Советская экономика
Контрольная
работа
по истории
отечества
Королева Алена Владимировна ЗСП-091
Содержание
1
В каком состоянии оказалась советская экономика к середине 80 гг?
2
В чем причины такого положения?
3
Каким образом власти пытались исправить положение дел в экономике в 1985-1991
г?
4
Каковы итоги этих реформ?
1 В каком состоянии
оказалась советская экономика к середине 80 гг?
Ухудшавшееся положение
в народном хозяйстве и неспособность руководителей переломить ситуацию
обусловили дальнейшее снижение темпов экономического развития в конце 70-х –
первой половине 80-х годов. В десятой пятилетке (1976-1980) национальный доход
вырос на 21%, объем промышленной продукции – на 24, сельскохозяйственной – на
9. В одиннадцатой пятилетке (1981-1985) соответствующие показатели составляли
16,5; 20 и 11%. В начале правления М. С. Горбачева на волне «ускорения»
планировалось увеличить в двенадцатой пятилетке (1986-1990) национальный доход
на 20-22%, промышленную продукцию на 20-24, продукцию сельского хозяйства –
вдвое. Ставилась задача догнать в 2000 г. США по уровню промышленного
производства.
Задания одиннадцатой
пятилетки, утвержденные на XXVІ съезде КПСС (март 1981), не были выполнены не
по одному показателю. Вместе с тем следует отметить, что темпы роста
национального дохода (вновь созданная стоимость во всех отраслях сферы материального
производства) на протяжении всех 70-х годов сохранялась на уровне 4,9%
ежегодного прироста и даже в самую «застойную» пятилетку (1981-1985)
обеспечивался ежегодный прирост в среднем на 3,6% в год. Альтернативные данные
(экономисты В. В. Попов, Н. П. Шмелев; 1990)показывают, что в 80-е годы
национальный доход ежегодно возрастал на 2,1%, а в 1981-1985 гг. – на 0,6%
, т. е показатели были не на много ниже уровня большинства развитых стран мира.
В целом брежневский, андроповский и черненковский периоды правления (1964-1985)
характеризуются ежегодным преумножением национального богатства на 6,5%, и лишь
в горбачевский период этот показатель снизился до 4,2% в год.
СССР располагал мощной
многоотраслевой экономикой, обеспеченной практически всеми видами сырья,
кадрами ученых, инженерами, рабочих. Производственный потенциал был вполне
высоким и позволял вести эксперименты по переустройству экономики в нужном
направлении без коренной перетряски жизни народов страны. Однако руководству
СССР периода позднего «развитого социализма» эта задача оказалась не по силам.
Попытки
интенсифицировать экономику посредством составления многочисленных программ
автоматизации и комплексной механизации, носивших
административно-бюрократический характер, оказались малоэффективными, поскольку
не влияли на зарплату и уровень жизни. Не удавались и попытки реанимировать
трудовой энтузиазм. Многочисленные трудовые почины, вахты, встречные
обязательства, работа по бездефектному методу имели мало общего с ударничеством
довоенных лет и трудовым энтузиазмом первой послевоенной пятилетки, чаще всего
были «инициативой» партийных органов, а не масс, и быстро угасали. Это,
конечно, не исключат того, что в трудовых коллективах было не мало
замечательных, уважаемых мастеров своего дела и честных тружеников, служащих
примером для подражания.
2 В чем причины такого
положения?
Добыча топлива с
1971-1980 г. Увеличилась в СССР более чем в 4 раза, газа – более чем в 8, а
нефти – почти в 7. Нефть и газ были важнейшими предметами советского экспорта.
Только от вывоза нефти страна получала ежегодно около 16 млрд долларов. Доля
топлива и энергоносителей в общем объеме советского экспорта выросла с 15,6% в
1970 до 54,4 – в 1984. В середине 80-х годов две трети общесоюзной добычи газа
и более 60% нефти обеспечивала Западная Сибирь. Добывать топливо в северных
районах страны становилось все труднее, и в 1984 г. Впервые за годы советской
власти годовая добыча нефти снизилась.
За 1965-1982 гг. общая
валютная выручка СССР от экспорта нефти и газа составила около 170 млрд.
долларов. Максимум продаж нефти достигнут в 1983 – 91,1 млрд. Падение цен на
уголь и нефть на мировом рынке стало важнейшей причиной финансового и
бюджетного кризиса в середине 80-х годов. Годы позднего «развитого социализма»
стали называть годами «застоя» прежде всего потому, что, поглощая потоки
нефтедолларов, Советское руководство мало сделало для перестройки экономических
механизмов.
