Метод бухгалтерского учета

  • Вид работы:
    Тип работы
  • Предмет:
    Финансы, деньги, кредит
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    19,91 kb
  • Опубликовано:
    2008-12-09
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Метод бухгалтерского учета

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

 

БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

  

                             УЧЕТНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

 

 

                                                                              Кафедра бухгалтерского учета,

                                                                 анализа и аудита в АПК

 

 

 

 

 

 

 

 

                                       КУРСОВАЯ РАБОТА

по теории бухгалтерского учета

на тему «Метод бухгалтерского учета»

 

 

 

 

 







                                          

                                            


 

 

                                   Содержание







   Введение …………………………………………………………………….….

1 Исторический характер бухгалтерского учета ………………………………

1.1 Историческая обусловленность видоизменений бухгалтерского учета….

1.2 Различные подходы к пониманию  бухгалтерского учета  ……………….                 

2   Метод бухгалтерского учета ………………………………………………

2.1 Понятие о методе бухгалтерского учета ………………………………….

2.2 Составные элементы метода бухгалтерского учета ……………………...

  Заключение ……………………………………………………………………

Список использованных источников

 

 

 

 

 

 


                                     






 

Введение

Бухгалтерский учет, постоянно совершенствуясь, становится важным звеном формирования рыночной экономики, языком бизнеса и предпринимательства, организации управления, планирования, прогнозирования, анализа посредством обеспечения учетной информацией разных уровней управления и носит не только ретроспективный, но и перспективный характер.

Бухгалтерский учет представляет количественную сторону хозяйственных явлений в неразрывной связи с их качественной стороной путем сплошной, непрерывной, документально обоснованной и взаимосвязанной регистрации всех хозяйственных операций как в натуральных показателях, так и в денежном выражении.

Теория бухгалтерского учета – база для понимания как бухгалтерского учета, так и многих других смежных или примыкающих к нему дисциплин. Теория бухгалтерского учета – основа организации всей системы бухгалтерского учета.

Изучение курса теории бухгалтерского учета необходимо для понятия сущности бухгалтерского учета, его места в системе управления экономикой организации, основных экономических учетных категорий, использующихся в практической деятельности.

Целью данной курсовой работы является изучение предмета бухгалтерского учета, его объектов, метода бухгалтерского учета и подробное их рассмотрение.

Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:

1) рассмотреть историю развития бухгалтерского учета;

2) изучить различные подходы к пониманию  бухгалтерского учета;

3) подробно рассмотреть активы предприятия, источники их формирования и хозяйственные процессы;

4) рассмотреть составные элементы метода бухгалтерского учета;

5) найти различные подходы к определению метода бухгалтерского учета.

Актуальность данной работы связано с тем, что ведение бухгалтерского учета основывается на использовании таких методов, как документирование, инвентаризация, оценка, двойная запись, калькуляция, бухгалтерский баланс и отчетность. Все они очень важны при ведении учета. Также необходимо знать все объекты предмета бухгалтерского учета.

При написании курсовой работы использовались учебники российских и наших авторов.

Особое внимание стоит уделить пособию  Снитко М.А. «Теория бухгалтерского учета». В ней подробно изложены основы бухгалтерского учета. Определены понятие и виды имущества предприятия, его оценка, сущность и приемы учета.

В книге Астахова В.П. «Теория бухгалтерского учета» подробно изложены базовые принципы бухгалтерского учета, его возрастающая роль в условиях рыночной экономики. В свете современных подходов рассматривается предмет и метод бухгалтерского учета.

В учебнике Курьянова З.В. также полно проанализированы предмет и метод бухгалтерского учета, детально рассмотрены объекты предмета и элементы метода.

История развития бухгалтерского учета взята из учебного пособия Соколова Я.В., пособия Любушина Н.П. и Жаринова В.В.

Кроме этого были использованы учебные пособия Хендриксена Э.С. и Ван Бреда М.Ф.; Красновой Л.П., Шалашовой Н.Т. и Ярцева Н.М.; Мэтьюса М.Р. и Перера М.Х.Б.; Любушина Н.П. и Жаринова В.В.




