Концепция информатизации судов общей юрисдикции и судебного департамента
НОУ
ВПО
РОССИЙСКИЙ
НОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Реферат
По
дисциплине ________________________________
На
тему: «Концепция информатизации судов общей юрисдикции и судебного
департамента»
г.
Воскресенск
2010
Оглавление
Введение
Понятие
информатизации. Цели и задачи информатизации судов общей юрисдикции и Судебного
департамента
Государственная
автоматизированная система "Правосудие"
Заключение
Список
литературы
Введение
Текущий уровень
информатизации судов до 1999 г. определялся, прежде всего, результатами работ,
выполненных по заказам Минюста России в рамках Программы информатизации судов и
органов юстиции на 1996-1997 годы, одобренной постановлением Совета судей
Российской Федерации от 27 марта 1996 г. Оснащение судов разрозненными
средствами вычислительной техники и большой процент (в среднем - 64%)
устаревших компьютеров затруднял, а иногда делал невозможным увязку процессов
обмена информацией в электронном виде. Значительная часть районных судов,
оснащенных морально устаревшими компьютерами, не имела возможности использовать
средства новых информационных технологий. Содержание баз данных правовой
информации, используемых в судах, не учитывало в достаточной степени специфику
потребностей судей и аппаратов судов в этой информации.
В рамках данного
реферата предполагается:
·
Раскрыть
понятие информатизации;
·
Сформулировать
цели и задачи информатизации судов общей юрисдикции и Судебного департамента;
·
Проанализировать
основные направления информатизации судов общей юрисдикции и Судебного
департамента.
Понятие
информатизации. Цели и задачи информатизации судов общей юрисдикции и судебного
департамента
Информатизация
– процесс создания оптимальных условий для комплексного применения
информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в различных сферах жизни общества,
в данном случае в сфере деятельности судов общей юрисдикции и Судебного
департамента.
Постановлением Совета
судей Российской Федерации от 11 апреля 2002 г. N 75 утверждена Концепция
информатизации судов общей юрисдикции, предусматривающая создание Государственной
автоматизированной системы "Правосудие" (ГАС "Правосудие").
Государственная
автоматизированная система РФ "Правосудие" - это территориально
распределенная автоматизированная информационная система, предназначенная для
формирования единого информационного пространства судов общей юрисдикции и
системы Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации (СД),
обеспечивающая информационную и технологическую поддержку судопроизводства на
принципах поддержания требуемого баланса между потребностью граждан, общества и
государства в свободном обмене информацией и необходимыми ограничениями на
распространение информации.
В начале 2004 г.
Судебным департаментом при Верховном Суде РФ был проведен открытый конкурс по
выбору головного исполнителя на создание ГАС "Правосудие".
Победителем конкурса стало Федеральное государственное унитарное предприятие
Научно-исследовательский институт "Восход" (далее - ФГУП НИИ
"Восход").
Судебным департаментом
и ФГУП НИИ "Восход" был заключен государственный контракт "На
выполнение работ по созданию Государственной автоматизированной системы
Российской Федерации "Правосудие", по которому осуществляется
поставка товаров и услуг за счет централизованных средств в рамках федеральной
целевой программы, в том числе по подготовке технорабочего проекта на ГАС
"Правосудие", его последующей реализации во всех судах общей
юрисдикции и системе Судебного департамента, а также по созданию инфраструктуры
дальнейшего поддержания системы в ходе ее эксплуатации и обучению пользователей.
Целями создания ГАС
"Правосудие" являются:
1.
Поддержание
законности и обоснованности принимаемых судебных решений и качества оформляемых
судебных документов.
2.
Сокращение
сроков рассмотрения дел и рассмотрения жалоб на основе использования новых информационных
технологий, включая средства видеоконференц-связи.
3.
Повышение
эффективности процессов судебного делопроизводства и подготовки данных судебной
статистики в судах путем сокращения времени на обработку и передачу информации.
