в
будущем, растет ценность прогнозов, касающихся межэтнических отношений,
особенно в крупных городах.
Целью своей работы я
ставлю изучить аспекты этнографии как науки. Изучить методы и предмет
этнологии, проследить, как развивалась наука, и какие предпосылки послужили для
развития данной науки. Просмотреть, как развивалась этнография в России.
Глава I. Этнография
как наука
§1.1 Объект, предмет
этнографии, функции и основные методы изучения
Этнология – это наука,
изучающая процессы формирования и развития этнических групп, их идентичность,
формы их культурной самоорганизации, закономерности коллективной взаимосвязи и
поведения, взаимосвязь личности и социальной среды.
Определение науки
Традиционно считается,
что присутствие в терминах, обозначающих научную дисциплину, греческого графо
(пишу) определяет ее как описательную науку, отличную от тех наук, которые
обозначены через греческое логос (понятие, учение), и поэтому являющихся
теоретическими. По такому значению, что в корне слова данной науки имеет как
логос – этнология, так и графо – этнография, это говорит о том, что наука
весьма интересна и имеет множество различных подходов к изучению своего
объекта, т.е. народа.
Предлагаемое некоторыми
советскими исследователями изменение названия «этнография» на «этнология» либо
выделение на основе теоретических аспектов этнографии той же «этнологии» не
оправдано и не способствует терминологической ясности, так как под термином «этнография»
давно уже понимается не столько «народо (этнос) – описание (графо)», сколько «народоведение»,
что практически является русским переводом термина «этнология».[1]
Следует, однако,
отметить, что начиная с 1973 г. Даже в названии международных конгрессов слово «этнографический»
было заменено на слово «этнологический». Но суть осталась той же.
Этнография как
самостоятельная отрасль знаний возникла почти полтора века тому назад. С
течением времени, если учесть, что этнографические материалы накапливались
практически на протяжении всей письменной истории человечества, происходили
некоторые, а иногда и существенные изменения определения самой этнографической
науки. Подобное положение не может восприниматься как следствие
неопределенности задач, методов и объектов этнографии, а является всего лишь
отражением постоянно и прогрессивно меняющегося уровня этнографических исследований.
Такое состояние не уникально; нечто подобное происходит и в точных и в
естественных науках.
Если отвлечься от
несколько необычного определения этнографии как одной из общественных наук,
данного в 20-х годах советским этнографом Л. Я. Штернбергом, современная
литература знает два типа определения: энциклопедический (содержащийся в
изданиях советской энциклопедии) и методический (изложенный в обобщающих и
учебных публикациях). В прежних энциклопедических изданиях излагалось
определение, данное этнографии советским ученым С. П. Толстовым:
«Этнография, историческая
наука, изучающая путем непосредственного наблюдения культурные и бытовые
особенности различных народов мира, исследующая исторические изменения и
развитие этих особенностей, проблемы происхождения (этногенез), расселения
(этническая география) и культурно-исторических взаимоотношений народов» [2] .
Во втором издании «Большой
Советской Энциклопедии» в 1957 г. М. Г. Левин так писал об этнографии: «Этнография
– отрасль истории, исследующая культурно-бытовые особенности различных народов
мира в их историческом развитии, изучающая проблемы происхождения и
культурно-исторических взаимоотношений этих народов, восстанавливающая историю
их расселения и передвижения» .
Как можно видеть,
подобное определение мало отличается от определения С. П. Толстова.
В 1976 г. В «Советской исторической энциклопедии» Ю. В. Бромлей и С. А. Токарев фактически избегают
давать определение науки, констатируя лишь объект ее исследования, предмет и
метод. Они пишут: «Этнография… общественная наука, основным объектом изучения
которой являются народы – этносы, а также другие типы этнических
(этнографических) общностей… Этнография изучает сходство и различия образа
жизни народов (этнических общностей), их происхождение (этногенез) и
расселение, а также культурно-исторические взаимоотношения. Основной предмет
этнографии составляют характерные, традиционные черты повседневной бытовой
культуры народов, образующие в совокупности (вместе с языком) их специфический,
этнический облик…
В качестве главных
источников используются, прежде всего, данные, полученные методом
непосредственного наблюдения современной жизни народов. Сопоставляя материал
прежних свидетельств с современными фактами, этнограф воссоздает картину
исторического развития быта и культуры данного народа или группы народов. Этнографии
присущи комплексный подход к предмету исследования и использование данных,
полученных смежными дисциплинами, как гуманитарными, так и естественными, со
многими из которых она тесно связана.
Этнография ставит и
решает весьма различные проблемы, как чисто познавательные, так и практические:
одни из них касаются прошлого, другие – современного» [3] .
Продолжая характеризовать этнографию, Ю. В. Бромлей и С. А. Токарев излагают
важнейшие проблемы, решаемые этнографами нашей страны. Данное толкование в
значительной степени является расширенным комментарием к прежнему определению
С. П. Толстова (с тем существенным дополнением, что в него вошло изучение и
исторических этнических общностей, которые нельзя наблюдать «непосредственно»,
а судить о которых можно по различного вида письменным и вещевым источникам,
элементам традиционной культуры). С другой стороны, как и первое определение,
оно носит некоторый административный характер, т. Е. в значительной степени
совпадает с планами научной работы ведущего этнографического центра страны и
посему подвержено любым изменениям в результате изменения самой тематики
исследований.
Видимо, ощущая подобную зависимость, С. А. Токарев в 1968 г. Привел в учебном пособии «Основы этнографии» более обобщенное определение: «Наиболее простое
и в то же время точное определение этнографии:
Этнография – это
историческая наука, изучающая народы, их быт и культуру», [4]
а Ю. В. Бромлей в 1973 г. В книге «Этнос и этнография», обобщающей проблематику
советской и мировой этнографии, определяет этнографию как «науку об этнических
общностях», добавляя при этом, что «понимание этнографии как науки о народах
предполагает, что основная ее функция – исследование этого своего главного
объекта во всем его многообразии. Так как этносы представляют собой
отличающиеся друг от друга динамические системы, этнография прежде всего
исследует сходство и различие между народами, а также изменение их характерных
черт во времени, т. Е. этнические процессы».[5]
Шло время, и уже в
третьем издании БСЭ (1978 г.) Ю. В. Бромлей и С. А. Токарев дают более краткое
определение этнографии, правда, фактически повторяя самих себя: «Этнография…
общественная наука, изучающая народы – этносы и другие этнические общности, их
этногенез, быт, культурно-исторические отношения. Основной предмет этнографии
составляют черты традиционной, повседневной (бытовой) культуры народа,
образующие его этнический облик»[6]
Казалось бы, все ясно, но
в учебном пособии «Этнография» под редакцией Ю. В. Бромлея и Г. Е. Маркова об
этнографии говорится, что она представляет собой науку, объектом изучения
которой являются народы мира. Здесь вновь отсутствует как содержательная, так и
целевая установка.
