После установления
протектората США над страной было сформировано гражданское правительство,
возглавляемое генерал-губернатором; для оказания помощи этому должностному
лицу был создан специальный выборный орган, состоявший вначале лишь из
американцев, но позднее включавший филиппинцев. В стране произошло отделение
церкви от государства, была объявлена свобода отправления религиозных
культов. В дополнение к проведенному расширению сети государственных школ,
сложившейся в период испанского правления было введено преподавание на
английском языке. Для целей управления в городах и провинциях появились
выборные структуры, что сопровождалось введением определенных избирательных
цензов. В 1907 состоялись выборы в Национальное собрание, а в 1916 – в
пришедший на смену Филиппинской комиссии Сенат, который вместе с Национальным
собранием образовал двухпалатный законодательный орган. Вопросы
денежно-кредитной, военной и внешней политики Филиппин остались в ведении
президента и конгресса США. Во всех прочих областях принимаемые филиппинской
легислатурой законопроекты после одобрения их генерал-губернатором автоматически
становились законом.
|
Рама V, или король
Чулалонгкорн, предпринял перестройку государственного аппарата. Он
ликвидировал прежнюю систему управления, основанную на вассальной
зависимости, и вместо нее сформировал бюрократическую структуру по образцу
английской колониальной администрации в Бирме. Чулалонгкорн активно
содействовал строительству железных дорог и развитию средств связи, что
упрочило авторитет центральной власти в периферийных районах, и осуществил
модернизацию вооруженных сил.
До 1932 г. в Сиаме
была абсолютная монархия, т.е. вся власть в стране принадлежала королю, и его
там почитали, как бога. И до сих пор простые смертные могут приближаться к
королю только на коленях, а вблизи него должны падать ниц.
В 1932 г. в Сиаме
произошел государственный переворот. Была принята конституция, ограничивающая
права короля. Ему по-прежнему принадлежала высшая законодательная и судебная
власть, король оставался верховным главнокомандующим вооруженными силами
Сиама и верховным покровителем господствующей там религии – буддизма.
Исполнительная власть в стране принадлежала Совету министров, который
назначался королем. Но парламент мог выразить Совету министров недоверие, и
тогда король должен был назначить новых министров.
|
Сравнивая систему
управления двух стран, можно сказать, что оно определялось степенью
зависимости от других государств. Так, будучи зависимым от США,
государственное управление копировало во много политическую систему, но,
находясь в полузависимом состоянии от штатов, отсутствовали или носили
номинальный характер и представительные институты власти. В силу напряженной
ситуации, движением крестьян в борьбе за земли латифундистов вся полнота
гражданской и военной власти находилась в руках генерал-губернаторов, которые
подчинялись вертикали власти, возглавляли бюрократический аппарат
колониальной системы. США осуществляли политику близкую к неоколониальной
системе, стремясь лишь подчинению экономическому, исключая ответственности за
вмешательство в политические во внутренние дела в связи с высокими издержками
и затратами на содержание колониального аппарата. Этим объясняется из
отзывчивость на включение Филиппин в содружество на правах автономии,
сохраняя экономическое и военное присутствие США. Сиам же напротив, хоть и
ослабленный неравноправными торговыми договорами, активно перенимал
технологические достижения Запада, сумел отстоять политическую независимость,
сохраняя монархию как традицию.
|
Принятием в 1916 закона
Джонса конгресс США продемонстрировал намерение предоставить Филиппинам
независимость, «как только там утвердится стабильная форма правления». В 1918 г.
Филиппины вступили в I мировую войну, послав в Европу 31 тыс. солдат в
составе американской армии и флота. Закон Тайдингса – Мак-Даффи, принятый в
1934, гарантировал Филиппинам получение этого статуса по истечении 10-летнего
переходного периода, на время которого республиканскому правительству страны
обещалась почти полная автономия, американский Конгресс составил акт, который
сделал Филиппины Американским Содружеством наций. Появление этого
правительства относится к 1935, когда Мануэль Кэсон и Серхио Осменья – два
национально признанных лидера кампании борьбы за независимость страны – заняли
соответственно посты президента и вице-президента Филиппин. В 1935 г.
правительство Содружества приняло свою конституцию.
Взаимовыгодные и не
стесненные таможенными барьерами торговые отношения, установившиеся между США
и Филиппинами в 1909, оказали решающее воздействие на филиппинскую экономику,
сориентировав ее на производство и поставку на американский рынок такой
сельскохозяйственной продукции, как сахар, волокно абаки, копра, табак. За
исключением золотодобычи, промышленность на Филиппинах почти не развивалась,
а необходимые фабричные товары беспошлинно ввозились из США. Мировой
экономический кризис 1930-х годов, ухудшив положение сельского населения
страны, подтолкнул его к сопротивлению, примером которого служит восстание в
центральных районах о. Лусон в 1935. 7 декабря 1941 японская авиация атаковала
военно-морскую базу США Перл-Харбор на о. Оаху (Гавайские о-ва), а
несколькими часами позже нанесла удар по американским военным аэродромам на
Филиппинских о-вах. 22 декабря японские войска высадились на берег залива
Лингаен. 6 мая 1942 капитулировали последние подразделения США, осажденные
неприятелем на укрепленном о. Коррехидор в бухте Манила. В то время как
президент Филиппин Мануэль Л. Кэсон организовывал в США работу своего
правительства в изгнании, японцы наладили сотрудничество с некоторыми оставшимися
на Филиппинах чиновниками и признали номинально независимую «Филиппинскую
республику» во главе с новоявленным президентом Хосе П. Лаурелем. Между тем
многие филиппинцы принимали активное участие в партизанской войне с японскими
захватчиками.
|
1896 г. – Сиам
поделен на английскую и французскую сферы влияния, но сохранил политическую
независимость. Однако политическое влияние Сиама в этот период ослабело.