1   ИСТОРИЧЕСКИЙ ХАРАКТЕР БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА


1.1   Историческая обусловленность видоизменений бухгалтерского учета

Зарождение двойной записи в учете, применимой в разных модификациях в настоящее время, пришлось на период Итальянского Ренессанса. Известны современные учетные записи шестисотлетней давности. Но есть свидетельства ведения учетных записей и в боле ранние времена.

Неизвестно, кто был изобретателем бухгалтерского учета. Можно лишь утверждать, что система двойной записи начала появляться в 13-14 веках в некоторых торговых центрах Северной Италии.

Впервые систематизация бухгалтерского учета была проведена французским монахом Лукой Пачоли. В его книге «Сумма арифметики, геометрии, учения о пропорциях и отношениях» раскрывает смысл учетных записей, а ее толкования актуальны и до наших дней.

Сравнивая современный бухгалтерский учет и учет времен Луки Пачоли, можно установить следующее:

1) до 16 века главной целью бухгалтерского учета было обеспечение информацией единоличного собственника, поэтому данные бухгалтерских счетов держались в секрете, а стандартов, регламентированных бухгалтерским учетом, характерных для нашего времени, не существовало;

2) четкой границей между личной собственностью и имуществом предприятия не проводилось, не был распространен принцип хозяйствующей единицы;

3) понятия отчетного периода и действующего предприятия не существовало. Большинство предприятий продолжало свою деятельность только до достижения определенной коммерческой цели, поэтому прибыль исчисляется по завершении предприятия, а без понятия прибыли отчетного периода не было необходимости в операции начислений. Так как основные средства не играли заметной роли, не было необходимости и в расчете амортизации.[9, с.15]

Особую роль в развитии экономики сыграли Великие географические открытия, которые требовали крупных, дорогостоящих вложений, что, в частности привело к  созданию акционерных обществ.

После 1800 г. расширение масштабов производства усилило роль основных средств, составляющих главную часть капитала, что активизировало использование понятия «амортизация». Потребность в управленческой информации о производственных расходах торговых издержках стимулировало поиск способов расчета себестоимости.

К концу 19 века система бухгалтерского учета, основы которой заложил Лука Пачоли, претерпела изменения, связанные со следующими специфическими чертами хозяйственной деятельности больших промышленных корпораций:

- созданы первые компании, отделенные от собственников;

- возник акционерный капитал;

- разграничены понятия капитал и прибыль;

- введено понятие действенного предприятия;

- стали работать фондовые биржи;

- развивается промышленность и торговля.[10, с.9-10] 

Совершенно очевидно, что нет и не может быть дефиниции, которая исчерпывающе отражала бы определяемый объект. Пятивековая история позволяет констатировать, что все авторы всегда акцентировали внимание или на методических, или на содержательных аспектах, или же подчеркивали значение конечных результатов, ради которых ведется учет. Можно выделить три группы дефиниций.

1.   Методический подход. Самое раннее определение было дано Лукой Пачоли, который в 1494 г. под бухгалтерией понимал «ведение дел в должном порядке и как следует», при этом, что такое «должный порядок» и «как следует» целиком отдавались на откуп или бухгалтеру, или хозяину, которые имели полную свободу поступать так, как им нравилось.

Это очень общее и процедурное определение. Оно сохранит  популярность на протяжении всей истории бухгалтерского учета.

2.   Содержательный подход. Многих бухгалтеров не устраивало

отсутствие описания того, что же именно учитывается бухгалтерией. Сторонники содержательного подхода утверждали, что бухгалтерский учет отражает финансовое состояние фирмы. Вот типичная формулировка: «Бухгалтерский учет, - писал знаменитый французский экономист Ж. Фурастье, - есть отрасль современной науки, цель которой сводится к исчислению в денежном выражении стоимости имущества предприятия и определению величины его собственного капитала».

Это определение предполагает существование бухгалтерской процедуры, но не упоминает о том, ради чего выполняется исчисление, т.е. ради чего определяется стоимость имущества и величина капитала.

