Флорентийская уния 1439г. и ее последствия для церквей и религий славянских народов
Реферат на
тему: "Флорентийская уния 1439г. и ее последствия для церквей и религий
славянских народов"
Ростов-на-Дону
Введение
В середине
11в. последовал полный разрыв между церквами Восточной и Западной. Вместо
прежних мирных отношений между ними установились отношения неприязненные.
Несмотря на это, греки и латиняне часто предпринимают попытки к соединению
церквей. Были особые причины, которые побуждали их искать церковного союза.
Папы и по разделении церквей не теряли надежды подчинить своей власти
Греко-восточную церковь. С этой целью они всеми силами стремились восстановить
общение церквей, понимая под восстановлением общения не союз церквей, а
подчинение Восточной церкви Западной. Греки по расчетам политическим со своей
стороны также иногда помышляли о соединении церквей. А так как пап ничем нельзя
было расположить в свою пользу, как только изъявлением готовности к соединению
церквей, с подчинением Восточной церкви Западной, то византийское правительство
во всех переговорах с Римом на первый план выдвигало вопрос о соединении
церквей. Т.о с обеих сторон главную роль в обоюдных попытках играл расчет, и
уже одно это не обещало им успеха. Непрочность попыток к соединению церквей
обусловливалась еще и тем обстоятельством, что они не имели характера
всеобщности, по крайней мере на Востоке. Со стороны греков главным образом
хлопотали о соединении церквей императоры, греческая же иерархия в большинстве
и народ всегда были против соединения, так как видели в нем подчинение
Восточной церкви папе. Из множества попыток соединения церквей, вообще
неудачных, особенно замечательны две, доведенные всевозможными хитростями и
насилиями до конца и сопровождавшиеся печальными последствиями для
Греко-восточной церкви. Это т.н. Лионская (1274г.) и Флорентийская (1439г.)
унии.
Флорентийская
уния 1439г. расколола общество на два лагеря, которые боролись друг с другом с
большим ожесточением, чем православные с католиками. Уния Греко-восточной
церкви с Римом недооценивается - между тем бесконечно ценной была для всего
славянства литургия на славянском языке, которую Рим не дозволил бы славянам;
ей они обязаны своей древней литературой. Если бы эту унию ввели сознательно и
доброжелательно, то успех был бы неминуем. Но то, что предприняло римское
духовенство под духовным руководством иезуитов и под покровительством польского
короля было почти насмешкой над христианской любовью.
Глава 1
К началу 15в.
Византия окончательно была стеснена османскими турками. Византийское
правительство искало помощи на Западе и главным образом у пап. Иоанн VI Палеолог (1425-1448)
решился для спасения империи на крайнее средство – под предлогом соединения
церквей подчинить Греко-восточную церковь папе и за это получить помощь от
западных государей. С этой целью он начал переговоры с папой Евгением IV. Папа согласился на
предложение императора. Они решили созвать вселенский собор из представителей
греческой и латинской церквей и на нем решить соединение. После долгих
переговоров о месте собора его назначили в Ферраре. 8 октября 1438г. папа по
соглашению с императором открыл собор. Главным спорным вопросом было латинское
учение об исхождении Св. Духа и от Сына. В спорах прошло 15 заседаний.
Греческие отцы оставались неуступчивыми, папа начал стеснять их содержанием.
