Меры пресечения в Российском уголовном процессе
Институт
международного права и экономики имени А.С. Грибоедова
Юридический
факультет
(заочная
форма обучения)
3 курс,
группа 6Ю-1-05
Контрольная
работа
По
дисциплине:
«Уголовный процесс»
На
тему: «Меры
пресечения в Российском уголовном процессе»
Выполнил
студент группы 6Ю-1-05
Медников А.Н.,
Проверил преп.:
Кандидат юридических
наук,
Доцент Галузо В.Н.
Липецк,2008
Содержание курсовой
работы
Введение
1. Общая характеристика мер
пресечения
2. Виды и значение мер пресечения
3. Основания и условия применения мер
пресечения. Обстоятельства, учитываемые при избрании мер пресечения
4. Постановление, определение об
избрании меры пресечения в уголовно-процессуальном законодательстве РФ
5. Меры пресечения, не связанные с заключением
под стражу
6. Заключение под стражу. Гарантии законности
и обоснованности заключения под стражу
7. Процессуальный порядок изменения и
отмены меры пресечения
Заключение
Список нормативных актов и
литературы, используемых в работе
Введение
мера
пресечение стража уголовный процессуальный
В настоящее время
государству и обществу противостоит мощная криминальная сила, одолеть которую можно
лишь решительными законными мерами. Важное место среди этих мер принадлежит квалифицированному
расследованию уголовных дел. По данным ГУВД, в московских СИЗО находится около 17
тысяч заключённых. Из них лишь единицам предъявлено обвинение, предусматривающее
наказание до года лишения свободы. Остальным грозят более серьёзные сроки.
По словам правозащитника А.
Бабушкина - «Формально статистика ГУВД абсолютно правильная. По действующему примерно
с 60-х годов порядку, если суд в ходе разбирательства приходит к обвинению не более
тяжкому, чем человеку было предъявлено в ходе предварительного следствия, можно
выносить приговор. Суду запрещено переходить самостоятельно к более тяжким обвинениям.
И тогда в этом случае дело возвращается на доследование. Чтобы обезопасить себя
от возможной повторной работы, следственные органы взяли за практику выдвигать обвинения
по максимуму. Любое хулиганство они норовят квалифицировать как злостное,
которое предусматривает наказание до 7 лет лишения свободы. Это также впрямую влияет
на выбор меры пресечения до суда».
Однако ст. 5 «Европейской
конвенции о защите прав и основных свобод человека»[1],
которую подписала Российская Федерация, гласит, что тяжесть предъявленного обвинения
не является критерием для избрания меры пресечения. Она должна зависеть не от статьи,
а от непосредственной опасности обвиняемого для общества.
Кроме того, в новом УК РФ
появились новые виды наказания: обязательные работы, ограничение по военной службе,
ограничение свободы, арест и содержание в дисциплинарной воинской части - данное
совершенствование материального права не могло не отразиться на содержании уголовно
- процессуального права.
Если бегло просмотреть обвинительные
приговоры за последние годы, то начинает казаться, что из практики наказаний просто
исчезли и старые добрые 15 суток, и штрафы и административные взыскания. Действующий
закон суров: каждый поступок, даже не всегда доказанный, объявляется уголовным преступлением,
за которым следует неминуемое наказание - лишение свободы. Также при назначении
наказания суд часто не исследует тех обстоятельств, которые характеризуют
личность обвиняемого, и соответственно, применяет более строгие меры пресечения.
Здесь можно привести в пример Постановление Президиума ВСРФ N 329п2005[2],
и Постановление Президиума ВСРФ N 692п05[3], в которых при выяснении
подробных обстоятельств дела Президиум Верховного суда России избирает менее
строгую меру пресечения (см. Приложение № 1, Приложение № 2).
Что такое мера пресечения?
В каких случаях следователь и органы дознания могут правомерно применять те или
иные меры пресечения? Цель данной работы заключается в подробном
рассмотрении мер пресечения, оснований и порядка их применения, виды мер пресечения,
а также гарантий законности и обоснованности заключения под стражу.
1.
Общая
характеристика мер пресечения
Меры пресечения - это меры
процессуального принуждения предупреждающего (опережающего) характера,
связанные с лишением или ограничением прав и свобод обвиняемого (в виде
исключения - подозреваемого).
Целями таких мер являются пресечение
возможности лиц продолжать заниматься преступной деятельностью, а также
совершение действий, воспрепятствующих каким-либо путем производству по
уголовному делу или исполнению приговора.
Меры пресечения являются разновидностью
мер процессуального принуждения и предназначены для устранения препятствий,
которые могут возникнуть при расследовании и судебной разбирательстве уголовных
дел.
К общим признакам мер
уголовно - процессуального принуждения относится то, что они:
1)- применяются в период производства
по уголовному делу и носят процессуальный характер;
2)- применяются полномочными
органами государства в пределах их полномочий;
3)- применяются к участвующим
в деле лицам, ненадлежащее поведение которых или возможность такого поведения создаёт
или может создать препятствия для успешного хода уголовного судопроизводства;
4)- имеют конкретные цели,
вытекающие из общих задач судопроизводства;
5)- применяются при наличии
предусмотренных законом оснований и в порядке, гарантирующем их законность и обоснованность;
6)- имеют особое содержание
и характер.
Общей для всех мер уголовно
- процессуального принуждения является возможность их осуществления независимо от
воли и желания лица, к которому они применяются.
Меры пресечения - это применяемые органами дознания, следователями,
начальниками следственных отделов, прокурорами, судьёй, судом меры уголовно -
процессуального принуждения, оказывающие на обвиняемого (подозреваемого) определённое
психологическое воздействие или ограничивающее его личную свободу, с целью возможности
уклониться обвиняемому (подозреваемому) от дознания, предварительного следствия
или суда, помешать установлению истины по делу или заниматься преступной деятельностью,
а также для обеспечения исполнения приговора.[4]
Меры пресечения должны поставить
обвиняемого (подозреваемого) в такие условия, которые исключили бы возможность нарушения
им требований закона. Каждая мера пресечения как средство воздействия на обвиняемого
(подозреваемого) ограничивает его личную свободу. Однако в зависимости от вида меры
пресечения такое принуждение осуществляется в различных формах. Одни меры пересечения
практически ограничивают право граждан на личную свободу, включая свободу передвижения
(заключение под стражу, подписка о невыезде, наблюдение командования воинской части).