4.
Повышение
достоверности и полноты первичной информации, получаемой в ходе судебных
заседаний.
5.
Повышение
оперативности сбора и оформления судебных материалов при подготовке и слушании
дел.
6.
Обеспечение
сетевого доступа к библиотечной электронной информации для работников судов и
системы Судебного департамента.
7.
Обеспечение
оперативного доступа судей и работников аппаратов судов к актуальной и точной
информации по действующему законодательству и правоприменительной практике.
8.
Обеспечение
объективного анализа правоприменительной практики, структуры правонарушений и
направлений криминализации общества на основе больших объемов судебной
статистики и данных предыстории.
9.
Повышение
оперативности информационного взаимодействия судов с Верховным Судом Российской
Федерации, Судебным департаментом, следственными органами, прокуратурой,
Минюстом России и органами государственной власти субъектов Российской
Федерации.
10.
Повышение
эффективности информационных процессов кадрового, организационного,
материально-технического и ресурсного обеспечения деятельности судов с
созданием инструмента информационно-аналитической поддержки принятия решений во
всех сферах обеспечения судебной деятельности.
11.
Повышение
оперативности реагирования на обращения судей, граждан и организаций в Судебный
департамент.
12.
Повышение
полноты и достоверности информации, необходимой для административного
управления, сокращение сроков ее представления в аппарат Судебного департамента
из судов и органов Судебного департамента.
13.
Создание
достаточного функционального, информационно-технологического и программного
обеспечения судов общей юрисдикции и системы Судебного департамента.
14.
Повышение
уровня достоверности представления данных, обеспечение адекватного решения
вопросов информационной безопасности на всех этапах создания и использования
ГАС "Правосудие".
15.
Повышение
информированности общества о деятельности судов, обеспечение прозрачности и
открытости состояния системы правосудия в России.
16.
Создание
эффективной, экономически целесообразной системы управления, обеспечения,
эксплуатации, поддержания и сервисного обслуживания имущественного комплекса
ГАС "Правосудие".
17.
Обеспечение
вхождения в информационное пространство органов государственного управления,
правоохранительных органов, организация взаимодействия между центральными
национальными органами обеспечения деятельности судов (в первую очередь, в
рамках СНГ) с ведущими международно-правовыми и судебными организациями -
Международным судом, Советом Европы и другими зарубежными организациями.
В целях снижения
степени риска при реализации проекта по созданию ГАС "Правосудие", а
также исходя из опыта практической реализации распределенных систем
федерального масштаба, внедрение системы осуществляется с одновременной
отработкой решений на фрагментах системы. При получении положительных
результатов внедрения проектных решений они тиражируются на всю систему. С
учетом территориальной распределенности автоматизируемых объектов планируются
следующие этапы внедрения и эксплуатации:
1)
на
первом этапе на объектах опытной зоны проводится внедрение и опытная
эксплуатация аппаратно-программных средств. При этом в каждом регионе опытной
зоны планируется охватить так называемую "информационную вертикаль":
суд уровня субъекта Российской Федерации, региональный орган Судебного
департамента, районные суды, военные суды (окружной или гарнизонные, при
наличии возможности);
2)
на
втором этапе по результатам опытной эксплуатации производится необходимая
доработка и производится полномасштабное внедрение в других регионах с учетом
опыта внедрения и эксплуатации в опытной зоне.
