Форма правления в США и Италии
Вопрос 1 Основываясь на
содержании статей конституции, укажите порядок образования, структуру и
партийный состав правительств, пояснив , каким образом это связано с формой
правления в США и Италии. Что собой представляет, в каких случаях и как
создаются правительство меньшинства и правительство национального единства?
США,
форма правления – президентская республика.
Структура правительства
ПРАВИТЕЛЬСТВО – высший
исполнительный орган государства, кабинет министров(секретарей), возглавляемый президентом.
Президент – глава государства и верховный главнокомандующий. У президента есть
заместитель – вице-президент. Секретари - главы органов
исполнительной власти Федерального правительства США. Основные политические
партии – республиканская и демократическая.
Порядок образования. Для осуществления
исполнительной власти избираются на 4 года президент и вице-президент. Для
этого каждый штат назначает выборщиков, которые голосуют за 2-х лиц(один из
которых точно должен быть жителем другого штата). Президент = лицо получившее
> ½ общего числа выборщиков. Если за нескольких подали одинаковое
количество голосов, то палата представителей выбирает из них президента. Если
кандидаты наберут одинаковое количество голосов, то тогда выборы производятся
из 5 лиц, получивших наибольшее количество голосов. Голосование проводится по
штатам. Представительство каждого штата имеет 1 голос. Избирательный кворум
составляет 2/3 голосов. Лицо получившее большинство
голосов после президента, становится вице-президентом.
Партийный состав правительства. В
Соединенных Штатах Америки изначально отсутствует партийное законодательство
как таковое. В конституции США 1787 года и 27 поправках к ней не содержится
никаких намеков на создание и деятельность политических партий Конституция
Соединенных Штатов Америки 1787 г..
Италия, форма
– правления демократическая
республика
Порядок образования правительства- Президент
Республики назначает председателя Совета министров и, по представлению
председателя назначает членов правительства, однако главную роль в
осуществлении контроля за образованием и деятельностью правительства играет
парламент. Не позднее, чем через 10 дней после сформирования правительство
должно представиться палатам парламента, чтобы получить от них вотум доверия. В
отличие от других стран, одобрение парламента должен получить весь состав
правительства, а не только его председатель. Вместе с тем за каждой палатой
парламента признается право в любой момент выразить недоверие находящемуся у
власти правительству. Правда, такая форма парламентского давления на правительство
практически не нашла широкого применения из-за принадлежащего правительству
контрправа - роспуска парламента.
Структура правительства
Правительство Республики состоит из председателя совета и из министров, которые
вместе образуют Совет министров. Президент Итальянской республики
официально возглавляет государство и избирается сроком на 7 лет на заседании
парламента с участием представителей административных областей. Президент
назначает премьер-министра, назначение должно получить одобрение парламента, а
также пожизненных сенаторов и некоторых членов Конституционного суда.
Считается, что президенты, подобно королям, должны быть выше политических
пристрастий, но фактически они иногда вмешиваются в политические дела и играют
решающую роль в конфликтах между партиями, в формировании коалиционных
правительств, принятии и реализации политических решений. Пост президента
Италии с 29 мая 1999 занимает Карло Адзелио Чампи. Родившийся в 1920, он учился
в иезуитской школе, затем изучал языки, юриспруденцию и экономику в Пизе и
Лейпциге. В период Второй мировой войны участвовал в антифашистском движении
Сопротивления, входил в Партию действия. В последующем – беспартийный. С 1946
работал в Банке Италии, в 1979 назначен его постоянным руководителем. Чампи
считается модернизатором валютно-финансовой системы Италии. В 1979 он
способствовал вступлению страны в Европейскую валютно-финансовую систему, в
1981 добился отделения Эмиссионного банка от Казначейства, а в 1992 получил
полномочия определять процент банковской учетной ставки. В 1993–1994 Чампи
занимал пост премьер-министра, в 1996 – 1999 министра финансов. Совет
министров. Исполнительная власть осуществляется правительством, т.е.
советом министров, или кабинетом, возглавляемым премьер-министром.
