Аравия в раннее средневековье. Политическая ситуация
Реферат
АРАВИЯ
В РАННЕЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ. ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ
Калининград
2010
ПЛАН
1. АРАВИЯ
В РАННЕЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ. ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ
АРАВИЯ
В РАННЕЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ. ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ
Международное положение Аравийского полуострова
в первые века новой эры в значительной мере определялось его географическим
положением и местом в мировой торговле. Торговые пути, соединявшие Восток и
Запад того времени, проходили через территорию Аравии и привлекали к ней
внимание могущественных соседей, сначала Рима и Афин, затем Византии и
сасанидского Ирана.
В IV
в. ни Византия, ни Иран еще не определили твердо своей политики в отношении
арабских соседей. Византия придерживалась тактики «соглашения» и «дружбы» с
одной группой племен, при помощи которой можно было расправляться с другими.
Обе империи стремились обезопасить свои пределы от вторжения арабских племен.
Что касается арабов, их ориентация менялась в зависимости от обстоятельств.
Одни и те же племенные объединения или государственные образования могли
выступать в качестве, союзников то одной, то другой империи или же в качестве
жестоких врагов, захватывавших территории этих империй.
В древности центрами притяжения для арабов
служили Петра - столица набатейского царства и Пальмира, расположенные на
важнейших караванных дорогах. После падения этих царств сложились новые центры
притяжения. Ими стали государство Химйаритов в Южной Аравии {115 до н. э. - VI
в.), царство Лахмидов на Севере у границ Ирана (252-633-637), царство Кинда в
Центральной Аравии (III
в. и. э. - VI в.) и
царство Гассанидов на северо-западе у границ Византии (III
в. н. э.- 636 г.).
В Южной Аравии в 115 г. до н. э. на месте
древних государств Маина, Катабана, Аусана, Хадрамаута и Сабы складывается и
постепенно возвышается государство Химйаритов, до этого времени входившее в
состав Катабана. Столицей государства стал город Зафар. Постепенно химйариты
подчинили соседние государства и племена и в конце IV
- начале V в. установили
гегемонию над всей Южной Аравией. Химйаритские цари становятся полновластными
правителями всего Йемена.
Южная Аравия поддерживала оживленные торговые
связи с Эфиопией, Византийской империей, Ираном и всеми районами Аравийского
полуострова. Свое политическое влияние Химйар распространил на многие кочевые и
полукочевые племена. Цари Южной Аравии стремились установить контроль над
торговыми путями через Аравию и в то же время не допустить нападения кочевников
на торговые караваны и оседлое земледельческое население.
Химйаритам в начале VI
в. удалось на время распространить свое влияние на племена Центральной Аравии.
Они посылали послов ко дворам других арабских царей.
Некоторые химйаритские правители придерживались
византийской ориентации, охотно принимали христианство и преследовали своих
политических противников, приверженцев других религий - иудаизма и старых
языческих верований. В свою очередь сторонники иранской ориентации или же
независимости Йемена запрещали христианство.
В 517 г. в Химйаре был произведен переворот, в
результате которого был свергнут сторонник провизантийской политики и
преимущественного развития византийско-эфиопской торговли. Новый царь принял
иудаизм и. стал преследовать христиан. Он провозгласил политику проиранской
ориентации, резко враждебную византийским и эфиопским купцам. В ответ эфиопское
войско вторглось в Южную Аравию, захватило столицу государства.
Однако вскоре свергнутому эфиопами царю Иусуфу
удалось отвоевать столицу и в результате напряженной борьбы вернуть захваченные
земли, за помощью он обратился к Ирану, однако не получил поддержки.
Византия, стремившаяся к установлению господства
над Химйаром, стала предпринимать активные шаги, чтобы побудить эфиопского
негуса организовать новый поход против Химйара, обещала военную помощь и
прислала корабли, необходимые для переброски войск через Красное море. В то же
время византийские императоры через своих послов вмешивались во внутренние
конфликты, имевшие место в Южной Аравии, поддерживали знатных лиц, попавших в
немилость царей, мирили их с властями, и, чтобы крепче связать со своей
политикой, увозили в качестве почетных заложников их сыновей.