Государственная
автоматизированная система "Правосудие"
ГАС
"Правосудие" разрабатывается в составе следующих 27 подсистем:
·
Подсистема
"Административное управление" предназначена для сбора, обработки,
хранения и выдачи данных и документов, необходимых для выполнения
функциональных обязанностей и информационной поддержки деятельности должностных
лиц Судебного департамента, а также управлений (отделов) Судебного департамента
в субъектах Российской Федерации, повышения эффективности их
информационно-справочного обслуживания;
·
Подсистема
"Банк судебных решений (судебной практики)" предназначена для
организации автоматизированного сбора судебных решений, формирования единого
банка судебных решений, обеспечения механизма для систематизации сведений по
данным судебным решениям и обеспечения санкционированного доступа к информации
со стороны различных категорий пользователей;
·
Подсистема
"Ведомственная статистика Судебного департамента" предназначена для
сбора и свода статистических данных ведомственной отчетности, полученных из
соответствующих функциональных подсистем ГАС "Правосудие", с целью
последующего анализа накопленных данных;
·
Подсистема
"Видеоконференц-связь" предназначена для обеспечения Верховного Суда
Российской Федерации, областных и равных им судов общей юрисдикции услугами
видеоконференц-связи и обеспечивает проведение судебных заседаний в режиме
удаленного участия осужденных и свидетелей;
·
Подсистема
"Документооборот" предназначена для автоматизации информационных
процессов документооборота и делопроизводства, связанных с документационным
обеспечением управления деятельностью судов общей юрисдикции и системы
Судебного департамента;
·
Интернет-портал
ГАС "Правосудие" предназначен для обеспечения доступа граждан,
юридических лиц, органов государственной власти к информации о деятельности
судебной системы Российской Федерации;
·
Информационно-справочная
подсистема предназначена для информационно-справочного обслуживания в
оперативном режиме (режиме on-line) судов общей юрисдикции и системы Судебного
департамента при Верховном Суде Российской Федерации, а также взаимодействующих
органов государственной власти на основе информации, содержащейся в
информационном фонде ГАС "Правосудие";
·
Подсистема
"Кадры" предназначена для комплексной автоматизации основных участков
деятельности кадровых органов Судебного департамента и аппаратов судов: учета,
хранения и анализа данных об организационно-штатной структуре и кадровом составе
судов разных уровней и органов системы Судебного департамента;
·
Подсистема
"Контроль финансов" повышает эффективность проведения проверок и
ревизий финансово-хозяйственной деятельности судов и системы Судебного
департамента;
·
Подсистема
"Материально-технические ресурсы" предназначена для автоматизации
планирования и учета обеспеченности материально-техническими средствами системы
Судебного департамента и судов общей юрисдикции (в том числе военных судов),
создания интегрированной базы данных по поступающим из регионов данным,
характеризующим объекты материально-технического учета;
·
Подсистема
"Международно-правовое сотрудничество" обеспечивает возможность
доступа и поиска необходимой информации в среде информационных ресурсов
международных правовых организаций, государственных и иных органов, учреждений
судебной власти за рубежом с целью подготовки аналитических отчетов, а также
ведения электронных библиотек международных правовых актов и зарубежных
законодательных актов по вопросам правосудия;
·
Подсистема
"Недвижимость" предназначена для автоматизации информационных
процессов управления недвижимостью, проводимыми работами и необходимыми
ресурсами, необходимыми для устойчивого функционирования;
·
Подсистема
"Обеспечение безопасности информации" предназначена для повышения
уровня достоверности данных и информационной безопасности, защиты
информационных ресурсов при решении задач по интеграции с другими
автоматизированными системами органов государственной власти и внедрении
безопасной технологии обработки конфиденциальной информации, а также для
создания комплексной системы антивирусной защиты;
·
Подсистема
"Обеспечение эксплуатации и сервисного обслуживания" предназначена
для автоматизации процессов обеспечения эксплуатации программно-технических
средств ГАС "Правосудие" и сервисного обслуживания комплексов средств
автоматизации;
·
Подсистема
"Обращения граждан" предназначена для автоматизации информационных
процессов, связанных с документационным обеспечением в части приема, обработки
и рассмотрения писем, жалоб и заявлений граждан, включая возможность создания
виртуальной приемной с использованием Web-технологий, а также устных обращений