Правительство несет коллективную ответственность перед парламентом и должно
иметь доверие в обеих палатах. Оно формирует законодательную политику, а его
члены присутствуют на заседаниях любой из палат, участвуют в обсуждениях и
подотчетны парламенту. Премьер-министр отвечает за административную координацию
и формирование общего политического курса, а также осуществляет политическое
руководство. Премьер-министр Италии с 2001 Сильвио Берлускони. Родившийся в
1936 сын банковского служащего, изучал право, затем занялся строительным
предпринимательством, в частности возведением городов-спутников Милана в
1970-х. Был близким другом лидера Итальянской социалистической партии Беттино
Кракси. В 1979 переключился на область средств массовой информации, стал
владельцем влиятельного частного телевизионного «Пятого канала». В 1980-х
Берлускони создал настоящую «империю СМИ» и контролировал холдинг «Фининвест»,
под его контролем находились издательства, газеты, супермаркеты, строительные
фирмы, объекты недвижимости, предприятия сферы услуг. Популярности Берлускони
способствовало то, что он стал президентом знаменитого футбольного клуба Милан.
В декабре 1993 создал собственное политическое движение «Вперед, Италия»,
получившее название по крику футбольных болельщиков. Возглавил правую коалицию,
одержавшую победу на парламентских выборах 1994, с мая по декабрь 1994
возглавлял правительство страны, но вынужден был уйти в отставку после
многочисленных финансовых скандалов, обвинений в коррупции, незаконном
предпринимательстве и из-за разногласий с партнерами по правящей коалиции. В
1996–2001 лидер оппозиции. Вновь занял пост главы правительства после победы
возглавляемой им коалиции на парламентских выборах 2001. Государственный
аппарат Италии организован на конкурсной основе: назначения на должность и
продвижения по службе в принципе проводятся на основе профессиональной
пригодности и беспристрастной и объективной оценки выполняемой работы. Решения
в аппарате правительства принимаются лидерами политической элиты. Даже
второстепенные вопросы направляются для решения в Рим.
"ПРАВИТЕЛЬСТВО
МЕНЬШИНСТВА" -в парламентарных государствах правительство, формируемое партией или
коалицией партий, даже вместе не имеющих большинства в парламенте; при этом
партии (или одна достаточно влиятельная партия) обещают поддерживать это
правительство голосованием в парламенте (при определенных условиях).
Недостатком данной системы является возможность частого вынесения вотума
недоверия правительству. Данная ситуация преодолевается образованием
коалиционного правительства.
Наиболее
правительства меньшинства распространены в странах Вестминстерской системы.
Правительство
национального единства (также Национальное правительство) — при многопартийной парламентской системе управления коалиционное правительство, сформированное при участии
большинства политических
партий(Чаще всего образуются в кризисные периоды).
Вопрос 2 Каким образом
закрепляется принцип государственного и национального суверенитета в
конституциях ФРГ и Франции? Какие возможности его ограничения и в чью пользу
предусмотрены в статьях Основного закона указанных стран. Объясните значение
терминов «разделение властей» и легитимность власти»
правительство
италия сша франция
Определение:
РАЗДЕЛЕНИЕ ВЛАСТЕЙ - один из основополагающих принципов конституционализма,
согласно которому единая государственная власть
подразделяется на самостоятельные и независимые друг от друга законодательную,
исполнительную и судебную (наряду с которыми иногда выделяют также
учредительную, избирательную и контрольную) власти. Принцип Р.в. впервые и
наиболее последовательно был воплощен в Конституции США 1787 г., где три власти
не только разделены, но и контролируют одна другую через "систему сдержек
и противовесов". Менее последовательно принцип Р.в. проведен в парламентарных
государствах, т.к. в них парламент имеет формальное верховенство над органами
исполнительной власти. В РФ принцип Р.в. закреплен в ст. 10 Конституции.
Определение:
Легитимность власти (от
лат. legitimus - законный) - признание сложившегося порядка осуществления политической
власти в обществе как естественного, нормального,
правильного, законного. В отличие от легальности, означающей
соответствие деятельности политических организаций, институтов
действующим законам, легитимность предполагает фактическое признание населением
страны, международным сообществом реально сложившегося в стране
политического порядка как соответствующего интересам народа данной
страны.
