Падежи
|
Предлоги
|
Р.
Д.
В.
Т.
П.
|
без
ради
к
в
за
о
|
близ
с
по
за
между
на
|
вне
среди
на
над
в
|
для
у
о
перед
по
|
до
из-под
под
под
при
|
из
с
с
|
из-за
про
|
кроме
по
|
между
сквозь
|
от
через
|
Примечание. Предлоги,
которые употребляются при двух или трёх падежах, в таблице подчёркнуты прямой
чертой.
Предлоги, употребляясь с
существительным, помогают выразить различные падежные значения, конкретизируют
их и обогащают. Например, идти в город; идти к городу – в обоих случаях
передается пространственное отношение, но предлог «в» указывает на то, что
движение направленно внутрь объекта(города), а предлог «к» указывает на
направленность действия в сторону объекта(города).
В более редких случаях
различия в значении падежей после предлога установить трудно: жить в Крыму, в
Сибири, жить на Кавказе, на Дальнем Востоке. Предлоги при несклоняемых именах
существительных выступает единственным средством выражения падежных значений: к
пальто(Д.п.), от пальто(Р.п.) и т.д. Имя существительное обладает системой
взаимосвязи и соотношения друг с другом падежных форм. Совокупность падежных
форм словоизменения называется падежной парадигмой, которая включает формы
шести падежей единственного и множественного числа, например: народе,-а,-у,-ов,-ом,-е;
народы, -ов,-ам,-ы,-ами,-ах. Парадигма может быть представлена одной формой(у
несклоняемых существительных): кофе, кино, метро[17].
Каждый падеж многозначен,
и каждый образует свою систему значений, хотя значения в разных падежах могут
сближаться.
Общие значения объединяют
самые разнообразные частные значения, причем неравноценные: есть основные,
типичные для данного падежа, есть второй. На то, какие значения имеют падежные
формы, влияет несколько факторов, и, прежде всего, лексическое значение
падежной формы слова, от которого оно зависит.
Углубление темы
«Склонение имен существительных» возможно через введение осложняющих систему
вариантов: несклоняемых имен существительных типа кофе, пальто; склонения
существительных во множественном числе; склонения существительных типа
учащийся; типа чудо – чудеса и мн.др.
Уже в начальных классах
склонение рассматривается как изменение формы, то есть окончания имен
существительных, выражающих различные варианты отношений к другим словам,
связей с ними в предложении. При этом каждый падеж может выражать не один тип
этих связей, а несколько. Если связь представляет собой форму, то содержанием
является значение падежей. К данным значениям следует идти от текста, от его
смысла, от предложения и его внутренних связей.
1.2 Требования к сформированности
грамматических умений при изучении склонения имен существительных в начальной
школе
Тема «Имена
существительные» изучается на протяжении всех 4 лет начальной школы. Поэтапное
знакомство с данной темой обеспечивает усвоение материала для младшего
школьника[25].
Основной семантический
признак имени существительного – предметность. Но предметность не всегда
сводится к конкретности: стол, дерево, человек – эти имена существительные
имеют ясный для детского понимания денотат, тогда как бег, терпение, свойство,
выражая предметность, все же ребенком не воспринимаются как предметы. Это
абстракции. Поэтому первоначальное знакомство с именами существительными
происходит на конкретном материале. Это первая ступень овладения именем
существительным как частью речи.
В механизме этого
осознания велика роль вопросов кто? Что?. Сначала это вопросы именительного
падежа, но в дальнейшем они изменяются по падежам – кого? Чего? И т.т. Позже
механизм задавания вопросов расширяется, и становиться универсальным.
Однако А.М. Пешковский
обратил внимание на то, что ставя вопрос к слову или словоформе, человек уже
каким-то внутренним чутьем должен уловить и обобщить какие-то свойства того
слова, к которому относится вопрос. По-видимому, вопрос опирается на
способность, до сих пор мало изученную, получившую название языкового чутья,
или языковой интуиции.
Умения являются одним из
важнейших компонентов процесса обучения. В педагогике и психологии существует
большое количество определений понятия «умение».
Умение – подготовленность
к практическим и теоретическим действиям, выполняемым быстро, точно,
сознательно, на основе усвоенных знаний и жизненного опыта. Умения формируются путем
упражнений и создают возможность выполнения действий не только в привычных, но
и в изменившихся условиях[17, с. 244].
По определению М.Р.
Львова, умения – это освоенные человеком способы выполнения действия,
обеспечиваемые совокупностью приобретенных знаний и навыков. Умения могут быть
как практические, так и умственные. Навык – действие, сформированное путем
повторения, характеризующееся высокой степенью освоения и отсутствием
сознательной поэлементной регуляции и контролем. В отличии от навыков, умение
может образоваться без специальных упражнений в выполнении каких-либо действий.
В этих случаях оно опирается на знания и навыки, приобретенных ранее, при
выполнении действий сходных с данным. Вместе с тем умения совершенствуются по
мере овладения навыком[15, с. 201].
Грамматические умения –
это владение учащимися приемами применения приобретенных грамматических знаний
на практике, т.е. приемами определения тех или иных категориальных признаков
существительного.[6]
Для того, чтобы выяснить
какими грамматическими умениями должны обладать учащиеся при изучении темы
«Склонение имен существительных», в какой последовательности они должны бать
сформированы, каковы особенности формирования грамматических умений у учащихся
по рассматриваемой теме. Для этого мы проведем анализ программ по русскому
языку авторов Т.Г. Рамзаевой и авторов Л.М. Зелениной и Т.Е. Хохловой.
Анализируя комплект
учебников по русскому языку Т.Г. Рамзаевой можно выделить следующие этапы
изучения темы «Склонение имен существительных».[25]
2 класс. Первоначальное
ознакомления с именами существительными (без термина) начинается с наблюдения
над лексическим значением существительных и вопросов, на которые они отвечают.
Слово изучается как номинативная единица (называет предмет). Первоклассники
узнают, что:
– среди слов, которые мы
употребляем в речи, есть слова, которые обозначают названия предметов;
– у этих слов есть общее
значение;
– эти слова отвечают на
вопросы кто? что?;
– слова, обозначающие
имена и фамилии людей, клички животных, пишутся с заглавной буквы.
Все указанные знания
формируются у учащихся во втором полугодии первого класса, и в процессе
выполнения практических работ, среди которых видное место занимают письменные
упражнения, проводятся наблюдения над словом. Рекомендуются такие виды работ,
которые связаны с развитием речи.
3 класс. Изучение имени
существительного как части речи: общее значение, вопросы, роль в предложении.
Имена существительные одушевленные и неодушевленные. Заглавная буква в
написании имен существительных. Род имен существительных. Правописание
безударных гласных и в родовых окончаниях имен существительных: солнце, озеро.