граждан (на приеме) в судах общей юрисдикции и в организациях системы Судебного
департамента;
·
Подсистема
"Общественные связи" предназначена для повышения эффективности
процессов установления и развития связей органов судейского сообщества с
государственными и иными органами, учреждениями и организациями (в том числе
иностранными);
·
Подсистема
"Организационное обеспечение" предназначена для создания, ведения и
распространения классификаторов, справочников и словарей, нормативно-справочной
информации, а также для обеспечения информационной совместимости и
технологического единства информационных потоков судов общей юрисдикции и
системы Судебного департамента;
·
Подсистема
"Отражение информации коллективного пользования" предназначена для
отображения предметов и информации, признанной в качестве вещественных
доказательств, в ходе судебного заседания, в том числе с участием присяжных
заседателей, справочной информации в приемных и холлах судов субъектов
Федерации и управлениях Судебного департамента, а также использования средств
визуального отображения для проведения обучения и обеспечения повседневной
деятельности судов и управления Судебного департамента;
·
Подсистема
"Право" предназначена для ввода, хранения и циркулярной рассылки
нормативных актов, организации доступа к справочной базе нормативных актов и к
справочным базам правовых актов, находящихся в правовых системах федерального и
местного законодательства;
·
Подсистема
"Связь и передача данных" представляет современную
телекоммуникационную среду для обеспечения достоверной, надежной и оперативной
передачи данных между комплексами средств автоматизации ГАС "Правосудие"
всех уровней;
·
Подсистема
"Судебная экспертиза" предназначена для повышения эффективности
информационного взаимодействия пользователей ГАС "Правосудие" всех ее
уровней при автоматизации судебно-экспертной деятельности судов общей
юрисдикции в части удовлетворения соответствующих информационных запросов
судей, их помощников, сотрудников аппарата судов и иных пользователей
подсистемы;
·
Подсистема
"Судебное делопроизводство и статистика" создана с целью
предоставления пользователям средств формирования, анализа и интеграции
информационных массивов данных, возникающих в процессе судопроизводства в судах
общей юрисдикции, формирования и анализа массивов данных судебной статистики,
фиксации хода судебного разбирательства, а также автоматизации процессов регистрации,
сбора и хранения информации о лицах, привлеченных к уголовной ответственности и
в отношении которых вынесены судебные постановления, вступившие в законную
силу;
·
Подсистема
"Управление и контроль функционирования" предназначена для
обеспечения централизованного управления распределенными компонентами
комплексов средств автоматизации и оперативного получения данных о текущем
состоянии узлов вычислительной сети объектов информатизации ГАС
"Правосудие" для выявления и устранения нештатных ситуаций;
·
Подсистема
"Финансы" предназначена для автоматизации деятельности подразделений
Судебного департамента, управлений Судебного департамента в субъектах Федерации
(округах), осуществляемой ими в процессе управления бюджетными средствами, на
основе единого правового, методологического и информационного пространства.
В период с 31 октября
по 20 ноября 2006 г. проходила работа Государственной комиссии по приемке работ
по созданию Государственной автоматизированной системы Российской Федерации
"Правосудие". Комиссия сделала следующие выводы: "Созданная
Государственная автоматизированная система Российской Федерации
"Правосудие" с положительными результатами прошла проверки и готова к
постоянной эксплуатации. Основные этапы и мероприятия федеральной целевой
программы "Развитие судебной системы России (на 2002-2006 годы)" в
части информатизации судов общей юрисдикции и системы Судебного департамента
при Верховном Суде РФ выполнены".
Комиссия рекомендовала
предусмотреть при передаче ГАС "Правосудие" в постоянную эксплуатацию
создать организационно-штатные структуры на всех уровнях системы судов общей
юрисдикции и системы Судебного департамента, выполняющие полноценные функции по
использованию ГАС "Правосудие", обеспечению информационной
безопасности в автоматизированной системе, а также по организации эксплуатации,
обучения пользователей системы, сервисного и технического обслуживания ГАС
"Правосудие". Кроме того, было рекомендовано для повышения
эффективности использования внедряемых технологических решений, формирования и
обеспечения безопасности информационных накоплений, разработать соответствующую
правовую и нормативную базу ГАС "Правосудие".