Деревне, традиционно
выступавшей донором экстенсивного развития промышленности, с годами все труднее
было играть прежнюю роль. Несмотря на возрастающие капиталовложения в деревню,
молодежь продолжала уезжать в город. С 1967 по 1985 г. Деревню ежегодно
покидало в среднем 700 тыс. человек. Средний возраст сельских жителей неуклонно
повышался. Особенно тяжелое положение складывалось в Нечерноземье – на огромной
территории России, охватывающей 29 областей и автономных республик. Продукция,
проданная государству колхозниками Нечерноземья в 1980 г. После всех реформ,
оставалась убыточной. По молоку убыток составлял 9%, по крупному рогатому скоту
– 13%, по свиньям – 20, по птице – 14, по шерсти – 11%. По материалам переписей
населения 1959 и 1989 гг., численность сельского населения в стране сократилась
на 10%, в Нечерноземье – на 42%. Это было главной причиной упадка сельского
хозяйства.
3 Каким образом власти
пытались исправить положение дел в экономике в 1985-1991 г?
Начало масштабных
реформ в СССР обычно связывают с 1985 г., когда партию, а фактически и
государство , возглавил М.С. Горбачёв. Между тем одни исследователи называют
«отцом перестройки» Ю.В. Андропова, другие выделяют «эмбриональный период
перестройки» (1983-1985), не без оснований полагая , что в первой половине 80-х
годов СССР постепенно входил в стадию реформирования.
До середины 80-х годов
, в силу идеологических причин , усилия экономистов концентрировались на
развитие марксистской доктрины . Принципиальные же достижения последующего периода
были связаны с её опровержением. А поскольку в советской экономической системе
отсутствовали механизмы, которые являются основным предметом изучения
современной экономической науки: конкурентные рынки, сложная банковская
система, валютные биржи, финансовые инструменты и т.д.-экономисты развивали
преимущественно теорию планирования.
Апрельский (1985) пленум
ЦК КПСС. После смерти К.У. Черненко в марте 1985 г. на пленуме ЦК КПСС новым
Генеральным секретарём был избран М.С. Горбачев. Избрание молодого, энергичного
лидера отражало стремление как общества в целом, так и политической элиты к
давно назревшим переменам. Проработанного плана реформирования у Горбачева и
его единомышленников не было. Но их объединяло желание разгрести накопившиеся
«завалы», преодолеть стагнацию, придать больший динамизм построенной в СССР
общественной системе, ускорить социально-экономическое развитие страны.
Осуществить это предполагалось перегруппировкой и концентрацией сил и средств
на главных его направлениях.
В политическом плане
задачи нового этапа сформулированы в выступлении Горбачева на апрельском (1985)
пленуме ЦК КПСС. Генеральный секретарь говорил о необходимости повышения темпов
социально-экономического развития. При этом на первый план выдвигались задачи
перевода производства на рельсы интенсификации, ускорения научно-технического
прогресса. Для реализации масштабных задач предлагалось «решительно поднимать
ответственность кадров, организованность, дисциплину». В ускорении центральное
место отводилось машиностроению. Темпы его развития предстояло повысить в
полтора-два раза, быстро перейти на производство новых поколений машин и
оборудования. Первостепенное внимание предполагалось уделить совершенствованию
станкостроения, электротехники и электроники как катализаторов
научно-технического прогресса. Прозвучало намерение решительно ликвидировать
ведомственные барьеры в агропромышленном комплексе.
В числе приоритетных
была названа подготовка Комплексной программы развития производства товаров
народного потребления и сферы услуг. На пленуме говорилось о необходимости
удовлетворить потребности населения в садовых участках, изменить ситуацию в
здравоохранении, продвинуть школьную реформу, улучшить материальное положение
ряда массовых социальных групп. Горбачев поставил вопрос о «перестройке» стиля
и «гласности» работы в партийных и государственных учреждениях. С большим
одобрением воспринимались заявления нового лидера о недопустимости застоя в
движении кадров, назревшей потребности выдвигать молодых, инициативных
работников ; о роли «человеческого фактора».
Первые позитивные
перемены в наибольшей мере проявились в общественно-политической атмосфере. Она
во многом определялась личностными качествами нового лидера.
К началу 1987 г. было
заменено 70% членов Политбюро, 60-секретарей областных партийных организаций,
40-членов ЦК КПСС, ставших ими при Брежневе. Изменения шли сверху вниз. С 1986
по 1988 г. на уровне горкомов и райкомов заменено 70% руководителей. Еще более
высокими темпами заменялись хозяйственные управленцы. Из 115 членов Совета
Министров СССР, назначенных до 1985-го, в первый год пребывания Горбачева у
власти сменилась одна треть, в 1988 г. их осталось 22, а в 1989 - 10. Ротация
продолжалась и позднее.
В 1985-1986 гг.
назревшие в стране хозяйственные проблемы пытались решать преимущественно
административными методами, вопрос о создании экономических механизмов
реализации поставленных задач звучал в самой общей форме. Чрезвычайно
показательной для начального этапа реформ является антиалкогольная компания –
первое крупное комплексное мероприятие новых лидеров, последовательно
осуществлявшееся в 1985-1988 гг.