Изменение имен существительных по числам и падежам. Склонение имен
существительных с ударными окончаниями в единственном числе. Распознавание
падежей.
Основные требования к
умениям к концу 3 класса:
- распознавать части
речи, их грамматические признаки (род, число. Падеж имен существительных);
- изменять имена
существительные по числам;
- склонять в
единственном числе имена существительные с ударными окончаниями.
4 класс. Изучается
склонение имен существительных в единственном числе. Особенности падежей и
способы их распознавания. Несклоняемые имена существительные.
Три типа склонения имен
существительных. Правописание безударных падежных окончаний имен
существительных 1, 2 и 3 склонения в единственном числе (кроме имен
существительных на –мя, -ий, -ие, - ия).
Употребление предлогов с
именами существительными в различных падежах: пришел из школы, из магазина,
уехал на камчатку, в Крым, возвратился с Камчатки, из Крыма и т.п.
Склонение имен
существительных во множественном числе. Умение правильно образовывать формы
именительного и родительного падежей множественного числа имен существительных:
учителя, инженеры; урожай помидоров, яблок.
По окончанию 4 класса
учащиеся должны уметь:
- производить разбор
слова как части речи: начальная форма, род, склонение, падеж, число имен
существительных.
Таким образом, программа
предъявляет высокие требования к интенсивности мыслительной деятельности,
характеризуется насыщенностью её содержания теоретическими знаниями. С точки
зрения глубины осмысления знаний существенную роль играет направленность
программы не только на постепенно расширяющийся круг сведений, объединяемых в
систему, но и на тонкое разграничение грамматических понятий.
Методический аппарат
учебников предполагает систематичность, логичность и последовательность
изложения материала, соблюдение преемственности. Богатство методического
аппарата, переслаивание разных разделов языка в системе упражнений – всё это
обеспечивает практическую направленность обучения и является результатом
следования системно-концентрическому принципу обучения.
Содержание курса русского
языка представлено в учебниках в развёрнутой системе упражнений и заданий.
Учебный материал направлен на развитие познавательных и коммуникативных способностей,
самостоятельности и творческой активности учащихся, привлечение жизненного и
речевого опыта детей, развитие эмоциональной сферы.
Анализ
учебно-методического комплекта авторов Л.М. Зелениной и Т.Е. Хохловой[9, 10,
11, 12].
Тема «Имя существительное»
начинает изучаться с первого класса в теме «Предмет и слово». В рамках этой
темы учащиеся усваивают значение предметности изучаемой части речи. Здесь
встречаются упражнение на называние нарисованных в книге предметов, на
сопоставление реальных объектов и слов, которыми они называются, на составление
предложений с данными словами и т.д.[9]
Во втором классе данной
программы[10] в изучении темы сразу же вводиться понятие «часть речи имя
существительное».в самом начале темы в учебнике представлено изображение енота
с вопросом Кто это?, продолжается изучение предметности в связи с этой частью
речи. В данной теме даются два правила: определение самой части речи и
выделение ее с помощью вопросов Кто? Что? В рамках этой темы даются упражнения,
из которых требуется выписать слова, отвечающие на вопросы Кто?, Что?,
упражнения, в которых ведется орфографическая работа над именами
существительными, упражнения на постановку знаков препинания и вставку
пропущенных букв.
В третьем классе тема
«Часть речи имя существительное» расширяется за счет введения понятия имени
существительного, подчеркивается значение предметности, определяется вопросами
кто?, что? К начальной форме существительного. Практическое значение
действительности показано на примерах слов, которые обозначают предмет, явление
природы, действие или признак. Далее по программе следует тема «Число и род
имен существительных». Представлены теоретические сведения об изменении
существительных по числам, о наличии у них родовых значений, что определяется
постановкой к ним местоимений он(м.р.), она(ж.р), оно(ср.р.). Соответственно в
тему включены упражнения на определение числа и рода существительных.
Подчеркивается неизменяемость существительных по родам. Следом дается много
упражнений на уже изученные темы. Последней темой в третьем классе по изучению
имени существительного является «Изменение имен существительных по вопросам».
Сообщается информация о категориях одушевленности и неодушевленности имен
существительных, об изменении по падежам(склонении), называются шесть
падежей(именительный, родительный, дательный, винительный, творительный,
предложный), дается понятие начальной формы имени существительного, говорится о
косвенных падежах, о том, что в именительном падеже существительные
употребляются без предлога. В связи с изучаемыми темами включается достаточно
много упражнений на распределение существительных на одушевленные и
неодушевленные, на определение падежа существительных и склонение слов этой
части речи в единственном и множественном числе. В конце темы представлен
разбор имени существительного как части речи.
В четвертом классе в
программе Зелениной, Хохловой[12] тема «Часть речи имя существительное»
расширяется. Начинается с темы «Общие сведения об имени существительном». Здесь
повторяется уже изученный материал, систематизируется, обобщается. В теме
«Изменение имени существительного при сочетании с другими словами», помимо
повторения падежей, вводится понятие «управляющие слова», от которых зависит
падеж существительных, также дается перечисление предлогов, которые
употребляются только с одним падежом или с несколькими падежами. Сообщается,
что Именительный падеж не употребляется с предлогами. Далее в программу
включена тема «Основные типы склонения имен существительных», за которой
следует «Первое склонение». Здесь дается информация о том, какие
существительные к нему относятся (имена существительные женского и мужского
рода, которые в начальной форме имеют окончание –а или –я, относятся к 1-му
склонению(мама, папа, тетя, дядя), об определении принадлежности к этому
склонению, дается таблица, в которой отражена связь между падежами и падежными
вопросами, которая показана окончаниями существительных. Следом идет тема
«Второе склонение» . сразу дается информация о существительных, которые к нему
относятся(имена существительные мужского рода с нулевым окончанием в начальной
форме, а также существительные среднего рода с окончанием –о,-е или –ё(на
письме) слон, пень, копье, болото), и о том, как определить потребность к этому
склонению. Аналогично даются таблицы на выявление взаимосвязи падежей с
падежными окончаниями. После этой темы следует «Третье склонение», к которому
относятся существительные женского рода с нулевым окончание в начальной форме с
мягкой основой и твердой основой на ж, ш(рожь, дочь, степь, мышь). Дети учатся
правильному определению принадлежности существительного к данному типу
склонения. Также дана аналогичная таблица. Соответственно, в каждую тему
включено достаточно много упражнений для усвоения новых для учеников тем.
«Правописание имен существительных единственного числа». Даются понятия
«Орфограммы», правила и таблица на правильное написание падежных окончаний имен
существительных 1, 2, 3-го склонения. Большое количество упражнений помогает
усвоению сложной темы. Изучение темы «Часть речи имя существительное» в 4
классе завершается темой «Правописание окончаний имен существительных
множественного числа». Правила и свободная таблица помогает детям усвоить этот
материал, а задания к ним помогают научить применять знания на практике.