Между тем в Ферраре появилась чума, и собор был перенесен во Флоренцию
(1439г.). Иоанн Палеолог стал убеждать греческих отцов придти к соглашению с
латинянами. Под влиянием убеждений и угроз они согласились на латинское чтение
символа, а также на признание главенства папы. Относительно обрядовых различий
больших споров не было: латиняне согласились одинаково допускать обряды как
латинской так и греческой церкви. Был составлен акт соединения церквей. Он был
торжественно прочитан в соборной церкви на латинском и греческом языках. В знак
общения и единения греки и латиняне обнялись и поцеловались. Греки отправились
домой. По возвращении Палеолог увидел как непрочно соединение церквей,
совершенное при посредстве разных происков и насилий. Те же греческие епископы,
которые согласились на унию во Флоренции, по приезде в Константинополь
отказались от нее, объясняя, что их там принудили согласиться на соединение с
латинянами. Греческое духовенство и народ, узнав об унии, пришли в раздражение,
униатов считали еретиками. В 1443г. в Иерусалиме состоялся собор, на котором
отлучили от церкви всех приверженцев унии. Сам император, не получив от Запада
ожидаемой помощи, охладел к делу унии. При его преемнике незадолго до падения
Константинополя, восточные патриархи еще раз произнесли осуждение унии на
соборе в Константинополе (1450). Когда в 1453г. Константинополь был взят
турками, о Флорентийской унии не время было уже думать. И сначала кажется, что
уния эта не имела каких-либо весомых последствий, но это не совсем так.
Последствия были и причем весьма значительные, но проявились они не сразу.
Особенно тяжелые последствия имела уния на тех территориях, где проживало рядом
католическое и православное население. Например, в Польше на 4 века затянулась
борьба между униатами и православными, причем она была более ожесточенной, чем
борьба между католиками и православными. Власти были на стороне католиков, что
еще больше усугубляло положение православных, их постоянно притесняли: им
препятствовали исполнять свое богослужение, над их священниками открыто
глумились оскорбляли их, их церкви сдавались панами в аренду евреям, требовавшим
потом уплаты денег за их открытие. Многие города изгоняли православных из своих
самоуправлений и даже исключали из бюргерского сословия; церкви и церковные
имущества были у них отняты - словом гнет стал невыносимым. Ненависть к Польше
возрастала на всем Востоке. Теперь в Польше не было больше места для иноверных.
Православные старались организоваться, пытались что-либо сделать, но пропасть
между двумя лагерями делалась все глубже.
С тех пор как
литовский князь Ягайло женился на польской королеве Ядвиге и вступил на
польский престол, в Литве стали вводить католичество. Язычников прямо обращали.
Что же касается православных, то от них требовали только признания власти папы,
не определяя в чем будет заключаться их подчинение папскому престолу. Когда в 1439г.
была заключена Флорентийская уния, литовское правительство признало ее, и права
католического духовенства были уравнены с правами православного. В конце 15в.
число приверженцев унии было вероятно очень невелико. В письме папе Казимир
признавался в 1468г., что в Литве много "схизматиков" и количество их
растет. Для поддержания католицизма он вызвал из Кракова бернардинов и основал
для них в Вильно монастырь. Около 1480г. он запретил строить новые православные
церкви в Вильно и Витебске. Так как притеснение православных усилилось,
северские князья отпали от Литвы и соединились с Москвой. Преследования
православных в Литве продолжались и при преемнике Казимира, Александре, хотя он
постоянно уверял, что православие в Литве пользуется полной свободой. При Александре
была сделана новая попытка ввести в Литве унию. После преемников Мисаила,
остававшихся православными, на киевскую митрополию был назначен смоленский
епископ Иосиф Болгаринович, сразу начавший действовать в пользу унии с Римом. В
1501г. Иосиф умер. После него долго не было попыток ввести в Литве унию.
Следовавшие друг за другом митрополиты оставались строгими ревнителями
православия. После войны с Москвой (1500-1503), одной из причин которой были
притеснения православных в Литве и переход северских князей на сторону Москвы,
польско-литовский король Александр сделался снисходительнее к православным.
Преемник его Сигизмунд I относился к иноверцам: протестантам и православным вполне
миролюбиво. Сигизмунд II Август в конце своего правления стал подпадать под
влияние католиков. В 1564г. епископом-кардиналом Станиславом Гозием были
призваны в Польшу иезуиты, что еще больше усугубило положение православных.