Учитывая сказанное, можно
дать следующее определение этнографии как науки: этнография – историческая
наука о происхождении и этнической истории народов, формировании специфических
особенностей их культуры и быта – составных частей мировой цивилизации.
Объект
исследования. Методология
В толковании этнографии
как науки, предлагаемом Ю. В. Бромлеем и С. А. Токаревым, основным объектом
этнографического исследования являются этносы, что нередко воспринимается как
синоним понятия «народ». Древнегреческий термин «этнос» этимологически означал «народ»,
«племя», «стая», «толпа», «группа людей» и т. П. Любопытно отметить, что, как
показал Ю. К. Поплинский, сами древние греки, различая или отличая самих себя,
т. Е. греков от негреков, именно последних именовали этносами. В таком
понимании отражались реальные культурно-бытовые отличия негреков, т. Е. для
греков различных этносов, от самих греков. Эквивалентом термина «этнос» в
русском языке обычно считался термин «народ», что имело свое основание хотя бы
в таком различительном словосочетании, как инородцы или инородческие народы,
употреблявшемся для отграничения русских от других народов России. В настоящее
время, когда термин «этнос» давно вышел из обыденного употребления и стал лишь
научным термином, а понятие «народ» получило в дополнение к первичному
толкованию определенный социально-политический смысл, прямого совпадения между
этими понятиями нет.
Современное определение
этноса как группы людей, связанных единством своего происхождения и общностью
культуры, включая язык, является практически общепризнанным и в значительной
мере восходит к определению, данному еще в 1923 г. С. М. Широкогоровым: «Этнос есть группа людей, говорящих на одном языке, признающих свое
единое происхождение, обладающих комплексом обычаев, укладом жизни, хранимых и
освященных традицией и отличаемых ею от таковых других групп».[7]
Интерес к объекту
этнографии – этносу, вспыхнувший в советской науке в конце 60-х годов, вызвал
острую дискуссию, продолжающуюся до сих пор, относительно сущности этого
явления и соответственно сущности этногенеза и его этапов. С одной стороны
(данной точки зрения придерживаются представители этнографической школы),
предлагается рассматривать этнос как определенную социально-историческую
систему, с другой (Л. Н. Гумилев) – как форму существования Homo sapiens, т. Е.
природное явление. С пониманием сущности этноса связаны представления
оппонентов об этногенезе и влиянии на него ландшафта, этнических контактах и т.
Д. Не останавливаясь подробно на всех нюансах дискуссии, важно отметить
позитивное значение экологических аспектов теории Л. Н. Гумилева, его
природоведческое кредо. Вместе с тем признание за этносом социально-исторической
сущности позволяет строить перспективу его развития, когда этнос меняет свою
структуру – от низшего порядка к высшему.
Исходя из характеристики
этноса – основного объекта этнографии, правомерным стало употребление
прилагательного «этнический», «этническое», сопряженного с конституированной в
этнос группой людей, имеющей специфическую культуру. Отсюда частое употребление
в качестве синонима этноса понятия «этническая общность», а как части прежнего
этноса или этнической общности – «этнографическая группа», которая наряду с
этносом является объектом этнографического исследования. Прилагательное «этнический»
в настоящее время широко применяется для определения ответвлений разных научных
дисциплин, изучающих специфические образования или определяемые этносом явления
(например, этническая антропология, этническая статистика и картография,
этническая история, этническая география, этническая лингвистика, этническая
экология и т. Д.).
Этнография является
исторической наукой, что означает изучение ею этносов в их историческом
развитии на всем временном протяжении истории человечества и во всем их
глобальном многообразии, как в прошлом, так и в настоящем. Таким образом,
этнография шире традиционной истории, рассматривающей лишь историю письменных
народов, так как основным источником традиционной исторической науки является
письменный документ, памятник. Этнография охватывает весь дописьменный период
истории человечества и все бесписьменные народы – этносы. Как и для истории,
для этнографии (речь идет, естественно, о марксистской этнографии)
методологической основой является марксистско-ленинское, материалистическое
понимание истории и исторических явлений, обусловленных как производством, так
и рожденными в процессе его производственными отношениями. Правильный методологический
подход определил успех советских этнографов в решении самых сложных и в то же
время и самых перспективных проблем этнографии в первую очередь в области
происхождения народов, их этнической истории и современных этнических процессов
в мире.
Под влиянием
марксистско-ленинского материалистического понимания истории находятся сегодня
некоторые этнографы стран капитализма, развивающихся государств Азии, Африки и
Латинской Америки, хотя в методологии зарубежной этнографии отчасти сохраняют
свою позицию различные идеалистические концепции эволюционистского,
функционального и психорасистского направлений.
В зарубежной этнографии в
большей степени сохраняется деление этнографии на описательную (собственно
этнографию) и теоретическую (этнологию), так же как на этнографию, изучающую
собственный этнос, так и этнографию, исследующую другие народы – этносы.
Последнее достаточно четко прослеживается в немецко-язычных странах, где под
термином «Volkskunde» понимается изучение собственного народа, а под термином «Volkerkunde»
изучение зарубежных, главным образом бывших колониальных народов.
Для стран Западной Европы
и Америки (Англия, Франция, США, Канада и др.) характерно включение этнографии
в общую систему науки о человеке – антропологию, которая определяется как
состоящая из предыстории, физической антропологии, социальной антропологии,
этнологии, фольклора, лингвистики и археологии. Здесь обычному понятию «этнография»
соответствуют две дисциплины – этнология и социальная антропология.
Основные составные
этнографического исследования
В этнографическом
исследовании можно выделить следующие основные разделы: этногенез и этническая
история, основные занятия и социальная организация, материальная и духовная
культура. Особым разделом является изучение семьи и семейно-брачных отношений.
