Протестантизм как основа процветания западной буржуазии
Национальный исследовательский университет
– Высшая школа экономики
Факультет прикладной политологии
Эссе
по дисциплине Политическая
история зарубежных стран
на тему: Протестантизм как основа
процветания западной буржуазии
Выполнил:
студент 1 курса гр., 143,
Поляков Егор Игоревич
Проверил: преподаватель
Щербаков Николай Георгиевич
Москва, 2010
Введение
Прежде чем начать рассуждать о протестантизме, как главном
локомотиве развития западных буржуазных стран, стоит обратиться к историческому
контексту эпохи, благо процессы, проходящие в нем крайне логичны и интересны.
Прежде всего, говоря о реформации и протестантизме в
частности, надо понимать, что реформация – это религиозное продолжение
ренессанса, то есть это возрождение и возвращение к первичным канонам. Здесь мы
можем провести параллель между ренессансом и реформацией. Ренессанс –
возрождение античных традиций и их эволюционная трансформация, то есть
возрождение тех самых, первичных традиций, которые способствовали возникновению
большинства европейских государств. Реформация же получается религиозным
откатом к первичным христианским традициям. Ренессанс и реформация – это
достойный ответ эпохи, на возникающие социально-культурные вопросы европейского
общества. Ренессанс – ответ культурный, реформация – нравственно-религиозный, в
какой-то степени даже этический.
Перейдем к реформации конкретней. Основательно движение
зарождается с выступления Мартина Лютера, а сводилось оно к тому, что церковь
должна быть простой и должна быть для каждого. Иными словами, Лютер выступал за
отмену индульгенций, за отказ церкви от богатств, за секуляризацию и за то, что
при общении с Богом, людям не нужны посредники. Даже здесь, мы видим некоторый
аспект справедливости, получается, что Лютер выступал за равенство людей перед
верой и церковью, как институтом, способствующим реализации этой самой веры, к
примеру, индульгенции: далеко не каждый мог позволить себе откупиться от грехов
своих, получается, что оставаться "чистыми", непогрешимыми перед
Богом, могли только богатые и знатные люди, что уже в принципе противоречит
идее религии и христианской веры. Именно из этого посыла уже можно искать
причины такого успеха протестантизма в Европе, где большинство населения было
малого или среднего достатка.
Большое влияние на развитие и успех реформации оказали
гуманистические настроения. На арену 16го века выходили новые ценности и идеи:
свободы достоинства и личности, прав на достойную жизнь. Эти идеи
способствовали освобождению человека от угнетения со стороны власть имущих,
включая церковь и господ.
Здесь же стоит отметить застой средневековья, эпоха
которого сходила на "нет". Ярким представителем эпохи средневековья
являлась католическая церковь, которая способствовала этому застою и проводила
реакционную политику, но она не справилась. Подобно первооткрывателям,
ренессанс и реформация произвели фурор в жизни всего европейского общества,
итоги процессов, которых мы ощущаем на себе и по сей день.
Основная
часть
Вполне логично начать рассуждение о протестантизме, как
главной причины бурного развития капитализма в Европе с предпосылок и причин. Я
не хочу глубоко влезать в подробности, а посему выделю на свой взгляд самые
важные. Собственно главной предпосылкой был застой католичества. Здесь, я бы
хотел вывести религию на экономический рынок, то есть для меня – католицизм
выступает игроком на рынке религиозной продукции. Звучит очень богохульно и
атеистично, однако, я попробую объяснить свою логику. Возьмем европейское
общество, для нас представляется это, как целый комплекс народов европейских
стран, которые имеют как минимум единую общность – религию, тем самым
католицизм выступает в качестве монополиста, на рынке религиозных услуг.
Выходит так, что абсолютно каждый верующий европеец вынужден, подчиняться
закону рынка и пользоваться услугами католицизма. Тут мы сталкиваемся сразу с
двумя аспектами. Первый – как уже говорилось, виток ренессанса ведет с собой
гуманистические потребности, а вместе с ними и свободу личности. А что мы видим
здесь, католицизм выступает в качестве угнетающего института. Вера – должна
способствовать справедливости на земле, а религия – как институт ее реализации
должен над этим работать, но что получает общество? Как уже говорилось,
католицизм становится религией богатых и знатных, ввиду того, что отпускать
грехи могли лишь они, то есть по логике: лишь богатый становился "богоизбранным"
и попадал в рай. Понятное дело, что простому человеку, который не мог подобным
же образом отпустить себе грехи, это могло ну если и не нравится,(тут мы вполне
можем рассуждать о непоколебимости религиозных догм и слепой веры) но как
минимум, верующий мог задуматься, а справедлива ли религия, которая использует
свой ресурс, чтобы решать, кто милостив Богу, а кто нет? Отдельно стоит сказать
о рядовых богослужителях, они, наблюдая за этой несправедливость и понимая, что
это откровенное плутовство рано или поздно должны были выступить. Католическая
церковь перестала отвечать требованиям определенных слоев общества, она
превратилась в богатого и жадного землевладельца, она обладала колоссальной
властью, она тормозила развитие Европы, отрицая и объявляя еретиками ученых и
просто неудобных ей людей. Церковь разрослась и разжирела, стала неспособна
выполнять свои обязанности перед обществом. Более того, она стала претендовать
на светскую власть и в серьез ставила вопрос о главенстве власти в Европе.
Именно ввиду этих причин, нет ничего удивительного, в том,
что протестантизм получил такое быстрое широкое и успешное распространение.
