Основы правых информационных технологий в управлении

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Информационное обеспечение, программирование
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    35,00 kb
  • Опубликовано:
    2011-02-11
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Основы правых информационных технологий в управлении

Основы правых информационных технологий в управлении


Введение в правовую информатику

Правовая информатика представлена как фундаментальный научный и прикладной комплекс, включающий ретро, современные и перспективные информационные ресурсы и информационные технологии для управления юридическими событиями и разрешения проблемных ситуаций.

Правовая информатика поэтапно формируется в мощную научную и прикладную область деятельности. Своими корнями правовая информатика уходит в глубину многовекового развития систем права, используя на каждом этапе развития существующие технологические возможности информационного взаимодействия субъектов и объектов права. Можно утверждать, что правовая информатика была и будет всегда. Именно поэтому актуален анализ аспектов ретро, современного и перспективного состояний на каждом этапе развития правовых информационных технологий и систем.

Правовая информатика – это междисциплинарная отрасль знания, в фундамент которой заложены два начала: гуманитарное (правовые науки) и естественно-техническое (информационные технологии и вычислительная техника). Их взаимодействия открыли новые возможности для повышения эффективности юридической деятельности и всех образующих ее компонентов, включая решение конкретных правовых задач.

Профессия юриста (а с развитием информационного общества и любого управленца) носит преимущественно информационный характер, основу юридической деятельности составляют информационные модели и процессы, норм и правил, регламентирующих правовую систему общества. Основной метод правовой информатики – построение и анализ моделей юридических событий, процессов, актов, формирование информационных ресурсов для разрешения многоальтернативных юридических проблемных ситуаций.

Будущее правовой информатики – в преодолении противоречий, связанных с неинформированностью социума о свойствах реальной правовой системы путем превращения правовой информатики в фундаментальную общеобразовательную дисциплину и предоставление каждому члену социума эффективной информационной технологии управления.

Ретроаспекты правовых информационных систем


Важнейший аспект правовой информатики, связанный с прошлым правовых систем, создание и отражение взаимосвязанного комплекса прецедентов разрешения проблемных ситуаций в соответствии с нормами действовавшего права (рис. 1.).



Прототип первой коммерческой гипертекстовой системы GUIDE для ЭВМ в рамках проекта JUSTYS был осуществлен в Англии, в Кентском университете, в 90 годы. Целью явилось создание интегрированной гипертекстовой системы для правосудия, основанной на анализе прецедентов, которые представлены в «Отчетах о судебных процессах в судах Англии» (издательства Butterwords).

Гипертекст описания прецедентов отображает в виде графа различные юридические события и проблемные ситуации. Узлы гипертекста имеют переменное число уровней для работы с многоаспектными текстами, состоящими из различных документов. Узлы имеют иерархическую структуру типа дерева и ориентированного графа. Например, в многоуровневом решении судьи узлы нижнего уровня представлены отдельными сентенциями. Одной или нескольким сентенциям соответствует абзац. В гипертексте ретросистемы одинаково легко представить лаконичное заключение типа «Я согласен» и заключение, состоящее из тысячи слов, множества сентенций и параграфов. Многоуровневая система узлов дает возможность интерпретировать членение юридического текста на узлы-параграфы и узлы-сентенции. Любой из этих узлов может быть развернут автоматически при обращении к тому или иному заключению.

Интегрированная информационная технология использования юридической библиотеки включает нормативные акты и ретрословари, отображающие систему права и понятия, включенные в «Отчеты о судебных процессах в судах Англии».

Многоуровневая база данных правовой информационной ретросистемы объединяет:

1.      Файл судебных отчетов. Хранит полные гипертексты «Отчетов о судебных заседаниях». Отчеты сегментированы. Каждый сегмент – это узел, имеющий уникальное имя, которое записывается в виде Кнопки расширения, с которой связан соответствующий этой Кнопке текст узла. Структура узла отражает стандартную структуру судебных отчетов. Тексты узлов имеют дальнейшую сегментацию на абзацы, сентенции и заключения.

2.      Файл структуры документов судебных процессов. Хранит гипертекстовые описания реквизитов и рубрик документов, названий отчета, наименование суда, где слушалось дело, дату слушания и дату принятия решения.

3.      Файл кодов судебных дел. Имеет служебный характер. Пользователь не имеет к нему доступа. Этот файл преобразует длинные названия судебных дел на естественном языке юриста в машинные коды, что позволяет ускорить поиск фрагментов гипертекста.