Итогам работ по
реализации мероприятий по информатизации судов и задачам дальнейшего развития
данного направления посвящено постановление Совета судей Российской Федерации
от 30 ноября 2006 г. N 170 "О реализации мероприятий федеральной целевой
программы "Развитие судебной системы России" на 2002-2006 годы по
информатизации судов общей юрисдикции и задачах в свете федеральной целевой
программы "Развитие судебной системы России" на 2007-2011 годы".
В нем отмечается, что в
ходе выполнения мероприятий Программы по созданию ГАС "Правосудие" и
формированию информационного пространства судов общей юрисдикции и системы
Судебного департамента общая численность компьютеров увеличилась более чем в 4
раза и достигла почти 60 тыс. единиц, что составляет около 100%-ной
компьютеризации судов общей юрисдикции в объемах, обозначенных Программой по
состоянию на 2002 год, более половины из них объединены в локальные
вычислительные сети. Вместе с тем значительное увеличение штатной численности
судей и работников аппаратов судов, прошедшее за 5 лет, потребовало создания
дополнительных автоматизированных рабочих мест, в связи с чем в областных и
равных им судах фактическая обеспеченность компьютерной техникой составляет
95%, а в районных судах - 60%.
Комплексы средств
автоматизации системы ГАС "Правосудие" сформированы во всех
республиканских, краевых, областных судах, судах городов федерального значения,
судах автономной области и автономных округов, окружных (флотских) военных
судах, во всех территориальных органах Судебного департамента, в более чем 700
районных судах (с большим количественным составом судей), в большинстве
гарнизонных военных судов.
Все суды областного
уровня, территориальные органы Судебного департамента, более половины районных
судов имеют устойчивый доступ в Интернет.
Началось создание
ведомственной системы связи и передачи данных, обеспечивающей формирование
единого информационно-телекоммуникационного пространства.
Практически все суды
областного уровня оснащены системами видеоконференц-связи для проведения
кассационных процессов с участием осужденных, содержащихся в следственных
изоляторах, для чего оборудованы 143 зала судов и 161 помещение изоляторов.
На основе подсистемы
"Интернет-портал ГАС "Правосудие" обеспечивается
представительство всех судов общей юрисдикции в публичной информационной сети
Интернет.
В настоящее время в
Российской Федерации не осталось ни одного суда общей юрисдикции, не имеющего
средств автоматизации судопроизводства на базе компьютерного оборудования.
В Постановлении также
отмечается, что в результате реализации Программы:
·
разработаны
системный подход и единая политика решения задачи информатизации судов,
·
заложена
основа для формирования единого информационного пространства всех федеральных
судов общей юрисдикции и системы Судебного департамента и
материально-технической базы ГАС "Правосудие",
·
созданы
условия для формирования и накопления информационных ресурсов судебной практики
и банков судебных решений,
·
обеспечено
представительство судов общей юрисдикции в Интернете.
Таким образом, задачи
по информатизации судов общей юрисдикции в объемах, обозначенных федеральной
целевой программой "Развитие судебной системы России" на 2004-2006
годы, выполнены.
Следующим этапом ГАС
"Правосудие", в свете федеральной целевой программы "Развитие
судебной системы России" на 2007-2011 годы, утвержденной постановлением
Правительства РФ от 21 сентября 2006 г. N 583, должно стать создание единого
информационного пространства судов общей юрисдикции и системы Судебного
департамента с целью оперативного представления информации о деятельности судов
общей юрисдикции, обеспечения доступности и прозрачности российского
правосудия. Развитие дополнительных функциональных возможностей ГАС "Правосудие"
и мероприятий, направленных на соблюдение требуемого баланса между потребностью
граждан, общества и государства в свободном обмене информацией и необходимыми
ограничениями на распространение информации, должны привести к повышению
доверия граждан судебной системе России в целом.