Программа предусматривает
изучение родного языка в единстве целенаправленным формированием у детей
познавательной самостоятельности: умение самостоятельно планировать учебную
работу, пользоваться различными справочными материалами, способности в
самооценке и самоконтролю.
Большую педагогическую
функцию в учебнике выполняют рисунки: они иллюстрируют тексты, служат средством
постановки перед учащимися проблемы, пробуждают у детей естественную
потребность высказаться, поделиться впечатлениями, помогают уточнить содержание
задания.
Занятия по учебникам Л.М.
Зелениной и Т.Е. Хохловой дают возможность учителю донести максимальное
количество знаний до учеников в самой интересной форме, а детям – получить не
формальные, а осознанные и прочные знания в области русского языка.
Изучив
учебно-методическую литературу, мы убедились в том, что изучение имени
существительного в начальной школе имеет огромное значение, и поэтому данной
теме уделяется большое внимание. Выделим основные знания и умения, которые
формируются у младших школьников по рассматриваемой нами проблеме. В авторской
программе мы проследили, как стараются подойди к изучению имен существительных,
находят какие-то новые способы подачи материала, предлагают нестандартные
способы, методы и приемы, богатый языковой материал, структуру построения
уроков. Также в этой программе усвоение грамматических понятий, главным
образом, осуществляется через выполнение разнообразных упражнений. Причем все
упражнения имеют четкую, логичную структуру, представляя собой некий комплекс.
Комплекс упражнений предполагает строгий отбор видов упражнений в соответствии
с этапами .усвоения материала и его спецификой, установление последовательности
их выполнения с учетом возрастающей сложности и роста самостоятельности
учащихся. Комплекс основывается на связи упражнений.
Исходя, из анализа
программ назовем следующие грамматические умения, которые необходимы ребенку
при изучении склонения имен существительных:
- Умение ставить падежные
вопросы к имени существительному. Дети находят в тексте имя существительное и
ставят к нему вопросы косвенных падежей.
-Умение определять падеж
имени существительного. Падеж определяется с помощью падежных вопросов, по
использованным с существительным предлогом.
- Умение изменять
существительные по падежам.
Тема «Склонение имен
существительных» трудна, но очень богата возможностями. В ней раскрываются
механизмы включения имен существительных в речевые конструкции: в
словосочетания, предложения, в текст.
Склонение имен
существительных можно было бы дать учащимся догматически, в виде готовых таблиц
склонения, с выделением падежей и падежных окончаний (заметим, что раньше так и
поступали). Но современная методика избирает функциональный подход, помогающий
детям понять функции всех падежных форм в выражении мысли, в наилучшем
выполнении коммуникативной задачи.
Уже в начальных классах
склонение рассматривается как изменение формы, т.е. окончаний имен
существительных, выражающих различные варианты отношений к другим словам,
связей с ними в предложении. При этом каждый падеж может выражать не один тип
связей, а несколько: это и есть значение падежей.
Теоретический материал в
этой теме – это понятия «склонение имен», «сами падежи с вопросами и
предлогами», «падежные формы, т.е. окончания», «значения падежей» (хотя бы
некоторые, чтобы дети поняли функции падежей).
К значениям падежей
следует идти от текста, от его смысла, от предложения и его внутренних связей.
Падежные вопросы играют второстепенную роль, но для школьников они удобны и –
на основе языковой интуиции – безошибочно.
Имена существительные
склоняются и вне текста: образом отрабатывается быстрота, четкость в умении
изменять слова по падежам.
Падежные формы образуются
с помощью окончаний: дети называют окончания разных падежей. В записи окончания
выделяются или образуются условным значком - [17, с.243].
1.3 Упражнения по формированию
грамматических умений, используемых при изучении склонения имен существительных
в начальной школе
Итоговой целью изучения
теоретического языкового материала является осознанное его использование для
грамматически и стилистически точного выражения в устной и письменной форме.
Все указанные умения формируются у учащихся в процессе выполнения ими
практических работ, среди которых видное место занимают письменных упражнения.
Пользуясь данными
педагогического энциклопедического словаря под редакцией Б.М. Бим-Бада,
приведем определение упражнения как планомерно организованного повторно
выполняемого действия (умственного или практического) с целью усвоения.
Упражнение является либо единственной процедурой, в рамках которой
осуществляются все компоненты процесса обучения – уяснение содержания действий,
его закрепления, обобщения и автоматизации, либо одной из процедур наряду с
объяснением и заучиванием, которые предшествуют упражнениям и обеспечивают
первоначальное уяснение содержания действия и его предварительное закрепление.
Упражнение в этом случае обеспечивает завершение закрепления, обобщения и
автоматизации, что в итоге приводит к полному овладению действием и превращению
его в умение или навык. [24, с. 287]. Важно заботиться о совершенствовании не
только грамматических (определения и образования форм числа существительных),
но и речевых, общеучебных умений: определения лексического значения слов,
работы со словарем, соединения имен существительных с другими словами и т. п.
По определения М.Р.
Львова упражнение – это вид учебной деятельности учащихся, ставящих его перед
необходимостью многократно и вариативно применять полученные знания в различных
связях и условиях. Выполнение упражнения постоянно ставит учащихся в условия
поиска, решение проблем, задачи – иногда высокой сложности. На уроках русского
языка выполнение различных упражнений занимает 80% времени, следовательно,
очень важно, чтобы они обеспечивали высокую активность и самостоятельность
учащихся.
Упражнения содержат
материал для активизации словарного запаса учащихся, обогащения их
грамматических знаний и навыков.
Методика использования
упражнений зависит от особенностей учащихся: возраста, успеваемости, уровня
готовности к началу работы и т.д.
Процесс организации
выполнения упражнений условно расчленен на несколько этапов. На первом этапе
учитель, опираясь на осмысленные учащимися знания, объясняет им цель и задачи
предстоящей деятельности. На втором – учитель показывает, как нужно выполнять
то или иное задание. На третьем – первоначальное воспроизведение сильными
учащимися учебных действий. Четвертый, окончательный этап заключается в
многократном тренировочном повторении учебных действий, направленных на
приобретение практических умений и навыков.
Конечно, не всегда эти
этапы выступают с достаточной четкостью, иногда процесс носит свернутый
характер, однако подобная ступенчатость в той или иной мере присуща
формированию любого умения и навыках.[15, с. 256]
Грамматические умения
формируются постепенно в процессе выполнения специально подобранных
тренировочных упражнений. Комплекс упражнений предполагает строгий подбор видов
упражнения в соответствии с этапом усвоения понятия и его спецификой,
установление последовательности их выполнения с учетом возрастающей сложности и
роста самостоятельности учащихся.