Опять же, если исходить из этих посылов, неудивительно, что зарождаться всерьез
оно начало в немецких землях, где царила раздробленность на множество маленьких
княжеств. Князья, которые помимо высоких религиозных ценностей, имели также
собственные интересы на увеличение власти, с радостью помогали быстро
набирающему ход движению. Главной причиной веры в идеи Лютера был его ответ, на
папский указ, запрещавший полемику касательно церковных привилегий, в частности
вопроса об индульгенциях. Лютер пишет и издает три темпераментно написанные
книги, в которых излагает свою программу:
2.
Отменить священство, монашество и церковное землевладение.
3.
Свести таинства к двум, прямо упомянутым в Евангелиях:
крещение и причащение. В частности, отменить мессу и культ святых как
идолопоклонство: Бог не нуждается в посредниках. Открыть свободный доступ к
Библии.
4.
Покончить со светской властью церкви и злоупотреблениями
вроде индульгенций.
Согласитесь, внушающие тезисы, а главное как они
своевременны, именно это заставляет поверить многочисленные массы людей в идеи
протестантизма. А посему очень логичными становятся ценности, выходящие на
передний план: социальная справедливость, честность, здесь стоит уточнить, в
том плане, что в идее протестантизма господь заранее решает, кто достоин
спасения, а кто нет, но этого не знают сами верующие, а посему единственное,
что им остается – это быть верными честными и совестливо исполнять свои
обязанности, то есть вырабатывается этика поведения, присущая только
протестантам. Здесь же, стоит продолжить, что для протестанта работа и труд –
это призвание и способ самореализации в обществе, они аскетически исполняют
свои обязанности, в надежде, что обретут спасение. Еще одной характерной чертой
протестантских обществ является – ведение коммерции не только ради увеличения
потребления, но и в качестве добродетельного вида деятельности. Аскетизм, как
неотъемлемая часть протестантизма, выделяется М. Вебером, как одна из главных
причин не принятия роскоши и стяжательства, богатства и власти церкви.
Стоит провести параллель между протестантской и классической
этикой, тогда мы сможем понять, почему именно протестантское воспитание сыграло
такую большую роль в формировании буржуазно-капиталистических отношений.
Традиционный
человек
|
Протестант
|
Работает,
чтобы жить
|
Живёт,
чтобы работать
|
Профессия
— бремя
|
Профессия
— форма существования
|
Стратегия:
минимизировать работы при желательном сохранении и увеличении постоянного
дохода
|
Стратегия:
максимизировать доход, даже если это требует более интенсивного труда
|
Принцип
коммерции: Продать любым способом.
|
Принцип
коммерции: Продать честно.
|
Тем самым, мы видим, что в основе протестантизма лежит
принцип: "Работай, не покладая рук, ибо это правильно и будет
вознаграждено" - что в корне разнится с классическим капитализмом, при
котором предполагается минимизация затрат при максимизации прибыли. Отсюда
можно сделать вывод, что протестантизм способствовал бурному экономическому
росту и подъему в протестантских государствах. Если люди работают, значит, они
производят, если они производят, то рано или поздно складывается
товаро-денежные, а позже и рыночные отношения. Стало быть, выходя сперва на
внутренний рынок, протестантизм способствовал настолько бурному развитию, что
внутренний рынок не справлялся и начала развиваться международная торговля, а
стало быть, складывался международный рынок товаров и услуг. Мы видим, как рост
рыночных отношений способствует развитию европейских стран во всех отраслях.
Вскоре Англия станет мастерской Мира, империей в которой не заходит солнца, но
прежде она одержит победу над могущественным испанским флотом, а Голландия
станет самой богатой торговой державой и тоже одержит победу в
восьмидесятилетней войне за независимость. Испания же, со своей инквизицией и
золотом из нового света надолго останется ни с чем. Все эти победы были достигнуты
за счет великого усердия и веры в справедливость и свою правоту. Испанцы же
были надменны, ставя целью войн искоренение протестантской ереси.
Мы видим, что лишь долгий процесс становления и укоренения
протестантских традиций способствовал возвышению европейских протестантских
стран, но после укоренения, после прохождения этого длительного пути, именно с
этих стран стали брать пример.
Заключение
По мнению М. Вебера, протестантская трудовая этика не
свойственна человеку от природы и является продуктом длительного воспитания.
Она может сохраняться в течение длительного времени лишь тогда, когда
добросовестный труд приносит моральную и материальную отдачу. И ведь здесь
нельзя не согласится с Вебером, ведь со временем религиозные нормы стали
нормами обыденными, светскими, но суть при этом они оставили прежнюю. М. Вебер
считал, что современный капитализм перешёл к самовоспроизводству протестантской
трудовой этики и более не нуждается в её религиозном обосновании и в итоге, на
мой взгляд, оказался прав.
Это доказывают экономические показатели и уровень жизни в
ведущих странах Мира, а именно: США, Великобритания, Германия, Швеция,
Голландия, Дания. Я считаю, что это не просто совпадение, это определенная
закономерность, выработанная долгими столетиями. Ведь со временем значение
религии отмирало, а традиции оставались, а перечисленные выше страны вот уже
долгое время занимают, занимали и пока будут занимать лидирующие позиции в Мире.
1. Васильев Л.С. Всеобщая история. Т.2: Восток и Запад в
средние века – 2007 – 478с.
2. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма. – URL: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Sociolog/Veb_PrEt/07.php
3. Фромм Э. Бегство от свободы/Э. Фромм; пер.с англ.
Г.Ф.Швейника, Г.А.Новичковой. 2-е изд. – М.: кадемический Поспект, 2008. – 254с
4. Ревуненкова Н.В. Протестантизм. - СПб.: Питер, 2007. –
224с.