Другие прямо не ограничивают права гражданина, личную свободу (залог, личное поручительство,
и др.).
Меры пресечения имеют ярко
выраженный принудительный характер, даже в том случае, когда они избраны по ходатайству
обвиняемого и относятся к пресекательным средствам. Например, если применение подписки
о невыезде или личного поручительства (вместо заключения под стражу) более соответствует
желанию обвиняемого, это не означает, что назначенные меры не будут
принудительными.
От мер пресечения следует
отличать обязательство являться по вызовам и сообщать о перемене места жительства.
Такое обязательство не имеет ярко выраженного принудительного характера и отбирается
при отсутствии оснований для применения мер пресечения. Явка по вызовам и сообщение
о перемене места жительства - это обязанности, обусловленные самим фактом привлечения
лица в качестве обвиняемого. Они соответствуют праву следователя вызвать обвиняемого
на допрос и для участия в других следственных действиях. Поэтому отобрание обязательства
является лишь формой разъяснения обвиняемому его обязанностей.
Меры пресечения имеют уголовно
- процессуальную природу и не могут рассматриваться как наказание лица за совершённое
преступление. Они применяются к лицам, ещё не признанным виновными. Если мерам пресечения
и присуще принуждение, то в отличие от наказания оно не является элементом кары.
Меры пресечения не имеют целью исправление и перевоспитание обвиняемых, тогда как
уголовное наказание такую цель преследует.
2.
Виды
и значение мер пресечения
Все меры уголовно -
процессуального принуждения принято подразделять на две группы:
·
меры пресечения
·
иные меры процессуального
принуждения.
К последним относятся: обязательство о
явке; привод; временное отстранение от должности; наложение ареста на
имущество.
Уголовно - процессуальный
закон предусматривает целую систему мер пересечения:
1)- Подписка о невыезде
и надлежащем поведении [5];
2)- Личное поручительство[6];
3)- Наблюдение командования
воинской части[7];
4)- Присмотр за
несовершеннолетним подозреваемым или обвиняемым[8];
5)- Залог[9];
6)- Домашний арест[10];
7)- Заключение под стражу[11];
Значение мер пресечения заключаются в следующем:
·
они играют важную
роль в решении стоящих перед уголовным процессом задач по охране общественного порядка
и борьбе с преступностью.
·
они имеют большое
значение для предупреждения совершения обвиняемым (подозреваемым) новых преступлений.
3.
Основания
и условия применения мер пресечения. Обстоятельства, учитываемые при избрании мер
пресечения
Согласно ст. 97 УПК РФ, Дознаватель,
следователь, прокурор, а также суд в пределах предоставленных им полномочий
вправе избрать обвиняемому одну из мер пресечения, предусмотренных УПК РФ, при
наличии достаточных оснований полагать, что обвиняемый:
1) скроется от дознания,
предварительного следствия или суда;
2) может продолжать заниматься
преступной деятельностью;
3) может угрожать свидетелю, иным
участникам уголовного судопроизводства, уничтожить доказательства либо иным
путем воспрепятствовать производству по уголовному делу.
Другими словами, основаниями применения
меры пресечения являются любые сведения, полученные в процессуальном порядке,
которые, с одной стороны, подтверждают участие лица в совершении преступления,
с другой - указывают на совершение действий по воспрепятствованию осуществления
уголовного правосудия, либо на реальную возможность совершения указанным лицом
подобных действий, либо на то, что оно будет продолжать заниматься преступной
деятельностью. Такие сведения могут быть получены и в результате ОРД при
условии соблюдения требований УПК РФ и ФЗ от 12 августа 1995 г. (в последующих
редакциях) "Об оперативно-розыскной деятельности". Материалы ОРД
передаются лицу, производящему предварительное расследование, прокурору или в
суд в соответствии с требованиями Инструкции о порядке представления
результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю,
прокурору или в суд от 13 мая 1998 г. О намерении скрыться может
свидетельствовать, например, снятие с регистрационного, воинского учетов;
увольнение с работы; распродажа имущества; приобретение проездных билетов,
туристической путевки, недвижимости за рубежом; действия по изменению
внешности, характерных примет, документов, удостоверяющих личность, и т.п. Угрозы
свидетелю, иным участникам уголовного судопроизводства могут быть подтверждены
их заявлениями, результатами контроля и записи телефонных и иных переговоров и
т.д. Намерение продолжить занятие преступной деятельностью могут подтверждать
данные о налаживании преступных связей, приискании орудий для совершения
преступлений, отсутствие легальных источников доходов и т.д.
При решении вопроса о необходимости
избрания меры пресечения и определения ее вида при наличии оснований,
предусмотренных статьей 97 УПК Российской Федерации, учитываются:
- тяжесть предъявленного обвинения,
-данные о личности обвиняемого,
-его возраст, состояние здоровья,
-семейное положение,
-род занятий и другие обстоятельства.
Необходимость избрания меры пресечения
определяется на основе данных о ненадлежащем поведении обвиняемого
(подозреваемого) или предположения о возможности такого поведения. Эти данные
должны быть закреплены в материалах уголовного дела в установленном
процессуальном порядке.
На необходимость применения какой-либо меры
пресечения могут указывать такие обстоятельства, как наличие судимости, способ
и характер совершенного преступления, совершение административных проступков,
отрицательное поведение в быту, отсутствие постоянного места жительства, работы
и др. Тяжесть предъявленного обвинения определяется с учетом положений ст. 15
УК РФ, в которой перечислены категории преступлений (небольшой тяжести, средней
тяжести, тяжкие и особо тяжкие).
Помимо тяжести предъявленного обвинения,
данных о личности обвиняемого, его возрасте, состоянии здоровья, семейном
положении, роде занятий, применяются в учет те обстоятельства, которые, наряду
с указанными, обусловливают применение конкретного вида избираемой меры
пресечения. Ими могут быть, например, способствование раскрытию преступления,
принятие мер по заглаживанию причиненного потерпевшему вреда и иные смягчающие
обстоятельства; действия по примирению с потерпевшим, обстоятельства,
отягчающие наказание; введение режима чрезвычайного или военного положения,
вооруженные конфликты и т.п.