4.      Файл формирования генерального каталога. В этом файле хранится список кнопок и тексты, связанные с каждой из них.

Пользователю предлагается три метода доступа к текстам: прямой доступ, доступ по ключевым терминам и доступ по запросам в виде булевых выражений (по логическим переменным).

Прямой метод. Если пользователь знает название судебного дела, с которым хочет ознакомиться, он вызывает его на экран, пользуясь алфавитным списком дел, получаемым на основе файла кодов судебных дел.

Доступ по ключевым терминам. В этом случае пользователь, рассматривая файлы структур документов, может получить описание любого судебного дела из данной системы в виде ключевых терминов. Кроме того, можно просмотреть все тексты, анализируя наличие в них тех или иных понятий.

Доступ по логическим переменным. В этом случае возможен поиск дел, документов, для которых соблюдаются определенные логические условия по схеме «и» либо по схеме «или». Гипертекстовая система снабжается глоссарием (словарь и краткое пояснение термина). В алфавитный указатель слов, который используется в запросах, включены все слова, имеющиеся в текстах судебных дел. С каждым словом связан список кодов, который отражает номер судебного дела, раздел, к которому принадлежит дело, номер параграфа, номер заключения или решения, где оно использовалось. Каждая составляющая кода является Кнопкой гипертекста, благодаря чему удается выбрать прототип судебного дела.

В результате запроса на экране появляется активная область, в которую может входить одна или несколько Кнопок гипертекста.

Преимуществом использования гипертекстового указателя является обращение к полному тексту быстрого просмотра контекста, в котором находится указанное в запросе слово.

Оказывается возможным запросить сентенцию, в которой встречается некоторое слово или, если это оказывается недостаточным, весь абзац, объединяющий ряд сентенций. Если после просмотра гипертекста складывается представление, что дело является релевантным, то можно запросить и тут же получить для просмотра полный отчет о данном судебном деле.

Гипертекстовая ретроинформационная система важна для использования, как профессиональными юристами, так и студентами для быстрого поиска прецедента дела, которое они ведут или исследуют. Ретроспективные юридические документы и юридическая терминология на материалах подлинных судебных дел важный информационный ресурс эффективного применения юридического опыта прошлого в актуальном настоящем.

Технологии современной правовой информатики


Ключевой аспект современных правовых систем – информационный анализ юридических событий, потока юридических событий, объединяемых в проблемные юридические ситуации, приводящие к юридической неопределенности, устранение которой достигается с применением технологий натурного экспертного и логико-математического моделирования альтернативных юридических решений (рис. 6.2).

Юридические события (ЮС) связаны с отклонением от норм права, имеют случайный либо систематический характер, индивидуальны и в редких случаях могут рассматриваться как типовые, порождают альтернативы и вызывают потоки информации между участниками ЮС.

Существенная разница в метрике ценностей участников их оценки альтернатив порождают конфликт юридического характера как вид юридического события (табл. 6.1.).

При этом между участниками конфликта возникают потоки информации, которые направлены на рефлексивное (взаимное) управление друг другом. В информационном плане состояния любого юридического события могут быть сведены к модели конфликта, которая развивается в одном из двух направлений.

Первое из них – переход от конфликта через конфронтацию к катастрофе, Второе направление – переход от конфликта через конкуренцию к консенсусу.

Сущность и информационное содержание деятельности юриста (управленца) – последовательный переход от конфликта к консенсусу с минимальными ресурсами за минимальное время, с минимальным риском достижения устойчивого состояния.

Таблица 1. Информационные состояния юридических событий

Состояния юридических событий и отношения их участников


Свойства состояний ЮС

Конкуренция

– равный доступ к источникам информации;

– полная наблюдаемость состояний

Конфликт

– ограничения на доступ к источникам информации;

– частичная наблюдаемость состояний

Конфронтация

– запрет на доступ к источникам информации;

– частичная ненаблюдаемость состояний

Катастрофа

– разрушение источников информации;

– полная ненаблюдаемость состояний

Консенсус

– согласованный взаимный доступ к источникам информации;

