Правовое регулирование несостоятельности предприятия
1. Понятие и нормативно-правовые основы несостоятельности
(банкротства)
Институт несостоятельности (банкротства) - относительно новый
для отечественной системе правового регулирования и практики предпринимательских
отношений.
Несостоятельность, банкротство, неплатежеспособность - явления
одного порядка, характеризующие крайне неблагополучное положение хозяйствующих субъектов,
хотя и несовпадающие полностью по своему содержанию.
Юридическая суть несостоятельности (банкротства) состоит в том,
что хозяйствующий субъект оказывается не в состоянии выполнить свои обязательства,
взятые на себя по доброй воле или возложенные на него в силу сложившихся обстоятельств.
Нормативно-правовая основа несостоятельности (банкротства) предпринимателей
представляет собой сложившуюся разветвленную систему нормативных актов различных
уровней. В нее входят нормативные акты только федеральных органов государственной
власти. Нормы права, относящиеся к несостоятельности (банкротству), имеются в Гражданском
кодексе РФ и некоторых других законах. Особые место среди федеральных законов занимает
Федеральный закон РФ Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ (ред.
от 19.07.2009) "О несостоятельности (банкротстве)" (принят ГД ФС РФ 27.09.2002) в соответствии с Гражданским кодексом
РФ устанавливает основания для признания должника несостоятельным (банкротом) или
объявление должника о своей несостоятельности (банкротстве), регулирует порядок
и условия осуществления мер предупреждения несостоятельности (банкротства), проведения
внешнего управления и конкурсного производства и иные отношения, возникающие при
неспособности должника удовлетворить в полном объеме требования кредиторов.
2. Признаки несостоятельности (банкротство) предпринимателей
Когда гражданин или юридическое лицо не способны удовлетворить
требования кредиторов, в том числе исполнить свою временную обязанность по уплате
обязательных платежей.
Основанием для обращения в арбитражный суд по поводу признания
должника банкротом являются следующие обстоятельства:
1. гражданин неспособен удовлетворить требование кредиторов в
течение трех месяцев с момента наступления даты их истечения и если сумма его обязательств
превышает стоимость принадлежащего ему имущества (п. 1 ст. 3);
2. юридическое лицо неспособно удовлетворить требования кредиторов
в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены (п. 2 ст. 3);
3. требования к должнику - юридическому лицу в совокупности составляет
не менее пятисот, а к должнику - гражданину - не менее ста минимальных размеров
оплаты труда (п. 2 ст. 5).
Банкротство юридического лица и граждан вправе установить арбитражный
суд. При отсутствии возражений представителя должника - юридическое лицо самостоятельно
может объявить о своем банкротстве и добровольной ликвидации.
3. Разбирательство дел о банкротстве в арбитражных
судах
Наблюдение
1. Особенности Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)"
состоит в том, что в нем значительно широко представлены процессуальные нормы, регулирующие
рассмотрение дел о банкротстве арбитражными судами.
Вместе с тем изменились приоритеты в соотношении процессуальных
норм Федерального закона и норм Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Ранее рассмотрение дел о банкротстве производилось арбитражными
судами в порядке, установленном Законом о несостоятельности (банкротстве), а по
вопросам, не урегулированным Законом - в соответствии с Арбитражным процессуальным
кодексом РФ.
Теперь - напротив: дела о банкротстве юридических лиц и граждан,
в том числе зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей, рассматриваются
Арбитражным судом по правилам, предусмотренным Арбитражным процессуальным кодексом
РФ, с особенностями, установленными Федеральным законом. Дела рассматривает арбитражный
суд по месту нахождения должника - юридического лица и по месту жительства гражданина.
Дело о банкротстве не может быть принято на рассмотрение третейского суда.
2. С момента принятия арбитражным судом заявления о признании
должника банкротом официально вводится самая первая процедура банкротства - наблюдение.
Наблюдение не применяется, если это прямо предусмотрено Федеральным законом. Подобные
случаи крайне редки. Наблюдение, например, не допускается и гражданам - должникам.
Юридический факт ведения наблюдения вызывает важные правовые последствия.