В отношении подозреваемого может быть
избрана любая мера пресечения из числа указанных в ст. 98 УПК РФ.
Исключительность применения меры пресечения к подозреваемому предполагает
случаи отсутствия достаточных доказательств для предъявления ему обвинения на
момент избрания меры пресечения или ситуации, когда обвинение невозможно
своевременно предъявить в результате стихийного бедствия либо иных
исключительных обстоятельств, например вследствие начала военных действий и
т.п.[12]
Закон предписывает предъявить обвинение
не позднее 10 суток с момента применения меры пресечения, а если подозреваемый
был задержан, а затем заключен под стражу - в тот же срок с момента задержания.
Указанный срок продлен быть не может. Моментом избрания меры пресечения
является дата вынесения дознавателем, следователем или прокурором
соответствующего постановления. Под моментом задержания имеется в виду
дата уголовно-процессуального задержания, предусмотренного ст. 91 УПК РФ.
Предъявление обвинения до истечения
установленного законом 10-суточного срока предполагает выполнение следующих
действий:
·
объявление
обвиняемому и его защитнику, если он участвует в уголовном деле, постановления
о привлечении лица в качестве обвиняемого;
·
разъяснение
существа предъявленного обвинения, прав обвиняемого, что удостоверяется
подписями обвиняемого, его защитника и следователя на постановлении с указанием
даты и времени предъявления обвинения в часах и минутах.
После предъявления обвинения мера
пресечения может быть сохранена, отменена или изменена.
4.
Постановление,
определение об избрании меры пресечения в уголовно-процессуальном
законодательстве РФ
Согласно ст. 101 УПК России, «об
избрании меры пресечения дознаватель, следователь, прокурор или судья выносит постановление,
а суд - определение, содержащее указание на преступление, в котором
подозревается или обвиняется лицо, и основания для избрания этой меры
пресечения».
Постановление (определение) о применении
меры пресечения должно быть мотивированным. В нем отражается информация о
преступлении, в котором подозревается или обвиняется лицо (сущность имеющегося
подозрения, предъявленного обвинения с указанием пункта, части, статьи УК РФ);
основания для избрания этой меры пресечения, изложенные в ст. 97 УПК РФ, а
также обстоятельства, предусмотренные ст. 99 УПК, которые учтены при избрании
меры пресечения. Если мера пресечения избирается дознавателем, следователем по
указанию прокурора, это должно быть отражено в соответствующем постановлении о
применении меры пресечения. Такое указание прокурор обязан дать в письменной
форме. Законом не предусмотрено объявление указанного постановления
(определения) в устной форме лицу, в отношении которого оно вынесено. Закон
предписывает вручить копию такого постановления или определения лицу, в
отношении которого оно вынесено, а также его защитнику или законному
представителю по их просьбе. Такая просьба должна быть зафиксирована письменно.
Вручение этих документов обвиняемому (подозреваемому), защитнику или законному
представителю производится под роспись.
Обязанность обеспечения вручения
упомянутых документов возложена на должностное лицо, вынесшее постановление
(определение) об избрании меры пресечения. Подозреваемому, содержащемуся под
стражей, эти документы могут быть вручены через администрацию места заключения.
Порядок обжалования решения об избрании
меры пресечения, установленный ст. ст. 123 - 126 УПК, разъясняется лицу, в
отношении которого она избрана, под роспись одновременно с вручением копии
постановления (определения) об избрании меры пресечения.
5.
Меры
пресечения, не связанные с заключением под стражу.
Подписка о невыезде
«Подписка о невыезде и надлежащем
поведении состоит в письменном обязательстве подозреваемого или обвиняемого:
1) не покидать постоянное или временное
место жительства без разрешения дознавателя, следователя, прокурора или суда;
2) в назначенный срок являться по вызовам
дознавателя, следователя, прокурора и в суд;
3) иным путем не препятствовать производству
по уголовному делу [13]
На основании постановления о применении
меры пресечения в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении
подозреваемый, обвиняемый (подсудимый) дают подписку о том, что до окончания
предварительного расследования, судебного разбирательства они обязуются не
покидать постоянное или временное место жительства без разрешения дознавателя,
следователя, прокурора или судьи; в назначенный срок являться по вызовам
дознавателя, следователя, прокурора и в суд; иным путем не препятствовать
производству по уголовному делу. При этом подозреваемому, обвиняемому
(подсудимому) разъясняется, что в случае нарушения указанных обязательств к ним
может быть применена более строгая мера пресечения - домашний арест или
заключение под стражу. Кроме того, о перемене места жительства или места
пребывания в пределах одного города также следует уведомлять дознавателя,
следователя, прокурора, судью, избравшего данную меру пресечения.
Разрешение покидать постоянное или
временное место жительства во время производства предварительного расследования,
судебного разбирательства вправе дать лишь то должностное лицо, в производстве
которого находится уголовное дело.
Подписка о невыезде и надлежащем
поведении ограничивает право гражданина на свободу передвижения, выбор места
жительства (пребывания). Под местом пребывания имеются в
виду: гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база,
другое подобное учреждение, а также жилое помещение, не являющееся местом
жительства гражданина, в которых он проживает временно.
Под местом жительства подразумеваются:
жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома
(общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для
одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и др.), а также
иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно
проживает в качестве собственника по договору найма (поднайма), договору аренды
либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской
Федерации.
О невозможности явки по вызову в
назначенный срок лицо, давшее подписку о невыезде и надлежащем поведении,
обязано заблаговременно известить дознавателя, следователя, прокурора, судью.
Такое извещение должно быть письменно зафиксировано и приобщено к материалам
уголовного дела.[14]
Данная мера практически неприменима
к военнослужащим срочной службы, находящимся на казарменном положении; в отношении
лиц, не имеющих постоянного места жительства. Подписка о невыезде - одна из наиболее
часто применяемых мер пресечения.
Подписку о невыезде следует
отличать от обязательства о явке к следователю или в суд, которое мерой пресечения
не является, а заключается лишь в обязательстве обвиняемого являться по вызову и
сообщать о перемене места жительства.