– согласованные метрики ценностей


В описании юридического события важную роль играет понятие метрики ценностей, основанное на теории шкал. Информационные состояния юридического события могут быть интерпретированы как система шкал. Различают шкалы: наименований (описание объекта, события); порядка (упорядочение юридического объекта и события по одному или совокупности признаков); интервалов (отображение условий наступления и последствий юридических событий и проблемных ситуаций); шкалы разностей (попарное сравнение юридических событий по набору свойств); абсолютные шкалы (оценка показателей последствий юридических событий и объектов). Существуют и другие специфические виды юридических шкал. Например, для отображения неопределенности проблемной ситуации в рамках теории возможности оперируют с нечеткими, размытыми шкалами, где отображение оценки реального юридического события в числовое осуществляют с помощью функции принадлежностей, имеющей значение от 0 до 1. В этом случае юридические процессы в информационном плане описываются с позиций нечеткой логики. Ряд современных компьютерных системы юридического назначения оперируют в рамках логики аргументации и других многоаспектных логик.

В реальных информационных моделях юридического события используется многомерное шкалирование. Систему норм права можно рассматривать как набор упорядоченных шкал, которые отображают реальные юридические события. Неточность оценок в разных шкалах порождает риск. Юридические события редко локализируют.

В общем случае поток взаимосвязанных юридических событий порождает юридические проблемные ситуации, представляемые в виде многоальтернативных вероятностных сетей.

Выбор рационального сочетания ЭИ, МИ, НИ их последовательности позволяет сформировать информационные ресурсы, которые выступают как эквивалент материальным, финансовым, временным ресурсам (R, t), высвобождаемым при разрешении юридических проблемных ситуаций. Юрист тем самым становится производителем, владельцем, распорядителем и пользователем юридических информационных ресурсов.

Современная парадигма государственного управления юридическим процессами связана с осуществлением согласованного информационного и нормативного управления. Информационное управление направлено на формирование и использование информационных ресурсов и информационных запасов для достижения управляемости общества. Нормативное управление осуществляет выявление вероятных и реальных юридических событий, предотвращение конфликтов, стимулирование конкурентных взаимодействий, ограничение конфронтации, блокирование катастроф и достижение состояния устойчивого консенсуса с применением информационных ресурсов и запасов.

Перспективы и направления развития правовой информатики


Концепция юридических информационных ресурсов как особой информационно-экономической правовой категории получает ныне свое интенсивное развитие, прежде всего, в направлении создания единого информационно-правового пространства для системы государственного управления социумом как информационным обществом. Это порождает ряд проблем развития информационных технологий управления.

Хранение и обработка правовой информации


Как известно, возможность компактного хранения больших объемов информации – одно из важнейших преимуществ любых компьютерных технологий. При этом правовая информация отличается значительными объемами как существующей, так и вновь появляющейся информации. Так, объем информации, содержащейся по состоянию на март 2001 года в эталонном банке данных правовой информации, составляет около 35000 документов или более 100000 страниц. Ежемесячно в Национальном реестре правовых актов Республики Беларусь регистрируется в среднем около 300 правовых документов, или почти 1000 страниц новой информации.

При этом особенности правовой информации вызывают особые требования к уровню и свойствам применяемых компьютерных технологий. Прежде всего, это связано со значительным количеством ссылок между вводимыми в информационную базу документами как с документами, введенными ранее, так и между собой, необходимостью подготовки контрольного состояния документов на текущую дату и возможности работы с их предыдущими редакциями. Все это приводит к необходимости тщательной предварительной обработки документов квалифицированными юристами. Кроме того, поисковые требования к системам правовой информации чрезвычайно разнообразны и для их осуществления также необходима квалифицированная юридическая обработка документов. Немалые затраты соотносятся и с обеспечением сервисных потребностей пользователей правовых информационных систем, в первую очередь связанных с необходимостью регулярного, а в условиях быстрой и частой смены законодательства, характерной для текущего периода развития нашей страны – и практически ежедневного обновления информационного наполнения этих систем.

Поисковые возможности правовых информационных систем


Различают три основных метода поиска в компьютерных справочных системах:

·   по реквизитам документов;

·   по специализированным классификаторам;

·   полнотекстовый поиск.

Современные правовые информационные системы должны иметь возможность эффективного применения любого из указанных видов поиска с помощью комплекса встроенных поисковых средств, позволяющих эффективно сочетать различные поисковые методики.

Поиск по реквизитам документов – самый простой и наглядный метод. Этот метод предполагает возможность поиска по номеру документа, его виду, органу и дате принятия и так далее. При этом требуется одно обязательное условие – наличие у пользователя точных сведений о реквизитах документа, что зачастую невыполнимо.

