Деятельность отдела по борьбе с организованной преступностью и коррупцией
Введение
Я, Сагателян Мнацакан
Арзуманович, студент 3 курса юридического факультета АФ РГСУ, проходил учебную
(ознакомительную) практику с 22 июня 2010 года по 5 июля 2010 года в Анапском
отделе МОО СОГВ Комитет по борьбе с организованной преступностью и коррупцией,
находящемся по адресу г-к Анапа ул. Терская, 122.
Учебная практика является
важнейшей формой подготовки студентов и составной частью учебного процесса. Она
проводится в правоохранительных органах и учреждениях государственного
управления. Практика имеет своей целью углубление и закрепление знаний
полученных в процессе теоретического обучения. В ходе учебной практики студенты
приобретают необходимые навыки, умения и опыт для работы в правоохранительных
органах, организациях и учреждениях.
Во время прохождения мною
учебной практики руководитель практики заместитель начальника Анапского отдела
МОО СОГВ Галустян Артур Сергеевич разъяснил задание на учебную практику, а
также дал индивидуальное задание, которое заключалось в ознакомлении с
деятельностью отдела СОГВ и ознакомлением с основополагающими документами,
регулирующими деятельность отдела.
За время прохождения практики
я был ознакомлен с деятельностью МОО СОГВ, изучил делопроизводство, ознакомился
с инструкциями, положениями, которые регулируют внутренний распорядок,
структуру, порядок организации и полномочия МОО СОГВ, а также с
нормативно-правовыми актами, регламентирующими его сферу деятельности.
1. Сущность организованной
преступности и коррупции
организованная преступность коррупция
Так как деятельность МОО
СОГВ направлена на борьбу с организованной преступностью и коррупцией, то
целесообразно рассмотреть сущность данных категорий, чтобы иметь более полное
представление о деятельности данного отдела.
Для этого мною были
рассмотрены соответствующие законодательные акты. В частности в ст.1
Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ "О противодействии
экстремистской деятельности" (Принят Государственной Думой 27 июня 2002
года, Одобрен Советом Федерации 10 июля 2002 года) указывается, что экстремистская
деятельность (экстремизм):
1) деятельность
общественных и религиозных объединений, либо иных организаций, либо средств
массовой информации, либо физических лиц по планированию, организации,
подготовке и совершению действий, направленных на:
- насильственное
изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской
Федерации;
- подрыв безопасности
Российской Федерации;
- захват или присвоение
властных полномочий;
- создание незаконных
вооруженных формирований;
- осуществление
террористической деятельности;
- возбуждение расовой,
национальной или религиозной розни, а также социальной розни, связанной с
насилием или призывами к насилию;
- унижение национального
достоинства;
- осуществление массовых
беспорядков, хулиганских действий и актов вандализма по мотивам идеологической,
политической, расовой, национальной или религиозной ненависти либо вражды, а
равно по мотивам ненависти либо вражды в отношении какой-либо социальной группы;
- пропаганду
исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их
отношения к религии, социальной, расовой, национальной, религиозной или
языковой принадлежности;
2) пропаганда и публичное
демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или
символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения;
4) финансирование
указанной деятельности либо иное содействие ее осуществлению или совершению
указанных действий, в том числе путем предоставления для осуществления
указанной деятельности финансовых средств, недвижимости, учебной,
полиграфической и материально-технической базы, телефонной, факсимильной и иных
видов связи, информационных услуг, иных материально-технических средств;
экстремистская
организация - общественное или религиозное объединение либо иная организация, в
отношении которых по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом,
судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете
деятельности в связи с осуществлением экстремистской деятельности;
экстремистские материалы
- предназначенные для обнародования документы либо информация на иных
носителях, призывающие к осуществлению экстремистской деятельности либо
обосновывающие или оправдывающие необходимость осуществления такой
деятельности, в том числе труды руководителей национал-социалистской рабочей
партии Германии, фашистской партии Италии, публикации, обосновывающие или
оправдывающие национальное и (или) расовое превосходство либо оправдывающие
практику совершения военных или иных преступлений, направленных на полное или
частичное уничтожение какой-либо этнической, социальной, расовой, национальной
или религиозной группы.
Также в соответствии со
ст. 1 Федерального закона Российской Федерации от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (Принят Государственной Думой 19 декабря
2008 года, Одобрен Советом Федерации 22 декабря 2008 года) коррупция - это:
а) злоупотребление
служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление
полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим
лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и
государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества
или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для
третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими
физическими лицами;
б) совершение деяний,
указанных в подпункте "а" настоящего пункта, от имени или в интересах
юридического лица;
Противодействие коррупции
в соответствии с данной статьей - это деятельность федеральных органов
государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской
Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества,
организаций и физических лиц в пределах их полномочий:
а) по предупреждению
коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции
(профилактика коррупции);
б) по выявлению,
предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных
правонарушений (борьба с коррупцией);
в) по минимизации и (или)
ликвидации последствий коррупционных правонарушений.