На основе анализа учебной
литературы и учебных программ были выделены три группы упражнений, которые
способствуют формированию грамматических умений у младших школьников:
Упражнения на определение
грамматической категории падежа у имени существительного, выделенного из
предложения или текста.
Вспомните сказку А.С.
Пушкина «О рыбаке и рыбке». Прочитайте:
Жил старик со сваей
старухой
У самого синего моря .
Они жили в ветхой
землянке
Ровно тридцать лет и три
года.
Старик ловил неводом
рыбу,
Старуха пряла свою пряжу.
Раз он в море закинул
невод,-
Пришел невод с одною
тиной…
Воротился старик ко
старухе.
Выпишите словосочетания с
выделенными существительными. Определите падеж. Подчеркните в словосочетания
слова, от которых зависит падеж существительных (задается вопрос, чтобы
определить падеж существительного).
Первая группа упражнений
предполагает следующую работу учащихся: наблюдение, исследование
существительных, выделение признаков изучаемого понятия, выделение одних и тех
же признаков у разных существительных.
Упражнение на изменение
падежной формы.
Прочитай, изменяя слова в
скобках по смыслу (падеж и число):
К к..нцу з..мы в ..ловых
(шишка) с..зревают (семя). (Чещуйка) у них поднимается и (семя) высыпаются на
сне.. Выс..ко (шишка) на (елка) растут. Трудно до них добраться. (Клест)
лапками и клювами за (ветка) ц..пляются и ш..лушат (шишка).
Вторая группа упражнений
предполагает самостоятельную работу учащихся по изменению падежной формы существительного,
в зависимости от отношения существительного к другим словам. Направлено на
усвоение способов применения знаний по образцу. Пример выполнения показывает
учитель на одном из существительных, а дети уже продолжают работу
самостоятельно.
Упражнение на подбор
существительных с заданными грамматическими формами падежа.
Составьте и запишите
словосочетания с существительными в родительном падеже:
Выйти (м_г_зин)
Убежать (м_две_ь)
Дождаться (п_беды)
Упасть (ч_вство)
Прийти (т_тра_ь)
Приехать (М_сква)
Укрыться (м_р_з)
Составьте предложения с
любыми двумя словосочетаниями.
Третья группа упражнений
предполагает следующую работу учащихся: упражнения направлены на выявление
умения ставит имя существительное в требуемый падеж, позволяет выяснить
правильность применения знаний в практической деятельности.
Упражнение, на основе
которого ведется формирование умения творчески применять усвоенную информацию
об изменении имени существительного по падежам в новой, незнакомой ситуации.
Составьте предложения в
существительными гроза и часовщик в родительном, дательном и предложном
падежах. Употребите предлоги, которые требуют определенной падежной формы
существительного.
Прочитайте предложение.
Можем ли мы сказать кто совершает действие в этом предложении? Почему?
Вер_ взяла книгу Марин_
Измените форму выделенных
слов так, чтобы:
Действие совершала
Марина;
Действие совершала Вера;
Слово Марина называло
человека, для которого взяли книгу, и отвечала на вопрос кому? Для кого?
Слово Марина называло
человека, которому принадлежит книга, и отвечало на вопрос чья?
Слово Марина называло
человека, о котором эта книга рассказывает, и отвечало на вопрос о ком?
Запишите получившиеся
предложения. Определите падеж слов Вера и Марина в каждом из них. Объясните,
что меняет при изменении слова по падежам.
Четвертая группа
упражнений направлена на формирование умения творчески применить усвоенную
информацию об изменении имени существительного в новой, незнакомой ситуации.
Предлагаемые упражнения
носят, прежде всего, информационный характер, дают основные сведения о
свойствах имен существительных, их грамматических формах и особенностях. Цель
данного комплекса упражнений: показать значение и возможности имени
существительного как одной из самых многочисленных и богатых частей речи, особенности
ее функционирования, а также основные грамматические признаки и свойства. При
этом необходимо на каждом уроке использовать разнообразный материал, интересные
и увлекательные виды работы над ними (например, скороговорки).
Сведения об изменении
существительных по падежам и способах определения падежных форм в основном
знакомы учащимся, и поэтому работа организуется с опорой на их самостоятельную
деятельность. Возможны задания: выделить основное правило в параграфе (правило
определения падежа), указать новые термины (косвенные падежи).
Упражнения рассчитаны на
осмысление учащимися падежа не только как морфологической, но и как
синтаксической категории, во многом определяющей роль существительного в
предложении и словосочетании: форма падежа существительного непосредственно
связана с его ролью в предложении.
Таким образом, можно
сделать вывод, что формирование умений, главным образом, осуществляется через
выполнение разнообразных упражнений. Причем все упражнения имеют четкую,
логическую структуру, представляя собой некий комплекс. Комплекс упражнений
предполагает строгий отбор видов упражнений в соответствии с формированием
умений и их спецификой, установление последовательности их выполнения с учетом
возрастающей сложности и роста самостоятельности учащихся.
Глава 2. Организация
опытно-экспериментальной работы по использованию упражнений, направленных на
формирование у младших школьников грамматических умений
2.1 Выявление уровня сформированности
грамматических умений у учащихся опытно-экспериментального класса
Исследование проводилось
в МОУ СОШ Непрядвенской средней школе Тульской области в 3 классе, в нем
приняли участие 10 человек.
В классе 10 человек: 7
девочек и 3 мальчика. Уровень успеваемости в классе достаточно высокий, 80%
учеников имеют хорошие и отличные оценки. Успешно им даются уроки по русскому
языку, ребята занимаются с заинтересованность и с удовольствием выполняют
задания учителя.
В ходе опытно –
экспериментальной работы мы выделили ряд задач:
- диагностировать
исходный уровень грамматических умений у учащихся данного класса;
- проанализировать
полученные результаты;
- по итогам анализа
результата диагностики составить комплекс упражнений, направленных на
формирование у учащихся 3 класса грамматических умений в процессе изучения склонения
имен существительных.
Основным объектом
контроля являются грамматические умения, ибо только они свидетельствуют о
способности правильного выполнения определенных действий. Перейдем к краткому
рассмотрению умения. Наиболее распространенное понимание умения заключается в
том, что оно представляет собой компонент сознательно выполняемой деятельности.
Умение – способность делать что-либо, приобретенная в результате обучения или
жизненной практики.
Контроль и учёт умений
при обучении русскому языку является необходимым компонентом учебного процесса.
Контроль должен определить уровень сформированности у учащегося умений по всем
видам деятельности на данном этапе обучения, эффективность тех или иных приёмов
обучения, программу действий на будущее. Он даёт возможность преподавателю
рационально распределить время, необходимое для развития всех видов учебной
деятельности, а также внести изменения в учебный процесс, если возникает такая
потребность. Контроль грамматических умений охватывает различные организационные
формы контроля: индивидуальный, фронтальный, групповой и парный.
