Восстановление народного хозяйства после Второй мировой войны
Восстановление
народного хозяйства после Второй мировой войны
Введение
Победа в войне, добытая ценой огромных жертв и страданий,
рождала в народе надежды на светлое будущее. Мероприятия советского руководства
в отношении развития экономики были определены законом о пятилетнем плане
восстановления СССР, принятым Верховным Советом в марте 1946г. Несмотря на
огромные человеческие жертвы и материальные потери, весь советский народ был
уверен в возможности преодоления трудностей послевоенного времени.
Первоочередное задание состояло в том, чтобы перевести экономику на мирные
рельсы. При решении этого задания использовалась помощь братских народов.
Широкая программа развития народного хозяйства Украинской
ССР была изложена в «Законе о пятилетнем плане восстановления и развития
народного хозяйства Украинской ССР на 1946-1950гг.», принятом в августе 1946
года восьмой сессией Верховного Совета УССР. Объем капиталовложений в четвертой
пятилетке составлял по республике 65,1 млрд.руб., что превышало уровень
капиталовложений во все народное хозяйство Советского Союза в первой пятилетке.
Это свидетельствовало о большом внимании, уделяемом восстановлению народного
хозяйства Советской Украины как составной части СССР. Ставится задача довести
объем промышленного производства УССР в конце пятилетки до 103% по сравнению с
1940 годом. К 1950 г планировалось производить 9,7 млн.т чугуна, 8,8 млн.т.
стали, 86,1млн.т угля. Предполагалось возродить металлургические заводы
Донбасса и Приднепровья, ввести в строй 30 доменных печей мощностью 9 млн.т
чугуна в год, сталеплавильные агрегаты мощностью 8,4млн.т стали, 58 прокатных
станов мощностью 6,5 млн.т проката. За пятилетку намечалось на 2,574 тыс.кВт
повысить мощность электростанций, на 1 млн кВт превзойдя довоенную. Еще до
принятия четвертого пятилетнего плана по всей стране, и в частности по Украине,
широкой волной развернулись восстановительные работы. Трудности при этом были
значительные: не хватало кадров, значительная часть которых находилась еще в
рядах Красной Армии, не хватало строительных материалов. Возрождать народное
хозяйство Советский Союз должен был только за счет внутренних ресурсов. На
международной арене также не все благоприятствовало переходу нашего государства
к мирной жизни. Империалистический лагерь повел «холодную войну» против
Советского Союза. В битве за возрождение народного хозяйства победили
интернационализм, дружба народов СССР. Вся страна помогала поднимать из руин
заводы, фабрики, восстанавливать народное хозяйство. Примером такой взаимопомощи
может служить стройплощадка «Запорожстали», рядом с которой стояли палатки с
надписями «Горький», «Рига», «Ташкент», «Баку», «Дальний Восток», в которых
жили прибывшие из этих мест рабочие. Более двухсот заводов выполняли заказы
«Запорожстали», многие проектные организации Москвы, Ленинграда, Киева,
Харькова, Днепропетровска, Ростова-на-Дону готовили документацию для
восстановления цехов. Неоценимую помощь Украине оказывала мощная промышленность
восточных и центральных районов страны. Широкие массы трудящихся с величайшим
энтузиазмом включались во всенародную борьбу. Среди восстанавливаемых
предприятий республики особое место отводилось Днепровской гидроэлектростанции
им. В.И. Ленина – гордости нашей страны. На Днепрогэсе гитлеровцы взорвали машинный
зал, шлюзы, значительную часть быков плотины, в тело плотины заложили 360 т
взрывчатки. Перед страной ставилась задача в кратчайший срок не только
возродить станцию, но и увеличить ее мощность по сравнению с довоенной.