Византийской дипломатии удалось создать
серьезную оппозицию, внутри Химйара среди знати, что способствовало поражению
химйаритского царя во время второго похода абиссинцев в 525 г. Новым царем был
выдвинут ставленник негуса, из местного знатного рода, который был
предварительно окрещен. При царе были оставлены знатные эфиопы в качестве
советников и эфиопские войска. На население Южной Аравии была наложена дань. Эфиопы
увезли громадную добычу, большое число пленных и заложников. Таким образом
закончилось существование независимого государства в Йемене.
Византийцы даже составляли своеобразный свод
законов, собрание юридических норм для химйаритов.
В 534-535 гг. царем Химйара стал эфиопский
наместник Абраха. Ему удалось преодолеть сопротивление оппозиционных сил,
ориентировавшихся на Иран, и подавить их восстание, на некоторое время Химйар
стал самостоятельным. Однако Абраха- христианин ориентировался на Византию и, несомненно,
пользовался поддержкой Константинополя. В то же время он поддерживал связи с
Ираном и государством Лахмидов. Ко времени царствования Абрахи относится поход
в сторону Таифа, в Мекку. Этот поход следует рассматривать как попытку
присоединить к Йемену крупнейшие торговые города, стояв-шие на «пути
благовоний», или же хотя бы обезопасить торговый путь для йеменцев и ограничить
конкуренцию хиджазских торговых центров, однако поход не увенчался успехом.
Захват Йемена дал персам большие преимущества в
Индийском океане, им открылось Красное море, и они оказались хозяевами южного
участка караванного торгового пути. Торговля между Востоком и Западом перешла в
основном к персидским купцам и стала осуществляться преимущественно по северным
дорогам, проходившим через территории, принадлежавшие Ирану.
На севере и северо-западе в I-II
вв. н. э. арабы оспаривали у римлян и персов обладание областью Евфрата.
Племена, вышедшие из Йемена, захватили эту область, и в 195 г. основали на
берегу Евфрата знаменитый г. Хиру, вскоре превратившийся в одну из самых
красивых и блестящих столиц Востока.
Царство Хира, основанное в 252 г.,
просуществовало около четырех столетий. Согласно арабским преданиям его
правитель из племени лахм получил царский титул от персидского шахан-шаха
Шапура I. Постепенно
Лахмиды распространили свою власть над всеми арабами Ирака и стали активно
вмешиваться во внутриполитические события в Центральной Аравии. Согласно
надписи на надгробии одного из хирских царей, относящейся к 328 г., он совершил
поход в Южную Аравию против г. Неджрана. покорил крупные племенные объединения
в Центральной Аравии, во главе некоторых поставил своих сыновей. К концу IV
в. царство Лахмидов превратилось в самостоятельное государство, имевшее свои
собственные интересы как в отношении Ирана, так и Византии. Оно являлось опорой
сасанидского Ирана, предоставляло свою военную силу в распоряжение шаханшахов,
вмешивалось в династийную борьбу Сасанидов, поддерживая то одного, то другого
претендента на трон Кгесифона.
Самым выдающимся царем из Лахмидов считается
Мунзир ибн - Ну'ман (505-554). Укрепив связи с Ираном, он стал вести
самостоятельную внешнюю политику, объектом которой были районы Центральной
Аравии. Он также совершал нападения и на границы Византии, захватывал богатые
города и, по словам Прокопия Кессарийского, в течение пятидесяти лет «ставил на
колени Ромейское могущество». В начале 30-х годов VI
в. во время одной из персидско-византийских воин Мунзир независимо от Ирана
отправил посла к императору Юстиниану с предложением о заключении мира. Хотя
Юстиниан не дал ответа на предложение Мунзира, но посла отпустил с богатыми
подарками.
В столицу Мунзира ибн Ну'мана сходились
посланники многих: племен Аравии, сюда же посылала послов Византия.
Отношения с арабами и межарабские отношения
имели существенное значение для обеих империй. Обычно переговоры между Ираном и
Византией начинались с жалоб на арабов, а при заключении договоров как
важнейшее условие упоминалось об улаживании разногласий относительно арабов.