Поиск по специализированным классификаторам позволяет частично снять проблему отсутствия у пользователя точных сведений о реквизитах, поскольку обеспечивает возможность нахождения документов по некоторой тематике. Проблема в данном случае заключается в том, что вся информация предварительно должна пройти предварительную обработку с целью ее отнесения к тем или иным рубрикам используемых классификаторов (рубрицирование). К сожалению, в настоящее время практически отсутствуют средства автоматического рубрицирования документов (по крайней мере, в промышленном использовании) и данная операция выполняется вручную, конкретными специалистами организации, которая ведет наполнение информационной базы правовых систем. Такая организация работ не исключает ошибок и субъективного подхода при рубрикации, то есть зависит от квалификации и прочих особенностей конкретного специалиста.

Полнотекстовый поиск основан на предварительной автоматической обработке текста каждого помещаемого в базу данных документа. При этом существуют различные алгоритмы такого поиска – от простого перебора всех документов на предмет наличия искомого слова (при вышеуказанных объемах информации этот процесс может быть достаточно длителен), до быстрых алгоритмов, основанных на предварительном соотнесении каждого слова со всеми документами, где оно встречается – индексирования. При этом возможны различные технологические приемы, позволяющие отыскивать словосочетания, соединение поисковых слов различными логическими условиями, и даже возможность определять близость расположения искомых слов в тексте. Недостатками такого способа поиска является возможность появления среди найденных документов совершенно не требующихся в конкретной ситуации, а также невозможность отыскать таким образом документы, содержащие синонимы искомого термина или слова.

В настоящее время ведутся перспективные разработки, направленные на возможность использования при поиске запросов пользователя, выражаемых на языках, приближенных к естественным способам задания вопросов, основанных на семантических и лингвистических особенностях построения правовых документов.

Сервисные возможности правовых информационных систем


Современные правовые информационные системы должны обладать и определенным набором сервисных возможностей, обеспечивающих потребности пользователей.

Прежде всего – это проведение периодической актуализации находящихся у пользователей информационных систем. Кроме этого, необходимо постоянно совершенствовать программное обеспечение у пользователя, и применять дополнительные сервисные функции типа обеспечения технологических возможностей создания пользовательских подборок нормативных документов и т.п.

Даже наличие самой полной информационной базы не может удовлетворить всех потребностей пользователя. Правовая информация не может быть «второй» свежести – применение неактуальной (и, соответственно не достоверной) правовой информации грозит пользователю значительными последствиями. Поэтому сервисные возможности по обновлению правовых информационных баз составляют существенную часть сервисных возможностей поставляемых систем.

Существуют несколько возможностей получения доступа к информационным базам и проведения обновлений информации в правовых информационных системах.

Первая и на сегодняшний день основная возможность доступа к информации правовых систем – это установка информационной базы вместе с соответствующим программным обеспечением на компьютер (или в локальной компьютерной сети) пользователя.

В этом случае пользователь получает полноценную справочную правовую систему со всеми ее возможностями.

Обновления могут поставляться пользователя в виде компакт-диска, полностью содержащего справочную правовую систему с информационной базой на момент поставки, либо представлять собой небольшие по объему файлы обновлений (специального формата), содержащие изменения информационной базы за прошедший период. Эти файлы могут поставляться на дискетах, а также отсылаться по электронной почте.

Второй способ работы с правовой информацией – это удаленный доступ к установленной на сервере организации, осуществляющей распространение правовой информации, справочной правовой системе. По сетям телекоммуникации (в последнее время – в основном с использованием WWW-технологии) пользователь получает доступ к правовой информационной базе.

Второй способ обычно применяется теми пользователями, которым не требуется активная, достаточно частая и аналитическая работа с правовой информацией, особенно с учетом ограниченных возможностей доступа по сети телекоммуникаций, и, зачастую связанных с отсутствием части информации, доступной через Internet, и относительно слабыми поисковыми возможностями предлагаемых при удаленном доступе поисковых возможностей справочных правовых систем в Internet. Эти недостатки в основном связаны с существующим качеством и возможностями телекоммуникационного доступа. В перспективе этот вид доступа к правовой информации будет в значительной мере расширяться.

Национальный центр правовой информации Республики Беларусь


Статус

Национальный центр правовой информации Республики Беларусь (НЦПИ) является центральным государственным научно-практическим учреждением в области компьютерного накопления, хранения, систематизации и предоставления в пользование эталонной правовой информации на бумажных и электронных (магнитных) носителях, создания межгосударственной системы обмена правовой информацией.