В целях обеспечения
функционирования ГАС "Правосудие" и информатизации судов общей
юрисдикции и системы Судебного департамента в 2007-2011 гг. должны быть
выполнены следующие основные мероприятия:
·
обеспечение
функционирования ГАС "Правосудие" и ее использования во всех судах
общей юрисдикции и органах Судебного департамента;
·
формирование,
сопровождение и обеспечение авторизованного доступа к информационным ресурсам
судов общей юрисдикции, банкам судебных решений;
·
формирование
постоянно действующей системы эксплуатации и технического обслуживания,
ремонта, восстановления программно-технических средств;
·
развитие
дополнительных функциональных возможностей ГАС "Правосудие" и
мероприятий с целью соблюдения требуемого баланса между потребностью граждан,
общества и государства в свободном обмене информацией и необходимыми
ограничениями на распространение информации;
·
кадровое
обеспечение функционирования и развития ГАС "Правосудие".
Заключение
В данной работе были
рассмотрены следующие вопросы:
·
Раскрыто
понятие информатизации;
·
Сформулированы
цели и задачи информатизации судов общей юрисдикции и Судебного департамента;
·
Проанализированы
основные направления информатизации судов общей юрисдикции и Судебного
департамента.
В процессе реализации
Концепции информатизации судов общей юрисдикции и Судебного департамента
достигнуты следующие результаты:
·
Все
суды областного уровня, территориальные органы Судебного департамента, более
половины районных судов имеют устойчивый доступ в Интернет.
·
Началось
создание ведомственной системы связи и передачи данных, обеспечивающей
формирование единого информационно-телекоммуникационного пространства.
·
Практически
все суды областного уровня оснащены системами видеоконференц-связи для
проведения кассационных процессов с участием осужденных, содержащихся в
следственных изоляторах, для чего оборудованы 143 зала судов и 161 помещение
изоляторов.
·
На
основе подсистемы "Интернет-портал ГАС "Правосудие"
обеспечивается представительство всех судов общей юрисдикции в публичной
информационной сети Интернет.
·
В
настоящее время в Российской Федерации не осталось ни одного суда общей
юрисдикции, не имеющего средств автоматизации судопроизводства на базе
компьютерного оборудования.
Список литературы
1.
Бачило
И.Л., Лопатин В.Н., Федотов М.А. Информационное право: Учебник/Под ред. Б.Н.
Топорнина. СПб.: Издательство "Юридический центр Пресс". 2007.
2.
Богатов
Д.Ф., Богатов Ф.Г., Минаев В.А. Информатика и математика для юристов. Учебное
пособие/Под ред. В.А. Минаева. М.: Изд-во ПРИОР, МЮИ МВД России, 2008.
3.
Введение
в правовую информатику/Под общей ред. Д.Б. Новикова и В.Л. Камынина. М., 2009.
4.
Гаврилов
О.А. Курс правовой информатики. Учебник для вузов. М.: Издательство НОРМА, 2006.
5.
Гаврилов
О.А. Курс правовой информатики. Учебник для вузов. М.: Издательство НОРМА,
2007.
6.
Информатизация
судов общей юрисдикции Российской Федерации/Под ред. В.С. Чернявского. М., 2008.
7.
Информатика
для юристов и экономистов/Под ред. С.В. Симоновича. СПб.: Питер, 2006.
8.
Кудинов
А.Т., Элькин В.Д. Правовая информатизация в информационном обществе//Черные
дыры в российском законодательстве. N 4. 2006.
9.
Фатьянов
А.А. Правовое обеспечение безопасности информации в Российской Федерации. М.:
Издат. группа "Юрист", 2008.
10.
Финько
О.А. Правовое обеспечение государственной информационной политики//Сб. НТИ.
Сер. 1. 2009.