Этногенез и этническая история дают возможность решить вопрос о происхождении
самого этноса, изменениях этнических общностей, проследить процессы и
результаты межэтнических отношений. Основные занятия и социальная организация
отвечают на вопрос о характере производства этноса и особенностях, возникающих
на его основе, производственных отношении и различных общественных структур.
Материальная культура в своем традиционном воплощении – орудия труда, пища,
поселения, жилища, одежда и украшения – отражает как этническо-специфическое,
так и общее, связанное со сходными типами производства и условиями
физико-географической среды. Сфера духовной культуры, выражающаяся в народных
знаниях об окружающей природе и обществе, в обрядах и обычаях, народном
творчестве и праздниках, в верованиях, дает ценнейший материал для выявления
созданного конкретным этносом и отличного от других, а также для определения
результатов исторических этнических контактов и взаимного обогащения культур.
Исследования составных этнографии осуществляется на фоне определения и языковых
особенностей каждого этноса, так как язык – это и средство общения объединенных
в этнос людей, и существенная часть этнической культуры.
Указанные составные в большей своей части связаны с одним из видов
производства, а именно с производством средств существования; проблемы семьи и
семейных отношений в свою очередь определяют другой вид производства –
производство себе подобных, т. Е. самого человека. Очевидна неразрывная связь
обоих видов производственной деятельности людей на всем протяжении всемирной
истории; так же несомненно, что семья и семейно-брачные отношения, вытекающие
из второго вида производства, не могут не зависеть от первого; в то же время
несомненна и их относительная самостоятельность, проявляющаяся по-разному в
различные периоды социальной истории. Вспомним в этой связи положение Ф.
Энгельса о двух видах производства: «С одной стороны – производство средств к
жизни: предметов питания, одежды, жилища и необходимых для этого орудий; с
другой производство самого человека, продолжение рода».[8]
Нам известны различные типы семьи и связанных с ними семейно-брачных отношений.
Если взять, к примеру, моногамную семью, то она просуществовала на протяжении,
по крайней мере, трех формаций рабовладельческой, феодальной и
капиталистической, сохранив свое положение особой социально-экономической
структуры общества. Этот пример подчеркивает важность изучения семьи и
семейно-брачных отношений в общей проблематике этнографии.
ВЫВОД:
Этнография ведет изучение
этнического многообразия мира, а также того, что стало потребностью времени –
традиционного природопользования, т. Е. этноэкологии.
Этнология как наука
сформировалась в XIX веке. В современной этнологии имеется множественные связи
со многими науками, что говорит об обширном предмете изучения и различных
подходах к изучения этноса.
Предметом этнологии
является:
· Изучение «примитивных» народов;
· XIX XX века «культурные народы», изучение доминирующих рас. «Вторая
натура человека»
Современная этнология
это:
1.
описательная и
обобщающая наука, которая стремится исследовать общие законы социального и
культурного развития человека и человечества;
2.
Этнология
представляет собой сложную, разветвлённую систему знаний, состоящих из
следующих разделов:
а) этническая
антропология (исследует проблемы этногенеза и антропофизического развития
народа);
б) этническая социология
(социальные аспекты развития и функционирования этнических групп, их
идентичность, формы самоорганизации, типы взаимодействия этнических групп);
в) этническая психология
(формирование этнических стереотипов, этнического сознания и идентификации);
г) этническая экономика
(этническая деятельность и хозяйственная деятельность этноса);
д) этнодемография
(динамика численности населения и демография);
е) этническая география
(расселение народов, этнические территории и границы);
ж) этнопедагогика
(особенности воспитательного и образовательного процесса у различных народов).
Методы этнологии:
1.
Метод полевых
исследований (Включенный метод. Собирание знаний всех сфер этноса народа.
Наблюдатель живёт в этносе и делает вывод);
2.
Изучение
археологических материалов. Помогает восстановить и конструировать определенные
этнические группы;
3.
Изучение письменных
источников;
4.
Метод
сравнительного языкознания;
5.
Социологический
метод (письменный опрос, наблюдение, эксперемент);
6.
Метод наблюдения.
С помощью этих методов,
этнографы изучают различные этносы, тем самым стремятся получить полную, точную
и разностороннюю картину интересующего их предмета.
§1.2 Причины формирования
этнографии как науки
Донаучный период. Самые ранние этнографические
наблюдения дошли до нас в памятниках цивилизаций Древнего Востока. Вавилоняне,
ассирийцы, древние египтяне оставили после себя изображения на камне людей
разного физического облика и в разных одеждах.
Обширной правдивой
этнографической информацией – правда, нередко соседствующей с вымыслами и
искажениями – располагал греко-римский мир. Античные авторы – эллин (грек) Геродот
и римлянин Корнелий Тацит ставили вопросы о происхождении народов и о родстве
между ними. Представления о народах мира существенно расширились в эпоху
Великих географических открытий (конец XV середина XVII
вв.). К этому времени относится открытие Америки Христофором Колумбом (1492 г), открытие морского пути из Европы в Индию вокруг Африки Васко да Гаммой (1497-1499 гг.),
подтверждение шарообразности Земли в результате кругосветного плавания Ф.
Магеллана (1519-1522 гг.), путешествия русских землепроходцев XVI – XVII вв. В
эту эпоху по мимо Америки европейцы познакомились с прибрежными районами
Африки, странами Южно и Юго-Восточной Азии. Появилось множество сообщений о
плаваниях и путешествиях, содержавших сведения о новых странах и народах, а
иногда и обширные этнографические описания.
Открытие новых торговых
путей и стран, захват новых земель положили начало эпохи колониализма.
Продолжавшаяся и позднее XVIII- XIX
вв. – колониальная экспансия сопровождалась пополнением знаний о вновь открытых
землях и народах, в частности и об индейцах Северной Америки, жителях островов
Океании и побережья Австралии.
В конце XVIII первой
половине XIX века в европейских странах возник так же интерес к прошлому своих
народов, особенно к жизни и творчеству крестьянства. В эту эпоху в Европе
начинают собирать и публиковать народные сказки, песни, предания. Именно тогда
европейская и мировая культура обогатились знаменитыми сказками, записанными
немецкими филологами – братьями В. И Я Гримм, русскими народными сказками,
собранными А. Н. Афанасьевым. Фольклором пользовался при написании некоторых сказок
(например, сказки «Огниво»), датский писатель Г. – Х. Андерсен; фольклор
чувствуется в творчестве А.С. Пушкина. Народные легенды и предания получили
отражения в романах и стихотворениях шотландского писателя Вальтера Скотта и
др.
