Место коммунистической партии в механизме власти по советским конституциям
ФГОУ ВПО "Южный федеральный университет"
Институт права и управления
Контрольная работа по дисциплине:
"История государства и права России"
г. Ростов-на-Дону 2010 г.
Место коммунистической партии в механизме власти по советским конституциям
коммунистическая партия советская конституция
Одной из целей любой политической партии является получение и
удержание власти, и коммунистическая партия не являлась исключением.
В настоящее время многими российскими и зарубежными исследователями
высказывается мысль, что "своеобразие исторического процесса в России состоит
в особой социокультурной роли власти. Основным двигателем развития страны были не
революции и реформы, как на Западе, которые подспудно вызревали в самом обществе,
а действия власти, направленные на переделку общества. Все реформы в России начинались
"сверху", по инициативе власти, она же их и свертывала, открывая тем самым
эпоху контрреформ. В России не экономические процессы определяли политические, а
наоборот, политика определяла развитие не только экономики, но и всей социальной
жизни… Характерно, что вывод об особой роли власти в России принимался и советскими
историками, которые проводили его в виде основополагающего тезиса о руководящей
роли Коммунистической партии в развитии советского общества."[1].
Коммунистическая партия всегда занимала особое место в жизни
всего советского общества.
История партии в России ведется с начала ХХ века с момента объединения
нескольких социал-демократических, а также многочисленных марксистских кружков.
Как отдельная партия РСДРП (б) выделилась формально в 1917г., а фактически в 1912г.
из большевистской фракции РСДРП, возникшей на II съезде в 1903г. Несмотря на то, что она была не самой многочисленной,
она была наиболее организованной, целеустремленной и быстро реагирующей на настроения
масс. В ее программе были заложены принципы, близкие народу: фабрики - рабочим,
землю - крестьянам, свобода - нерусским народам. Вождем партии и ее бесспорным лидером,
имевшим огромное влияние на массы был В.И. Ленин. Благодаря этим факторам, а также
сложившейся революционной ситуацией в октябре 1917г. в России, большевистской партии
удалось легко и практически бескровно одержать победу в октябрьском вооруженном
восстании.25 октября 1917г. открылся II Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов, провозгласивший
себя высшим органом власти. На нем "факт свержения прежней власти был юридически
закреплен принятием обращения "Рабочим, солдатам и крестьянам!", которое
одновременно провозгласило установление Советской власти в стране, т.е. образование
Советского государства. В нем содержались и первые нормы советского права".
[2]
На втором заседании съезда было избрано первое Советское правительство
- Совет Народных Комиссаров (Совнарком), состоящее только из большевиков. Совнарком
был подотчетен Съезду Советов и новому ЦИКу. Большинство в составе ЦИКа принадлежало
большевикам (62 места из 100) и левым эсерам.
Конституция РСФСР 1918г. закрепила сложившуюся систему органов
власти и управления. Высшими органами власти и общего управления являются Всероссийский
съезд Советов, ВЦИК и Совнарком. "Верховная власть в Российской Социалистической
Федеративной Советской Республике принадлежит Всероссийскому Съезду Советов, а в
период между Съездами - Всероссийскому Центральному Исполнительному Комитету Советов"[3]. "Всероссийский Центральный Исполнительный
Комитет Советов образует Совет Народных Комиссаров для общего управления делами
Российской Социалистической Федеративной Советской Республики и отделы (Народные
Комиссариаты) для руководства отдельными отраслями управления"[4]. Следует отметить, что Конституция 1918г
исключает возможность "эксплуататоров" занимать какое-либо место в органах
власти, закрепляя тем самым принадлежность власти "исключительно трудящимся
массам и их полномочному представительству - Совету Рабочих, Солдатских и Крестьянских
депутатов"[5]
ВЦИК объявлялся высшим законодательным, распорядительным и контролирующим
органом. Он давал "общее направление деятельности" правительства и всех
органов власти, издавал собственные декреты и распоряжения и рассматривал законодательные
предложения правительства. Все решения правительства докладывались ВЦИК, который
мог отменить или приостановить любое из них.