Свою деятельность НЦПИ осуществляет в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 30 июня 1997 г. №338 и Указом Президента Республики Беларусь от 30 октября 1998 г. №524.

История создания

Национальный центр правовой информации Республики Беларусь образован в 1997 г. путем выделения из системы Министерства юстиции Республики Беларусь Республиканского центра правовой информации, который был создан в соответствии с приказом Министра юстиции Республики Беларусь от 5 октября 1992 г. №36 на основании постановления Совета Министров Республики Беларусь от 25 мая 1992 г. №308 и имел своей основной задачей формирование республиканского эталонного банка данных правовой информации согласно постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 1 февраля 1994 г. №50.

Основные задачи

Основными задачами Национального центра правовой информации Республики Беларусь, определенными Президентом Республики Беларусь, являются:

·   формирование и ведение единого эталонного банка данных правовой информации;

·   создание и развитие государственной системы правовой информации, координация деятельности в области внедрения компьютерных систем и банков данных правовой информации, а также распространение правовой информации;

·   участие в подготовке проектов законов и иных правовых актов;

·   проведение научных исследований в области правовой информатизации;

·   обеспечение межгосударственного обмена правовой информацией;

·   участие в подготовке и проведении работ по правовой информатизации.

Основные функции

На основании Положения о Национальном центре правовой информации Республики Беларусь и в рамках решения поставленных задач НЦПИ выполняет следующие основные функции:

·   формирует и ведет единый эталонный банк данных правовой информации по законодательству Республики Беларусь на бумажных и электронных (магнитных) носителях;

·   обеспечивает ведение Национального реестра правовых актов Республики Беларусь и осуществляет его официальное издание;

·   формирует и ведет компьютерный банк данных проектов законов Республики Беларусь;

·   в пределах своих полномочий организует распространение правовой информации в порядке, установленном Администрацией Президента Республики Беларусь, а также разработку и реализацию республиканской программы правовой информатизации;

·   создает региональные центры правовой информации и руководит ими;

·   организует разработку и совершенствование программного, технологического и иного обеспечения автоматизированных систем правовой информации;

·   осуществляет сбор правовых актов в порядке, установленном законодательством, их обработку и поддержание в контрольном состоянии на бумажных и электронных (магнитных) носителях;

·   в установленном порядке участвует в разработке проектов нормативных правовых актов, регулирующих вопросы правовой информатизации;

·   выполняет работы по ведению и сопровождению Единого правового классификатора Республики Беларусь, терминологического юридического словаря (тезауруса), иных словарей и классификаторов для использования их в единой системе правовой информации;

·   осуществляет формирование и ведение базы данных международных договоров Республики Беларусь;

·   формирует базы данных нормативных правовых актов областных (Минского городского) Советов депутатов и соответствующих исполнительных и распорядительных органов;

·   принимает участие в создании автоматизированных систем межгосударственного обмена правовой информацией, а также единого информационного пространства Содружества Независимых Государств;

·   создает общедоступный узел «Internet», содержащий сведения о законодательстве Республики Беларусь.

Распространение правовой информации

НЦПИ осуществляет распространение правовой информации как в виде компьютерных банков данных, так и в виде печатных изданий.

В компьютерном виде основным способом распространения является предоставление копии ЭБДПИ «ЭТАЛОН-WIN» с последующим периодическим обновлением (актуализацией).

НЦПИ осуществляет выпуск единого периодического официального издания «Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь», в котором с периодичностью выхода 12 номеров в месяц в полном объеме публикуются правовые акты, изданные (принятые) всеми государственными органами Республики Беларусь.

НЦПИ также готовит к выходу в свет отдельные официальные издания. В 1998–2001 гг. выпущены Сборник действующих нормативных актов Президента Республики Беларусь (1994–1998), Сборник действующих нормативных актов Президента Республики Беларусь (1994–2000), Сборник законодательства Республики Беларусь о трудовой и исполнительской дисциплине, Гражданский кодекс Республики Беларусь, Таможенный кодекс Республики Беларусь, Хозяйственный процессуальный кодекс Республики Беларусь, Кодекс Республики Беларусь о земле, Кодекс Республики Беларусь о недрах, Водный кодекс Республики Беларусь, Трудовой кодекс Республики Беларусь, Уголовный кодекс Республики Беларусь, Уголовно-исполнительный кодекс Республики Беларусь, Избирательный кодекс Республики Беларусь, Уголовно-процессуальный кодекс Республики Беларусь, Словарь юридических терминов.