После заключения Люблинской политической унии, окончательно подчинившей Литву
влиянию Польши, в том же 1569г. иезуиты были призваны в Вильно. Хотя они имели
целью борьбу с протестантизмом, но с ним они скоро покончили и обратили свое
внимание на православных. Благоприятные условия для деятельности иезуитов
лежали и в тогдашнем состоянии православной церкви. Среди епископов и высшего
общества начали подумывать о принятии унии. В 1595г. Гедеон созвал у себя в
епархии собор, на котором обсуждался этот вопрос. Необходимо было только
согласие митрополита Михаила Рогозы. Терлецкий и Поцей убедили его подписать
условия унии. Осенью 1595г. Терлецкий и Поцей отправились в Рим и изъявили
покорность папе приняв все католические догмы и оставив только обряды
православной церкви. Папа Климент VIII с радостью принял это.
Известие об этом вызвало взрыв негодования. В конце 1596г. в Бресте был созван
собор для окончательного решения вопроса об унии. В нем участвовали
представители православия и униатства. Собор сразу разделился на две половины –
униатскую и православную. Униатская заседала в городском соборе, для
православных же Поцей приказал закрыть все церкви, так что они принуждены были
открыть заседания в частном доме. Экзарх три раза приглашал митрополита и
четырех епископов на православный собор, но они не явились. Собор лишил их
сана, отверг унию и проклял ее. Униатский собор ответил тем же православному.
После этого началась борьба между православными и униатами. Уния
распространялась путем проповеди и путем насилия, постоянно переплетавшимися
между собой. Одновременно началась и религиозная полемика. Полемика шла очень
оживленно, но не могла удержать униатов от насилий. В 1599г. вторым униатским
митрополитом стал Поцей. Он энергично повел дело распространения унии, тем
более, что на его стороне всецело была светская власть. В 1607г. на съезде под
Сандомиром дворянство постановило просить короля об уничтожении унии, лишении
униатов епископских должностей и замещении их православными. Король обещал, но
не исполнил обещания. В конституцию варшавского сейма 1607г. была внесена
особая статья "о религии греческой", в которой давалось обещание не
нарушать прав народа в отношении к вере и не запрещать ему свободного
отправления церковных обрядов. Однако эти уступки не остановили усердия
униатов. Поцей вел борьбу с православными епископами и монастырями, отнимал у
них имения, лишал духовных лиц их мест и замещал их униатами. В 1609г. все
церкви в Вильно, за исключением церкви Св. Духа, были отобраны у православных.
После покушения на его жизнь энергия Поцея значительно слабеет. Управление
епархией переходит мало-помалу в руки Иосифа Рутского (1613-1637), который
после смерти Поцея и сделался митрополитом. Злоупотребления со стороны униатов
встречались на каждом шагу, а жаловаться было некуда, потому что суды обычно
принимали сторону униатов. Православное духовенство поредело, православных
епископов не было, за посвящением священников приходилось обращаться к
львовскому епископу. Охрану православия принимает на себя мало-помалу
казачество. Когда в 1623г. в ответ на действия иезуитов и правительства не
желавших признавать назначенных Феофаном митрополита и епископов, казачество
отказалось воевать против турок, сейм обнаружил миролюбивое настроение,
высказывая готовность утвердить права православных и изыскать меры к примирению
их с униатами. В это же время осенью 1623г. в Витебске произошло убийство
полоцкого епископа Иосафата Кунцевича, жестоко преследовавшего православных.
Везде начались гонения на них. Положение их сделалось до того невыносимым, что
в 1625г. митрополит Иов обратился к царю Михаилу Федоровичу с просьбой принять
Украину в русское подданство. Царь отверг это предложение. В 1632г. умер
Сигизмунд III. Приверженцы православия в виду предстоявших выборов решили
добиться прав для православной церкви. И они получили право избирать
митрополита и четырех епископов, им была предоставлена полная свобода веры,
утверждались права братств, школ и типографий, возвращались некоторые церкви и
монастыри. Эти постановления были приняты при условии, что права православной
церкви даются, если права католической сохраняются. Постановления сейма
вызывали сильную оппозицию, и осуществлять их в жизнь было чрезвычайно трудно.
Униаты не хотели возвращать лучших церквей и монастырей, униатские епископы не
уступали своих мест православным. Правительство не могло сдерживать своей силой
ни наездов со стороны католиков и униатов на православные монастыри, ни буйство
иезуитских школяров и черни по отношению к православным. Особенно часты стали в
это время злоупотребления правом патроната, доходившие до того, что церкви
отдавались в аренду евреям, и последние требовали платы за каждое богослужение.