Личное поручительство
«Личное поручительство
состоит в письменном обязательстве заслуживающего доверия лица о том, что оно
ручается за выполнение подозреваемым или обвиняемым обязательств,
предусмотренных пунктами 2 и 3 статьи 102 настоящего Кодекса»[15]
Надлежащее поведение подозреваемого,
обвиняемого характеризуется тем, что он не препятствует производству по
уголовному делу, является в назначенный срок по вызовам дознавателя,
следователя, прокурора или суда, не уклоняется от исполнения требований и решений
следственных и судебных органов, предъявленных в порядке ч. 4 ст. 21 УПК РФ.
Личное поручительство может быть избрано лишь при условии письменного
ходатайства одного или нескольких поручителей, которое должно быть приобщено к
материалам уголовного дела.
В качестве обязательного условия
требуется согласие лица на применение данной меры пресечения. Оно должно быть
документально зафиксировано и получено до ее избрания. Лицу, в отношении
которого избирается эта мера, должно быть под роспись разъяснено, что в случае
ненадлежащего его поведения, уклонения от явки по вызову к нему может быть
применена более строгая мера пресечения. Личное поручительство может быть дано
одним заслуживающим доверия лицом или несколькими такими лицами. Они не должны
иметь судимости, находиться под следствием и судом, быть в иных конфликтах с
законом. Они должны обладать авторитетом и уважением по месту работы и
жительства. Они могут занимать ответственную должность в органах
государственной власти, управления, в общественных и иных организациях и т.п.
Такие лица должны быть в состоянии, в том числе с учетом их физического и
психического здоровья, обеспечить надлежащее поведение подозреваемого,
обвиняемого и его явку по вызову.
О принятии личного поручительства
отбирается подписка, в которой в обязательном порядке, наряду с отметкой о
разъяснении существа подозрения или обвинения, делается запись о разъяснении
поручителю его обязанностей и ответственности. Обязанности поручителя
заключаются в том, что он должен обеспечить явку подозреваемого, обвиняемого по
вызову и надлежащее его поведение, не препятствующее производству по уголовному
делу. Если подозреваемый, обвиняемый уклоняется от такой явки или иным путем
препятствует производству по уголовному делу, на поручителя в судебном порядке
может быть наложено денежное взыскание в размере до 100 минимальных размеров
оплаты труда.
Поручитель вправе в любой момент
отказаться от поручительства. Отказ от поручительства должен быть оформлен
письменно и приобщен к материалам уголовного дела. В этом случае при
необходимости дознаватель, следователь, прокурор, судья решают вопрос об
избрании иной меры пресечения.[16]
Наблюдение командования воинской части
Наблюдение командования воинской части применяется
только к военнослужащим по призыву и гражданам, проходящим военные сборы.
Оно призвано обеспечить их надлежащее поведение на период расследования и
судебного рассмотрения уголовного дела, исполнения приговора, а также явку по
вызову дознавателя, следователя, прокурора, судьи. Такое наблюдение заключается
в постоянном присмотре за военнослужащим и гражданином, проходящим военные
сборы, со стороны их начальников и лиц суточного наряда; в ограничениях,
связанных с запретом ношения оружия, назначением в караул и другие
ответственные наряды, направления на работу вне части в одиночном порядке,
увольнения в городской отпуск и в иных мерах, предусмотренных общевоинскими
уставами. С учетом особенностей статуса военнослужащего по призыву и порядка
прохождения им военной службы к нему может быть применена лишь одна из двух мер
пресечения: наблюдение командования воинской части или заключение под стражу.
Это правило распространяется и на гражданина, проходящего военные сборы, и
действует на период таких сборов. Избранная мера пресечения в виде наблюдения
командования воинской части после прохождения указанных сборов отменяется или
изменяется при наличии к тому оснований, поскольку гражданин выбыл из сферы воинских
правоотношений.
Наблюдение командования воинской части в
качестве меры пресечения допускается лишь с согласия подозреваемого,
обвиняемого, которое должно быть выражено в письменной форме и получено до избрания
данной меры пресечения. Постановление об избрании
указанной меры пресечения направляется командованию воинской части, а его копия
вручается лицу, в отношении которого оно вынесено. Командование воинской части
обязано письменно уведомить дознавателя, следователя, прокурора, судью о
принятии указанного постановления к исполнению и об установлении наблюдения. В
случае совершения подозреваемым, обвиняемым действий, для предупреждения
которых была избрана данная мера пресечения, командование воинской части
безотлагательно с использованием доступных средств связи сообщает об этом в
орган или должностному лицу, избравшему указанную меру пресечения. Такое
сообщение должно быть документально зафиксировано и приобщено к материалам
уголовного дела.
Присмотр за несовершеннолетним
подозреваемым или обвиняемым
Присмотр за несовершеннолетним
подозреваемым, обвиняемым обеспечивает его надлежащее поведение, с тем чтобы он
не покидал постоянное или временное место жительства без разрешения
дознавателя, следователя, прокурора или суда; в назначенный срок являлся по вызовам
дознавателя, следователя, прокурора и в суд; иным путем не препятствовал
производству по уголовному делу. Присмотр за несовершеннолетним подозреваемым,
обвиняемым может быть поручен его родителям, опекунам и попечителям или другим
заслуживающим доверие лицам, а также должностным лицам специализированного
детского учреждения при условии согласия указанных лиц взять на себя такие
обязательства. При этом согласия несовершеннолетнего на установление присмотра
не требуется.
Копия постановления об избрании данной
меры пресечения направляется лицам, которые назначены для присмотра за
несовершеннолетним подозреваемым, обвиняемым. Они дают письменное обязательство
об осуществлении присмотра. При этом дознаватель, следователь, прокурор или суд
разъясняют им существо подозрения или обвинения, а также их ответственность,
связанную с обязанностями по присмотру. Кроме того, копия указанного
постановления направляется несовершеннолетнему лицу, в отношении которого оно
вынесено, а также его защитнику (ч. 2 ст. 101 УПК РФ).
Лица, которым несовершеннолетний
подозреваемый, обвиняемый был отдан под присмотр, в случае невыполнения ими
принятого обязательства могут быть подвергнуты в судебном порядке денежному
взысканию в размере до 100 минимальных размеров оплаты труда.
