Основы работы в операционной системе Windows
Министерство
образования и науки Российской Федерации
Федеральное
государственное образовательное учреждение
Высшего
профессионального образования
«Южный
Федеральный Университет»
Технологический
институт
Южного
федерального университета в г. Таганроге
Факультет
информационной безопасности
Лабораторная
работа
по
курсу "Информатика"
Основы
работы в операционной системе Windows
Выполнил
Е.С.
Марков
ст.
гр. И-10
Проверил
к.т.н.,
доцент
А.В.
Горбунов
Таганрог
– 2010
Цель
работы: изучение основ работы с объектами Windows,
особенностей работы с файлами и папками, получение навыков создания скриншотов,
изучение основ работы в графическом редакторе Paint, текстовом редакторе Блокнот
и работы с Калькулятором.
Оборудование:
персональный
компьютер
Задание
1. Основы работы с объектами Windows
1) Открыл
в Windows папку «Мои документы» на рабочем столе и изучил следующие приёмы
работы с мышью:
1. Щелчок
левой клавишей – используется для выделения объектов, нажатия
кнопок, выбора команд меню, изменения состояния различных элементов управления,
перехода по гиперссылкам.
2.
Двойной
щелчок левой клавишей – используется для запуска программ или
открытия файлов в каких-либо программах в проводнике Windows.
3.
Щелчок
правой клавишей – используется для вызова контекстного
меню (меню, содержания которого зависит от объекта или от места объекта, на
котором был проведён щелчок правой клавишей мышки).
4.
Вызов
всплывающей подсказки – используется для получения
дополнительной информации (подсказки) по назначению некоторых элементов
интерфейса, свойствам файла и др.
5.
Перетаскивание
– используется для копирования/перемещения файлов, изменения положения
элементов интерфейса.
6.
Специальное
перетаскивание (с применением правой клавиши мыши) –
используется для вызова меню после окончания перетаскивания, в котором можно
будет выбрать, что именно Вы желаете сделать с объектом – скопировать,
переместить, создать ярлык.
7.
Вращение
колеса прокрутки – прокрутка текста в окне,
последовательный выбор команд меню и т.д.
2)
Изучил
действия мыши при одновременном нажатии некоторых управляющих клавиш:
1. Перетаскивание
мышью с нажатым Ctrl – копирование объекта.
2. Перетаскивание
с Shift
– перемещение объекта.
3. Перетаскивание
с Ctrl + Shift – создание ярлыка объекта.
4. Щелчок
левой клавишей мыши с нажатым Ctrl – выделение нескольких
объектов в произвольном порядке.
5.
Щелчок
левой клавишей мыши с нажатым Shift – выделение нескольких
смежных объектов.
6.
Прокрутка
колеса с нажатым Ctrl – изменение масштаба изображения в
окне.
3)
Открыл
папку "Мои документы" и изучил назначение всех основных элементов
окна:
1. Заголовок
окна.
2. Кнопки
управления окном (свернуть, развернуть, восстановить размер, закрыть).
3. Главное
меню окна, в котором находятся команды управления окном и команды действия над
объектами, отображаемыми в окне.
4. Системное
меню окна, вызываемое щелчком левой клавишей мышки по значку, расположенному в
верхнем левом углу заголовка окна.
5. Панель
инструментов окна, в которой в виде кнопок отображаются наиболее часто
используемые команды.
6. Рабочая
область окна, занимающая основную часть площади окна.
7. Полосы
прокрутки.
8. Строки
состояния.
9. Панель
задач окна проводника Windows, в которой отображаются типовые действия над
файлами и папками.
4) Изучил
способы отображения объектов в окне проводника (Эскизы, Плитка, Значки, Список,
Таблица). При выборе способа отображения "Таблица" появились
дополнительные возможности по сортировке отображаемых объектов по различным
критериям - именам файлов/папок, типам объектов (расширениям файлов), размерам
файлов, дате создания/изменения и др.
5) Открыл
в Windows ещё несколько папок. Изучил возможности Windows по
переключению между окнами (выбор нужного окна левой клавишей мышки, если оно
отображается на экране; сворачивание ненужных окон; выбор нужного окна на
панели задач рабочего стола, использование комбинации клавиш Alt+Tab, Alt+Esc,
Win+Tab и др.).
