Древние государства Восточного Кавказа
Древние государства
Восточного Кавказа
Алванское царство – древнейшее
государство на Восточном Кавказе – возникло в I
веке до новой эры. В связи с походом в Закавказье в 65-64 годах до н.э.
римского полководца Помпея стало известно имя одного из алванских царей – Оройс.
Подданными Алванского царства были не только собственно алваны, но и лпины,
чилбы и другие родственные им народы. Столицей государства был город Кабала, а
культовый центр собственно алван находился в области Камбечан (Камбисена), у
слияния рек Иори и Алазани с Курою. Войско, выставляемое царем, составляли 60
тысяч пеших и 22 тысячи конных воинов[1]. Все эти
сведения о древнейшем Алванском царстве широко известны и многократно
переписаны историками.
В I
веке новой эры Алванского государства уже не существовало, оно рассыпалось на части,
каждая из которых управлялась племенной аристократией. Новым импульсом к
созданию государственного объединения алван и родственных им народов стало
появление на Восточном Кавказе царской династии, происходившей из парфянского
царского рода Аршакидов. Аршакидское государство на Восточном Кавказе было
основано в Стране Маскутов, а единственным известным представителем этой ветви
династии Аршакидов до сих пор считался царь Санесан, убитый около 336 года в
битве у Ошаканской скалы.
После гуннского вторжения
в Предкавказье обитавшие здесь ираноязычные племена были либо покорены, либо
оттеснены на запад, и лишь небольшая их группа сосредоточилась в узкой полосе
прикаспийской низменности по обе стороны от реки Самур. Это и были маскуты,
число которых составляло около 200 тысяч человек. Один из иранских языков, на
котором говорили маскуты, стал постепенно уступать место тюркскому,
проникавшему из Страны Гуннов и Хазарии. Постепенно складывался и союз маскутов
с дагестанскими гуннами. Со временем степень консолидации двух народов достигла
такого уровня, что древние писатели путали их друг с другом. Например,
Агафангел говорит о «масаха-гуннах», а еще позднее Прокопий из Кесарии
несколько раз упоминает «гуннов, прежде называвшихся массагетами», то есть
маскутами. Материалы Паласа-сыртского могильника (IV-VII
века), приписываемого маскутам, свидетельствуют о сращивании их материальной
культуры с гуннской[2].
Первоначально в союзе двух народов политическое преобладание принадлежало
маскутам, но, после поражения царя Санесана и его гибели в битве у Ошаканской
скалы, лидерство перешло к гуннам, укрепившимся в предгорных долинах Дагестана
и подчинивших себе местное население.
Из «Истории Армении»
Агафангела и «Истории Армении» Мовсеса Хоренаци известно, что армянский царь
Хосров Великий (217-238 гг.) был убит неким Анаком, происходившим из свергнутой
в Иране парфянской династии Аршакидов. Анак был подослан шахан-шахом Ардаширом I
(226-240 гг.), против которого вел успешную войну Хосров. В отместку за
убийство своего царя армяне убили Анака и всех его родных, спасен был только
его сын Григорий, который был тайно увезен во владения римлян. В дальнейшем
Григорий принял христианство и, вернувшись в Армению, стал Просветителем армян.
В легенде, приведенной
в «Гулистан Ирам» А. Бакиханова, этот рассказ Агафангела дополнен следующими
фактами. У Анака был не один сын, а двое - второго звали Суреном. Так же как и
Григорий, Сурен был спасен, но увезен не в пределы Римской Империи, а в
Дагестан. Впоследствии, в течение 39 лет он правил в Дербенде[3].
Разумеется, эта легенда возникла не на пустом месте, может быть даже, что она
очень точно отражает факты. Отметим, что место царствования Сурена – Дербент – напоминает
указание Фавста на место, где находилась ставка маскутского царя Санесана – «края
Чора», то есть Чора была столицей маскутских Аршакидов длительное время – с
самого основания династии и до гибели Санесана.