Научный период. Становление науки этнологии.
Однако собственно
этнологическая наука сформировалась как самостоятельная отрасль знания в
середине XIX века. К этому времени ряд государств (Великобритания, Франция,
Нидерланды, Испания, Португалия) стали крупнейшими колониальными державами.
Интерес к изучению различных народов в значительной мере был вызван
практическими потребностями административного управления и хозяйственной
деятельности в колониях, а так же необходимостью знать нравы и обычаи народов
тех стран, с которыми поддерживались торговые и иные отношения. Известен,
например, такой случай, когда по не знанию в один из Китайских портов прибыл
груз столовых приборов. Китайцы, которое привыкли во время еды пользоваться
палочками, разумеется, не стали покупать ножи и вилки.
Одной из важнейших идей, которые
развивали первые этнологи, стала идея эволюции культуры, семьи, религии и
других проявлений общественной жизни. Ученые этнологи высказали мысль о том,
что развитее культуры и общества на нашей планете подчиняется общим внутренним
законам и совершается от простых форм к сложному. Идеи эволюции способствовали распространению
научных представлений об обществе и его истории.
К числу наиболее крупных
представителей эволюционного направления относятся такие ученые, как англичанин
Э. Тайлор (1832-1917), американец Л. Г. Морган (1818-1881), русские ученые –
Н.Н. Миклухо-Моклай (1846-1888), М.М. Ковалевский (1851-1916), Д. Н. Анучин
(1843-1923) и др. Главный труд Э. Тейлора «Первобытная культура», приобретший
широкую известность, посвящен развитию преимущественно духовной культуры
человечества, особенно верований.
ВЫВОД:
Этнологическая наука,
которую в ряде стран Западной Европы и в США принято называть социальной, или
культурной, антропологией, прошла сложный путь. Её история – это не только
собирание и накопление нового этнологического материала, но и острые споры,
борьба научных школ и направлений. Миру стали известны имена новых
исследователей – основателей ряда научных течений. К ним относятся: Б. К.
Малиновский, А.Р. Редклифф-Браун, Ф. Боас, К. Леви-Стросс, С.П. Толстов, С.А.
Токарев, Ю.В. Бромлей и др.
За время своего
существования этнология обогатила человечество знаниями о культурном
разнообразии мира.
Экспедиционные работы,
научные дискуссии по многим вопросам продолжаются и в настоящее время, что
служит одним из необходимых условий современной науки. В результате этого
создаются новые теории, помогающие человечеству точнее познать свою историю о
современную жизнь.
§1.3 Развитие
этнографических знаний в России
Развитие этнологии
в дореволюционной России и в СССР. Этнографические сведения о народах Восточной и Западной
Европы, об их языках и обычаях содержались в древнерусских летописях, «Слове о
полку Игореве» и других памятниках.
Возникновение
многонационального Русского государства в XV—XVI вв. привело к
расширению этнографических знаний. В XVII в. Русские землепроходцы, служилые люди, а за ними крестьяне проникли в
Сибирь до Азии; сибирские летописи и другие источники содержат сведения о
сибирских народах. Особенно важны труды С. У. Ремезова,
составившего первый сибирский атлас («Чертежная книга Сибири»), где на картах
нанесены названия народов, и «Описание о сибирских народах…» (сохранилось в
отрывках). В 1675 глава русского посольства в Китай Спафарий составил
обстоятельное описание этой страны.
К началу XVIII в. Относится одна из первых в мире
специальных этнографических работ — книга Г. И. Новицкого о хантах («Краткое
описание о народе остяцком…»). В XVIII
в. Было организовано несколько больших научных экспедиций, в том числе Великая
Северная экспедиция 1733—1743 гг., в задачи которой входило изучение народов
Сибири. Программа собирания сведений о сибирских народах была основана на
анкете, составленной В. Н. Татищевым, который первым предложил группировать
народы по родству языка (этот принцип лежит в основе и современной
классификации). Г. Ф. Миллер — глава сухопутного отряда экспедиции — написал
труд «История Сибири»; участник экспедиции С. П. Крашенинников оставил
ценное «Описание земли Камчатки» (1775). Многочисленные материалы по этнологии
России дали Академические экспедиции 1768—1774 гг.: среди трудов их участников
— «Дневные записки» И. И. Лепехина,
описание остяков и самоедов В. Ф. Зуева, историко-этнографические сведения о
монгольских народах П. С. Палласа.
Накопленные данные позволили И. И. Георги подготовить
4-томный сводный труд «Описание всех в Российском государстве обитающих народов…»
(1776—1780 гг.). В конце XVIII
в. Усилился интерес к этнологии русских; появились первые публикации русского
фольклора (М. Д. Чулков, М. В. Попов и др.).
В начале XIX в. Крупным событием в истории
русской этнологии стали кругосветные плавания (И. Ф. Крузенштерн, Ю. Ф.
Лисянский и др.), во время которых были исследованы архипелаги Тихого океана и
быт их аборигенов. Дальнейшее расширение этнографического кругозора связано с
экспедицией в Бразилию (Г. Лангсдорф), с исследованиями Иакинфа Бичурина в
Китае, И. Вениаминова, Ф. П. Врангеля и др. на Алеутских островах и Аляске. В
России по распоряжению генерал-губернатора Восточной Сибири М. М. Сперанского
собирались сведения о народных обычаях (1819—1821 гг.).
Уже в первые
десятилетия XIX в. Наметилось размежевание двух
главных направлений в изучении быта (особенно русского): прогрессивного и
просветительского (Ф. Н. Глинка, Н. А.
Бестужев), выступавшего за улучшение народного быта, и реакционного,
идеализировавшего патриархальный быт, православие (И. М. Снегирев, И. П. Сахаров, А. В. Терещенко, ими
был собран большой этнографический материал).
К 40-м гг.XIX в., благодаря накопленным данным,
назрела потребность в оформлении этнологии, как самостоятельной науки; в
журналах появился термин «этнография». В 1845 году по почину передовых русских
интеллигентов было основано Русское географическое общество (РГО) и при нем —
Отделение этнографии, (руководитель К. М. Бэр, затем Н. И. Надеждин).