6) Изучил
действия основных "горячих клавиш" по работе с объектами и окнами Windows:
1. Win,
Ctrl + Esc – открыть меню «Пуск» («Start»).
2. Alt
+ Tab, Alt + Shift + Tab – вызов меню перехода между окнами и
переход по нему.
3. Alt
+ Esc, Alt + Shift + Esc – переход между окнами (в том порядке,
в котором они были запущены).
4.
Alt
+ F4
– закрытие активного окна (запущенного приложения). На рабочем столе — вызов
диалога завершения работы Windows .
5. Esc
– Выйти
из меню окна или закрыть открытый диалог.
6.
Alt
+ буква – вызов команды главного меню. Соответствующие буквы в
меню обычно подчёркнуты (или изначально, или становятся подчёркнутыми после
нажатия Alt). Если колонка меню уже открыта, то для вызова нужной команды
необходимо нажать клавишу с буквой, которая подчёркнута в этой команде.
7.
Alt
+ Space – вызов системного меню окна.
8.
F1
– вызов справки приложения.
9.
Shift
+ F10, Menu – отображение контекстного меню текущего объекта
(аналогично нажатию правой кнопкой мыши).
10.Alt + Enter – вызов
«Свойств объекта».
11.Enter – то
же, что и двойной щелчок по объекту.
Задание 2. Работа с
файлами и папками в Windows
1)
Создал
на рабочем столе папку с именем «И-10», щёлкнув правой клавишей мыши в
свободном месте рабочего стола, в появившемся контекстном меню выбрав пункт
"Создать", а затем пункт "Папка".
2) В
только что созданной папке аналогичным образом создал три текстовых файла с
произвольными именами, а также одну папку с произвольным именем. Изучил
особенности копирования и перемещения объектов (файлов) между созданными
папками с помощью мыши.
1. Удалил
один из ранее созданных файлов с помощью клавиши «Delete,» запомнив его имя.
2. Перешёл
на рабочий стол, нашёл на нём объект «Корзина».
3. Зашёл
в «Корзину» и нашёл в ней удалённый ранее файл.
4. Нажал
правой клавишей мыши на найденный файл и выбрал команду «Восстановить».
5. Перешёл
в папку, из которой был ранее удалён данный файл и убедился, что он
восстановлен.
6. Удалил
файл с помощью сочетания клавиш Shift+Delete - в этом случае файл в корзину
помещаться не будет, а будет удалён безвозвратно с невозможностью его
восстановления стандартными средствами операционной системы.
7. Перешёл
в «Корзину» и убедился в том, что теперь удалённого файла в ней нет.
3)
Изучил
приведённый ниже список горячих клавиш, поэкспериментировав с использованием
данных сокращений:
2.
Win
+ D
– Свернуть все окна (перейти на рабочий стол) или вернуться в исходное
состояние.
3.
Shift
+ F10, Menu – Отображение контекстного меню текущего объекта
(аналогично нажатию правой кнопкой мыши).
4.
Alt
+ Enter
– Вызов «Свойств объекта».
5.
F2
– Переименование объекта.
6.
Перетаскивание
с Ctrl
– Копирование объекта.
7.
Перетаскивание
с Shift
– Перемещение объекта.
8.
Перетаскивание
с Ctrl + Shift – Создание ярлыка объекта.
9.
Щелчки
с Ctrl
– Выделение нескольких объектов в произвольном порядке.
10.Щелчки с Shift –
Выделение нескольких смежных объектов.
11.Enter
– То же, что и двойной щелчок по объекту.
12.Сtrl + A
– Выделение всех объектов в окне.
13.Ctrl + C, Ctrl +
Insert
– Копировать в буфер обмена (объекты, текст).
14.Ctrl + X, Shift
+ Delete
– Вырезать в буфер обмена (объекты, текст).
15.Ctrl + V, Shift
+ Insert
– Вставить из буфера обмена (объекты, текст).
16.Delete
– Удаление объекта.
