Жизненный цикл автоматизированной системы
Жизненный
цикл автоматизированной системы
Современные информационные системы
разрабатываются на основе стандартов. Стандарты жизненного цикла определяют то,
как создается, развертывается, применяется и ликвидируется система.
Под жизненным циклом
системы обычно
понимается непрерывный процесс, который начинается с момента принятия решения о
необходимости создания системы и заканчивается в момент ее полного изъятия из эксплуатации.
Роль и место
специалиста экономического профиля на стадиях жизненного цикла создания,
развития и эксплуатации информационной системы
1. Анализ первичных требований и
планирование работ
Данный
этап предваряет инициацию работ над проектом.
Его
основными задачами являются: анализ первичных бизнес-требований,
предварительная экономическая оценка проекта, построение план-графика
выполнения работ, создание и обучение совместной рабочей группы.
2.
Проведение обследования деятельности предприятия
В
рамках данного этапа осуществляется:
-
предварительное
выявление требовании, предъявляемых к будущей системе;
-
определение
оргштатной и топологической структур предприятия;
-
определение
перечня целевых задач (функций) предприятия;
-
анализ
распределения функций по подразделениям и сотрудникам;
-
определение
перечня применяемых на предприятии средств автоматизации.
При
этом выявляются функциональные деятельности каждого из подразделений
предприятия и функциональные взаимодействия между ними, информационные потоки
внутри подразделений и между ними, внешние по отношению к предприятию объекты и
внешние информационные взаимодействия.
3.
Построение моделей деятельности предприятия
На
данном этапе осуществляется обработка результатов обследования и построение
моделей деятельности предприятия следующих двух видов:
модели
"как есть", представляющей собой "снимок" положения дел на
предприятии (оргштатная структура, взаимодействия подразделений, принятые
технологии, автоматизированные и неавтоматизированные бизнес-процессы и т.д.)
на момент обследования и позволяющей понять, что делает и как функционирует
данное предприятие с позиций системного анализа, а также на основе
автоматической верификации выявить ряд ошибок и узких мест и сформулировать ряд
предложений по улучшению ситуации,
модели
"как должно быть", интегрирующей перспективные предложения руководства и
сотрудников предприятия, экспертов и системных аналитиков и позволяющей
сформировать видение новых рациональных технологий работы предприятия.
Переход
от модели "как есть" к модели "как должно быть"
осуществляется следующими двумя способами.
2)
Радикальное изменение технологий и переосмысление бизнес-процессов
("жесткий" реинжиниринг).
Построенные
модели являются не просто реализацией начальных этапов разработки системы и
техническим заданием на последующие этапы. Они представляют собой
самостоятельный отделяемый результат, имеющий большое практическое значение, в
частности:
4.
Разработка системного проекта
Данный
этап является первой фазой разработки собственно системы автоматизации (именно,
фазой анализа требований к системе), на которой требования заказчика
уточняются, формализуются и документируются. На этом этапе определяются:
-
архитектура
системы, ее функции, внешние условия ее функционирования, распределение функций
между аппаратной и программной частями;
-
интерфейсы
и распределение функций между человеком и системой;
-
требования
к программным и информационным компонентам системы, необходимые аппаратные
ресурсы, требования к базе данных, физические характеристики компонент системы,
их интерфейсы;
-
состав
людей и работ, имеющих отношение к системе;
-
ограничения
в процессе разработки (директивные сроки завершения отдельных этапов, имеющиеся
ресурсы, организационные процедуры и мероприятия, обеспечивающие защиту
информации).
По
завершении данного этапа (после согласования системного проекта с заказчиком)
изменяется роль консультанта. Отныне он как бы становится на сторону заказчика,
и одной из его основных функций на всех последующих этапах работ будет являться
контроль на соответствие требованиям, зафиксированным в системном проекте.
5.
Разработка предложений по автоматизации предприятия
На
основании системного проекта осуществляется:
-
составление
перечня автоматизированных рабочих мест предприятия и способов взаимодействия
между ними;
-
анализ
применимости существующих систем управления предприятиями для решения требуемых
задач и формирование рекомендаций по выбору такой системы;
-
совместное
с заказчиком принятие решения о выборе конкретной системы управления
предприятием или разработке собственной системы;
-
разработка
требовании к техническим средствам;
-
разработка
требований к программным средствам;
-
разработка
предложений по этапам и срокам автоматизации.
6.
Разработка технического проекта
На
данном этапе на основе системного проекта и принятых решений по автоматизации
осуществляется проектирование системы.
-
проектирование
архитектуры системы, включающее разработку структуры и интерфейсов ее компонент
(автоматизированных рабочих мест), согласование функции и технических
требовании к компонентам, определение информационных потоков между основными
компонентами, связей между ними и внешними объектами;
-
детальное
проектирование, включающее разработку спецификаций каждой компоненты,
разработку требований к тестам и плана интеграции компонент, а также построение
моделей иерархии программных модулей и межмодульных взаимодействий и
проектирование внутренней структуры модулей.
7.
Разработка и тестирование
Тестирование
представляет собой набор процедур и действий, предназначенных для демонстрации
корректной работы АСУП в заданных режимах и внешних условиях. Цель тестирования
- выявить наличие ошибок или убедительно продемонстрировать их отсутствие, что
возможно лишь в отдельных тривиальных случаях.
8.
Внедрение
Внедрение
системы в эксплуатацию.
9.
Эксплуатация и сопровождение
Основные
задачи этапа эксплуатации и сопровождения:
-
обеспечение
устойчивости работы системы и сохранности информации - администрирование;
-
своевременная
модернизация и ремонт отдельных элементов - техническая поддержка;
-
адаптация
возможностей эксплуатируемой системы к текущим потребностям бизнеса предприятия
- развитие системы.
Особое
внимание на этапе эксплуатации и сопровождения следует уделить вопросам
обучения персонала и, соответственно, планированию инвестиций в этот процесс.
Список литературы
1.
Братищенко В.В. Проектирование информационных
систем. — Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2004. — 84 с.
2.
Грекул В.И.,
Денищенко Г.Н., Коровкина Н.Л. Проектирование информационных систем. — М.: Интернет-университет
информационных технологий - ИНТУИТ.ру, 2005.