Региональные центры правовой информации

Региональные центры правовой информации (РЦПИ) созданы в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 30 октября 1998 г. №524 в целях своевременного обеспечения правовой информацией местных исполнительных и распорядительных органов, реализации конституционного права граждан Республики Беларусь на получение полной и достоверной информации независимо от их места жительства и формирования банков данных правовых актов местных органов управления и самоуправления.

Межгосударственный обмен правовой информацией

НЦПИ поддерживает и налаживает связи с государственными и негосударственными структурами других стран мира, осуществляющими формирование и распространение компьютерных банков данных правовой информации, и проводит обмен указанными банками данных и иной правовой информацией. В настоящее время НЦПИ располагает базами данных по законодательству Российской Федерации, Казахстана, Кыргызстана, Литвы, Украины, Европейского Сообщества, а также базой данных документов, принятых в рамках СНГ.

НЦПИ активно взаимодействует с Исполнительным Секретариатом СНГ и его структурами по вопросам создания распределенной системы обмена правовой информацией в рамках Содружества.

НЦПИ поддерживает тесные отношения с ответственными структурами Российской Федерации и аппаратом Исполнительного комитета Союза Беларуси и России по вопросам развития межгосударственного обмена правовой информацией и формирования единого информационного пространства двух стран. В рамках развития

двусторонних отношений, научно-технического сотрудничества и обмена опытом регулярно проводятся рабочие встречи и совещания между Национальным центром правовой информации Республики Беларусь и его российскими партнерами – главным государственно-правовым управлением Администрации Президента Российской Федерации, научно-техническим центром «Система» Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации, Научным центром правовой информации Министерства юстиции Российской Федерации и его региональными центрами.

Научно-исследовательская работа

НЦПИ проводит научные исследования в области правовой информации, связанные с развитием государственной автоматизированной системы правовой информации, разработкой компьютерных банков данных и информатизацией правовой сферы; осуществляет внедрение современных информационных и компьютерных технологий в области правовой информатизации, включая вопросы их научно-практического применения в правотворческой, правоохранительной и правоприменительной деятельности.

Перспективы развития

В достижении главной цели построения, развития и совершенствования единой государственной системы правовой информации в стране и исходя из официальных приоритетов информатизации правовой сферы для НЦПИ определены в качестве важнейших следующие направления работы:

1.       Разработка и утверждение Государственной программы правовой информатизации Республики Беларусь, на основании которой последовательно осуществлять информатизацию правовой сферы в соответствии с конкретным планом мероприятий.

2.       Создание государственной автоматизированной системы правовой информации, введение в действие которой позволит по электронным каналам связи оперативно обеспечить государственные органы Республики Беларусь актуализированной правовой информацией.

3.       Ведение и издание Национального реестра правовых актов Республики Беларусь в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 20 июля 1998 г. №369. Создание Национального реестра позволит наладить учет правовых актов и организовать выпуск единого периодического официального издания, содержащего полный массив правовых актов, исходящих от всех государственных органов. Одним из этапов создания Национального реестра предусматривается проведение инвентаризации и учета всех действующих нормативных правовых актов, принятых (изданных) в течение всего времени существования Республики Беларусь.

4.       Формирование в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 24 июля 1998 г. №376 компьютерного банка данных проектов законов Республики Беларусь в целях координации законотворческой деятельности в республике, информирования субъектов права законодательной инициативы и иных заинтересованных о законотворческой деятельности и совершенствования процесса подготовки и принятия законопроектов.

5.       Развитие узла Internet в целях ознакомления мирового сообщества с официальной информацией о законодательстве Республики Беларусь, максимального использования и популяризации Интернет-технологий в правовой сфере и организации международного обмена правовой информацией.

6.       Создание электронной библиотеки, содержащей информацию о международном праве и законодательствах зарубежных стран, и обеспечение доступа к ней государственным органам.