Совнарком мог издавать декреты и распоряжения в области государственного
управления, носившие общеобязательный характер. Наиболее значимые из них утверждались
ВЦИК. Также, народным комиссарам предоставлялось право "единолично принимать
решения по всем вопросам" соответствующего народного комиссариата.
Таким образом, законодательную власть в РСФСР осуществляли сразу
три высших органа: Всероссийский съезд Советов, ВЦИК и СНК. СНК обладал помимо этого
и исполнительной властью.
"Важнейшей задачей, возложенной на нижестоящие Советы, было
проведение в жизнь решений вышестоящих органов и подчинение им по вертикали. По
горизонтали в пределах своей территории местным Советам предоставлялись широкие
полномочия по реализации их компетенции. Этот принцип получил наименование демократического
централизма"[6]
Новая структура власти практически исключила свободу выборов.
Конституция предоставляла избирательное право только лицам, "добывающим средства
к жизни производительным и общественно-полезным трудом", а также солдатам и
нетрудоспособным. Этого права лишались лица, прибегающие к наемному труду, живущие
на проценты с капитала, частные торговцы и посредники, служители церкви. Даже для
рабочих и крестьян устанавливалось неравное избирательное право: рабочие и другие
жители городов избирали на съезд Советов от городских Советов одного представителя
от 25 тысяч избирателей, а крестьяне от губернских - одного от 125 тысяч.
Постепенно политическая роль Советов падала. Их съезды проходили
раз в несколько месяцев, а с 1919г. - один раз в год. ВЦИК собирался один раз в
два месяца, постоянно действующим органом законодательной власти стал Президиум
ВЦИК. Перевыборы в местные Советы постоянно откладывались. Выборы, на которых побеждали
эсеры и меньшевики в ряде крупных городов в мае-июне 1918г., власть признавала недействительными.
В середине июня специальным декретом эсеры и меньшевики были исключены из состава
всех Советов и отстранены от выборов в них. Таким образом, происходило уничтожение
политической оппозиции.
Реальная власть стала сосредотачиваться в партийных большевистских
органах. Они издавали распоряжения, обязательные для Советов, влияли на состав исполкомов
и самих Советов. Фактически на смену власти Советов пришла власть большевистской
партии. На съездах партии обсуждались и решались конкретные вопросы жизни страны,
затрагивающие права и интересы всех граждан, независимо от их партийной принадлежности.
Все назначения в советский (государственный) аппарат осуществлялись только через
партийные решения, партийный аппарат становился главным механизмом выдвижения политического
руководства страны на всех уровнях.
Свидетельством того, что партия фактически являлась главной политической
силой в стране, является создание СССР.
В соответствии с основными положениями конституции, Съезд Советов
СССР был объявлен верховным органом государственной власти, в период между съездов
- Центральный Исполнительный Комитет (ЦИК) СССР, состоящий из Союзного Совета и
Совета национальностей. В период между сессий ЦИК СССР высшим законодательным исполнительным
и распорядительным органом был Президиум ЦИК СССР.
Президиум ЦИК СССР мог приостанавливать действие постановлений
съездов Советов союзных республик и отменять постановления СНК СССР, Наркоматов
СССР, ЦИК и СНК союзных республик. Тем не менее, акты съездов Советов союзных республик
Президиум ЦИК мог только приостановить, отправив запрос об их отмене в ЦИК СССР.
ЦИК СССР формировал высший исполнительный и распорядительный
орган - Совет народных комиссаров (СНК) СССР. ЦИК союзной республики не мог приостанавливать
решения СНК СССР, но мог обжаловать их в ЦИК СССР.