В соответствии со ст. 3
Федерального закона Российской Федерации от 6 марта 2006 г. N 35-ФЗ "О противодействии терроризму " (Принят Государственной Думой 26 февраля
2006 года, Одобрен Советом Федерации 1 марта 2006 года):
1) терроризм - идеология
насилия и практика воздействия на принятие решения органами государственной
власти, органами местного самоуправления или международными организациями,
связанные с устрашением населения и (или) иными формами противоправных
насильственных действий;
2) террористическая
деятельность - деятельность, включающая в себя:
а) организацию,
планирование, подготовку, финансирование и реализацию террористического акта;
б) подстрекательство к
террористическому акту;
в) организацию
незаконного вооруженного формирования, преступного сообщества (преступной
организации), организованной группы для реализации террористического акта, а
равно участие в такой структуре;
г) вербовку, вооружение,
обучение и использование террористов;
д) информационное или
иное пособничество в планировании, подготовке или реализации террористического
акта;
е) пропаганду идей
терроризма, распространение материалов или информации, призывающих к
осуществлению террористической деятельности либо обосновывающих или
оправдывающих необходимость осуществления такой деятельности;
3) террористический акт -
совершение взрыва, поджога или иных действий, связанных с устрашением населения
и создающих опасность гибели человека, причинения значительного имущественного
ущерба либо наступления экологической катастрофы или иных особо тяжких
последствий, в целях противоправного воздействия на принятие решения органами
государственной власти, органами местного самоуправления или международными
организациями, а также угроза совершения указанных действий в тех же целях;
а) предупреждению
терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и
условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика
терроризма);
б) выявлению,
предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта
(борьба с терроризмом);
в) минимизации и (или)
ликвидации последствий проявлений терроризма;
2. Цели задачи и функции
МОО СОГВ
Комитет по борьбе с
Организованной преступностью и коррупцией. Комитет межрегиональный и плотно
сотрудничает с МВД и ФСБ РФ. Это общественная организация которую основали
бывшие сотрудники МВД. В обязанности комитета входит содействие правоохранительным
органам, помощь бывшим сотрудникам МВД. Существует Фонд Поддержки сотрудникам
силовых структур. Благодаря сотрудникам комитета возбуждено уже не одно
уголовное дело по коррупции в Департаменте строительства и ГИБДД.
Цели и задачи
Межрегиональной общественной организации "Комитет по борьбе с
организованной преступностью и коррупцией" обусловленны Уставом.
Уставными целями
Организации является: оказание общественной поддержки деятельности
государственных и правоохранительных органов в борьбе с организованной
преступностью и коррупцией.
Для достижения целей в
порядке, определяемом действующим законодательством, осуществляется содействие
в консолидации усилий широкой общественности и государственных органов
направленных на оказание помощи правоохранительным органам в борьбе с
организованной преступностью, как наиболее опасной ее формой и коррупцией среди
должностных лиц, оказании общественной поддержки гражданам, в том числе и
ветеранам правоохранительных органов и силовых структур по защите их прав, свобод
и законных интересов, гарантированных КОНСТИТУЦИЕЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
Сотрудничество с
заинтересованными представителями культуры, образования, средствами массовой
информации и спорта.
Проводить воспитательную
и разъяснительную работу среди населения, в особенности среди подростков с
целью пресечения беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних, для
поднятия уровня общественной нравственности.
Оказывает общественную
поддержку заинтересованным правоохранительным органам, сотрудничает с другими общественными
объединениями в России а так же за рубежом.
Пресекать злоупотребления
служебным положением и полномочиями должностных лиц в целях получения выгоды в
виде денег ценностей и иного имущества или имущественного характера.
Предупреждение коррупции
в том числе выявление и последующее устранение причин коррупции.
3. Примеры деятельности
МОО СОГВ на практике
С 10.01.2009г. вступил в
законную силу Федеральный Закон РФ от 25.12.2008г. № 273-ФЗ "О
противодействии коррупции". Активно усилилась работа сотрудников Анапского
отдела МОО СОГВ Комитета по борьбе с организованной преступностью и коррупцией.
Заместителем начальника Анапского отдела МОО СОГВ Комитета А.С. Галустян
проведено занятие с сотрудниками милиции АЛОВДТ Азово-Черноморском УВДТ в
присутствии начальника АЛОВДТ полковника милиции Дымолазова С.М., начальника
МОБ А.О. Шакарова, начальника отдела кадров Кидун С.В. по теме "О
противодействии коррупции" Основанием для занятия послужил принятый
25.12.2008г. Федеральный Закон № 273.На занятии присутствовали сотрудники МОО
СОГВ Комитета и весь личный состав милиции АЛОВДТ. На занятии были рассмотрены
вопросы, связанные с противодействием коррупции, а также разобраны детально
статьи Закона и основные принципы противодействия коррупции.