С этого момента арбитражный суд, с одной стороны, и причастные к банкротству лица
- с другой, начинают действовать параллельно, но скоординировано и взаимосвязано
в направлении общей цели, с достижением которой прямое наблюдение оканчивается.
Конечная цель одна - создание всех предпосылок для вынесения арбитражным судом законного
и обоснованного акта по проектному заявлению. А завершая наблюдение, как бы подводя
его итоги, арбитражный суд вправе принять один из следующих четырех актов; совершенно
по разному определяющих судьбу должника:
решение об отказе в признании должника банкротом;
определение о введении внешнего управления;
определение о прекращении производства по делу о банкротстве.
Период наблюдения в общей сложности может продолжаться около пяти
месяцев.
На весь период наблюдения назначается арбитражный управляющий,
который именуется временным управляющим. О его назначении обязательно указывается
в определении арбитражного суда о принятии заявления и, соответственно, о введении
периода наблюдения.
Права и обязанности временных управляющих закреплены в ст. 60-61
Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)"
4. Внешнее управление имуществом должника
Внешнее управление по своей сути есть важнейшая форма предупреждения
банкротства в рамках узаконенных процедур банкротства.
Основанием для назначения внешнего управления имуществом должника
является наличие возможности восстановить платежеспособность предпринимателя - должника
с тем, чтобы он мог продолжить свою экономическую деятельность. Восстановление платежеспособности
и есть конечная цель этой процедуры банкротства. Внешнее управление вводится на
срок до двенадцати месяцев, который может быть продлен не более чем на шесть месяцев.
С момента введения внешнего управления снимаются ранее принятые
меры по обеспечению требований кредиторов, а аресты имущества должника и иные ограничения
должника по распоряжению принадлежащим ему имуществом могут быть наложены исключительно
в рамках процесса о банкротстве.
Серьезные последствия введения внешнего управления - установление
моратория, т.е. приостановление исполняемых должником денежных обязательств и платежей.
В процедуру внешнего управления, как и при наблюдении первым начинает
активно действовать внешний управляющий. Он назначается арбитражным судом одновременно
с введением внешнего управления.
С самого момента введения внешнего управления: руководитель должника
отстраняется от должника, управление делами должника возлагается на внешнего управляющего;
прекращаются полномочия органов управления должника.
Некоторые полномочия внешнего управления могут быть сведены в
две группы.
Первая связана с ревизией, проверкой действий совершенных хозяйствующим
субъектом - должником и приведших к его банкротству или способствовавших этому.
Вторая группа - составленная инициативная компетентная деятельность
по выводу хозяйствующего субъекта из неплатежеспособного состояния.
5. Конкурсное производство
Конкурсное производство открывается по решению арбитражного суда
о признании должника банкротом. Суд принимает такое решение, когда:
а) при осуществлении процедуры наблюдения будут установлены признаки
банкротства должника при отсутствии оснований для введения внешнего управления;
б) оказались неудовлетворительными результаты внешнего управления.
Конечная цель конкурсного производства - соразмеренное удовлетворение
требований кредиторов.
Достижение цели необходимо проводить в условиях, обеспечивающих
охрану должника, кредиторов, других причастных к банкротству лиц от неправомерных
действий в отношении друг друга.
Достижение цели конкурсного производства служит, прежде всего,
широкая гласность в его осуществлении. Информация о признании арбитражным судом
должника банкротом и об открытии конкурсного производства публикуется за счет должника
в "Вестники Высшего Арбитражного Суда РФ" и официальном издании государственного
органа по делам о банкротстве и финансовому оздоровлению.
Публикацию осуществляют: арбитражный суд, принявший такое решение
по неудовлетворительности результатом процедуры банкротства: конкурсный управляющий,
если подобное решение вынесено арбитражным судом при завершении процедуры внешнего
управления.
Конкурсный управляющий назначается арбитражным судом одновременно
с вынесением о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.
Конкурсный управляющий организует всю работу по достижению цели
внешнего управления, для чего он наделен соответствующими полномочиями, в частности:
анализирует финансовое состояние должника; передает на хранение документы должника,
подлежащие обязательному хранению в соответствии с федеральными законами и иными
правовыми актами; уведомляет работников должника о предстоящем увольнении в соответствии
с законодательством РФ о труде.