Русская этнология стала развиваться в системе географических наук. Отделение
разослало по всем губерниям программы по этнографическому описанию местностей,
деревень, уездов. На основе полученных рукописей (около 2 тыс.) стал
публиковаться «Этнографический сборник» (1853—1864), позже — «Записки РГО по
Отделению этнографии».
В 1840—1860-х
гг. были организованы экспедиции (РГО, Академии наук и др.) и поездки отдельных
ученых по разным областям страны: М. А. Кастрен собрал
материал по Э. и языкам народов Севера и Сибири; А. Ф. Миддендорф исследовал
Восточную Сибирь. Участники «Литературной экспедиции» (1856)— писатели и
этнографы (А. Ф. Писемский, А. Н. Островский, С. В. Максимов) — публиковали
материалы поездок по Европейской России. В. В. Радлов изучал
(1860—70) тюркские народы Южной Сибири и Средней Азии.
Продуктивной
была деятельность собирателей русского фольклора — В. И. Даля, П. В. Киреевского, П. Н. Рыбникова, А.
Ф. Гильфердинга,
А. Н. Афанасьева и др. Материалы по крестьянскому быту собирали П. С. Ефименко, П. И.
Якушкин, И. Г. Пыжов и др.
С середины XIX в. Началась разработка теоретических
основ этнографии. Представители либерально-буржуазного направления (Надеждин,
К. Д. Кавелин) ограничивали
задачи этнографии историко-познавательными целями; Кавелин сравнивал народные
верования с геологическими пластами. Революционеры демократы (В. Г. Белинский,
А. И. Герцен, Н. А. Добролюбов) видели в этнографии средство познания
современной жизни народа. Н. Г. Чернышевский среди других исторических
дисциплин первое место отводил этнографии, которая давала понятие о
«первоначальном виде» современных учреждений. Предвосхищая мысль Моргана и
других эволюционистов, он писал, что «каждое племя, стоящее на одной из
ступеней развития между самым грубым дикарством и цивилизацией, служит
представителем одного из тех фазисов исторической жизни, которые были проходимы
европейскими народами в древнейшие времена»
Эти
правильные мысли, однако, не получили широкого признания. В русской этнографии
распространилось влияние мифологической школы.
После крестьянской реформы 1861
года, стала издаваться краеведческая литература, возникли местные
научные и краеведческие общества. Новыми центрами этнографии стали общество
любителей естествознания, антропологии и этнографии при Московском университете
(ОЛЕАЭ, основано в 1864) и общество археологии, истории и этнографии при
Казанском университете (ОАИЭ, основано в 1878). ОЛЕАЭ была организована Всероссийская
этнографическая выставка (1867), материалы которой были переданы в Румянцевский музей.
Главным
направлением этнографии в пореформенную эпоху стало изучение общественного и семейного
быта, сельской общины, юридических обычаев — проблем, вставших после отмены
крепостного права. Плодотворно изучалось также народное творчество (С. В.
Максимов, П. В. Шейн, Е. Р. Романов, В. Н. Добровольский,
П. П. Чубинский и др.). В
Сибири большую научно-собирательскую работу вели местные исследователи (Д. Банзаров, Г. Цыбиков) и ссыльные
революционеры (И. А. Худяков, В. Г. Богораз, Л. Я. Штернберг и др.).
С 1870-х гг.
расширилось изучение зарубежных стран (путешествия Н. М. Пржевальского, Г. Н.
Потанина и других по Центральной Азии, И. П. Минаева — в
Индию, В. Юнкера — в
Африку). Особое место в истории этнографии занимают исследования Н. Н. Миклухо-Маклая, посвятившего
всю жизнь антропологическому и этнографическому изучению населения Океании.
Главным
течением в этнографии стал эволюционизм: видные его представители — М. М. Ковалевский,
семья Харузиных,
Штернберг и Д. Н. Анучин,
использовавший комплексный метод в исторических исследованиях (данные
археологии, этнографии и антропологии). Значительным становилось воздействие
марксизма. Его влияние испытал Ковалевский, изучивший патриархально-семейную
общину как одну из форм разложения первобытнообщинного строя (важность этого
открытия подчеркнул Энгельс). Н. И. Зибер в «Очерках
первобытной экономической культуры» (1883) проанализировал
первобытно-коллективистские производственные отношения.
С конца XIX в., помимо фольклора и
общественно-семейного быта, серьезно стала изучаться материальная культура
(поселения, одежда, орудия, промыслы), с чем связано появление и расширение
этнографических музеев. Усилили научную деятельность крупнейший Музей
антропологии и этнографии Румянцевский музей (хранитель этнографических коллекций
— Вс. Миллер).
С начала XX в. Значительно возросло число
популярных изданий, свидетельствующих о демократизации науки. Авторами
общедоступных книг были Е. И. Водовозова, Д. А. Коропчевский, Я. А. Берлин и
др. Появились коллективные издания и популярные серии: «Народы земли» (т. 1—4,
1903—11), «Народы России» (1905) и др., многотомное географическое издание
«Россия» (под ред. В. П. Семёнова-Тян-Шанского, 1899—1914).
Накануне
Октябрьской революции 1917 г. Общая картина состояния этнографии в
теоретическом отношении была пёстрой. Ощущалась необходимость новых методов
исследования и обобщений (что особенно подчёркивал А. Н. Максимов).
Октябрьская
революция 1917 г. Создала новые благоприятные условия для развития
этнографической науки, опиравшейся на гуманистическое и демократическое
наследие дореволюционной этнографии, определяющую роль в послереволюционных
этнографических исследованиях сыграла тесная их связь с практическими задачами
советского многонационального государства. Создание национальных областей и
округов, преобразование культуры и быта отсталых народов требовали углублённого
их изучения. С этой целью уже в 1917 г. Была создана Комиссия по изучению племенного
состава населения России и сопредельных стран, в 1930 г. На её базе — институт по изучению народов СССР. Важное значение имела деятельность Комитета
содействия народностям северных окраин при Президиуме ВЦИК (1924—1935 гг.),
одним из руководителей которого был Богораз. В 1926 г. Был создан журнал «Этнография» (с 1931 г. — «Советская этнография»). Для координации работ в
области этнографии и смежных дисциплин в 1933г. Был организован институт
антропологии, археологии и этнографии в Ленинграде, в 1937 г. На его основе — Институт этнографии АН СССР.