В это время центром борьбы за православие является Украина. В 1633г. Петр
Могила был отправлен на сейм для защиты прав православных. Он добился своего
назначения митрополитом, после чего развернул энергичную деятельность в пользу
православия. Когда состоялось присоединение украинского народа к России (1654),
католическая партия в Польше притихла. Но при Яне III Собеском почти все
епархии перешли в руки униатов. В 1720г. униатский митрополит Лев Кишка созвал
в Замостье собор, на котором униатская церковь была провозглашена единственно
законной, кроме католической, в Речи Посполитой. После этого началось самое
деятельное преследование православия. С 1732-1743гг. было обращено в унию 128
православных монастырей, при помощи наездов, истязаний, мучений и т.п.
Относительно схизматиков, как называли православных, все было дозволено. По
вечному миру с Польшей 1686г. Россия получила право заступаться за
православных. Последние просили не раз ее заступничества, и она не раз помогала,
но особенного значения это не имело. При избрании на престол в 1764г.
Станислава Понятовского вопрос о православных был внесен на сейм. Среди
православных польской Украины началась деятельная агитация. По селам стали
возобновляться и вновь строиться храмы, приходы возвращались православным. В
1765г. король даровал православным грамоту с утверждением религиозных прав
украинского народа, а также письма короля к униатским властям с приказанием
прекратить насилия по отношению к православным. Гонения только усилились. На
варшавском сейме 1766г. краковский епископ Солтык предложил установить
конституцию, объявлявшего врагом всякого, кто осмелился бы на сейме поднять
голос в пользу иноверцев. Предложение Солтыка было принято с восторгом и
получило силу закона. Все требования держав относительно диссидентов были
отвергнуты сеймом. После этого Россия ввела свои войска на Украину, и сейм
пошел на уступки. Диссидентам была предоставлена свобода веры, право судиться в
смешанной комиссии, а не у католиков, в случаях столкновений с последними,
право строить церкви и школы, собирать сборы, заседать в сенате и сеймах.
Уступки эти имели силу до тех пор. Пока русские войска находились в Польше. Как
только они удалились, фанатизм проявился снова. Православное духовенство
подвергалось преследованию, снова появились на Украине униаты, вытесняя
православных священников. Положение Украины сделалось еще более печальным,
когда единственная в Польше православная епархия, белорусская, по первому
разделу Польши в 1722г. была присоединена к России. Теперь уже некому было
поставлять священников. Так продолжалось до 1785г., когда Екатерина, по настоянию
Г. Конисского и нескольких польских панов, назначила Садковского епископом в
Польшу. Затем последовали второй и третий разделы Польши, по которым все
православные области, кроме Галиции отошли к России. После второго и третьего
разделов Польши был разрешен свободный переход униатов в православие. После
этого все униатские епархии, кроме белорусской, были уничтожены. 12 февраля
1839г. в Полоцке был подписан "соборный акт" о соединении униатской
церкви с православной.
Заключение
На унию в
Польше никогда не смотрели иначе, как на переходную ступень к католицизму. Желание
перейти в православие было сильно развито среди униатов. Отдельные случаи
присоединения униатов к православию имели место еще со времен введения унии, но
они не могли быть многочисленными, так как закон карал переход в православие.
На мой взгляд, ни одно явление не может быть оценено как полностью
отрицательное. У заключения Флорентийской унии были и положительные
последствия, в частности борьба с католичеством и униатством стимулировала
развитие культуры и главным образом литературы, писалось огромное количество
полемических произведений, к тому же уния дала возможность проводить литургию
на славянском языке, что имело немаловажное значение. Но те зверства и
притеснения, которые допускались по отношению к православным в значительной
степени сводят на нет положительные последствия.
Библиография
·
История
человечества. Всемирная история.-Спб.,1959г.-Т 5
·
Христианство.
Энциклопедический словарь.-М.,1995г.-Т
3