Совершенно очевидно, что
для того, чтобы проводить контроль в условиях дефицита времени, в рамках
ограниченного количества часов, материалы контроля должны быть организованы
так, чтобы за минимальное время учитель смог проверить достаточно большой
материал[7].
Для диагностики мы
выбрали следующие грамматические умения, формируемые в процессе изучения
склонения имен существительных:
- умение ставить падежные
вопросы к имени существительному;
- умение определять
падеж имени существительного;
- умение изменять
существительное по падежам
Критериями умений стали:
- полнота;
- качество выполняемых
действий.
По каждому критерию были
выделены показатели, которые помогут нам определить уровень сформированности
грамматических умений у младших школьников.
Таблица№3. Критерии и показатели
уровня сформированности грамматических умений
Полнота
|
Количество выполняемых действий.
|
Качество выполняемых действий
|
Правильность: соответствие языковой норме.
|
Глубина: выполнение действий на материале разного уровня
сложности.
|
Самостоятельность: выполнение действий без посторонней
помощи.
|
Оперативность: быстрота в выполнении действий.
|
За каждый показатель при
диагностике грамматических умений будет начислять по 2 балла, максимум 8 баллов
за каждое умение. При отсутствии, какого либо показателя количество баллов
будет уменьшаться.
Для диагностики качества
выполняемых действий мы использовали задания, на основе которых нам удалось
выявить уровень сформированности исходных грамматических умений.
Для диагностики качества
выполняемых действий (по показателю правильность) детям предлагалось выполнить
контрольную работу (Приложение1), которая состояла из шести заданий.
Контрольная работа проверяла умение детей правильно и точно применять свои
знания на практике. Задания выстроены в логической последовательности. Сначала
дети повторяли теоретический материал, а потом использовали свои знания при
выполнении письменных заданий. Контрольная работа была направлена на выявление
у учащихся правильности выполнения заданий, проверяло умение детей вычленять
имена существительные из текста, ставить падежные вопросы к имени
существительному, склонять имена существительные по падежным вопросам,
определить падеж имени существительного. Задания в контрольной работе были
разного типа: на продолжение предложения, на определение падежа имен
существительных, задание на нахождение форм имен существительных.
Для диагностики второго
показателя «глубина», который проявлялся в соответствии с выполнением действий
на материале разного уровня сложности. Детям было дано задание (Приложение2)
поставить имена существительные в необходимый по смыслу текста падеж. Тем самым
учащиеся тренировали умение ставить падежные вопросы, изменяли падежные формы
имени существительного. Данное задание было немного усложнено, так как детям
нужно было использовать все свои знания и умения при выполнении данного
задания.
Для диагностики
показателя «самостоятельность», характеризующегося умением выполнять действия
без посторонней помощи, детям было дано задание (Приложение3) поставить имя
существительное в нужный по смыслу падеж, определяя его по вопросу в
словосочетании. В данном задании проверяются умения детей ставить вопросы к
существительному, определять падеж имени существительного, изменять
существительное по падежам. При выполнении данного задания ученик должен
выполнить все действия самостоятельно, без помощи учителя. Тем самым можно
выявить самостоятельность при работе каждого ученика.
Для диагностики показателя
«оперативность» (быстрота выполнения действий), детям дается текст, в котором им
необходимо подчеркнуть имена существительные и определить их падеж. Задание
достаточно легкое, следовательно, можно утверждать, что дети, которые выполнят
его быстро и достаточно хорошо, усвоили полученные знания и умеют применять их
на практике.
Таблица №4. Результаты проведения
диагностического исследования по выявлению уровня сформированности умений
Список класса
|
Max 8 б.
У1
|
Max 8б.
У2
|
Max 8б.
У3
|
Всего
|
Количество освоенных действий
|
Катя Н.
|
6
|
5
|
8
|
19
|
2
|
Маша Д.
|
2
|
4
|
5
|
11
|
1
|
Лида Д.
|
3
|
6
|
3
|
11
|
1
|
Таня П.
|
5
|
7
|
8
|
20
|
3
|
Слава Т.
|
4
|
4
|
12
|
1
|
Рома М.
|
3
|
5
|
6
|
14
|
1
|
Катя И.
|
7
|
7
|
8
|
22
|
3
|
Марина М.
|
7
|
6
|
6
|
19
|
2
|
Анна А.
|
5
|
6
|
7
|
18
|
2
|
Кирилл Б.
|
4
|
5
|
6
|
15
|
1
|
Средний балл
|
46
|
55
|
61
|
161
|
17
|
Анализируя данные
диагностики, можно сделать вывод, что предложенные задания оказались сложны для
детей, так как грамматические умения еще не сформированы в полной мере, так как
это подтверждает таблица№3. Общее количество баллов, полученное за эксперимент
должно составлять 24, но никто из детей не набрал максимального количества
баллов. При выполнении заданий диагностического исследования сложным для детей
было определить падеж существительного, и не все дети могут с легкостью
определить падежные формы имени существительного. Падежные вопросы дети, как
правило, ставят интуитивно, в соответствии со своим языковым чутьем.
При выполнении первого
задания (контрольной работы) учащиеся легко справились с ответом на вопрос, что
такое существительное и определили его функции, многие не правильно определили
последовательность падежей и их вопросы. Наибольшую трудность вызвало задание
найти в цепочках слов падежные формы. Это говорит о том, что дети еще не до
конца усвоили знания о падежных формах существительного и пока не могут найти
их в ряде различных слов. При выполнении второго задания учащиеся испытывали
трудность при постановке падежных вопросов. Так как задание было сложнее, чем
предыдущее, то именно это вызвало у них затруднение. Задача детей заключалась в
постановке вопроса и изменении падежной формы в соответствии со смыслом словосочетания.
Не все дети смогли справиться с поставленной задачей. Многие обращались за
помощью к учителю. Ошибки в основном в определении падежа и в написании
окончания существительного. Выполняя задание №3, дети в основном делали ошибки
при постановке существительного в определенный падеж и делали ошибки при
постановке окончания. Дети вместо окончания –е ставили окончание –и. Также дети
допускали ошибки при постановке падежных вопросов, что и мешало им правильно
определить падеж и определить окончание. Задание№4 было рассчитано на выявление
у учащихся умений находить имена существительные в тексте и определять их
падеж. Вычленение существительных из текста было легким задание для учеников. С
определением падежей у имен существительных справились не все. Это происходило
на основании того, что не все учащиеся еще запомнили падежные вопросы, и какой вопрос
какому падежу принадлежит.
На основании критериев и
результатов диагностики можно выделить следующие уровни сформированности
грамматических умений у младших школьников:
- 24-16 баллов (высокий
уровень): ребенок выполняет действия без ошибок и без явной помощи со стороны
учителя и одноклассников, поэтому может логически объяснить выбор той или иной
операции. В текстах ученик всегда может найти имена существительные и выполнить
с ним все предлагаемые действия.