Залог
«Залог состоит во внесении подозреваемым
или обвиняемым либо другим физическим или юридическим лицом на депозитный счет
органа, избравшего данную меру пресечения, денег, ценных бумаг или ценностей в
целях обеспечения явки к следователю, прокурору или в суд подозреваемого,
обвиняемого и предупреждения совершения им новых преступлений. Вид и размер
залога определяются органом или лицом, избравшим данную меру пресечения, с
учетом характера совершенного преступления, данных о личности подозреваемого,
обвиняемого и имущественного положения залогодателя.»[17]
Залог – это одна из мер пресечения, не
связанных с ограничением свободы лица. Залог целесообразно избирать в случаях,
когда нет необходимости применить более строгую меру пресечения, и особенно по
делам, по которым причинен имущественный вред. Залог может быть внесен не
только подозреваемым или обвиняемым, но и любым другим физическим или
юридическим лицом. В то же время залогодателями не могут быть государственные
предприятия, учреждения, организации, поскольку они не могут расходовать деньги
на эти цели.
Предметом залога могут быть деньги,
ценные бумаги или любые иные ценности: драгоценные металлы и камни, а также
изделия из них, картины, антиквариат, коллекции и другие вещи и произведения,
имеющие высокую стоимость в денежном выражении или значимость для истории,
науки, культуры. В необходимых случаях для определения ценности предлагаемых в
качестве залога предметов следует привлекать соответствующих специалистов. Залог
вносится на депозитный счет органа, избравшего данную меру пресечения. Принятие
и хранение залога иным способом законом не допускается.
Целью залога является
обеспечение явки подозреваемого, обвиняемого к следователю, прокурору или в
суд, а также предупреждение совершения им новых преступлений. В то же время на
основании ст. 97 УПК РФ залог может быть применен и в целях пресечения
(недопущения) действий, воспрепятствующих каким-либо образом производству по
уголовному делу (см. приложение 98 к ст. 476 УПК РФ) или исполнению приговора.
Вид и размер залога
определяются органом или лицом, избирающим данную меру пресечения. Минимальные
и максимальные пределы залога УПК РФ не устанавливает. В то же время закон
устанавливает, что вид и размер залога должны обусловливаться характером
совершенного преступления, данными о личности подозреваемого, обвиняемого и
имущественным положением залогодателя.
Перечень субъектов, которые вправе
применить залог, исчерпывающий - это суд, прокурор, а также следователь,
дознаватель (с согласия прокурора). О принятии залога составляется протокол,
копию которого вручают залогодателю. В протоколе должны быть подробно указаны
вид и размер залога, включая стоимость ценностей в денежном выражении .Если
залог вносится лицом, не являющимся подозреваемым, обвиняемым, то ему
разъясняются существо подозрения, обвинения, т.е. приводятся обстоятельства
совершения преступления, дается его квалификация. Кроме того, разъясняются под
роспись связанные с залогом обязательства и последствия их невыполнения или
нарушения. В случае невыполнения или нарушения подозреваемым, обвиняемым
обязательств, связанных с внесенным за него залогом, залог может быть обращен в
доход государства только по судебному решению и в порядке, предусмотренном ч.
ч. 3 и 4 ст. 118 УПК РФ. С этой целью составляется протокол о нарушении
участниками уголовного судопроизводства процессуальных обязанностей и (или)
невыполнении обязательств, связанных с внесенным залогом
Залог возвращается под роспись
залогодателя. О возвращении залога составляется протокол с подробным указанием
возвращенных ценностей. Протокол приобщается к материалам уголовного дела.
Домашний арест
Домашний арест - наиболее строгая
превентивная мера пресечения, не связанная с реальным содержанием лица под
стражей. Ее особенность состоит в том, что она применяется, как правило, по
месту жительства подозреваемого, обвиняемого. Домашний арест заключается в
ограничениях, связанных со свободой передвижения подозреваемого, обвиняемого
лица, и избирается исключительно в судебном порядке. Кроме того,
подозреваемому, обвиняемому может быть запрещено: общаться с определенными
лицами; получать и отправлять корреспонденцию; вести переговоры с
использованием любых средств связи.[18]
Домашний арест в качестве меры
пресечения избирается в отношении подозреваемого или обвиняемого на основании
соответствующего ходатайства по решению суда в порядке, установленном ст. 108
УПК РФ, и лишь при условии совершения им преступлений, за которые уголовным
законом предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше двух лет
при невозможности применения иной, более мягкой меры пресечения. В
исключительном случае, когда такое лицо нарушило ранее избранную меру
пресечения, домашний арест может быть избран в отношении подозреваемого,
обвиняемого в совершении преступления, за которое предусмотрено наказание в
виде лишения свободы на срок до двух лет.
При избрании ареста должны быть учтены
возраст лица, состояние его здоровья, семейное положение и другие
обстоятельства.
6.
Заключение
под стражу. Гарантии законности и обоснованности заключения под стражу
Заключение под стражу является самой
строгой мерой пресечения и применяется по судебному решению в отношении
подозреваемого или обвиняемого в совершении преступлений, за которые УК РФ
предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше двух лет при
невозможности применения иной, более мягкой меры пресечения.
При исключительных обстоятельствах эта
мера пресечения может быть избрана в отношении подозреваемого или обвиняемого в
совершении преступления, за которое предусмотрено наказание в виде лишения
свободы на срок до двух лет.
УПК РФ установил следующие
обстоятельства:
а) подозреваемый или обвиняемый не имеет
постоянного места жительства на территории Российской Федерации;
б) его личность не установлена;
в) им нарушена ранее избранная мера
пресечения;
г) он скрылся от органов предварительного
расследования или от суда.
При необходимости избрания в качестве
меры пресечения заключения под стражу прокурор, а также следователь и
дознаватель с согласия прокурора возбуждают перед судом соответствующее
ходатайство . В постановлении о возбуждении ходатайства не только излагаются
мотивы и основания, в силу которых возникла необходимость в заключении
подозреваемого или обвиняемого под стражу, но и обосновывается невозможность
избрания иной меры пресечения. К постановлению прилагаются необходимые
материалы, подтверждающие обоснованность ходатайства (например, содержащие
сведения о совершении обвиняемым или подозреваемым действий по
воспрепятствованию осуществлению правосудия или о реальной возможности
предпринятия подобных действий; о намерении скрыться; справка о том, что по
медицинским показателям он может содержаться под стражей и т.д.).
