Продвижение торговой марки пива на российский рынок на примере 'ТИНЬКОФФ'
Выводы
Рассмотрев аспекты продвижения торговой марки пива на
российский рынок, учитывая принятые изменения в налоговом законодательстве,
предполагается уменьшение рынка пива в Российской Федерации.
Пивоваренная отрасль будет терять 1,5 млрд руб. в год
из-за принятия Госдумой закона об ограничении продажи и потребления пива. Такие
цифры привел представитель Союза Пивоваров Вячеслав Мамонтов, сообщает
радиостанция "Эхо Москвы". По словам Мамонтова, предусмотренные в
законопроекте меры могут привести к тому, что уже в следующем году производство
пива в стране снизится на 10 проц., а бюджет потеряет более миллиарда рублей от
неуплаты налогов.
Перспективы развития пивного бренда «Тинькофф» неясны
в связи, как ни странно, с поведением самого владельца марки. В то время как
другие состоятельные российские бизнесмены начиная с момента ареста и
заключения в тюрьму нефтяного миллиардера Михаила Ходорковского придерживаются
кремлевской линии, Тиньков наслаждается своим состоянием, свободой слова и
свободой предпринимательства.
«Нефть и свобода возможно, они не всегда хорошо
уживаются», - заметил Тиньков с улыбкой во время интервью в прошлом году, имея
в виду Ходорковского, суд над которым по обвинению в неуплате налогов
начинается, – «Пиво и свобода сочетаются». Так же, как сочетаются пиво и еда,
если судить по успеху сети ресторанов-минипивоварен, которыми владеет Тиньков.
Тиньков
так или иначе почти создал категорию высококачественного пива в России и
чувствует потребность подчеркнуть контраст между своим продуктом и тем
напитком, которое ветераны пивного фронта помнят с советских времен, когда
качество было настолько низким, что впору было добавлять в пиво шампунь, чтобы
появилась пена. Когда финансовый кризис 1998 года сделал импортные продукты,
включая пиво, малодоступными для большинства людей, начало развиваться
отечественное производство.
«Мы
производим высококачественное пиво для молодых людей с деньгами, для людей,
которым еще нет 40, для банкиров, белых воротничков, у которых есть хорошая
работа и которые любят бывать в обществе», - говорит Тиньков, - «Они не хотят
пить плохое российское пиво, некоторые сорта которого, извините меня, это
просто солодовый напиток». «Так почему я должен делать скучную рекламу с
бабушкой?», - спрашивает он.
За
Тиньковым последовали несколько других российских пивоваров, которые начали
производить конкурентное высококачественное пиво, например «Варштайнер». «Но, в
итоге, это продукт для определенного сегмента рынка», - говорит Алексей Язиков,
аналитик потребительских товаров в Aton Capital, маклерской фирме в Москве.
«Его
рестораны-минипивоварни в Москве и других городах хорошая идея», - добавляет
Язиков, - «Пиво свежее, хотя в некоторых из этих ресторанов пол-литра стоит 90
рублей». Это около 3,09 долларов, в три раза больше средней стоимости пива в
московском магазине. Средний россиянин зарабатывает около 250 долларов в месяц.
По словам
Тинькова, его компания, доходы от продаж которой в 2003 году составили около 35
млн. долларов, в 2005 году достигнет отметки в 200 млн. Некоторые аналитики
пивоваренной индустрии считают, что доходы от продаж "Тинькофф" могут
максимум удвоится или утроится, но не больше, особенно если компания будет
по-прежнему производить только высококачественное и дорогое пиво.
И все же
Тиньков уверен, что капитализм в какой-либо форме останется в России, хотя и с
примесью бюрократизма и цинизма. «Политики не хотят терять власть», - объясняет
он, - «Они хотят покупать голоса, им нужны деньги, и бизнес должен платить. Это
капитализм. К сожалению, никто не придумал лучшей системы. Но капитализм все же
лучше, чем коммунизм. Это было ужасно».
Я
соглашаюсь с мнением Олега Тинькова, что политикам в России нужны деньги и
пивоваренная отрасль будет платить за голоса избирателей. Так что, пойдя на уступки
негодующей общественности, политики в первую очередь попытались защитить себя,
а во-вторую, чего не понимают пивовары они защищают свою дойную корову, т.е. их
самих. В ближайшее время больших изменений больше не будет. 1,5 млд. рублей не
слишком большие деньги для всей пивоваренной отрасли. Из двух зол выбирают
меньшее.