Восстановлением Днепрогэса руководил один из крупнейших организаторов
промышленного производства страны ф.Г.Логинов. Волею и трудом рабочих и
инженерно-технических работников Днепрогэс уже в июне 1950 г был возрожден. План предусматривал в кратчайшие сроки восстановить угольную промышленность и в
1946-1950гг ввести в действие шахты мощностью 17,5 млн т в Сталинской и
Ворошиловградской областях. Одновременно намечалась разработка угольных запасов
в правобережных и западных областях Украины. Были запланированы разведывательные
работы по изысканию газа и нефти, строительство газопровода Дашава- Киев. К
1950 году намечалось довести общую добычу угля по республике до 86,1млн т Для
этого следовало закончить восстановление угольных шахт Донбасса в 1949г,
полностью завершив работы на 182 основных шахтах т дополнительно построив 60
новых шахт. В области машиностроения планировалось вновь ввести в строй заводы
угольного, металлургического и энергетического оборудования,
электромашиностроения, сельскохозяйственного машиностроения. Создавались новые
отрасли машиностроения. Учитывая острую нехватку транспорта, предполагалось
строительство автомобильного завода грузовых автомобилей в г Днепропетровске
мощностью 60 тыс. автомобилей в год, а также двух автосборочных заводов в
Одессе и Львове. Для республики это имело большое значение, поскольку до войны
на Украине вообще не было автомобильной промышленности. Одновременно ставилась
задача улучшения существующих и строительства новых магистралей, таких как
Москва-Харьков, города Украины-города Кавказа и Крыма. Предусматривалось
строительство магистралей Киев-Одесса, Киев-Днепропетровск-Сталино, Киев-Сумы-Харьков
и Кременчуг-Кировоград-Первомайск-Балта-Котовск, организация регулярного
автобусного движения в 80 городах республики. Шло восстановление разрушенного
гитлеровцами Киева. Киев- гордость русского, украинского, белорусского народов,
начал возрождаться сразу после его освобождения, в ноябре 1943г. Для его
восстановления потребовалась помощь всей страны. Планировалось обеспечить
дальнейшее развитие средств связи, соорудить в Киеве телевизионный центр.
Начались изыскательные работы по строительству метрополитена. Значительное
внимание уделялось развитию пищевой и легкой промышленности, строительству
жилья, развитию местной промышленности, которая в условиях восстановления
народного хозяйства имела немаловажное значение. План производства валовой
продукции республиканской и местной промышленности УССР на 1950 г был установлен в сумме 9,2 млрд.руб.(в ценах 1926/1927гг.), что превышало довоенный уровень на
8,6%. Восьмая сессия Верховного Совета УССР утвердила планы производства
основных видов продукции республиканской и местной промышленности всех
министерств и ведомств республики на 1950г. в таких размерах: угля –
4,400тыс.т, торфа – 3,605 тыс.т., кирпича – 1,4 млрд.шт., извести – 530 тыс.т..
стекла листового – 1,730 тыс.м,
пиломатериалов -2,475 тыс м,
деревянных строительных деталей – 1,230 тыс.м. Все это было необходимо было для обеспечения
жильем, топливом, одеждой, пропитанием народа.[1, с 36-38] Перестройка
экономики на мирный лад закончилась в основном в конце 1946г. Однако весной
1945г промышленность постепенно начала переходить к выпуску продукции мирного
времени. В декабре 1945г Наркомату сельскохозяйственного машиностроения было
передано несколько больших предприятий республики, в том числе заводы: Одесский
им. Октябрьской революции, осиповский «Первомайский», кировоградский «Красная
звезда», запорожский «Коммунар», харьковский им. М.В.Фрунзе, «Серп и Молот» и
Львовский завод сельскохозяйственных машин. На базе Киевского танкоремонтного
завода возник мотоциклетный, Днепропетровского авиационного - завод по
изготовлению инструментов и нестандартного оборудования для автомобильной
промышленности и др. По решению правительства военные учреждения не только
передавали гражданским ведомствам, но и помогали им наладить производство
мирной продукции. Учитывая особенную важность возрождения и дальнейшего
развития транспортного машиностроения в стране, в том числе и в Украинской ССР,
прежде всего обеспечивались Ворошиловградский вагоностроительный завод,
Мариупольский завод транспортного машиностроения металлом, трубами,