В
послереволюционной этнографии наметилась тенденция формирования
историко-материалистического подхода к исследованию первобытного общества и
культуры (П. И. Кушнер, В. К. Никольский). В конце 20 — начале 30-х гг. в
советской этнографии и большинстве других гуманитарных наук развернулись
дискуссии, призванные преодолеть теоретические разногласия и утвердить
марксистские принципы. Теоретическую базу научных исследований советских
этнографов составили ленинские работы по национальному вопросу, об общественных
укладах и некапиталистическом пути развития отсталых народов, о национальной
культуре и её классовом содержании.
Этнографические
работы 30-х гг. основывались на марксистско-ленинской методологии. Внимание
этнографов концентрировалось на вопросах общественного строя, различных формах
патриархальных и патриархально-феодальных отношений. Расширилось
сравнительно-историческое изучение первобытнообщинного строя, матриархата,
военной демократии и т. Д.
В 50—70-е гг.
XX в. Этнографические исследования
развёртываются как в институте этнографии АН СССР, так и в многочисленных
научных учреждениях, высших учебных заведениях, музеях союзных и автономных
республик и др. Наметились два основных направления исследований: проблемы
первобытной истории и историко-этнографическое изучение народов мира.
Важное
мировоззренческое значение имеет изучение истории первобытного общества,
проводимое этнографами совместно с археологами и антропологами. Введён в
научный оборот обширный материал, свидетельствующий об исторической
универсальности первобытнообщинного строя, доказано повсеместное
распространение дуальной организации. Существенно
продвинулось изучение поздних форм первобытнообщинного строя: установлена
сложная структура патриархального рода, начата разработка исторических типов
большой и малой семьи. В свете данных современная этнография уточнена схема
развития семейно-брачных отношений первобытности, из которой исключены
гипотетически реконструированные Морганом стадии кровнородственной семьи и
семьи пуналуа. Были углублены представления по вопросам периодизации истории
первобытного общества, соотношения рода и общины, характера ранних форм брачных
отношений и др. Важное место заняла разработка проблем этнической истории,
которая ведётся советскими этнографами совместно с археологами и антропологами.
Такой комплексный подход позволил существенно продвинуть изучение конкретных
вопросов происхождения народов СССР. Исследуются проблемы происхождения народов
Западной Европы, Америки, Азии, Африки, Австралии и Океании. Исследования
проблем этнической истории показали, что все современные народы сложились из
разных этнических компонентов, имеют смешанный состав; тем самым опровергаются
измышления о «расовой чистоте», «национальной исключительности» отдельных
народов.
Большое
внимание уделяется исследованию материальной культуры — истории поселений,
жилища, одежды народов СССР, а также зарубежных стран. Для обобщения всех
накопленных сведений по истории материальной культуры народов СССР создаются
специальные историко-этнографические региональные атласы: опубликованы атласы
по народам Сибири (1961) и «Русские» (ч. 1—2, 1967—70).
Значительно
расширилось исследование народного творчества: изобразительного искусства (С.
В. Иванов, В. Н. Чернецов, С. И. Вайнштейн и др.), фольклора (П. Г. Богатырев,
Э. В. Померанцева, В. Я. Пропп и др.). Изучаются вопросы истории религии, её
происхождения и ранних форм (С. А. Токарев, А. Ф. Анисимов, Б. И. Шаревская и
др.).
Значительное
развитие получили в СССР этнодемографические и этногеографические исследования.
Было создано несколько способов сочетания на картах этнических и демографических
показателе. Изданы обобщающая карта «Народы мира» и сводный труд «Атлас народов
мира» (1964 г.). Наиболее значительный результат этнодемографических исследований
— труд «Численность» и расселение народов мира» (1962 г.), где дана подробная характеристика национального состава населения всех стран, численность
отдельных народов и территория их расселения.
Для понимания
общих закономерностей развития культуры в целом и складывания её специфических
свойств у отдельных народов большое значение имеет разработанное советскими
этнографами (М. Г. Левин, Чебоксаров) учение о хозяйственно-культурных типах.
Советские учёные исследуют также проблемы взаимовлияния культур, роль
преемственности и обновления в развития культуры (С. Н. Артановский, Арутюнов,
Пименов и др.). Ведётся теоретическая работа по установлению сущности таких
понятий, как «этнос», «этническая общность», «этнические процессы», по их
типологии (Ю. В. Бромлей,
Токарев, Чебоксаров, Козлов и др.).
ВЫВОД:
Выполняя не
только познавательные, но и идеологические функции, советская этнография,
базирующаяся на марксистско-ленинской методологии, направлена на решение
актуальных мировоззренческих и практически значимых вопросов, способствующих
сближению народов СССР.
Научная
работа в области этнографии проводится специальными научными учреждениями —
научно-исследовательскими этнографическими институтами (в СССР — в системе АН —
этнографии институт
им. Н. Н. Миклухо-Маклая и др.), университетами, музеями (в т. Ч. этнографическими музеями),
существующими в большинстве стран этнографическими обществами. Публикация
собранных материалов и исследований осуществляется этнографическими журналами и
др. специальными изданиями. В 1948 г. Был создан связанный в своей деятельности
с ЮНЕСКО Международный союз антропологов и этнографов. Регулярно созываются (с 1934 г.) международные конгрессы.
Глава II. Место и роль
этнографии в системе общественных наук
§2.1 Связь
этнографии с научными дисциплинами
Объект исследования
этнографии — этнос — проявляет себя во всех сферах экономической, социальной и
культурной жизни, его производственная деятельность оказывает непосредственное
влияние на окружающую среду и связана с ней. Коль скоро этносы отличаются один
от другого своими культурно-бытовыми особенностями, то эти различия проявляются
или могут быть выявлены в тех науках, которые изучают самого человека,
человеческое общество и воздействие его на природу. Выделение сугубо этнических
аспектов из различных научных дисциплин значительно обогащает этнографию, ее
источниковедческую базу, особенно при изучении этногенеза и этнической истории.
О связи этнографии с
историей уже говорилось, ее связь с антропологией и археологией также очевидна.