Признаками
легитимной политической власти являются:
·
возрастание
доли тех, кто подчиняется властям, действует в соответствии с политическими
нормами, но не из боязни быть наказанным, а в силу сформировавшихся у них
убеждений, что это разумно, правильно, либо потому, что они привыкли так
поступать
·
сокращение
репрессивного аппарата, обеспечивающего принуждение граждан к
исполнению законов, к выполнению решений властей
Почему массы
в одних случаях признают, поддерживают политический порядок, а в др.- отвергают
его, борются с ним? Ответ на этот вопрос коренится, по мнению известного
немецкого социолога Вебера М., в некоторых особенностях социального поведения
человека. Люди могут воспроизводить в своих действиях политические отношения,
институциональные нормы, потому что:
·
привыкли
к ним
·
искренне
верят лидерам, устанавливающим эти нормы
·
уверены,
что политический нормативный порядок соответствует их ценностным
ориентациям, идеалам
·
убеждены,
что политические институты, политическая система в целом создают общие
для всех правила взаимодействия и, т.о., способствуют достижению каждым
человеком своих личных целей.
В зависимости
от того, какой из перечисленных мотивов поддержки населением политического
нормативного порядка преобладает в обществе, принято выделять следующие типы
легитимности:
·
традиционную
·
харизматическую
·
ценностную
·
рациональную.
Главным следствием
легитимности является то, что политические властные отношения начинают
воспроизводиться членами общества в силу внутренних мотивов, без видимого
насилия и принуждения.
Вопрос 3 С учётом
последних данных справочной, периодической и учебной литературы перечислите все
ныне действующие политические партии в Японии и Польше, указав при этом, к
какому типу(виду) они относятся и какую степень имеют в каждой из названных
стран
Япония — конституционная монархия. Согласно Конституции,
вступившей силу 3 мая
1947 года, император
Японии — «символ государства и единства народа», все государственные
назначения и решения он производит по представлению Кабинета министров, который и несёт
за них ответственность. На дипломатических встречах он играет роль главы
государства. С 1989 года
императором Японии является Акихито,
ему наследует принц Нарухито.
К началу ХХ1 в. в политической жизни Японии заметную роль играют шесть крупных
политических партий: Либерально-демократическая партия, Демократическая партия,
Комэйто, Либеральная партия, Коммунистическая партия Японии и
Социал-демократическая партия.
В 2009 году социал-либеральная
демократическая партия Японии получила большинство в
парламенте, сменив консервативную либерально-демократическую партию, правившую
54 года.
Польша.
В Польше действуют
социал-демократические, либеральные, консервативные, национальные, крестьянские
и популистские партии.
Крупнейшие
политические группировки в Польше:
Право и
Справедливость (ПиС) является партией правого толка и обращается к традициям
борьбы за независимость. Ее политические истоки восходят к движению «Солидарность»
периода 80-х гг. Партия ПиС представляет ту часть избирателей, которая
придерживается правых взглядов и высказывается за традиционный общественный
порядок, свободный рынок, сильное, обеспечивающее безопасность гражданам
государство, борьбу с коррупцией, особенно среди политиков. ПиС была создана в
2001 г.
Гражданская
платформа - это партия, которая нацелена на то, чтобы представлять избирателей
с либеральными взглядами, частных предпринимателей и деловые круги, а также
всех, кто хотел бы видеть польское государство здоровым и сильным, опирающимся
на принципы свободного рынка и честной конкуренции.
Союз левых
демократов (СЛД) образовался в 1999 г. из нескольких социал-демократических
группировок и в большой степени опирается на структуры и деятелей партии
Социал-демократия Республики Польша. Часть ее членов в свое время
симпатизировала Польской объединенной рабочей партии (коммунистической партии),
тем не менее, СЛД является социал-демократической партией современного образца,
соединяющей в своих программных установках заботу о трудящихся с политикой
ответственности за состояние государственных финансов.
Лига польских
семей (ЛПС) - партия, сплотившая в рядах своих деятелей и сторонников людей
радикально-правых, националистических взглядов . ЛПС одна из тех
немногочисленных польских политических группировок, которые являются ярыми
противниками интеграции Польши в Европейский Союз. Деятели ЛПС высказываются за
активное вмешательство государства в сферу экономики. Одновременно главными
задачами своей партии они считают защиту таких традиционных ценностей, как:
семья, патриотизм, религия, свобода и собственность.
Польская
крестьянская партия (ПКП) - это современная партия, причисляющая себя к
центристским партиям. ПКП представляет интересы производителей
сельскохозяйственной продукции, сельских жителей, а также жителей малых
населенных пунктов (в крупных городах эта партия не имеет большой поддержки).
Деятели ПКП поддерживают довоенные традиции крестьянских партий и крестьянского
движения и Польской крестьянской партии Станислава Миколайчика (единственной
независимой политической партии, действовавшей в 1945 - 1947 гг.).