оборудованием, инструментом и другими материалами. Преобладающее большинство
предприятий легкой промышленности УССР уже с третьего квартала 1946 г перешло
на выпуск товаров широкого потребления. В ходе перестройки народного хозяйства
решалась сложная проблема кадров для промышленных предприятий, сельского
хозяйства, строительства, которые могли бы использовать новые машины, станки,
усовершенствовать их технико-эксплуатационные характеристики. Использовались
методы пополнения трудовых ресурсов прежде всего путем демобилизации солдат из
рядов Советской Армии и за счет перехода работников из оборонной промышленности
в гражданскую. Если в 1940г В Украине насчитывалось 41,3 млн. человек
населения, то вследствие войны количество его значительно уменьшилось и в 1945г
составляло 27,4 млн. человек. Женское население преобладало над мужским. В
1945г в УССР осталось 17% довоенной численности рабочих, а весь промышленно-производственный
персонал республики составлял лишь 1 млн.256 человек против 2млн.614человек в
1940г. Не хватало инженерно-технических специалистов, рабочей силы в сельском
хозяйстве. Ощущали острую потребность в квалифицированных кадрах партийные и
советские органы, научные и культурные учреждения республики. Наряду с
наращиванием мощностей тяжелой промышленности возобновлялась деятельность тысяч
предприятий, которые выпускали товары первой необходимости. Республиканская и
местная промышленность производили обувь, чулочно-трикотажные, швейные,
металлические и др. промысловые товары, нужные народу. Решению задач
перестройки жизни на мирный лад способствовало социалистическое государственное
планирование. Вместо однолетних планов периода войны, в ходе выполнения которых
часто вносились коррективы, уточнения, перестройка народного хозяйства
требовала перехода к составлению планов на более долгий период.[2, с 28-30]
Таким образом, в целом, производство промышленной
продукции Украины по сравнению с 1940 г. составило в 1950 г. - 115%, в 1953 г.
– 173%. Украина вновь заняла традиционное для нее место
топливно-металлургической базы Советского Союза. На ее заводах выплавлялось
около половины всего чугуна, более 30% стали, производилась почти треть
союзного проката. Шахты республики давали около 30% общесоюзной добычи угля.
Однако, как всегда, основная часть населения Украины не имела возможности
пользоваться этими богатствами, поскольку распределение всех производимых в
стране материальных ресурсов осуществлялось в Москве.
Героическим трудом советского народа за годы четвертой
пятилетки была воплощена в жизнь грандиозная программа восстановления и
дальнейшего развития страны. В ходе послевоенного возрождения народного
хозяйства всесторонне учитывались потребности и возможности каждой республики.
На развитие экономики пострадавших районов и годы четвертой пятилетки
приходилось более 46 % всех капиталовложений. Объединив усилия трудящихся всей
страны было обеспечено успешное воплощение в жизнь «Закона о пятилетнем плане
постановления и развития народного хозяйства СССР на 1946—1950 гг.». Успешное
выполнение заданий четвертой пятилетки в промышленности и на транспорте
проходило под знаком широкого внедрения новой техники и прогрессивной
технологии. За эти годы была в основном осуществлена механизация трудоемких
процессов в черной металлургии, угольной промышленности, за счет создания и
внедрения новых машин и механизмов достигнуто повышение производительности
труда. За годы четвертой пятилетки было восстановлено и построено новых 6200
крупных предприятий. Большие успехи были достигнуты в области техники и
технологии производства, возросли энерговооруженность и производительность
труда по сравнению с 1940 г. соответственно на 40% и 37 %. Знаменательно, что к
концу пятилетки за счет повышения производительности труда было получено 69 %
прироста всей промышленной продукции. Весьма существенные сдвиги произошли за
эти годы в территориальном размещении промышленности. В экономике страны
заметно возрос удельный вес восточных районов. Быстрыми темпами здесь
развивались топливно-сырьевая, металлургическая и энергетическая базы.
Форсированными темпами осваивалось производство новых видов продукции. За пять
лет в Украинской ССР выпуск промышленной продукции увеличился в 4,4 раза.