Именно тот раздел антропологии, который исследует происхождение рас и их
распределение в пространстве, изменения физического облика людей в результате
историко-социальных контактов, антропологического состава этносов, называется
этнической (или даже исторической) антропологией. Определение культурно-бытовых
особенностей по археологическим материалам позволяет выделить Древние
этнические группы и от чисто типологических построений перейти и в археологии к
историко-культурным построениям. Такое направление в археологии в последнее
время получило название палеоэтнографии (букв — древней этнографии). Данные
этнической антропологии и палеоэтнографии позволяют исследовать ранние этапы
(истоки) этнической истории.
Столь же очевидна
тематическая и проблемная связь между этнографией и языкознанием
(лингвистикой), литературоведением и фольклористикой, т. Е. с теми научными
дисциплинами, которые отражают наиболее специфические стороны духовной культуры
народов, ее богатство, проявляющиеся в лексике устном поэтическом творчестве, в
художественной ткани литературных произведений. Коль скоро язык, имеющий
внутренние законы развития, непосредственно связан со своим носителем и имеет
этнообразующий характер, в языкознании выделилась особая отрасль —
этнолингвистика, рассматривающая проблему происхождения языков и их родственных
и контактных связей в соотношении с этногенезом, с этническими процессами.
В последние годы активное
использование методов конкретно-социологических исследований в общественных
науках выявило наличие определенных социальных закономерностей, являющихся
отражением этнической специфики исследуемой структуры (особенно при
социологическом изучении и сопоставлении крупных одно- и многонациональных
регионов). Естественным явилось выделение особого направления — этносоциологии.
Точно таким же был путь выделения из общей психологии подразделения, изучающего
влияние этнических категорий на психическую деятельность человека и
человеческих коллективов — этнопсихологию.
География, в недрах
которой рождалась этнография, в частности русская, и все ее подразделения,
изучающие население, его размещение по земной поверхности, влияние на
окружающую природу, продолжают сохранять самые тесные связи с этнографией. К
таким подразделениям относятся демография, статистика и специальные дисциплины
— этностатистика и этническая картография, этногеография.
Разделы таких сугубо
естественных наук, как ботаника и зоология, исследующие жизнь и развитие
культурных растений и домашних животных, дают любопытный материал для
этнической истории, так как через окультуривание диких растений, одомашнивание
диких животных и распространение созданных человеком новых видов можно
проследить этнические контакты. Подобные проблемы решают этноботаника и этнозоология.
ВЫВОД:
Аналогичное выделение
этнически детерминированных отраслей знаний происходит всюду, где общественные
или естественные науки соприкасаются с этнографией, т. Е. с результатом
активной преобразующей деятельности этносов в социальной и природной сферах.
Возникновение пограничных, “стыковых” (на базе различных наук) дисциплин —
широко распространенная тенденция современного познания мира.
Заключение
Этнография как
самостоятельная научная дисциплина возникла на базе географической науки в
России и ряде других стран или как наука о человеке (как, например, в Англии).
Вместе с тем ее данные задолго до выделения этнографии в середине XIX в. В
особую отрасль знаний использовались при исторических исследованиях. Такое
положение давало повод рассматривать этнографию как своего рода вспомогательную
дисциплину, относящуюся то ли к географии или биологии, то ли к истории. К
сожалению, подобные взгляды не изжиты и по сей день, однако если прежде они
могли быть объяснены еще общей недифференцированностью наук, то сегодня – это
результат научного невежества или неосведомленности.
Для определения
общенаучного и социального значения этнографии рассмотрим те проблемы, которые
она способна решать и решает, пользуясь только ей присущими методами исследования.
Как уже отмечалось,
этнография – историческая наука, а объект ее исследования – этнос, возникший
еще на заре человеческой истории. Если оставить за пределами исторического
исследования эпоху первобытного стада и начинать его с первобытнообщинного (или
родового, или доклассового) периода в истории, т. Е. с того периода, когда мы
можем более или менее объективно различать и отличать этносы, то окажется, что
этнография значительно полнее во временном и пространственном отношении, чем
история, способна дать картину этнических и социальных изменений, пережитых
человечеством. Воссоздать историческое прошлое народов Земли – долг и
обязанность современной науки. В этом кропотливом труде историку помогает
письменный источник, а как восстановить бесписьменную историю, или прошлое
бесписьменных народов?
Большинство народов не имело письменности, и поэтому их невозможно изучать
традиционными методами истории, как нельзя изучать теми же методами самый
большой период, прожитый человечеством,- эпоху бесписьменного доклассового
общества. Традиционная историческая наука, к сожалению, и сегодня вольно или
невольно отгораживается от этих народов и этой эпохи. В такой позиции как бы
возрождается характерное для недалекого прошлого деление народов на «исторические»
и «неисторические». К последним, как правило, относились все народы, не имеющие
письменности, а в пору расцвета колониальных империй – и все народы – носители
отличной от европейской культуры.
Вместе с тем история
народа сохраняется не только в письменных данных, но и в его традициях и
обычаях, его представлениях об окружающем мире и верованиях, орудиях труда,
пище, одежде и жилище, в памятниках древности, которые встречаются на могильных
полях и местах древних поселений, в легендах и эпических сказаниях, т. Е. во всем
комплексе культуры, созданном данным этносом и отличающем его от других. Только
этнографическими методами можно по этим следам восстановить путь, пройденный
народами. Очевидно, что в прожитом человечеством миллионолетье, где эпоха
классового общества, возникшая всего каких-то 7 тыс. лет назад,- ничтожно малая
величина, без истории не было и не могло быть ни эпохи, ни этносов.
Следовательно, этнографии в создании подлинной всемирной истории отводится
отнюдь не вспомогательная, а особая роль, что очень важно при изучении самой
длительной прожитой человечеством эпохи – эпохи доклассового общества, чья
этническая и социальная история стала предметом научной дискуссии в современном
ученом мире.
Классики
марксизма-ленинизма, опираясь на данные этнографии и смежных с нею наук,
придавали особое значение этой эпохе, так как ее научное описание
свидетельствовало о преходящем характере классово-антагонистического
государства, частной собственности и моногамной семьи, объявлявшихся явлениями,
извечно присущими человечеству. Современная этнография дает все новые и новые
доказательства тому, что ни антагонистические классы, ни частная собственность,
ни моногамная семья как социально-экономическая ячейка, противостоящая
обществу, не являются спутниками человечества во всей его истории, и,
следовательно, бесклассовое коммунистическое общество не только может быть
создано, но и будет создано как результат неизбежного исторического процесса.