3. Целевой подход. В конце 19 в. многие выдающиеся представители нашей профессии стали обращать внимание на то, что учет нужен не сам по себе, не в ведении книг и счетов и не в исчислении величины имущества и капитала, а прежде всего для целей управления. Тут следует выделить определение итальянского бухгалтера Э. Пизани, считавшего, что «Бухгалтерский учет – это наука, которая, следуя законам права и экономики, пользуется вычислениями, чтобы характеризовать функции управления и чтобы с наименьшими средствами достигать наибольшего экономического эффекта».[5, с.11-12]

2 МЕТОД БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА


2.1 Понятие о методе бухгалтерского учета

Метод бухгалтерского учета – это совокупность приемов и способов, с помощью которых исследуется объект учета – предприятие и его хозяйственная деятельность. Методические приемы бухгалтерского учета включают документирование хозяйственных операций, инвентаризацию, оценку, калькуляцию себестоимости, двойную запись на бухгалтерских счетах, балансовое обобщение и отчетность.

Бухгалтерский учет имеет характерные отличия от других видов учета. Ему присуща полнота охвата предмета исследования, он носит сплошной и непрерывный характер. В этом виде учета без пропусков и последовательно отражаются все объекты учета: все виды доходов и расходов предприятия, все элементы его имущества, капиталов и обязательств, все хозяйственные операции и процессы.

Отличительной чертой бухгалтерского учета является требование документального обоснования для регистрации всех хозяйственных операций, что не обязательно для других видов учета.

В бухгалтерском учете обязательным является применение способа двойной записи на бухгалтерских счетах. Этот методический прием является средством систематизации учетной информации и отражения взаимосвязи между объектами учета в ходе хозяйственных операций.

К элементам метода бухгалтерского учета также относится способ обобщения информации за отчетный период в бухгалтерском балансе.

Метод бухгалтерского учета носит комплексный характер и позволяет:

-   получить представление о состоянии имущества и обязательств предприятия;

-   обеспечить постоянную и сплошную регистрацию изменений в составе средств предприятия и их источников;

-   определить финансовые результаты деятельности (прибыли или убытки) путем охвата всех видов доходов и расходов;

-   предоставить необходимые данные для калькуляции себестоимости реализуемой продукции или оказываемых услуг;

-   создать информационную базу для внутрифирменного анализа и контроля;

-   предоставить исходные сведения для расчета налоговых обязательств предприятия;

-   использовать бухгалтерские данные и документы как имеющие доказательную силу при решении юридических споров с партнерами по бизнесу, банками, финансовыми и налоговыми органами;

-   обобщать данные о деятельности предприятия за отчетный период путем составления бухгалтерской отчетности и предоставления последней всем заинтересованным пользователям.[4, с.41-42]

2.2 Составные элементы метода бухгалтерского учета

Составляющими метода бухгалтерского учета являются:

-   документация и инвентаризация;

-   оценка и калькуляция;

-   счета и двойная запись;

-   балансовое обобщение и отчетность.

В бухгалтерском учете документации как средству первичного наблюдения и контроля за объектами учета придается исключительно большое значение и ни одна запись не может быть сделана без оправдательных документов.

Часть учетных документов поступает на предприятие извне, от сторонних лиц и организаций: от поставщиков предприятие получает счета к оплате за приобретенные у них ценности или услуги, из банков поступают выписки и авизо, сообщающие о состоянии и движении денежных средств на расчетном и других счетах предприятия, и т.д. Другие документы предприятие выписывает само и направляет своим деловым партнерам: счета покупателям за отгруженную им продукцию, платежные поручения банку на перечисление средств в погашение задолженности предприятия поставщикам, бюджету, другим кредиторам. Некоторые документы оформляются и используются только внутри предприятия, например накладные на внутреннее перемещение материалов при передаче их со склада в производство, таблицы расчета аммортизации основных средств и др.

Документы играют очень большую роль в повседневном управлении предприятием, с их помощью контролируется вся текущая деятельность и устанавливается персональная ответственность работников за выполнение конкретных операций. Документирование повышает достоверность и точность учетных данных. Следует иметь в виду и правовое значение документов: с их помощью обосновывается целесообразность и законность совершаемых операций, а сами документы, если они правильно оформлены, имеют юридическую доказательную силу, что очень важно при оформлении претензий и обращении предприятия в суд или арбитраж, при разрешении разногласий с налоговыми органами. Большое значение бухгалтерские документы имеют и для последующего контроля за деятельностью предприятия, например при проведении ревизий, или аудиторских проверок.

Документы могут представляться как на бумажных, так и на машиночитаемых носителях информации.