Предприятия республики стали производить большое количество новых видов
продукции: угольные комбайны, тяжелые врубовые машины, автомобили,
свеклоуборочные комбайны, мотоциклы, магистральные тепловозы, новые виды
металлургического и энергетического оборудования. При помощи трудящихся всей
страны на Украине большие успехи были достигнуты в развитии тяжелой индустрии.
К концу пятилетки производство промышленной продукции освобожденных районов
страны составляло 21,6 % ее союзного выпуска. В 1950 г. Украина дала 47,8 % общесоюзной добычи угля, 54,2 % кокса, 47,8 % чугуна, 30,6 % стали, 38,4
% металлургического оборудования, 71,6 % сахара-песка и др. В этом же году в
республике впервые было выпущено свыше 18 тыс. грузовых автомобилей,
организовано производство шагающих экскаваторов. К концу пятилетки Украина
производила больше, чем до войны, проката черных металлов, железной руды,
электроэнергии; минеральных удобрений. В послевоенные годы политика Советского
правительства была направлена не просто на восстановление довоенного уровня, но
и достижение качественных сдвигов в развитии производства средств производства.
Восстановление тяжелой индустрии сопровождалось дальнейшей реконструкцией и
модернизацией основных производственных фондов. Возрождение ведущих отраслей
промышленности Украинской ССР послужило прочной основой развития всего
народного хозяйства, в том числе строительства, транспорта, легкой
промышленности и сельского хозяйства. Основная задача четвертого пятилетнего
плана по промышленности, состоявшая в том, чтобы восстановить довоенный уровень
и затем значительно превзойти его, была успешно решена. Были не только
возвращены в строй отдельные фабрики и заводы, а полностью возродились целые
промышленные центры страны. Восстановительные работы велись таким образом,
чтобы придать новый, современный облик прежним заводам и шахтам. На заводы и
фабрики Украины за годы четвертой пятилетки поступили тысячи единиц нового
оборудования, машины и аппараты высокой производительности. Уже в 1948 г. валовая продукция промышленности СССР превзошла уровень 1940 г. Первыми этого добились энергетики (1946) и шахтеры (1947), в 1948 г. было превышено довоенное производство стали, автомобилей, тракторов, металлорежущих станков,
цемента и др. Довоенный уровень в различных отраслях промышленности был
достигнут в разное время. Это зависело от разрушений, которые претерпели в годы
войны отдельные отрасли, достижений в развитии техники и технологии,
обеспеченности кадрами, структурных изменений в тяжелой промышленности.. В 1950 г. выпуск валовой продукции страны превысил на 73 % уровень 1940 года вместо намеченных 48 %. За
это время производительность труда в промышленности увеличилась на 45 и в строительстве
— на 37 % (в расчете на одного работающего). В годы четвертой пятилетки были
заложены основы для дальнейшего развития экономики на новом техническом уровне.
Трудящиеся Украины с братской помощью всех народов страны в невиданно короткое
время восстановили энергетическое хозяйство республики. Еще в начале пятилетки
энергетика достигла довоенного уровня. В 1950 г. производство электроэнергии в СССР составило 91,2 млрд. кВт час по сравнению с 48,3 млрд. кВт час в 1940 г., или увеличилось почти в 1,9 раза. К концу пятилетки мощность всех электростанций Советской
Украины была не только восстановлена, но и превышала довоенную на 600 тыс. кВт.
Годовое производство электроэнергии в республике возросло на 2,8 млн. кВт час и
составляло 14,7 млрд. кВт час.
Значительные успехи были достигнуты в восстановлении и
развитии электроэнергетики Донбасса. Намеченный планом на 1950 г. уровень
производства электроэнергии здесь был достигнут уже в 1949 г. Успехи в
восстановлении и развитии отечественного машиностроения открывали большие
возможности для усиления технического оснащения шахт. Создание в 1948 г.