"Изменение статуса союзных республик в процессе образования
СССР выразились в том, что они становились частью федеративного союза и попадали
в подчинение его органов власти и управления. Юрисдикция республиканских органов
стала распространяться на те сферы и вопросы, которые не составляли исключительной
компетенции Союза. Интересы республики были представлены в структурах союзных органов
(Президиум ЦИК СССР, Совет национальностей) ее представителями. Однако положения
Конституции давали Центру значительные полномочия для контролирования периферии
и были направлены на создание новой политической культуры, "пролетарской по
содержанию и национальной по форме" (Сталин), на компромисс между коммунистическими
планами всеобщего объединения и национальными традициями". [7]
На рубеже 20-30х гг. в стране сформировалась тоталитарная система
власти. Ее предпосылками являлась монополия коммунистической партии на власть с
лета 1918г., а также ликвидация ее оппозиции. В сложившейся административно-командной
системе государственные и хозяйственные органы действовали под жестким контролем
партийных органов и в рамках централизованного управления ведомственного аппарата.
Борьба в руководстве партии вела к укреплению единоличной власти. Но И.В. Сталин,
провозгласивший курс на всемерное укрепление государственной власти, со временем
пришел к выводу, что требуется демократизировать фасад этой власти. В результате
появилась Конституция, действительно очень демократической для своего времени.5
декабря 1936г. Чрезвычайный VIII съезд
Советов Союза ССР принял новую Конституцию.
В этой Конституции прослеживается принцип разделения властей:
"законодательная власть СССР осуществляется исключительно Верховным Советом
СССР"[8],
"высшим исполнительным и распорядительным органом государственной власти Союза
Советских Социалистических Республик является Совет Министров СССР"[9], высшим судебным органом является Верховный
Суд СССР. В Конституции указывается на независимость судей, а также независимость
органов прокуратуры от "каких бы то ни было местных органов власти".
Конституция 1936г. ушла от дискриминации в избирательных правах,
провозгласив принцип равноправия всех граждан. Впервые в истории советского государства
провозглашались важнейшие социальные права: на труд, отдых, материальное обеспечение
по старости и болезни, медицинское обслуживание, образование. Декларировались и
важнейшие личные и политические свободы: неприкосновенность личности и жилища, совести,
слова, печати, собраний и митингов, шествий и демонстраций, союзов и общественных
организаций. Но, несмотря на ярко выраженные демократические начала, закрепленные
в Основном законе государства, Конституция 1936г. во многом носила декларативный
характер. Новая волна репрессий, последовавшая почти сразу после ее принятия, стала
тому подтверждением.
Победа и последовательное укрепление однопартийной системы привели
к усилению роли Коммунистической партии в государственном управлении. Так, впервые
законодательно в ст.126 Конституции закреплялась ведущая роль Коммунистической партии
Советского союза в жизни общества, "являющейся передовым отрядом трудящихся
в борьбе за построение коммунистического общества и представляющей руководящее ядро
всех организаций трудящихся, как общественных, так и государственных".
В Конституции 1936г., ступенчатые выборы были заменены прямыми
во все уровни Советов, поскольку система советов образца 1918г., когда выборы начинались
с самых низовых Советов и все вышестоящие советы формировались из нижестоящих, плохо
поддавались прямому партийному управлению. Также, коммунистическая партия упоминается
и в ст.141, где указывается, что кандидаты для участия в выборах должны отбираться
некими общественными организациями, среди которых - коммунистическая партия, которой
отведено скромное место наравне с профсоюзами, кооперативами, организациями молодежи
и культурными обществами. Таким образом, выдвижение нужных людей в органы советской
власти перестало быть проблемой. Руководители партии одновременно занимали руководящие
государственные посты. Власть партийного аппарата срасталась с властью государственного
аппарата.
В 70-х гг. стало понятно, что курс на "развернутое строительство
коммунистического общества", несостоятелен. Поэтому официальная идеология выдвинула
концепцию развитого социализма. Создание в СССР развитого социалистического общества
было провозглашено в новой Конституции, принятой на внеочередной седьмой сессии
Верховного Совета СССР девятого созыва 7 октября 1977 года.