При возбуждении ходатайства о заключении
под стражу подозреваемого постановление и указанные материалы должны быть
представлены судье не позднее чем за восемь часов до истечения срока
уголовно-процессуального задержания, произведенного в порядке ст. 92 УПК РФ.
Продление этого срока УПК РФ не предусмотрено. Однако его нарушение закон не
относит к обстоятельствам, являющимся основанием для отказа судьей в принятии к
рассмотрению такого ходатайства.
Указанное ходатайство рассматривается
единолично судьей районного суда или военного суда соответствующего уровня с
участием подозреваемого или обвиняемого, прокурора, защитника, если последний
участвует в уголовном деле, по месту производства предварительного
расследования либо по месту задержания подозреваемого. По существу полученного
ходатайства судья обязан принять решение в течение восьми часов с момента
поступления материалов в суд. Время поступления материалов в суд должно быть
зафиксировано. Продление указанного срока законом не предусмотрено.
Подозреваемый, который был задержан в порядке, установленном ст. 92 УПК РФ,
доставляется в суд под конвоем. В судебном заседании вправе также участвовать
законный представитель несовершеннолетнего подозреваемого или обвиняемого. В
нем может принять участие следователь, дознаватель, в производстве которого
находится уголовное дело. Участие потерпевшего, его представителей не
предусмотрено.
Перечень решений, которые судья выносит
по результатам рассмотрения ходатайства об избрании меры пресечения в виде
содержания под стражей, является исчерпывающим:
а) об избрании такой меры ;
б) об отказе в удовлетворении
ходатайства;
в) об отложении принятия решения по
ходатайству стороны на срок не более чем 72 часа для представления ею
дополнительных доказательств обоснованности задержания.[19]
Срок 72 часа исчисляется с момента
вынесения судом соответствующего решения. При этом судья указывает в
постановлении дату и время, до которых он продлевает срок задержания. Однако в
любом случае общий срок задержания подозреваемого по подозрению в совершении
преступления не может превышать 120 часов с момента его задержания.
Согласно ст. 7 ФЗ « О СОДЕРЖАНИИ
ПОД СТРАЖЕЙ ПОДОЗРЕВАЕМЫХ И ОБВИНЯЕМЫХ В СОВЕРШЕНИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ»[20],
местами содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых являются:
·
следственные
изоляторы уголовно-исполнительной системы;
·
следственные
изоляторы органов федеральной службы безопасности;
·
изоляторы
временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел;
·
изоляторы
временного содержания подозреваемых и обвиняемых пограничных органов
федеральной службы безопасности.
Содержание под стражей при расследовании
преступлений не должно превышать двух месяцев. В этот срок включается и
нерабочее время. Истекает он в соответствующее число последнего месяца, а если
этот месяц не имеет соответствующего числа, то срок оканчивается в последние
сутки этого месяца (ч. ч. 1 и 2 ст. 128 УПК РФ).
Двухмесячный срок содержания под стражей
может быть продлен судьей районного суда или военного суда соответствующего
уровня на срок до шести месяцев. Дальнейшее продление срока содержания под
стражей допускается лишь в отношении лиц, обвиняемых в совершении тяжких и
особо тяжких преступлений, и только в случаях особой сложности уголовного дела
и при наличии оснований для избрания этой меры пресечения. Особая сложность
уголовного дела должна быть мотивирована в постановлении о возбуждении
ходатайства о продлении срока содержания обвиняемого под стражей.
Она может состоять в следующем:
а) многоэпизодность и масштабность
преступной деятельности;
б) проведение по уголовному делу сложных
и длительных судебных экспертиз;
в) расследование преступной деятельности
организованных групп или преступных сообществ;
г) необходимость направления запросов о
правовой помощи;
д) осуществление обвиняемым действий,
реально препятствующих производству по уголовному делу;
е) нахождение важных свидетелей за
пределами Российской Федерации и необходимость принятия мер по их вызову для
проведения следственных действий в России и т.д.
В этих случаях срок содержания под
стражей может быть продлен судьей того же суда до 12 месяцев по ходатайству
следователя, внесенному с согласия прокурора субъекта РФ или приравненного к
нему военного прокурора.
Срок содержания под стражей свыше 12
месяцев может быть продлен до 18 месяцев лишь в исключительных случаях в
отношении лиц, обвиняемых в совершении особо тяжких преступлений, судьей суда,
указанного в ч. 3 ст. 31 УПК РФ, или военного суда соответствующего уровня по
ходатайству следователя, внесенному с согласия Генерального прокурора РФ или
его заместителя. Такая исключительность должна быть обоснована в
соответствующем постановлении о возбуждении ходатайства о продлении указанного
срока. Она может быть вызвана, например, особой сложностью дела или наличием
иных неординарных обстоятельств. Дальнейшее продление срока не допускается.
В местах содержания под стражей
устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и
обвиняемых, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию, а также выполнение
задач, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации.
Основаниями освобождения подозреваемых и
обвиняемых из-под стражи являются:
судебное решение, вынесенное в порядке,
предусмотренном законом;
постановление следователя, органа
дознания или прокурора;
постановление начальника места
содержания под стражей или прокурора, осуществляющего надзор за исполнением
законов в местах содержания под стражей, об освобождении указанного
подозреваемого или обвиняемого в связи с истечением установленного законом
срока содержания под стражей. Освобождение подозреваемых и обвиняемых из-под
стражи производится начальником места содержания под стражей по получении
соответствующего решения суда либо постановления следователя, органа дознания
или прокурора.
Начальник места содержания под стражей
обязан не позднее чем за двадцать четыре часа до истечения срока содержания под
стражей подозреваемого или обвиняемого уведомить об этом орган или лицо, в
производстве которых находится уголовное дело, а также прокурора.
Если по истечении установленного законом
срока задержания или заключения под стражу в качестве меры пресечения
соответствующее решение об освобождении подозреваемого или обвиняемого либо о
продлении срока содержания его под стражей в качестве меры пресечения не
поступило, начальник места содержания под стражей немедленно освобождает его
своим постановлением.