Говоря о происхождении
маскутских Аршакидов, следует отметить, что они не могли иметь
непосредственного происхождения от армянской ветви рода Аршакидов, так как это
непременно было бы отмечено древними армянскими писателями. Напротив, одно
место у Мовсеса Хоренаци косвенно подтверждает происхождение маскутских царей
непосредственно от Анака Парфянина. Объясняя причину, по которой епископом
северных стран был назначен именно юный Григорий, внук Григория Просветителя,
Мовсес Хоренаци вкладывает в уста нахараров следующие слова: «...Пошли туда
епископа из рода Св. Григория, - говорят они царю Трдату, - мы уверены, что они
убоятся прославленного имени Григория и чада его, и сделают все по его
приказанию»[4]. По-видимому,
«убояться» маскуты должны были происхождения юного Григория от Анака Парфянина,
от которого, по легенде в «Гюлистан Ирам», происходили и маскутские цари. Если
верить этой легенде, то епископ Григорий приходился маскутскому царю Санесану
то ли троюродным братом, то ли двоюродным племянником.
Возникновение
аршакидского правления в Стране Маскутов должно было возникнуть до воцарения в
Армении Трдата III (287-330 гг.) и
последующего укрепления его позиций на Кавказе. Из некоторых данных «Жизни
картлийских царей» Леонти Мровели можно понять, что основание аршакидского
царства на Восточном Кавказе относится ко времени Кавказского похода шахиншаха
Шапура I в 252 году. Во время
похода Шапур сверг армянского царя Трдата II,
посадил на картлийский трон своего сына Мириана и, как пишет Леонти Мровели,
назначил мтаваров («правителей» или, дословно, «главных») в некоторых областях
Кавказа[5]. Можно
предположить, что в числе назначенных Шапуром правителей был и представитель
рода парфянских Аршакидов, из тех, кто поддержал воцарившегося в 226 году в
Иране Ардашира I, основателя
династии Сасанидов. Тогда становится понятной цель похода в этот район Шапура I
(252 год). О том, что персы нанесли удар и по Дагестану, свидетельствует
надпись Картира на «Ка'бе Зороастра»[6].
Предложенное Г. Альтхаймом
чтение некоторых титулов на остраках из Дура-Европоса привело его к выводу о
том, что в составе войск Шапура I,
разгромившего и пленившего в 260 году императора Валериана, было много гуннов
из Предкавказья. По мнению Семенова И.Г., речь должна идти не столько о гуннах
Хазарии, сколько о дагестанских гуннах[7].
Присутствие гуннских отрядов в армии Шапура можно объяснить только тем, что
после 252 года в Стране Маскутов появился аршакидский правитель, ставленник
Шапура I.
Подданными аршакидского
царя Чора, кроме маскутов, были дагестанские гунны, что подтверждается
Фавстом, который называет Санесана «повелителем многочисленных войск гуннов», а
также лезгины и алваны. Власть царя опиралась не только на военную силу
маскутов, но и на политическую поддержку Ирана. Кроме того, немаловажна была
принадлежность царя к древнему и прославленному царскому роду Аршакидов.
Как писал Мовсес
Хоренаци, при царе Трдате III
в Армению вторглись берсилы и хазары. Известно однако, что описание сражения
Трдата с берсилами на Гаргарейской равнине было заимствовано Мовсесом у Иосифа
Флавия (I век н.э.) из рассказа
о разгроме Трдатом I вторгшихся в
Армению алан ( в I веке до н.э.).
Далее у Хоренаци говорится о том, что после победы над берсилами Трдат
направился на войну против Шапура, сына Ардашира. Последнее доказывает, что
вторжение берсил и хазар произошло не при Трдате III,
а при Трдате II, который и был
современником Шапура, сына Ардашира. Это не единственный случай, когда древний
историк путает Трдата III
с Трдатом II: в одном месте,
например, он говорит о Трдате III
как о сыне Хосрова Великого, хотя это справедливо в отношении Трдата II,
а не Трдата III.
Итак, вторжение берсил
и хазар в Армению произошло в 252 году или несколько ранее. Как можно
предположить, оно было спровоцировано тем же Шапуром, который вслед за этим сам
обрушился на закавказские страны и, захватив Чора и Приморский Дагестан, привел
к покорности маскутов и дагестанских гуннов и посадил здесь царя из рода
Аршакидов.