- 15-8 баллов (средний
уровень): ребенок выполняет действия самостоятельно, но при их выполнении
допускает неточности, с помощью дополнительных вопросов исправляет их. Не
всегда может правильно поставить падежный вопрос к имени существительному и
определить его падеж.
- 7-0 баллов (низкий
уровень): ребенок выполняет действия несамостоятельно или не выполняет вообще.
Вычленяет имена существительные из текста с затруднением, при помощи учителя и
одноклассников. Определение падежа дается очень сложно, так как ребенок путает,
к какому падежу, относится тот или иной падежный вопрос.
Таким образом,
грамматические умения в данном классе находятся на достаточно низком уровне.
Необходимо проводить работу по продолжению их формирования. Так как у 50%
класса сформировано лишь одно грамматическое умение – умение ставить падежные
вопросы к имени существительному, что говорит о том, что работа, которая велась
в классе до этого, не дала эффективного результата. Дети ставят падежные
вопросы к существительному интуитивно, затрудняются определении его падежа и
изменении падежных форм существительного. Для улучшения грамматических умений
необходимо ввести в уроки дополнительные упражнения, способствующие
формированию умений у младших школьников. У 25% класса умения сформированы на
высоком уровне. Но это слишком маленькая доля учеников. 35% класса имеют
средние показатели сформированности грамматических умений. Эти ученики обладают
некоторыми навыками в работе и успешно применяют знания на практике. Выполняют
действия самостоятельно, но ошибаются, не всегда могут определить падеж
существительного. Необходимо проводить работу по продолжению их формирования. Вышеперечисленные
проблемы в нашем классе можно устранить при использовании специального
комплекса упражнений, направленного на формирование грамматических умений.
2.2 Реализация заданий на уроках
русского языка для 3 класса
С учетом полученных в результате
констатирующего эксперимента данных нами проводилась работа, цель которой
заключалась в составлении комплекса упражнений, направленных на формирование у
учащихся 3 класса грамматических умений в процессе изучения склонения имен
существительных, и сопутствующих рекомендаций по его использованию.
Для достижения
поставленной цели нами были подобраны упражнения, включенные в структуру уроков
по грамматике и орфографии при изучении склонения имен существительных,
составляющих целый комплекс, которые дополняли материал учебника. Упражнения
могут быть органично вплетены в структуру урока, чем мы хотим показать, что
работа над рассматриваемой грамматической категорией может и должна проводиться
на уроках изучения склонения имени существительного. В этом, на наш взгляд,
заключается одно из важнейших условий реализации комплекса упражнений –
неразрывную связь с курсом русского языка по грамматике.
Весь комплекс
предложенных упражнений разделен на три этапа, соответствующих определенной
логической последовательности формирования грамматических умений.
Включение комплекса
упражнений в уроки по изучению склонения существительного будет осуществляться
последовательно. Некоторые упражнения можно давать на одном уроке, либо
распределить упражнения на несколько уроков, отводя им определенное количество
времени. Комплекс упражнений состоит из следующих этапов:
- упражнения на
определение грамматической категории падежа у имени существительного,
выделенного из предложения или текста;
- упражнение на изменение
падежной формы;
- упражнение, на основе
которого ведется формирование умения творчески применять усвоенную информацию
об изменении имена существительного по падежам в новой, незнакомой ситуации.
Таблица№5 Последовательность уроков с
использование упражнений по формированию грамматических умений у 3 класса
№ Ур.
|
Тема урока
|
Возможности формирования грамматических умений
|
Упражнение по формированию грамматических умений
|
Этап урока с использование упражнений. Срок проведения.
|
№1
|
«Склонение имен существительных»
|
С помощью предложенного задания будет осуществляться
формирование умения ставить падежные вопросы к имени существительному.
|
Упражнения на определение грамматической категории падежа у
имени существительного.
|
Задание дается детям на этапе актуализации знаний, чтобы
мобилизировать знания детей по данной теме. На выполнение отводится 10 минут.
|
|
|
Формируется умение определять падеж имени существительного.
|
Упражнение, на основе которого ведется формирование умения
творчески применять усвоенную информацию об изменении имена существительного
по падежам в новой, незнакомой ситуации.
|
Используется на этапе самостоятельной работы. Для
выполнения задания отводится 15 минут.
|
|
|
Формируется умение изменять имена существительные по
падежам.
|
Упражнение на изменение падежной формы.
|
Данное упражнение дети выполняют на этапе закрепления.
Отводится 15 минут на выполнение, дети работают самостоятельно. По окончанию
работы проверка вместе с учителем.
|
Комплекс упражнений по
формированию грамматических умений при изучении склонения имен существительных
мы предлагаем проводить на одном уроке. Дети на предыдущих уроках уже получили
теоретические знания по данной. Цель урока - закрепить у детей знания о
склонении имен существительных и сформировать умения применять знания при
выполнении практических заданий. Для того, чтобы дети умели применять знания на
практике мы предлагаем следующие упражнения:
- упражнения на
определение грамматической категории падежа у имени существительного;
- упражнение, на основе
которого ведется формирование умения творчески применять усвоенную информацию
об изменении имена существительного по падежам в новой, незнакомой ситуации;
- упражнение на
изменение падежной формы.
Урок начинается с
традиционного приветствия детей, после чего на этапе актуализации знаний дается
задание:
Вспомните сказку А.С.
Пушкина «О рыбаке и рыбке». Прочитайте:
Жил старик со своей
старухой
У самого синего моря .
Они жили в ветхой
землянке
Ровно тридцать лет и три
года.
Старик ловил неводом
рыбу,
Старуха пряла свою пряжу.
Раз он в море закинул
невод,-
Пришел невод с одною
тиной…
Воротился старик ко
старухе.
Выпишите словосочетания с
выделенными существительными. Определите падеж. Подчеркните в словосочетания
слова, от которых зависит падеж существительных (задается вопрос, чтобы
определить падеж существительного).
У.: Ребята, вам нужно
выписать из текста словосочетания с выделенными именами существительными. После
чего вам необходимо поставить вопрос к имени существительному и определить его
падеж. Давайте сначала на примере одного существительного попробуем выполнить
наше задание. Какое словосочетание нам нужно выписать?
Д.: Жил со старухой.
У.: давайте попробуем
поставить вопрос к имени существительному.
Д.: Жил с кем? Со
старухой.
У.: К какому падежу
относиться данный вопрос?
Д.: Творительный.
У.: Да, правильно. В
таком же алгоритме вы продолжаете выполнять упражнение.
На выполнение задания
детям дается 10 минут. Времени не много, так как задание достаточно легкое и
дети не должны испытать затруднения при его выполнении. Сложности возникли у
тех ребят, которые плохо усвоили материал о падежах, и до сих пор не знают
вопросов, относящихся к определенным падежам.