Подозреваемому или обвиняемому,
освобожденному из-под стражи, выдаются личные документы, вещи, деньги,
хранящиеся на его лицевом счете, а также справка, в которой указываются срок
его содержания под стражей и основания освобождения. Подозреваемый или
обвиняемый, освобожденный из-под стражи, администрацией места содержания под
стражей в случае необходимости обеспечивается бесплатным проездом к месту
жительства железнодорожным, автомобильным или водным транспортом, питанием, а
также одеждой по сезону. В случае необходимости ему выдается денежное пособие.
7.
Процессуальный
порядок изменения и отмены меры пресечения
Мера пресечения отменяется, когда в ней
исчезает дальнейшая необходимость. Мера пресечения отменяется также в случае,
когда обвинение подозреваемому не предъявлено в течение 10 суток с момента ее
применения (ст. 100 УПК РФ). Кроме того, решение об отмене меры пресечения
принимается при прекращении уголовного дела и уголовного преследования,
вынесении оправдательного приговора, обвинительного приговора без назначения
наказания и с освобождением от отбывания наказания.
Мера пресечения может измениться на
более строгую или более мягкую, когда изменились основания для ее избрания,
предусмотренные ст. 97 УПК РФ, или изменились обстоятельства, учитываемые при
ее избрании (ст. 99 УПК РФ). Основаниями для избрания более строгой меры
пресечения могут быть:
·
изменение
обвинения на более тяжкое;
·
вменение
преступления, входящего в перечень предусмотренных ст. 108 УПК РФ;
·
появление
сведений о действиях лица, препятствующих производству по уголовному делу, и
т.д.
Основаниями для избрания более мягкой
меры пресечения могут быть:
·
изменение
обвинения на менее тяжкое;
·
исключение
из обвинения преступлений, отвечающих требованиям ч. 1 ст. 108 УПК РФ;
·
уменьшение
степени вероятности ненадлежащего поведения обвиняемого;
·
ухудшение
его здоровья;
·
изменение
его семейного положения;
·
принятие
обвиняемым мер по заглаживанию причиненного преступлением вреда, возмещению
ущерба;
·
примирение
с потерпевшим и т.д.
Отмена или изменение меры
пресечения производятся по постановлению дознавателя, следователя, прокурора
или судьи либо по определению суда
Заключение
В своей курсовой работе,
в соответствии с поставленными целями, я рассмотрела общую характеристику мер пресечения,
основания и порядок их применения, виды мер пресечения. Также наиболее подробно
мной были рассмотрены гарантии законности и обоснованности заключения под стражу
в Российской Федерации.
Меры пресечения занимают
особое место среди мер уголовно-процессуального принуждения. Под мерами
пресечения понимают меры процессуального принуждения предупреждающего
(опережающего) характера, связанные с лишением или ограничением прав и свобод
обвиняемого (в виде исключения - подозреваемого).
Меры пресечения как вид
мер уголовно-процессуального принуждения носят превентивный характер. Это
проявляется в том, что данные меры процессуального принуждения призваны
предупредить, т.е. не допустить возможную в будущем неправомерную деятельность
лиц, к которым они могут применяться.
Важнейшими условиями законного и обоснованного
применения мер пресечения являются следующие: меры пресечения применяются лишь
к лицам, в отношении которых имеются доказательства в совершении ими
преступления (обвиняемый, а в исключительных случаях — подозреваемый); лишь на
ограниченный срок; лишь при наличии указанных в законе оснований; строгость
меры пресечения должна быть согласована с тяжестью обвинения; меры пресечения
применяются с соблюдением процессуальных гарантий и процессуальной формы,
установленной для каждой из них.
Применение мер пресечения необязательно, но
неприменение надлежащей меры пресечения может повлечь за собой серьёзные
негативные последствия в виде неправомерного поведения обвиняемого (от создания
препятствия следствию до совершения новых преступлений). Необоснованное
применение мер пресечения всегда является нарушением прав и свобод человека.
Список нормативных актов и литературы, используемых в
работе
1. Конституция Российской Федерации
от 12 декабря 1993 г. "Российская газета" от 25 декабря 1993 г..
2."УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ КОДЕКС
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" от 18.12.2001 N 174-ФЗ (принят ГД ФС РФ 22.11.2001)
(ред. от 03.07.2006)
3."УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КОДЕКС
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" от 08.01.1997 N 1-ФЗ (принят ГД ФС РФ 18.12.1996)
(ред. от 02.05.2006)
4. УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ" от 13.06.1996 N 63-ФЗ (принят ГД ФС РФ 24.05.1996) (ред. от
05.01.2006)
5. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 15.07.1995 N
103-ФЗ (ред. от 15.04.2006)"О СОДЕРЖАНИИ ПОД СТРАЖЕЙ ПОДОЗРЕВАЕМЫХ И
ОБВИНЯЕМЫХ В СОВЕРШЕНИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ" (принят ГД ФС РФ 21.06.1995)
7. ПРИКАЗ Минюста РФ от 12.04.2005 N 38
(ред. от 13.01.2006) "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ О ПОРЯДКЕ ИСПОЛНЕНИЯ
НАКАЗАНИЙ И МЕР УГОЛОВНО-ПРАВОВОГО ХАРАКТЕРА БЕЗ ИЗОЛЯЦИИ ОТ ОБЩЕСТВА" (Зарегистрировано
в Минюсте РФ 25.04.2005 N 6542)
8. Комментарий к УПК РФ /Под ред. В.Т. Томина.
– 7-е изд., перераб и доп. – М.: Юрайт-М, 2004.
9. "КОММЕНТАРИЙ К УГОЛОВНОМУ
КОДЕКСУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" (постатейный) (издание 5-е, дополненное и исправленное)
(отв. ред. В.М. Лебедев) (Юрайт-Издат, 2005)
10. "КОММЕНТАРИЙ К
УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОМУ КОДЕКСУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" (постатейный) (издание
второе, переработанное) (под ред. А.Я. Сухарева) (Издательство
"Норма", 2004)
11. "О РЕАЛИЗАЦИИ ЛИЦАМИ,
СОДЕРЖАЩИМИСЯ ПОД СТРАЖЕЙ, ПРАВА НА ТАЙНУ ПЕРЕПИСКИ, ТЕЛЕФОННЫХ ПЕРЕГОВОРОВ,
ПОЧТОВЫХ, ТЕЛЕГРАФНЫХ И ИНЫХ СООБЩЕНИЙ" (В.И. Руднев) ("Журнал
российского права", 2006, N 3)
12. "ЗАДЕРЖАНИЕ И ЗАКЛЮЧЕНИЕ ПОД
СТРАЖУ ДОЛЖНЫ БЫТЬ НЕ ТОЛЬКО ЗАКОННЫМИ И ОБОСНОВАННЫМИ, НО И
МОТИВИРОВАННЫМИ" (А.В. Гриненко) ("Журнал российского права", N
3, 2005)
13. "РЕШЕНИЕ ВОПРОСА ОБ ИЗБРАНИИ В
КАЧЕСТВЕ МЕРЫ ПРЕСЕЧЕНИЯ ЗАКЛЮЧЕНИЯ ПОД СТРАЖУ: ПРОБЛЕМЫ ПРАВОПРИМЕНЕНИЯ" (О.И.