Проведенные
мероприятия имели определенный положительный эффект: сократился травматизм;
снизились смертность людей, потери рабочего времени, хулиганство, разводы по
причинам пьянства и алкоголизма.
Курс на ускоренное
внедрение достижений научно-технического прогресса нашел отражение в создании
ряда структур. Было создано Бюро Совмина СССР по машиностроению, образован
Государственный комитет по вычислительной технике и информатике (21 марта
1986), принято решение о создании межотраслевых научно-технических комплексов
(22 января 1986), организовано Главное управление по созданию и использованию
космической техники для народного хозяйства и научных исследований (12 октября
1985). Административный ресурс управления активно использовался и в других
сферах. Стремлением ликвидировать бюрократизм и ведомственность продиктовано
создание 22 ноября 1985 г. госагропрома – структуры, поглотившей пять
министерств и один госкомитет, отвечавших за производство, хранение и
переработку сельхозпродукции. Неповоротливость и неэффективность нового
управленческого гиганта постепенно становились очевидными (он ликвидирован в 1989).
Однако в 1985 г. идея единого управления всей сферой агропромышленного
производства была новаторской и выглядела перспективной.
Стремление более
активно использовать экономические стимулы особенно характерно для середины –
второй половины 1986 г. 14 августа Совмин СССР своим постановлением разрешил
организацию кооперативов по сбору и переработке вторичного сырья при местных
Советах. По другому, принятому 19 августа, 20 министерств и около 60
предприятий получили право самостоятельно выходить на внешний рынок. 19 ноября
Закон «Об индивидуальной трудовой деятельности» легализовал частную
деятельность и создание кооперативов в некоторых видах производства товаров и
услуг. Осенью 1986-го было разработано, а 13 января 1987 г. принято
постановление о создании и деятельности на территории СССР совместных
предприятий. Все это были шаги к рыночной экономике, ограничению вмешательства
государства в деятельность предприятий. Социальная сфера к 1985г. находилась в
плачевном состоянии, и люди хотели быстрого их решения. И первоначально
казалось, что для осуществления намеченного достаточно политической воли нового
руководства. Однако «революция ожиданий» сыграла злую шутку с инициаторами
апрельского курса. К 1989-1991 гг. большая часть обещаний не была выполнена.
4 Каковы итоги этих
реформ?
1985 г. приняты
постановления о первоочередных мерах по улучшению материального благосостояния
малообеспеченных пенсионеров и семей, усилению заботы об одиноких престарелых
гражданах, а также о распространении льгот участников Великой Отечественной
войны. В январе 1986 г. повышены пособия детям военнослужащих, одиноким
матерям, выплаты вдовам. Тогда же вводились надбавки к зарплате работников ряда
регионов. В мае 1986-го увеличились пенсии пенсионеров, постоянно проживающих в
сельской местности, а в сентябре введены дополнительные льготы для участников
Великой Отечественной войны и семей погибших военнослужащих.
Намечалось осуществить
ряд мер по повышению заработной платы. В мае 1985 г. принято постановление о
совершенствовании оплаты пруда научных работников, конструкторов и технологов
промышленности, в июле
О повышении
материальной заинтересованности для некоторых категорий работников аграрной
сферы. Решением от 12 декабря 1985-го улучшалось материальное стимулирование
мастеров, начальников цехов и участков предприятий. Наконец, постановление от
17 октября1986 г. предусматривало введение новых тарифных ставок и окладов, а
также снятие ограничений на фонд заработной платы в производственных отраслях.
Предполагались
радикальные изменения в строительстве школ, детских садов, больниц и
поликлиник. Специальное постановление касалось поощрения садоводства и
огородничества. Комплексная программа развития производства товаров народного
потребления и услуг на 1986 – 2000 гг. обещала прорыв на этом направлении. И
пожалуй, наиболее грандиозной была программа «Жилье-2000», которая
предусматривала решение одной из наиболее болезненных социальных проблем в
СССР. Согласно документу, каждая семья к 2000 г. должна была жить в отдельной
квартире или собственном доме.
Решение задач по
техническому перевооружению экономики реализации социальных программ требовало
больших ассигнований. Между тем ресурсы государства значительно сокращались в
связи с неблагоприятной международной конъюктурой. В 1985 г. резко упали цены
на нефть и союзный бюджет лишился многомиллиардных долларовых поступлений.
Взятый в 1985 г. курс на ускоренное развитие машиностроения повлек за собой
увеличение технических приобретений за рубежом, сокращая возможности трат на
социальные нужды. Позднее, в 90-е годы, инициаторы реформ признали ошибкой
начало реформирования экономики со сферы тяжелой индустрии. Концентрация
внимания на сельском хозяйстве и легкой промышленности позволила бы сохранять
социальную стабильность и устойчивую политическую поддержку намечаемым
крупномасштабным переменам.