Королю пришлось отказаться от прав на некоторые зависимые от Сиама районы в
Камбодже и Лаосе в пользу французов и на пограничные вассальные султанаты в
Малайе в пользу англичан. Тем не менее Сиам был единственной в Юго-Восточной
Азии страной, которая сохранила свою независимость.
1914–1918 гг. – страна
участвовала в I мировой войне на стороне Антанты.
Укрепление внутренней
стабильности и выход на мировые рынки способствовали экономическому росту
Сиама, который продолжался вплоть до мирового экономического кризиса 1930-х
годов. Сиамские крестьяне безболезненно перешли от потребительского
производства к товарному, специализировавшись на выращивании риса на экспорт.
Быстрое увеличение рынка риса привело к концентрации капитала у помещиков и
предпринимателей, принадлежавших к тайской и китайской этническим общинам.
В 1932 малочисленная
группа чиновников и военных совершила бескровный переворот, король Рама VII
был вынужден передать исполнительную власть правительству, и в новой
конституции прерогативы монарха были ограничены.
Однако радикальные
преобразования так и не были претворены в жизнь. Сложившийся средний класс,
включая китайских предпринимателей, проявлял слабую политическую активность.
В основном сказывалось соперничество между чиновничеством и армией, и в
конечном итоге победу одержали высшие офицеры.
1936 г. – денонсация
неравноправных торговых договоров
В1938 г. в стране
установилась диктатура Пибул Сонграма и возглавляемой им группировки
офицерства.
1940 г. – заключен
военно-политический договор с Японией.
В 1941 г.
правительство Таиланда заключило военный союз с Японией, и в стране
разместились японские войска. В годы войны развернулось широкое народное
движение против оккупантов. Премьер-министр Пибун взял курс на поддержку
Японии. Приди Паномионг ушел в подполье и организовал сопротивление
захватчикам. В годы Второй мировой войны обстановка в Таиланде оставалась
относительно спокойной, и страна благодаря движению Приди даже сохраняла
хорошие отношения с США, хотя и числилась союзником Японии.
|
Начало XX века обе страны являлись
объектом внешней политики, мало оказывая влияния на международные дела.
Филиппины, освободившись от испанского господства, оказались в орбите США, на
ее территориях были размещены военные и морские базы, правительство
подчинялось указаниям Вашингтона, представительное участие филиппинцев
изначально было минимальным. Торговые договора способствовали выкачиванию
сырья из страны, взамен им поставлялась уже готовая промышленная продукция.
Метрополия была не заинтересована в развитие какой бы то ни было
промышленности видя в этом будущую конкуренцию. Латифундисты увеличивали
арендные платежи, ориентируя сельское хозяйство на экспорт, заменяя
продовольственную продукцию на технические культуры. Сиам хоть и сохранил
политическую независимость, благодаря развитому промышленному производству,
сильному аппарату бюрократической власти и военного искусства, тем не менее
был связан неравноправными торговыми договорами, ориентируя на вывоз сырье и
продукцию и беспошлинный ввоз промышленной продукции Великобритании и отчасти
Франции. Большим толчком активизации национального самосознания явилось
участие обеих стран на стороне Антанты в первой мировой войне. Мировой
экономический кризис вызвал нарушения в сырьевых поставках стран, доходы
падали, все это вело к дестабилизации политического положения, сохранить мир
можно было путем уступок, а если эффект запаздывал то происходили и
радикальные изменения. Так, США, учитывая серьезность положения, предоставили
большую автономию Филиппинам, дав возможность самим решать внутренние
проблемы, самоустраняясь из этой сферы и снимая с себя ответственность,
оставляя за собой экономическое и военное присутствие. Генерал-губернаторы
были сменены выбранным Президентом и принятием Конституции. В Сиаме
экономический кризис привел к политическому, который завершился падением
абсолютной власти короля и образование институтов конституционной монархии,
большое влияние приобретают высшие офицеры. Неравноправные договоры на фоне
всеобщего мирового кризиса были денонсированы, способствуя промышленному
производству товаров внутри страны. В поисках дополнительных гарантий своей
независимости у установления контроля над соседними территориями верхушка
Таиланда сближается с милитаристской Японией, но империалистические
договоренности народом не поддерживаются. Обе страны находясь в зависимости
от Японии в той или иной степени оказывали народное сопротивление ее планам в
создании империи.
|