Неоднократно персидские послы сообщали
императорам о претензиях, которые предъявляли к византийцам цари Хиры, что
свидетельствует о том значении, которое имели Лахмиды в отношениях между двумя
империями. Персы даже настаивали на том, чтобы Византия давала ежегодно дотации
арабам.
При Мунзире государство достигло наибольшего
расцвета, он» обладало военной мощью, связями и авторитетом не только у
арабских племенных союзов, но с ним считались как Иран, так и Византия.
Неоднократно византийцы откупались от Мунзира. При всей своей преданности
персам он принимал дары от врагов Ирана.
Последний из лахмидских царей умер в конце VI
в. После него Сасаниды поставили во главе царства выходца из другого племени и.
при нем назначили своего наместника. В дальнейшем цари полностью зависели от
персидских наместников, хотя арабские войска в войнах. Сасанидской империи
продолжали играть важную роль.
Во II-III
вв. н. э. в Центральной Аравии сложилось несколько, полукочевых царств вдоль
караванной дороги из Йемена в Ирак. Одним из этих царств и наиболее сильным
было царство Кинда, древня» столица которого была раскопана археологами в наши
дни. Она находилась на расстоянии двух дней пути от Мекки. Кинда - племена
южно-арабского происхождения. В Йемене они занимали восточные области. Часть
этих племен в связи с неблагоприятной политической; обстановкой, сложившейся в
Южной Аравии, была вынуждена переселиться на север и искать места среди племен
северных арабов. Затем они двинулись в области Ирака, Палестины, Финикии и
Сирии.
Укрепление царства Кинда относится к середине V
в., когда Византия стала опираться на него в борьбе с возрастающей мощью
Лахмидов, которым покровительствовал Иран. Территориально Киндское царство было
самым обширным среди арабских государств своего времени. Оно охватывало земли
от юга Аравийского полуострова, выходило к Персидскому заливу, включало в себя
почти всю Центральную Аравию, часть Северной и достигало пределов Византийской
империи. В него входили часть Неджда, северо-западная часть полуострова,
включая побережья Красного моря, часть Синайского полуострова, Акабский залив,
часть Палестины и Месопотамии. Но в своем продвижении киндские цари встретили
сопротивление других племен, которые раньше их стали на охране византийских
границ.
В 473 г. один из киндских полководцев захватил
о. Иотабу (ныне Тиран) у входа в Акабский залив, который помимо стратегического
значения играл важную роль в международной торговле. С захватом Иотабы Киндиты
смогли в значительной мере контролировать торговые отношения Ближнего Востока.
Взимание торговых пошлин давала им большие денежные суммы. Утвердив свое
господство над арабскими племенами у границ Византии, Киндиты решили получить
официальное признание Византии в качестве союзника и добиться для своего царя
титула филарха арабов. Для этой цели они послали к императору Льву I
христианского епископа. Византийский император благосклонно отнесся к
домогательствам Имруулкайса - пригласил царя. Кинда к себе в Константинополь и
удовлетворил все его требования: отдал Иотабу, признал главой - филархом всех
племен, «каких он желал», предоставил ему одно из самых почетных мест в сенате
империи, одарил деньгами и приказал членам сената также сделать ему подарки.
Византийский император учитывал значение бедуинской периферии, военную мощь
арабских племен и решил вести мирную политику в отношении филарха. В то же
время он рассчитывал на ответные услуги Имруулкайса.
В конце V
в. Иотаба была отвоевана Византией в жестоких боях, и все доходы с торговли
пошли в императорскую казну. В свою очередь киндитские племена нападали на
пределы империи. В начале VI
в. между Византией и Киндитами был заключен мир, что дало возможность этим
последним совершить поход против Лахмидов и покорить значительную часть их
владений. Киндиты утвердились в областях Ирака. В 528 г. началась война между
Киндитами и Лахмидами, в которой участвовали и византийские войска. В
результате Киндиты были выбиты из Ирака. Однако они продолжали участвовать в
политической жизни Ближнего Востока, в военных походах химйаритов выступали в
качестве их союзников.
В середине VI
в. киндиты покинули Внутреннюю Аравию и переселились в Хадрамаут на юг, где
оставалась часть их соплеменников; там они образовали новое государство. По
данным арабских источников, из Центральной Аравии и из восточных областей
переселилось более 30 тыс. киндитов.