Таким образом, этнографии следует придавать в общей системе исторических наук
вполне самостоятельное мировоззренческое (методологическое) значение, не
ограничивая при этом ее общенаучную роль.
Изучая этносы во всей
совокупности, подчеркивая связь этнической истории с социальной, рассматривая
изменения во всех сферах культуры, этнография может давать и дает существенный
материал для характеристики национально-культурной специфики при исторических,
археологических, экономико-географических и других исследованиях отдельных
народов или стран. В данном случае представители иных наук пользуются этнографическими
материалами как дополнительными данными, помогающими раскрывать те или иные
историко-археологические, экономико-географические либо другие положения. Таким
образом, этнография может выступать в своем традиционном значении
вспомогательно-исторической дисциплины, хотя подобное положение для нее не
исключительно, так как любая из перечисленных наук может в пору активизации
совместных исследований играть ту же роль в отношении к другой науке. Наконец,
этнографии свойственно вторгаться в самую гущу современных политических проблем
на разных континентах Земли, особенно в чрезвычайно острую по своим коллизиям и
последствиям проблему межнациональных, этнических взаимоотношений. Знание
этнографами объективной этнической истории, закономерностей культурной
интеграции и ассимиляции, аспектов соответствия этнических территорий
государственным границам вооружают прогрессивные силы всего мира в борьбе
против расизма, шовинизма и национализма. Отечественные этнографы с первых дней
существования советской власти принимали активное участие в осуществлении
ленинской национальной политики. Несомненна политическая актуальность
этнографических исследований в настоящее время в области изучения современных
этнических процессов, преобразования культуры и быта.
Итак, этнография с точки
зрения ее общенаучного и социального значения должна рассматриваться как:
1) мировоззренческая
наука, способная решать самостоятельно важные методологические проблемы истории
человечества и отдельных (прежде всего бесписьменных) народов;
2) вспомогательная
дисциплина, дающая особый этнически специфический материал для других наук о
человеке и его обществе;
3) политически актуальная
отрасль знаний, вооружающая прогрессивные силы в борьбе против расизма,
шовинизма и национализма.
То обстоятельство, что
этнография первоначально воспринималась как описательная наука, фиксирующая
культурно-бытовые и социальные отличия между народами и прежде всего отличия
неевропейских народов от европейских, породило представление о ней как о науке,
изучающей культурно отсталые народы. В таком представлении присутствовал
пресловутый принцип европоцентризма, нередко превращающийся в расистскую
концепцию особой цивилизирующей роли белой европейской расы по отношению ко
всем прочим народам и оправдывающий колониализм. Вместе с тем особое внимание,
которое уделяет этнография отжившим или отживающим явлениям культурной и
социальной жизни с целью ретроспективного анализа прошлой человеческой истории,
воссоздания истории бесписьменных народов, объективно способствует сохранению
взгляда на нее как на науку о пережитках и, следовательно, не имеющую будущего,
в котором исчезнут пережитки, и произойдет культурная нивелировка всех этносов.
Ошибочность подобного взгляда очевидна по той причине, что и пережитки, и
особый интерес к традиционной (чаще всего сельской) жизни высокоразвитых
народов – лишь часть того общего для этнографии объекта исследования, которым
является этнос. И в современном мире, и в обозримом будущем даже в условиях
грандиозных социальных и научно-технических изменений на Земле сохранятся те
особенности, которые отличают один этнос от другого, сохранятся сами этносы,
осуществляя прогрессивную тенденцию к интеграции, а следовательно, сохранится,
хотя и в измененном виде, потребность их изучения, т. Е. сохранится
необходимость этнографической науки.
Список использованной
литературы:
1.
Бромлей, Ю.В.
Современные проблемы этнографии [Текст]: этнографическое обозрение /Ю.В.
Бромлей - М.: Наука, 1981. - 391 с.
2.
Итс, Р.Ф.
Введение в этнографию [Текст]:
учебное пособие /Р.Ф. Итс. – СПб.: Ленинградск, 1991. – 746 с.
3.
Тишков, В.А.
Очерки теории и политики этничности в России [Текст]: этнографическое обозрение
/В.А. Тишков. - М.: Русский мир, 1997. - 532 с.
4.
Токарев, С.А.
История зарубежной этнографии [Текст]: учебник для ВУЗов /С.А. Токарев. - М.:
Высшая школа, 1978. - 352 с.
5.
Томилов, Н.А.
Проблемы этнической истории [Текст]: учебное пособие /Н.А. Томилов. – Томск.:
Изд-во Томского университета, 1993. - 222 с.
6.
Чеснов, Я.В.
Лекции по исторической этнологии [Текст]: лекции /Я.В. Чеснов. - М.: Гардарики,
1988. - 400 с.
7.
Этнография
[Текст]: учебник для ВУЗов; под. ред. Ю.В. Бромлея, Г.Е. Маркова. - М.: Высшая
школа, 1982. - 320 с.
8.
Этнология
[Текст]: учебное пособие; под. ред. Е.В. Миськовой, Н.Л. Мехедова, В.В.
Пименова. – М.: Академический Проект; Альма Матер, 2006. – 624 с.
10.
Этнология
[Текст]: учебник для ВУЗов; под. ред. Г.Е. Маркова, Пименова В.В. - М.: Наука,
1994. 384 с.
11.
Этносоциология
[Текст]: учебное пособие; под. ред. Ю.В. Арутюняна, Л.М. Дробижева, В.С.
Кондратьева, А.А. Сусоколова. - М.: Наука, 1984. - 256 с.
[1] Большая
Советская Энциклопедия (БСЭ). М., 1939. Т. 48. С. 205
[2] Советская
этнография. № 1. 1946. С. 3.
[3] Советская
историческая энциклопедия. М., 1976. Т. 16. С. 642
[4] Основы
этнографии / Под ред. С. А. Токарева. М., 1968. С. 5
[5] Бромлей
Ю. В. Этнос и этнография. М., 1973. С. 264.
[6] Советский
энциклопедический словарь. М., 1981. С. 1574
[7] Широкогоров
С. М. Этнос. Шанхай. 1923. С. 13.
[8] Маркс
К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 21. С. 26.