На этапе самостоятельной
работы детям дается задание творческого характера:
Составьте предложения в
существительными гроза и часовщик в родительном, дательном и предложном
падежах. Употребите предлоги, которые требуют определенной падежной формы
существительного.
У.: Ребята, давайте
сначала вспомним все падежи и их вопросы.
Д.: Именительный(кто?
Что?), Родительный(кого? Чего?), Дательный(кому? Чему?), Винительный(кого?
Что?), Творительный(кем? Чем?), Предложный(о ком? О чем?).
У.: Давайте с вами
просклоняем слово кукла по падежам. Именительный падеж.
Д.: Кукла.
У.: Творительный.
Д.: Куклой.
У.: Родительный.
Д.: Куклы.
У.: Хорошо, молодцы.
Закончим на этом. А сейчас вам необходимо выполнить наше задание.
На этапе закрепления
детям предлагается следующее задание:
Прочитай, изменяя слова в
скобках по смыслу (падеж и число):
К к..нцу з..мы в ..ловых
(шишка) с..зревают (семя). (Чещуйка) у них поднимается и (семя) высыпаются на
сне.. Выс..ко (шишка) на (елка) растут. Трудно до них добраться. (Клест)
лапками и клювами за (ветка) ц..пляются и ш..лушат (шишка).
У.: Ребята, когда мы с
вами общаемся наша речь должна быть правильной и красивой, а для этого нам
нужно чтобы все слова стояли в нужной форме. Сейчас вы попробуете испытать себя
в роли строителей правильной и красивой речи. Но для этого вам нужно будет
поставить имена существительные в нужный для них падеж.
В конце урока подводиться
итог:
У.: Ребята, какие падежи
вы знаете?
Д.: Именительный,
Родительный, Дательный, Винительный, Творительный, Предложный.
У.: Какие вопросы
принадлежат Предложному падежу?
Д.: О ком? О чем?
Предложенный нами
комплекс упражнений можно использовать и на разных уроках по изучению склонения
имен существительных. Упражнения содержат тренировочный материал по данной
теме, их выполнение будет полезно при формировании грамматических умений.
Заключение
Русский язык является
важнейшей частью национальной культуры русского народа, поэтому как учебный
предмет он имеет первостепенное значение, так как является не только предметом
изучения системы знаний, на основе который формируются практические навыки, но
и важнейшим средством познания других наук, средством развития мышления и
воспитания учащихся. Период обучения в начальных классах характеризуется
усвоением младшими школьниками большого количества грамматического материала, в
котором одно из мест занимает изучение темы «Имя существительное».
Анализ лингвистической литературы
показал, что имя существительное является самостоятельной частью речи с
присущей ей словоизменительной категорией падежа. Проблема изучения падежа имен
существительных охватывает следующие вопросы: формирование у учащихся умений ставить
падежные вопросы, определять падеж имен существительных, умение изменять
существительное по падежам.
Анализ методической
литературы показал, что существует комплекс упражнений, способствующих
эффективному усвоению младшими школьниками умений, связанных с изучением
склонения имен существительных. В этот комплекс входят упражнения на
определение грамматической категории падежа у имени существительного,
выделенного из предложения или текста, упражнения на изменение падежной формы,
упражнения на подбор существительных с заданными грамматическими формами
падежа, упражнения, на основе которых ведется формирование умения творчески
применять усвоенную информацию об изменении имени существительного оп падежам в
новой, незнакомой ситуации.
Для решения вопроса об
организации обучения по теме «Склонение имен существительных» была предложена
методика работы, основанная на положениях традиционной системы обучения. Работа
над этой темой с применением основных дидактических приёмов и принципов, будет
способствовать более глубокому и осмысленному усвоению младшими школьниками
сведений об имени существительном и развитию у них познавательных способностей
и аналитических умений.
Список использованной литературы
1. Агеева, А.Д. Веселые диктанты: стихотворные примеры и
рифмовки к основным правилам (1-5 классы). – М.:ТЦ Сфера, 2003. – 160 с.
2. Баранникова, Л.И. Введение в языкознание / Л.И.
Баранникова. – Издательство, 1973. – 384 с.
3. Виноградов, В.В. Исследования по русской грамматике.
Избранные труды / В.В. Виноградов. – М.: Наука, 1975. – 59 с.
4. Винокурова, Л.Д. Морфология русского языка:
учебно-методическое пособие для специалистов «Педагогика и методика начального
обучения» / Л.Д. Винокурова, А.В. Ковалькова. – Тула: Изд-во Тул. Гос. Пед.
Ун-та им Л.Н. Толстого, 2007. – 232 с.
5. Глазунова, О.И. Грамматика русского языка в
упражнениях и комментариях. Морфология / О.И. Глазунова / Сборник упражнений. –
СПб: Златоуст, 2000. – 424 с.
6. Государственная педагогическая энциклопедия. – М.,
1999. – Т.2 – 173 с.
7. Зайцева, Л.А. Практикум по решению профессиональных
задач: Учеб.-метод. Пособие для студентов- бакалавров пед. Вузов / Л.А.
Зайцева, Е.В. Гревцова, Т.А. Тяглова. – Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им.
Л.Н. Толстого,2009. – 116 с.
8. Зализняк, А.А. Грамматический словарь русского языка:
Словоизменение / А.А. Зализняк. – М.: Рус. яз. – 1977.
9. Зеленина, Л.М. Русский язык: учеб. Для 1 кл. нач шк. /
Л.М. Зеленина, Т.Е. Хохлова. – М.: Просвещение, 2004. – 143 с.
10. Зеленина, Л.М. Русский язык: учеб.
Для 2 кл. нач шк. В 2 ч. Ч.2 / Л.М. Зеленина, Т.Е. Хохлова. – 2-издание – М.:
Просвещение, 2005. – 143 с.
11. Зеленина, Л.М. Русский язык: учеб.
Для 3 кл. нач шк. В 2 ч. Ч. 2 / Л.М. Зеленина, Т.Е. Хохлова. – 5-е издание –
М.: Просвещение, 2008. – 175 с.
12. Зеленина, Л.М. Русский язык: учеб.
Для 4 кл. нач шк. В 2 ч. Ч. 1 / Л.М. Зеленина, Т.Е. Хохлова. – 2- издание– М.:
Просвещение, 2006. – 191 с.
13. Коджаспирова, Г.М., Коджаспиров А.Ю.
Словарь по педагогике. – М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов на Дону: Издательский центр
«МарТ», 2005. – 448 с.
14. Колодезнев, В.М. Морфология русского
языка. Практический курс: Учебное пособие для студентов филологических и
гуманитарных специальностей вузов. – Тула: Издательство Тульского
государственного педагогического университета им. Л.Н. Толстого, 1997. – 282 с.