Первичные документы составляются в момент совершения хозяйственной операции, а если это не представляется возможным – сразу после ее окончания. За содержание и порядок оформления документов отвечают лица, составившие и подписавшие их.

При оформлении документов требуется четкость и аккуратность. Нельзя подчищать неправильные записи в документах или вносить в них, не оговоренные исправления. Документы заполняются на русском языке, а если их содержание изложено на иностранном языке, то требуется подстрочный перевод.

Как правило, многие документы записываются в специальные журналы и получают регистрационный номер. Каждый документ на одном предприятии регистрируется только один раз; а для избежания повторного использования проводится гашение документа путем специальной надписи или нанесением на него штампа. На предприятии болжны быть обе6спечены удобство описка документа, его сохранность и своевременность передачи в архив. Нормативными документами предусмотрен минимальный срок хранения большинства бухгалтерских документов (не менее пяти лет).[4, с.47]

Важным способом обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности является инвентаризация, в ходе которой проверяются и документально подтверждаются наличие, состояние и оценка имущества и обязательств предприятия на определенную дату.

С помощью инвентаризации сопоставляется и уточняется фактическое наличие средств и состояние расчетов с данными бухгалтерского учета. Инвентаризация материалов, готовой продукции, товаров и другого имущества, имеющего вещественно-натуральную форму, проводиться путем проверки их количества, качества и технического состояния в местах хранения и эксплуатации. Расхождения между бухгалтерскими данными и фактическим наличием и состоянием материально-производственных запасов могут возникнуть из-за нарушения режима хранения или вследствие естественной убыли, из-за ошибок при измерении количества при поступлении на склад, из-за ошибок в документах, в результате хищений или других злоупотреблений.

В ходе инвентаризации могут быть обнаружены явления, которые не могли быть ранее зафиксированы и документально оформлены: излишки материалов или их недостача, порча или етественная убыль продуктов и т.д. Таким образом, инвентаризация выступает и как способ первичного наблюдения объектов учета в дополнение к документированию.

Инвентаризация проводится при участии материально-ответственных лиц и является средством контроля за выполнение ими своих обязанностей.

Инвентаризации могут носить плановый характер или проводится внезапно; они могут быть полными, когда инвентаризации подвергаются все виды имущества и обязательств, или частичными, когда инвентаризация охватывает только отдельные группы средств или их источников. Количество, сроки проведения и объекты инвентаризации, кроме случаев, когда проведение инвентаризации обязательно, устанавливаются руководителем организации.[14, с.18]

Законодательно предусмотрено обязательное проведение инвентаризации в следующих случаях:

-   при аренде, выкупе, продаже имущества, а также при преобразовании государственного или муниципального предприятия;

-   перед составлением годовой бухгалтерской отчетности (кроме имущества, инвентаризация которого проводилась не ранее 1 октября отчетного года). Инвентаризация основных средств может проводится один раз в три года, а библиотечных фондов – один раз в пять лет.

Сведения о наличии остатков ценностей, установленных при инвентаризации, отражаются в инвентаризационных описях, а при выявлении расхождений фактического наличия от учетных данных составляются сличительные ведомости. По окончании инвентаризации правильность ее проведения может проверятся с помощью контрольной проверки, результаты которой оформляются актом и регистрируются в книге учета контрольных проверок правильности проведения инвентаризации.

Результаты инвентаризации отражаются в учете и отчетности того месяца, в котором она была закончена, при годовой инвентаризации – в годовом бухгалтерском учете.[6, с.53]

Оценка и калькуляция – это способы стоимостного измерения учетной информации. В результате оценки имущество, обязательства и финансовые результаты деятельности предприятия выражаются в денежном измерителе. Проблема оценки – одна из наиболее сложных в учете и финансовом анализе. На денежный измеритель влияет много факторов, которые необходимо принимать во внимание, с тем чтобы обеспечить максимальную достоверность и объективность учетных и отчетных показателей.

В качестве базы оценки используются разные иды стоимости.

Первоначальная (историческая) стоимость есть тот денежный эквивалент, по которому было учтено приобретено в прошлом году имущество или зафиксированы в момент их возникновения соответствующие долговые обязательства.