17.Shift + Delete
– Безвозвратное удаление объекта, не помещая его в корзину.
18.←, →,
+ (на цифровой клавиатуре), − (на цифровой клавиатуре)
– Навигация по дереву проводника, свёртка-развёртка вложенных каталогов.
19.* (звездочка)
(на цифровой клавиатуре) – Отображение всех папок, вложенных в
выделенную папку.
20.F5
– Обновить окно проводника.
21.Backspace
– Перейти на уровень вверх в окне проводника.
22.F4
– Перейти к адресной строке проводника.
4) Переименовал
один из созданных мной файлов, указал в качестве его имени свою фамилию и
учебную группу. Сделал скриншот окна проводника (нажатием клавиш Alt+Print
Screen), в котором располагается данный файл.
Задание 3. Создание
скриншотов и основы работы с графическим Редактором Paint
1) Выполнил
следующие действия:
1. Сделал
скриншот одного из окон проводника Windows.
2. Запустил
программу Paint (Пуск ► Все программы ► Стандартные ► Paint).
3. Вставил
изображение скриншота из буфера обмена нажатием клавиш Ctrl+C.
4. Сохранил
изображение в графический файл в созданную папку на рабочем столе (Файл ►
Сохранить).
2) Создал
новый пустой графический документ в Paint (Файл ► Создать).
3)
Изучил
основные возможности графических инструментов программы Paint и назначение
команд главного меню.
4)
Написал
с помощью инструмента Распылитель свою фамилию в основной области графического
документа. Сделал скриншот результата.
Задание 4. Работа с
простейшими текстовыми документами в Блокноте
1) Открыл
в программе Блокнот (Пуск ► Все программы ► Стандартные ► Блокнот)
созданный ранее текстовый файл с именем в виде моей фамилии.
2) Изучил
основные возможности программы по работе с текстовыми документами:
1. Включил
режим переноса по словам (Формат ► Перенос по словам).
2. Набрал
несколько строк произвольного текста.
3. Вставил
после набранного текста пару пустых строк и скопировал текст пункта «1.»
данного задания.
4. Воспользовался
командами поиска и замены текста в файле (Правка ► Заменить).
5. Сохранил
файл.
3)
Сделал
скриншот текущего состояния моего документа:
4)
Изучил
назначение основных горячих клавиш на примере использования в программе
Блокнот:
1. Ctrl
+ A –
Выделить всё.
2. Ctrl
+ C, Ctrl + Insert – Копировать.
3. Ctrl
+ X, Shift + Delete – Вырезать.
4. Ctrl
+ V, Shift + Insert – Вставить.
5.
Ctrl
+ ←, Ctrl + → – Переход по словам в тексте.
6.
Shift
+ ←, Shift + →, Shift + ↑, Shift + ↓
– Выделение текста.
7.
Ctrl
+ Shift + ←, Ctrl + Shift + → – Выделение текста по
словам.
8.
Home,
End
– Перемещение в начало-конец строки текста.
9.
PageUp,
PageDown
– Перемещение на одну страницу (один экран) вверх-вниз.
10.Ctrl + Home,
Ctrl + End – Перемещение в начало-конец документа.
5)
Удалил
все файлы, созданные в процессе выполнения этого и предыдущих заданий.
Задание 5. Работа с
калькулятором
1) Запустил
программу Калькулятор (Пуск ► Все программы ► Стандартные ► Калькулятор).
2) Изучил
интерфейс Калькулятора в режиме «Обычный» и режиме «Инженерный».
3) Провёл
несколько вычислений с целью получения навыков работы с различными видами
интерфейсов Калькулятора.
4) Уделил
внимание возможности перевода чисел между десятичной, двоичной, восьмеричной и
шестнадцатеричной системами счисления.
5)
Перевёл
с помощью Калькулятора номер своего варианта в двоичную форму и сделал скриншот
результата данной операции:
Вывод
В ходе выполнения
лабораторной работы были изучены основы работы с объектами Windows, особенности
работы с файлами и папками, получены навыки создания скриншотов, изучены основы
работы в графическом редакторе Paint, текстовом редакторе Блокнот и работы с
Калькулятором.