СССР теперь именовался не государством диктатуры пролетариата,
а общенародным социалистическим государством. Соответственно Советы депутатов трудящихся
были переименованы в Советы народных депутатов. На практике Советы всех уровней
оставались безвластными и призваны были лишь единогласно утверждать решения партийных
органов. "Выборы в Советы оставались фикцией: в избирательных бюллетенях значилась
единственная фамилия кандидата от "нерушимого блока коммунистов и беспартийных".
[10]
И, если в Конституции 1936г. о партии упоминалось почти в конце
текста, то уже в новой Конституции 1977г. партии посвящена специальная статья 6,
к тому же о партии говорилось в первой главе "Политическая система". Уже
это подчеркивает особую роль КПСС в обществе и государстве. Партия объявляется
"руководящей и направляющей силой советского общества, ядром его политической
системы, государственных и общественных организаций". Далее в статье закрепляются
функции и полномочия КПСС в государственном управлении. Среди них такие, как определение
генеральной перспективы развития общества, линии внутренней и внешней политики СССР.
То есть партия принимает на себя такие функции, которые по природе своей присущи
лишь высшим органам государства. Ни о какой власти трудового народа как такового
уже нет и речи, руководящей силой советского общества является КПСС, а фактически
партийная бюрократия, организованная в господствующий класс и выстроенная в жёсткую
иерархическую систему, хотя и заявляется, что "КПСС существует для народа и
служит народу".
Другими словами в Конституции 1977 года законодательно фактически
закреплён отказ Советской власти вообще. Система Советов стала официально использоваться
только как механизм реализации планов партийного руководства, хотя формально
" право выдвижения кандидатов в депутаты принадлежит организациям Коммунистической
партии Советского Союза, профессиональных союзов, Всесоюзного Ленинского Коммунистического
Союза Молодежи, кооперативным и другим общественным организациям, трудовым коллективам,
а также собраниям военнослужащих по воинским частям"[11]. Фактически кандидаты всех уровней подбирались
в партийных структурах, и лишь потом проводились через те или иные организации и
трудовые коллективы.
Таким образом, по Основным законам советского государства (Конституциям
1918, 1924, 1936 и 1977гг.) прослеживается возрастающая роль Коммунистической партии
в жизни общества в целом, а также ее основное, главенствующее место в механизме
власти. И, несмотря на то, что в Конституциях 1918г. и 1924г. о ней даже не упоминается,
и только в Конституции 1936г. впервые законодательно закрепляется ее роль, а в Конституции
1977г. она уже объявляется "руководящей и направляющей силой советского общества",
можно с уверенностью сказать, что на протяжении всей советской истории коммунистическая
партия была доминирующей политической силой в стране, реально обладающей всей полнотой
власти.
A
[1] Павлова И.В.
"Механизм власти и строительство сталинского социализма". Введение к работе.
[2] История отечественного
государства и права, ч. 2. Под редакцией Чистякова О.И., 3-е издание, 2005г., с5
[3] Конституция
РСФСР 1918г. ст. 12, гл. 5, раздел 2
[4] Конституция
РСФСР 1918г. ст. 35, гл. 7, раздел 3
[5] Конституция
РСФСР 1918г. ст. 8, гл. 4, раздел 1
[7] Исаев И.А.
История государства и права России, М., Юристъ, 2004г., с. 672
[8] Конституция
СССР 1936г. ст. 32, гл. 3
[9] Конституция
СССР 1936г. ст. 64, гл. 5
[10] Кацва Л.А.
История Отечества, М., Аст-Пресс, 2001, с. 732
[11] Конституция
СССР 1977г. ст. 100, гл. 13
Список литературы:
Конституция РСФСР 1918г.
Конституция СССР 1924г.
Конституция СССР 1936г.
Конституция СССР 1977г.
История отечественного государства
и права.
Ч. 2. Под
редакцией Чистякова
О.И., 3-е
издание, 2005г.
Исаев И.А. История
государства и права России, М.,
Юрист, 2004г.
Кацва Л.А. История
Отечества, М.,
Аст-Пресс, 2001
Павлова И.В. "Механизм
власти и
строительства сталинского социализма".
Введение к
работе.
Бобров С. "Прошлое
и будущее
коммунистического движения в России".