Восстановительная стоимость – сумма денежных средств (или ее эквивалент), которую требуется уплатить в настоящее время для замены объекта на такой же или на аналогичный. Восстановительная стоимость применяется для переоценки.

Остаточной стоимостью называется первоначальная (или восстановительная) стоимость после вычета из нее накопленной суммы износа.

Чистая реализационная (рыночная) стоимость – это та денежная сумма которую можно в данный момент (момент оценки или переоценки) получить от продажи или обмена объекта на обычных коммерческих условиях с учетом затрат, связанных с этой продажей.[11, с.23]

При оценке должны соблюдаться следующие основополагающие правила.

1.   Принимается во внимание принцип непрерывности деятельности предприятия, что допускает использование в качестве базы оценки первоначальной стоимости.

2.   Оценка имущества и обязательств в балансе должна проводиться на дату его составления пообъектно; это означает, что каждый элемент имущества и обязательств получает самостоятельную оценку, при этом уменьшение стоимости одного объекта не компенсируется путем увеличения стоимости другого объекта.

3.   Не допускается оценка имущества выше фактических затрат на его покупку или производство.

4.   Оценка должна быть по возможности точной и достаточно осторожной, т.е. при оценке следует руководствоваться правилом осмотрительности.

5.   Доходы и расходы учитываются вне зависимости от того момента, в котором осуществляются поступления и выплаты денежных средств, т.е. доходы и расходы начисляются по факту совершения операций в пределах одного отчетного периода.

6.   Выбранные предприятием методы оценки должны применяться последовательно от одного отчетного периода к другому, что необходимо для обеспечения сопоставимости отчетных данных.

Процесс учета затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции – очень важная и трудоемкая область бухгалтерского учета. Для выпуска продукции предприятие использует и расходует определенные ресурсы: материалы, топливо, оборудование, труд производственных работников, а также осуществляет затраты, связанные с продажей этой продукции. Совокупность всех израсходованных ресурсов в стоимостном выражении образует себестоимость продукции за определенный период.

В процессе калькуляции приходится решать многие вопросы, связанные с группировкой и с суммированием затрат по различным признакам, с выбором объектов калькуляции, с определением критериев распределения затрат между отдельными объектами калькуляции и т.д.[4, с.50-52]

Регистрация или запись данных о наличии средств у предприятия, их принадлежности, запись всех изменений в составе этих средств и источников под влиянием деятельности коллектива осуществляется путем применения системы счетов и двойной записи на них всех изменений (операций).

На счет записывают не только сумму каких-либо имеющихся средств или источников, но и каждое последующее их поступление или выбытие. Эти изменения происходят под влиянием хозяйственных операций.

Одна и та же сумма изменений по одной и той же операции в бухгалтерском учете записывается на счетах всегда дважды. Двойная запись – это основной элемент метода бухгалтерского учета, который используется для регистрации ежедневных изменений в составе имущества предприятия.

Бухгалтерская отчетность представляет собой систему показателей, комплексно характеризующих имущественное положение и финансовые результаты хозяйственной деятельности предприятия за отчетный период. Показатели отчетности размещаются в отдельных таблицах, построенных по определенной форме. Важнейшими формами отчетности является баланс и отчет о прибылях и убытках. Формы отчетности разрабатываются и ежегодно утверждаются государственными органами. Отчетность составляется, как правило, за календарный год работы предприятия с 1 января по 31 декабря. Внутри года может составляться промежуточная отчетность за месяц или поквартально.

Все перечисленные элементы метода бухгалтерского учета являются обязательными для использования на всех предприятиях. Их сущность и порядок применения определен Законом о бухгалтерском учете и отчетности.[2, с.33-34]






  

                        Заключение


Труд любого человека всегда направлен на какие-либо объекты или предметы в окружающем его мире. Эти объекты в обобщенном выражении мы называем предметом труда. В процессе деятельности человек физически или умственно воздействует на избранный предмет, видоизменяет, приспосабливает его для определенных целей или познает его новые свойства, устанавливает какие-либо признаки, характеристики, которые будут использованы в дальнейшей жизни.