Важна, конечно, последовательная и полная реализация конкурсным
управляющим всех своих полномочий, но особое внимание надо обратить на те, что касаются
формирования конкурсным управляющим конкурсной кассы.
Конкурсная касса состоит их двух относительно обособленных частей.
Первая - имущество, имеющееся в наличии во владении, пользовании и распоряжении
должника на момент открытия конкурсного производства. Вторая часть - имущество,
выявленное в ходе конкурсного производства.
Конкурсный управляющий также принимает меры к сохранению наличного
имущества должника, к недопущению необоснованного его уменьшения.
Часть первая ГК РФ определила еще один возможный источник пополнения
конкурсной массы. Речь идет об учредителях (участниках) хозяйствующего субъекта
- должника и собственниках его имущества.
Важнейшая стадия конкурсного производства - продажа имущества
должника. После завершения формирования конкурсной массы, определения круга конкурсных
кредиторов и продажи имущества должника самым ответственным делом становится погашение
долгов перед кредиторами. Вне очереди покрываются судебные расходы, расходы, связанные
с выплатой вознаграждения арбитражным управляющим, текущие коммунальные эксплуатационные
платежи должника, а также удовлетворяются требования кредиторов по обязательствам
должника, возникших в ходе наблюдения, внешнего управления и конкурсного производства.
После завершения расчетов кредиторами конкурсный управляющий обязан
представить в арбитражный суд отчет о результатах проведения конкурсного производства,
к отчету прилагается: документы, подтверждающие продажу имущества должника; реестр
требований кредиторов с указанием размера погашенных требований кредиторов: документы,
подтверждающие погашения требований кредиторов.
6. Мировое соглашение
Еще одной попыткой спасти предприятие, не способное удовлетворить
требования кредиторов, является возможность заключить мировое соглашение между должником
и конкурсным кредиторами (т.е. кредиторами, чьи требования признают арбитражным
судом). Мировое соглашение может быть заключено на любом этапе производства по делу
о несостоятельности (банкротстве) предприятия. Мировое соглашение может быть заключено
лишь с определенным кругом конкурсных кредиторов. Мировое соглашение заключается
в предоставлении должнику отсрочки или рассрочки в удовлетворении требований конкурсных
кредиторов.
Мировое соглашение вступает в силу после утверждения его арбитражным
судом и считается принятым, если за него высказалось не менее двух третей (исходя
из сумм требований) конкурсных кредиторов четвертой и последующих очередей. Мировое
соглашение может включать положения по поводу погашения обязательных платежей в
бюджет и внебюджетные фонды, возникшие в течение года со дня открытия конкурсного
производства.
Закон не допускает заключение мирового соглашения об отсрочке
или рассрочке капитализации платежей, связанных с причинением вреда жизни и здоровью
граждан. Мировое соглашение не может быть заключено по задолженности по заработной
плате, отчисления в Пенсионный фонд РФ, выплате пособий, вознаграждений по авторским
и лицензионным договорам.
В течение двух недель после утверждения мирового соглашения арбитражным
судом, кредиторы должны получить удовлетворение своих требований в размере не менее
35 процентов суммы долга. Рассрочка платежа приводит к увеличению размера требований
и определяется размером соглашения сторон.
Конкурсные кредиторы, не согласные на заключение мирового соглашения,
сохраняет право на условия не худшие, чем для согласившихся на мировое соглашение
кредиторов, требования которых отнесены к одной очереди.
Закон устанавливает, что при заключении мирового соглашения его
условия (отсрочка и (или) рассрочка причитающихся кредиторам платежей или скидка
с долгов, а также сложение недоимок по обязательным платежам в бюджет и внебюджетные
фонды и возврат излишне поступивших сумм) допускаются лишь в установленных случаях
и порядке.
Мировое соглашение может быть расторгнуто на основании соглашения
сторон или решения арбитражного суда. Последнее может иметь место в случаях, когда
мировое соглашение не выполняется либо финансовое положение предприятия-должника
продолжается ухудшается, а также в случае, когда должником совершены действия, которые
наносят ущерб правам и законным интересам кредиторов. Расторжение мирового соглашения
влечет возобновление производства по делу о несостоятельности (банкротстве) предприятия.