Андреева) ("Журнал российского права", N 2, 2005)
14. Глушков
А.И. Уголовный процесс: Учебное пособие. – М.: Издательский центр «Академия»,
Высшая школа, 2001.
15.Чельцов-Бебутов
М.А. Курс уголовно-процессуального права.– М.: 2003.
16.
Юридический словарь/Под общ. ред. Безлепкина. - М.: 2002.
Размещено на #"#_ftnref1" name="_ftn1" title="">[1] "КОНВЕНЦИЯ О ЗАЩИТЕ
ПРАВ ЧЕЛОВЕКА И ОСНОВНЫХ СВОБОД" (Заключена в г. Риме 04.11.1950) (вместе
с "ПРОТОКОЛОМ [N 1]" (Подписан в г. Париже 20.03.1952),
"ПРОТОКОЛОМ N 4 ОБ ОБЕСПЕЧЕНИИ НЕКОТОРЫХ ПРАВ И СВОБОД ПОМИМО ТЕХ, КОТОРЫЕ
УЖЕ ВКЛЮЧЕНЫ В КОНВЕНЦИЮ И ПЕРВЫЙ ПРОТОКОЛ К НЕЙ" (Подписан в г.
Страсбурге 16.09.1963), "ПРОТОКОЛОМ N 7" (Подписан в г. Страсбурге
22.11.1984))
[2] ПОСТАНОВЛЕНИЕ
Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 8 февраля 2006 г. N 329п2005
[3]
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 25 января 2006 г. N 692п05
[4] "КОММЕНТАРИЙ К
УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОМУ КОДЕКСУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"(постатейный)
(издание второе, переработанное) (под ред. А.Я. Сухарева) (Издательство
"Норма", 2004)
[5] ст. 102 "УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОГО
КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" от 18.12.2001 N 174-ФЗ (принят ГД ФС РФ
22.11.2001) (ред. от 03.07.2006)
[6] ст. 103 "УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОГО
КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" от 18.12.2001 N 174-ФЗ (принят ГД ФС РФ
22.11.2001) (ред. от 03.07.2006)
[7] ст. 104 "УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОГО
КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" от 18.12.2001 N 174-ФЗ (принят ГД ФС РФ
22.11.2001) (ред. от 03.07.2006)
[8] ст. 105 "УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОГО
КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" от 18.12.2001 N 174-ФЗ (принят ГД ФС РФ
22.11.2001) (ред. от 03.07.2006)
[9] ст. 106 "УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОГО
КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" от 18.12.2001 N 174-ФЗ (принят ГД ФС РФ
22.11.2001) (ред. от 03.07.2006)
[10] ст. 107 "УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОГО
КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" от 18.12.2001 N 174-ФЗ (принят ГД ФС РФ
22.11.2001) (ред. от 03.07.2006)
[11] ст. 108 "УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОГО
КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" от 18.12.2001 N 174-ФЗ (принят ГД ФС РФ
22.11.2001) (ред. от 03.07.2006)
[12] "КОММЕНТАРИЙ К
УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОМУ КОДЕКСУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"(постатейный)
(издание второе, переработанное) (под ред. А.Я. Сухарева) (Издательство
"Норма", 2004)
[13] ст. 102 "УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОГО
КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" от 18.12.2001 N 174-ФЗ (принят ГД ФС РФ
22.11.2001) (ред. от 03.07.2006)
[14] "КОММЕНТАРИЙ К
УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОМУ КОДЕКСУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"(постатейный)
(издание второе, переработанное)
(под ред. А.Я. Сухарева) (Издательство "Норма", 2004)
[15] ст. 103 "УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОГО
КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" от 18.12.2001 N 174-ФЗ (принят ГД ФС РФ
22.11.2001) (ред. от 03.07.2006)
[16] Глушков А.И. Уголовный
процесс: Учебное пособие. – М.: Издательский центр «Академия», Высшая школа,
2001.
[17] п.1, ст. 106 "УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОГО
КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" от 18.12.2001 N 174-ФЗ (принят ГД ФС РФ
22.11.2001) (ред. от 03.07.2006)
[18] Юридический словарь/Под общ. ред.
Безлепкина. - М.: 2002.
[19] "РЕШЕНИЕ ВОПРОСА ОБ
ИЗБРАНИИ В КАЧЕСТВЕ МЕРЫ ПРЕСЕЧЕНИЯ ЗАКЛЮЧЕНИЯ ПОД СТРАЖУ: ПРОБЛЕМЫ
ПРАВОПРИМЕНЕНИЯ" (О.И. Андреева)
("Журнал российского права", N 2, 2005)
[20]
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН «О СОДЕРЖАНИИ ПОД СТРАЖЕЙ ПОДОЗРЕВАЕМЫХ И ОБВИНЯЕМЫХ В
СОВЕРШЕНИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ» , № 103-ФЗ от 15 июля 1995 г., Принят Государственной Думой 21 июня 1995 года (в ред. Федеральных законов от 21.07.1998 N
117-ФЗ, от 09.03.2001 N 25-ФЗ, от 31.12.2002 N 187-ФЗ, от 30.06.2003 N 86-ФЗ,
от 08.12.2003 N 161-ФЗ, от 29.06.2004 N 58-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от
07.03.2005 N 15-ФЗ, с изм., внесенными Постановлением Конституционного суда РФ
от 25.10.2001
N 14-П)