15. Львов, М.Р. Словарь-справочник по
методике преподавания русского языка: Пособие для студентов педагогических
вузов и колледжей. – М.: Издательский центр «Академия»; Высшая школа, 1999. –
272 с.
16. Малюшкин, А.Б. Тестовые задания для
проверки знаний и умений учащихся по русскому языку: 4 класс. – М.: ТЦ «Сфера»,
2001. – 112 с.
17. Методика преподавания русского языка
в начальных классах: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / М.Р.
Львов, В.Г. Горецкий, О.В. Сосновская. – 2-е изд., испр. – М.: Издательский
центр «Академия», 2000. – 464 с.
18. Методика преподавания русского языка
в школе: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / М.Т. Баранов, Н.А.
Ипполитова, Т.А. Ладыженская, М. Р. Львов; Под ред. М. Т. Баранова. – М.:
Издательский центр «Академия», 2000. – 368 с.
19. Методика грамматики и орфографии в
начальных классах/ В.А. Кустарева, Н.К. Никитина, Н.С. Рождественский м др.;
Под ред. Н.С. Рождественского. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 1979. – 239.
20. Милославский, И.Г. Морфологические
категории современного русского языка: Уч. пособ. по спецкурсу для пед. ин-тов
по спец. №2101 «Рус. яз. и лит.» – М.: Просвещение, 1981. – 254с.
21. Николаенкова, Е.И. Я иду на урок в
начальную школу: Тесты по русскому языку. –М.: Издательство «Первое сентября»,
2000. – 96 с.
22. Панюшева, М.С. Современный русский
язык: Пособие для вузов / М.С. Панюшева, Г.С Шалимова. – 4-е изд., стереотип. –
М.: Дрофа, 2004. – 192 с.
23. Педагогика: учебник для студентов
педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого. –
М.: Педагогическое общество России, 2002. – 608 с.
24. Педагогический энциклопедический
словарь / Гл. ред. Б.М. Бим-Бад. – М.: Научное издательство «Большая Российская
Энциклопедия», 2003. – 528 с.
25. Программы общеобразовательных
учреждений. Начальные классы (1-4). В двух частях. Часть 1. / Под ред. Л.А.
Виноградской. – М.: Просвещение, 2001. – 318 с.
26. Рамзаева, Т.Г. Русский язык: Учеб.
для 4 кл. четырехлет. нач. шк. – 6-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2001. – 256
с.
27. Рик, Т.Г. Здравствуйте, Имя
Существительное! – М.: РИО «Самовар», 1994. – 101с.
28. Русский язык в начальных классах:
Теория и практика обучения: Учеб. пособие для студ. пед. учеб. заведений по
спец. «Педагогика и методика нач. обучения» / М.С. Соловейчик, П.С. Жедек, Н.Н.
Светловская и др.; Под ред. М.С. Соловейчик. – 5-е изд., стереотип. – М.:
Издательский центр «Академия», 2000. – 384 с.
29. Русский язык. Учеб. Для студентов
пед. ин-тов по спец. № 2121 «Педагогика и методика нач. обучения». В 2 ч. Ч. 2.
Состав слова и словообразование. Морфология. Синтаксис. Пунктуация /Н.В.
Костромина, К.А. Николаева, Г.М. Ставская, Е.Н. Ширяев; Под ред. Л.Ю.
Максимова. – М.: Просвещение, 1989. – 288 с.
30. Сборник упражнений по современному
русскому языку: Учеб. пособие для студ. вузов, обучающихся по спец. «Филология»
/ П.Л. Лекант, В.В. Леденева, Т.В. Маркелова, М.Ф. Тузова; Под ред. П.А.
Леканта. – М.: Дрофа, 2000. – 304 с.
31. Современный русский язык / Д.Э.
Розенталь, И.Б. Голуб, М.А. Теленкова. – 9-е изд. – М.: Асирис-пресс, 2007. –
448 с.
32. Современный русский язык : Теория.
Анализ языковых единиц: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений: В 2 ч. – Ч. 2:
Морфология. Синтаксис / В.В. Бабайцева, Н.А. Николина, Л.Д. Чеснокова и др.;
Под ред. Е.И. Дибровой. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 704 с.
33. Современный русский язык: Учеб. для
студ. вузов, обучающихся по спец. «Филология» / П.А. Лекант, Е.И. Диброва, Л.Л.
Касаткин и др.; Под ред. П.А. Леканта. – М.: Дрофа, 2000. – 560 с.
34. Узорова, О.В., Нефедова Е.А.
Справочное пособие по русскому языку для начальной школы / Уроки русского
языка. – К.: ГИППВ, 1999. – 272 с.
Приложение 1.
Закончите определение
имени существительного как части речи и представьте теоретические сведения о
нем:
имя существительное – это
….., которая обозначает…..и отвечает на ….
Имя существительное не
изменяется по …..
Имя существительное
изменяется по ….
Расставьте падежи в
правильном порядке и напишите рядом вопросы, которые им соответствуют.
Д.п., В.п., Им.п.,
Пр.п., Р.п., Т.п.
5) подчеркните в каждом
ряду имя существительное.
Сила, сильный, сильно.
Терпеливый, терпение,
терпеть.
Бег, бегом, бежать.
Дружно, дружба, дружить.
подчеркните формы имени
существительного:
Рука, ручной, рукою, о
руках, руководить, вручную
Храбрый, храбростью,
храбриться, храбрость.
Холодный, холод, холодно,
о холоде, холодами.
Приложение 2
Поставьте имена
существительные в скобках в нужном падеже, напишите. Сверху обозначьте падежи.
Алеет на (грудь), говорил
на русском (язык), помогал (коллега), заводил (машина), написал (ручка),
вылепил из (снег), выехал в (деревня), стоит возле (подъезд), выпал из
(гнездо), запивал (вода), кисель из (клюква).
Приложение 3
Допишите окончания имен
существительных, укажите падеж:
А) ехал в трамва.., встал
с постел.., застрял в болот.., писал в тетрад.., подарил Зо..;
Б) котлеты из морков..,
ехал по пустын.., родился в август…, летал в неб.., стоял на площадк..;
В) гуляли в парк..,
родился в июл.., жил в Казан.., железная дорога в Сибир.., рисовал в альбом.. .
Приложение 4
Подчеркните в тексте все
имена существительные, определите падеж каждого.
Деревенскую ласточку
называли касаткой. Как только вернутся касатки на деревню, сразу же начинают
гнезда строить. Ласточки лепят гнезда из глины. Выберут подходящее место под
крышей дома или сарая и летят на берег пруда. Сядут возле воды, отщипнут клювом
кусочек глины и обратно спешат. А пока несут глину во рту, она от слюны
становится липкой и легко пристает к стене. Вылетят птицы из глины уютное
гнездышко, а внутри выстелют его мягким пухом – вот и готова квартира для
птенцов.