Согласно намеченного
плана по предупреждению правонарушений на территории Краснодарского края с
22.01 по 29.01.2009 г. сотрудники МОО СОГВ Комитета ПБОП и К совместно с
сотрудниками Анапского ЛОВДТ и ЛПМ АЛОВДТ участвовали в рейде по выявлению
фактов незаконной добычи водных биоресурсов на обслуживаемом участке Анапского
района Черноморского побережья. В ходе рейда было обследовано побережье
Пионерского проспекта и Варваровского ущелья, а также другие водоёмы,
прибрежные к Анапскому району. Выявлено 6 фактов незаконной добычи. По всем
фактам возбуждены уголовные дела. Ущерб государству составляет более 500 тысяч
рублей. Материалы уголовных дел направлены в мировой суд г.-к. Анапа для
вынесения решения.
Совместно с УФМС по
городу-курорту Анапа 19.02.2009г. сотрудники МОО СОГВ Комитета ПБОП и К
прин6имали участие в рейдовом мероприятии на предмет выявления граждан,
незаконно находящихся на территории г.-к. Анапа. В ходе проведения рейда был
выявлен гражданин Узбекистана, проживающий без регистрации на территории
Су-Псехского сельского округа, который был доставлен для разбирательства в УФМС
г.-к. Анапа.
Анапским отделом МОО СОГВ
Комитета ПБОП и К в адрес начальника УВД по г.-к. Анапа Белостоцкому А.Г. был
направлен материал по административному правонарушению от 22.03.2009г., выявленного
в ходе планово-рейдового мероприятия "Правопорядок" сотрудниками
Комитета.
Заключение
В ходе прохождения мною
учебной практики в Анапском отделе МОО СОГВ я ознакомился с типовыми формами
таких документов, как протокол и постановление.
Протокол может быть
написан от руки или изготовлен с помощью технических средств.
В протоколе указываются:
1.место и дата
производства следственного действия, время его начала и окончания с точностью
до минуты;
2.должность, фамилия и
инициалы лица, составившего протокол;
3.фамилия, имя и отчество
каждого лица, участвовавшего в следственном действии, а в необходимых случаях
его адрес и другие данные о его личности.
В протоколе описываются
процессуальные действия в том порядке, в каком они производились, выявленные
при их производстве существенные для данного уголовного дела обстоятельства, а также
излагаются заявления лиц, участвовавших в следственном действии.
Протокол также должен
содержать запись о разъяснении участникам следственных действий в соответствии
с УПК РФ их прав, обязанностей, ответственности и порядка производства
следственного действия, которая удостоверяется подписями участников
следственных действий.
В случаях,
предусмотренных ст. 177, 178, 181-183, частью пятой ст. 185, частью седьмой ст.
186, ст. 193 и 194 УПК РФ следственные действия производятся с участием не
менее двух понятых, которые вызываются для удостоверения факта производства
следственного действия, его хода и результатов, за исключением случаев,
предусмотренных частью третьей ст. 170 УПК РФ.
Постановление – любое
решение, за исключением приговора, вынесенное судьей единолично, решение,
вынесенное президиумом суда при пересмотре соответствующего судебного решения,
вступившего в законную силу; решение прокурора, следователя, дознавателя,
вынесенное при производстве предварительного расследования, за исключением
обвинительного заключения и обвинительного акта.
На основании пройденной
учебной практики можно сделать вывод о том, что усвоение теоретического
материала по вопросам дознания, уголовного и уголовно-процессуального
законодательства в целом проходит более полно и объемно, если есть возможность
реально при прохождении практики лично увидеть его (законодательства)
применение.
Общее впечатление от
пройденной учебной практики – положительное. Считаю, что цель проделанной
работы – углубление и расширение теоретических знаний, получение практического
опыта – выполнена.
В целом я могу сказать,
что практика на предприятии дает совсем другое представление о бухгалтерском
учете на предприятии, о его ведении, его автоматизации, распределение
обязанностей между работниками (если организация больших размеров). Практика
это звено между теоретическими знаниями, которые даются в учебных заведения и
«настоящей» работой на предприятии в окружении специалистов.
Практика как учебный
процесс, безусловно, необходима, так как оно дает знание о фактическом процессе
сомой работы, о том, чем придется заниматься в будущем и на чем в данный момент
необходимо заострить внимание.
На мой взгляд, перед
практикой обучающемуся надо предоставлять более подробный план изучения дисциплины
при прохождении практики, так как могут возникнуть недопонимания между практикантом
и его наставником. В конечном итоге практикант запутается в данной ему
информации и поймет все неправильно, о чем сделают выводы его учителя, в
учебном заведении изучив его дневник и отчет по окончании практики.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Конституция Российской Федерации
от 12 декабря 1993 г. – М., 2009г.
2. Уголовно-процессуальный кодекс
Российской Федерации 2001 г. от 18.12.2001 N 174-ФЗ.
3. Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" (Принят Государственной
Думой 27 июня 2002 года, Одобрен Советом Федерации 10 июля 2002 года)
4. Федеральный закон Российской
Федерации от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии
коррупции" (Принят Государственной Думой 19 декабря 2008 года, Одобрен
Советом Федерации 22 декабря 2008 года)
5. Федеральный закон Российской
Федерации от 6 марта 2006 г. N 35-ФЗ "О противодействии терроризму "
(Принят Государственной Думой 26 февраля 2006 года, Одобрен Советом Федерации 1
марта 2006 года)