Советские историки считают, что Киндское
государственное объединение представляло военную демократическую организацию,
которая объединяла значительные группы оседлых, полукочевых и кочевых арабов,
однако внутренние связи были непрочными Общество в царстве Кинда находилось на
грани перехода от доклассовых к классовым отношениям. Опорные пункты киндитов
находились в стабилизировавшихся стоянках, которые можно называть городами.
Киндитское царство поддерживалось Византией и Химйаром, объединяло огромные
пространства и многочисленные племена, тем не менее оно быстро распалось.
Распаду Киндитского царства во многом способствовали новый подъем и укрепление
Лахмидов, ослабление связей с Византией. Этим обстоятельством воспользовались
другие союзники Византии из арабов - Гассаниды.
Гассаниды упоминаются в источниках VI
в. как филархи арабов Палестины. Часть своих земель им были вынуждены уступить
киндиты и племена, которые раньше обосновались в этих районах. Гассаниды
расширили свою территорию за счет киндитов, вытеснили их из Палестины и
вступили в соглашение с Византией, чтобы охранять ее границы в качестве
союзников.
Наиболее ярким представителем династии
Тассанидов был Харис ибн Джабала, который укрепил свое царство, оказывал
значительные услуги Византии. В 529 г. он организовал карательную экспедицию
против восстания самарян, участвовал в экспедициях против Лахмидов. По данным
источников, в ходе подавления восстания самарян он взял добычу - 20 тыс. юношей
и девушек, которых продал на невольничьих рынках Ирана и Аравийского полуострова.
После подавления восстания Харис получил царское достоинство. Хотя и прежде
Византия опиралась на арабов, но положение, которое заняли Гассаниды, было
более прочным и высоким. Харис ибн Джабала за время своей длительной
деятельности пользовался значительным признанием и почестями со стороны
Византии.
Харис со своей стороны добросовестно выполнял
обязанности в отношении империи: охранял ее границы от нападения соседей.
Однако он не мог совершенно отказаться от своих собственных интересов.
Например, в одной из войн Харис не счел нужным делиться добычей с византийскими
частями и разделил ее только среди своего войска. При всех обстоятельствах он
заботился о своем войске, о его безопасности и обеспечении. Гассаниды имели
самостоятельные отношения с другими арабскими царствами. Арабские царства
нападали друг на друга и сводили счеты независимо от обеих империй, а то и
вопреки наладившимся между империями мирным отношениям. Свое первенство
Гассанидам приходилось утверждать среди других филархов-арабов, подчиненных
Византии. Для них огромное значение имело установление правила наследования и
закрепление наследственной власти за своим родом. В 563 г. в Константинополь
прибыл Харис ибн-Джабала,. он получил согласие императора на передачу власти
сыну после его смерти.
В последующие годы Мунзир, сын и преемник
Хариса, продолжал выполнять свои обязательства, защищал границы Византии от
нападения Лахмидов, участвовал в персидских походах империи, управлял всеми
византийскими арабами.
Гассаниды одержали блестящую победу над
Лахмидами в 570 г., и царь попросил у императора золото для оплаты войска,
однако ничего не получил и в гневе удалился в пустыню со всем своим войском -
«избавил себя от всякой заботы за ромейские земли». Это обстоятельство
поставило в тяжелое положение византийцев, так как открылись их границы для
нападения со стороны Лахмидов.
В 580 г. Мунзир посетил Константинополь и был
принят императором Тиверием с особой торжественностью, получил в дар много
золота, серебра, дорогие одежды, седла, золотые уздечки, оружие. Мунзир был
удостоен царского венца, который «не давался ни одному из царей арабских до
того времени.
В следующем году Мунзир, обвиненный в
предательстве во врем» персидского похода, был доставлен в Константинополь,
затем сослан на о. Сицилию.
О дальнейших судьбах царства Гассанидов имеется
мало сведений, но известно, что оно было разделено между 15 шейхами и вскоре
прекратило существование.
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ
История
стран Азии и Африки в средние века. Ч.1. М.: Издательство Московского
университета. 1987.