После смерти Шапура I
ориентация Маскутского Аршакидского царства на Иран сохранялась, а при
армянском царе Трдате III
улучшились отношения маскутов и с Арменией. Здесь интересно вспомнить рассказ
Агафангела об аудиенции, данной императором Константином армянскому царю Трдату
III. Древний историк называет четырех
топократов, сопровождавших армянского царя, и среди них топократа «масаха-гуннов».
В армянской версии сочинения Агафангела этому титулу соответствует «бдехш
маскутов»[8], который
в применении к правителю маскутов нигде больше не встречается. Здесь возможны
два предположения: 1) маскутский царь действительно мог в какое-то время
принять от Трдата титул «бдехш», который обычно носили правители пограничных
областей, то есть он при этом становился вассалом армянского царя, - это могло
произойти в связи с усилением позиций Армении при Трдате III;
2) христианский писатель Агафангел, дабы подчеркнуть величие первого
христианского государя Армении, искусственно ввел в своем повествовании в число
бдехшев Трдата III правителя
Страны Маскутов. Истину установить трудно, но более вероятным кажется второй
вариант, тем более, что и сам рассказ об этой аудиенции римского императора не
вполне достоверен. Подтверждением того, что маскутские Аршакиды имели
полноценный царский титул, являются слова самого же Агафангела, рассказывающего
легенду о том, что один из Аршакидов получил царскую власть в Персии, другой – в
Армении, третий – в Стране Кушан, четвертый – в Стране Маскутов («четвертый из
них получил царство Маскутов»)[9].
Отношения Маскутского
царства и Армении были довольно теплыми в 320-х годах, когда в Чора был
направлен епископ Григорий, посланный Трдатом III
проповедовать Христианство в северных землях. Как уже говорилось, успех миссии
юного Григория обеспечивало его родство с маскутскими царями, однако после
мятежа Санатрука и вмешательства в события на Кавказе Шапура II
это обстоятельство отошло на задний план, и интриги мятежника и иранского
шаханшаха привели к гибели юного епископа.
Около 335 года вся мощь
Маскутского царства обрушилась на Армению. После разгрома северян у Ошаканской
скалы, влияние маскутов как наиболее монолитной и боеспособной силы на
Восточном Кавказе начало падать. Центр тяжести политической власти в Дагестане
переместился в укрепленные города гуннов на дагестанском приморье, а наследники
убитого Санесана покинули район города Чора и перенесли свою столицу в
алванские земли, основав, по существу, новое Алванское государство. Алванское
Аркашидское государство располагалось к северу от реки Куры и охватывало
приблизительно те же земли, что и древнейшее Алванское царство времен царя
Оройса. Мовсес Каланкатуаци рассказывает о том, что после убийства епископа
Григория были убиты и все крещенные им маскуты и в их числе трое сыновей самого
Санесана, не пожелавшие отречься от Христианства[10].
Здесь можно предположить, что прямых наследников у Санесана не осталось – и в
дальнейшем власть в роду перешла к кому-то из его дядей или племянников.
Каланкатуаци называет первым алванским царем Вачагана Храброго. Он и стал
преемником Санесана и перенес свою резиденцию в город Халхал на Куре или в
древнюю столицу Алвана – Кабалу. Мовсес Каланкатуаци прямо не говорит о
родственной связи между Вачаганом и Санесаном, но ее можно считать само собой
разумеющейся, а о том, что они были современниками, можно судить по сведениям,
содержащимся в его книге[11]. Алванские
Аршакиды попали под еще более сильное влияние Ирана, а по заключении
Нисибинского договора в 387 году Алван де-юре вошел в состав Сасанидской
державы в качестве вассального царства, После отречения в 461 году Ваче II
и царствования Вачагана Благочестивого (487-510 гг.) аршакидское правление в Алване
прервалось – и страна длительное время управлялась князьями. Династии
Михранидов, происходившей из владетелей княжества Гардман, в 7 веке удалось
восстановить единство Алвана, но оно было не особенно прочным. Усилиями
алванских миссионеров было крещено много гуннов и еще больше маскутов,
живших к югу от Дербенда. Эти южные маскутские земли Псевдо-Захарий (серед. VI
века) называет именем «Базгун», про который сказано, что он «простирается до
Каспийских ворот…, которые (находятся) в пределах гуннских. За воротами живут
бургары ...у, них есть города...»[12]. Кроме
того, Базгун привязан к Каспийскому морю. В этом источнике: «пределы гуннские»
- это Страна Гуннов в Дагестане, бургары - дагестанские большдур-болгары (о
приазовских болгарах Псевдо-Захарий говорит несколько ниже, когда перечисляет
народы севера, живущие в палатках). Упоминаемые источником болгарские города – это
Большдур, Эндери и другие – все они находились в Стране Болындур. Название
Базгун охватывает область, которая впоследствии становится известна как Маскат,
а само имя «Базгун» есть результат искажения: маскут, мазгут, мазгун, базгун,
то есть Базгун – это приблизительно то же самое, что и «масаха-гунны» греческой
версии Агафангела.