угольного комбайна позволило приступить к механизации навалки угля на
транспортер и решить проблему этой основной и трудоемкой операции, ранее
выполнявшейся вручную. На шахтах Донбасса появились многочисленные угле- и
породопогрузочные машины, скребковые конвейеры, проходческие комбайны, возросло
количество электровозов Успехи были достигнуты в возрождении черной металлургии
республики. За 1946—1950 гг. на Украине начали функционировать 22 доменных и 46
прокатных станов, 43 мартеновские печи. В 1950 г. общий объем продукции
машиностроения УССР по сравнению с 1940 г. увеличился в 1,5 раза. Выпуск
тракторов возрос более чем в 2 раза, металлургического оборудования — в 2,7,
электромоторов нормальных — в 2,5, электромоторов взрывобезопасных — в 3,3,
плугов тракторных — в 3, культиваторов тракторных — в 5,7, молотилок сложных —
в 5,1, вагонов товарных — в 2,1, экскаваторов — в 9,3, велосипедов — в 4,4
раза.
За 1946—1950 гг. были восстановлены и реконструированы
железнодорожные пути значительной протяженности, большое количество мостов,
вокзалов, что позволило к началу 1948 г. возобновить движение поездов на 15
тыс. км железных дорог, связывавших Приднепровье и Донбасс с Москвой и
Ленинградом, со многими другими промышленными центрами страны. Произошли
структурные изменения в промышленности Украины [1, с 70-72]
Однако результаты четвертого пятилетнего плана были неоднозначными.
В тяжелой промышленности, получившей 85 % капиталовложений, процесс
восстановления достиг заметных успехов. К 1950 г. общий объем промышленной
продукции Украины превышал уровень 1940 г. на 15 %. В Западной Украине, где до
войны тяжелая промышленность практически отсутствовала, прогресс был особенно
впечатляющим: к 1950 г. объем промышленной продукции региона увеличился на 230
%. В 1950-е годы Украина вновь превратилась в одно из ведущих промышленных
государств Европы. Она производила больше чугуна на душу населения, чем
Великобритания, Западная Германия и Франция (западные немцы, правда,
производили больше стали), а по угледобыче почти равнялась Западной Германии.
Впрочем, если промышленность Украины и стала мощнее по сравнению с довоенным
временем, ее доля в общем объеме промышленной продукции Советского Союза
снизилась, поскольку новые индустриальные центры, выросшие за Уралом,
развивались куда быстрее. Увеличение количества и укрупнение заводов, однако,
не означали заметного улучшения жизненного уровня. Традиционное для советской
власти пренебрежение к производству товаров широкого потребления привело к
таким крайностям, что покупка пары обуви, зубной щетки и даже буханки хлеба
превратилась в проблему. К 1950 г. легкая промышленность еле достигла 80 %
довоенного уровня производства. Потребительские возможности населения были
снижены также в результате денежной реформы 1947 г., ударившей по личным
сбережениям граждан.[3, с 305]
Заключение
Экономика Украины, в отличие от западных стран, в
послевоенное время восстанавливалась и достраивалась не как самостоятельный,
замкнутый и самодостаточный комплекс, а как часть общесоюзной экономической
системы. Кроме того, доля в объеме общесоюзного производства существенно упала
с 18% в довоенный период до 7% в1945г.Далее, несмотря на бурное развитие,
украинская промышленность не сможет вернуть себе место лидера, поскольку новые
индустриальные центры, возникшие за Уралом, будут развиваться значительно более
быстрыми темпами. Важной причиной восстановительных процессов в Украине была
командная система. Именно она сумела в короткое время мобилизовать значительные
материальные и человеческие ресурсы, быстро перебрасывая их из одного конца
страны в другой и концентрируя на восстановлении и строительстве определенного
объекта.
Литература
1. История
Украинской ССР в 10т, т.9 Под ред. Ю.Ю. Кондуфора К.:Н.д. , 1985.-582с.
2.
Субтельный О. Украина. История. К.: „Либідь”, 2004.-735с.
3.
Турчанко Ф.Г., Панченко П.П., Тимченко С.М. Новейшая история Украины. Часть
вторая (1939-2001). К.: Генеза, 2005.-416с.