правовой информация банк эталонный

Эталонный банк данных правовой информации


Информационное наполнение эталонного банка данных правовой информации

Формирование эталонного банка данных правовой информации (ЭБДПИ) осуществляется на основании правовых актов, поступающих в НЦПИ по официальной рассылке от государственных органов. По состоянию на 1 апреля 2002 г. ЭБДПИ содержит более 45 тысяч документов. Процесс информационного наполнения ЭБДПИ строится на ежедневной обработке и включении правовых актов, поступивших в течение дня. Все документы поддерживаются в контрольном состоянии в соответствии с внесенными в них изменениями и дополнениями. При этом «старые» редакции правовых актов сохраняются, а изменения и дополнения оформляются соответствующей ссылкой с указанием реквизитов документов, на основании которых вносились изменения и дополнения. Правовые акты, признанные в установленном порядке утратившими силу, оформляются соответствующей ссылкой с указанием реквизитов документа, которым признана утрата силы, с сохранением текста данного акта.

ЭБДПИ постоянно совершенствуется и развивается как в информационном, так и в программно-техническом отношении. Пополнение ЭБДПИ осуществляется как за счет текущих поступлений правовых актов, так и последовательной обработки и включения в ЭБДПИ действующих нормативных правовых актов Республики Беларусь, принятых государственными органами ранее.

В НЦПИ создана базовая модель ЭБДПИ и отработана технология ее формирования, ведения и распространения, на основе которой формируются другие базы данных правовой информации:

·   база данных международных договоров Республики Беларусь, решений Союза Беларуси и России, соглашений и иных нормативных актов, принятых Советом глав государств, Советом глав правительств и Советом коллективной безопасности Содружества Независимых Государств;

·   база данных решений местных органов управления и самоуправления.

Общие сведения

Эталонный банк данных правовой информации модели Эталон-WIN представляет собой полнотекстовый банк данных правовой информации, содержащий информационную базу (ИБ) правовых актов, а также комплекс программных и лингвистических средств для ее использования и обслуживания. В состав банка входят средства поиска, выборки данных, обновления ИБ и другие средства, в частности, настройки системы управления, защиты от несанкционированного доступа и др. Для работы с Эталон-WIN необходимы следующие технические средства: персональная ЭВМ, совместимая с IBM PC (с процессором Pentium и выше); около 500 Мгб памяти на жестком магнитном диске. Возможен вывод полного текста (или его части) найденного документа в файлы пользователя, на печатающее устройство или в текстовый редактор.

Актуализация информации производится в основном с помощью специальных файлов обновлений, получаемых пользователем по электронной почте или курьером непосредственно в НЦПИ. Возможна полная замена всего банка данных повторной поставкой на компакт-диске.

Договором поставки, специальными аппаратно-программными средствами ограничена возможность несанкционированного копирования и использования банка данных.

Разработчиком эталонного банка данных является НЦПИ, юридическая и лингвистическая обработка, оказание сервисных услуг по актуализации, обслуживанию, обучению и консультациям также производится НЦПИ и его региональными центрами правовой информации, имеющимися во всех областях и в г. Минске.

Поставляемый банк данных содержит три различных базы: «Законодательство Республики Беларусь», «Международные договоры» и «Решения органов местного управления». Работа со всеми банками правовой информации идентична.

Принципы работы

Каждый правовой документ, включенный в эталонный банк данных правовой информации в качестве основных компонент содержит карточки описаний нормативно-правовых актов и их полные тексты в контрольном состоянии с информацией обо всех изменениях, которые претерпел тот или иной документ.

Каждый правовой акт, сведения о котором включены в Эталон, сопровождается следующей справочно-поисковой информацией:

·   вид правового акта;

·   принявший орган (орган принятия);

·   номер и дата принятия акта;

·   полное наименование и вид акта;

·   номер и дата регистрации в НРПА (Национальном реестре правовых актов Республики Беларусь);

·   название тематического раздела, к которому относится акт;

·   коды и наименование рубрик, к которым отнесен акт в соответствии с Единым правовым классификатором;

·   термины (ключевые слова), присваиваемые акту специалистами НЦПИ;

·   краткие сведения об официальной публикации акта в НРПА или других печатных изданиях.

Кроме того, в карточке документа содержится информация о дате вступления в силу (утраты силы), ограничении срока действия документа и о его междокументных связях.

Программная система Эталон позволяет просмотреть не только последнее (контрольное) состояние документа, но и все его предыдущие редакции.

Запуск Эталон производится аналогично запуску любого Windows-приложения. В результате на экране появляется заставка, а через некоторое время – и основное окно системы, в типичной ситуации содержащее список всех документов информационной базы.

 

Похожие работы на - Основы правых информационных технологий в управлении

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!