Библиография:
1.
Аббас-Кули-ага
Бакиханов. Гюлистан-Ирам // Изв. Об-ва исследования и изучения Азербайджана. –
Вып. 4. – Баку, 1926.
2.
Всеобщая
история Степаноса Таронского Асохика по прозванию, писателя XI
столетия. / пер. с арм. И объясн. Н. Эмина. – М., 1864.
3.
История
Армении Моисея Хоренского / Пер. с АРМ. И объясн. Н.Эмина. – М., 1858.
4.
Котович
В.Г. Новые археологические памятники Южного Дагестана. // МАД. — Махачкала. -
1959.
6.
Мровели
Леонти. Жизнь картлийский царей / Пер. с груз., предисл. И комм. Цулая Г.В. –
М., 1979.
7.
Пигулевская
Н.В. Сирийский источник VI
века о народах Кавказа // ВДИ. – 1939. - №1.
8.
Семенов
И.Г. История стран и народов Западного Прикаспия (1-е тыс. н.э.). – Казань.
1994.
9.
Страбон.
География. – Л., 1964.
10.
Тревер
К.В, Очерки по истории и культуре Кавказской Албании. – М.Л., 1959.
11.
Фрай
Р. Наследие Ирана / Пер. с англ. – М., 1972.
12.
Цилоссани
Н.О. Дневник раскопок, веденных в Южном Дагестане. // Труды предварительных
комитетов V Археологического
съезда. — М., 1882,
[1]
Страбон. География. – Л., 1964. – XI,
4.
[2] Цилоссани Н.О. Дневник раскопок, веденных в Южном
Дагестане. // Труды предварительных комитетов V
Археологического съезда. — М., 1882, — С.461-473; Котович В.Г. Новые
археологические памятники Южного Дагестана. // МАД. — Махачкала. - 1959. -Т.1.
-С.148-156.
[3] Аббас-Кули-ага
Бакиханов. Гюлистан-Ирам // Изв. Об-ва исследования и изучения Азербайджана. –
Вып. 4. – Баку, 1926. С.31.
[4] История Армении
Моисея Хоренского / Пер. с АРМ. И объясн. Н.Эмина. – М., 1858. С.166.
[5] Мровели Леонти. Жизнь картлийский царей / Пер. с груз.,
предисл. И комм. Цулая Г.В. – М., 1979. С.37.
[6] Фрай Р.
Наследие Ирана / Пер. с англ. – М., 1972. С. 295.
[7] Семенов И.Г.
История стран и народов Западного Прикаспия (1-е тыс. н.э.). – Казань. 1994.
С.174.
[8] Тревер К.В,
Очерки по истории и культуре Кавказской Албании. – М.Л., 1959. С.193.
[9] Всеобщая
история Степаноса Таронского Асохика по прозванию, писателя XI столетия. /
пер. с арм. И объясн. Н. Эмина. – М., 1864. –С.249.
[10] Мовсес
Калакатуаце. История страны Алуанк /Пер. с др.-арм., предисловия и комм.
Смбатяна Ш.В. – Ереван, 1984. С. 71.
[11] Там же.
[12] Пигулевская
Н.В. Сирийский источник VI века о народах Кавказа // ВДИ. – 1939.
- №1. С.114.