Подводя итоги можно отметить, что бухгалтерский учет развивается как средство обобщающего отражения хозяйственной деятельности, для осуществления которой субъект должен располагать необходимыми средствами (активами). Состав и величина их зависит от характера и объемов производственной программы предприятия. Источники получения этих средств определяются в первую очередь формой собственности, а также длительностью срока их использования.  Необходимо отметить, что хозяйственная деятельность представляет собой постоянное движение средств в процессе совершения многочисленных и разнообразных хозяйственных операций, которые находят свое отражение в бухгалтерском учете в составе определенных хозяйственных процессов.

Следовательно, содержание предмета бухгалтерского учета зависит от сущности учитываемых объектов, а состав объектов – от форм собственности и особенностей отраслей экономики.

Бухгалтерский учет – это конкретная работа бухгалтера, состоящая из его определенных профессиональных действий, способов и приемов, применяемых в процессе учета.

Проанализировав в курсовой работе метод бухгалтерского учета, можно с уверенностью сказать,  что все его элементы функционируют в органической взаимосвязи друг с другом. Наблюдение за объектом бухгалтерского учета регистрируется в документах. Данные первичных документов при помощи оценки преобразовываются в единую соизмеримую информационную совокупность, которая находит отражение на счетах бухгалтерского учета при помощи двойной записи. Полученные данные на счетах бухгалтерского учета являются основой для определения себестоимости продукции (калькуляции), а также для составления бухгалтерского баланса и других форм отчетности. В свою очередь, калькуляция является базой для оценки, а счета бухгалтерского учета открываются на основании данных бухгалтерского баланса. Инвентаризация уточняет показатели счетов бухгалтерского учета. Таким образом, взаимосвязанное функционирование всех элементов метода бухгалтерского учета обеспечивает полное и непрерывное, объективное и системное отражение его предмета. Именно этим и обеспечивается познание его сущности.

Исходя из написанного в работе, можно отметить, что метод бухгалтерского учета должен обеспечить постоянную, неразрывную взаимосвязь данных, отражающих движение (оборот) хозяйственных средств с показателями, характеризующими источники образования этих средств. Внутренним содержанием такой взаимосвязи является балансовое обобщение итоговых данных в денежном выражении этих двух групп показателей, что составляет основное содержание метода бухгалтерского учета.

2. Снитко М.А. Теория бухгалтерского учета: Учеб. пособие – Мн.: Мисанта, 1996

3. Астахов В.П. Теория бухгалтерского учета – Издат. центр «МарТ», 2001

4. Краснова Л.П., Шалашова Н.Т., Ярцева Н.М. Бухгалтерский учет: Учебник. – М.: Юрист, 2001 – 550с.

5. Соколов Я.В. Основы теории бухгалтерского учета. – М.: Финансы и статистика, 2000 – 496с.

6. Никитин В.М., Никитина Д.А. Теория бухгалтерского учета: Курс лекций – М.: Издательство «Дело и Сервис», 1999 – 320с.

7. Кирьянова З.В. Теория бухгалтерского учета: Учебник – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 1998 – 256с.

8. Мэтьюс М.Р., Перера М.Х.Б. Теория бухгалтерского учета: Учебник / Пер с англ. под ред. Я.В. Соколова, И.А. Смирновой – М.: Аудит, ЮНИТИ, 1999 – 663с.

9. Соколов Я.В. Бухгалтерский учет: от истоков до наших дней :Учебн. пособие для вузов. – М.: Аудит, ЮНИТИ, 1996. – 638с.

10.  Любушин Н.П., Жаринов В.В., Бородина Н.В. Теория бухгалтерского учета : Учеб. пособие для вузов / Под ред. проф. В.Д. Новодворского – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2000. – 294с.

11. Бухгалтерский учет / А.И. Балданова, Т.Н. Дементей, Е.И. Завидова и др.; Под общ. ред. И.Е. Тишкова. – 5-е изд., перераб. и доп. – Мн.: Выш. шк, 2001 – 685с.

12. Папковская П.Я. Курс теории бухгалтерского учета: Учебное пособие – 2-е изд., перераб. – Мн.: ООО «Информпресс», 2003 – 224с.

13.  Папковская П.Я. Курс теории бухгалтерского учета. Мн.: ООО «Информпресс», 2000

14.  Макаров В.Г. Теория бухгалтерского учета. М.:Финансы и статистика, 1989

 






 

 





  

 

                

        


 

Похожие работы на - Метод бухгалтерского учета

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!